ПОПУЛЯРНЫЕ ПОЛИЦЕЙСКИЕ ДОБРОВОЛЬЧЕСКИЕ ОТРЯДЫ И КАКОВЫ ОТНОШЕНИЯ С ПОЛИЦИЕЙ

1. Народные дружины создаются по инициативе граждан Российской Федерации, изъявивших желание участвовать в охране общественного порядка, в форме общественной организации с уведомлением органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования (в субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе – органов государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлена необходимость уведомления органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований), территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 497-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Границы территории, на которой может быть создана народная дружина, устанавливаются представительным органом соответствующего муниципального образования (в субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе – органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации это не отнесено к полномочиям представительных органов внутригородских муниципальных образований). При этом на одной территории, как правило, может быть создана только одна народная дружина.

3. Народные дружины могут участвовать в охране общественного порядка только после внесения их в региональный реестр.

4. Народные дружины действуют в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, а также уставом народной дружины.

5. Народные дружины решают стоящие перед ними задачи во взаимодействии с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами.

6. Основными направлениями деятельности народных дружин являются:

1) содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в охране общественного порядка;

2) участие в предупреждении и пресечении правонарушений на территории по месту создания народной дружины;

3) участие в охране общественного порядка в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций;

4) распространение правовых знаний, разъяснение норм поведения в общественных местах.

7. Порядок создания, реорганизации и (или) ликвидации народных дружин определяется Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ “Об общественных объединениях” с учетом положений настоящего Федерального закона.

8. Не могут быть учредителями народных дружин граждане:

1) имеющие неснятую или непогашенную судимость;

2) в отношении которых осуществляется уголовное преследование;

3) ранее осужденные за умышленные преступления;

4) включенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” либо в составляемые в рамках реализации полномочий, предусмотренных главой VII Устава ООН, Советом Безопасности ООН или органами, специально созданными решениями Совета Безопасности ООН, перечни организаций и физических лиц, связанных с террористическими организациями и террористами или с распространением оружия массового уничтожения;

(в ред. Федерального закона от 28.06.2022 N 219-ФЗ)

5) в отношении которых вступившим в законную силу решением суда установлено, что в их действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;

6) страдающие психическими расстройствами, больные наркоманией или алкоголизмом;

7) признанные недееспособными или ограниченно дееспособными по решению суда, вступившему в законную силу;

8) подвергнутые неоднократно в течение года, предшествующего дню создания народной дружины, в судебном порядке административному наказанию за совершенные умышленно административные правонарушения;

9) имеющие гражданство (подданство) иностранного государства.

9. Создание народных дружин при политических партиях, религиозных объединениях, а также создание и деятельность политических партий и религиозных объединений в народных дружинах запрещены.

У этого термина существуют и другие значения, см. Народная дружина.

Доброво́льная наро́дная дружи́на (ДНД) — советская и российская добровольная организация, оказывающая помощь государственным правоохранительным органам в охране общественного порядка, охране государственной границы, на уровне предприятия, коллективного хозяйства, домоуправления, улицы или села.

Добровольные народные дружины в охране государственной границы СССР

Значок дружинника (РСФСР, 1955—1970 гг.

Удостоверение дружинника (РСФСР, 1970-е)

Комсомольский значок «За активную работу по охране общественного порядка».

Добровольные народные дружины создавались на основе первичных комсомольских, партийных и профсоюзных отделений, которые находились в каждом учреждении (ВУЗ, предприятие или организация и так далее).

дружины по работе на транспорте (действовали на пригородных поездах и в метро, совместно с линейными отделами УВДТ);группы регулирования дорожного движения (действовали совместно с сотрудниками ГАИ);дружины по борьбе с хищениями социалистической собственности (занимались сторожевой охраной объектов, участвовали в их инженерном укреплении — починке заборов, установке решёток и фонарей, следили за соблюдением пропускного режима и трудовой дисциплины);группы по работе с несовершеннолетними;

Кроме того, к 1984 году в некоторых городах действовали иные формы специализированных дружин:

Дружинников содействующих Государственной автомобильной инспекции (ГАИ) МВД СССР, также можно отнести к добровольным народным дружинам. Сотрудники этой дружины, (дружинники и старшие общественные автоинспекторы), как правило, были из числа автолюбителей-активистов, профессиональных водителей, работников службы безопасности дорожного движения на автотранспортных предприятиях (служба БД) и прочих работников автомобильного транспорта. Они были наделены, почти теми же полномочиями, что и инспекторы ГАИ. Могли останавливать автомобильный транспорт, проверять документы и исправность и даже задерживать нарушителей, среди участников дорожного движения. Инспектирование могло вестись, как на отдельных постах, (оживленные трассы, развязки и перекрестки), так и мобильно, с помощью авто- и мототранспортных средств, в том числе и совместно с сотрудниками ГАИ.

