Как получить возмещение
Точные условия возмещения прописываются в договоре страхования. Они зависят от конкретного страховщика.
Главные условия такие:
Подать заявление о возмещении ущерба имеют право:
Способы компенсации ущерба по каско. Всего их три:
Из чего формируется величина страховых выплат по каско. Величина выплаты зависит от страховой суммы — она бывает агрегатной и неагрегатной.
Полис с агрегатной страховой суммой — это когда есть ограничения в выплатах. Например, автомобиль застраховали на миллион рублей, и за период страхования клиент несколько раз обратился за возмещением ущерба. Как только общая сумма всех выплат составит миллион рублей — страховая компания перестанет покрывать убытки.
У полиса с неагрегатной страховой суммой нет ограничений в выплатах. Независимо от частоты и тяжести страховых случаев страховая компания будет покрывать все убытки, пока не закончится страховой период. Обычно такой полис стоит на дороже.
Страховщики часто учитывают в страховых договорах износ автомобиля. То есть машина дешевеет, и страховая уменьшает выплаты. Размер износа страховщик иногда определяет произвольно: например, новая машина за год теряет 20% цены, а потом по 10% каждый следующий год.
Почему могут отказать в возмещении. Закон разрешает это страховой компании в следующих случаях:
Если в момент аварии водитель был в состоянии наркотического или алкогольного опьянения — страховщик имеет право не выплачивать возмещение по риску «ущерб от ДТП».
Могут отказать в компенсации, если повреждения появились террористического акта или военных действий и такие риски не прописаны в страховом полисе. В случае теракта гражданин имеет право на компенсацию — но уже по другому закону.
Не выплатят деньги, если владелец умышленно причинил ущерб автомобилю. В этом случае страховая компания обоснованно сочтет это мошенничеством.
Если в момент ДТП машиной управлял человек, не вписанный в страховой полис, и это нарушает условия договора — в выплатах откажут. Иногда в договоре такого условия нет, поэтому деньги можно получить.
Страховая компания может прописать в договоре дополнительные обстоятельства для отказа в выплатах. Например, если на машине учили водить, она участвовала в гонках или ее использовали как такси. Если условия эксплуатации машины меняются, автовладелец обязан сообщить об этом страховой компании. Страховщик изменит условия договора и потребует доплату либо расторгнет договор.
На что смотреть, когда выбираете страховую компанию
Порядок возмещения ущерба. Иногда страховщики прописывают в договоре сложные правила. Например, чтобы получить выплаты, нужно лично обратиться в офис с неудобным графиком работы и расположением. При этом сроки подачи заявления ограничивают несколькими днями. Или при угоне могут потребовать постановление о приостановлении уголовного дела — а получить его можно в лучшем случае только через полгода. Поэтому стоит найти компанию с дистанционным обслуживанием: в такой есть круглосуточная служба поддержки, а документы принимают по электронной почте или через приложение.
Сроки выплат. Страховые компании с хорошей репутацией всегда указывают в договоре срок выплат, и они обязаны его соблюдать. Недобросовестные страховщики стараются не указывать сроки в договоре и поэтому часто затягивают с компенсацией.
Цена полиса. Если полис на конкретную машину стоит в среднем 40 тысяч рублей, но вдруг находится компания с ценой в три раза ниже — не спешите радоваться. Возможно, такой страховщик изначально не собирается возмещать ущерб. Еще компания может сильно ограничить максимальную выплату — например, установить ее всего в 100 тысяч рублей. Или вписать в страховые случаи совсем редкие события — цунами, ураган или падение метеорита. Чтобы не прогадать, можно сравнить цены с помощью онлайн-калькуляторов — обычно они есть на официальных сайтах компаний или на сайтах-агрегаторах предложений страховщиков.
Документы для оформления полиса. В обязательном порядке потребуются:
Страховая компания может потребовать дополнительные документы. Они нужны, чтобы оценить, насколько аккуратно страховщик водит машину и для чего ее использует. В результате проверки стоимость полиса может снизиться. К таким документам относятся:
В теории страховая компания может потребовать от владельца автомобиля даже пройти техосмотр как одно из условий приобретения полиса каско, несмотря на то что легковые автомобили обычных людей, которые используют только в личных целях, не подлежат ТО. Главное — прописать условия прохождения техосмотра в договоре страхования. Если обе стороны согласны — закон не нарушен.
Еще страховщик вправе осмотреть автомобиль и описать все повреждения, если они есть. Страховая компания будет платить только за те царапины и сколы, которые появились после оформления полиса. При необходимости могут назначить экспертизу, чтобы правильно установить стоимость. Но так делают не все.
После заключения договора страховая компания выдаст полис. У разных компаний форма различается.
Так выглядит полис каско от Тинькофф в 2023 году
Условия страхования по полису ДСАГО
Далеко не каждая страховая продает полисы ДСАГО отдельно от других полисов. Многие страховщики предлагают их как дополнительную опцию каско либо ДСАГО. Есть еще вариант, что при первой покупке ДСАГО придется покупать и каско в придачу.
В Тинькофф Страховании нет возможности оформить отдельный полис ДСАГО — это одна из опций полисов каско
От чего зависят тарифы на каско
Закон не говорит о правилах расчета тарифов, поэтому страховщики сами решают, какую стоимость полиса установить.
Обычно при расчете цены полиса учитывают следующие критерии:
Возраст водителя. Чаще всего в ДТП попадают водители в возрасте от 30 до 40 лет. По вине таких автовладельцев случается четверть всех аварий. Те, кто сел за руль недавно, ездят аккуратнее: чаще всего происшествия случаются с теми, у кого водительский стаж от пяти до десяти лет. Мужчины попадают в аварии в четыре раза чаще женщин. Поэтому стоимость полиса рассчитывают с учетом данных этой статистики. Если водителей несколько, ее рассчитают по тому водителю, у кого наибольший риск попасть в ДТП.
Водительский стаж. С большим опытом вождения полис обойдется дешевле. Если водитель только получил водительское удостоверение, цена может увеличиться в два раза. Если водителей несколько — учтут самый маленький стаж.
Стаж безаварийного вождения. Страховая компания проверяет, как часто водитель попадал в ДТП и какой размер выплат за этим последовал. Чем меньше было аварий — тем ниже риски для страховой и дешевле полис.
Марка, модель и год выпуска автомобиля. Цена на машину и ее запчасти время от времени меняется. Поэтому страховая компания оценивает стоимость ремонта конкретной марки и модели автомобиля. Например, для Лады Калины лобовое стекло стоит 3700 ₽, а для у продавца — 41 300 ₽. Полис на вторую машину обойдется дороже, так как цены на ее запчасти выше.
По каско поврежденные запчасти меняют на новые, поэтому ремонт старых и редких машин для страховой может оказаться невыгодным, либо стоимость полиса сильно увеличится. Обычно компании отказываются страховать автомобиль старше десяти лет.
Статистика угонов конкретной модели автомобиля. Если модель автомобиля часто угоняют, стоимость полиса по риску «хищение» может повыситься. Как правило, страховые компании опираются на статистику МВД и собственную статистику выплат по этому риску в конкретном регионе.
Наличие противоугонной системы. Чтобы снизить риски угона, страховая может попросить установить в машину сигнализацию. Иногда это обязательное условие договора. Еще могут предложить хорошую скидку, если поставить сигнализацию с : она помогает отследить передвижение автомобиля.
Дополнительные услуги страховщика. Если наступил страховой случай, страховая компания может вызвать аварийного комиссара, оплатить такси или предоставить другую машину на время ремонта личного автомобиля. Чем больше таких услуг в договоре, тем выше стоимость полиса. Чтобы не переплачивать, стоит подумать, какие услуги вам реально нужны, а какие — нет.
Пробег автомобиля. Чем больше расстояние, которое проехала машина с момента выпуска, тем дороже будет полис.
Стороны договора страхования
В договоре страхования всегда две стороны.
Страхователь — человек, который заключил со страховщиком договор обязательного страхования. Договор ОСАГО заключает владелец автомобиля или один из водителей, допущенных к управлению.
Если автомобиль еще не поставлен на учет в ГИБДД, страхователю придется подтвердить право собственности на него — например, показать договор купли-продажи.
Как оформить полис каско
Что сделать перед покупкой полиса. Сначала нужно изучить условия страховых компаний, работающих в вашем регионе. Предложения одной и компании часто отличаются в разных городах. Например, в городе с высоким уровнем преступности могут отказать в страховании риска «угон» или поднять по этой причине стоимость полиса. Учитывают статистику того региона, где владелец зарегистрирован.
Еще стоит внимательно ознакомиться с правилами страхования и порядком возмещения ущерба. Некоторые компании в случае угона требуют предоставить второй комплект ключей и документы на автомобиль. Так они хотят убедиться, что владелец не передал похитителям ключи и документы для личной выгоды.
Поэтому, если владелец машины пользуется только одним ключом, а второй честно потерял и не сообщил об этом в страховую компанию, есть риск не получить выплаты.
Можно попытаться оспорить эти условия в суде, но шансы небольшие. Вот реальный пример.
Оформлять ОСАГО
В России нет выбора, оформлять ОСАГО или нет: без действующего полиса запрещено выезжать на дороги общего пользования. Он обязательно должен быть у любого, кто управляет автомобилем.
Ответственность за вождение без ОСАГО. Наказание за вождение без полиса зависит от обстоятельств нарушения. Например, если договор страхования не заключали или его действие закончилось и не продлили, выпишут штраф 800 ₽. А если полис оформили только на одного водителя, а машиной управляет другой, — на 500 ₽.
Если водитель не пользуется автомобилем, а просто держит его в гараже или на стоянке, оформлять полис не обязательно. Еще можно не страховать выставочные экземпляры автомобилей и музейные экспонаты. То есть к ответственности привлекут, только если ездить на машине и не страховать ее.
Но штраф — не худшее, что может ожидать водителя. Если он окажется виновным в ДТП, ему придется и уплатить штраф, и возместить ущерб. Если откажется — пострадавший может взыскать ущерб через суд. И суд будет на его стороне.
ОСАГО, если есть каско. Полис ОСАГО нужен всегда. А вот каско — дело добровольное. Они никак не связаны. Полис каско может застраховать все риски, за исключением одного — гражданской ответственности, то есть риска причинения вреда на автомобиле имуществу или здоровью других людей. Для этого нужен полис ОСАГО.
Чем отличается ОСАГО от каско. Полис ОСАГО не страхует ни вас самого, ни ваш автомобиль. Он работает только в случае, если вы виноваты в ДТП и пострадали другие люди или их имущество. Тогда вам платить за ущерб из своего кармана не придется — его возместит страховая компания.
Разница между ОСАГО и каско
В какой срок необходимо застраховать купленный автомобиль. Закон устанавливает срок в 10 дней с момента покупки автомобиля, чтобы владелец мог оформить полис ОСАГО.
Пока 10 дней не истекли, на нем можно ездить без страхового полиса. За это не привлекут к административной ответственности. Но если автомобиль причинит кому-нибудь ущерб за эти 10 дней, владельцу придется возмещать его самостоятельно.
Период использования и срок страхования. В правом верхнем углу полиса ОСАГО есть графа «Срок страхования». Максимальный срок — год.
Период использования обозначен в следующей графе. В нем указаны месяцы в течение срока действия договора, когда автовладелец будет пользоваться автомобилем.
В страховом полисе всегда указан срок страхования и периоды, в которые возможна выплата по страховым случаям
Вот как это работает: если водитель планирует ездить весь год, период использования совпадает со сроком страхования.
Но бывает ситуация, когда водитель эксплуатирует машину летом, весной и осенью, а на зиму ставит на стоянку и на дорогу не выезжает. Или планирует уехать в середине года в отпуск на месяц. В этом случае он может сэкономить. При заключении договора ему нужно указать, в какие периоды он не планирует использовать автомобиль. Стоимость полиса в этом случае уменьшится.
Заключить договор по ОСАГО можно минимум на три месяца.
Виды автомобильных страховок
Автострахование можно условно разделить на следующие виды.
ОСАГО — страховка, обязательная для всех. За выезд на дорогу без такого полиса предусмотрен штраф. Размер зависит от того, есть ли договор страхования и кто вписан в полис. Если договора нет, причем неважно — вообще никогда не было или просто забыли продлить, придется заплатить 800 ₽. А если полис был, но машиной управлял человек, который не вписан в этот полис, — 500 ₽.
Главный плюс ОСАГО: если человек виновен в ДТП, ущерб пострадавшей стороне за него выплатит страховая компания, но только в пределах 400 000 ₽. Все, что свыше, виновнику придется компенсировать из своего кармана и оплачивать ремонт своей машины в любом случае придется самостоятельно. Пострадавшему тоже удобно: не нужно бегать за виновником и пытаться взыскать с него стоимость ремонта. О том, что такое ОСАГО и от чего оно защищает, мы рассказывали в отдельной статье.
Каско — добровольное автомобильное страхование. Полис каско защищает автомобиль страхователя от ущерба независимо от того, кто в этом ущербе виноват. Даже если владелец сам водил неаккуратно и попал в ДТП, страховая компания все равно оплатит ему ремонт. Еще плюс каско в том, что оно не привязано к размеру ущерба и обычно покрывает весь ущерб. Об этом мы рассказывали в статье «Как работает каско».
ДСАГО — добровольное страхование автогражданской ответственности, которое защищает ответственность страхователя перед другими участниками дорожного движения. Д САГО очень похоже на ОСАГО, но в большинстве случаев работает, только если покрытия по ОСАГО не хватает, чтобы возместить ущерб.
Отказ от компенсации по ОСАГО
Когда страховая компания может отказать. Страховщик может не платить в следующих случаях:
Этот перечень — исчерпывающий. По другим основаниям отказать в выплате нельзя.
Куда жаловаться в случае проблем со страховой компанией. Прежде чем обращаться в суд, нужно попытаться разрешить конфликт со страховщиком по ОСАГО через финансового уполномоченного. Иногда его называют финансовым омбудсменом.
На сайте финансового уполномоченного есть форма для подачи обращения, но не спешите писать ему напрямую. Если есть разногласия — направьте страховщику письменное заявление. Страховщик его рассмотрит и сам передаст уполномоченному.
Обращения потребителей финансовый уполномоченный рассматривает бесплатно.
Он может рассмотреть следующие вопросы:
По результатам рассмотрения финансовый уполномоченный принимает решение, и страховщик должен его обязательно исполнить. Но если страховщик или страхователь не согласны с решением — они могут оспорить его в суде.
Что делать, если страховая компания развалилась. В этом случае вы все равно получите страховые выплаты. Для этого нужно обратиться в РСА — Российский союз автостраховщиков. Он берет на себя ответственность по компенсационным выплатам пострадавшим в ДТП в счет возмещения жизни или здоровья в следующих случаях:
В этих случаях выплаты перечислят из специального резервного фонда, в который члены союза платят по 3% от собранных ими премий за оформление ОСАГО.
Обращаться за выплатой можно лично или по почте. Вот список адресов, по которым можно обратиться.
Ремонт автомобиля за счет страховой компании
выбрать автосервис самому. Если есть письменное согласие страховщика, потерпевший может выбрать автосервис или организовать ремонт.
Тогда потерпевшему в заявлении о возмещении убытков нужно указать полное наименование СТО, ее адрес и платежные реквизиты. Страховщик выдает потерпевшему направление на ремонт и оплачивает его.
Что делать, если качество ремонта не устраивает. В этом случае ответственность за срок ремонта на СТО и его качество несет страховщик. Он не сможет сказать: «Слесарь плохо отремонтировал — к нему и обращайтесь».
Если жалобы будут частыми, Банк России может ограничить возмещение причиненного вреда в виде ремонта. Страховщику в этом случае придется возмещать вред только деньгами.
Запомнить
Если вы увидели на автомобиле свежие царапины или разбитое стекло — сфотографируйте повреждения, даже если ваша страховая компания не требует снимки в обязательном порядке. Фотографии помогут избежать лишних споров со страховщиком.
Общие требования к фотографиям устанавливает Банк России. Они обязательны только для страховщиков и экспертов, но никто не мешает и обычному гражданину сделать фотографии так, чтобы они соответствовали требованиям.
Рекомендуется сделать от двух до четырех кадров автомобиля — так, чтобы было видно его расположение и государственные номера. Дополнительно понадобится сделать не менее двух фотографий поврежденного элемента.
Когда фотографируете — держите камеру горизонтально. Так будет лучше видно не только сам автомобиль, но и место происшествия. Хорошо, если на фотографии будет видно табличку с названием улицы и номером дома. Но такая возможность есть не всегда. Поэтому постарайтесь, чтобы в кадр попала вывеска с названием магазина, аптеки или другие узнаваемые предметы. Если возникнет спорная ситуация, эксперт должен убедиться, что автомобиль после ДТП никто не трогал. Поэтому не спешите сметать с него снег и смывать грязь.
Крупные повреждения будет видно уже на общих планах автомобиля, а вот мелкие царапины и сколы нужно сфотографировать с близкого расстояния.
Как не купить фальшивый полис ОСАГО
Фальшивые полисы бывают бумажными и в электронными.
Раньше возле подразделений ГИБДД можно было встретить автомобили с логотипами известных страховых компаний. Водители оформляли там полисы, а потом выяснялось, что получить по ним возмещение невозможно.
Когда начались продажи электронных полисов, мошенники тоже начали продавать их в интернете. Они подделывали сайты, отправляли покупателю недействительный бланк на электронную почту, а деньги присваивали.
Многие водители узнают, что их полис недействителен, только после ДТП. В этом случае им приходится самостоятельно оплачивать ремонт, а иногда еще и платить штраф — за то, что не было полиса ОСАГО.
Чтобы этого избежать, нужно сделать следующее:
Если использовать заведомо поддельный полис ОСАГО и предъявить его сотрудникам ГИБДД, могут привлечь к уголовной ответственности за подделку или оборот документов. Санкция — ограничение свободы либо принудительные работы, либо лишение свободы на срок до года.
Если предъявить заведомо поддельный полис ОСАГО в страховую для получения страхового возмещения, могут привлечь к уголовной ответственности за мошенничество в сфере страхования. Санкция — от штрафа до 120 000 ₽ до ограничения свободы на срок до двух лет.
Пример объявления о продаже поддельных полисов. О САГО на любую машину стоит около 2000 ₽, предложения в «Телеграме» начинаются от 1500 ₽. Но по закону так не бывает. Продавцы честно пишут, что выплат по такому полису не будет
Вместе с тем закон защищает добросовестных водителей, которые случайно приобрели поддельный полис. Если выяснится, что страховщик потерял бланк, а потом его использовали, чтобы оформить поддельный полис, — отвечать придется не водителю, а страховщику.
Два автомобиля попали в ДТП. Страховая отказала в выплате — заявила, что не продавала человеку полис с таким номером. Пострадавший попытался взыскать ущерб через суд напрямую с виновника, но ничего не вышло. Суд решил, что раз у водителя был полис, значит, он был застрахован и страховая обязана возместить ущерб пострадавшему в ДТП.
Дело дошло до Верховного суда. Он постановил: то, что несанкционированно использовал бланки, не освобождает компанию от исполнения условий заключенного договора. К страховой не претензий, она подала заявление в полицию о хищении бланков. Заявления нет — значит, ущерб придется возмещать страховой компании. В результате дело направили на новое рассмотрение.
Как формируется цена на ОСАГО
Стоимость полиса ОСАГО зависит от базовых ставок и коэффициентов. Базовые ставки устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств.
Базовые ставки страховых тарифов в годах
Что такое КБМ. Это коэффициент, который корректирует стоимость полиса ОСАГО в зависимости от аварий по вине водителя с 1 апреля предыдущего года по 31 марта текущего. Если аварий не было, по КБМ будет скидка. Если аварии были, по КБМ назначают надбавку. Если хотя бы у одного из водителей, допущенного к управлению, были аварии по его вине — полис обойдется дороже.
Каждый год безаварийной езды дает скидку на приобретение полиса ОСАГО в следующем году. Максимальная скидка на полис, которую можно получить с учетом КБМ, — 55%.
КБМ нужен, чтобы водители стремились к аккуратному вождению.
увеличение стоимости ОСАГО в 2023 году. Последнее изменение базовых тарифов произошло в сентябре 2022 года. Если что-то изменится 2023 году — мы обязательно об этом расскажем.
Но это не значит, что для всех водителей стоимость полиса всегда будет неизменной. Для полис может стать дешевле — если, например, человек ездит без аварий. Для подорожает — если водитель попал в ДТП по своей вине, купил более мощную машину или допустил к управлению автомобилем человека с маленьким стажем.
Что делать с ОСАГО после покупки
Если полис электронный, лучше распечатать его и возить его с собой. По закону это не обязательно, но может возникнуть ситуация, когда невозможно воспользоваться электронной версией полиса. Например, если телефон разрядится, сломается, будут проблемы с приложением или интернетом. Как минимум электронную версию полиса стоит сохранить как документ, доступный в офлайне.
От чего зависит цена
Каждая страховая компания вправе устанавливать собственные условия страхования и правила формирования стоимости полисов с учетом минимальных требований Центробанка. Страховщики обязаны публиковать страховые тарифы, но если в заключении договора страхования все же откажут, раскрывать причины отказа они не обязаны.