Приказ Федерального агентства по делам молодежи от 4 декабря 2013 г. № 377 “Об утверждении Положения о порядке регистрации и учета молодых граждан, принимающих и изъявивших желание принять участие в добровольческой (волонтерской) деятельности на территории Российской Федерации”

Описание личной книжки добровольца (волонтера)

Личная книжка добровольца (волонтера) (далее – Книжка) изготавливается из листа плотной бумаги формата А6 (105 х 148 мм). Плотность бумаги составляет 130 *, тип бумаги – офсетная, способ печати – цифровой.

Книжка состоит из 24 (двадцати четырёх) страниц.

Титульный лист Книжки (обложка) состоит из расположенного в верхней части по центру логотипа “РОСМОЛОДЕЖЬ”, герба Российской Федерации и надписи “Федеральное агентство по делам молодежи”, под ней надпись “ЛИЧНАЯ КНИЖКА ДОБРОВОЛЬЦА (ВОЛОНТЕРА)”. Ниже надписи изображён флаг Российской Федерации и Знак Федерального проекта “Технология добра”.

На оборотной стороне обложки Книжки располагается Знак Федерального проекта “Технология добра”.

Ii. основные понятия

1. В Положении используются следующие основные понятия:

добровольцы (волонтеры) – граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации, которая может оплачивать расходы добровольцев, связанные с их деятельностью в этой организации (командировочные расходы, затраты на транспорт и другие);

благополучатели – лица, получающие благотворительные пожертвования от благотворителей, помощь добровольцев;

добровольческая (волонтерская) деятельность – это форма социального служения, осуществляемая по свободному волеизъявлению граждан, направленная на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном, региональном и международном уровнях, способствующая личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность граждан (добровольцев), которая осуществляется в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации;

добровольческая программа – гуманитарная программа, ориентированная на потребности граждан и гражданского общества, основным способом реализации которой является добровольная работа людей, а главной задачей – эффективная организация добровольческой работы;

Заявка на вступление в волонтерский отряд «росток»

Заявка на вступление

в волонтерский отряд «Росток»

                                                                                                 Руководителю
волонтерского движения
МБОУ Новоникольской СОШ
                                           Бобровской Ю.А.
___________________________
                                                                             (от кого)

заявление

           Прошу зачислить меня в состав волонтерского отряда «Росток». Обязуюсь выполнять все требования согласно Положению о школьном добровольческом (волонтерском) отряде.

        Я ознакомлен(а) со статьей 34 п.4 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2022 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями. В свою очередь, понимаю, что трудовое воспитание, непосредственное участие школьников в общественно-полезном труде, Ст. 8 Трудового кодекса, выполняемом для прямой пользы коллектива членами данного коллектива – это гражданские обязанности, которые являются важным средством для нравственного, интеллектуального развития личности, и согласен (а) на участие в различных видах деятельности волонтерского отряда, предусмотренных положением о волонтерском отряде муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Новоникольской средней общеобразовательной школы Мичуринского района Тамбовской области.

                            «____»________________20__г.

Подпись ___________________

Iv. правовые основы взаимоотношений участников добровольческой (волонтерской) деятельности

1. Обязательства добровольцев (волонтеров):

1.1. качественно и в срок выполнять порученную работу;

1.2. предоставлять необходимые для выполнения работ документы по запросу работодателя;

1.3. бережно относиться к имуществу работодателя;

1.4. предоставлять отчет о проделанной работе работодателю;

1.5. выполнять правила внутреннего трудового распорядка работодателя;

1.6. предоставлять по просьбе работодателя информацию, необходимую для выполнения работ по добровольческой (волонтёрской) деятельности;

1.7. соблюдать технику безопасности;

1.8. уведомлять работодателя о досрочном прекращении своей деятельности не менее чем за 10 рабочих дней до момента прекращения работ по добровольческой (волонтёрской) деятельности;

1.9. посещать специальные обучающие программы, тренинги для добровольцев (волонтеров);

1.10. не разглашать конфиденциальные сведения о работодателе и его организации.

2. Полномочия и обязательства органа по делам молодежи субъекта Российской Федерации:

2.1. информировать молодежь, проживающую на территории субъекта Российской Федерации, о возможности получения Книжки, а также об осуществлении добровольческой (волонтерской) деятельности с целью популяризации добровольческой (волонтерской) деятельности;

2.2. принимать молодых граждан, изъявивших желание принять участие в добровольческой (волонтерской) деятельности на территории региона, заявления о выдаче Книжки;

2.3. тиражировать и выдавать обратившимся молодым людям Книжки на основании утверждённого макета;

2.4. привлекать добровольцев (волонтеров) к осуществлению добровольческой (волонтерской) деятельности на территории региона;

2.5. выявлять лучшие практики добровольческой (волонтерской) деятельности и лучших добровольцев (волонтеров);

2.6. информировать потенциальных работодателей о Книжке, проводят разъяснительную работу, предоставляют по запросу журнал учета добровольцев (волонтеров);

2.7. организовать участие добровольцев региона в различных конкурсных программах и иных мероприятиях по развитию добровольчества;

2.8. выдавать и восстанавливать Книжку по факту утраты;

2.9. выдавать новые бланки Книжки на основании личного заявления добровольца (волонтера) (Приложение № 1 к настоящему Положению) в случае заполнения добровольцем (волонтером) всех страниц предыдущего бланка.

3. Полномочия и обязательства работодателей.

3.1. Работодатель имеет следующие полномочия:

3.1.1. привлекать к осуществлению работ добровольцев (волонтеров);

3.1.2. вносить в Книжку и специальный журнал учета сведения о выполняемых видах деятельности, выполненных объемах работ (в часах), поощрениях и дополнительной подготовке добровольцев (волонтеров) и заверять подписью ответственного лица и печатью организации в соответствии с примерным перечнем видов добровольческой (волонтерской) деятельности (Приложение № 3 к настоящему Положению).

3.2. Работодатель по отношению к добровольцу (волонтеру) принимает на себя следующие обязательства:

3.2.1. создавать условия для безопасного и эффективного труда добровольца (волонтера);

3.2.2. давать четкое описание работы и организовывать рабочее место добровольца (волонтера);

3.2.3. назначать от лица работодателя ответственного за решение возникающих у добровольцев (волонтеров) вопросов в связи с выполняемой деятельностью – координатора добровольцев (волонтеров);

3.2.4. оплачивать прямые расходы добровольца (волонтера), связанные с его работой, после письменного согласования с координатором добровольцев (без письменного согласования расходы не возмещаются);

3.2.5. при необходимости заключить договор о выполнении определенной работы, в котором оговорить все основные и дополнительные обязательства сторон;

3.2.6. предоставлять условия для выполнения работ в соответствии с установленными требованиями и нормами;

3.2.7. проводить инструктаж по технике безопасности;

3.2.8. вносить сведения в Книжку и специальный журнал о выполняемых видах деятельности, о выполненных объемах работ (в часах), поощрениях и дополнительной подготовке добровольцев (волонтеров) и заверять подписью ответственного лица и печатью организации в соответствии с примерным перечнем видов добровольческой (волонтерской) деятельности (Приложение № 3 к настоящему Положению);

3.2.9. разрабатывать и проводить, при необходимости, специальные обучающие программы, тренинги для добровольцев (волонтеров).

I. общие положения

1. Положение о порядке регистрации и учета молодых граждан, принимающих и изъявивших желание принять участие в добровольческой (волонтерской) деятельности на территории Российской Федерации (далее – Положение), разработано в целях реализации Концепции содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, утверждённой Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 № 1054-р;

Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. (ред. от 08.08.2009 г.) № 1662-р; Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2022 года, утвержденных Правительством Российской Федерации 31 января 2022 года;

Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.12.2006 г. (ред. от 16.07.2009 г.) № 1760-р и с учётом требований Федерального закона Российской Федерации “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях” от 11.08.1995 г. (ред. от 23.12.2022 г.) № 135-ФЗ;

Федерального закона “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования” от 24.07.2009 г. (ред. от 02.07.2022 г.) № 212-ФЗ; Приказа Министерства спорта и туризма Российской Федерации от 11.10.2022 г.

№ 1060 “Об утверждении комплекса мер по подготовке кадров, обеспечивающих проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2022 года в г. Сочи и XXVII Всемирной летней универсиады 2022 года в г. Казани, в том числе по развитию волонтерского движения и формированию студенческих отрядов”.

2. Уполномоченным органом по регистрации и учету молодых граждан, принимающих и изъявивших желание принять участие в добровольческой (волонтерской) деятельности является Федеральное агентство по делам молодежи (далее – Росмолодежь).

Iii. учет и регистрация в качестве добровольца (волонтера)

1. Для осуществления регистрации в качестве добровольца (волонтера) и получения Книжки молодому человеку необходимо:

V. порядок внесения записей в книжку, обновления и восстановления книжки

1. Органы по делам молодежи субъектов Российской Федерации имеют право выдавать обратившимся молодым гражданам Книжки.

Оформленная Книжка, заверенная подписью и печатью органа по делам молодежи субъекта Российской Федерации, вручается молодому гражданину лично.

В реестре (книге учета) выданных Книжек фиксируется номер книжки по порядку выдачи, регистрационный номер, фамилия, имя, отчество), дата рождения, контактный телефон добровольца (волонтера), дата выдачи Книжки, подпись ответственного лица, выдавшего Книжку, и подпись добровольца (волонтера) (Приложение № 2 к настоящему Положению).

Книжка является недействительной без подписи должностного лица и печати органа по делам молодежи субъекта Российской Федерации.

2. Координатор, назначенный работодателем, вносит запись в Книжку о выполненных работах, представляет данные на подпись и заверение работодателю. Все записи в Книжке имеют силу только в случае, если они заверены работодателем (подпись, печать ответственного лица).

3. Формы выполняемых работ, которые подлежат занесению в Книжку:

разовая деятельность (мероприятии, акции, проекты, конференции, круглые столы, фестивали, конкурсы, лагеря и т.п.);

постоянная работа (уход за больными, информирование общественности).

4. В Книжке не заполняется основная деятельность (прохождение практики) по учебному плану для добровольцев (волонтеров), обучающихся в различных учебных заведениях.

5. При заполнении Книжки, добровольческую деятельность необходимо классифицировать по следующим видам выполняемых работ:

5.1. Организатор – выполнение работ по организации мероприятия, таких как разработка, подготовка, поиск средств для реализации;

5.2. Куратор – контролирование работ групп исполнителей;

5.3. Исполнитель – непосредственное выполнение работ на мероприятии по его осуществлению. При внесении записи в книжку допускается указание вида деятельности (например, технический помощник, уборщик помещений, дежурный, официант, аниматор и т.п.).

6. Информация, обязательная для внесения в Книжку:

6.1. период выполнения работ; т.е. дата начала и дата окончания деятельности по данному виду работ;

6.2. место выполнения работ (регион, населенный пункт);

6.3. вид деятельности или вид выполненных работ согласно Приложению № 3 к настоящему Положению;

6.4. часы, отработанные добровольцем (волонтером), суммируются и отмечаются в специальной графе.

7. По усмотрению работодателя могут быть внесены особые отметки, дополнительно характеризующие деятельность добровольца (волонтера). В Книжке может быть указан уровень, отражающий качество выполненных работ (высокий, средний, низкий). После записи вида выполненных работ работодателем также может быть внесена запись, отражающая поощрение добровольца (волонтера) за высокое качество выполненных работ или иной отличительный характер деятельности. В таком случае фиксируется название, серия, номер, дата выдачи документа, соответствующая формулировка.

8. Порядок восстановления Книжки.

В случае утраты Книжки, добровольцем (волонтером) предоставляется соответствующее заявление в орган по делам молодежи субъекта Российской Федерации о факте и причинах утраты Книжки по образцу заявления (Приложение № 1 к настоящему Положению) с пометкой “по факту утраты” с приложением справок от работодателей, подтверждающих его добровольческий (волонтерский) стаж.

Выдача восстановленной Книжки производится в течение 14 дней с момента подачи заявления об утрате.

9. Порядок обновления Книжки.

Обновление происходит на основании личного заявления добровольца (волонтера) (Приложение № 1 к настоящему Положению) с отметкой об обновлении в случае заполнения добровольцем (волонтером) всех страниц предыдущего бланка.

В этом случае органом по делам молодежи субъекта Российской Федерации на новом бланке (вкладыше) делается пометка о продлении.

Заполненная Книжка остается на руках у добровольца (волонтера). В ней также делается пометка о выдаче второго бланка (вкладыша).

См. данную форму в редакторе MS-Word

Приложение № 1к Положению о порядке регистрации и учетамолодых граждан, принимающих и изъявившихжелание принять участие в добровольческой(волонтерской) деятельности на территории РФ

Волонтер как стиль жизни или как должность в организации?

Среди некоторых НКО распространено мнение, что новичок в общественной организации – это волонтер, т.е. тот, кто пока ничего не умеет, ему еще нельзя полностью доверять, и ему, соответственно, не за что платить. Поэтому он работает на безвозмездной основе не по своему выбору, а по внутреннему распорядку организации.

Волонтер – это, прежде всего, обладатель высоких нравственных качеств, говорящих о его мотивации и образе жизни, а не уровень профессионализма. Определение «волонтер» или «доброволец» может относиться и к начинающему, и к эксперту. «Волонтер в организации» означает, что человек добровольно и бескорыстно выполняет определенные обязанности.

Став членом организации, волонтер обязан подчиняться уставу и решениям организации. Для настоящего волонтера быть волонтером важнее, чем быть членом организации! Поэтому Всемирная декларация добровольцев для него важнее, чем устав организации или её решения.

Заботиться, общаться и побеждать

Ежегодно юные волонтеры участвуют в общегородских патронатных акциях. Они проводятся пять раз в год. Февральские акции приурочены ко Дню защитника Отечества и Дню памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества. В апреле и мае проходят мероприятия ко Дню Победы.

Июнь посвящен Дню памяти и скорби. В августе и сентябре акции приурочены ко Дню города, а в ноябре и декабре — ко Дню начала контрнаступления советских войск в битве под Москвой и Дню героев Отечества. В рамках патронатных акций школьники и студенты облагораживают территории вокруг братских могил, ухаживают за памятниками, мемориальными досками и стелами, приводят в порядок захоронения участников Великой Отечественной войны.

Также волонтеров ждут три смены выездной школы «Добровольчество». Они пройдут в ноябре, марте, июле и августе на базе оздоровительно-образовательного центра «Патриот». Здесь ребята посетят тренинги, мастер-классы, деловые игры и другие занятия, на которых смогут развить свои творческие, организаторские и коммуникативные способности, а также обменяются опытом.

В ноябре стартует конкурс «Доброволец года — 2022». Волонтерам-участникам нужно снять мини-фильмы или сделать презентации о своей работе и деятельности отряда за 2021 год. В конкурсе есть номинации для педагогов: им предстоит создать методические разработки по организации волонтерской деятельности в школах. Итоги подведут в марте 2022 года. Лучшие участники получат призы от Московского центра «Патриот.Спорт».

В этом учебном году продолжатся интересные экологические, просветительские и благотворительные проекты. Так, в октябре в рамках «Экологического календаря» пройдет сразу несколько акций. 4 октября, во Всемирный день защиты животных, состоится акция «Лохматые посылки»: волонтеры отвезут в городские приюты корм, бытовые принадлежности, амуницию и медикаменты.

В последний четверг октября состоится Международный день без бумаги. В московских школах ребятам предложат отказаться от использования бумаги на уроках и заменить ее на электронные носители. Кроме того, школьников ждут экопроекты, посвященные Международному дню энергосбережения (11 ноября)

Информацию о новых добровольческих инициативах регулярно публикуют на сайте Московского центра «Патриот.Спорт».

Заявление

Прошу выдать мне Личную книжку добровольца (волонтера).

Кого можно назвать настоящим волонтером?

Многие думают, что волонтеры – это те, кто не берет денег или другое поощрение за свой труд. Бесплатность труда добровольцев является лишь признаком, а не сутью добровольчества. Слишком низко оценивать настоящего волонтера тем, что берет он деньги за работу или нет. Если вы рассуждаете именно так, то для вас волонтер предстает как «недалекий человек».

Добровольцы в своей деятельности движимы не просто потребностями «по Маслоу», а нравственными ценностями. В добровольцах есть то, что мы хотим видеть в обществе, в семьях и в себе лично. В добровольцах ценности воплощены на деле, а не только на словах.

Поэтому настоящий доброволец – это пример нравственности и здорового образа жизни, толерантности и сотрудничества, осознанности и бескорыстия. Об этом говорит Всемирная декларация добровольцев.

Отличительные признаки добровольчества

Чем подлинная добровольческая деятельность отличается от трудовой деятельности, социальной защиты, педагогической практики, внеурочной деятельности школьников и студентов, а также благотворительной деятельности?

1. Осознанность – первый и наиболее важный отличительный признак. Порыв к добровольческой деятельности должен идти изнутри человека – от собственных убеждений и ценностей. Доброволец глубоко осознает и оценивает свои мотивы, цели и задачи, ход и средства добровольческой деятельности.

2. Инициативность характеризует настоящих добровольцев, их хозяйское отношение и гражданское участие в жизни общества. Можно сказать: «Волонтер не ждет, когда его попросят что-то сделать, он видит, что нужно делать, или спрашивает об этом сам!»

3. Добровольность – доброволец действует без какого-либо принуждения. Если человек действует под административным нажимом, по воле «авторитетного» человека, на основе устава организации, по распорядку учебного заведения, то он не волонтер.

4. Бескорыстие – это безвозмездный труд, а также не полностью оплачиваемый, при условии, что за подобный труд человек мог бы реально получить большую оплату. Настоящий волонтер не мотивируется вторичными выгодами: профессиональный рост, расширение социальных связей, публикации в СМИ и др. Если личных выгод не будет, он всё равно будет заниматься добровольческой деятельностью.

5. Личное действенное (непосредственное) участие в добровольческих проектах отличает волонтера от жертвователя денег, руководителя благотворительного фонда и т.п. Кроме руководящей, образовательной или консультативной деятельности настоящий волонтер наряду с другими непосредственно участвует в добровольческих проектах, так как личный пример – это главный убедительный аргумент в мотивировании других!

6. Нацеленность на развитие общества отличает подлинного волонтера от человека, который интересно проводит время, ищет личные выгоды в помощи другим или отстаивает интересы своей организации. Подлинный волонтер ищет сотрудничества с другими или, по крайней мере, открыто выражает свою солидарность.

Настоящий волонтер руководствуется осознанным желанием совершать поступки (деятельность) на благо других людей и общества, а не поиском выгоды для себя или группы, к которой он принадлежит.

Помогать новичкам и делиться опытом

Уже несколько лет основной проект волонтерской деятельности — «Эстафета живых дел». В этом году в нем произошли изменения. На его основе создадут банк данных лучших добровольческих и организаторских практик, который будет доступен всем руководителям и участникам волонтерских отрядов Москвы.

Руководители и участники волонтерских отрядов могут присоединиться к проекту «Московский корпус наставников в образовании» и поделиться опытом с теми, кто только вступает на путь добровольчества. Здесь работает несколько направлений.

«Корпус равных» объединяет волонтеров-наставников для обмена лучшими практиками взаимодействия со сверстниками и младшими по возрасту ребятами. Тренинговая программа «Конструктор социальных навыков» поможет наставникам развить и закрепить навыки общения в различных ситуациях.

В конкурсе проектов «ДоброЛидер» им дадут возможность проявить лидерские качества и рассказать про опыт руководства волонтерскими группами. В проекте «КЛАД: класс активный и дружный» школьники от 14 до 17 лет будут проводить тренинги по развитию умения работать в команде для младших товарищей.

Для педагогов — руководителей добровольческих объединений школ, колледжей и учреждений дополнительного образования в Московском центре «Патриот.Спорт» действуют отдельные меры поддержки. Так, участие в проекте «Московский корпус наставников в образовании» поможет им сформировать общие подходы к работе и создать единое пространство для обмена опытом.

В школах возобновляют волонтерские программы для учеников«Первый шаг»: в школах запустят программу по развитию добровольчества

Примерный перечень видов добровольческой (волонтерской) деятельности

Добровольческая (волонтерская) деятельность подразделяется на следующие виды:

1. досуговая деятельность (организация свободного времени детей, подростков и молодежи);

2. социально-психологическая поддержка (молодежные психологические службы);

3. профилактика здорового и безопасного образа жизни;

4. педагогическое сопровождение (поддержка детей и подростков);

5. социальное патронирование детских домов;

6. экологическая защита;

7. интеллектуальное развитие (организация и проведение интеллектуальных конкурсов);

8. творческое развитие (организация творческих мероприятий, конкурсов, праздников);

9. информационное обеспечение;

10. медицинская помощь (службы милосердия в больницах);

11. спортивная, туристическая и военная подготовка;

12. социальное патронирование пожилых людей;

13. реставрационная деятельность (помощь в реставрационных работах);

14. экскурсионно-паломническая деятельность (организация экскурсий);

15. трудовая помощь (трудовые лагеря и бригады);

16. ремесленные мастерские (помощь в возрождении традиционных ремесел);

17. социальное краеведение;

18. муниципальное управление (работа в местных муниципалитетах);

19. участие в выполнении специальных работ (пожаротушение, поисково-спасательные работы, общественный порядок).

Приложение № 2

Реестр (книга учета) выдачи личных книжек добровольца (волонтера)

Приложение № 3к Положению о порядке регистрации и учетамолодых граждан, принимающих и изъявившихжелание принять участие в добровольческой(волонтерской) деятельности на территории РФ

Форма заявления для получения личной книжки добровольца (волонтера)

Пишется на имя руководителя органапо делам молодежисубъекта Российской Федерации

                                  В______________________________________

                                  _______________________________________

                                   (наименование органа по делам молодежи

                                      субъекта Российской Федерации)

                                  от_____________________________________

                                                 (Ф.И.О.)

                                  _______________________________________

                                  _______________________________________

                                  _______________________________________

                                              (дата рождения)

                                  _______________________________________

                                 (место учебы (класс, курс), место работы

                                     (должность, полученное образование)

                                  _______________________________________

                                  _______________________________________

                                               (домашний адрес)

                                  _______________________________________

                                  _______________________________________

                                             (контактный телефон)

                                  _______________________________________

                                          (адрес электронной почты)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.