Дружинники ГАИ имели специальные нарукавные повязки, нагрудные значки, удостоверения, а также табельный лист, где велась соответствующая отчетность о проделанной работе.

Обычно дружинники в группах по несколько человек патрулировали улицы городов, периметр территории предприятий и следили за порядком в общественных местах. Они имели достаточно широкие полномочия, в частности имели право задержать человека и доставить его в отделение милиции. Таким образом, несколько человек без проблем справлялись с мелкими правонарушителями (хулиганами, пьяницами, нарушителями тишины и т. д.).

Известны случаи героизма и самопожертвования, проявленные дружинниками, а также случаи задержания ими опасных преступников и рецидивистов:

Внешние знаки отличия дружинников

Внешними знаками отличиями участников народных дружин (дружинников) были красные нарукавные повязки и нагрудные значки, которые выдавались (или вручались) вместе с удостоверением члена добровольной народной дружины.

Члены ДНД поощрялись дополнительными выходными (отгулами) и днями к своему отпуску по основному месту работы, где находилось первичное отделение партийной, комсомольской и профсоюзной организации, которое направляло его на общественную деятельность.

В 1991 году после распада СССР и запрета КПСС, её молодёжная всесоюзная комсомольская организация ВЛКСМ была распущена. Многие государственные учреждения и предприятия были переданы в частную собственность. Большинство новых собственников отказалось от содержания своих профсоюзных организаций. Имущество партийных и комсомольских организаций было изъято.

После 1991 года

Согласно Положению, добровольная дружина создается по территориально-производственному принципу по решению органа местного управления. Дружина образуется на собрании граждан, созываемом инициативной группой. Руководят дружиной избираемые на собраниях командир и штаб, могут создаваться также городские, районные и областные штабы. Дружинникам вручаются удостоверение (может прикрепляться к верхней одежде в виде нагрудной карточки), отличительный нагрудный знак с личным номером дружинника и нарукавная повязка установленного образца.

В сентябре 1993 года было принято Постановление Правительства РФ № 959 от 22.09.1993 «О мерах по усилению охраны общественного порядка на улицах городов и других населенных пунктов РФ», устанавливавшее нормативно-правовые основы деятельности дружин на территории Российской Федерации. В результате, в ряде мест ДНД были созданы или восстановлены:

4 апреля 2014 года вступил в силу федеральный закон № 44-ФЗ от 2 апреля 2014 года «Об участии граждан в охране общественного порядка», главным нововведением которого стало возрождение добровольных народных дружин на территории России.

Отряд ДМД на празднике дня города Сургут. (2009)

Добровольная Молодёжная Дружина (ДМД)

Проект не являлся государственной программой, участники ДМД не имели льгот. В 2011 году Росмолодёжь прекратила финасирование этого проекта, подразделения в регионах были распущены.

Иные формирования по охране правопорядка

В настоящее время объединения по охране правопорядка действуют в ряде регионов России в различных организационных формах, в том числе:

Известны случаи совершения дружинниками преступлений, в том числе серьёзных.

Какие отношения с полицией?

Российские города переживают возрождение народных дружин (ДНД). Есть уже и специальный закон, регулирующий деятельность ДНД. О взаимодействии полиции с добровольными народными дружинами в прямом эфире видеоканала Pravda. Ru рассказал замначальника 2-го отдела Управления охраны общественного порядка ГУ МВД России по Москве Александр Королев.

Что делают в Москве дружины?

— Как сейчас в России, в том числе Москве, работают народные дружины? Каким законом регламентируется их деятельность?

– Конечно, в Москве существует народная дружина. И как показывает опыт нашей страны и других стран, без широкой поддержки законопослушных граждан правоохранительным органам очень тяжело навести порядок на улицах. У нас в Москве существует народная дружина в количестве более 20 тысяч человек. Она помогает нам не только в повседневной охране общественного порядка, но и при проведении культурно-развлекательных и общественно-политических мероприятий.

Дружинники участвуют в рейдах и проведении мероприятий по отработке квартир участковыми, инспекторами по делам несовершеннолетних и с другими различными службами. В нашей народной дружине существует несколько подразделений. Одни работают с ФМС по мигрантам, другие — с социальными службами по бездомным, с ГИБДД — по безопасности дорожного движения. Практически во всех сферах есть народные дружины. Д НД реально функционирует. В Москве есть положительные результаты. Московская народная дружина занимает одно из первых мест в России по результатам работы.

— Федеральный закон “Об участии граждан в охране общественного порядка”, регламентирующий деятельность ДНД, был принят только в этом году. Почему так поздно?

— Этот закон пытались принять еще 15 лет назад и приняли. Но тогдашний президент Ельцин наложил на него вето. И 15 лет этот закон никто не рассматривал. Но на местах создавали дружины и принимали региональные законы. От этого не уйти. Если граждане нам не будут помогать в охране общественного порядка, то мы всего своими силами не сделаем. И хотелось бы, чтобы сейчас в соответствии с этим законом появлялись общественные организации правоохранительной направленности. Они наделены рядом полномочий, обязанностей. Определенно должны пройти соответствующие изменения.

Как вступить в дружину?

— Допустим, я хочу вступить в народную дружину. Что я должна сделать?

— Надо придти к начальнику штаба дружины. Практически в каждом районе, в 120 районах Москвы, существуют народные дружины. Они находятся при управах. Исключение составляют два-три района. Нет своей народной дружины, например, на Арбате в связи с малочисленностью граждан, там жилого сектора практически нет. Надо написать заявление. Его проверят и, если у вас не было никаких административных и уголовных правонарушений за определенный период времени, вас примут, выдадут удостоверение.

Единственными льготами, которыми пользуются дружинники, — бесплатный проезд на всех видах транспорта. Дружинники у нас работают совместно с сотрудниками в будние дни с 18 до 22, а в выходные и праздничные дни работают по графику, который у них утвержден.

Статус при Советах и сейчас

— А в советские времена у нас так же было?

– В советские времена было практически так же, но там дружинники имели немного другой статус. Поэтому некоторые дружинники работали и днем. Сейчас у нас нет такого, чтобы дружинники работали постоянно с утра и до вечера. Раньше у дружинника был дополнительный отпуск. Бесплатный проезд или перелет на отдых. Льготы были на получение квартиры. Соответственно, в то время попало очень много случайных людей в эту структуру, почему она, в принципе, раздулась и лопнула.

Теперь мотивация у дружинников одна — порядок в своем районе, возле дома. Все дружинники несут службу совместно с сотрудниками полиции в своем районе. Они могут возле своего дома и по своему дому пройти и показать, допустим, в какой квартире ночью шумели. Они могут провести разъяснительную беседу. Если там люди не понимают и неоднократно к ним уже ходили, тогда к ним участковый идет и составляет административный материал за нарушение тишины и так далее.

— А документы они проверить могут?

— Документы они пока проверять не могут.

— В прошлом году были беспорядки в Бирюлево. Для вас они стали неожиданностью? Дружинники могли чем-то помочь?

– Беспорядки, конечно, неожиданностью не стали. Информация была. В том числе от народных дружинников. Еще там, как и везде, есть пункты охраны общественного порядка. Но граждане района на этой протестной акции выражали свое мнение. Естественно, они были недовольны. Те же народные дружинники, законопослушные граждане тоже свое мнение высказывали, они тоже были недовольны. Информацию они нам давали. Если бы они сообщали, может быть там было совсем все по-другому, гораздо хуже.

Они там были, но не могли предотвратить это все, потому что у них таких полномочий нет — задерживать там граждан. Они могли только ходить и говорить: давайте расходитесь, пойдемте по домам. Туда потом, конечно, подтянулись всякие элементы, националисты и прочие активисты. Простые жители спокойно разошлись. Сначала процентов на 60 ситуация зависела от работы и дружины и пунктов охраны общественного порядка, тех, которые есть в этом районе. А вот потом, когда началось обострение, уже мы разбирались. И обычных граждан там практически не задерживали.

Каков портрет современного дружинника?

— Можно составить портрет среднего дружинника? Кто он? Как можно охарактеризовать дружинника Москвы?

— Я бы не сказал, что можно выбрать категорию граждан, которые идут в дружину. Это практически все слои населения, по социальному статусу они все разные. Это просто активные, неравнодушные люди. Они помимо того, что несут службу по охране общественного порядка, еще и смотрят на то, где чего не хватает, как можно что-то улучшить. Вот сейчас сделали в Москве проект “Активный гражданин”. Практически все дружинники тоже в этом участвуют.

— А вы проводите какое-то обучение дружинников?

— Конечно. На своем уровне, на уровне главка, мы проводим занятия с начальниками штабов народных дружин, доводим до них информацию об обстановке, задачах, изменениях в законодательстве.

— На улицах Москвы в последние годы действительно стало спокойнее, хотя полицейских меньше заметно и машин стало меньше.

– Машин стало гораздо меньше. Были сокращения. На 20-30 процентов была сокращена полиция за последние 4 года. Но работаем, справляемся, опять же дружинники помогают. Для города Москвы в настоящее время это достаточно. Но у нас впереди, допустим, чемпионат мира по футболу. Если будет необходимость, привлечем больше. Но сейчас 20 тысяч, я считаю, достаточно.

Есть же еще другие организации, помимо народной дружины. Волонтеры помогают. Особенно на крупных мероприятиях. На Олимпиаду в Сочи приехали волонтеры и помогали. Это, в принципе, те же дружинники, законопослушные граждане, которые помогают туристам и следят за порядком.

— А можно расширить их полномочия, предоставить возможность действовать самостоятельно? Или это излишне?

— Наша история уже видела наделение полномочиями дружинников в советский период. Там задерживали и неповинных граждан, то есть люди злоупотребляли своими полномочиями. Наделение гражданского человека полномочиями государственной власти — это неправильно. По-моему, этого лучше не надо делать. Совместная работа с сотрудниками полиции — оптимальный вариант.

Беседовала Любовь Люлько

Мосгордума возродила ДНД (Добровольная Народная Дружина)

Людмила Áйвар — российский юрист, общественный деятель
*

1. Планы работы народных дружин, место и время проведения мероприятий по охране общественного порядка, количество привлекаемых к участию в охране общественного порядка народных дружинников подлежат согласованию с органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования (в субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе – с органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации это не отнесено к полномочиям внутригородских муниципальных образований), территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иными правоохранительными органами.

2. Порядок взаимодействия народных дружин с органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами определяется совместным решением народных дружин, органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования (в субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе – органов государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации это не отнесено к полномочиям внутригородских муниципальных образований), территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иных правоохранительных органов.

Вы кто?- Я? дружинник!


ПОПУЛЯРНЫЕ ПОЛИЦЕЙСКИЕ ДОБРОВОЛЬЧЕСКИЕ ОТРЯДЫ И КАКОВЫ ОТНОШЕНИЯ С ПОЛИЦИЕЙ

Правовая инструкция  расскажет, как создаются и на каких основаниях осуществляют свою деятельность народные дружины; о пределах полномочий народных дружинников.

Что такое народная дружина по закону?

Народные дружины и иные общественные организации правоохранительного характера могут создаваться гражданами, которые отвечают определенным требованиям. Они распространяются и на учредителей, и на членов таких организаций.

Деятельность народных дружин регулируется следующими нормативно-правовыми актами:

•Федеральным законом «Об участии граждан в охране общественного порядка»;

•законами субъектов РФ;

•муниципальными НПА (например, Решение Челябинской городской Думы от 20.12.2016 N 27/25 «Об утверждении Положения об оказании поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создании условий для деятельности народных дружин на территории города Челябинска»);

Граждане, желающие содействовать правоохранительной деятельности в составе народной дружины, должны провести собрание коллектива территориального общественного самоуправления (ТОС может создаваться на уровне дома, района и т. д.) с повесткой о создании дружины и выборе ее командира, уведомить о создании дружины органы местного самоуправления и районный отдел полиции.

В течение 7 дней органы местного самоуправления должны согласовать создание и закрепить за ней территорию, в пределах которой она вправе осуществлять свою деятельность. Затем учредитель дружины подает заявление и документы (в том числе для проверки участников, командира и учредителя дружины) в районный отдел полиции, где в течение месяца со дня регистрации заявления принимается решение о внесении дружины в региональный реестр народных дружин.

После этого дружинникам выдаются удостоверения и заключается трехстороннее соглашение о сотрудничестве. Планы работ дружина и график привлечения к охране общественного порядка утверждаются полицией.


ПОПУЛЯРНЫЕ ПОЛИЦЕЙСКИЕ ДОБРОВОЛЬЧЕСКИЕ ОТРЯДЫ И КАКОВЫ ОТНОШЕНИЯ С ПОЛИЦИЕЙ

Что можно и нельзя дружинникам?

Основными направлениями деятельности народных дружин являются участие в следующих правоохранительных мероприятиях:

*содействие полиции и другим правоохранителям в поддержании общественного порядка;

*профилактика и пресечение противоправных деяний на вверенной территории;

*охрана правопорядка в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций.

При участии в охране общественного порядка дружинники вправе:

*требовать от граждан и должностных лиц прекратить противоправные деяния;

*принимать меры по охране места происшествия и обеспечению сохранности доказательств правонарушения;

*оказывать содействие полиции вплоть до применения физической силы.

Применение силы допускается для устранения опасности в состоянии необходимой обороны, а в иных случаях запрещается. По отношению к инвалидам, беременным женщинам и несовершеннолетним можно применять силу только если они совершают вооруженное или групповое нападение.

Применению силы должно обязательно предшествовать предупреждение (за исключением случаев, когда задержка может создавать угрозу жизни и здоровью людей, в том числе дружинников), а сами силовые действия соответствовать ситуации. После этого дружинники должны оказать первую помощь или способствовать этому, а также сообщить в полицию. При этом дружинники вправе отказаться от исполнения обязанностей, если им угрожает непосредственная опасность.

Осуществлять свою деятельность дружины могут в следующих формах:

*совместное патрулирование дружинников с сотрудниками полиции;

*дежурство при проведении массовых общественно-политических, спортивных и культурно-зрелищных мероприятий;

*участие в мероприятиях правоохранительных органов по предупреждению, пресечению, раскрытию преступлений;

*использование СМИ для пропаганды правовых знаний;

*иные формы, не противоречащие закону.

Нельзя создавать народные дружины при политических партиях и религиозных объединениях, и наоборот, деятельность организаций подобного рода запрещается в народных дружинах.

Какие споры могут возникать по деятельности дружинников?

Воспрепятствование осуществляемой на законном основании деятельности народных дружинников в связи с их участием в охране общественного порядка либо невыполнение их законных требований о прекращении противоправных действий влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 2500 рублей (ст. 19.35 КоАП РФ).

В судебной практике также известны случаи, когда граждане пытались взыскать компенсацию в связи с гибелью лица при исполнении обязанности дружинника (не удалось, так как не был подтвержден статус дружинника, см. Апелляционное определение Верховного суда Республики Дагестан от 22.06.2016 по делу N 33-2388/2016) и получить звание «Ветеран труда» на основании Почетной грамоты, врученной за активное участие в деятельности народной дружины (также безуспешно, поскольку по мнению суды активный труд не значит продолжительный и добросовестный, см. Апелляционное определение Московского городского суда от 04.07.2013 по делу N 11-20185).

Кроме того, оспаривалось бездействие администрации города в связи с непринятием мер к учреждению народной дружины. В качестве истца выступил прокурор и полагал, что отсутствие дружины негативно влияет на эффективность профилактических мероприятий и затрагивает права граждан на личную и общественную безопасность. В удовлетворении требований прокурора было отказано, поскольку нормы Положения о народных дружинах, касающиеся учреждения администрацией города народной дружины, носят не обязательный, а рекомендательный характер (Кассационное определение Нижегородского областного суда от 28.09.2010 по делу N 33-8454).

Ну и напоследок для любителей и любопытных, краткая историческая справка о движении “Народной дружины”:

Спасибо за внимание!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *