Ответственность за нарушение правил охраны труда

Административная ответственность

Виды и размеры административных наказаний за нарушение требований охраны труда устанавливает ст. 5.27.1 КоАП. Для удобства представим их в виде таблицы.

Часть ст. 5.27.1 КоАП

Нарушение государственных нормативных требований охраны трудаШтраф
Предупреждение или штраф для должностных лиц и ИПот 2 до 5 тыс. рублей
Предупреждение или штраф для компанийот 50 до 80 тыс. рублей
Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведениеШтраф
Предупреждение или штраф для должностных лиц и ИПот 5 до 10 тыс. рублей
Штраф для компанийот 60 до 80 тыс. рублей
Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения обучения и проверки знаний требований охраны трудаШтраф
Штраф для должностных лиц и ИПот 15 до 25 тыс. рублей
Штраф для компанийот 110 до 130 тыс. рублей
Необеспечение работников средствами индивидуальной защитыШтраф
Штраф для должностных лиц и ИПот 20 до 30 тыс. рублей
Штраф для компанийот 130 до 150 тыс. рублей
Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1–4, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушениеНаказание
Для должностных лицШтраф от 30 до 40 тыс. рублей или дисквалификация от года до трех лет
Для ИПШтраф от 30 до 40 тыс. рублей или приостановление деятельности до 90 суток
Для компанийШтраф от 100 до 200 тыс. рублей или приостановление деятельности до 90 суток

Какие требования охраны труда проверяют

Федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляет федеральная инспекция труда (ч. 1 ст. 353 ТК). Среди требований в области охраны труда, которые должен соблюдать работодатель и которые, соответственно, проверяет ГИТ, можно выделить выполнение:

Организационные мероприятия

К организационным мероприятиям в области охраны труда на предприятии относятся:

  • Утверждение локального нормативного акта
  • Проведение специальной оценки условий труда
  • Оказание обучения и проверка знаний требований по охране труда
  • Обеспечение средствами индивидуальной защиты

Документ организации утверждается в соответствии с законодательством и мнением работников.

Правила и инструкции по охране труда: важные аспекты

К таким актам относятся правила и инструкции по охране труда. При их разработке нужно руководствоваться основными требованиями, утвержденными приказом Минтруда от 29.10.2021 № 772н.


Перечень правил и инструкций работодатель определяет самостоятельно (п. 4 основных требований).

Требования, обеспечивающие безопасный труд работников

К требованиям, гарантирующим безопасный труд работников, относятся:

  • Обязанности по обучению сотрудников в области охраны труда.
  • Обязанности работодателя по взаимодействию с контрольными органами.
  • Санитарно-гигиенические требования.
  • Обеспечение мер по предотвращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Обязанности по обучению сотрудников в области охраны труда

Работодатель обязан организовать обучение охране труда, включая, например, обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда и проверку знания требований охраны труда.

Обучать и проверять знания необходимо у всех сотрудников, включая руководителя организации (ч. 1 ст. 219 ТК).

Обучение осуществляется в ходе проведения:

  • Курсов.
  • Семинаров.
  • Обучающих мероприятий.

Минтруд рекомендует обращать внимание работников на необходимость готовиться к проверке полученных знаний.

Обязанности работодателя по взаимодействию с контрольными органами

Работодатель должен сообщать сотрудникам о всех важных изменениях, касающихся обеспечения безопасности труда.

Если условия труда на рабочем месте отнесены к опасному классу, работодатель должен немедленно проинформировать об этом сотрудника (ч. 3 ст. 216.2 ТК).

Работодатель должен вести реестр нормативных правовых актов с требованиями охраны труда, связанными со спецификой деятельности.

Санитарно-гигиенические требования

Среди санитарно-гигиенических требований работодатель должен оборудовать санитарно-бытовые помещения, организовать посты для оказания первой помощи (ч. 1 ст. 216.3 ТК).

Обеспечение мер по предотвращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний

Безопасность условий труда требует от работодателя обеспечения мер по предотвращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний (пп. 4 п. 2 ст. 17 закона № 125-ФЗ).

Например, работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, должны иметь необходимые средства индивидуальной защиты (ст. 214 ТК).

Правила финансового обеспечения предупредительных мер утверждены приказом Минтруда от 14.07.2021 № 467н.

Важность специальных требований

Для некоторых категорий работников существуют специальные требования, установленные законодательством, включая область охраны труда.

Льготные категории работников

Работникам льготных категорий устанавливаются особые правила, такие как:

  • Запрет на ночную работу, сверхурочные и работу в выходные дни без их согласия или врачебного разрешения.
  • Сокращенное рабочее время.
  • Дополнительные отпуска и возможность выбора удобного времени для отпуска.
  • Обязательные ежегодные медосмотры для работников до 18 лет.

Особые условия для специальных категорий

Предыдущие меры необходимо соблюдать для будущих мам, несовершеннолетних работников, инвалидов и других категорий. Они не должны работать во вредных условиях, осуществлять разъездную работу или командировки. Организация должна предоставить им оптимальные условия труда, предоставить соответствующий класс и все необходимые средства защиты.

Документы как основа льгот

Большинство льгот и особых условий должны быть предоставлены на основании медицинского документа. Например, для беременных женщин это может быть справка из поликлиники и заявление об отпуске. А для сотрудников с инвалидностью – медицинское заключение из бюро медэкспертизы и индивидуальный план реабилитации.

Без предоставления соответствующих документов работодатель может испытать сложности с обеспечением льгот и правильным организацией условий труда. Важно соблюдать все требования законодательства и действовать на основе официальных документов для обеспечения безопасности и комфорта работников.


В остальном же для них действуют такие же правила: спецоценка, медосмотры, выдача средств защиты, инструктажи и обучения. Они являются штатными сотрудниками и наряду со всеми должны проходить все мероприятия по охране труда.


Проще всего — при взаимодействии с дистанционными сотрудниками. Согласно ТК РФ, в отношении них компания должна выполнять всего три правила по охране труда:

  1. Обеспечить (платить) страховые взносы.
  2. Выполнять предписания ведомств и надзорных органов.
  3. Расследовать несчастные случаи.

Больше ничего.


Поскольку удаленный сотрудник не имеет своего рабочего места (он выполняет функции вне места расположения работодателя — в соответствии с законом), то к нему не следует применять другие нормы охраны труда, такие как инструктаж и специальная оценка условий труда.

По сути, при необходимости можно лишь провести предварительный медосмотр (если должность это предполагает), и все. Но здесь важно другое. Это касается только тех, кто трудится на постоянной дистанционной работе (трудовой договор постоянного дистанционного характера).

Если удаленка временная, гибридная и так далее, и сотрудник даже 1–2 раза в месяц появляется в офисе, это уже не постоянный дистанционный труд, и все меры по охране труда обязательно применять.


Здесь будет сложность другого рода: так как сотрудник в основном не в офисе, то все необходимое придется организовать в тот день или дни, когда он в офисе, — прежде всего, собрать подписи и пройти офлайн обучение и инструктажи.

К счастью, некоторые виды инструктажей можно проходить онлайн, но не все, и при этом нужна электронная подпись (ЭЦП). В массе же своей все равно собирают живые подписи, поэтому провести мероприятия по охране труда и ознакомить придется оперативно.

Законопроекты

Хотят скорректировать порядок подачи деклараций соответствия условий труда. Работодатели смогут направлять их через личный кабинет по охране труда.

Сейчас электронную декларацию заполняют на сайте Роструда.

Возможность представить документ на бумаге сохранят. Публичное обсуждение проекта завершат 24 ноября 2023 года.

Разработали программы профилактики рисков в области ГО и защиты от ЧС на 2024 год

МЧС разработало программы профилактики рисков в области ГО и защиты от ЧС на 2024 год. Целью программ является стимулирование добросовестного соблюдения работодателями обязательных требований в области ГО и ЧС.

В частности, документы содержат перечень профилактических мероприятий в области ГО и ЧС. Для каждого мероприятия установили:

  • Цели и задачи.
  • Сроки выполнения.
  • Ответственных исполнителей.

Программы вынесли на общественное обсуждение на официальном сайте МЧС.

Ответственность за нарушение требований охраны труда

Практически за все нарушения в охране труда наказание может ждать и должностное лицо, и организацию. Это вполне понятно: нарушения могут привести к тяжелым последствиям, ведь это касается жизни и здоровья людей, а работодатель должен обеспечить безопасные условия труда. Соответственно, наказания в охране труда — одни из самых серьезных. И это не только административная ответственность в виде штрафа, тяжелые случаи грозят уголовным преследованием и даже лишением свободы.

Должностным лицом, как правило, является руководитель — генеральный директор компании. Если санкция предусматривает наказание для должностного лица, оштрафуют его. Он же может попасть под понятие «виновный» (как должностное лицо), если речь идет об уголовной статье. Но такие тяжелые случаи разбирает комиссия (при расследовании несчастного случая), а затем и суд, которые и определят конкретного виновника ЧП или нарушения.

В то же время руководитель может делегировать свои полномочия и ответственность по охране труда другому уполномоченному сотруднику, скажем, специалисту или руководителю по охране труда, или передать официально охрану труда внешнему подрядчику. Тогда нести ответственность будет именно назначенное должностное лицо. Ну а организацию за нарушение все равно накажут.

Основная ответственность по охране труда указана в статье 5.27.1 КоАП РФ. В ней несколько пунктов: нарушение нормативных требований охраны труда, нарушения спецоценки, допуск без проверки знаний (обучения по охране труда) и обязательных медосмотров, необеспечение средствами защиты (СИЗ). В зависимости от нарушения должностному лицу грозит штраф до 30 тысяч рублей, юрлицу — до 150 тысяч рублей.

За повторное нарушение по охране труда накажут еще строже. Кроме того, компанию могут обязать приостановить деятельность до 3 месяцев.

Есть ответственность в более узких сферах. Например, статья 11.23 КоАП РФ — несоблюдение режима работы и отдыха для водителей.

Это также касается условий и охраны труда. Наказать могут и самого водителя, и организацию — до 50 тысяч рублей.

Нарушения охраны труда с тяжелыми последствиями могут рассматривать уже как уголовное преступление в соответствии со статьей 143 УК РФ. Если нарушение требований охраны труда привело к тяжкому вреду или смерти, виновного могут не только оштрафовать до 400 тысяч рублей, но и направить на обязательные, исправительные или принудительные работы до 5 лет. И даже могут приговорить к лишению свободы до 5 лет.

Здесь также есть узкоспециальные виды деятельности. Скажем, статья 216 УК РФ говорит о нарушениях при строительных работах, статья 217 — о промышленной безопасности на опасных объектах, статья 219 — о пожарной безопасности. Нарушения охраны труда по каждой из статей чревато штрафом, принудительными работами и даже лишением свободы.

Вкратце напомним про другие виды ответственности. К ним, как правило, привлекают работников. Если сотрудник не выполнил свои обязанности по охране труда — например, не соблюдал технику безопасности, когда ему провели инструктаж и ознакомили, не прошел медосмотр — его могут привлечь к дисциплинарной ответственности, объявить замечание или выговор. А вот материальная ответственность появится, если необходимо будет возместить причиненный ущерб, например, по вине ответственного сотрудника было повреждено имущество компании или пострадал другой работник. Однако и тут есть ограничения. По умолчанию привлечь к материальной ответственности можно только в пределах заработка работника. Полная ответственность есть только при наличии соответствующего договора, причем его нельзя оформлять абсолютно со всеми сотрудниками. Только с теми, кто прямо связан с ценностями и имуществом компании и отвечает за него. Более того, для возмещения придется оценивать и подтверждать размер ущерба, и, как правило, решается это в суде.

Дисциплинарная ответственность

За совершение дисциплинарного проступка, то есть за виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей, к нему можно применить 3 вида взысканий (ч. 1 ст. 192 ТК):

К дисциплинарной ответственности можно привлечь за несоблюдение требований охраны труда и иных обязанностей в области охраны труда, перечисленных, в частности, в ст. 214 ТК.

В том числе возможно и увольнение по пп. «д» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК, если нарушение требований охраны труда повлекло тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, аварию, катастрофу) либо заведомо создало реальную угрозу их наступления (ч. 1, 3 ст. 192, ст. 419 ТК).

Применение наказания именно в виде увольнения – право, а не обязанность работодателя. Поэтому он может ограничиться выговором или замечанием либо вообще не применять взыскание к работнику.

При выявлении факта нарушения требований охраны труда работодатель обязан организовать расследование, которое может проводиться либо комиссией, либо уполномоченным по охране труда (пп. «д» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК).

По аналогии с комиссией по расследованию несчастных случаев (ст. 229 ТК) комиссия по расследованию нарушения требований охраны труда создается в составе не менее 3 человек.

В нее включают работника службы охраны труда либо лицо, ответственное за охрану труда (если такой службы нет), а также представителей профсоюзной организации (при ее наличии).

В приказе о создании комиссии указывают фамилии и должности работников, включенных в ее состав, цель, дату создания комиссии и срок ее действия (он может быть и не ограничен определенным случаем), а также полномочия комиссии.

Комиссия вправе требовать объяснения от подозреваемых в проступке работников, а при отказе в их представлении составить соответствующий акт. Если такие объяснения получены в ходе расследования, то повторно требовать их при наложении взыскания не нужно.

В компаниях с численностью работников не более 50 человек контроль за охраной труда может осуществлять специалист по охране труда, а при его отсутствии – иной уполномоченный работник (ст. 223 ТК). ,

В таком случае расследование нарушения требований охраны труда можно проводить без образования комиссии. Но такое допустимо, только если нарушение не повлекло несчастного случая – происшествия, в результате которого пострадали люди. Несчастный случай всегда расследуется комиссией (ст. 229 ТК).

Полномочия работника, отвечающего за охрану труда, на расследование случаев нарушения требований охраны труда должны быть зафиксированы в трудовом договоре или должностной инструкции.

В связи с этим издавать отдельный приказ о проведении расследования по каждому конкретному случаю необязательно.

Все действия членов комиссии или уполномоченного по охране труда и полученные в ходе расследования сведения оформляют актами, справками. Итоговый результат работы отражается в акте.

Унифицированной формы такого документа нет, поэтому организация разрабатывает ее самостоятельно.

В акте нужно отразить:

Если тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) не наступили, но действия работников вызвали угрозу их возникновения, в акте нужно указать, какие именно последствия могли наступить и на основании чего сделан данный вывод.

При этом необходимо раскрыть причинно-следственную связь между действием (бездействием) работника и возможными последствиями.

Акт подписывается членами комиссии или уполномоченным по охране труда. Работника, вина которого установлена, нужно ознакомить с содержанием документа под подпись.

В случае его отказа или уклонения от подписи составляется соответствующий акт.

До издания приказа о применении дисциплинарного взыскания за нарушение требований охраны труда от работника нужно потребовать письменное объяснение (ст. 193 ТК).

Таким образом, работнику предоставляется возможность указать на причины проступка. ТК не уточняет, в какой именно форме нужно затребовать данное объяснение.

Поэтому если работник готов представить объяснительную записку, то письменное уведомление о необходимости представить объяснение можно не оформлять.

Если же ситуация носит явно конфликтный характер, то данное требование лучше оформить письменно и вручить работнику под подпись. При его отказе от подписи необходимо составить соответствующий акт.

Если по истечении двух рабочих дней со дня предъявления требования работник не представил объяснений, то оформляется соответствующий акт (ст. 193 ТК).

В случае представления работником объяснительной записки дальнейшие действия работодателя зависят от того, какие причины проступка в ней указаны.

Если работодатель сочтет их уважительными, то взыскание к работнику не применяется. В противном случае объяснительная записка становится одним из оснований для привлечения сотрудника к дисциплинарной ответственности.

После получения объяснительной записки или составления акта о том, что по истечении двух рабочих дней работник объяснение не представил, можно оформлять приказ о применении дисциплинарного взыскания.

При этом вопрос о том, какое именно наказание применить в данном случае, работодатель решает самостоятельно.

Издать приказ о применении дисциплинарного взыскания можно, только если со дня совершения проступка прошло не более 6 месяцев, а со дня его обнаружения – не более одного (ст. 193 ТК).

При этом днем обнаружения проступка считается день, когда об этом проступке стало известно непосредственному руководителю работника. И неважно, есть ли у этого руководителя право применять дисциплинарное взыскание (п. 34 постановления Пленума ВС от 17.03.2004 № 2).

Новые нормы в сфере охраны труда

C 1 марта действует новый перечень рабочих мест в организациях, осуществляющих определенные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда (далее – СОУТ, спецоценка) проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным органом власти – Минтрудом России – особенностей (утвержден Постановлением Правительства РФ от 14 октября 2022 г. № 1830; далее – новый перечень). В нем – рабочие места целого ряда категорий медицинских работников, членов экипажей морских, рыбопромысловых судов, судов внутреннего плавания, воздушных судов гражданской авиации, водителей наземного транспорта общего пользования, творческих работников, работников сферы спорта, работников радиационно и ядерно опасных производств и объектов, работников, занятых на подземных работах, и др. Большинство таких рабочих мест было включено и в действовавший ранее перечень рабочих мест, для которых устанавливались особенности проведения СОУТ (утвержденный Постановлением Правительства РФ от 14 апреля 2014 г. № 290). Однако принятие нового перечня влечет за собой утверждение особенностей для каждой из включенных в него позиций, так что в ближайшее время можно ожидать принятия новых соответствующих приказов Минтруда России.

Стоит отметить, что в новый перечень были включены рабочие места организаций и индивидуальных предпринимателей, которые относятся к микропредприятиям и при этом осуществляют в качестве основного один из перечисленных в п. 16 нового перечня видов деятельности. Для таких рабочих мест особенности проведения СОУТ (далее – Особенности проведения СОУТ на микропредприятиях) уже установлены – Приказом Минтруда России от 31 октября 2022 г. № 699н, также вступившим в силу 1 марта текущего года. Ключевое отличие предусмотренной ими процедуры от общего порядка проведения СОУТ заключается в отсутствии необходимости привлечения специализированной организации – установлено, что идентификация потенциально вредных или опасных производственных факторов на рабочих местах таких микропредприятий осуществляется работодателем совместно с работниками без привлечения организации, проводящей спецоценку (п. 4 Особенностей проведения СОУТ на микропредприятиях). При проведении такой идентификации для каждого рабочего места оформляется проверочный лист, результаты заполнения этих листов утверждаются комиссией работодателя по проведению СОУТ.

Если хотя бы один потенциально вредный или опасный фактор идентифицирован, в отношении соответствующего рабочего места нужно будет провести спецоценку в общем порядке с привлечением организации, проводящей СОУТ, – по методике, утвержденной Приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н. Если же ни одного такого фактора не выявлено, условия труда на рабочем месте признаются комиссией работодателя по проведению СОУТ допустимыми. Работодатель оформляет декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и подает ее в территориальный орган Роструда по месту своего нахождения. Последний, соответственно, вносит ее в реестр деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и передает сведения о результатах СОУТ в отношении рабочих мест данного микропредприятия в федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (п. 11-13 Особенностей проведения СОУТ на микропредприятиях).

Напомним, декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда является бессрочной, если условия труда на соответствующем рабочем месте не меняются (ч. 4 ст. 8, ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда"; далее – Закон № 426-ФЗ). Таким образом, определенные микропредприятия, по сути, получили возможность провести спецоценку не просто один раз, но и в упрощенном порядке. Однако стоит иметь в виду, что он не может применяться, когда на микропредприятии есть рабочие места:

По общему правилу декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда подается в отношении рабочих мест, на которых вредные или опасные производственные факторы не выявлены, а также тех, условия труда на которых по результатам исследований и измерений таких производственных факторов признаны оптимальными (1 класс) или допустимыми (2 класс). Только в случае подачи декларации повторное проведение СОУТ в отношении таких рабочих мест не требуется (ч. 4 ст. 8, ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ).

Стоит отметить, что срок действия результатов СОУТ, истекающий в 2022 году, был продлен до конца 2023 года для рабочих мест с условиями труда, признанными оптимальными или допустимыми, в отношении которых работодателями не были поданы декларации соответствия (Приложение № 27 к Постановлению Правительства РФ от 12 марта 2022 г. № 353).

Еще одно важное изменение, действующее с 1 марта, на которое нельзя не обратить внимания, – обязанность работодателей, самостоятельно проводящих обучение своих работников по вопросам охраны труда, проинформировать Минтруд России о намерении осуществлять данную деятельность. Такие работодатели, которые, отметим, должны отвечать определенным требованиям, подлежат включению в ведущийся министерством реестр ИП и юридических лиц, осуществляющих деятельность по обучению своих работников вопросам охраны труда. Соответствующая информация вносится в личный кабинет ИП или организации в информационной системе охраны труда Минтруда России (п. 104-108 Правил обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2021 г. № 2464; далее – Правила).

Таким образом, теперь существует два реестра субъектов, осуществляющих обучение по охране труда: реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, и реестр ИП и юридических лиц, осуществляющих деятельность по обучению своих работников вопросам охраны труда (эти реестры размещены здесь: akot.rosmintrud.ru, там же – ссылка на вход в личный кабинет работодателя по охране труда).

Узнайте последние изменения в правовом регулировании трудовых отношений и кадрового делопроизводства, пройдя обучение по программе повышения квалификации, и получите диплом установленного образца.

Кроме того, с 1 марта текущего года действует требование о передаче сведений о прошедших обучение работниках в специальный реестр обученных лиц, который также будет вести Минтруд России. Информацию должны передавать – в виде электронного документа, форму которого установит министерство, – и аккредитованные организации (ИП), которые оказывают услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда, и работодатели, самостоятельно обучающие своих работников, – после проведения проверки знания требований охраны труда (п. 118-119 Правил). Состав передаваемых сведений примерно одинаков: Ф. И. О., СНИЛС, профессия (должность) работника, который прошел обучение по охране труда, наименование программы обучения, дата проверки знания требований охраны труда и ее результат (оценка "удовлетворительно" или "неудовлетворительно"), номер протокола проверки. Аккредитованная организация, помимо этого, должна указать еще наименование и ИНН организации или ИП, направивших работника на обучение. Стоит обратить внимание, что на момент передачи таких сведений работодателем протокол еще не будет до конца оформленным, ведь согласно подп. "з" п. 92 Правил в нем необходимо указать регистрационный номер записи о прохождении проверки знания требований охраны труда в реестре обученных по охране труда лиц. В связи с этим в Письме Минтруда России от 22 сентября 2022 г. № 15-2/ООГ-2333 предлагается следующий алгоритм действий.

Напомним, письма министерств не являются нормативно-правовыми актами, однако дающиеся в них разъяснения полезны на практике, и обозначенное письмо Минтруда России – не исключение, в нем содержатся довольно обширные пояснения о применении ряда положений Правил, поэтому советуем работодателям, еще не знакомым с ним, внимательно его изучить.

Следует также напомнить, что с 1 марта вступил в силу новый порядок расследования и учета случаев профессиональных заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 5 июля 2022 г. № 1206. Об основных его положениях подробно рассказано в этой новости.

А еще с этой даты стартовал новый пилотный проект по проведению профилактики профессиональных заболеваний работников в отдельных видах экономической деятельности, который продлится до 31 декабря 2023 года (Постановление Правительства РФ от 1 февраля 2023 г. № 134). Он предполагает осуществление такой профилактики продолжительностью 18 календарных дней в реабилитационных центрах Фонда пенсионного и социального страхования РФ (СФР) с последующей компенсацией работодателям затрат на нее из средств СФР. Перечень работодателей – участников проекта должен быть утвержден также фондом – по согласованию с Минтрансом России, Минпромторгом России и Минэнерго России. Из этого в принципе понятно, работников каких отраслей затронет проект. По оценке Минтруда России, пройти профилактику в рамках проекта смогут более 3 тыс. человек. Объем его финансирования – 500 млн руб. Списки работников, у которых по результатам медосмотров выявлены ранние признаки воздействия вредных или опасных производственных факторов и которым рекомендовано прохождение профилактики, работодателям нужно будет направить в территориальные органы СФР не позднее 15 апреля.

Напомним, аналогичный, но менее масштабный проект был реализован в 2021 году для работников ПАО "Аэрофлот", АО "Авиакомпания "Сибирь" и ОАО "РЖД" (то есть для работников гражданской авиации и железнодорожного транспорта) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18 марта 2021 г. № 401. По итогам оценки его эффективности и было решение о масштабировании проекта по проведению профилактики профзаболеваний.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *