В последние годы волонтёрство в России набирает обороты: во многом благодаря государственной поддержке количество и масштаб благотворительных проектов значительно выросли. После Олимпиады в Сочи о добровольческой деятельности заговорили все: быть волонтёром, как оказалось, не только почётно, но и невероятно увлекательно.
Есть много способов принести пользу обществу, однако могут ли дети заниматься волонтёрской деятельностью? В чём заключается польза для самого ребёнка и с чего начать тем, кто хочет помогать другим на добровольных началах? Об этом — подробно в нашем материале.
Приглашённый эксперт для материала: Александр Левит, директор ресурсного центра «Мосволонтёр». Начал интересоваться добровольчеством ещё в школе.
Что такое волонтёрство?
Изначально термин «волонтёр» применялся только в отношении людей, добровольно поступающих на воинскую службу или участвующих в боевых действиях. Однако волонтёрство как любая общественно полезная деятельность, осуществляемая на добровольных и безвозмездных началах, в действительности существует очень давно.
В современном виде волонтёрское движение России сформировалось во многом благодаря ряду государственных инициатив, таких как «План мероприятий по развитию волонтёрского движения в РФ», «Концепция развития добровольчества в РФ» и федеральный проект «Социальная активность».
Молодёжь стала принимать ещё более активное участие в волонтёрской деятельности в связи с Олимпиадой в Сочи 2014 года и Чемпионатом мира по футболу 2018 года. Свою лепту внесла и пандемия: только в первые её месяцы число официально зарегистрированных волонтёров выросло на 266 тысяч человек.
Существует несколько направлений добровольческой деятельности, наиболее развитых в нашей стране:
В Москве, например, развиваются более 10 направлений, которые касаются многих сфер жизни. Например, экологическое волонтерство знакомит ребят с заботой о природе, социальное – с поддержкой людей, зоонаправление – с бережным отношением к животным. Также дети приобретают полезные навыки, например, они могут научиться правильно сортировать вторсырье. Культурное волонтерство открывает ребятам новые возможности для творческого развития и знакомит с миром искусства.
Зачем детям заниматься волонтёрской деятельностью?
Каждый заботливый родитель уделяет большое внимание нравственному воспитанию ребёнка и формированию у него таких моральных качеств, как ответственность, сострадание, бескорыстность и отзывчивость. Однако добровольчество не только помогает ребёнку воспитать в себе эти качества; причин заняться волонтёрской деятельностью гораздо больше:
Волонтёрство учит взаимодействовать в команде, находить друзей и совершать добрые поступки. Ребята становятся увереннее в себе, практикуются выполнять задачи вместе, общаются и узнают, что такое взаимопомощь и ответственность.
— Александр Левит,
Как приобщить ребёнка к волонтёрству?
Некоторые виды волонтёрской деятельности требуют эмоциональной зрелости и большой ответственности, но начать знакомить детей с такими понятиями, как «забота», «помощь» и «поддержка» можно с раннего возраста. Главное — делать это без принуждения, чтобы бережное отношение к окружающему миру и желание помогать стали естественными для ребёнка.
Расскажите ребёнку о волонтёрстве и благотворительности
Обсудите важные моменты:
Занимайтесь волонтёрством вместе
Участие родителей в добровольческой деятельности лучше всего продемонстрирует ребёнку, как полезные привычки и добрые дела могут стать частью жизни.
Личный пример родителей и их готовность делиться знаниями – важные составляющие для успешного начала добровольческого пути ребёнка. Например, семья может вместе участвовать в весенних субботниках, разделять отходы и сдавать вторсырьё, дарить новогодние подарки маленьким подопечным фондов, по выходным выгуливать собак в приютах, реставрировать книги в библиотеках и многое другое. Участие в волонтёрских акциях может стать семейной традицией.
Изучите теорию
Порой говорить с детьми о волонтёрстве и благотворительности непросто, поэтому в помощь педагогам и родителям разработан целый курс видеоуроков и методических рекомендаций «Школа позитивных привычек». Для подростков подойдёт один из онлайн-курсов «Школы социального волонтёрства» или ресурсного центра «Мосволонтёр».
Участвуйте в благотворительных мероприятиях
Благотворительные концерты и ярмарки — отличный вариант семейного досуга: здесь ребёнок сможет понять, что, помогая кому-то, можно получать удовольствие и прекрасно проводить время.
Определитесь с волонтёрской организацией
Дети и подростки могут участвовать в добровольческой деятельности и благотворительных мероприятиях наравне со взрослыми. Конечно, есть некоторые ограничения: никто не будет привлекать детей-волонтёров к тяжёлому физическому труду или работе в ночное время.
Важно выбрать то, что заинтересует ребёнка: направление или мероприятие. Также лучше начинать с чего-то простого, что не занимает много времени. Например, вместе с друзьями или одноклассниками сдать макулатуру или пластиковые крышечки в специальный бокс в школе. Кроме этого, можно спросить у классного руководителя, есть ли волонтёрский отряд в школе, и стать его участником.
Выясните, чем и кому хочет помогать юный доброволец, и предложите ему следующие варианты.
Помощь животным из приютов
Кому подходит: детям любого возраста и родителям; без сопровождения родителей — с 16 лет.
Приюты постоянно нуждаются в поддержке, и не только финансовой. Можно сделать ежемесячную поездку в приют семейной традицией: вы окажете неоценимую помощь, если привезёте корм, лекарства и тёплые подстилки для пушистых хвостиков, а также поможете соорудить вольеры или прибраться на территории.
Участие во всероссийском проекте «Дай пять!»
Кому подходит: школьникам от 8 до 18 лет.
Ключевой идеей проекта «Дай пять!» является безвозмездная помощь в учёбе, которая оказывается по принципу «равный — равному». То есть сами школьники помогают друг другу разбираться в сложных темах по разным академическим дисциплинам. Для участия в проекте в качестве волонтёра важно не просто подать заявку, но и пройти тестирование и собеседование, чтобы подтвердить свои знания в той или иной области.
Сбор вещей и продуктов питания для благотворительных организаций
Кому подходит: детям любого возраста и родителям.
На сайтах благотворительных организаций можно найти списки актуальных акций и перечень необходимых вещей, которые можно сдать. Волонтёры могут не только привозить в пункты сбора тёплую одежду и продукты, но и помогать с сортировкой и распределением гуманитарной помощи.
Сбор книг для сельских библиотек
У жителей Москвы и Санкт-Петербурга есть возможность пожертвовать ненужные книги из домашней библиотеки и подарить им вторую жизнь благодаря проекту Re:Books. Активисты проекта готовы принять любые книги и передать их библиотекам в сельской местности.
Участие в экологических акциях
Организовать дома раздельный сбор мусора, поставить в подъезде контейнер для использованных батареек или коробку для макулатуры вам помогут даже малыши: как правило, они очень ответственно подходят к этому вопросу, если доступно объяснить им цель этих действий и рассказать о проблеме сохранения окружающей среды. Весной можно всей семьёй участвовать в городских субботниках или высадке деревьев.
Если вашему юному экоактивисту этого недостаточно, он может стать членом организации волонтёров-экологов — например, «Делай!» — и находить на её сайте информацию о проектах и мероприятиях, в которых можно принять участие.
Программы волонтёров-медиков
Кому подходит: подросткам 14–18 лет.
Общественное движение «Волонтёры-медики» проводит обучение подростков основам медицинского добровольчества. После обучения волонтёры рассказывают другим школьникам о пользе здорового образа жизни и организуют уголки здоровья в своих школах. В каникулы они проводят мероприятия в детских лагерях, а после прохождения программы профориентации помогают медикам в больницах.
Участие в молодёжном движении
Кому подходит: детям старше 8 лет.
Детско-юношеские общественные движения дают возможность участвовать в большом количестве мероприятий и проектов: образовательных, развлекательных и не только. Например, члены российского движения детей и молодёжи «Движение первых» участвуют в мероприятиях по сохранению исторической памяти, экологических акциях, благотворительных сборах и других добровольческих инициативах.
Переписка с одинокими пожилыми людьми
Кому подходит: детям среднего и старшего школьного возраста.
Пожилым людям, особенно не имеющим близких, часто требуется помощь. Но, помимо этого, им не хватает внимания и общения, поэтому благотворительные организации — такие, как «Старость в радость» — не только организуют сбор подарков к праздникам и поездки в дома-интернаты, но и предлагают всем желающим писать письма и поздравительные открытки одиноким бабушкам и дедушкам.
Проект «Внуки по переписке» не имеет ограничений по возрасту волонтёров, однако важно понимать, что писать необходимо регулярно и не бросать начатое. Поэтому этот вид волонтёрства лучше предложить подросткам, которые отнесутся к нему ответственно. Все желающие также могут отправить подопечным фонда открытку к празднику или передать подарок к Новому году.
Помощь в организации и проведении мероприятий
Кому подходит: подросткам старше 14 лет.
При проведении крупных культурных, спортивных и других мероприятий часто требуется помощь добровольцев: проверять билеты, помогать зрителям находить свои места или оказывать другую посильную помощь организаторам.
Часто задаваемые вопросы о волонтёрстве для детей
Несмотря на то, что в последние годы всё больше школьников участвует в добровольческой деятельности, у многих по-прежнему остаются вопросы. Постараемся ответить на самые популярные из них.
Кто может стать волонтёром?
Любой человек может стать волонтёром, независимо от его возраста, профессиональной подготовки или социального статуса. Однако несовершеннолетним волонтёрам для участия в любых проектах понадобится письменное согласие родителей, а детям до 14 лет — ещё и сопровождение взрослого на все мероприятия.
Что такое «паспорт волонтёра» и как его получить?
Паспорт, или личная книжка волонтёра — это своеобразная трудовая книжка добровольца, которая ведётся в бумажном или электронном виде и содержит информацию о всех отработанных часах, мероприятиях и пройденном обучении. Любой действующий доброволец старше 14 лет может получить книжку в личном кабинете сайта DOBRO. RU, в региональных ресурсных центрах развития добровольчества или комитете по делам молодёжи, а жители Москвы — в ресурсном центре «Мосволонтёр».
Паспорт волонтёра с отметками о полученном опыте даёт некоторые преимущества при поступлении в вуз, трудоустройстве в крупные компании и повышает шансы волонтёра принять участие в масштабных мероприятиях.
Какие льготы при поступлении в вуз есть у подростков-волонтёров?
При поступлении в вуз учитываются личные достижения абитуриента, и некоторые вузы готовы начислить до 10 дополнительных баллов к результатам ЕГЭ за участие в волонтёрской деятельности. Подтверждением наличия у абитуриента волонтёрского опыта является паспорт волонтёра.
Узнать, какую именно форму документа — бумажную или электронную — принимает вуз и сколько баллов можно получить за неё, необходимо заранее в приёмной комиссии.
Сколько часов нужно отработать волонтёром, чтобы получить дополнительные баллы?
Минимальное количество — 20 часов, причём отметки должны быть проставлены в книжке не позднее чем за три месяца до подачи документов. То есть «поволонтёрить» где-то пару месяцев перед поступлением специально для получения баллов не получится.
Вузы сами решают, сколько баллов добавить за волонтёрство, и могут установить свои правила начисления: например, добавить всего один балл за 100 часов работ или все десять за 30 часов. Узнать о правилах начисления баллов за волонтёрство в вузах страны можно здесь.
Есть ли какое-то минимальное количество часов, которое волонтёр должен посвящать добровольческой деятельности?
Нет, это зависит только от желания и наличия свободного времени.
Есть ли ограничения по продолжительности «рабочего» дня ребёнка-волонтёра?
По закону подростки 14–15 лет могут посвящать добровольческой деятельности не более пяти часов в сутки; в возрасте 16–18 лет — не более семи часов. При этом на каждые пять рабочих дней должно приходиться не менее двух выходных.
Говоря о добровольческой деятельности, сами дети-волонтёры утверждают, что это даёт им шанс проявить себя и открывает целый мир новых возможностей. Для ребёнка волонтёрство — это способ узнать об окружающем мире больше, поверить в собственные силы и научиться быть ответственным, бескорыстным и терпимым. Помогать другим можно в любом возрасте, однако для этого нужны искреннее желание сделать мир лучше и поддержка семьи.
Источник фото обложки: wavebreakmedia/Shutterstock.com
Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту
Письмо отправлено!Проверьте электронный ящик
Что делают волонтёры
Волонтёрство предполагает добровольную безвозмездную работу на пользу общества или отдельных людей. Среди основных его направлений можно выделить:
Есть два формата волонтёрства: системное, когда человек регулярно оказывает помощь в рамках конкретного проекта или программы, и разовое. Каждый школьник может выбрать для себя оптимальный вариант занятости, который не будет мешать учёбе.
Какие гибкие навыки развивает волонтёрство
Если ваш ребёнок заинтересовался темой волонтёрства, есть смысл его поддержать. Это тот случай, когда, отдавая своё время и силы, он может получить взамен нечто большее. Участие в добровольческих акциях и проектах развивает:
Навык эффективного общения
Когда ребята становятся волонтёрами, им приходится учиться выстраивать диалог, слушать и слышать собеседника. С течением времени дети забудут о комплексах, станут более общительными и внутренне свободными. В дальнейшем им будет легче презентовать себя и отстаивать свою точку зрения. Это большой плюс: коммуникабельность сейчас необходима в любой профессии.
Школьники-волонтёры находятся в постоянном движении: учебу, секции, хобби они ухитряются совмещать с добровольческой деятельностью. Такая динамика жизни, да еще наполненная смыслом, делает их устойчивыми к стрессам.
Работу в режиме многозадачности и дисциплину
С помощью волонтёрства дети на практике учатся расставлять приоритеты и соблюдать сроки. Например, скоро у Маши контрольная по математике, но сегодня у неё по плану помощь бездомным животным. Чтобы все успеть, она перераспределила свой досуг. После уроков Маша проведёт несколько часов в приюте, а потом займется подготовкой к занятиям. Вывод: бесцельное блуждание в интернете девочка заменила полезными делами.
Умение справляться с трудностями
Когда ребята сталкиваются с реальными жизненными задачами, они переносят фокус внимания с пустых переживаний на разработку плана действий. Например, Саша активно помогает больницам. Бабушка, прикованная к инвалидному креслу, очень хочет попасть на концерт в центре города, но не может спуститься по лестнице даже на коляске, и у неё нет близких и родственников.
Саша без лишних слов и суеты решает проблему. Вместе с координатором он продумывает подходящий маршрут: насколько заранее выехать, на каком транспорте, не проехать ли через парк, чтобы порадовать бабушку? Потом Саше будет проще справляться с трудностями, ведь он научится их решать, а не обсуждать.
Какую практическую выгоду оно приносит
Кроме личностного развития, добровольческая работа даёт утилитарные профиты:
Дополнительные баллы при поступлении в вуз
12 марта 2020 года Минпросвещения РФ опубликовало рекомендации по учёту волонтёрства в качестве индивидуального достижения при поступлении в вуз. За него могут дать дополнительные баллы к ЕГЭ. Чтобы их получить, нужно:
Волонтёрские книжки бывают электронными и бумажными. Во избежание возможных проблем при поступлении лучше пользоваться бумажной версией.
Ведомство рекомендует начислять баллы в соответствии со сроками волонтёрства:
1 балл — менее 1 года;
2 балла — 2 года;
3 балла — 3 года;
4 балла — 4 года.
Однако в зависимости от конкретного вуза за волонтёрскую работу могут дать до 10 баллов или не учитывать это достижение.
Принимая активное участие в добровольческом движении, ребенок заводит новые знакомства, обрастает полезными связями. Кто-то станет для него другом на всю жизнь, а кто-то, возможно, заприметит проблески таланта и предложит подработку или стажировку.
Помощь в выборе профессии
Волонтёрство – реальная возможность соприкоснуться с интересующей ребёнка профессией, узнать её изнутри, проверить степень своей увлечённости.
Например, Ярослав ещё в школе присоединился к волонтерам-медикам и активно помогал инвалидам и тем, кто перенес сложные операции. Спустя время он понял: он хочет стать доктором и продолжать помогать пациентам. Это помогло ему осознанно выбрать предметы для сдачи ЕГЭ и вуз, и теперь он учится на медфаке.
А Аня всегда любила природу, бережно к ней относилась, поэтому в 12 лет она занялась природоохранной работой. Сегодня она популяризует идею о том, что надо сократить потребление пластика, организует сбор и утилизацию пластика и готовится к поступлению на биолога.
Как ребёнку стать волонтёром
В России стать волонтёром может любой желающий. Но для несовершеннолетних есть ограничения.
Детям до 14 лет во время волонтёрства требуется официальное сопровождение (например, родителей или опекунов). Ребятам 14-17 лет нужно документально подтверждённое разрешение от родителей. Оно подаётся вместе с заявлением и обычно содержит шапку с реквизитами волонтёрской организации, Ф. И. О. родителей, пару строк о том, что они согласны на волонтёрскую работу ребёнка, и подписи.
Иногда в городах могут быть отдельные центры, посвящённые местному волонтёрству и объединяющие добровольцев из разных проектов. Так, в Москве действует Ресурсный центр «Мосволонтёр», на сайте mosvolonter.ru размещена вся актуальная информация, связанная с добровольческим движением в столице. Он охватывает порядка 10 направлений от общественной безопасности до медиаволонтёрства.
Как родителям привлечь ребёнка к волонтёрству
Если ваш ребёнок ещё не заинтересован в волонтёрской работе, возможно, стоит с ним об этом поговорить. Помните, он копирует ваши установки и привычки, поэтому нужно начинать с создания определённого инфополя и новых традиций в семье.
Также вы можете вместе изучить информацию о волонтёрстве и о возможностях, которое оно даёт. Например, сейчас издательство «Просвещение» реализует проект «Школа вопросов 21 века. Волонтёрство», в рамках которого до 30 ноября 2022 года проводится серия вебинаров.
Школьникам расскажут о том, как грамотно совместить учебу, увлечения и волонтерство, а студентам – какие возможности для личностного и карьерного роста оно открывает. Родители узнают, как не отбить у ребенка желание помогать другим, а педагоги – как правильно организовать востребованную внеурочную деятельность. Узнать всю актуальную информацию можно на сайте проекта https://uchitel.club/lifeskills/volonteerskills
.
Желание совершать добрые дела, помогать окружающим и заботиться о природе можно и нужно воспитывать в детях. Чтобы поддержать ребят в стремлении делать мир лучше, в столичных подростковых клубах активно развивают волонтерское направление. Подробнее о занятиях рассказывает специалист семейного центра «Гармония» Екатерина Иванова.
В семейный центр обратилась мама 15-летнего Ильи. Женщина переживала, что сыну непросто выстраивать общение с ровесниками. Юноша очень стеснительный и тихий, предпочитает спокойное времяпровождение подвижным активностям. Родители предлагали школьнику записаться в различные секции, но подросток отказывался.
В ходе консультаций психолог вместе с Ильей определили, к чему у юноши есть склонности, которые он готов развивать. Выяснилось, что подростку нравится помогать другим: он часто мастерит скворечники для птиц, помогает пожилой соседке покупать продукты, но никогда не думал заняться этим всерьез. Специалист порекомендовал Илье вступить в волонтерский клуб.
Ребята часто выезжали к одиноким людям старшего возраста, обменивались опытом и знаниями, помогали по дому, общались за настольными играми. Подростки учили осваивать гаджеты, отвечали на вопросы об использовании интернета.
Общение с единомышленниками и активная волонтерская деятельность помогли Илье развить коммуникативные навыки, поднять самооценку и укрепить уверенность в себе. Он не только нашел новых друзей в подростковом клубе, но и смог выстроить приятельское общение с одноклассниками.
«Волонтерство подарило возможность помогать другим, делать добрые дела и совершать поступки на благо общества. Я смог лучше узнать и понять себя. Первое время казалось, будет непросто, но, когда встречаешь увлеченных, мотивированных, похожих на тебя людей, сложности словно исчезают», — поделился Илья.
Для подростков участие в волонтерской деятельности — прекрасный способ проявить себя, показать лучшие качества и развить те способности, которых недостает. Помогая другим, ребята формируют здоровую самооценку, уважение к себе и к окружающим, сочувствие, открытость, умение сопереживать.
Ребята-волонтеры не только оказывают помощь людям старшего возраста. Они участвуют в организации и проведении общественных мероприятий, посещают приюты для животных, занимаются озеленением города и поддерживают в районах чистоту и порядок. Таким образом, подростки знакомятся с особенностями общественной жизни и общечеловеческими ценностями. Кроме того, у многих развивается профессиональный интерес к добровольческой деятельности, и в будущем увлечение может стать делом всей жизни.
Когда можно стать волонтером?
Вступить в волонтерское движение можно с 14 лет. Некоторые организации принимают детей с 8 лет, но с обязательным получением согласия родителей или опекунов. В любом случае за ребенком будет закреплен куратор, который будет поддерживать и помогать в случае возникновения непредвиденных обстоятельств.
«Волонтерство — важная часть общественной жизни. Однако, стоит помнить, что это нелегкий труд, требующий сил. Именно поэтому, для подростка-волонтера крайне важна поддержка семьи и близких. Так он легче справится со всеми сложностями, будет успешно участвовать в значимых добровольческих движениях», — отметила Екатерина Иванова.
Для поддержки московских семей работают 22 городских организаций помощи родителям с детьми: 19 семейных центров, а также Кризисный центр помощи женщинам и детям, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних «Возрождение» и «Алтуфьево».
Специалисты проводят тренинги и занятия, индивидуальные и семейные психологические консультации, оказывают правовую помощь семьям. Кроме того, действует служба медиации, сотрудники которой работают над разрешением семейных и супружеских конфликтов.
Чтобы попасть на консультацию к специалистам, нужно записаться по телефону или обратиться в ближайший семейный центр. Все контакты и информацию об услугах можно найти на портале «Мой семейный центр». Там также можно оставить свое обращение в разделе онлайн-консультаций. Специалисты ответят в течение одного рабочего дня.
В 2019 году в «Артеке» прошла тематическая волонтерская смена «Лига добровольческих отрядов» и полуфинал конкурса «Доброволец России — 2019» среди участников младше 18 лет. Мы встретились с ребятами, которые вышли в полуфинал, и поговорили с ними о том, зачем они занимаются волонтерством и что их на это мотивирует.
Насте Рыловой 16 лет. Она учится в гимназии в Кемеровской области. Ее проект «Яркий мир на кончиках пальцев», направленный на создание аудио и тактильных книг для незрячих и слабовидящих людей, вышел в полуфинал конкурса. Помимо этого, Настя вместе с другими добровольцами проводит мастер-классы и организовывают театральные вечера для воспитанников школ-интернатов.
«Я занимаюсь добровольчеством, потому что мне нравится помогать людям. Я просто не знаю, какой бы я была, если бы не волонтерство».
Аделина Гильманова из республики Марий Эл вместе с командой школьного волонтерского отряда третий год подряд проводит занятия по кулинарному мастерству, где обучает детей с ОВЗ готовить блюда из простых рецептов. « Идея состоит в том, чтобы каждый ребенок мог и умел самостоятельно делать элементарные вещи. Такие, на которые обычные люди в повседневной жизни почти не обращают внимания. Возможность своими руками приготовить самый простой суп — для ребят это настоящее событие», — говорит девушка. По словам Аделины, команда проекта будет стараться тиражировать опыт и на другие школы, чтобы как можно больше детей с особенностями здоровья смогли самостоятельно справляться с повседневными делами.
«Мне нравится заниматься волонтерством, я уже не могу без своего отряда. До этого я была другим человеком».
«Три года назад, возвращаясь домой, я увидела лежащую на траве кошку: она была очень худой, ее грязная шерсть слиплась и было понятно, что животное дышит с трудом. Я не смогла пройти мимо», — рассказывает 14-летняя Маша. Пройти мимо — это выбор. Остановится и помочь, позвонить ветеринару и через полчаса быть в клинике с кошкой на руках — тоже выбор. Спустя месяц кошка обрела новый дом и любящих хозяев, а Маша — ориентир: она стала приезжать в ветеринарную клинику, чистить клетки, раздавать корм. Так появился ее добровольческий проект «Хочу домой», направленный на помощь животным, оказавшимся на улице. « Вместе с командой других добровольцев мы подбираем животных с улицы, приносим на осмотр в ветеринарную больницу, расклеиваем объявления и размещаем информацию в социальных сетях, находим им новых хозяев. Я мечтаю, что однажды открою свой приют, где каждый бездомный щенок или кошка обретут тепло и заботу».
«Дорогу осилит идущий. Я в самом начале пути, но благодаря волонтерству знаю, куда и зачем мне идти».
В 17 лет можно быть школьным заводилой или трудным подростком, играть в гараже в рок-группе или не выходить из дома, убегая в мир сериалов Netflix и, в целом, просто жить безмятежной жизнью без забот. А можно стать инициатором проекта для повышения осведомленности граждан и предотвращения онкологических заболеваний «OncoStop Junior», что и сделал Вадим. Вместе с командой добровольцев и волонтерами-медиками он организует лекции и обучающие семинары об онкологических заболеваниях для жителей Курского региона. Проект курируют специалисты областного центра профилактики. Инициатива была успешно презентована на Курской Коренской ярмарке и представлена на педагогическом фестивале «Алый парус». Проект охватил уже более 1,2 тыс. человек и вызвал интерес центра профилактики онкозаболеваний Краснодарского края.
«Я занимаюсь добровольчеством, потому что точно знаю, что нужно делать, чтобы снизить показатели заболеваемости и смертности от онкологических заболеваний».
Максиму 15 лет. Он вышел в полуфинал конкурса с проектом «Чистые игры». Вместе с другими юными добровольцами он организует экологические субботники для молодежи Казани. Игровой формат мероприятий, состоящий из соревнований и квестов, с каждым годом привлекает все больше молодых ребят к полезному занятию по очистке региона от мусора.
«Я занимаюсь добровольчеством, потому что после моей работы виден результат».
Веронике 15, и она занимается не только добрым, но и весьма практичным делом: вместе с другими ребятами девочка ведет проект «Эко-участок», направленный на развитие и применение ресурсосберегающих технологий в своей школе. « На пришкольном участке вместе с другими школьниками мы организовали небольшую клумбу с цветами, а также место, где растут овощи. Полученный урожай мы обмениваем на макулатуру, которую приносят другие дети», — рассказывает Вероника. Средства от сдачи направляются на реализацию других социальных проектов и в благотворительные фонды. « Чтобы сократить ресурсозатратность, не уменьшив качество будущего урожая, в 2019 году, мы впервые применили на участке систему капельного орошения».
«Я занимаюсь добровольчеством, потому что живу в маленьком поселке. Кто же сделает добро, если не я?»
Ире 16 лет. Вместе со своим волонтерским отрядом она посещает специализированные школы для детей с ограниченными возможностями здоровья. « Мы ходим в специализированные школы для детей с ОВЗ и проводим занятия по методике арт-педагогики. Суть в том, что каждый ребенок, вне зависимости от своего возраста и здоровья, может принимать участие в занятиях, где мы общаемся на равных. У нас в обществе это не так развито, у нас даже школы раздельные. Но здесь у нас есть возможность общаться друг с другом абсолютно на равных».
«Я занимаюсь добровольчеством, потому что больше всего мне нравится работать и общаться с детьми. Я чувствую, что они это очень ценят».
Школьный волонтерский отряд, в котором состоит Таня, организовывает мероприятия совместно с детьми с инвалидностью в рамках школьного волонтерского проекта «Пока все в школе». « Я участвовала в этом проекте, как волонтер, с третьего класса. Сейчас мы старшеклассники и организовываем все сами. Проект существует с 2014 года, в среднем у нас всегда 10-15 человек волонтеров». По мнению девушки, любые мероприятия, где ребята с ограниченными возможностями могут проводить время с другими детьми, дает им ощущение причастности и помогает открываться, становиться более открытыми. Главной целью инициативы является преодоление барьера, который часто возникает при общении с людьми с ОВЗ. « Я хочу, чтобы в других городах и регионах тоже приняли эту идею. Потому что даже часто взрослые люди, когда видят человека с ОВЗ, испытывают странные чувства и не знают, как с ним общаться. Нужно сделать так, чтобы такого барьера не было». Сама девушка выросла в неравнодушной к чужим проблемам семье — ее дедушка создал реабилитационной центр в Костроме, и она с раннего детства помогала ему и участвовала в различных мероприятиях.
«Я занимаюсь добровольчеством, потому что так меня научили дома. Я росла, зная, что нужно помогать людям».
Таких ребят много и у каждого из них свои причины посвящать себя, свое время и силы добровольческой деятельности. За каждой причиной — своя история, разные моменты осознанного выбора, своя мотивация. Порой неочевидная, но действующая. Стать финалистом конкурса, получить грант или выиграть путевку в «Артек» — это всего лишь бонусы, как зарплата за работу у взрослых. Для них добровольчество — это возможность узнать себя, завести друзей и знакомых, обрести смысл.
Волонтерская деятельность для школьников. Зачем и где участвовать?
Кто такие волонтеры? Что мотивирует школьников заниматься добровольчеством? Какие проекты существуют в России и как начать с ними работать? Отвечаем в нашей статье — первой из серии материалов, посвященных волонтерству.
10 июня 2020
Кто такие волонтеры?
Волонтеры, или добровольцы (эти слова в России официально считаются синонимами) — те люди, которые по собственной воле и безвозмездно посвящают свои силы и время помощи нуждающимся.
Волонтерский труд — хороший способ разнообразить деятельность школьника. Это может помочь отвлечь его от рутинных дел и наполнить жизнь новыми эмоциями, навыками и достижениями. Формирование здоровой самооценки, самоуважение, гражданская позиция — все это возможно с волонтерской деятельностью.
Волонтерский труд, помимо того что приносит общественную пользу, позволяет школьнику узнать много нового о мире и людях, живущих в нем, осознать многие ценности не на теоретическом, а на практическом уровне. Многие волонтеры-старшеклассники отмечают, что после работы волонтером более осознанно подходят к тратам, своему экологическому поведению, культуре общения.
Почему люди становятся волонтерами?
Существует 5 основных (но вовсе не единственных) причин, почему люди посвящают себе волонтерской деятельности.
Интерес
Волонтерская деятельность помогать реализовать потребности в новых эмоциях, желании научиться чему-то новому и интересному.
Добрые мотивы
Для многих людей стимулом к волонтерской деятельности является желание совершать добрые дела, приносить пользу и радость нуждающимся людям.
Общение и хорошая компания
Занятия волонтерской деятельностью для многих становятся источником новых знакомств и друзей. Люди находят единомышленников в своем стремлении безвозмездно помогать. Такие сообщества очень помогают школьникам чувствовать значимость своих действий, своего голоса, стимулируют их проявлять больше активности и быть ответственными.
Внешние стимулы
Эти мотивы описывают людей, начинающих заниматься волонтерской деятельностью ради получения всевозможных поощрений, грамот, льгот и прочих бонусов. Буквально 5 июня министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков сообщил, что поступающие в вузы абитуриенты смогут получить дополнительные баллы за волонтерство. Однако это вовсе не означает, что такие люди не движимы добрыми помыслами, и что они выполняют свою работу без души.
Развитие и профессиональный интерес
Волонтерство помогает начать ориентироваться в мире трудовой деятельности, научиться многим социальным и коммуникативным навыкам. Также для многих людей волонтерская деятельность — это способ применить и развить свои таланты.
Иллюстрация с заданием из пособия «Школа волонтёра. 5-7 классы»
Как мы можем помочь школьникам решить, какие волонтерские возможности лучше для них?
Как мы еще можем помочь?
Школа волонтёра. 5-7 классы. Учебное пособие
Пособие знакомит учеников с миром волонтёрства, основными направлениями и принципами, на которых оно основывается, поможет преодолеть трудности с вступлением в добровольческую организацию и совершить много добрых дел, став настоящими волонтёром. Тематические настольные игры и социальный квест, представленные в пособии, помогут учащимся освоить и применить на практике полученные новые знания о добровольческой деятельности. Пособие адресовано учащимся 5-7 классов и предназначено для организации работы во внеурочной деятельности.
Какие волонтерские проекты есть в России? Как начать с ними работать?
Волонтером может стать любой желающий в возрасте от 14 лет. Для несовершеннолетних необходимо разрешение от родителей, а для ребят в возрасте до 14 лет — сопровождение официальных представителей.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Сценарий классного часа, внеклассного мероприятия.
Общая характеристика зачетного воспитательного мероприятия
Форма проведения – Конкурсная программа
Тема мероприятия – «Волонтерство как смысл жизни»
Место проведения мероприятия и его продолжительность (актовый зал, 45 минут)
Оформления воспитательного мероприятия (предварительное объявление, соответствующее оформление помещения (название мероприятия на доске, презентация на ноутбуке, раздаточные карточки, таблица для подсчета голосов)
Оборудование (ноутбук, проектор, фоновая музыка для мероприятия)
Подготовительная работа**
(**предложен примерный перечень видов деятельности)
1) Извещение детей о предстоящем мероприятии. Предварительно указав, что дети должны продумать благотворительный проект на 2 темы – помощь приюту животных, а также помощь деткам-инвалидам.
2) Для разбивки на команды: квадраты 2ух цветов (коробочка добра), которые дети выберут по вкусу – таким образом, образуются «разношерстные» команды с лидерами и одиночками, все будут задействованы и заинтересованы. Таблица для подсчетов будет нанесена на доску. Раздаточный конкурсный материал для команд распечатан заранее.
3) Для контроля оценки результатов мероприятия на доске будет изображена таблица для полученных баллов участвующих команд. После каждого конкурса в таблицу заносятся очки (0, 1). После последнего конкурса будет произведен подсчет. Команды получат грамоты. Команда-победитель получает первое место, а список «10 причин стать волонтером» – будет украшать классный уголок и вдохновлять ребят на добрый дела (Реализация проектов в течение месяца будет зафиксирована и описана в приложении к воспитательному мероприятию ).
4) План проведения воспитательного мероприятия
Вступительная часть
1. Вступительное слово учителя – 5 мин.
(Что такое доброта? Что такое добродеятельность? Волонтерство как призвание. « Студенческое сердце»)
Основная часть
2. Учитель предлагает детям распределиться на 2 команды по 9 человек и дает им время на обдумывание названия – 3 мин.
3. Представление команд – 2 мин.
4. Конкурс «Какая команда знает больше пословиц о доброте?» – 10 мин.
5. Конкурс «Объясните смысл высказывания» – 5 мин.
6. Конкурс «10 причин стать волонтером» – 5 мин.
7. Конкурс проектов «А что можем мы?» – 10 мин.
Заключительная часть
8. Рефлексия. Обсуждение итогов мероприятия и будущей реализации проектов. Учитель проводит подсчет голосов по конкурсной таблице и награждение команд грамотами. Команда-победитель получает первое место и право на размещение лучшего варианта «10 ПРИЧИН СТАТЬ ВОЛОНТЕРОМ», который вешается на классный уголок – 5 мин.