Уже второй месяц как на
территории Нагорного Карабаха возобновились боевые действия и напряженность в
зоне конфликта со временем только нарастает. На сегодня жертвы исчисляются
сотнями с обеих сторон. Возобновление
военной активности в регионе, где относительный мир установился с 1994 года,
вызвало озабоченность во всем мире. Многие страны призвали стороны к
прекращению боевых действий. Как всегда, главенствующую роль посредника взяла
на себя Россия. Заявление по ситуации сделал и МИД РЮО.
Надо отметить, что с
Нагорным Карабахом у нашей Республики давние дружественные отношения. В 70-х годах столица НКР Степанакерт стала
побратимом Цхинвала: каждый год делегации из Нагорного Карабаха (Арцаха)
приезжали на юг Осетии, юго-осетинские представители – в Карабах. Ну а в 80-х
годах именно Нагорный Карабах стал символом борьбы за национальное
самоопределение. Вскоре, война за суверенитет началась и в Южной Осетии.
Вообще, с Арцахом у юга Алании в новой истории немало общего. Земли Карабаха
исторически являются территорией расселения армянского этноса, но в 1921 году
были переданы решением большевиков в состав Азербайджана. Так же территорию юга
Осетии (и даже больше) исторически населяли
наши предки, однако в советский период она была отдана советской Грузии. Ну а в
конце 80-х и Карабах и Южная Осетия начали свою борьбу за свободу. По нраву
наши народы также похожи. Интересно, но карабахцев порой даже называют
армянскими «кударцами».
Наибольшей известностью
в Арцахе пользовался Мирза Абаев. В 1992 году он
прибыл добровольцем в Нагорный Карабах из России. До этого активно
участвовал в осетино-грузинской войне. В Арцахе первоначально воевал в мартунинском полке под командованием Монтэ Мелконяна,
затем сам возглавил отряд ополченцев. Мирза Абаев со своим отрядом участвовал в
боях на самых ответственных участках фронта. В 1993 году батальон под
командованием Абаева разгромил азербайджанских бойцов в Физули, тем самым часть
Физули перешла под юрисдикцию армян. Бойцы подразделения проявляли чудеса
храбрости, воинского умения. Яркий пример – им удалось захватить 23
азербайджанских БМП и 5 танков.
В 1994 году легендарный
комбат Абаев пал в боях за поселок Джебраил. Несмотря на смерть Абаева,
Джебраил (Джамкан) был взят. В 1995 году майору Абаеву было посмертно присвоено
звание «Герой Арцаха», а на месте гибели легендарного
командира у селения Джебраил установлен памятник осетинским
добровольцам, воевавшим в НКР.
Борис Алиев в 1992 году
вместе с осетинскими добровольцами прибыл в Арцах. По прибытии сразу же
возглавил роту батальона особого назначения. С первых дней участвовал в боях на
самых тяжелых участках фронта, а именно в Мардакерте, Мартуни, Кельбаджаре. В
1993 году старший лейтенант Борис Алиев со своим подразделением был отправлен в
Мардакертский район, где шли ожесточенные бои за каждый участок земли. В этом
бою Борис Алиев и его рота особо отличились
при взятии города Мардакерт. Бои продолжались три дня. Мардакерт был
взят, однако командир роты Борис Алиев пал
в этом неравном бою. В НКР его
хорошо помнят жители Мардакертского
района, здесь есть улица имени Бориса Алиева. Посмертно ему было
присвоено звание «Герой Арцаха». Борис Алиев считается одним из самых опытных
полевых командиров армии Арцаха.
Среди осетинских бойцов
надо отметить полевого командира и танкиста Заурбега Бароева, который был награжден
орденом «За боевые заслуги». В Арцахе отметился тем, что подбил более двух
десятков БМП. В военных хрониках особо отмечали умение Заурбега Бароева, у него
даже было прозвище «Противотанк».
В
войне в Нагорном Карабахе принимали участие многие кавказские народы – осетины, чеченцы, ингуши, лезгины, талыши.
Осетины и лезгины были на стороне армян, а ингуши, чеченцы, талыши – на стороне
азербайджанцев. Еще были кабардинцы, которые воевали за карабахцев, и аварцы,
проживающие в Азербайджане, воевавшие за Баку. Хотя они были не добровольцами, азербайджанцы их насильно отправляли в
бой. Что касается других народов, то были еще греки, ассирийцы, езиды, курды.
Представители первых трех народов воевали за армян, курды – за азербайджанцев.
На фото –
участники осетинского добровольческого батальона тех лет.
Интервью Альберта Андиева посетителям сайта “Осрадио”:http://osradio.ru/intervju/6903-nashi-intervju-albert-andiev.html
Отрывок из программы “Русский взгляд”:
ДМИТРИЙ ДЮЖЕВ: Он говорит, что не воюет с национальностями и верой людей, он воюет с врагом. В Косове он воевал вместе с народом, который пытался защитить часть своей территории. Он считает, что защищал там свою родину, хотя родился в несколько тысяч километров от этой земли. В студии программы «Русский взгляд» Альберт Андиев.
ДМИТРИЙ ДЮЖЕВ: Здравствуй, Альберт, проходи, пожалуйста.
ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Здравствуйте, Альберт.
АЛЬБЕРТ АНДИЕВ: Здравствуйте.
ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Скажите, пожалуйста, почему вы воевали на стороне сербов? Ведь албанцы говорят, что Косово это тоже их территория.
АЛЬБЕРТ АНДИЕВ: Если мужчина задает себе такой вопрос, он по-моему, не является мужчиной. Почему? Или ты делаешь то, что считаешь нужным, что ты должен это сделать, или не делаешь.
ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Когда вы для себя поняли, что все-таки это территория сербов, и вы должны стать на сторону сербов, а не на сторону албанцев?
АЛЬБЕРТ АНДИЕВ: Я это не понял, я это почувствовал. Я понял, что кто-то у кого-то хочет забрать, что ему никогда не принадлежало. И меня не интересовало, какую веру имеет та национальность, или тот народ, который хочет что-то забрать, что ему не принадлежит. Я воевал с врагом. Я не воевал с мусульманами, католиками или православными. Ведь личность врага не имеет национальности.
АЛЬБЕРТ АНДИЕВ: Я, если честно, ждал, что сначала Россия не позволит, чтобы случилось то, что случилось с Югославией, хотя фактически Россия никаких обязательств перед Югославией не имела. Югославия не была в Варшавском пакте или союзе.
ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Тем не менее сербы всегда ждали поддержку России.
АЛЬБЕРТ АНДИЕВ: Для серба Россия – батюшка. Они так и говорят «батюшка», когда думают о России.
ДМИТРИЙ ДЮЖЕВ: Альберт, скажите, всех добровольцев, воюющих в армии, называют наемниками. Вы получали деньги?
АЛЬБЕРТ АНДИЕВ: А вы не видите на моем лице то, что я заработал. Нет? Сколько денег вы видите на моем лице? Единственный грех, который я не могу взять на свою душу, это убивать за деньги. Могу убить бесплатно того, кто заслужил это. Я не изверг. Но разрешить кому-то издевался над кем-то только из-за того, что за его спиной стоит кто-то сильнее, я позволить не могу. Есть одна старая такая русская поговорка. Лучше умереть стоя, чем жить на коленях!
ДМИТРИЙ ДЮЖЕВ: Вы остались и сейчас живете в Сербии?
АЛЬБЕРТ АНДИЕВ: Да. У меня там семья.
ДМИТРИЙ ДЮЖЕВ: Если возникнет нужда, вы снова пойдете воевать?
ДМИТРИЙ ДЮЖЕВ: Много там таких, как вы?
АЛЬБЕРТ АНДИЕВ: Я имел честь быть на войнах. Я не хочу сказать, что я люблю войны, я их не люблю. Потому что война приносит еще и такую беду, когда ты теряешь боевых товарищей, но она приносит и счастье узнать таких людей, которые были рядом со мной. Таких людей я мог узнать только на войне. Ведь в мирное время ты можешь прожить сто лет с человеком, не зная его. А здесь за минуту узнаешь, кто он, как дышит, и так далее и тому подобное.
ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Альберт, вы помните тот день, когда вы поехали в Косово, при каких это было обстоятельствах?
АЛЬБЕРТ АНДИЕВ: Когда началась бомбардировка Косово и Метохии, я просто встал и пошел в посольство. Я тогда был в Киеве, они вызвали посла, я ему сказал или ставите мне визу в паспорт, я пойду по закону, или я своими путями доберусь сам и буду делать то, что считаю нужным. Он так смотрел на меня полчаса, потом ударили штамп в паспорт, и я поехал.
ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Альберт, а ваши родные и близкие не пытались вас отговорить, все-таки это очень опасно?
АЛЬБЕРТ АНДИЕВ: Я все-таки родился на Кавказе. Моё решение последнее.
ДМИТРИЙ ДЮЖЕВ: Спасибо, что пришли к нам, присаживайтесь, пожалуйста. ***АЛЬБЕРТ АНДИЕВ: Я верю в это. Но лично у меня есть люди, которые по-русски не говорят, но являются больше православными, чем я, являются больше русскими, чем я. Действительно, купи книги. Если это единственное, что ты можешь сделать. Ты не должен воевать, сделай то, что можешь, купи книги, вырасти дерево, собери плоды, пошли детям. И дети почувствуют то, что почувствует твоё сердце, они едят яблоки, а с ними остаются кусочки твоего сердца. То есть ты им передаешь то, что имеешь в себе, в душе. Кстати, меня крестили в Сербии. Вот этот крест я ношу, я никогда его не снимаю. Для меня вот это русский взгляд!
Альберт Андиев и Эдуард Кокойти после “Пятидневной войны”.
Информация о волонтерах-осетинах принимавших участие в национально-освободительной войне в Арцахе крайне скудна. Известно об одном отряде осетин, входивших в состав ВС республики:
Армянские вооружённые формирования периода Карабахской войны.
Мирза Абаев (посмертно)
Нурмагомед Будаев (посмертно)
Борис Алиев (посмертно)
Алихан Шамхиев (посмертно)
О составе отряда есть такие данные (копирую с армянских форумов):
“Осетины прибыли в Арцах в 1992 году. Отряд состоял состоял из 36 человек, из них 30 были осетины, 3 армянина, 1 кабардинец, 1 русский, 1 татарин. Кадровых военных было 20, остальные ополченцы. Хотя все были опытными – воевали против грузин и ингушей. Все добровольцы погибли за исключением 7 человек”.
Более подробная инфа о бойцах такая:
Последние два “отметились тем, что в районе Зангелан-Кубадлы захватили 90 азербайджанских боевиков и гоняли их аж до Степанакерта. Среди них, помимо азербайджанцев, были русские и чеченцы”.
Думаю, тут имеет введу все же отряд, а не то, что два человека гоняли “90 человек”.
Отдельный рассказ о командире “осетинского отряда” Мирзе Абаеве:
“Про Абаева расскажу с удовольствием, он был вашим командиром, когда погиб, уносил с поля боя его я. Он был командиром осетинских бойцов (осетинского взвода), опытный военный, до Арцаха воевал против ингушей и грузин. Особенно отметился в войне против грузин.
Прибыл он в Арцах в 1992 году, как и весь осетинский взвод. Сначала был командиром роты, позже стал командиром батальона, и так прошел всю войну. Был майором по званию, кстати. Знаешь, брат, он легенда, как для осетинского народа, так и армянского. Он для нас многое сделал. Только один он сумел захватить 23 вражеских БМП и 5 танков! Воевал он вообще героически, выкладывался по полной программе! Даже как-то сказал, что будет воевать до тех пор, пока азербайджанцы сами не сдадутся.
Мирза Абаев награжден посмертно орденами “Герой Арцаха” и “Золотой Крест”.
Мы имеем две фотографии Мирзы (справа):
Фотографии сделаны в один день:
Собственно данные не новые, и очень слабые. Нужны дополнительный исследования.
Недавно в сети появилось видео, которое подписано так:
“Осетин Мирза Абаев, павший с армянскими фидаи в Арцахе за освобождение города Джабраил (ныне Джракан) говорит о важности самообороны народа и законе жизни. Абаев почитается как собственный герой армянского народа.
“Тот народ, который не может защитить свою землю, не может он его отстоять, в бою или в кулачном бою, не имеет значения, этот народ не имеет право вообще существовать, о жизни я уже говорить не могу”.
Если все данные верны, то это пока единственная видеозапись С Мирзой Абаевым, которой мы располагаем.
UPD. В комментах выяыснили, что на видео все-таки не Мирза.
Сегодня мы продолжим тему организации “Рæстдзинад”, начатую в следующих постингах:
Я считаю, что любой осетин, считающий себя патриотом должен прочитать эти книги. Это один из тех пограничных столбиков, который разделяет настоящего осетина и манкурта “без рода и племени”
Так и живем: одни старшие ругают, а другие подают пример.
«Они все собираются избрать себе вожака, составить собственные законы,придумать собственные обычаи, но никогда не выполняют задуманного,потому что их памяти не хватает до следующего дня. В оправдание себе обезьяны сочинили поговорку:„То, о чём Бандар-лог думает теперь,джунгли подумают позже“»Редьярд Киплинг “Книга джунглей”.________
Давайте рассмотрим как происходит процесс распространения слухов в ингушской блогосфере на конкретном примере. Есть такое существо – Хаджимурат Костоев. Сказочник известный, плодовитый. И есть у этого сказочника практически программный документ “борьбы с осетинским фашЫзмом”. Зачитаем некоторые мысли оттуда:
Каков “борец с фашизмом”! Какой слог! Настоящий к1онах! А как он исследует “генетический сатанизм” (термин-то какой!) осетин! С помощью нартовского эпоса:
Кэш гугла – такая вещь, что практически все написанное в сети хоть раз, бесследно никогда уже не исчезнет. Вот тут была опубликована статья очередного, ха, “специалиста”. По непонятной причине запись стала закрытой, однако благодаря кэшу можно увидеть, что там было написано и даже оценить :
Ишь ты, какую планку взял! Ни много, ни мало “окончательно поймем”) Симптоматично, что этот забавный “наезд” происходит в первые дни сентября. В каком-то смысле, нам повезло, ведь то, что на картинке выше, всего лишь перепост довольно старой, как выяснилось, статьи, которая есть в блоге автора, и каждый с ней может ознакомиться. Кстати, спасибо, чем больше вы меня, клоуны, пиарите, тем больше людей меня читает 🙂
Удивительно, но в смутные времена, ингушское общество легко входит в противоестественный симбиоз с силами, которые в данный момент разваливают государство. Историческая параллель со временами гражданской войны налицо. ” Ингуши стали ландскнехтами Советской власти, её опорой, не допуская, однако, же, проявления её в своём крае”. ( Деникин А. И. Очерки русской смуты). ” Ландскнехты Советской власти” легко стали “ландскнехтами антисовесткой власти”, когда на горизонте замаячила очередная возможность для расширения своего lebensraum. В первый раз, им это удалось за счет “поглощения” Сунженского округа, а второй раз, они планировали в союзе с ельцинским режимом оттяпать Пригородный район и Владикавказ. Не вышло.
Один хороший человек обратил мое внимание на следующую цитату:
“Ингуши, являясь самым разбойничьим племенем на Северном Кавказе, наводят страх на всю Терскую область. Храбрые и дерзкие до необычайности, они делают нападения среди белого дня не только на проезжих в поле, но даже на магазины в центральной части г. Владикавказа организованными бандами, причём по совершении ограбления или убийства умеют исчезать с поразительной быстротой. В ночную пору в городе, не говоря уже об окрестностях, опасно даже ходить; уже в 8 часов вечера закрываются все лавки. Чем труднее и рискованнее предприятие, тем больше оно манит ингуша, который испытывает, по-видимому, необычайно приятное чувство после каждой удачи”.
Вестник Психологии, Криминальной Антропологии и Гипнотизма
Под общей редакцией акад. В. М. Б ЕХТЕРЕВА.
Год III-й. Вып. I. C-ПЕТЕРБУРГ, Стремянная 12. 1906 год.
В ингушской мифологии, связанной с “Дикой дивизией” очень важное место уделяется следующему эпизоду.
Хоть данный эпизод и часто встречается в текстах просто наполненных мифами, сам по себе он не миф.
Больше чем Дюма, ингуши любят цитировать только Лермонтова. Но и Дюма писал не совсем так, как хотелось бы ингушам. Если Дюма пишет “не так”, то его необходимо “подправить”:
А теперь смотрим оригинал:
“После этого визита – Я ГАРАНТИРУЮ – вы решите отдать собранные деньги на помощь тем же жертвам трагедии в Беслане”.
Но вот проходит время:
Судя по всему, в Сирии все же не так все спокойно. Это абсолютно естественно просить помощи у своей страны. Именно также естественно помощи у своих соплеменников. Надеюсь эта бедная девушка вернется домой в целости и это будет история со счастливым концом.
2. И НГУШИ – ГЛАВНЫЕ “БАШНЕСТРОИЛИ” НА КАВКАЗЕ.
Миф о том, что ингуши – эксклюзивные строители башен настолько укоренен в ингушском сознании, что я как-то видел искренне удивляющегося ингуша, который смотря на картину Туганова, спросил: “А что осетины тоже строили башни?”. Воистину, ингуши – это народ, который сочинил о себе мифов даже больше чем о соседях. Хотя работа в этом направлении идет уже многие десятилетия. Тут в коментах ингуш Картоев утверждает “у ингушей Мехк КХел запрещал строить башни другим народам. Если ингуши строили осетинам значит они воспринимались не как другой народ или же мог пленник как вариант построить. Это железно”. Царица доказательств – “мамойклянус”. На самом деле и ингуши строили осетинам, и осетины ингушам. В этом нет ничего необычного для двух соседствующих народов.