правовой статус безработного гражданина — студопедия

Виды занятого и незанятого населения — мегаобучалка

В ст.2 Закона РФ «О занятости населения в РФ» к занятым относятся граждане:

· работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением неоплачиваемых общественных работ;

· зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию;

· занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

· выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);

· избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

· проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

· проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения;

· временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;

· являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций;

· являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства.

Незанятое трудоспособное население, по аналогии с занятым, может быть определено как такое население, которое не участвует в общественном производстве, не занимается трудовой деятельностью и не имеет заработка.

Незанятое трудоспособное население может быть условно разделено на 4 группы:

1 группа – экономически неактивное население, имеющее законные источники существования (живущие на средства одного из супругов, родителей, в счёт полученного наследства и т.п.).

2 группа – экономически неактивное население, не имеющее законных источников существования (работающие в теневом секторе, бомжи и пр.).

3 группа – неофициальные безработные.

4 группа – официальные безработные.

Госкомстат фиксирует занятых и незанятых в некотором отклонении от закона. Ключевое отличие методики Госкомстата: трудоспособные граждане, обучающиеся в общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах, а также проходящие очный курс обучения в высших, средних специальных и других учебных заведениях, включая обучение по направлению Федеральной службы занятости населения, считаются экономически неактивным населением.

В связи с вхождением России в систему мирового хозяйства в научном обороте стали использоваться и международные стандарты, понятия, в том числе и те, которые характеризуют занятость и занятое население.

В соответствии с Международным классификатором статуса занятости занятое население делится на следующие группы: 1) наемные работники; 2) работодатели; 3) лица, работающие на индивидуальной основе; 4) неоплачиваемые работники семейных предприятий; 5) члены коллективных предприятий; 6) работники, не классифицируемые по статусу.

1. Наемные работники – это лица, которые заключили письменный трудовой договор, контракт или устное соглашение с руководителем предприятия любой формы собственности либо отдельным лицом об условиях трудовой деятельности, за которую они получают оговоренную при найме оплату наличными деньгами или натурой.

К наемным работникам относятся не только обычные трудящиеся по найму, но и военнослужащие, а также избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность лица, включая директоров и управляющих предприятий, служителей религиозных культов.

Наемные работники распределяются по подгруппам по длительности найма на работу:

а) Постоянные работники. Среди них выделяются работники, у которых трудовой договор не определяет продолжительности найма, и работники, у которых трудовой договор определяет продолжительности найма, но она достаточно велика для отнесения их к временным работникам или нанятым на случайные работы.

б) Временные работники – работники, которые приняты на работу на небольшой промежуток времени (до 2-х – 4-х месяцев). Например, работники временных трудовых коллективов.

в) Сезонные работники – работники, принятые на работу для выполнения сезонных работ. Например: в сельском хозяйстве на время уборки урожая у фермера.

г) Работники, нанятые на случайные работы. Например: погрузо-разгрузочные.

2. Работодатели – это лица, управляющие собственным частным (семейным) предприятием, фирмой, а также лица, занятые профессиональной деятельностью или ремеслом на самостоятельной основе и постоянно использующие труд наемных работников.

Работодателем является управляющий семейным предприятием, если его семья владеет предприятием без раздела на доли владения между членами семьи и на постоянной основе использует труд наемных работников для осуществления производственной деятельности. Свои управленческие функции работодатель может делегировать наемному управляющему, оставляя за собой ответственность за благополучие предприятия.

3. Лица, работающие на индивидуальной основе – это лица, самостоятельно осуществляющие деятельность, приносящую доход, не использующие труд наемных работников или использующие его лишь на очень короткий срок (сезонные и случайные работы).

4. Неоплачиваемые работники семейных предприятий – это лица, работающие без оплаты на частных семейных предприятиях, которыми владеют родственники.

5. Члены коллективных предприятий – это лица, работающие на данных предприятиях и являющиеся членами коллектива собственников, владеющими этими предприятиями.

Среди членов коллективных предприятий различаются следующие подгруппы: члены производственных кооперативов, колхозники, члены товариществ, члены других коллективных предприятий.

6. Лица, не классифицируемые по статусу в занятости – это лица, информация о которых не дает возможности отнести их к той или иной группе по статусу в занятости.

§

Безработица – сложное социально-экономическое явление, проявляющееся в том, что часть трудоспособного населения в трудоспособном возрасте не находит себе работу, становясь резервной армией труда.

Каковы же причины вызывающие безработицу? Существуют различные точки зрения по этому поводу.

Так, по мнению Дж. Кейнса, совокупный спрос в обществе управляет объемом производства, а следовательно – и спросом на рабочую силу. Таким образом, безработица порождается недостаточным спросом. Склонность к потреблению и уровень новых инвестиций совместно определяют объем занятости, а объем занятости совершенно определенным образом связан с уровнем реальной заработной платы. Если склонность к потреблению и уровень новых инвестиций приводят к недостаточно эффективному спросу, тогда действительный уровень занятости будет меньше, чем потенциальное предложение труда при существующей реальной заработной плате.

Некоторые экономисты, такие как У. Беверидж, А. Пигу и др. причину безработицы видят в высоком уровне заработной платы. По их мнению, существует обратная зависимость между уровнем безработицы и уровнем заработной платы. Они объясняют это так: величина капитала, которая может быть направлена на наем рабочей силы, в каждый данный момент ограниченна. Средняя заработная плата определяется, как частное от деления совокупного фонда заработной платы на число рабочих. Отсюда следует, что снижение среднего уровня заработной платы предполагает соответствующий рост спроса на рабочую силу.

Мальтус Т. объясняет причину безработицы чрезмерно быстрым естественным приростом населения. В своей работе «Опыт о законе народонаселения», он доказывал, что человечеству свойственно стремиться к абсолютному перенаселению, т.е. к такому размножению, которое обгоняет рост средств существования. Население, по мнению Мальтуса Т., удваивается каждые двадцать пять лет и возрастает в геометрической прогрессии, а средства существования, при самых благоприятных условиях для труда, не могут возрастать быстрее, чем в арифметической прогрессии. В соответствии с этим Мальтус Т. возлагал ответственность за безработицу на само население, которое якобы чрезмерно быстро размножается. По мнению Мальтуса, уровень заработной платы зависит от отношения абсолютного числа рабочего населения к фонду заработной платы. Исходя из того, что фонд заработной платы величина постоянная, то, чем выше рождаемость, тем ниже заработная плата и наоборот. Вывод Мальтуса таков: действительная величина заработной платы есть главный результат народонаселения и настоящий предел для него.

Фридмен М. считал, что безработица является порождением плохой денежной политики. Это так называемый монетаристский взгляд на проблему занятости и безработицы.

В нашей стране наибольшее признание получила теория К.Маркса, согласно которой безработица вызывается действием объективных экономических законов воспроизводства и накопления, неравномерности развития производства в условиях рыночной экономики.

Существуют и другие теории, объясняющие причины безработицы.

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что наличие различных точек зрения на причины безработицы свидетельствует о том, что нельзя говорить о какой-либо одной причине, порождающей безработицу.

В экономической литературе выделяются следующие виды безработицы:

* фрикционная – обусловленная перерывами в занятости при перемене места работы;

* технологическая – связанная с высвобождением рабочей силы из производства в результате внедрения новой техники и технологии;

* структурная – вызванная изменениями в межотраслевой структуре производства, приспособления и подчинения ее изменяющимися потребностями рынка;

* сезонная – связанная с цикличностью производства каких-либо товаров, продукции, услуг. Например, производство зерна, во время посевных и уборочных работ дополнительный наем рабочей силы;

* скрытая – самый сложный для учета вид безработицы, так как люди в рамках этой безработицы формально заняты. Наиболее распространенная форма скрытой безработицы – вынужденные административные отпуска без сохранения заработной платы;

* застойная – безработица среди лиц, находящихся в поиске работы более года (длительно безработный – безработный, не трудоустроенный службой занятости в течение 6 месяцев; длительно неработающий – гражданин, имеющий перерыв в работе более одного года).

* официальная – зарегистрированная в соответствии с Законом «О занятости»;

* неофициальная – зарегистрированная по методике Международной Организации Труда (МОТ).

Последствия безработицы:

У безработицы есть положительные и отрицательные последствия.

Положительные: у работодателей могут выбирать наилучших работников, а работники, боясь безработицы, более ответственно относятся к своей работе.

Отрицательные последствия: экономические потери в виде стоимости не произведенных товаров и услуг, сокращение налоговых поступлений в госбюджет, рост затрат на выплату пособий и т.д. На фоне высокой безработицы растут социально негативные явления (преступность, наркомания, депрессия).

Отрицательных последствий у безработицы, таким образом, больше. Однако нужно иметь в виду, что часть безработицы объективно неустранима (полностью ликвидировать фрикционную и структурную безработицу невозможно), и поэтому считается, что отрицательные последствия безработицы только в том случае существенны, когда её уровень превышает неустранимую величину. Уровень безработицы 4-5% считается нормальным и называется естественным уровнем безработицы.

Основные показатели, характеризующие безработицу:

· Уровень безработицы – это удельный вес безработных в численности экономически активного населения.

· Продолжительность безработицы – промежуток времени, в течение которого человек ищет работу (с момента начала поиска работы и до момента трудоустройства или до наступления рассматриваемого периода).

· Абсолютная численность безработных дается как моментный показатель на начало каждого месяца. Внутри месячного цикла отмечается динамика: сколько безработных снято с учета, трудоустроено, оформлено на досрочную пенсию, направлено на профессиональное обучение, трудоустроено после завершения профессионального обучения.

· К относительным можно отнести такие показатели:

– процент безработных в общей численности незанятых трудоспособных граждан;

– процент безработных, поставленных на учет в службе занятости;

– процент безработных, получающих пособие по безработице и др.

· Качественный (социальный портрет) состав безработных характеризуется по полу, уровню образования, месту жительства. Особо выделяются лица предпенсионного возраста, инвалиды, военнослужащие, уволенные в запас, молодежь в возрасте 16-29 лет.

§

В законе РФ «О занятости населения в РФ» в ст.3 особо определены порядок и условия признания граждан безработными.

1. Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации.

2. Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) – паспорта и документа об образовании.

В случае представления справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы в иностранной валюте органы службы занятости осуществляют перевод иностранной валюты в рубли по официальному курсу, установленному на день увольнения гражданина.

При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.

Гражданин, относящийся к категории инвалидов, для решения вопроса о признании его безработным дополнительно предъявляет индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную в установленном порядке и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.

3. Безработными не могут быть признаны граждане:

· не достигшие 16-летнего возраста;

· которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 настоящего Закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;

· отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности) – в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации по одной и той же профессии, специальности) дважды;

· не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;

· осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;

· представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными;

· занятые.

4. Граждане, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.

В вопросах признания человека безработным особую роль играют понятия подходящей и неподходящей работы.

1. Подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.

2. Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется органами службы занятости с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.

3. Оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, считается подходящей для граждан:

· впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности); уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством Российской Федерации порядке; стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия;

· отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первого периода выплаты пособия по безработице;

· состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших;

· обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.

4. Подходящей не может считаться работа, если:

· она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;

· условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;

· предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке.

Теперь разъясним определение безработицы по методике МОТ.

Для расчета показателей безработицы производится сбор данных на основании ежемесячных опросов 50 тысяч случайно выбранных семейных хозяйств. К безработным, применительно к стандартам Международной Организации Труда (МОТ), относятся лица в возрасте, установленном для измерения экономической активности (15-72 лет), которые в рассматриваемый период удовлетворяли одновременно следующим критериям:

– не имели работы или доходного занятия (работа в течение хотя бы 1 часа в неделю уже считается занятостью);

– последние четыре недели занимались поиском работы, т.е. обращались в государственную или коммерческую службу занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации предприятия или работодателю, использовали личные связи и т.д. или предпринимали шаги к организации собственного дела;

– были готовы приступить к работе до истечения двух недель после обследования.

Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды также учитываются в качестве безработных, если они удовлетворяют вышеназванным критериям.

§

С учётом практической реализации рынка труда в отдельных странах принято выделять модели рынка труда, где выделяются американская, японская, шведская модели. В нашей стране в литературе иногда фигурирует описание и российской модели.

Модель США. Здесь для рынка труда характерна децентрализация законодательства о занятости и помощи безработным, которая принимается каждым штатом отдельно. На предприятиях действует жесткое отношение к работникам, которые могут быть уволены при необходимости сокращения объемов производства, продолжительность же рабочего времени одного работника не меняется. В США исторически проводится политика поддержания конкурентного состояния экономики, поощряется активная роль предпринимателей, жизненная установка работников на индивидуальный успех, на зарабатывание денег.

Для американской политики занятости характерна ориентация на высокую территориальную мобильность работников между предприятиями. Заработная плата на таких предприятиях устанавливается контрактами, коллективными договорами с учетом спроса и предложения рабочей силы, классификации работ по сложности, производительности труда, возможности предприятий. Страхование по безработице производится на федерально-штатной основе. Федеральным законодательством определены общие принципы страхования по безработице, уточненные и дополненные законодательством каждого из штатов. Предприятия и работники выплачивают взносы отдельно в фонды страхования по безработице штатов и в Федеральный фонд.

Результатом такой политики является более высокая территориальная и профессиональная подвижность рабочей силы, относительно высокий уровень безработицы (по сравнению с Японией и Швецией).

Японская модель. Для нее характерна система трудовых отношений, которая основывается на принципе «пожизненного найма», при котором гарантируется занятость постоянного работника на предприятии до достижения им возраста 55 – 60 лет. Заработки работников и размеры социальных выплат им прямо зависят от числа проработанных лет. Работники последовательно проходят повышение квалификации в соответствующих внутрифирменных службах и перемещаются на новые рабочие места строго по плану. Такая политика способствует воспитанию у работников фирмы творческого отношения к выполнению своих обязанностей, повышению их ответственности за качество работы, формирует заботу о престиже фирмы и внутрифирменный «патриотизм». Предприниматели при необходимости сокращения производства, как правило, решают эти проблемы не путем увольнения персонала, а сокращением продолжительности рабочего времени или переводом части работников на другие предприятия по соглашению с ними.

Шведская модель характеризуется активной политикой государства в области занятости, в результате чего уровень безработицы в этой стране минимальный. Главное направление политики на рынке труда – предупреждение безработицы, а не содействие уже потерявшим работу. Достижение полной занятости осуществляется следующими мерами:

1) проведение ограничительной фискальной политики, которая направлена на поддержку менее прибыльных предприятий и сдерживание прибыли высокодоходных фирм для снижения инфляционной конкуренции между фирмами в повышении заработной платы;

2) проведение «политики солидарности» в заработной плате, которая преследует цель достижения равной оплаты за равный труд независимо от финансового состояния тех или иных фирм;

3) проведение активной политики на рынке труда по поддержке слабоконкурентоспособных работников (для этого предприниматели получают значительные субсидии);

4) поддержка занятости в секторах экономики, которые имели низкие результаты деятельности, но обеспечивали решение социальных задач.

Теперь перейдём к рассмотрению особенностей рынка труда в России. Характерными особенностями современного состояния рынка труда в России являются следующие:

1. Нарушения в области оплаты труда: низкая стоимость труда, чрезмерная дифференциация в заработной плате между различными группами работников, засекречивание информации о размере заработной платы, существование «теневой» заработной платы, задержки заработной платы.

2. Разрушение трудового сознания и поведения.

3. Завышенные показатели найма по знакомству и родственным связям, что ухудшает трудоустройство непосредственно по профессиональным качествам.

4. Особенностью формирования рынка труда в России является то, что в различных регионах имеются разные социально-экономические, в том числе природно-ресурсные и демографические условия. Следствием этого является неравномерность, высокая дифференциация регионов России по показателям состояния рынка труда.

5. Высокие показатели вынужденной неполной занятости. В развитых странах неполная занятость представлена хоть и больше, чем в России, но там неполная занятость в основном – добровольная.

6. Рынок труда в России до сих пор функционирует в условиях слабости института социального партнерства. Это крайне затрудняет выработку политики солидарности и согласия в вопросах ценообразования, заработной платы, доходов, налоговой системы с учетом интересов разных субъектов рынка труда, существенно снижает роль этого инструмента регулирования в становлении рыночного механизма распределения и перераспределения рабочей силы, основанного на стоимостных отношениях.

7. Всё вышеперечисленные пункты носили негативный оттенок, однако есть у российского рынка труда и положительная сторона. Фирменный знак российской модели рынка труда – поразительная нечувствительность занятости к любым встряскам в экономике. Эта особенность впервые обозначилась на выходе страны из социализма, сильно удивив всех наблюдателей и специалистов в развитых странах. В других странах бывшего социалистического лагеря была высокая безработица, доходившая до 20% (как это было в первой половине 2000-х годов в Болгарии, Польше, Словении), и это вполне соответствовало ожиданиям экономистов. В России безработица на протяжении 90-х годов росла очень медленно и только к концу десятилетия достигла максимума — около 10%. За время экономического кризиса ВВП сократился на 40%, но каждый процентный пункт сокращения производства сопровождался снижением занятости только на 0,3%. Начался экономический подъём, и ситуация развернулась на 180 градусов: ВВП вырос на 85%, занятость — всего на 7%.

В случае экономического кризиса увольнения происходят в достаточно большом объёме, но они часто проходят как увольнения по собственному желанию. При этом уволившиеся достаточно быстро находят себе новую работу, что и обеспечивает более высокий уровень занятости по сравнению с другими странами на том же этапе экономического развития. Приспособиться работодателям и работникам к новой экономической ситуации помогают гибкое рабочее время и гибкая цена труда.

Следует добавить, что массовые увольнения в России крайне редки. Для сравнения: если в России в 2009-м году ежемесячно регистрировалось порядка 100 случаев таких увольнений и вовлечены в них оказывались не более 7 тыс. работников, то в США — около 2500 случаев и вовлечены в них оказывались примерно 150 тыс. работников. С поправкой на разницу в масштабах экономик это означает, что на российском рынке труда массовые увольнения происходят в 9-10 раз реже, чем на американском.

Обобщая вышесказанное, отметим, что для сформированного рынка труда характерны свобода предложения рабочей силы, открытые торги по поводу трудоустройства и т.д. В России, в силу «засекречивания» размеров заработной платы, высокой доли устройства на работу по знакомству, ограничения в территориальных перемещениях, приходится констатировать – рынок труда либо до сих пор не сформирован, либо деформирован.

§

Любой процесс управления, и в том числе управления ресурсами для труда, состоит из ряда обязательных элементов:

· субъекта управления или управляющего;

· объекта управления или управляемого;

· прямой связи между субъектом и объектом управления или распорядительной информации;

· обратной связи между ними или исполнительной информации.

Эти основные элементы в совокупности представляют собой систему управления.

Процесс управления представляет собой воздействие субъекта управления на его объект с целью достижения желаемых результатов.

Под объектом управления в системе управления трудовыми ресурсами понимают демографические и социально-экономические отношения по поводу производства, распределения и использования ресурсов для труда.

В качестве субъекта управления выступают управляющие элементы системы в лице органов государственной власти и органов управления трудом на различных ее уровнях, а также в общественном и частном секторах экономики. К субъектам следует отнести все органы, воздействующие хотя бы на одну фазу воспроизводства трудовых ресурсов. Например, министерство здравоохранения и социального развития, федеральная миграционная служба, государственная служба занятости и др. Из негосударственных организаций стоит отметить кадровые агентства, общественные организации в лице объединений работодателей и профсоюзов, а также средства массовой информации.

Целью управления трудовыми ресурсами является поиск наиболее рациональных путей их воспроизводства и использования, обеспечение реализации конституционного права каждого гражданина свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Задачи:

· определение перспективных ориентиров использования трудовых ресурсов;

· обеспечение своевременного количественного и качественного обновления кадров;

· совершенствование ресурсов для труда;

· развитие трудовой и творческой мотивации.

Решение задач управления осуществляется органами управления трудом путем выполнения функций, под которыми понимают определенный вид управленческого воздействия.

К функциям управления трудовыми ресурсами относятся следующие:

· профессиональная ориентация, подбор, подготовка, переподготовка и повышение квалификации;

· планирование и прогнозирование воспроизводства и использования ресурсов для труда;

· распределение и перераспределение ресурсов для труда;

· изучение резервов использования трудовых ресурсов и повышение их занятости;

· информационное обеспечение кадровых служб организаций и служб занятости населения;

· контроль за реализацией задач управления ресурсами для труда.

В процессе управления важное место занимают методы управления, под которыми понимают способы целевого воздействия со стороны субъекта управления на управляемый объект. Все методы, применяемые в процессе управления, подразделяются условно на следующие основные группы: административно-распорядительные, социально-экономические, социально-психологические. Мировая практика подтверждает эффективность органического сочетания всех методов управления.

Обратную связь в управлении трудовыми ресурсами осуществляют органы статистики, социологические службы и средства массовой информации при выполнении опросов населения.

Функциональные подсистемы управления трудовыми ресурсами

Как и большинство систем, система управления трудовыми ресурсами может быть представлена в виде подсистем.

1. Подсистема управления формированием трудовых ресурсов.

· управление процессом воспроизводства населения (рождаемость, продолжительность жизни);

· управление процессом подготовки рабочей силы (образование, профориентация);

· управление процессом возмещения рабочей силы (питание, непродовольственные товары, развитие непроизводственной сферы, использование свободного времени).

2. Подсистема управления процессами распределения и перераспределения трудовых ресурсов.

· создание рабочих мест;

· первичное распределение рабочей силы (распределение выпускников средней школы, системы профтехобразования, высшей школы);

· перераспределение рабочей силы (через центры занятости, организованный набор рабочих, переселение и др.).

3. Подсистема управления процессом использования рабочей силы.

· технический прогресс (механизация, автоматизация, управление процессом аттестации и рационализации рабочих мест, управление рационализацией и изобретательством);

· научная организация труда (распределение и кооперация труда, усовершенствование методов труда и организации рабочих мест, нормирование труда, использование рабочего времени, дисциплина труда, условия труда и его охрана, материальное и моральное стимулирование);

· экономика труда (производительность труда, оплата труда).

§

Участие государства, профсоюзов и работодателей в обеспечении занятости (согласно Закону о занятости) заключается в следующем:

Роль государства в регулировании занятости населения

В целях содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения государство осуществляет:

· разработку планов и программ социально-экономического развития, мер финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение применения гибких режимов труда, и других мер, способствующих сохранению и развитию системы рабочих мест;

· правовое регулирование в области занятости на основе соблюдения законных прав и интересов граждан и соответствующих государственных гарантий, дальнейшее совершенствование законодательства о занятости населения;

· разработку и реализацию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения;

· создание федеральной государственной службы занятости населения;

· внедрение эффективных механизмов проведения активной политики занятости населения, включая организацию и проведение специальных мероприятий по профилированию (распределению безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик в целях оказания им наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда) безработных граждан;

· оказание социальной поддержки гражданам, признанным в установленном порядке безработными.

Участие профессиональных союзов и иных представительных органов работников в содействии занятости населения

1. Профессиональные союзы и иные представительные органы работников вправе участвовать в разработке государственной политики в области содействия занятости населения.

2. Профессиональные союзы и иные представительные органы работников имеют право содействовать обеспечению социальных гарантий работников в вопросах организации занятости, приема на работу (службу), увольнения, предоставления льгот и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Массовое увольнение работников может осуществляться лишь при условии предварительного (не менее чем за три месяца) уведомления в письменной форме выборного профсоюзного органа в порядке, установленном трудовым законодательством.

4. Органы исполнительной власти, работодатели проводят по предложению профессиональных союзов, иных представительных органов работников взаимные консультации по проблемам занятости населения.

По итогам консультаций могут заключаться соглашения, предусматривающие мероприятия, направленные на содействие занятости населения.

5. Профессиональные союзы, иные представительные органы работников вправе требовать от работодателя включения в коллективный договор конкретных мер по обеспечению занятости.

6. Предложения выборных профсоюзных органов, иных представительных органов работников в связи с массовым увольнением работников, направленные в соответствующие органы власти и работодателям, подлежат рассмотрению в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Содействие работодателей в обеспечении занятости населения

1. Работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе:

· соблюдения условий договоров, регулирующих трудовые отношения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

· реализации мер, предусмотренных трудовым законодательством, коллективными договорами и соглашениями по защите работников в случае приостановки производства или увольнения работников;

· оказания помощи в трудоустройстве, профессиональной подготовке и предоставления сверх установленной законодательством Российской Федерации дополнительной материальной помощи увольняемым работникам за счет средств организаций и других работодателей;

· создания условий для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работающих. При исчислении налогооблагаемой прибыли сумма балансовой прибыли организаций уменьшается на сумму средств, затраченных работодателями на эти цели;

· разработки и реализации мероприятий, предусматривающих сохранение и рациональное использование профессионального потенциала работников, их социальную защиту, улучшение условий труда и иные льготы;

· соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов;

· трудоустройства определяемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите, или резервирования отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан.

2. При принятии решения о ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации и возможном расторжении трудовых договоров с работниками работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий и указать должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению работников, – не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.

3. Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости:

· сведения о применении в отношении данной организации процедур о несостоятельности (банкротстве), а также информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов;

· информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

4. При приеме на работу гражданина, направленного службой занятости, работодатель в пятидневный срок возвращает в службу занятости направление с указанием дня приема гражданина на работу.

В случае отказа в приеме на работу гражданина, направленного службой занятости, работодатель делает в направлении службы занятости отметку о дне явки гражданина и причине отказа в приеме на работу и возвращает направление гражданину.

§

В современных условиях возрастает роль социальной сферы. В ней реализуются важнейшие принципы развития человеческой личности. К ним относятся:

1) социальная справедливость, или степень социального равенства людей. Она включает их равноправное отношение к средствам производства, равноправное участие в распределении материальных благ, создание равных «стартовых» условий развития для молодежи, равные политические права и личные свободы, единство для всех прав и обязанностей;

2) социальные гарантии. К ним относятся право на труд, удовлетворение потребностей в медицинском обслуживании, в образовании, жилье, материальном обеспечении, содействии в культурном росте и отдыхе;

3) повышение материального и культурного уровня жизни всех членов общества, улучшение условий труда и быта, решение экологических проблем и охрана природы;

4) гуманизация общественных отношений на производстве, в общественно-политической жизни, в быту. Данное направление обеспечивает гармоничное сочетание многообразных интересов;

5) развитие социальной активности всех членов общества. Оно предполагает раскрытие и использование всех созидательных способностей человека, сочетание потребления материальных благ с богатой духовной жизнью;

6) гражданская сплоченность всех составляющих общество социальных слоев и групп, усиление социальной однородности общества.

Совершенствование социальной сферы открывает путь к формированию нового образа жизни, к реализации принципа социальной справедливости, к улучшению условий труда и жизни людей.

Несмотря на важность, социальная сфера не является абсолютно доступной. На доступности социальной сферы могут сказываться различия в социально-экономическом развитии территорий, различия в уровне физических возможностей людей, дискриминация и др. В этих условиях возникает необходимость социальной защиты людей.

В СССР проблема социальной защиты населения как самостоятельная не рассматривалась, поскольку внутренними характеристиками социалистической системы были полная занятость, бесплатные здравоохранение и образование, гарантированность государственных пенсий и т.д. Общепризнанно, что советский человек был социально защищен сильнее всех в мире, поэтому социальная защита в тот период сводилась к узким вопросам социального обеспечения граждан (пенсионное обеспечение, государственное страхование трудящихся, отдельные виды обеспечения по государственному социальному страхованию).
Коренным образом изменилось положение большинства населения в постсоветской России. Сегодня термины “социальная защита”, “право социальной защиты” прочно вошли в законодательство, лексикон политических и государственных деятелей, ими пестрят страницы периодических изданий. В русском языке для перевода широко распространенного во многих странах термина “social security”, обозначающего систему социальной защиты, в советский период применялся термин “социальное обеспечение”, хотя на русский язык его можно переводить как “социальная безопасность”, “социальная защищенность”, “социальные гарантии”, “социальная защита”. Понятие “социальное обеспечение” не является адекватным понятию “social security”, поскольку социальное обеспечение отражает в себе одну из форм развития института социальной защиты, где преобладали принципы непосредственно государственной организации социальной защиты с очень ограниченным использованием. Достаточно сказать, что социальное обеспечение в СССР осуществлялось в своем роде впервые в мире. Это было объединяющее понятие различных регулируемых законом форм распределения и перераспределения государством части национального дохода, а также предоставления услуг в основном для обеспечения старости и нетрудоспособности. Другое положение в современной России, где подавляющее большинство населения нуждается в социальной защите: к пенсионерам и нетрудоспособным добавились миллионы безработных, вынужденных переселенцев, беженцев, демобилизованных военнослужащих, безнадзорных и других лиц.

В действующем социальном законодательстве РФ понятие “социальная защита” используется в сравнительно узком смысле: оно означает политику государства, направленную на обеспечение прав и гарантий человека в сфере уровня жизни. В то же время концепция социальной защиты населения включает в себя законодательное закрепление минимальных гарантий, предоставляемых государством (либо под его контролем) любому гражданину, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации, независимо от его трудового стажа, размера страховых взносов и т.д. Следовательно, социальная защита населения — это система мер правового, социально-экономического и организационного характера, гарантированная и реализуемая государством, для обеспечения достойной жизни человека, т.е. его материальной обеспеченности на уровне стандартов современного развития общества и доступа к ценностям культуры. Из этой формулы со всей очевидностью следует, что проблематика социальной защиты населения гораздо шире круга вопросов, решаемых социальным обеспечением, а последнее можно рассматривать как важнейшую составляющую первой.

Управленческие отношения в области социальной защиты населения в зависимости от целей их направленности можно разделить на:
1) внутренние (внутриорганизационные), связанные с формированием управленческих структур, определением прав, обязанностей и ответственности их должностных лиц; 2) внешние, связанные с непосредственным воздействием на объекты (граждан, их общественные объединения), не входящие в систему исполнительной власти.

Во всех видах рассматриваемых отношений обязательно участвует орган исполнительной власти, без которого отношения по социальной защите населения возникнуть не могут, так как только эти органы выражают исполнительную власть государства в этой сфере (такие отношения не могут возникнуть между гражданами или общественными объединениями).

В социальной защите, безусловно, первое место отводится группам населения, обладающим уменьшенными способностями к самостоятельному преодолению социальных проблем. Это подростки, пенсионеры, инвалиды, женщины. Сюда же относятся и лица, не имеющие работы.

§

В соответствии со всеми предыдущими темами, здесь будут рассмотрены такие факторы формирования и распределения трудовых ресурсов как демография, миграция и образование.

Демография определяется процессами рождаемости и смертности. С регулированием рождаемости ситуация в разных странах прямо противоположная: ряд стран озабочен уменьшением рождаемости, ряд стран – ее стимулированием. Для России наиболее актуально последнее.

Опыт показывает, что государство может влиять на рождаемость, но эффект не будет глубоким. Казалось бы, есть положительные примеры: в тех странах Европы, где последовательно вкладывались деньги в стимулирование рождаемости, коэффициент рождаемости держится выше 1,5 — например, во Франции, Швеции и Норвегии. А там, где этого не делали, — ниже, как в Польше и Испании. С другой стороны, французскому Семейному кодексу, который предусматривал и отпуска родителям, и снижение налогов, и льготы на оплату муниципального жилья, уже больше 60 лет. Но первые 20 лет программа не давала сколько-нибудь ощутимого результата и считалась едва ли не пустой тратой огромных средств. Впрочем, в Великобритании никакой дорогостоящей программы не было, а показатели рождаемости близки к французским: выходит, в долгосрочной перспективе не все зависит от масштаба господдержки.

В странах бывшего соцлагеря за недолгим ростом рождаемости после провозглашения мер по стимулированию рождаемости и вовсе последовал быстрый спад. Сейчас почти все они входят в двадцатку стран с самым низким коэффициентом рождаемости в мире — 1,2: это даже ниже, чем в России. Дело в том, что стимулирующие программы могут только ускорить «реализацию репродуктивных планов» — то есть те, кто хотел родить позже, завели ребенка немедленно. Соответственно, позже рожать они уже не станут — детей у них будет ровно столько, сколько они хотели изначально. Платить им пришлось «по факту», а суммарная рождаемость так и не выросла.

Существует проблема и с качеством родившихся в результате стимулирующих мер рождаемости, так как доля умственно и физически неполноценных детей тоже возрастает.

Что касается второй главной составляющей демографии – смертности, то здесь подавляющая нагрузка ложится на здравоохранение. В связи с этим уместно упомянуть о докладе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), в котором говорится, что продолжительность жизни во всех странах мира может возрасти – если будут приняты меры по снижению так называемых «модифицируемых рисков». Несмотря на то, что в минувшем столетии продолжительность жизни населения нашей планеты неуклонно повышалась, до потенциального «потолка» мы еще не дошли. Естественно, для передовых и отстающих стран цифры различны, но условие одинаково для всех: люди смогут жить дольше при условии ликвидации рисков, влекущих преждевременную смерть. ВОЗ перечисляет двадцать таких рисков, которые надлежит свести к «теоретическому минимуму». Составители доклада именуют их «модифицируемыми рисками», поскольку они поддаются воздействию.

Первое место среди модифицируемых рисков в развитых странах принадлежит табаку. Второе место принадлежит сердечно-сосудистым заболеваниям. Тревожные данные связаны с ростом смертности в мире в результате переизбытка веса.

Выбор мер по уменьшению смертности зависит от риска, который хотят модифицировать, от преобладающей в стране идеологии и наличия финансовых средств.

Два примера. В африканских странах южнее Сахары, где свирепствует эпидемия СПИДа и сроки жизни наименьшие, внедрение безопасного секса позволит людям жить на 16 лет дольше. В Японии, являющейся страной наивысшей продолжительности жизни, профилактика высокого давления и отказ от курения даст прибавку в четыре года.

Низкая рождаемость и высокая продолжительность жизни в европейских странах приводит к старению населения, и перед этими странами встаёт та же проблема, что и перед Россией – при существующих тенденциях население трудоспособного возраста вскоре не сможет обеспечить содержание лиц нетрудоспособного возраста. Способом решения этой проблемы является пересмотр сроков выхода на пенсию. Страной, которая решилась на изменения в этой области, в 2022 году оказалась Франция, где намеревались организовать выход на пенсию в 62 года вместо нынешних 60 (одинаково и для мужчин, и для женщин). Однако население Франции резко негативно, вплоть до самых резких форм протеста, отреагировало на это новшество, и изменение сроков выхода на пенсию застопорилось.

В сфере миграции важную роль играет появление в последние десятилетия новой глобальной тенденции, которую можно назвать реколонизацией, или возвратной колонизацией бывших метрополий.

Перенаселенность развивающихся стран вследствие демографического бума последних десятилетий и стабильный спад рождаемости в “старых индустриальных” странах при высоком уровне жизни и социальных гарантий создали ситуацию, когда вслед за волной обратной миграции белых колонистов (пик – 50 – 60-е годы) в Европу хлынула волна переселенцев из числа коренного населения бывших колоний. Характерно, что исторические и экономические связи сохранились, но процесс переселения шел по тем же путям, что в прошлом веке, хотя и в обратном направлении, причем ход реколонизации во многом облегчается культурно-языковым наследием колониальной эпохи.

Так, в Великобритании весьма велико число эмигрантов из Индии, во Франции до 20 % населения составляют выходцы из бывших африканских колоний (Алжир, Тунис, Марокко); традиционное стремление Германии в Турцию и на Балканы привело к тому, что там преобладают мигранты из Турции (турки и курды) и Югославии (хорваты).

В то время как численность коренного населения индустриальных стран, несущего на себе основное бремя государственных расходов, сокращается вследствие ряда факторов (введение в общепринятую населением практику медицинских средств сокращения рождаемости, кризис брачно-семейных традиций, почти поголовная занятость женщин репродуктивного возраста в системе производства, наркомания и др.), переселенцы из бывших колоний (особенно из исламских стран) сознательно не ограничивают рождаемость с целью получения социальных выплат, в том числе детских пособий, в то время как основу миграционного контингента составляют люди репродуктивного возраста. В результате линейный рост этнически инородных общин обеспечивается не только миграцией (линейный рост численности), но и неограниченным естественным приростом с временем удвоения около 20 лет!

Так, если численность мусульманского населения Франции вследствие миграции к 2020 году вырастет с 20 до 30%, то с учетом демографической экспансии эта цифра превысит 50%, то есть французы станут этническим меньшинством на своей же исторической территории!

Если процесс реколонизации Европы не будет взят под контроль в ближайшие годы, коренные народы Европы не доживут до исхода мирового кризиса: самое позднее, в 2050 году они могут стать национально-религиозными меньшинствами и исчезнуть с исторической арены, оставив после себя новое поколение мертвых языков.

Исходя из вышесказанного, не удивительно, что иммиграционные службы США, Западной Европы и Скандинавии постоянно ужесточают порядок въезда и пребывания граждан Азии и Африки. Жесткую позицию занимает и Япония: барьеры мигрантам, а для незаконных – лагеря и депортация. Меры не замыкаются на установлении барьеров для иммигрантов. Например, в Германии, уже можно об этом говорить, исподволь началось вытеснение населения некоренной национальности из страны, даже если оно проживает там уже много лет. В октябре 2022 года канцлер ФРГ Ангела Меркель признала полный провал попыток построить мультикультурное общество в Германии. Глава правительства потребовала от иммигрантов учить немецкий язык и интегрироваться в немецкое общество. «Те, кто хочет стать частью нашего общества, должны не только соблюдать наши законы, но и говорить на нашем языке», — заявила Меркель. Вместе с тем канцлер подчеркнула необходимость иммиграции в Германию, особенно квалифицированных специалистов. По ее словам, ежегодно на пенсию уходят 200 тысяч немцев, что создает нехватку рабочей силы в стране. При этом Меркель отметила, что к иммигрантам следует обращаться лишь тогда, когда приняты все необходимые меры для повышения квалификации и трудоустройства немецких граждан.

В области образования современные реформы вертятся вокруг вопроса взаимного признания типовых свидетельств, аттестатов и дипломов об образовании (в первую очередь высшего). Особую роль в этом реформировании играет Болонская декларация об образовании, принятая большинством европейских государств.

Надо сказать о двух главных причинах, которые заставили европейцев на рубеже двадцатого века начать реальный процесс интеграции образовательных систем. Этого потребовала стратегия построения единого европейского сообщества, интегрированного настолько, чтобы противостоять экспансии США в мире. Не менее значимой стала и проблема оттока европейских абитуриентов и магистров в США, где лучше развита информационная база, научный потенциал университетов.

Однако последствия стандартизации образования не вызывают восхищения. Особенно наглядно это прослеживается на примере фундаментальных дисциплин. Так, в частности, положение с математическим образованием на школьном уровне в странах Западной Европе, по признанию собственных экспертов, близко к катастрофическому. Аналогичная ситуация сложилась и в США. Главными симптомами негативного положения является резкая деградация уровня владения математическими приемами и навыками, вплоть до элементарных арифметических операций, не владение доказательной базой. Сходная ситуация в результате искусственных ограничений программных требований сложилась и в области физики.

Основной и очевидной причиной такого положение явилось неумелое проведение образовательных реформ, когда поводом для их реализации являлись не идеи разумной целесообразности, а некие политические соображения. Причем, как ни печально, но иногда исходным моментом таких соображений, пусть и подспудно, является идея о том, что управлять невежественными людьми гораздо проще, чем образованными. В итоге уже в настоящее время школьное образование в Западной Европе и в США неконкурентоспособно по сравнению со школьным образованием Китая, Японии, Кореи и других стран, культура которых не подверглась “американизации”. Более того, в области фундаментальных знаний даже американский школьный учитель отстает от выпускников школ этих стран. Относительно благополучное положение с образованием в странах Юго-Восточной Азии в первую очередь связано с экономическим и политическим курсом государств, стремящихся к лидирующему положению в мировой экономической, а в будущем, возможно, силовой иерархии, что подтверждается и их стремлением к реализации крупнейших научно-технических задач.

§

Если рассматривать передовой зарубежный опыт, то стоит обратиться к стране, которая отличается не только относительно невысоким уровнем безработицы, но и мерами по социальной поддержке занятости – к Швеции. В то время как большинство стран с развитой рыночной экономикой большую часть средств, отпущенных на политику занятости, расходует на меры пассивного характера – выплату пособий по безработице, Швеция большую часть расходует на активное содействие занятости.

Активные меры в Швеции включают следующие мероприятия:

– поощрение мелкого и семейного предпринимательства на максимально благоприятных условиях государственными субсидиями и кредитами, благодаря которым стартовый капитал может быть обеспечен владельцам лишь на 10%, до 70% – государственными субсидиями и на 20% кредитами, а если предприятие не приносит прибыли, то на 4 года освобождается от налога;

– обеспечение географической мобильности населения и рабочей силы путем представления субсидий и кредитов на переезд с семьей из районов с избытком рабочей силы в районы, где есть вакантные места, с гарантией улучшения жилищных и, как правило, материальных условий жизни;

– предоставление каждому ищущему работу полной информации о вакантных местах по профессиям, отраслям и регионам страны и создание для этой цели повсеместно общедоступных банков данных; оплата всех видов услуг по связи с отделами кадров предприятий, где есть рабочие места;

– организация общественных работ, в основном для молодежи, на строитель стве жилья, дорог, в сфере обслуживания на срок до 6 месяцев с гарантированным заработком в пределах 50- 100% средней зарплаты по данной профессии;

– финансирование работы в частных фирмах молодежи путем предоставления в течение полугода владельцам предприятий субсидий в виде оплаты 50% издержек на вновь созданные рабочие места;

– специальное техническое оборудование на обычных предприятиях рабочих мест для инвалидов и выплата субсидий владельцам предприятий за прием инвалидов на работу и частично на их заработную плату;

– стимулирование расширения предпринимательской деятельности и сверхурочных работ, а тем самым и более полной занятости путем снижения налогообложения с прибыли и личных доходов.

В системе рынка труда осуществляются мероприятия по повышению общеобразовательного уровня безработных и обучению профессиям, имеющим устойчивый спрос на рынке труда:

– не имеющие законченного школьного образования получают его, причем организуются специальные усиленные курсы по математике, химии, физики, английскому языку (в основном для иммигрантов);

– детально выявляются интересы поступающих на курсы: проводятся предварительные беседы, ознакомление с предметами обучения и предстоящей работой, при необходимости сроком до месяца;

– применяются методы индивидуального обучения (принцип так называемого личного модуля), в основе которых лежат подбор предметов, наиболее полно удовлетворяющих интересы обучающихся и предлагающих оптимальные темпы и последовательность их освоения;

– учебные курсы ­составляются силами ведущих специалистов университетов и промышленных фирм; оплата преподавательского состава проводится на уровне, который существует для специалистов их класса в частных фирмах;

– в максимально возможном числе профессиональных школ на консультативных началах используется опыт наиболее талантливых педагогов и воспитателей для постановки методики обучения;

– поддерживается оптимальное, исходя из международного опыта на разных уровнях обучения, соотношение учеников и педагогов (7-8 к 1), которое позволяет осуществлять индивидуальное обучение и следить за качеством подготовки каждого ученика;

– используется метод опекунства старшекурсников над вновь поступившими, что создает общую благоприятную психологическую атмосферу и обеспечивает всеобщую заинтересованность в успешном обучении.

Чем крупнее затраты на активные меры по поддержанию занятости, при общих более значительных масштабах финансирования политики рынка труда, тем ниже, как правило, безработица в стране и выше общий уровень трудовой активности населения.

Показательно, в данном отношении, сопоставление ситуации на рынке труда Швеции и США. При том, что в Швеции в 3 с лишним раза выше, чем в США, относительные затраты на программы политики рынка труда (2,7% ВНП против 0,8), доля средств, идущих на меры активной защиты населения от безработицы, в два раза значительнее – 70% против 35%.

Нет сомнения в том, что именно это различие в масштабах и качестве внимания к социальной защите населения на рынке труда является одним из главнейших факторов, определяющих сложившийся уровень занятости населения обеих стран. Как итог – практически по всем возрастным группам населения занятость в Швеции выше (особенно выделяется возрастная группа в возрасте 55 лет и старше, занятость которой – одна из самых высоких в мире). Единственная возрастная группа, по которой занятость в США выше, чем в Швеции, население 16-19 лет. Объясняется это тем, что в США намного значительнее, чем в других западных странах, в т. ч. и Швеции, распространена частичная занятость среди учащихся старших классов школ и студентов.

Также отметим, что высокий уровень эффективности рынка труда в Швеции во многом определяется тем, что в стране хорошо поставлена профориентация, которая предшествует профессиональному обучению.

§

Универсальная по своему характеру, МОТ зародилась на социальной почве Европы и Северной Америки XIX века. В этих двух регионах шла промышленная рево­люция и бурный экономический рост зачастую достигался ценой тяжелейших человеческих страданий. Идея о приня­тии международного трудового законодательства возникла в начале XIX столетия в результате размышлений мораль­ного и экономического порядка по поводу человеческих из­держек промышленной революции. Эту идею поддержали многие выдающиеся промышленники, в том числе Роберт Оуэн и Даниэль Легран, а также ряд политических деяте­лей и экономистов.

Акт об учреждении МОТ был разработан Комиссией по международному трудовому законодательству, созданной Парижской мирной конференцией в 1919 г. Он вошел в ка­честве Части XIII в Версальский мирный договор. Ведущую роль при этом сыграли Франция и Великобритания. Авторами английского текста, который Комиссия приняла за основу, были будущие руководители Международного бюро труда Гарольд Батлер и Эдвард Филэн. С момента своего рождения Организация приобретала черты, заметно отличавшие её от других учреждений Лиги Наций, предшественницы Организации Объединенных Наций между двумя мировыми войнами.

Созданная для выработки международных трудовых норм и контроля за их применением, МОТ в первые 40 лет существования направляла основную часть своих усилий на выполнение этой главной задачи. В течение 20-летнего периода – с 1919 по 1939 г. – было принято 67 Конвенций и 66 Рекомендаций. Первоначально нормы затрагивали, в основном, условия труда: первая конвенция 1919 г. регламентировала рабочее время, установив продолжи­тельность рабочего дня в известные восемь часов, а недели – в 48 часов. Условия заня­тости стали предметом целого ряда норм.

В 1926 г. было принято важное нововведение – Международная конференция труда со­здала механизм контроля за применением норм, который существует и поныне. Был обра­зован Комитет экспертов, состоящий из независимых юристов. Он анализирует доклады правительств о соблюдении ратифицированных ими Конвенций и представляет каждый год Конференции собственный доклад. Его мандат был затем расширен, так что теперь Ко­митет рассматривает и доклады о соблюдении нератифицированных Конвенций.

После Второй мировой войны для МОТ нача­лась новая эпоха. Избрание в 1948 г. амери­канца Дэвида Морса Генеральным директо­ром МБТ совпало с возобновлением нормотворческой деятельности Организации и началом ее программы технического сотруд­ничества.

Конвенции, принятые после Второй миро­вой войны, касались важной проблемы прав человека (свобода объединения, устранение принудительного труда и дискриминации, а также ряда технических проблем в сфере труда). В 1948г. была одобрена главная кон­венция (№ 87) о свободе объединения. Она оказала и продол жает оказывать значитель­ное влияние на мир труда, способствовала выработке специальной процедуры в этой области.

В настоящее время перед МОТ стоят качественно иные цели и задачи, чем те, которые стояли перед ней какие-нибудь 15-20 лет тому назад. Это связано прежде всего с глобализацией мировой экономики отрицательные последствия которой сказываются на трудящихся всех стран, которые вынуждены работать в условиях ужесточения конкуренции, ускорения технологических перемен, роста социального неравенства и сокращения возможностей правительств.

Одно из последствий глобализации — рост спроса на квалифицированную рабочую силу в ущерб трудящимся с низкой квали­фикацией. Глобализация также выявила и усугу­била слабость позиций развивающихся стран с их узкой экспортной базой, посколь­ку возросла их зависимость от колебаний цен на всемирном рынке. Они стали гораз­до более уязвимы к всплескам и спадам финансовых потоков, стихийно и беспрепят­ственно перемещающихся на глобальном рынке. Существует опасность того, что эти краткосрочные колебания, не вызванные в своей основе глубинными экономическими причинами, будут определять обменные курсы и, следовательно, производство и за­нятость.

Основные конвенции МОТ

№ 29 Конвенция о принудительном или обязательном труде, 1930 г. Требует запрещения принудительного или обязательного труда во всех формах. Допускаются определенные исключения, такие как военная служба, надлежащим образом контролируемые исправительные работы, труд при чрезвычайных обстоятельствах, таких как военные действия, при пожаре, землетрясениях…

№ 87 Конвенция о свободе ассоциации и защите права на организацию, 1948 г. Устанавливает право всех трудящихся и предпринимателей на создание и вступление в организацию по своему выбору без получения предварительного разрешения и устанавливает ряд гарантий свободы их деятельности без вмешательства органов государственной власти.

№ 98 Конвенция о праве на организацию и на ведение коллективных переговоров, 1949 г. Предусматривает защиту от антипрофсоюзной дискриминации, защиту организаций трудящихся и предпринимателей от взаимного вмешательства, а также меры по содействию коллективным переговорам.

№ 100 Конвенция о равном вознаграждении, 1951 г. Призывает устанавливать равную оплату для мужчин и женщин за труд равной ценности.

№ 105 Конвенция об упразднении принудительного труда, 1957 г. Запрещает использование любой формы принудительного или обязательного труда в качестве средства политического подавления, воспитания, наказания за выражение политических и идеологических взглядов, мобилизации трудовых ресурсов, установления трудовой дисциплины, наказания за участие в забастовках или дискриминации.

№ 111 Конвенция о дискриминации в области труда и занятий, 1958 г. Призывает к проведению национальной политики, направленной на устранение дискриминации при найме, профессиональной подготовке, в отношении условий труда по признаку расы, цвета кожи, пола, веры, политических взглядов, национальному или социальному происхождению, на содействие равенству возможностей и обращения.

№ 138 Конвенция о минимальном возрасте для приема на работу, 1973 г. Имеет целью устранение детского труда; устанавливает, что минимальный возраст для приема на работу не должен быть ниже возраста завершения обязательного образования.

№ 182 Конвенция о запрещении наихудших форм детского труда, 1999 г. Запрещает: 1) торговлю детьми; 2) принудительный детский труд; 3) использование, вербовку или предложение ребенка для занятия противоправной деятельностью; 4) работу, которая по своему характеру или условиям, в которых она выполняется, может нанести вред здоровью, безопасности или нравственности детей. Применяется ко всем лицам до 18 лет.

На 2022-й год всего было издано 188 Конвенций МОТ.

Механизм работы МОТ

МОТ всегда была уникальным форумом, на котором правительства и социальные парт­неры 175 государств-членов могут свободно и открыто обсуждать свою национальную по­литику и практику. Трехсторонняя структура МОТ, делает ее единственной международ­ной организацией, в которой объединения работодателей и трудящихся имеют равный голос с правительствами в формировании ее политического курса и программ.

МОТ поощряет трипартизм и внутри госу­дарств-членов, содействуя социальному ди­алогу между профсоюзами и работодателя­ми, которые участвуют в выработке и проведении в жизнь, когда это необходимо, политики в социально-экономической облас­ти, а также по ряду других направлений. Каждая страна-участница имеет право по­слать на Международную конференцию тру­да четырех делегатов: двух от правительства и по одному от трудящихся и работодателей, которые могут выступать и голосовать неза­висимо друг от друга.

Международная конференция труда(МКТ)

МКТпроводится в июне каждого года в Женеве. Делегатов сопровождают технические совет­ники. Наряду с делегатами правительства в Конференции обычно участвуют и выступа­ют члены кабинета министров, ответствен­ные за сферу труда в своих странах. Пред­ставители предпринимателей и трудящихся могут выступать и голосовать независимо от делегатов правительства и даже против них, так же как и против друг друга.

Конференция является всемирным форумом для обсуждения общих трудовых и со­циальных проблем и международных трудо­вых норм; она определяет общую политику Организации. Каждые два года Конференция принимает программу работы и бюджет МОТ, который слагается из взносов государств-членов.

Понятие и виды занятости. правовой статус безработного

Занятость представляет собой деятельность граждан, которая связана с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречит законодательству РФ и приносит, как правило, им заработок, трудовой доход (ст. 1 Закона РФ о занятости населения в Российской Федерации).

Как следует из определения, занятыми признаются граждане, которые осуществляют различные виды общественно-полезной деятельности. Таким образом, гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. При этом принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, а незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности.

Виды занятости. Все виды занятости условно могут быть разделены на две группы: первая связана с трудом (т.е. работающие граждане), и вторая не связана с трудом (например, граждане которые обучаются или ведут коммерческую деятельность).

Согласно ст. 2 Закона РФ о занятости населения в Российской Федерации занятыми считаются граждане:

  • 1) работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы;
  • 2) зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию;
  • 3) занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
  • 4) выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);
  • 5) избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
  • 6) проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
  • 7) проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения;
  • 8) временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;
  • 9) являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает нрава учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных, жилищно-строительных, дачных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности;
  • 10) являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства.

По Закону РФ о занятости населения в Российской Федерации, занятыми считаются не только работающие граждане, но и те, кто занимается иными видами деятельности, например, обучаются или ведут коммерческую деятельность. В связи с этим все виды занятости могут быть разделены на две группы: трудовую и нетрудовую.

Среди занятых граждан существует такая группа граждан, как незанятые. К этой категории относятся лица, не имеющие работы и не занимающиеся определенными законом видами деятельности. Однако безработными могут быть признаны не все из них. Некоторые граждане не имеют возможности трудиться по состоянию здоровья или иным объективным причинам, другая группа граждан не имеет желания или намерения реализовать свое право па труд. Таким образом, в составе незанятого населения, можно выделить безработных граждан, которые трудоспособны, имеют желание трудиться, но не могут найти работу, зарегистрированы в органах службы занятости.

Государство гарантирует безработным:

  • • выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;
  • • выплату стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности;
  • • возможность участия в оплачиваемых общественных работах.

Правовой статус безработного представляет собой совокупность их прав и обязанностей. Так, безработный имеет право:

  • 1) на выбор места работы как путем прямого обращения к работодателю (к организации (юридическому лицу) либо физическому лицу, с которым гражданин вступает в трудовые отношения), так и при бесплатном посредничестве органов службы занятости или других организаций по содействию трудоустройству;
  • 2) бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости для выбора сферы деятельности, трудоустройства, возможности профессионального обучения; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет также имеют право па бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости для выбора профессии и возможности получения профессионального обучения;
  • 3) бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости;
  • 4) самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами территории РФ;
  • 5) обжалование решения, действий или бездействия органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством РФ;
  • 6) социальную поддержку в виде: а) выплаты пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности; б) выплаты стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению службы занятости; в) предоставления возможности участия в общественных работах; г) возмещения затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов занятости. Безработные обязаны:
  • 1) являться в органы службы занятости для перерегистрации не реже одного раза в месяц;
  • 2) участвовать по истечении трехмесячного периода безработицы в оплачиваемых работах или пройти обучение по направлению органов занятости (для лиц, указанных в законе);
  • 3) являться на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости;
  • 4) являться в органы службы занятости для получения направления на учебу (работу);
  • 5) сообщить в орган занятости о самостоятельном трудоустройстве, поступлении на обучение по очной форме, призыве на военную службу (сборы);
  • 6) выбрать один из двух предложенных органом занятости вариантов подходящей работы.

Граждане не могут быть признаны безработными, если они:

  • • не достигли 16-летнего возраста;
  • • в соответствии с пенсионным законодательством РФ им назначена пенсия но старости (по возрасту), за выслугу лет;
  • • отказались в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работу временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности) — в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности) дважды;
  • • не явились без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явились в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;
  • • осуждены по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;
  • • представили документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также предоставили другие недостоверные данные для признания их безработными.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *