ПЕРЕПИСАТЬ НАЗВАНИЕ НАУЧНОЙ СТАТЬИ В ОБЛАСТИ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ НАУК ЧТОБЫ СДЕЛАТЬ ЕГО НЕУЗНАВАЕМЫМ ИСХОДНОЕ НАЗВАНИЕ

Екатерина Олеговна Ларина

Эксперт по предмету «Связи с общественностью»

Кунилова Ксения

Эксперт по предмету «Социология»

преподавательский стаж — 5 лет

Но нужно понимать, что волонтерство должно начинаться только тогда, когда этого захочет сам подросток. Если такого желания не возникло – ничего страшного. Оставьте эту тему на будущее. Возможно, в будущем, когда старшеклассник захочет сделать выбор профессии и будет искать вариант, как получить первый опыт в выбранной сфере, вы ему напомните о волонтерстве.

Как помочь ребенку стать волонтером

Если школьник проявляет энтузиазм в этом вопросе, но не знает с чего начать, — мы приготовили для вас рекомендации проверенных организаций, которые позволят начать добровольческую деятельность.

1) Dobro.ru

Начать свое знакомство с ресурсом я бы рекомендовал с образовательной странички сайта Добро. Университет. На ней вы сможете узнать о волонтерстве и возможностях начать добровольческую деятельность.

Часть вузов требует от 150 часов волонтерской работы — это достаточно большой стаж, который можно приобрести за 1-2 года добровольческой деятельности.

Сложно, долго и не хочется так заморачиваться с регистрациями, обучением и поиском? Чтобы заниматься волонтерской деятельностью, достаточно просто захотеть помогать. Например, можно покупать продукты или лекарства бабушкам в подъезде, соседям с маленькими детьми, организовать субботник во дворе или помочь родственникам разобрать хлам на даче.

Да, это не так романтично, как организация форумов или борьба с пандемией (сейчас огромное количество волонтеров помогают людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации из-за коронавируса), но суть от этого не меняется – ребенок делает добрые дела.

Причины возникновения волонтерства как образа жизни современной молодежи

Основной проблемой в процессе становления современного молодого поколения следует считать падение нравов. Совокупность основных проблем: алкоголизм, наркомания, совершение преступлений является следствием повсеместного попрания норм морали, стирания грани между добром и злом.

Нормальная жизнь постепенно разрушается там, где хамство становится показателем уверенности в себе, где привычную ранее речь заменяет нецензурная брань, а лучшими часами, проведенными в кругу друзей, считаются «посиделки» с сигаретами и пивом.

Еще одна крайность, ставшая приметой времени – компьютерная зависимость и так называемая гаджетная «наркомания». Выключение из реальной, быстро текущей, изменяющейся жизни, заменена действительности виртуальными вселенными, пребывание в них практически круглые сутки не оставляет времени на проживание в настоящем мире, наполненном живыми людьми и событиями.

Какая из вышеперечисленных крайностей хуже, судить трудно, но в любом случае бесцельно, расточительно проведенное время будет потеряно безвозвратно.

Молодые годы отведены на то, чтобы найти правильный жизненный путь, который позволит наиболее полно реализовать свои способности, осуществить намеченные планы. В это время, когда жизненного опыта еще явно не хватает, а жизнь уже ставит перед молодыми людьми вопросы о принятии важнейших для них решений даже небольшой опыт, полученный в результате участия в таких социально значимых проектах, как волонтерское движение, может оказать неоценимую услугу.

Как наиболее подвижная, мобильная часть населения молодежь должна активно включаться в социальные процессы, проявлять социальную активность, когда в условиях глобализации и повсеместного использования новых форм коммуникации увеличивается число потенциальных рисков.

Необходимо пробовать свои силы в самых разных видах деятельности, учиться взаимодействию с большими группами людей, совместной деятельности в коллективе единомышленников.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Цели и направления волонтерской деятельности

Целью волонтерства является в первую очередь добровольческая деятельность, направленная на оказание помощи слоям населения, неспособным помочь себе самостоятельно, например, в случаях социальных катастроф, катаклизмов, стихийных бедствий, старости, инвалидности, беспризорности.

Основные направления волонтерской деятельности:

Социальное волонтерство проявляется, как добровольческая деятельность по оказанию посильной помощи, прежде всего наименее защищенным слоям населения, тем, кому необходим постоянный уход или внимание (лицам с ограниченными возможностями, одиноким пожилым людям, детям-сиротам, беженцам, многодетным семьям, бывшим заключенным, бездомным).

Событийное волонтерство проявляется как оказание необходимого содействия в организации и проведении мероприятий крупного масштаба (организация съездов, конференций, форумов, концертов и праздников) как на международном уровне, так и на федеральном, региональном и местном уровнях.

«Волонтерство как образ жизни современной молодежи» 👇

Медиа-волонтерство подразумевает деятельность по формированию информационного пространства общественно-значимых событий, а также обеспечение информационной поддержки социальных проектов, например создание и распространение в средствах массовой информации и социальных сетях определенного контента.

Экологическое волонтерство подразумевает деятельность по формированию общественной экологической культуры (экологическое просвещение, озеленение территорий, оказание помощи животным, территориям заповедников).

Спортивное волонтерство подразумевает деятельность по организации и проведению спортивных и физкультурных мероприятий различного уровня (федерального, регионального, городского), а также осуществлению программ и проектов по пропаганде здорового образа жизни и популяризации физической культуры.

Волонтерство в сфере общественной безопасности подразумевает деятельность по оказанию помощи в работе служб экстренного реагирования, обеспечению безопасности во время проведения массовых мероприятий, содействию интернет-безопасности, поиску пропавших людей, содействию работе различных служб, осуществляющих ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций.

Патриотическое волонтерство подразумевает деятельность по воспитанию гражданско-патриотических чувств, восстановлению национальных традиций, сохранению исторической памяти; проведение исторических реконструкций, поисковых работ, патриотических мероприятий и акций; оказание помощи ветеранским организациям и непосредственно ветеранам.

Культурное волонтерство подразумевает деятельность по оказанию помощи в организации и проведении мероприятий по формированию культурной идентичности, сохранению и передаче исторического и культурного наследия, например, оказание помощи в реставрации памятников культуры и истории, проведении экскурсий, работе с туристическими группами, библиотечными и музейными фондами.

Маслова Валентина Викторовна, воспитатель

ГБПОУ Государственный агротехнический колледж

356132 СК с. Московское, ул. Полушина, 2

Роль волонтерского движения  в воспитании молодежи.

Руководить духовно-нравственным воспитанием –

это значит создавать тот моральный тонус школьной

жизни, который выражается в том, что каждый

воспитанник о ком – то заботится, о ком-то печётся

и беспокоится, кому-то отдаёт своё сердце.

В системе воспитательной работы учреждений среднего профессионального образования одно из важнейших мест на современном этапе отдано инновационным методам. Согласно определению инновация – это использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления Исходя из этого, любая инновация предполагает введение чего- то нового. Инновация в воспитании, прежде всего, означает введение нового в цель, содержание, методы и формы воспитания, в организацию совместной деятельности преподавателя, классного руководителя, обучающихся, родителей, окружающего социума. Таким образом, использование инновационных методов обусловлено переходом к воспитанию разносторонней личности, созданию условий для самореализации, саморазвития и достижения успеха.

К инновациям в воспитании относятся: – игровые: – обучающие (дебаты) – интеллектуальные (Что? Где? Когда?) – коммуникативные (ток-шоу, брейн -ринг с приглашением специалистов); – социальное проектирование; – интернет сайты и форумы; – тематические акции; – волонтерское движение; – проведение выборов в органы студенческого самоуправления; – газеты, печатные издания; – конкурсы, соревнования с применением интерактивных форм проведения. В нашем учебном заведении в последнее время активно развиваются все эти формы, но я бы хотела остановиться на роли волонтерского движения в воспитании  молодежи на примере нашего учебного заведения – Красногвардейского филиала Государственного агротехнического колледжа села Московского.

Стремление к объединению – естественная потребность подросткового возраста. Любой подросток по мере своего взросления и самосознания стремится к контакту с ровесниками. Объединяясь в различные группы, компании, команды, ребята тем самым объединяют свои знания, практический опыт, свои силы и возможности для достижения конкретной цели в учебной, трудовой, досуговой, общественно полезной деятельности.           Участие подростка в работе молодежного движения, организации – это в первую очередь проверка своих сил, возможностей, умения общаться, способность понимать другого, быть понятым самому. Вот почему в период взросления важно приобщить подростков к социально – значимой деятельности, важна школа нравственно – гуманных отношений, играющих решающую роль в формировании личности.

Организация деятельности волонтерских отрядов позволяет создать условия для формирования системы духовно–нравственных ценностей у ребят. Это гарантия того, что ребята станут открытыми, честными, милосердными людьми. Волонтерство формирует готовность подростков к  самостоятельному принятию решений, развивает  восприимчивость к проблемам другого человека и общества в целом. Все эти качества способствуют успешному нравственному становлению подростков. Но научить подростков проявлять чуткость, сердечность, внимание невозможно без пробуждения в них чувств беспокойства об окружающих людях: о родителях, бабушке, дедушке, больных сверстниках. Забота о других становится внутренним качеством молодого человека только тогда, когда он сам активно принимает участие в добрых поступках, учится присматриваться к физическому и душевному состоянию окружающих людей.

Волонтерство – это не только призвание, но и образ жизни. Волонтер получает  возможность реализовать себя с новой стороны, проявить свои таланты и способности, получить полезные знания, но  важнее всего – получить возможность изменить к лучшему жизнь кого-то, кто в этом нуждается! В основе любого волонтерского движения лежит старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком – помоги  другому – это одна из важных христианских ценностей. Этот признак понятен и близок всем тем, кому знакомо чувство справедливости, кто понимает, что жить нужно по христианским заповедям.

Наша волонтёрская группа не имеет названия, но входит в районное объединение «Союз молодежи Ставрополья».  В  группе всего 15 человек  – это обучающиеся  первых – третьих курсов. Возрастной состав – 15-18 лет.

Наш отряд образовался  в  2010 году, а толчком для его создания стало мое участие в краевой инновационной площадке «Защита прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях профессионального обучения». В рамках данного вида профессионально-педагогической деятельности я работала над темой «Формирование эмпатийных способностей обучающихся», которая требовала конкретных действий. А так эмпатия  – это одно из важнейших свойств личности, сплав» эмоционального отклика, сопереживание эмоциональному состоянию другого человека и понимания его, значит, и  работа волонтерского отряда  была направлена на развитие личностных качеств студентов, формирование навыков общения, лидерства, а также активного и ответственного подхода к жизни.

Отряду в этом году исполнилось шесть лет – это сравнительно небольшой срок, но о нем уже знают и местные жители, и ребята из школ района. В 2014 году отряд занял 2-е место  в Красногвардейском районе и награжден Грамотой за развитие волонтерского движения.

Особой популярностью среди членов волонтерского отряда  пользуются мероприятия и акции, требующие активности, собственной инициативы, дающие возможность почувствовать себя в новой социальной роли, ощутить свою необходимость и социальное значение, почувствовать, что твои действия могут помочь другому человеку.

Среди мероприятий особо выделяются: ежегодные  акции «Вахта памяти. Вечный огонь»; «Никто не забыт. Ничто не забыто»; «Экологический патруль», акция «Дорогие мои старики» – посещаем одиноких пожилых людей на дому, делаем генеральные уборки, совершаем необходимые покупки, ухаживаем за приусадебными участками и многое-многое другое. Мы приходим к ветеранам войны и труда нашего села, дарим подарки, общаемся, помогаем в домашних делах.«Никто не забыт. Ничто не забыто»  не ограничивается только уборкой  памятников павшим землякам в годы Великой Отечественной войны, ребята вместе с педагогами приводят в порядок  могилы   ветеранов на сельском  кладбище.

Акция «Экологический патруль» проводится с целью облагородить не только территорию учебного заведения, но сделать краше и чище родное село. Ребята высаживают кустарники, деревья, помогают обустраивать территорию пляжа.       Членами волонтерского отряда проводится большая информационно-разъяснительная работа с молодежью и местным населением. Ребята приняли активное участие в  акциях  «Белая лента», «Здоровье – наша главная забота», «Суд над наркотиками» и другие. Оформляли и распространяли буклеты и листовки среди жителей посёлка.

Наши волонтеры проводят исследовательскую работу и принимают участие в различных конференциях, рассказывая о своих достижениях. В апреле прошлого 2015 года  мы побывали на студенческой  научно-практической конференции «Никто не забыт, и ничто не забыто», где рассказывали о наших земляках – героях Великой Отечественной войны.        Волонтеры участвуют  в организации и проведении районных и местных праздников, встреч, трудовых десантах, концертах,  мероприятиях, посвящённых православным праздникам.

В волонтерскую группу мы принимали не только ребят с положительной характеристикой, но и тех, кто не отличались хорошим поведением в момент вовлечения  их в эту деятельность.  В ходе реализации разных акций их поведение изменилось в лучшую сторону.

Участвуя в волонтерской деятельности, подросток приобретает ряд практических навыков, необходимых ему и в повседневной жизни:

оценивать эмоциональные переживания и состояния другого;

– воспринимать, распознавать и сопереживать окружающим;

– умение принимать решения;

оказывать действенную помощь  в преодолении возникших трудностей;

– умение вести за собой;

– умение расположить к себе собеседника;

– умение слышать и слушать собеседника;

Научно подтверждено, что организация и участие в межличностных контактах различных социальных ситуаций способствует развитию таких личностных качеств, как уверенность в себе, общительность, бесконфликтность, эмпатия, толерантность. Более того, принятие ответственности за межличностные отношения позволяет говорить о появлении социальной смелости. Отмечается развитие творческого потенциала, гибкости и нормативности поведения, увеличивается потребность в саморазвитии и самосовершенствовании. С увеличением стажа работы добровольцы все отчетливее осознают важность выполняемой ими деятельности, понимая, что их активная жизнь получает признательность и уважение окружающих. Выпускники нашего филиала, имеющие опыт работы в волонтерском движении реализуют себя в общественной работе, их  поведение становится устойчивым личностным свойством, являющимся ядром коммуникативных черт характера, которые определяют психологический склад личности в целом.

Таким образом, деятельность нашего волонтерского отряда доказала, что  волонтерское движение  положительно влияет на нравственное становление обучающихся, на активность их жизненной позиции, подняло общий уровень эрудиции, помогло приобрести критическое видение действительности и развитые коммуникативные навыки.

Талибова Ф. Т., Хайруллина

РОЛЬ ВОЛОНТЕРСТВА В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ УСЛОВИЯХ

Аннотация. В статье рассматривается роль волонтерства и волонтерских организаций в процессе социализации молодежи, становлении ее гражданской позиции и самореализации, анализируется нормативно-правовая база, регламентирующая данный вид деятельности в Российской Федерации. Также кратко представлены теоретико-методологические подходы анализа волонтерства как социального феномена, результаты вторичного анализа данных прикладных исследований волонтерской деятельности, ее видов и применяемых практик. Сформулированы основные выводы, касающиеся роли волонтерства в процессе социализации молодежи в современных российских условиях.

Ключевые слова: добровольчество, самореализация, социализация молодежи, государственная молодежная политика

Динамика последних нескольких лет демонстрирует большую заинтересованность в развитии волонтерства и волонтерского движения в нашей стране как со стороны государственных органов, так и со стороны гражданского общества. Это выражается как в закрепленных в законодательном порядке нормативно-правовых актах, так и в реальных практиках граждан – в широком участие в волонтерском движении, что на наш взгляд, является наиболее важным параметром, отражающим реальное развитие волонтерства, а как следствие и гражданского общества в нашей стране.

Следует отметить, что одной из приоритетных функций молодежной политики Российской Федерации является поддержка и сопровождение различных молодежных инициатив в социально-значимом направлении, что лежит в основе волонтерской деятельности, которая имеет аналогичную направленность.

Несмотря на то, что для нашей страны понятие «во-лонтерство» сравнительно новое и характерным скорее является использование термина «добровольчество», оно вошло в «обиход» и два понятия используются наравне. Активный вектор на развитие волонтерства в России был взят в 2018 году, когда Правительство Российской Федерации 27 декабря 2018 года приняло концепцию развития добровольчества в Российской Федерации до 2025 года. Основополагающей целью концепции явилось – «увеличе-

Государственная молодежная политика в России многоаспектна и является комплексной системой для работы с молодежью всех возрастных групп и направлений деятель-

ности: это и работа с молодежью подросткового возраста, обучающимися (студентами) профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования и с уже работающей молодежью. Так, необходимо понимать, что государство заинтересовано в единой консолидирующей идее, способной организовывать и объединить разные подгруппы внутри общей группы «молодежь», которую принято выделять в силу определенных возрастных и иных критериев, однако не всегда данная общность едина и гомогенна внутри себя.

На сегодняшний день имеется множество разного рода способов, помогающих в развитии личности, социализации, выражении себя и улучшении своих способностей и знаний. Молодым людям важно отыскать свой путь и предназначение, всесторонне развиться и самовыразиться, быть нужным и полезным для общества. Нам представляется, что именно с помощью участия в волонтерской деятельности возможно удовлетворить данные потребности, присущие молодежи и весьма важные для них и общества в целом.

Важность добровольческой деятельности в социализации и самореализации молодежи подчеркивают и отечественные исследователи данного феномена. Так, Г. П. Бодренкова определяет волонтерство как «стратегию позитивного развития, обеспечивающую личностный рост и самосовершенствование молодежи как непосредствен-

Нельзя не отметить, что бурное развитие волонтерства в нашей стране за последние несколько лет произошло благодаря крупным мероприятиям, спортивного и культурного характера, которые проводились в России и республике и выявили потребность в волонтерской деятельности. Например, XXVII Всемирная летняя Универсиада (Казань, 2013 год), XXII Олимпийские и XI Параолимпийские зимние игры (Сочи, 2014 год), Чемпионат мира по водным видам спорта (Казань, 2015 год), Кубок Конфедераций (Казань, 2017 год), Чемпионат мира по футболу (2018 год) и многие другие мероприятия, которые были проведены с использованием в организации большого количества волонтеров, в частности молодых людей. Все это содействовало многочисленным объединениям и росту волонтерских молодежных движений и организаций в регионах России.

Как мы уже отметили выше, в виду того, что традиционно волонтерское движение направлено на молодежь, нередко волонтерские организации создаются при высших и средне специальных образовательных организациях, обучающиеся которых получают опыт, который может быть полезен в будущем в их профессиональной деятельности, а также помогает обзавестись необходимым социальным и в последствии экономическим капиталом.

Поэтому, несомненна важность создания и функционировании подобных молодежных движений и организаций, поддержка на уровне государства, так как их работа направлена также и на социализацию молодежи. Молодежные добровольческие организации позволяют молодому человек найти себя, стать личностью, они формируют патриотические настроения, гражданскую активность и участие, а значит и помогают формированию и развитию гражданского общества в стране. Волонтерская деятельность содействует развитию и поддержанию социально-важных норм и идей, в отличие от нынешней культуры потребления, которая доминирует последние десятилетия в нашей жизни.

В виду того, что волонтерство в рамках нашей страны является достаточно молодым и до конца несформиро-вавшимся социальным институтом, быстро развивающимся и популяризирующимся среди граждан, существует сравнительно мало информации о всех доступных на сегодняшний день возможностях и ресурсах в данном направлении. Важно создание партнерских, доверительных отношений между всеми уровнями государственной иерархии и молодыми людьми, которые являются потенциальными участниками волонтерской деятельности для эффективного развития данного направления.

Также существуют примеры, когда происходит совпадение интересов молодежи и государственных инициатив, например, при оказании помощи нуждающимся разных групп населения в период распространения коронови-русной инфекции. Соединение ресурсов представителей государственных структур и социального капитала молодежи, неформальных молодежных организаций дали необходимую помощь большому числу нуждающихся в ней

людей, позволили им достаточно комфортно пережить этот временной промежуток.

3. Ефлова М. Ю., Максимова О. А., Глебова И. С., Дудочников А. И. Функционирование малого предпринимательства в регионах России в контексте цифровизации общества // Экономика и предпринимательство. – 2021. – №1(126). – С. 536-540

5. Бодренкова Г. П. Системное развитие добровольчества в России: от теории к практике // Учебно-методическое пособие. – Москва: АНО «СПО СОТИС», 2013. – 320 с.

6. Певная М. В. Управление волонтерством: международный опыт и локальные практики// Монография – Екатеринбург: Издательство Урал. ун-та., 2019. – 433 с.

7. Хайруллина Ю. Р., Ахатова И. Э, Тимуца О. В. Роль добровольческой деятельности в повышении качества жизни социально-незащищенных групп населения: социально-образовательные практики / Ю. Р. Хайруллина, И. Э. Ахатова, О. В. Тимуца // Научные труды Центра перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан. Выпуск 14. – Казань: Издательство ИП Кузнецов Никита Владимирович, 2018. – С. 151-157.

Информация об авторах

Талибова Фарида Тагировна, аспирант, Центр перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан

Хайруллина Юлдуз Ракибовна, д. социол. н., проф. кафедры общей и этнической социологии, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Институт социально-философских наук и массовых коммуникаций, гл. н. с. Ц ПЭИ АН РТ

Talibova F. T., Khayrullina Yu. R.

THE ROLE OF VOLUNTEERING IN THE PROCESS OF SOCIALIZATION OF YOUTH IN MODERN RUSSIAN CONDITIONS

Abstract. The article discusses the role of volunteerism and volunteer organizations in the process of youth socialization, the formation of a civic position and self-realization. The regulatory and legal component of volunteering is analyzed as an integral part for the development of this direction. Theoretical and methodological approaches to the study of volunteering, revealing this aspect, are outlined. The results of secondary research on the study of volunteering, implemented practices and statistical data are considered. The main conclusions concerning the role of volunteering in the process of youth socialization in modern Russian conditions are formulated.

Keywords: volunteering, self-realization, youth socialization, state youth policy

3. Eflova M. Yu., Maksimova O. A., Glebova I. S., Dudochnikov A. I. The functioning of small business in the regions of Russia in the context of the digitalization of society // Economics and Entrepreneurship. – 2021. – No. 1 (126). – P. 536-540.

5. Bodrenkova G. P. Systematic development of volunteerism in Russia: from theory to practice // Educational and methodological manual. – Moscow: ANO “SPO SOTIS”, 2013. – 320 p.

6. Pevnaya M. V. Volunteer management: international experience and local practices// Monograph – Yekaterinburg: Ural Publishing House. Univ., 2019. – 433 p.

7. Khayrullina Yu. R., Akhatova I. E., Timutsa O. V. The role of volunteering in improving the quality of life of socially unprotected groups of the population: social and educational practices / Yu. R. Khayrullina, I. E. Akhatova, O. V. Timuts // Scientific works of the Center for Advanced Economic Research of the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan. Issue 14. – Kazan: Publishing house IP Kuznetsov Nikita Vladimirovich, 2018. – P. 151-157.

Talibova Farida Tagirovna, postgraduate student, Center for Advanced Economic Research, Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan

Khayrullina Yulduz Rakibovna, Doctor of Sociology, Professor at the Department of General and Ethnical Sociology, Kazan (Volga Region) Federal University, Institute of Social and Philosophical Sciences and Mass Communications, main scientific worker of CAER AS RT

5 декабря, в Международный день волонтера, мы публикуем трогательные и честные истории подростков, которые стали добровольцами.

Быть волонтером — это, как минимум, делать то, что вы по-настоящему хотите и любите делать. Добровольцы охвачены занятием, которое увлекает их настолько, что время в работе летит незаметно, а чувство усталости обходит стороной.

В Международный день волонтера «Летидор» вместе с Ассоциацией волонтерских центров публикует 15 причин стать добровольцем, которые назвали сами подростки.

Эти ребята каждый день, невзирая на разные обстоятельства, посвящают пару часов добровольческой деятельности. Мы спросили их, почему они выбрали этот путь.

Возможно, их ответы вдохновят вас внести свой небольшой вклад в развитие добровольческого движения!

Добиться перемен к лучшему

Волонтер — это пример нравственности и бескорыстия; это человек, умеющий эффективно сотрудничать с другими и работать в команде во благо общества.

17-летний доброволец Максим из Казани воплощает в себе все эти качества. Участвуя в федеральном проекте «Чистые игры», он организует экологические субботники в игровом формате для молодежи в своем городе. С каждым годом в них принимает участие все больше людей.

«Я занимаюсь добровольчеством, потому что после моей работы всегда есть результат».

Обрести цель в жизни

Маше 14 лет, она живет в Москве и помогает животным, оказавшимся на улице, найти свой дом. Ее волонтерский проект так и называется — «Хочу домой».

Идея проекта возникла в день, когда, возвращаясь домой, Маша увидела на улице бездомную кошку: животное было худым, с грязной слипшейся шерстью. Пройти мимо девочка не смогла. Недолго думая, Маша отвезла кошку в ветеринарную клинику, а спустя время пушистая подружка обрела любящих хозяев и свой дом.

Сейчас девочка мечтает открыть свой приют, где каждый бездомный щенок или кошка обретут тепло и заботу.

«Я занимаюсь добровольчеством, потому что дорогу осилит идущий. Я в начале пути, но знаю куда и зачем идти!»

Вносить свой вклад в здоровье нации

Вадим в свои 17 лет вносит большой вклад в популяризацию знаний о предотвращении онкологических заболеваний среди жителей Курского региона. Совместно с волонтерами-медиками молодой человек организует для всех желающих лекции и обучающие семинары о мерах профилактики и важности раннего выявления рака.

Участниками мероприятий уже стали более 1200 человек, а проектом заинтересовались активисты центра профилактики онкозаболеваний Краснодарского края.

«Я занимаюсь добровольчеством, потому что точно знаю, что нужно делать, чтобы снизить показатели заболеваемости и смертности от онкологических заболеваний».

Помогать людям помнить свои корни

Насте Пуник 15 лет, и она знает, в честь кого названы улицы ее города, однако многим ее сверстникам это неизвестно.

Чтобы сохранить память об отважных героях войны, ученики придумали проект «Погибли — да, забыты — нет».

Добровольцы проводят массовые мероприятия, на которых рассказывают детям и подросткам о великих личностях, защищавших идеалы мира, свободы и добра, погибших когда-то на этой земле и отстоявших для своих потомков мир.

«Я занимаюсь добровольчеством, потому что хочу, чтобы каждый ребенок и взрослый знали и помнили имена героев, спасших нашу страну».

Использовать свои способности во имя глобальных целей

17-летняя Арсения понимает, что у экологических проблем нет границ. Действовать нужно локально и прямо сейчас!

Девушка — инициатор проекта по уменьшению использования полиэтиленовых пакетов; она организует сбор ненужных вещей и материалов, из которых создает сумки и пакеты для многоразового использования.

Их она распространяет среди друзей и знакомых, а также предлагает кофейням и магазинам.

«Я занимаюсь добровольчеством, потому хочу донести до каждого человека, чем нам всем грозит дальнейшее использование пластика».

Помогать всему живому

Эвелине 15 лет, и, по ее словам, несколько лет назад гуляя по лесу, а иногда и на придомовой территории, жители города могли встретить черепах Никольского — представителей средиземноморского вида. В последнее время люди встречают этот вид все реже, а когда встречают, отлавливают, забирают к себе домой или продают.

Чтобы спасти редкий вид, занесенный в Красную книгу, вместе с добровольцами Эвелина занимается поиском черепах, реабилитацией и возвращением млекопитающих в привычную среду.

«Я занимаюсь добровольчеством, потому что хочу спасти черепах. А еще я очень хочу, чтобы все люди были добрее к животным».

Заботиться о тех, кто нуждается в поддержке

Волонтерский отряд города Костромы, в котором состоит 16-летняя Татьяна, организует инклюзивные программы для детей с инвалидностью.

По мнению добровольца, любые мероприятия, направленные на реальное включение людей с ограниченными возможностями в активную общественную жизнь, дают им ощущение причастности и избавляют от чувства изолированности от сверстников.

Подобные инициативы в одинаковой степени необходимы для всех членов общества. Человеку нужен человек!

«Я занимаюсь добровольчеством, потому что так меня научили дома. Я росла, зная, что нужно помогать людям».

Возможность выйти из зоны комфорта и изменить себя

Аделине 16 лет, в своей школе в Республике Марий Эл она проводит занятия по кулинарному мастерству, где обучает детей с ограниченными возможностями готовить.

Идея состоит в том, чтобы каждый из них мог и умел самостоятельно делать элементарные вещи, на которые обычные люди в повседневной жизни почти не обращают внимания. Ведь возможность своими руками приготовить самый простой суп — это настоящее радостное событие для ребят!

По словам добровольца, опыт инициативы будет тиражироваться и в других школах, чтобы как можно больше детей с ограниченными возможностями здоровья смогли самостоятельно справляться с повседневными делами.

«Я занимаюсь добровольчеством потому, что чувствую, как каждый день меняюсь сама. Раньше я была другим человеком, сейчас я каждый день думаю, как помочь другим».

Делать мир вокруг себя лучше

В семье Сони 20 детей, 13 из них — приемные. Чтобы помочь ребятам почувствовать себя причастными к общему делу, родители инициировали проект по ремесленному делу. Вместе с папой ребята занимаются изготовлением деревянных поделок, игрушек, кормушек.

Со временем проект получил признание в Липецкой области, к нему стали присоединяться и другие ребята, в том числе из детских домов.

В дальнейшем семья, которая составляет костяк проекта, планирует масштабировать свою идею, чтобы еще больше детей по всей области смогли приобрести на их занятиях профессиональные навыки и, возможно, изменить свою жизнь.

«Я занимаюсь добровольчеством, потому что хочу, чтобы мир вокруг нас стал лучше. Чтобы каждый человек чувствовал, что он кому-то нужен».

Раскрывать свои лучшие стороны

В Кемеровской области на базе волонтерского отряда в своей гимназии Настя и добровольцы ее проекта создают аудио- и тактильные книги для незрячих и слабовидящих людей. Все материалы дети передают в фонд областной библиотеки, где книги применяются для обучения, проведения специальных программ и мероприятий, а также для личного пользования.

Кроме этого, добровольцы проводят увлекательные мастер-классы и организуют театральные вечера для воспитанников школ-интернатов.

«Я занимаюсь добровольчеством, потому что мне нравится помогать людям. Я просто не знаю, какой бы я была, если бы не была волонтером».

Быть полезным

Веронике 15 лет, вместе со школьными товарищами на пришкольном участке девочка организовала небольшую клумбу с цветами, а также место для выращивания овощей.

Проект направлен на развитие ресурсосберегающих технологий в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре, включая применение на участке системы капельного орошения.

Полученный урожай ребята обменивают на макулатуру, которую приносят другие дети. Средства от сдачи направляются на реализацию других социальных проектов и в благотворительные фонды.

«Я занимаюсь добровольчеством, потому что я живу в маленьком поселке и людей у нас очень мало. Кто же сделает добро, если не я?»

Жить в гармонии с собой

Связь поколений — это мост, объединяющий прошлое и будущее, старшее поколение и молодежь. Чем больше мы будем чтить светлую память наших предков, тем прочнее будет этот мост. Так мы сохраним историю для себя и потомков. Настя в свои 12 лет вместе с классным руководителем и другими ребятами из школьного отряда организовала на пришкольной территории парк, посвященный памяти и подвигам ветеранов Великой Отечественной войны.

В будущем волонтеры планируют создать в парке монумент в форме звезды, возле которого будут проводиться уроки истории для всех посетителей парка Свердловской области.

«Я занимаюсь добровольчеством, потому что, когда я делаю что-то хорошее, у меня на душе становится тепло. Мне очень приятно делать даже небольшие, но добрые дела».

Расти, помогая в развитии другим

Вместе с ребятами из волонтерского отряда Удмуртской Республики Ирина посещает специализированные школы для детей с ограниченными возможностями, где они общаются и организуют полезные занятия по методике арт-педагогики.

Подобные встречи способствуют эффективной социализации юных участников; дети общаются на равных, не обращая внимания на возможные отличия.

По словам девочки, в обществе не так развито общение детей с ОВЗ с другими своими сверстниками, а взаимодействие ребят в рамках проекта позволяет снять эти социальные барьеры.

«Я занимаюсь добровольчеством, потому что больше всего мне нравится работать и общаться с детьми. Я чувствую, что они это очень ценят».

Оставить свой след в истории

Вместе с молодежью своего поселения Света занимается уборкой несанкционированных мусорных свалок, на месте которых высаживаются аллеи из деревьев. Эти аллеи являются своеобразными памятниками мест, которые были практически уничтожены мусором, но, благодаря неравнодушию волонтеров, снова стали привлекательными для жителей. Юные добровольцы не останавливаются на достигнутом! Ребята интересно разнообразят процесс посадки: в обычную побелку для деревьев добавляют пищевые красители, таким образом деревья окрашиваются в цвета флага Ростовской области.

«Я занимаюсь добровольчеством, потому что хочу помочь своему селу и улучшить жизнь людей, которые здесь живут».

Объединять людей

Фото Марии Посаженниковой

Благодаря 17-летней Маше ученики 5-7 классов совершенствуют свои знания и умения, пробуют себя в новых профессиональных областях и находят единомышленников. Девушка занимается проектом, направленным на развитие школьного добровольчества в Кировской области.

В начале учебного года в школе создаются 5 волонтерских команд, которые следующие 5 месяцев участвуют в разнообразных добровольческих проектах, организуют интерактивные акции и мероприятия.

Фото предоставлены Ассоциацией волонтерских центров (фотограф Ольга Тупоногова-Волкова), VOSTOCK

Мотивация участвовать в волонтерской деятельности и волонтерских проектах напрямую связана с возможностью человека быть полезным другим людям. Для молодежи волонтерство особо значимо. Новые виды деятельности позволяют молодым людям обретать новые навыки и «обрастать» новыми знакомыми, развивать свои коммуникативные способности, иметь возможность заявить о себе. Добровольчество не требует от молодого человека никаких особых умений – достаточно быть инициативным, не бояться трудностей и уметь общаться с людьми. Каким-то специфическим навыкам могут обучить уже в процессе осуществления деятельности.

«Мотивация молодежи к участию в волонтерской деятельности» 👇

Так, возможность заявить о себе у молодежи появляется в таких направлениях, как:

Волонтеры участвуют в развитии образования. Они могут популяризировать активные виды спорта, выступать за активный досуг, продвигать труд в школах, университетах. Молодые люди очень любят организовывать компании, в которых участвуют по зову свое сердца. Это и клубы по интересам, и различные организации помощи пострадавшим, инвалидам и старикам, многодетным семьям. Очень популярные волонтерские направления – это добровольчество в сфере медицины, а также волонтеры Победы – участники мероприятий, посвященных Великой отечественной войне. Они же помогают Ветеранам в быту, ухаживают за ними, привозят необходимые продукты питания и медикаменты.

Так почему же молодые люди активно участвуют в волонтерской деятельности? Дело в том, что они тоже нуждаются в поощрении, причем не в материальном. Это скорее поощрение их духовных потребностей и ценностей. Каждый человек хочет испытывать удовлетворение от того, что кому-то он полезен, кто-то нуждается в его поддержке. Это ощущение необходимости и нужности вдохновляет человека на свершение более крупных дел, помогает ему стать увереннее, сильнее, не бояться испытаний и трудностей, а преодолевать их с достоинством. Как показывает практика и наблюдения, количество волонтеров, которые принимают участие в международной и локальной волонтерской деятельности, постоянно растет. Мотивами участия являются желание помочь ближнему своему, познакомиться с новыми людьми для обмена опытом, информацией и просто для общения ради дружбы. Волонтеры ощущают свою значимость и гражданскую ответственность, а многие из них чувствуют себя частью чего-то большего. На этапе становления и развития личности это очень важно, поскольку человек постепенно самоопределяется, он начинает понимать, чего он хочет, что ему нужно сделать, чтобы добиться желаемого результата.

Мотивация может быть внутренней или внешней. Оба типа подходят представителям молодежи, если говорить об их вовлеченности в волонтерскую деятельность. Внутренняя мотивация молодых добровольцев характеризуется их тягой к волонтерской работе, поскольку она соответствует кругу их интересов. А еще в процессе этой деятельности они ощущают, что их личность развивается, получает новый опыт и новые знания.

Внешняя мотивация направлена на внешние ценности участников волонтерской деятельности, и затрагивает она скорее стандартные типы человеческого поведения.

Волонтерство как образ жизни современной молодежи

Волонтерство – это осознанное добровольное участие в общественно значимых мероприятиях, акциях и проектах, в основе которых лежит идея о бескорыстной реальной помощи, нуждающимся в ней.

Как образ жизни представителей молодого поколения волонтерство основано на уважении к людям, гуманном отношении, взаимопомощи и взаимопонимании, направлено на формирование «здорового» поколения людей. Волонтерство, как образ жизни формирует у молодых людей такие качества как патриотизм, трудолюбие, человечность, преданность обществу, являющихся основой гражданственности.

Волонтерство – это выполнение работ или оказание услуг на безвозмездной основе, в форме добровольческой деятельности, основанной на традиционных формах самопомощи и взаимопомощи во благо широкой общественности.

Молодежь и волонтерство

Волонтерство сегодня – это важнейший компонент успешного социального развития общества. Благодаря ему можно оказывать содействие в решении актуальных социальных и экономических проблем общества и государства.

Волонтерство – это вид деятельности, способ самовыражения. Благодаря добровольческой деятельности у человека есть возможность самовыражаться, делать это самостоятельно или в коллективе. Цель добровольчества – принести пользу другим людям.

Молодежное волонтерство – это практический вид волонтерской (добровольческой) деятельности, а котором принимает участие молодежь. Волонтерство предполагает отсутствие принуждения, человек сам для себя решает, что он хочет стать волонтером, что он готов участвовать в разных видах работ, чтобы реализовывать общественные цели.

Выделяют еще одно понятие – «социальная общность волонтеров». Она выражается во взаимосвязи людей, имеющих общую цель. Цель эта состоит в том, чтобы оказать социально значимую помощь тем, кто по разным причинам не может самостоятельно решить свои проблемы, сталкивается с финансовыми и эмоциональными проблемами и нуждается в поддержке. Молодежь является наиболее активной социально-демографической группой, поэтому в изучении именно ее роль в волонтерской деятельности отводят особое место. Дело в том, что молодежь очень инициативна, она может предлагать совершенно новые идеи для разрешения серьезных задач. Поэтому сегодня молодых людей привлекают в разные виды деятельности и дают им возможность самовыражаться, высказывать свое мнение, создавать свои добровольческие движения и волонтерские штабы. Это очень полезно. Развивает коммуникативные навыки и чувство ответственности перед другими людьми.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *