особенности создание и регистрация

Новые требования по отражению амортизации в бухгалтерском учете некоммерческих организаций

При наличии объектов культурного наследия, некоммерческая организация с 2022 года обязана вести учет начисленной амортизации основных средств, включая указанные объекты.

Определение объектов культурного наследия

Согласно статье 3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ, к объектам культурного наследия относятся объекты недвижимого имущества, созданные в результате исторических событий, обладающие ценностью с точки зрения истории, археологии, архитектуры и других областей.

Отражение амортизации в учете

С 01.01.2022 некоммерческим организациям необходимо отражать начисленную амортизацию. Религиозные организации, являющиеся некоммерческими унитарными организациями, также подпадают под это требование.

Оприходование необоротных активов

При оприходовании необоротных активов в некоммерческих организациях необходимо учитывать целевое финансирование и выбирать соответствующие счета в зависимости от учетной политики организации. В частности, при использовании средств целевого финансирования для приобретения необоротных активов, их отражение в бухгалтерской отчетности будет зависеть от пунктов 15 и 16 Информации Минфина России Об особенностях формирования бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций.

Следует учитывать, что данные изменения в бухгалтерском учете необходимо учесть при ведении финансовых операций, связанных с объектами культурного наследия и другими необоротными активами.

Некоммерческие организации и их основные средства

Некоммерческие организации обязаны вести бухгалтерский учет своих основных средств согласно ФСБУ 6/2020 Основные средства и ФСБУ 26/2020 Капитальные вложения. Давайте рассмотрим основные моменты этого процесса.

Признание основных средств

Имущество некоммерческой организации, используемое для достижения ее целей, признается основным средством согласно ФСБУ 6/2020. Для безвозмездного получения имущества необходимо учитывать справедливую стоимость объекта, как определено в МСФО (IFRS) 13.

Учет безвозмездного поступления

При поступлении основных средств безвозмездно на счетах бухгалтерского учета должны быть отражены следующие записи:

  • Дебет 08, Кредит 86
  • Дебет 01, Кредит 08
  • Дебет 86, Кредит 83 (субсчет Фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества)

Амортизация основных средств

В целом, стоимость полученных безвозмездно объектов основных средств погашается путем начисления амортизации в течение срока их использования. Перечень объектов, не подлежащих амортизации, указан в п. 28 ФСБУ 6/2020.

Особенности амортизации

Объекты культурного наследия, не упомянутые в п. 28 ФСБУ 6/2020, также подлежат начислению амортизации в соответствии с нормами ФСБУ 6/2020. На такие объекты, как памятники истории и культуры, должна начисляться амортизация, как разъяснил Минфин России в своем письме от 12.11.2007.

Рассмотренные моменты помогут некоммерческим организациям правильно вести учет и амортизацию своих основных средств в соответствии с требованиями ФСБУ. Учитывайте все указания и инструкции, чтобы избежать ошибок и быть в правовом поле.

Начисление амортизации на объекты культурного наследия

Поскольку для исключения объектов культурного наследия из состава амортизируемого имущества оснований нет, начисление амортизации на такие объекты осуществляется в общем порядке, подобно другим объектам, свойства которых изменяются со временем.

Систематическое распределение амортизации

Амортизация представляет собой систематическое распределение амортизируемой величины актива на протяжении срока его полезного использования.

Согласно ФСБУ 6/2020, сумма начисленной амортизации определяется таким образом, чтобы к концу срока амортизации балансовая стоимость объекта стала равной его ликвидационной стоимости. Базой для начисления амортизации является разница между балансовой и ликвидационной стоимостью.

Определение ликвидационной стоимости

Ликвидационная стоимость объектов основных средств определяется в соответствии с установленными правилами. Для целей стандарта ликвидационной стоимостью считается величина, которую организация получила бы в случае выбытия объекта после вычета затрат на выбытие.

Ожидания по выбытию объектов ОС

Если организация не ожидает поступлений от выбытия объекта, ожидаемая сумма от выбытия не является значительной или не может быть определена, ликвидационная стоимость может приниматься равной нулю.

По общему правилу суммы начисленной амортизации признаются расходами по обычной деятельности и отражаются в учете ежемесячно. Они накапливаются на отдельном счете и выступают расходами на содержание организации.

Отражение в учете

Сумма начисленной амортизации отражается в регистре расчета амортизации основных средств, утверждаемом организацией в соответствии с законодательством.

Правильное начисление амортизации на объекты культурного наследия важно для точного финансового учета и финансовой отчетности организации.

Порядок отражения в бухгалтерском учете последствий изменения учетной политики НКО

Дополнительно отметим, что порядок отражения в бухгалтерском учете последствий изменения учетной политики НКО в связи с началом применения ФСБУ 6/2020 определен в Рекомендации Р-135/2022-ОК НКО Переход на новый порядок учета основных средств в некоммерческих организациях (принята Фондом НРБУ БМЦ 10.01.2022, далее – Рекомендация).


Согласно п. 4 Рекомендации, в случае если организация до начала применения ФСБУ 6/2020 увязывала порядок учета какой-либо статьи (статей) целевого финансирования бухгалтерского баланса (например, Фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества или Целевые средства) с порядком учета основных средств, такая организация должна принять решение о целесообразности дальнейшего формирования такой статьи (статей) в условиях нового порядка учета основных средств с 1 января 2022 года с учетом необходимости определения их балансовой стоимости в соответствии с п. 25 ФСБУ 6/2020.


Таким образом, в настоящее время, учитывая, что по ОС некоммерческих организаций амортизация начисляется в общеустановленном порядке, считаем, что организация может не отражать использование средств целевого финансирования как возникновение фонда недвижимого и особо ценного имущества.


В таком случае при поступлении основных средств в некоммерческую организацию безвозмездно на дату включения имущества в состав ОС может не производиться бухгалтерская запись:

ДебетКредит
8683

ДебетКредит
2602

ДебетКредит
8626

Влияние последствий изменения учетной политики в связи с началом применения ФСБУ 6/2020 на порядок отражения в учете информации об объектах основных средств, введенных до 2022 года


ФСБУ 6/2020 предусматривает три варианта отражения последствий изменений учетной политики в связи с переходом на новые правила учета основных средств:

  1. Ретроспективное отражение
  2. Дополнительное разъяснение
  3. Постепенное внедрение новых правил

По общему правилу последствия изменений учетной политики в связи с началом применения ФСБУ 6/2020 отражаются ретроспективно, т.е. так, как если бы этот стандарт применялся с момента возникновения затрагиваемых им фактов хозяйственной жизни (п. 48 ФСБУ 6/2020). В этом случае требуется заново определить все компоненты балансовой стоимости основных средств – первоначальную стоимость, накопленную амортизацию, накопленное обесценение – как на начало 2022 г., так и начало представляемых в бухгалтерской отчетности сравнительных периодов, вместе с пересчетом данных за этот сравнительный период (т.е. на начало 2021 и 2020 гг.) (п. 12, п. 25, пп. 32, 37-39 ФСБУ 6/2020, п. 15 ПБУ 1/2008 Учетная политика организации).

Упрощенный порядок заключается в единовременной корректировке балансовой стоимости ОС на начало 2022 г. (конец 2021 г.), без пересчета сравнительных показателей за периоды, предшествующие отчетному. В этом случае новая балансовая стоимость определяется исходя из ранее сформированной первоначальной стоимости (а в данном случае справедливой стоимости) и накопленной амортизации, рассчитанной по новым правилам. То есть накопленная амортизация рассчитывается в соответствии с ФСБУ 6/2020 исходя из указанной первоначальной стоимости (справедливой стоимости), ликвидационной стоимости и соотношения истекшего и оставшегося срока полезного использования (СПИ), определяемого в соответствии с новым порядком (п. 49 ФСБУ 6/2020). То есть при применении упрощенного способа разницу между новой и прежней балансовой стоимостью у НКО формирует сумма рассчитанной по новым правилам накопленной амортизации, которую требуется списать на начало 2022 г. При этом первоначальная (справедливая) стоимость не изменяется*(2).

Подробнее с расчетом можно ознакомиться в материале: Вопрос: Особенности перехода на ФСБУ 6/2020 и ФСБУ 26/2020 в НКО (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2021 г.).

Перспективный способ перехода на новые правила доступен только организациям, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (п. 51 ФСБУ 6/2020, ч.ч. 4, 5 ст. 6 Закона N 402-ФЗ). Если НКО в данном случае не применяет упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, то она не должна применять ФСБУ 6/2020 перспективно (то есть только в отношении фактов хозяйственной жизни, имевших место начиная с 01.01.2022, без изменения сформированных ранее данных бухгалтерского учета). В ином случае смотрите материал: Вопрос: Переход на ФСБУ 6 в НКО. Что делать со старыми ОС, куда отнести износ? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2022 г.).

В соответствии с п. 2 Рекомендации некоммерческая организация, принявшая решение отражать последствия изменений учетной политики в связи с началом применения ФСБУ 6/2020 в соответствии с п. 49 Стандарта, признает на начало отчетного периода, начиная с которого применяет Стандарт, накопленную амортизацию, определяя ее в соответствии со Стандартом исходя из первоначальной стоимости (в данном случае справедливой стоимости), признанной до начала применения Стандарта в соответствии с ранее применявшейся учетной политикой, ликвидационной стоимости и соотношения истекшего и оставшегося срока полезного использования, определенного в соответствии со Стандартом. При этом другие составляющие балансовой стоимости основных средств не пересчитываются, сравнительные показатели за период, предшествующий отчетному, также не пересчитываются. Накопленный за балансом износ основных средств списывается. Для наглядности смотрите иллюстративный материал (пример 2) к Рекомендации Р-135/2022-ОК НКО.

При перспективном способе перехода на новый стандарт в отношении объектов основных средств, принятых к учету до 2022 года, требуется рассчитать амортизацию по правилам ФСБУ 6/2020 исходя из элементов амортизации и отразить корректировку балансовой (ранее остаточной) стоимости ОС следующей записью, на условных цифрах:

Дебет 86 Кредит 02

В дальнейшем амортизация продолжает начисляться исходя из определенных на начало 2022 г. данных.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

Ответ подготовил:Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТГрафкин Олег

Ответ прошел контроль качества

2 марта 2023 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

*(1) В отношении средств, которые ранее обеспечили прирост "Фонда недвижимого и особо ценного движимого имущества" при поступлении ОС, следует производить частичное сторнирование этих средств в размере суммы начисляемой ежемесячно (ежегодно) амортизации.

*(2) Последствия перехода на рассматриваемые ФСБУ должны быть впервые отражены в бухгалтерской отчетности за 2022 год (в силу п. 2 приказа Минфина России от 17.09.2020 N 204н). Поэтому на бухгалтерскую (финансовую) отчетность за 2021 год операции, связанные с началом их применения, не влияют, необходимые корректировки проводятся в межотчетный период. То есть в бухгалтерском балансе за 2021 г. основные средства отражаются в прежнем порядке – по первоначальной стоимости, а информация об износе раскрывается в пояснениях (п. 6 Информации N ПЗ-1/2015). Аналогично и для капитальных вложений.

*(3) Если НКО отражала использование средств целевого финансирования как возникновение фонда недвижимого и особо ценного имущества, то ей при переходе на новый стандарт необходимо также произвести следующую запись:

Назовите и поясните 3-4 теории происхождения религии.

1. Теологическая. Земля и сами люди являются созданиями богов или Бога, а следовательно, они знают о своем Создателе и почитают Его, стремятся Его постичь.2. Психологическая. В самой природе человека есть предрасположенность к вере в сверхъестественное, потребность в такой вере, в защите свыше, а также потребность в целостной картине мира, которую дают религиозные учения.3. Материалистическая. Религиозные представления – результат страха человека перед необъяснимыми силами природы.4. Социологическая. Создание религии самим человеком.

Назовите и поясните формы (виды) религии по количеству богов, присутствующих в той или иной религии/по объекту веры.

1. Политеистические (многобожие (язычество)). Тип религии, в которой признается существование нескольких богов. Примеры: индуизм; яркой иллюстрацией такого типа религии являются пантеоны богов, например у древних жителей Индии, греков, римлян.2. Монотеистические (единобожие). Тип религии, в которой признается существование только одного бога.Примеры: христианство, буддизм, ислам, иудаизм.

Назовите исторические типы религии и приведите примеры.

1. Архаические (ранние/древние) религии. Виды политеизма.Примеры: тотемизм, фетишизм, анимизм.2. Современные религии: а) теистические (вера в Бога – христианство, иудаизм, ислам);б) этические (вера в этические идеалы, связи с Вселенной – буддизм, даосизм, конфуцианство).

Назовите и поясните архаические (ранние/древние) религии. Виды политеизма.

1. Тотемизм – обожествление животных (у индейцев). Тотемизм основан на вере в кровную близость людей с животными или растениями, которые долгое время выступали символами племен. Наши предки ощущали с избранным в качестве родового символа (тотема) животным (скажем, медведем или волком) такое же кровное родство, как с самыми близкими людьми.2. Анимизм – обожествление сил природы, воды, солнца, ветра, духов; вера в существование духов и души, в одушевленность природы. В Полинезии, например, обитают племена, верящие в духов. В начале XXI в. миллионы людей все еще верят в спиритизм, общение духов, переселение душ и т. п. До сих пор есть люди, которые, подобно полинезийцам, занимаются вызыванием духов. Элемент анимизма есть в большинстве современных религий.3. Фетишизм – обожествление предметов (скульптур, икон); религиозное поклонение конкретным предметам. Фетишем мог стать любой предмет, наделяемый магической силой и служащий объектом религиозного поклонения: камень необычной формы или расцветки, зуб животного, кусок дерева, пенек в лесу. До наших дней фетиши дошли в виде амулетов-оберегов.

Что является характерной особенностью мировых религий?

Характерной особенностью мировых религий является свойственная им всем активность в пропаганде своего вероучения и в привлечении новых верующих. Мировые религии, как правило, пропагандируют равенство людей по отношению к вере. Все мировые религии стремятся обратить именно в свою веру последователей других верований.

Племенные религии – религии, принадлежность к которым связана с определенным этносом или конкретной страной и которые не стремятся расширять свои ряды за счет представителей других этносов и стран.

Назовите структуру религии как социального института.

1. Потребности 2. Нормы 3. Группы, организации 4. Хартия 5. Ресурсы

Религиозное сознание – убеждение верующих в реальном существовании сверхъестественного, потустороннего, в том, что источником главных ориентиров и ценностей человечества является Бог – высшая сила в мире.

Религиозный опыт – вся совокупность религиозных чувств, все психологические состояния верующего, поддерживающие его веру в сверхъестественное. Мистические видения, экстатические состояния, медитативное сосредоточение, транс – вот особые формы религиозного опыта.

Вероучение – совокупность основных положений какой-либо религии (догматов).

Молитва – словесное обращение человека к Богу с просьбой о чем-либо.

Пророки – харизматические лидеры мировых религий, которые силой своего жизненного примера (подвига) привлекают верующих и побуждают их к выполнению требований нового вероучения.

Основным актом гражданского законодательства, осуществляющим общее правовое регулирование создания и деятельности некоммерческих организаций является Гражданский кодекс Республики Беларусь (введен в действие с 1 июля 1999 г.; глава «Юридические лица» вступила в силу с 1 марта 1999 г.).

Кодекс содержит раздел «Некоммерческие организации» (ранее действующий Гражданский кодекс Республики Беларусь не содержал подобной регламентации). Гражданский кодекс Республики Беларусь определяет общие подходы к вопросам создания и деятельности коммерческих и некоммерческих юридических лиц.

Согласно положениям Гражданского кодекса в Республике Беларусь выделяются следующие организационно-правовые формы некоммерческих организаций, которые условно разделяются на два основных типа исходя из критериев «объединения на основе членства» и «на основе объединения имущества»:

общественные и религиозные организации (объединения) — добровольные объединения граждан, в установленном законодательством порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей;

республиканские государственно-общественные объединения — основанные на членстве некоммерческие организации, целью деятельности которых является выполнение возложенных на них государственно значимых задач;

объединения юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей (ассоциации и союзы) — некоммерческие организации, созданные по договору между собой коммерческими организациями в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов, либо объединения некоммерческих организаций;

фонды — не имеющие членства некоммерческие организации, учрежденные гражданами (гражданином) и (или) юридическими лицами (юридическим лицом) на основе добровольных имущественных взносов, преследующие социальные, благотворительные, культурные, образовательные, содействующие развитию физкультуры и спорта, научные или иные общественно полезные цели, указанные в уставе фонда;

учреждения — организации, созданные собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемые им полностью или частично;

потребительский кооператив — добровольное объединение граждан либо граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных (имущественных) и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

Перечень видов (организационно-правовых форм) некоммерческих организаций, содержащийся в Гражданском кодексе не является исчерпывающим. Сам Кодекс указывает на то, что вопросы создания и деятельности отдельных видов общественных объединений регулируется специальным законодательством.

В зависимости от целей объединения, законодательство Республики Беларусь предусматривает создание следующих видов некоммерческих юридических лиц, основанных на членстве: общественное объединение, религиозная организация, политическая партия, профессиональный союз.

Закон «Об общественных объединениях» определяет общественное объединение как добровольное объединение граждан, в установленном законодательством порядке объединившихся на основе общности интересов для совместной реализации гражданских, социальных, культурных и иных прав.

Закон подразделяет общественные объединения на международные, республиканские, местные исходя из принципа «территориальности» при их создании. Также закон выделяет детские и молодежные общественные объединения, исходя из возрастного критерия объединившихся лиц.

Не допускается создание и деятельность общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды. Закон запрещает деятельность незарегистрированных общественных объединений.

Закон «О свободе совести и религиозных организациях» определяет, что религиозными организациями в Республике Беларусь признаются добровольные объединения граждан Республики Беларусь (религиозные общины) или религиозных общин (религиозные объединения), объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения религиозных потребностей, а также монастыри и монашеские общины, религиозные братства и сестричества, религиозные миссии, духовные учебные заведения. Руководителем религиозной организации может быть только гражданин Республики Беларусь.

Религиозной общиной признается объединение в пределах территории одного или нескольких населенных пунктов группы граждан Республики Беларусь, являющихся приверженцами единого вероисповедания, для совместного исповедания веры и удовлетворения иных религиозных потребностей. Религиозные общины образуются по инициативе не менее 20 граждан Республики Беларусь, достигших 18-летнего возраста и постоянно проживающих в одном или нескольких населенных пунктах, имеющих смежные территориальные пределы, и действуют только на их территории. Общины действуют на добровольных началах в соответствии со своими уставами и подлежат государственной регистрации в порядке, установленном законом.

Религиозным объединением признается объединение религиозных общин единого вероисповедания для совместного удовлетворения религиозных потребностей их участников (членов).Религиозные объединения образуются при наличии не менее десяти религиозных общин единого вероисповедания, из которых хотя бы одна осуществляет свою деятельность на территории Республики Беларусь не менее двадцати лет.Религиозные объединения имеют право создавать монастыри и монашеские общины, религиозные братства и сестричества, религиозные миссии, духовные учебные заведения, которые действуют на основании своих уставов и подлежат государственной регистрации в порядке, установленном законом.

Запрещается деятельность религиозных организаций, их органов и представителей, которая направлена против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия либо сопряжена с нарушением прав и свобод граждан, а также препятствует исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или наносит вред их здоровью и нравственности.

Кроме того, законом установлены дополнительные ограничения по созданию и деятельности религиозных организаций:

Также Закон «О свободе совести и религиозных организациях» предусматривает возможность приостановления деятельности религиозной организации. В соответствии с ч.2 ст.37 указанного Закона если нарушения, за которые религиозной организации было вынесено письменное предупреждение, в течение шести месяцев не были устранены либо имели место повторно в течение года, регистрирующий орган имеет право обратиться в суд с заявлением о ликвидации религиозной организации. При этом регистрирующий орган вправе принять решение о приостановлении деятельности религиозной организации до вынесения судебного решения.

Закон «О политических партиях» определяет, что политической партией является добровольное общественное объединение, преследующее политические цели, содействующее выявлению и выражению политической воли граждан и участвующее в выборах.Для создания и деятельности политической партии необходимо не менее 1000 учредителей (членов) от большинства областей Республики Беларусь и города Минска. Политическая партия строится исключительно по территориальному принципу, и должна иметь Минскую городскую и областные организационные структуры в большинстве областей Республики Беларусь.В качестве учредителей политической партии имеют право выступать граждане Республики Беларусь, достигшие восемнадцатилетнего возраста и обладающие избирательным правом.Запрещается создание и деятельность политических партий, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды.На территории Республики Беларусь не могут создаваться и действовать политические партии иностранных государств и их обособленные подразделения.Деятельность незарегистрированных политических партий, союзов на территории Республики Беларусь запрещается.Идеология политических партий не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан.

Закон «О профессиональных союзах» определяет, что профессиональный союз – это добровольная общественная организация, объединяющая граждан, в том числе, обучающихся в высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях, связанных общими интересами по роду деятельности как в производственной, так и непроизводственной сферах, для защиты трудовых, социально-экономических прав и интересов, вытекающих из общепризнанных принципов международного права и установленных Всеобщей декларацией прав человека, Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, конвенциями Международной организации труда и иными ратифицированными в установленном порядке международными договорами Республики Беларусь.

Декретом №2 Президента Республики Беларусь от 26 января 1999 г. «О некоторых мерах по упорядочению деятельности политических партий, общественных организаций и профессиональных союзов» установлено, что для создания и деятельности республиканского профессионального союза необходимо не менее 500 учредителей от большинства областей Республики Беларусь и г. Минска, территориального профессионального союза — не менее 500 учредителей от большинства административно-территориальных и территориальных единиц соответствующей территории, профессионального союза на предприятии, в учреждении, организации и в иных местах работы (учебы) — не менее 10 процентов работающих (обучающихся) от их общего числа на предприятии, в учреждении, организации, но не менее 10 человек.Деятельность профессиональных союзов может быть ограничена в случаях, которые предусмотрены законодательными актами Республики Беларусь в интересах национальной безопасности, общественного порядка или обеспечения прав и свобод других лиц.В случаях, когда деятельность профсоюзов (объединений профсоюзов) противоречит Конституции и иным законодательным актам Республики Беларусь, она может быть приостановлена на срок до шести месяцев или прекращена в отношении республиканских профсоюзов, их объединений решением Верховного Суда Республики Беларусь по представлению Генерального прокурора Республики Беларусь, а территориальных профсоюзов — решением суда по представлению прокурора данной административно-территориальной единицы.

Отличительные особенности некоммерческих организаций: фонды, учреждения, общественные объединения

В данной таблице рассматриваются общественные объединения в понимании Закона Республики Беларусь «Об общественных объединениях» без учета особенностей правового регулирования политических партий и профессиональных союзов.

26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *