отказ от прав на земельный участок, отказ от права собственности на земельный участок – земельное право

Отказ от собственности – предусмотренное законом основание для прекращения права собственности на землю

Гражданский кодекс РФ содержит специальную норму (
ст. 236), предусматривающую право граждан и юридических лиц отказаться от права собственности на объекты и вещи, им принадлежащие, в том числе и земельные участки. Закон гласит, что отказ от этого права может быть осуществлен путем объявления об этом либо совершения иных действий, явно и недвусмысленно свидетельствующих об устранении лица от владения, пользования и распоряжения конкретным имуществом и об отсутствии намерения сохранить за собой в будущем какие-либо права на него. В данном случае речь идет, естественно, о добровольном отказе.

Отказ собственника от права собственности является одним из добровольных оснований прекращения права собственности на земельный участок (
п. 1 ст. 235 Гражданского кодекса РФ).

Возможность отказа собственника от права собственности на землю также напрямую предусмотрена в
ст. 53 Земельного кодекса РФ, в которой определены условия и порядок такого отказа.

В обязательном порядкеотказ от права собственностина земельный участок подлежит государственной регистрации в Росреестре (
ст. 56 Федерального закона от 13.07.2022 № 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости”;


Отказаться можно только от права, которым Вы обладаете на законных основаниях. Поэтому у Вас на руках должен быть правоустанавливающий документ на земельный участок, т.е. документ, на основании которого у Вас возникло право на такой участок (договор купли-продажи, дарения, решение органа власти, свидетельство о праве на наследство и т. д.) либо правоподтверждающий документ (государственный акт на землю, свидетельство на право собственности на землю).

Важные нюансы

Процедура отказа собственника от права собственности на землю в целом достаточно проста, но и здесь имеются некоторые нюансы.

В частности, спорным моментом является факт наличия на участке строений любого целевого назначения. Согласно
ст. 35 Земельного кодекса РФ, отчуждение земли недопустимо без расположенных на ее территории построек, в случае если таковые принадлежат одному и тому же собственнику и в целом имеют место быть.

Таким образом, отказаться от земельного участка невозможно в том случае, если на земельном участке расположены принадлежащие Вам постройки (дом, гараж, баня, иные постройки), поскольку в силу норм действующего законодательства за собственником построек на земельном участке сохраняется право пользования землей (
ст.

271 Гражданского кодекса РФ). Следовательно, одно только формальное заявление собственника об отказе от права собственности на земельный участок при фактическом сохранении права пользования участком в связи с нахождением на нем построек не может рассматриваться как отказ от права собственности и являться основанием для прекращения права на такой земельный участок.

Иными словами, если Вы планируете отказаться от земельного участка, а на нем имеются принадлежащие Вам различные постройки, необходимо будет отказываться и от права собственности на такие постройки. Избавиться от земли, сохранив при этом право собственности на постройки, не получится.

Еще одним нюансом является то, что действующее законодательство не содержит каких-либо указаний относительно того, возможен ли отказ собственника от земельного участка, обремененного правами третьих лиц, например, сервитутом.

Исходя из принципа гражданского законодательства, согласно которому субъекты гражданского права могут совершать любые действия, не запрещенные законом, отказ от права собственности на земельный участок, обремененный правами третьих лиц, возможен. В данном случае обременения участка правами третьих лиц сохраняются и переходят вместе с участком в публичную собственность.

Однако не следует забывать о том, что если Ваш участок находится в ипотеке, отказ от права собственности на такой участок допустим только при согласии кредитора.

И в завершение хотим предупредить Вас: если после регистрации в Росреестре прекращения права на земельный участок в связи с отказом Вы передумаете и захотите вернуть «отказной» участок, то сделать это будет невозможно. Для приобретения права собственности на такой земельный участок Вам необходимо будет обратиться в орган власти в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, за выкупом.

Остались вопросы после прочтения данного материала? Мы поможем разобраться!

Вам также может быть интересно:

Как отказаться от права собственности на объект недвижимости (здание, сооружение, помещение)?

Как продлить аренду земельного участка, находящегося в государственной собственности?

Заявление подается в следующие организации

  • Если собственник или застройщик имеет все документы, в том числе договор купли-продажи, то заявление отправляется в ближайшее отделение Росреестра;
  • в случаях, когда земельный надел отдан в бессрочное землепользование (аренда и т. д.), документ отправляется в администрацию муниципалитета для снятия права, договор для физических и юридических лиц расторгается.

Вам может быть интересно: как составить соглашение о расторжении договора аренды земельного участка.

Общие понятия

Отказ возможен в следующих случаях:

  • когда при получении наследства необходима уплата долгов предыдущего собственника (суммы делятся в равных долях между всеми наследниками);
  • в случае невозможности по различным обстоятельствами обрабатывать надел и обеспечивать платежи (подобные ситуации встречаются, когда гражданин обратился к государству с просьбой выделить участок для возделывания и написал прошение);
  • в ситуациях, когда землю изымают за оплату долгов (сначала накладывается арест имущества, затем через приставов приводится в исполнение решение суда).

Отказ от собственности может быть также при:

Алгоритм осуществления отказа устанавливается согласно требованиям ФЗ №218 «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2022 г.

При продаже участка не требуется дополнительных документов и отказа от надела. Договор купли-продажи уже является подтверждением того, что надел переходит другому владельцу.

Процедура отчуждения осуществляется в несколько этапов. Вне зависимости от места подачи заявления вся документация в любом случае регистрируется в Росреестре, и исполнение производится только после официального разрешения.

Особенности формы и вида заявления, которые необходимо учитывать

  • Орган государственного учреждения, в который направляется документ), Ф.И.О. заявителя (от кого), а также его адрес и телефон (оформляется в верхнем правом углу);
  • 2/3 листа по центру размещается наименование документа («заявление»);
  • центральная часть документа: данные о территориальном расположении объекта, основная просьба и причина, на основании которой идет обращение;
  • внизу обязательное указание подписи и даты.

Согласно Гражданскому и Земельному кодексам РФ, к рассмотрению принимаются только те заявления, которые составлены в соответствии со всеми новыми требованиями.

Перечень необходимых документов для проведения процедуры отказа

Для отказа от владения требуется следующий пакет документов:

Последовательность действий для процедуры отказа от права собственности на земельный участок

Для оформления процедуры отказа подразумевается следующий алгоритм:

  • собрать пакет документов;
  • обращение с заявлением собственника или лица с доверенностью;
  • получение справки из органа регистрации с перечислением списка сопутствующих документов;
  • с принятием решения отправляется ответное письмо;
  • затем до семи дней бумаги отправляются в Росреестр и далее передаются в налоговую инспекцию;
  • при одобрении владельцу отправляется письмо о приостановлении права.

Регламентирующие правовые нормы

Отказ от права на земельное владение может осуществляться только в законном порядке и на основании ФЗ № 218 от 13.07.2022 г. «О государственной регистрации недвижимости», а также ст. 53 Земельного кодекса РФ.

Результат отказа от права собственности

После оформления добровольного отказа земельный надел переводится во владение муниципалитета. Участок становится бесхозным, из частного, как правило, переходит в муниципальный. Государство будет распоряжаться им по усмотрению и согласно законодательству, даже если надел земли включал многоквартирный приватизированный дом. По окончании всех этапов собственнику выдается справка, подтверждающая достоверность процедуры.

В течение года предыдущий владелец или другие претендующие лица имеют возможность вернуть (или получить) право собственности.

Ситуация 1

Мы многодетная семья. Приобретали участок 2 года назад. Но сейчас им не пользуемся и не хотим в принципе пожизненно его возделывать. Можем ли мы с супругом отказаться от права собственности в течение месяца, если участок распределен в равных долях? Оплата за него стала неподъемной.

Там находятся лесопилка и двухэтажный дом. Дело осложняется тем, что супруга в городе нет, он будет находиться в другом регионе 3 месяца. А также подскажите, кому надел должен перейти. Какова схема дальнейших действий? Госпошлину за межевание внесли, с документами все в порядке. Возможны ли какие-то изменения?

Ответ специалиста: Вы можете провести процедуру в отсутствие супруга, если он напишет и нотариально заверит доверенность. Вы сможете выступать представителем его интересов и доверенным лицом для проведения любых других операций с его долей недвижимости. И возникновение проблем в таком случае исключено.

Ситуация 2

Подскажите, пожалуйста, можем ли мы отказаться от права собственности, если на наш дачный участок не приведены в порядок документы, и мы не проходили процедуру межевания? И что можно в этом случае нужно сделать?

Ответ: Согласно ФЗ № 218 «О регистрации недвижимости», для того чтобы провести любые операции с дачным участком, он должен пройти процедуру межевания в обязательном порядке. Это условие нужно соблюдать во избежание нежелательных последствий. Поэтому чем раньше Вы приступите к решению данного вопроса, тем лучше.

Ситуация 3

Я получил в наследство от дяди землю для садоводческой деятельности, которой он занимался при жизни постоянно. Но пользоваться наделом надобности нет, и платить каждый раз налог утомительно. Данная собственность не нужна, к тому же не хочется дополнительной волокиты, проще сразу оформить отказ от владения. Можно ли это сделать? Как будет правильно с правовой точки зрения?

Ответ: Можно оформить отказ. Для этого нужно обратиться в ближайшее отделение Росреестра или в МФЦ с заявлением об отказе имущества.

Составление заявления об отказе

Процедура прекращения права на земельный участок после приобретения проводится после подачи владельцем заявления.

Взять готовый бланк можно в следующих организациях:

  • в государственном органе регистрации;
  • у нотариуса;
  • в кабинете адвоката;
  • на интернет-ресурсе Росреестра.

Сроки рассмотрения

В среднем срок рассмотрения заявления после обращения составляет 30 дней. Ожидание по принятию решения на первом этапе допускается и составляет 3 дня.

В течение недели Росреестр получает пакет документов и регистрирует все данные, затем отправляет их в налоговую инспекцию.

После запрошенной и полученной информации Росреестр отправляет уведомление о завершении процедуры приостановления.

Ст. 53 земельного кодекса. условия и порядок отказа лица от права на земельный участок

1. Утратил силу с 1 января 2007 года. – Федеральный закон от 18.12.2006 N 232-ФЗ.

2. Отказ от права собственности на земельный участок осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о таком отказе в орган регистрации прав. Право собственности на этот земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права.

3. При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса. К заявлению об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком прилагается копия документа, удостоверяющего личность (для гражданина). К заявлениям юридических лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 настоящего Кодекса, и государственных и муниципальных предприятий должен быть приложен документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

3.1. Для принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком на основании заявления об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком необходимы помимо указанных в пункте 3 настоящей статьи документов следующие документы:

копия документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица (для юридического лица);

кадастровый паспорт земельного участка (при наличии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о таком земельном участке, необходимых для выдачи кадастрового паспорта земельного участка);

документы, удостоверяющие права на землю, а в случае их отсутствия – копия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, запрашивает указанные документы (их копии, сведения, содержащиеся в них) в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы.

Документы, удостоверяющие права на землю, запрашиваются у заявителя в случае, если они не находятся в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.

4. При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, на основании заявления об отказе от права на земельный участок в месячный срок со дня получения такого заявления принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком.

Копия указанного в настоящем пункте решения в трехдневный срок со дня его принятия направляется лицу, подавшему заявление об отказе от права на земельный участок.

5. Право на земельный участок, не зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости, прекращается у лица, подавшего заявление об отказе от права на земельный участок, с момента принятия решения, указанного в пункте 4 настоящей статьи, за исключением случая отказа от права на земельный участок, образуемый в соответствии с настоящим Кодексом.

В случае, если право на земельный участок было ранее зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, в недельный срок со дня принятия решения, указанного в пункте 4 настоящей статьи, обязан обратиться в орган регистрации прав для государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком.

6. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, обязан сообщить об отказе от права на земельный участок, право на который не было ранее зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, в налоговый орган по месту нахождения такого земельного участка и в орган регистрации прав в недельный срок со дня принятия решения, указанного в пункте 4 настоящей статьи.

1. Каждое лицо, как физическое, так и юридическое, обладающее земельным участком на любом из предусмотренных законом прав, может от этого права отказаться. При этом те права на землю, которые возникают на основе договора – аренда, безвозмездное срочное пользование, – прекращаются по инициативе арендатора, пользователя до истечения установленного договором срока в случаях и на условиях, установленных законом для данного вида договоров (см. комментарий к ст. ст. 46, 47). Что же касается условий и порядка добровольного отказа от права пожизненного наследуемого владения, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, то впервые в земельном законодательстве они были урегулированы комментируемой статьей ЗК РФ.

2. В соответствии со ст. 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Для прекращения права собственности на земельный участок необходимо только осуществление государственной регистрации прекращения права собственности, никакого решения государственного органа для этого не требуется, и поэтому заявление об отказе от права собственности подается непосредственно в орган государственной регистрации. По смыслу п. 2 комментируемой статьи, орган государственной регистрации не может отказать собственнику земельного участка, желающему от него отказаться, в регистрации прекращения права собственности.

Гражданский кодекс устанавливает, что при отказе от собственности на имущество права и обязанности собственника в отношении соответствующего имущества не прекращаются до приобретения права собственности на него другим лицом. То есть собственник продолжает нести ответственность за состояние земельного участка, он может быть привлечен к административной ответственности, например, за неиспользование в течение установленного срока земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, или за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель.

Необходимо заметить, что до внесения Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 141-ФЗ изменений в п. 2 комментируемой статьи земельный участок при отказе собственника от этого участка приобретал режим бесхозяйной вещи и, соответственно, право собственности на него прекращалось в установленном гражданским законодательством порядке. Процедуры, предусмотренные в отношении бесхозяйных недвижимых вещей, состоят в следующем. После отказа от них собственника вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки земельного участка как бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на этот участок, и соответственно, если суд примет такое решение, земельный участок переходит в муниципальную собственность. Если же суд требование отклонит, судьба земельного участка зависит от того, кто возьмет на себя владение и пользование земельным участком – это будет либо сам собственник участка, либо другое лицо. Если это другое лицо в течение последующих пятнадцати лет добросовестно, открыто и непрерывно будет осуществлять владение земельным участком как своим собственным, он может приобрести этот участок в собственность в силу приобретательской давности.

3 – 4. Земельные участки, используемые на праве пожизненного наследуемого владения и постоянного (бессрочного) пользования, находятся в государственной или муниципальной собственности. Поэтому распоряжение ими осуществляют исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления. При получении заявления от гражданина или юридического лица об отказе от права на земельный участок они должны принять соответствующее решение, которое послужит основанием для освобождения данного лица от прав и обязанностей по владению и пользованию участком и государственной регистрации этого факта. В дальнейшем земельный участок может быть предоставлен другим землевладельцам, землепользователям или перейти в установленном порядке в категорию земель запаса.

Перечисленные в п. 3 комментируемой статьи юридические лица кроме обязательных для всех лиц документов должны предоставить документ о согласии учредителя на отказ от земельного участка.

Согласно ст. 295 ГК РФ государственные и муниципальные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, не вправе распоряжаться без согласия собственника принадлежащим им на праве хозяйственного ведения недвижимым имуществом. Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами. Нормы комментируемой статьи как раз представляют собой такой случай, поскольку устанавливают обязанность согласовать отказ от прав на недвижимое имущество, не находящееся в хозяйственном ведении предприятия.

Что же касается казенных предприятий и учреждений, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, то они согласно ст. 296 ГК РФ владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества. При этом казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества (ст. 297 ГК РФ).

Частное или бюджетное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества; остальным закрепленным за ним имуществом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом (ст. 298 ГК РФ).

5 – 6. В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права (в частности, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты) на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” <1> установлено, что обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие этого Федерального закона; права же на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной указанным Законом. Поэтому среди существующих ныне прав на земельные участки значительная часть – права, возникшие до 1998 г., не зарегистрированные в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество, и соответственно в отношении их не требуется внесения записи о прекращении права. Однако в этом случае принявший решение об утверждении отказа от земельного участка орган должен выполнить некоторые обязанности, которые в отношении зарегистрированных участков лежат на органах госрегистрации. В частности, в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости” <2> в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о вещных правах на объект недвижимости и об обладателях этих прав в объеме сведений, которые содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; кадастровый учет в связи с изменением данных сведений осуществляется в том числе на основании документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.

——————————–

<1> СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3594.

<2> СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 4017.

В свою очередь органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию о земельных участках и правах на них в налоговые органы. Поскольку в соответствии с Налоговым кодексом РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, то сведения о прекращении этих прав сообщаются налоговым органам.

Момент прекращения права постоянного (бессрочного) пользования или права пожизненного наследуемого владения, при отказе от них, также будет разным в зависимости от того, зарегистрирован ли он в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Если да, то такое право прекращается после регистрации этого прекращения в указанном реестре; если нет, то оно прекращается с момента принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решения, о котором идет речь в комментируемой статье.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *