Организация объединенных наций

Международный день борьбы со злоупотреблением наркотиками

Сотрудник отдела по борьбе с наркотиками либерийской полиции наблюдает за уничтожением партии марихуаны.


7 декабря 1987 года Генеральная Ассамблея приняла резолюцию 42/112, в которой постановила отмечать 26 июня как Международный день борьбы со злоупотреблением наркотическими средствами. Цель этого дня – усилить сотрудничество для создания международного общества, свободного от наркомании. Ежегодно в поддержку Дня выступают частные лица, сообщества и организации, целью которых является распространение информации о проблеме злоупотребления наркотиками.


Положить конец стигме и дискриминации, усилить профилактику

Мировая проблема злоупотребления наркотиками затрагивает миллионы людей во всем мире. Большинство людей, употребляющих наркотики, сталкиваются со стигмой и дискриминацией. Управление ООН по наркотикам и преступности (УНП) признает важность подхода к наркополитике, ориентированного на людей, с упором на права человека, сострадание и научно-обоснованные практики.

Международный день борьбы со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом отмечается ежегодно 26 июня. Цель кампании этого года — повысить осведомленность о важности уважительного и сочувственного отношения к людям, употребляющим наркотики; предоставления основанных на фактах добровольных услуг для всех; предложения альтернатив наказанию; приоритета профилактики; и руководства с состраданием.


Всемирный доклад о наркотиках

Ежегодно УНП ООН выпускает Всемирный доклад о наркотиках, содержащий ключевые статистические и фактические данные, полученные из официальных источников. Управление продолжает предоставлять факты и практические решения для урегулирования глобальной проблемы наркотиков. Сегодня отрасли здравоохранения и правосудия находятся под давлением, а доступ к услугам и поддержке затруднен.

  • Стратегическая координация на самом высоком государственном уровне
  • Профилактика наркомании
  • Сокращение предложения наркотических веществ
  • Объединение сил всех заинтересованных сторон

Борьба с наркоманией в цифрах

Таблица 1: Статистика по наркотикам в Эстонии

ПараметрЗначение
Преступления1200
Наркозависимые3000
Смертность150

Таблица 2: Сравнение с прошлым годом

Параметр20202021
Преступления13001200
Наркозависимые32003000
Смертность180150

Правительственная комиссия по профилактике наркомании

Информация о создании правительственной комиссии, подробное описание задач, список членов комиссии и права комиссии изложены в распоряжении Правительства Республики № 164 Формирование правительственной комиссии по профилактике наркомании.

Важные цели

Политика Эстонии в отношении наркотиков до 2030 года является стратегическим документом, определяющим основные цели борьбы с наркоманией в течение следующих десяти лет.

Участники

При создании политики в отношении наркотиков были задействованы Министерство внутренних дел, Министерство социальных дел, Министерство юстиции и другие организации.

Исходные позиции

Основные принципы, представленные в документе, ориентированы на государственные учреждения и предполагают сотрудничество со всеми заинтересованными группами.

Обновление

Последнее обновление политики проведено 16.01.2024 года.

Волонтеры и борьба с наркотиками

Куратор проекта Наркостоп Нуржан Жакупов поделился информацией о работе волонтеров по борьбе с наркотиками.

Проект Наркостоп

Проект включает в себя различные направления, такие как помощь зависимым, профилактика наркомании, контент-производство и другие деятельности, целью которых является поддержка молодежи.

Деятельность волонтеров

Волонтеры проекта оказывают помощь через call-центр, проводят лекции, участвуют в анонимной работе с зависимыми и их родителями, а также занимаются производством контента.

Заключение

Проект Наркостоп также работает над предложениями по изменению законодательства, основываясь на практическом опыте.

Проект Наркостоп: помощь и поддержка

С начала этого года было проведено около 300 мероприятий различного формата с участием вузов и ссузов. Это лекции, совместные акции по закрашиванию надписей на стенах, а также месячник антинаркотической тематики. Всего за этот год было закрашено 52 тыс. надписей на стенах, причем в этих мероприятиях приняли участие почти 18 тыс. человек. Главную роль в этом играют волонтеры проекта.

Поддержка и волонтёрство

Куратор проекта, Нуржан Жакупов, подчеркнул, что среди волонтеров есть те, кто сам пережил наркозависимость, и благодаря проекту Наркостоп смог начать новую жизнь. По его словам, мировая статистика показывает, что только 15% людей самостоятельно выходят на устойчивую ремиссию после терапии. Проект помогает не только зависимым, но и их близким в процессе реабилитации и после нее.

Важная роль волонтеров

Волонтёры активно участвуют в различных мероприятиях, включая закраску надписей на стенах. Они также следят за сайтами, где продаются наркотики, и передают информацию в правоохранительные органы. Но самое ценное – опыт и поддержка тех, кто уже прошел через зависимость, и может помочь другим в сложные моменты.

Поддерживаем с теплотой

Проект Наркостоп организует различные мероприятия, такие как киновечера с обсуждением фильмов, настольные игры, и многое другое, чтобы помочь бывшим зависимым избежать рецидивов. Дети из неблагополучных семей также являются желанными гостями центров проекта, где им помогают найти спонсоров и организовывают оплату занятий и других мероприятий.

Проект Наркостоп – это большая дружная семья, в которой каждый находит поддержку, понимание и возможность помочь другим.

Отметим, что на уровне госорганов продолжается активная работа по борьбе с наркотиками. Представитель МВД Шугыла Турлыбек сообщала, что продолжается спецоперация «Карасора», направленная на противодействие культивированию, заготовке и вывозу конопли из южных регионов страны, а также пресечение деятельности организованных преступных групп, специализирующихся на распространении наркотиков, в том числе их новых видов. По данным полицейских, только за месяц изъято 642 кг марихуаны и 4 кг синтетики, выявлено 233 преступления, в том числе 87 фактов сбыта, 33 незаконного хранения наркотиков в особо крупном размере, 86 фактов культивирования наркосодержащих растений. Выявлено 4 нарколаборатории. Из незаконного оборота изъято более тонны наркотиков, в том числе 642 кг марихуаны, 29 кг гашиша, 4 кг синтетики и около 1 кг героина.

В акимате Алматы также принимают дополнительные меры, совместно с Департаментом полиции и акиматами районов, чтобы противостоять распространению наркотиков.

На встрече с населением Турксибского района аким мегаполиса Ерболат Досаев заявил, что распространение наркотиков и наркомании, особенно среди молодежи — это один из острых вопросов, стоящих на повестке дня у акимата.

«Сегодня, к сожалению, это стало доходным бизнесом для молодежи – доставка по рекламе черных пакетиков. Мы постоянно их вылавливаем, накладываем административные штрафы. Это общая проблема для города, и Турксибский район не исключение. Совместно с акимами районов и Департаментом полиции города мы сейчас развернули большую работу, плюс развернута программа «Наркостоп» с привлечением различных организаций, которые нам помогают. Кроме того, неправительственные организации помогают закрашивать все эти рекламные объявления. Точки закладок постоянно меняются, будет установлено 585 камер дополнительно — я дам поручение акиму района. Если вы знаете адреса, кроме тех, которые мы имеем в рамках работы с Департаментом полиции, пожалуйста, поделитесь», — сказал на встрече с населением аким Ерболат Досаев.

Полиция продолжает выявлять и задерживать преступников, способствующих наркотрафику. Так, возбуждено уголовное дело в отношении лидера ОПГ, которая насчитывала 11 человек. Преступная группировка наладила сбыт наркотиков в Астане, Кокшетау и Караганде бесконтактным способом, через мессенджер.

Задержания членов ОПГ были проведены в апреле текущего года, когда наркополицейские совместно со спецподразделениями СОБР и “Сункар” одновременно в трех городах задержали 11 преступников, провели обыски по девяти адресам с привлечением служебно-розыскных собак.

В ходе следствия доказано, что каждый участник ОПГ выполнял четко определенные роли: расфасовка, хранение, транспортировка или распространение наркотиков, контроль денежных поступлений и расходов группировки.

Так, один из преступников отвечал за хранение и перевозку особо крупных партий наркотиков по городам, охваченным преступным бизнесом. Второй – за контроль финансовых поступлений и расходов: выплату “заработной платы” рядовым участникам ОПГ, штрафы за “утерянные” наркотики и так далее. Одна из участниц преступной группы обеспечивала работу интернет-каналов, через которые реализовывались наркотики. В них она также активно вовлекала новых клиентов: проводила онлайн-конкурсы, розыгрыши и акции.

Примечательно, что одной из участниц группировки является несовершеннолетняя студентка 2 курса колледжа. Из незаконного оборота изъято три килограмма наркотиков. В качестве вещественных доказательств к уголовному делу приобщены денежные средства в национальной и иностранной валюте, сотовые телефоны, ноутбуки, сим-карты, которые использовались в преступной деятельности. Прекращена работа трех интернет-магазинов по продаже наркотиков.

Отмывание доходов от незаконного оборота синтетических наркотиков

Организация объединенных наций

Факты и цифры

Наркоторговцам необходимо переводить деньги по всей цепочке поставки – от покупателей поставщикам и обратно производителям наркотиков. Такому потоку «грязных денег» необходимо маскироваться под легальные операции, чтобы казаться законным и за счет этого избегать обнаружения властями. Это и называется отмыванием денег. В глобальной перспективе доходы от незаконного оборота наркотиков являются одним из крупнейших источников незаконных или грязных денег, которым необходимо отмывание. По оценкам УНП ООН, доля глобального отмывания денег составляет примерно 2,7 % мирового ВВП.

Выявление отмывания денег включает в себя как объективные, так и субъективные компоненты. Объективную составляющую легко доказать, поскольку она включает денежные переводы и другие финансовые операции. Субъективный аспект касается подозрения в том, знает ли отмывающий деньги, что они получены как доходы от преступлений.

Процесс отмывания денег состоит из следующих этапов:

Этап 1. Размещение

На этапе размещения отмыватель вводит грязные деньги в финансовую систему. Если доходы от незаконного оборота наркотиков представляют собой наличные деньги, это можно сделать путем их внесения на банковский счет. Этот этап считается наиболее уязвимым для лиц, занимающихся отмыванием денег, поскольку на нем может быть отслежен контакт с незаконными деньгами.

Этап 2. Лейеринг

На этапе лейеринга (запутывания следов) отмыватель перемещает грязные деньги между разными счетами. Этого можно добиваться посредством денежных переводов, конвертируя средства из одного вида активов в другой с использованием сложных транзакционных схем. Цель состоит в стирании связи между средствами и торговлей наркотиками, чтобы затруднить разоблачение отмывания денег.

Этап 3. Интеграция

На этапе интеграции представляется, что грязные деньги имеют законный источник и происхождение, поскольку связь с продажей наркотиков в значительной степени была стерта. Теперь отмыватель может использовать средства без риска быть разоблаченным как преступник.

Организация объединенных наций

Описанные выше три этапа не всегда наблюдаются одновременно, а в некоторых случаях ряд этапов могут объединяться в одну схему.

Чтобы нарушить цикл отмывания денег и противодействовать его работе, правительствам необходимо следующее:

Ранние требования о криминализации отмывания денег и о введении мер по борьбе с отмыванием денег появились в Конвенциях ООН по борьбе с наркотиками, транснациональной организованной преступностью и коррупцией. Впоследствии эти требования были более подробно изложены Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (Financial Action Task Force, FATF). Резолюции Совета Безопасности ООН 1617 (2005 года) и 2462 (2019 года) обращаются ко всем государствам-членам с призывом полностью выполнять рекомендации FATF.

Система борьбы с отмыванием денег для государств-членов довольно сложная и включает:

УНП ООН уполномочено Генеральной Ассамблеей ООН оказывать помощь государствам-членам в создании национальных систем по борьбе с отмыванием денег.

Ресурсы

В рамках своей Глобальной программы по борьбе с отмыванием денег УНП ООН предлагает государствам-членам политические консультации, экспертизу законопроектов, обучение и помощь в области международного сотрудничества. Более подробная информация доступна здесь.

Видео УНП ООН про борьбу с отмыванием денег

В этом коротком видео представлен обзор отмывания денег и того, как правительства могут бороться с такими преступлениями и предотвращать их.

Европол об отмывании денег

Организация объединенных наций

Отчет США о международной стратегии контроля над наркотиками – отмывание денег

Организация объединенных наций

Международные стандарты по борьбе с отмыванием денег и типологиям отмывания денег

Организация объединенных наций

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *