Руководитель: Титова Светлна Владимировна Казанский инновационный университет имени В. Г. Тимирясова
Социальный проект волонтерского движения «Поможем друг другу»
Волонтёрское движение «Поможем друг другу»
– по продолжительности – долгосрочный (рассчитан на год и более лет);
по количеству участников – групповой (включает все заинтересованные стороны: образовательные организации, волонтерские и общественные организации, учреждения здравоохранения и т.п.);
– по доминирующей деятельности – практико-ориентированные (включает всесторонний анализ проблемы и содержит конкретные комплексные мероприятия);
– по способу финансирования – благотворительный.
Всемирная организация здравоохранения констатирует, что рожденные с ограниченными возможностями составляют почти 11%, то есть каждый десятый ребенок рождается с психофизическими недостатками, остальные приобретают ограниченные возможности в момент рождения и в течение жизни.
Согласно данным Управления социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в городе Набережные Челны в период с 2018-2020 гг. произошло значительное увеличение количества детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями. Такой резкий скачок увеличения числа зарегистрированных детей с ограниченными возможностями связан с активной организацией социальной защиты данной категории населения: появление специализированных реабилитационных учреждений, введение технологий инклюзивной педагогики для таких категорий детей.
Но необходимо также отметить и тот факт, что данная статистика в отношении детей с ограниченными возможностями по городу Набережные Челны не является действительно объективной, так как многие родители боятся прохождения медико-психолого-педагогической экспертизы для установления статуса «ребенок с ограниченными возможностями», считая его чем-то позорным.
Актуальность проекта определяется тем, что в современном обществе ее решить одному учреждению или организации невозможно. Необходим комплексный подход: семья ребенка с ограниченными возможностями, специалисты учреждений социальной защиты и образовательных организаций, педагоги, психологи, общественные организации, СМИ.
Проект находится на стадии идеи
В последнее время в России складываются механизмы формирования социальной политики и реабилитации детей с ограниченными возможностями.
Образовательные организации прикладывают максимальные усилия для работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, а после их окончания ими мало кто занимается.
Проблемы, которые испытывают дети с ограниченными возможностями с получением адаптивного образования и далее более высокого уровня адаптивного образования отмечают абсолютно все респонденты (100% опрошенных). Если в специализированных школах к таким детям применяется индивидуальный подход, для них разрабатываются специальные учебные программы и планы, то в высших учебных заведения такого нет. Конечно, существует возможность обучения дистанционно, но при этом ребенок не интегрирован в социальную среду. Респонденты видят решение данной проблемы в открытии для молодых инвалидов в действующих учебных заведениях специальных отделений с соответствующим оснащением аудиторий, библиотекой.
Но остается проблема подготовки кадров для сузов и вузов, которые имеют специальное образование для работы с детьми, имеющими ограниченные возможности.
Проблема трудоустройства детей с ограниченными возможностями, по мнению респондентов, является также актуальной, так как дети и родители понимают, что работодатели не желают иметь такого работника на своем предприятии. Тем более, здоровые люди не всегда могут найти работу, а что уж говорить о тех, кто имеет ограничения в здоровье.
Основными источниками информации по наиболее интересующим вопросам является пресса или телевидение. Чаще всего люди с ограниченными возможностями общаются с родственниками и друзьями. С соседями, знакомыми так или иначе общаются все респонденты, однако это общение не носит интенсивного характера.
Таким образом, проведенное исследование системы социальной защиты и реабилитации детей с ограниченными возможностями в г. Набережные Челны позволило выявить проблемы, требующие разрешения.
12 месяцев (возможно продолжение проекта)
Оказание помощи в интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в социальную среду.
– оказание помощи специалистам специализированных образовательных и медицинских учреждений в диагностике ребенка для создания индивидуальной программы медико-социально-психолого-педагогической реабилитации;
– разработка и реализация реабилитационных, коррекционных, развивающих, восстановительных и других мероприятий, направленных на социально-психолого-педагогическую реабилитацию детей с ограниченными возможностями;
– проведение культурной, спортивно-досуговой, профессионально-трудовой, развивающей адаптации;
– осуществление профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья;
– информационное просвещение родителей детей с ограниченными возможностями о возможностях в области социальной защиты их детей (льготы, компенсации, медицинское лечение и т.п.);
– подготовка, повышение квалификации специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями;
– обобщение и передача опыта работы с детьми, имеющими ограниченные возможности.
– возможность привлечения специалистов различных областей с целью повышения внимания общественности к проблеме детей с ОВЗ, обмена опытом между участниками, решения определенных проблем в данной области;
– возможность привлечения молодежи в работу волонтерского движения «Поможем друг другу», что позволит культивировать такие духовные ценности как альтруизм, доброта, взаимопомощь, сострадание и др.;
– возможность поиска и привлечения спонсоров для дальнейшего расширения проекта;
– возможность реализации данного проекта в других муниципальных образованиях;
– разрушение устоявшихся границ между здоровыми детьми и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
– разрушение определенных стереотипов о детях с ограниченными возможностями здоровья;
– оказание помощи муниципалитету по работе с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ;
– проект является на сегодняшний день весьма актуальным и несет в себе высокую социальную значимость.
Семьи детей с ограниченными возможностями, персонал учреждений, работающих с детьми с ограниченными возможностями, а также все заинтересованные в этой работе лица.
– Управление социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в г. Набережные Челны;
– Управление образования и по делам молодежи;
– Управление культуры;
– Управление физической культуры и спорта;
– Отдел опеки и попечительства;
– Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав;
– Ассоциация детей-инвалидов и их родителей;
– Всероссийское общество глухих;
– Ассоциация реабилитации инвалидов;
– Добровольческий центр «Волонтер»;
– Благотворительный центр помощи детям с синдромом Дауна «Солнечные дети»;
– Общество инвалидов «Надежда»;
– Общественная организация помощи детям с аутизмом «Особый мир»;
– журналисты из СМИ;
– другие заинтересованные лица и организации, государственные и негосударственные ассоциации, фонды.
На первом этапе реализации проект будет охватывать городской уровень, а в дальнейшем существует возможность распространения опыта реализации данного проекта на межрегиональный уровень.
Также возможно расширение «рамок» проекта. При появлении организаций-спонсоров возможно расширение мероприятий данного проекта (представительство интересов семей с детьми с ОВЗ в суде и т.п.) или организация конференций, семинаров (это требует капиталовложений).
При планировании ресурсного обеспечения реализации проекта «Поможем друг другу» учитывались реальная ситуация в области социально-средовой адаптации детей с ОВЗ, актуальность решения данной проблемы, а также реальная возможность ее решения при поддержке Исполнительного комитета г. Набережные Челны, медицинских, образовательных организаций города и других заинтересованных лиц.
Требуемые ресурсы для реализации проекта «Поможем друг другу»:
– человеческие ресурсы.
Информационные ресурсы связаны с организацией лекций, тренингов, курсов, а также с качественным проведением анализа по эффективности проекта:
– опыт организаций по социально-средовой работе с детьми с ОВЗ;
– передовые технологии в социально-средовой адаптации детей с ОВЗ;
– анализ и оценка реализации мероприятий проекта.
обеспечение специалистов, работающих в проекте, техническими средствами для работы (компьютер, принтер, телефон и т.п.);
организация рабочих мест для проведения лекций, тренингов;
средства передачи информации (коммуникации).
В реализации проекта принимают участие следующие категории руководящих работников и специалистов:
– руководитель КИУ;
– специалист по связям с общественностью;
– студенческий волонтерский центр КИУ;
– студенты КИУ.
Общий объем финансирования проекта «Поможем друг другу» составит – 100 тыс. рублей в год:
– оплата расходов на «вахту» на перевозки детей с ОВЗ (газель КИУ) – 25 тыс. руб.
– приобретение канцелярских товаров для проведения мероприятий в рамках проекта – 15 тыс. руб.;
– поощрительные призы, подарки для детей с ОВЗ – 35 тыс. руб.
– изготовление рекламной и презентационной печатной продукции – 25 тыс. руб.
Прилагается смета проекта «Поможем друг другу»
Смета на период 01.09.2019 – 01.09.2020
К качественным результатам (индикаторам) можно отнести:
– повышение уровня информированности семей детей с ОВЗ;
– повышение уровня социализации детей;
– формирование чувства поддержки у семей детей с ОВЗ;
– возможность оказания своевременной помощи семьям детей с ОВЗ;
– формирование навыков работы с детьми с ОВЗ у исполнителей;
– привлечение заинтересованных лиц к данной проблеме;
– развитие способности к самостоятельной жизнедеятельности у детей с ОВЗ;
– формирование позитивного отношения ребенка с ОВЗ к семье, обществу, жизни;
– активизация потенциала ребенка в борьбе с трудностями;
– формирование способности к сопротивлению отрицательного влияния внешней среды;
– формирование у детей с ОВЗ различных творческих и профессиональных навыков.
К количественным показателям (индикаторам) можно отнести:
– поступление в средние и высшие учебные заведения;
– информационной и консультационной поддержкой;
– социально-психологическим климатом, созданным при реализации проекта;
– уровнем профессионализма преподавателей, участвующих в проекте;
– коммуникативным уровнем, созданным при реализации проекта.
Методами оценки эффективности мероприятий проекта будут являться:
– опрос в виде анкетирования и интервью;
– анализ отчетных документов учреждений, работающих с детьми с ОВЗ;
– описание, т.е. определение «нынешней» и «будущей» ситуации;
– сравнение (качественных показателей при оценке эффективности проекта).
Проект будет успешен, если в нем будут участвовать дети с ОВЗ, их родители и все, кто заинтересован помочь. Реализация данного проекта, по мнению автора, позволит решить ряд проблем, выявленных в результате исследования проблем в социальной защите детей с ограниченными возможностями здоровья в г. Набережные Челны.
В Оргкомитет районного конкурса
«Ученик года – 2012»
«Волонтерство, как путь к лучшей жизни»
ученица 10 В класса
МАОУ лицея №82
заместитель директора по ВР
Ежедневно нам приходится сталкиваться с множеством проблем, некоторые из них мы в состоянии решить сами, а в некоторых требуется помощь. Человек оказывает и получает помощь ежедневно. Будь то, поддержка ощущаемая, или просто одобрение. Помощь необходима людям хотя бы потому, чтобы быть уверенным в себе, в том, что тебя любят, интересуются и переживают за тебя. Особенно она нужна тем, кто находится в трудной жизненной ситуации. Таких людей не малое количество, и быть может, мимо тебя ежедневно проходят десятки людей, кому нужна поддержка.
Говорят, что если просмотреть несколько поколений назад, то все люди на Земле братья и сестры, да даже если бы это было не так, что может остановить на пути к содействию другого, такого же как ты, существа?
Для меня очень важно быть полезной обществу. Это состояния моего благополучия, счастья. У Дени Дидро есть такое выражение «Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей», и я соглашусь с ним. Невозможно жить радостно, при унынии окружающих тебя людей. Только тогда, когда в твоем доме, районе, городе будет мир и покой, ты сможешь облегченно вздохнуть и почувствовать жизнь полностью, чтобы не пришлось на улицах встречать нуждающихся людей, чьи тяготы касаются и тебя, и что не может оставить равнодушным, заняв твои мысли.
Я здоровый, разумный и вполне уже способный серьезно воспринимать проблему взаимопомощи человек. Поэтому я считаю себя обязанной участвовать в жизни общества, оказывать помощь тем, кому она требуется и быть участником такого движения как волонтерство.
Проведя анкетирование среди ребят моего класса я пришла к выводу о существовании той группы, с которой можно работать в данном направлении общественной деятельности. Вот результаты моего первого исследования:
82% из всех опрошенных имеют представление о том, что такое волонтерская деятельность,86% считают этот вопрос актуальным и 35% хотели бы работать со мной в этом направлении.
Эта проблема волнует не только меня, но является интересом моих знакомых, значит, есть потребность в развитии данного направления деятельности в лицее, во взаимодействии нашей ученической общественности с волонтерскими организациями города.
Слово «волонтер» произошло от французского volontaire, которое в свою очередь произошло от латинского voluntarius и в дословном переводе означает доброволец, желающий. В 18-19 веках волонтерами назывались люди, добровольно поступившие на военную службу. Волонтерство как идея социального служения почти столь же древняя, как и понятие «социум». В обществе всегда находились люди, для которых способом самореализации, самосовершенствования, связи и общения с другими людьми был труд на благо того сообщества, в котором этому человеку довелось родиться, жить. История волонтерства богата событиями, людьми, внушающими уважение и вдохновляющими на благородные дела. Одна из них, Мать Тереза-монахиня, посвятившая свою жизнь служению бедным и больным. И хоть деятельность ее происходила в прошлом веке, ее порывы, стремления отчасти близки нам. Она пыталась не только обратить внимание на проблему, но и воспитать в обществе качества, необходимые для полноценного развития. Благодаря труду, вырабатываются такие качества как ответственность, сочувствие, мужество, терпимость, столько необходимые в наше время, в котором превалирует роль денег и стремление к собственной выгоде.
Идеального общества не существует, и всегда есть люди, которые нуждаются, поэтому данная проблема постоянно должна быть во внимании.
Для этого существует множество организаций, куда при желании может записаться любой человек. Например такие, как молодежное движение «Сфера», активно занимающаяся подготовкой людей к волонтерской деятельности, проводя тренинги, семинары, и предоставляя поездки как в пределах нашей страны, так и за рубеж; благотворительный фонд «Доброе дело», оказывающий помощь детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию; благотворительный фонд «Нижегородский», позволяющий реализовать социально значимые проекты.
А также международный проект «Dance for life»,объединяющий молодежь из 25 стран мира, выступающий против ВИЧ и СПИДа. Я участвовала в этом проекте, в 2010 году в нашем районе было много «запусков» среди школ, посвящавших в эту проблему школьников. Кроме того, я постоянно участвую в акции «Чистая книга» по привлечению внимания к проблеме наркомании.
Почему тема волонтерства должна стать актуальной для старшеклассников именно нашего лицея и других учебных заведений? Необходимо формировать «здоровое» поколение людей, для которых понятия гуманного отношения и взаимопомощи не будут чуждыми. В заведениях подобных нашему, где способствуют развитию прежде всего интеллектуальных способностей ученика, очень часто формируются личности сосредоточенные на личных достижениях и ушедшие в себя, социально ущербные, на мой взгляд, не готовые общаться, разобщенные даже внутри классного «коллектива». Поэтому я считаю необходимым создание волонтерского направления работы в детском объединении своего лицея.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
– создание волонтерского направления в деятельности детского разновозрастного объединения «Пилигрим» (МАОУ лицея №82),направленное на получение участниками знаний, опыта в этой сфере и формирования личностных качеств.
Привлечение интересующихся, энергичных учеников лицея, с целью создания постоянной группы для работы в волонтерском направлении.
Поиск профессиональных волонтерских организаций, готовых к сотрудничеству.
Создание плана постоянных мероприятий по волонтерскому направлению работы.
Установить волонтерскую деятельность как обязательную составляющую программы духовно-нравственного воспитания.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
предполагает изучение той целевой группы, на которую я могу рассчитывать в дальнейшей деятельности. У нас часто проходят мероприятия, организаторами которых являются ребята детского объединения, но участие в волонтерских мероприятиях требуют особого осознания своей миссии и осмысленности действий. Не для демонстрации достижений и получения наград, а доброе дело для того чтобы стало немного легче и светлее жить другому. Участвовать в такого рода работе готов не каждый и моя миссия выяснить насколько велик круг потенциальных участников. Анкетирование – теоретический этап моего исследования. Практически я выясняю для себя многие вещи в ходе акции «Доброе сердце»: сколько человек вызвалось помочь в распространении информации и приеме вещей для детских домов.
включает установление контактов с благотворительными организациями, изучение механизмов их работы. Необходимо выяснить, как можно сотрудничать и применить наши усилия. Ребята лицея обладают кипучей творческой активностью. У нас проводятся такие уникальные мероприятия как «Литературный фестиваль» (это большой конкурс театральных постановок классных коллективов), великолепные постановки организует актив на новогодние праздники, среди старшеклассников есть уже профессиональные аниматоры и артисты и ребята могут продемонстрировать своё творчество в качестве благотворительного выступления. Учащиеся лицея не раз выступали организаторами конкурсных программ, театрализованных викторин, мастерклассов и этому можно найти применение. Ну и конечно же сбор благотворительной помощи и информационная поддержка акций по борьбе с негативными явлениями является неотъемлемой частью жизни лицея.
Я считаю необходимым систематизировать работу в данном направлении и наметить основные мероприятия, обязательные к проведению в ходе учебного года и каникул, плюс события, которые будут подсказаны сотрудничеством с другими учреждениями.
будет аналитическим. Я выделяю его условно. Необходимо подвести итоги проведенных акций, проанализировать сформированность системы работы и её перспективы на данном этапе. То, что волонтерская деятельность найдет своих последователей в стенах лицея №82, я не сомневаюсь. Нужно лишь установить прочные связи внутри ученического коллектива единомышленников, заручившись организационной поддержкой руководства лицея с целью контакта с другими организациями. Показать важность благотворительной деятельности как части духовно-нравственного развития личности лицеиста.
Формирование постоянного состава группы организаторов волонтерского направления лицея.
Установление связей с волонтерскими организациями.
Утверждение плана постоянных мероприятий по волонтерскому направлению работы.
Создание системы волонтерской деятельности в лицее как обязательной составляющей программы духовно-нравственного воспитания.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
Количество опрошенных-23 человека
Вводная анкета на тему: волонтерство и его актуальность.
Диаграмма по результатам вводной анкеты: волонтерство и его актуальность.
Проект добровольческой деятельности «С любовью к детям». Зорина Тамара Андреевна, методист, бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Белоярский комплексный центр социального обслуживания населения», г. Белоярский, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра. Участник конкурса «Социальные инновации — 2019», номинация «Социальная программа, проект, технология, методика, подготовленные для работы с получателями социальных услуг».
Публикуется полная авторская редакция
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нравственный смысл жизни человека
состоит в служении добру, но это
служение должно быть добровольным,
то есть пройти через человеческое сознание.
Во все времена находились люди, бескорыстно творящие добро, приходящие на помощь. Добровольцы – люди, добровольно идущие на помощь.
Добровольческая деятельность позволяет раскрыть общечеловеческие ценности, гражданскую позицию, дополнить свою жизнь новыми знаниями, расширить свои социальные связи, позволяет реализовать свой потенциал, чтобы сделать мир чуточку лучше и добрее.
Делать добро – естественная потребность каждого человека. У кого—то это желание таится в глубине души. Кто-то еще не решился, а нужно сделать шаг, чтобы понять, что люди нуждаются в теплом участии и поддержке.
Старые формы организации досуга ушли в прошлое, время требует появления новых подходов и методов. Именно поэтому появление новых форм вовлечения в социальную активность способствует формированию социальной компетентности подрастающего поколения. Добровольчество стало одной из таких форм работы.
Добровольчество объединяет представителей разных профессий, возрастов и увлечений, поэтому участие в этом общем деле безгранично, как безграничны наши инициативы и желание внести свой вклад в доброе дело.
Взрослые хотят видеть подростков добрыми, отзывчивыми, душевными людьми. Но эти качества не возникают сами по себе. Их необходимо формировать и развивать. В этом важном процессе неоценимую помощь оказывает добровольческая деятельность.
Что испытывает человек, когда помогает кому-то? Радость, удовлетворение, чувство собственной значимости и пользы? Главное в том, что они отдают частичку своей души другому человеку.
Совершая добрые поступки, человек понимает, что мир вокруг него меняется к лучшему. Добровольчество — это стиль современной жизни. Это пример для других. Помогая другим, они помогают себе!
Добровольческая деятельность является эффективным способом и формой реализации устремлений граждан делать добро. Она является также эффективной формой привлечения граждан к благотворительной деятельности и дополнительным ресурсом ее развития, повышает уровень солидарности и взаимопомощи граждан, улучшает нравственный климат в обществе.
Через реализацию социально значимых добровольческих мероприятий участники получат позитивный опыт общения со сверстниками и взрослыми, будут бережно относится к своей жизни и жизни окружающих людей. Всё это актуально в наше непростое время экономических и нравственных кризисов. Если в семье трудная ситуация, то дети могут чувствовать себя обузой. Часто родители основное время проводят на работе и на общение с детьми физически не хватает времени и сил. Нехватка средств и сил вызывает у взрослых упадок настроения, нередко агрессию (не обязательно направленную на ребенка). Но ребенок, а особенно подросток, может почувствовать ненужность, одиночество, решить, что это он виновен в усталости, а как следствие, проблем со здоровьем родителей.
Добровольчество — деятельность необходимая для людей, ищущих помощь, для самих добровольцев, потому что участие в добрых делах – это способ строить социальные отношения, получать признание, приобретать друзей и единомышленников, почувствовать себя способным что-то совершить, почувствовать себя нужным.
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА
Несовершеннолетние, находящиеся на социальном обслуживании в учреждении, в возрасте от 6 до 17 лет.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Развитие добровольческой деятельности и помощи детям и подросткам, находящимся в трудной жизненной ситуации, с целью их социальной адаптации.
Активное привлечение в добровольческую деятельность в качестве добровольцев (волонтеров) максимально широкого круга граждан, общественных организаций и волонтерских объединений.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
В ходе реализации проекта используются следующие формы организации деятельности: индивидуальная, коллективная. Содержательными формами проведения мероприятий могут быть: практическое занятие, беседа, спортивное мероприятие, театрализация, творческая мастерская, конкурс, игра, тренинг, концерт, участие в акциях.
МЕТОДЫ РАБОТЫ
Для достижения поставленной цели и решения задач проекта используются современные методы. Отбор осуществляется с учетом особенностей содержания проекта добровольческой деятельности, социальной направленности. На занятиях используются общепедагогические методы, к которым относятся: творческий (художественный), метод диалога, наглядный (иллюстрация, демонстрация, презентация), игровой и др.
В настоящее время добровольчество (волонтерство), как ресурс социальной работы с детьми и взрослыми, все чаще используется в практике учреждений и организаций.
Привлечение добровольцев к совместной работе является важной составной частью работы нашего учреждения. Основными площадками реализации добровольческой деятельности являются структурные подразделения бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Белоярский комплексный центр социального обслуживания населения».
Добровольческая деятельность, выбранная нами как ведущее направление актуально и эффективно как для участников проекта, так и для благополучателей. Поэтому разработанный проект «С любовью к детям» способствует формированию активной гражданской позиции и создает мотивацию на принятие активной социальной роли.
Организация содержательного досуга для несовершеннолетних осуществляется с участием добровольцев на базе отделения психолого-педагогической помощи, отделения для несовершеннолетних «Социальный приют для детей», отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями.
Эффективной является работа по формированию позитивных интересов, нравственных ценностей в детской и подростковой культуре, направленных на неприятие социально опасных привычек, ориентацию на здоровый образ жизни, с участием волонтеров и добровольцев.
В организации досуговых, культурно-массовых мероприятий оказывают помощь и поддержку волонтеры клуба «Благо» бюджетного учреждения профессионального образования ХМАО – Югры «Белоярский политехнический колледж», представители Общественной молодежной палаты г. Белоярский, волонтеры детского общественного объединения «Лидер» МАОУДОД «Дворец детского (юношеского) творчества г. Белоярский, студенты белорусского студенческого отряда из города Витебска, профсоюзный комитет Сорумского ЛПУ, волонтерское объединение «Данко» МОУ «Общеобразовательная средняя (полная) школа №2 г. Белоярский», а также «Волонтеры серебряного возраста». На сегодняшний день в состав волонтерского движения входят 11 человек.
За период работы добровольцы (волонтеры) провели ряд социально значимых мероприятий по организации активного досуга в праздничные и памятные даты. Немаловажное значение имеет организация досуговой деятельности детей, которая осуществляется в виде проведения праздников, конкурсов, направленных на пропаганду семейных ценностей, семейных традиций, занятий в кружках, творческих мастерских, игр, занятий спортом и т. д.
Ежегодно в День защиты детей, воспитанников, находящихся на социальном обслуживания в учреждении, навещают добровольцы профсоюзного комитета «Сорумское ЛПУ МГ Газпромтрансгаз Югорск». Своим участием и программными мероприятиями «Здравствуй, лето!», «Праздник детства» дарят детям атмосферу любви и неравнодушия, наполняют их жизнь улыбками, радостью, смехом, новыми впечатлениями и эмоциями.
По отзывам волонтеров, это занятие дает им возможность передать накопленные знания и жизненный опыт, почувствовать свою значимость, ощутить внимание окружающих, осознать, что они еще могут быть интересными и востребованными.
Восхищает способность детей оставаться веселыми, искренними, их умение радоваться обычным вещам, несмотря на всю сложность ситуации, в которой они оказались еще в самом начале своего жизненного пути. Наши воспитанники открыли в себе новые грани, смогли преодолеть себя и немного изменить своё отношение к окружающему миру.
Социальная активность детей — это самореализация через добровольческую деятельность. Это прекрасная возможность снова почувствовать себя активным гражданином, шанс поделиться своими знаниями и жизненным опытом.
Самый верный способ не решать чужую проблему – пройти мимо неё и не заметить. Она, безусловно, не решится сама собой, просто найдётся добрый человек, который будет помогать другим людям, добровольно тратить свои силы и время отдельно взятому человеку. Людей, нуждающихся в посторонней помощи, неспособных самостоятельно преодолеть свои трудности, очень много.
Развитие добровольческой деятельности среди детей и подростков, активных граждан не теряет своей актуальности и будет способствовать его активному развитию и привлечению новых участников посредством проведения совместных мероприятий.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
Первый этап – организационный
1. Разработка и написание проекта добровольческой деятельности «С любовью к детям».
Второй этап – практический
1. Организация и проведение мероприятий, способствующих социальной адаптации несовершеннолетних, находящихся на социальном обслуживании в учреждении (занятия, конкурс рисунков (плакатов), беседы, спортивное мероприятие, театрализованное представление, творческая мастерская и т.д.).
Третий этап – заключительный
Реализация проекта по добровольческой деятельности предполагает проведение мероприятий по следующим направлениям:
социально-педагогическое, включающее организацию и проведение социально значимых мероприятий при формировании жизненной позиции несовершеннолетних при воспитании нравственных идеалов и ценностей;
информационно-просветительское, предусматривающее распространение информации о добровольческой деятельности в СМИ в целях позитивного освещения добровольчества и для побуждения граждан делать добрые поступки;
профилактическое, включающее деятельность специалистов и добровольцев, направленную на оказание помощи несовершеннолетним при формировании позитивных установок путем возрождения нравственных ценностей (толерантность, ЗОЖ, семья).
Реализация проекта «С любовью к детям» строится на следующих принципах:
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
В целях реализации проекта «С любовью к детям» разработан план мероприятий. В плане мероприятий проекта предполагается:
РЕСУРСЫ
Кадровое обеспечение проекта «С любовью к детям» представлено в таблице 2.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ
Финансирование проекта осуществляется за счет средств учреждения. Материально-техническое обеспечение проекта представлено в таблице 3.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
В основе проекта лежат следующие документы:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ
Планомерная методическая работа осуществляется на протяжении всех этапов подготовки и реализации проекта с целью повышения качества и эффективности профилактических мероприятий.
КОНТРОЛЬ И УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОМ
Контроль и управление процессами реализации проекта осуществляет директор Учреждения.
Поэтапный контроль, координирование деятельности всех участников проекта и оказание содействия в реализации проекта, осуществляет заместитель директора.
Промежуточные результаты реализации проекта предоставляются заведующими отделениями, осуществляющими контроль.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Популяризация добровольчества (волонтерства) среди несовершеннолетних.
Оказание позитивного влияния добровольцев на несовершеннолетних при выборе ими жизненных ценностей.
Привитие несовершеннолетним социально-нравственных норм: добра, дружеской помощи и поддержки.
Личностный рост участников проекта.
Качественные показатели
Реализация проекта позволит достичь следующих результатов:
Количественные показатели
Количество привлеченных к реализации проекта добровольцев – не менее 30-ти человек.
- Количество проведенных культурно-досуговых мероприятий для детей за период реализации проекта — не менее 50.
- Количество детей, принявших участие в мероприятиях организованных добровольцами (волонтерами) в рамках проекта — не менее 300.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Эффективность оценки проекта учитывается по следующим критериям количественных и качественных показателей:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Добровольческая деятельность граждан, общественных, организаций по оказанию помощи несовершеннолетним оказывает положительное воздействие на решение социальных проблем общества. Это хороший способ социализации детей, ее вовлечения в социально-полезную деятельность. Поступок добровольца влечет за собой не только конкретное действие, но и положительный пример, который могут повторить окружающие.
В 2018 году проведено 74 мероприятия, организовано 31 культурно-досуговых мероприятие. Получили помощь добровольцев 122 несовершеннолетних, в том числе, 40 детей с особенностями развития.
Количество привлеченных к реализации проекта добровольцев – 61 человек, из них, 11 волонтеров серебряного возраста, 22 несовершеннолетних (добровольцев), 6 общественных организаций, 5 волонтерских объединений.
В добровольческой деятельности мы отмечаем, что дети становятся более общительными, открытыми и все активнее включаются в мероприятия, проводимые добровольцами (волонтерами).
Общаясь, дети получают внимание, видят позитивные образцы поведения. Но и сами добровольцы, включаясь в волонтерскую деятельность, начинают чувствовать себя нужными, способными творить, нести добро, переживать свое живое участие в позитивном изменении социальной жизни. Деятельность дает возможность обрести радость, смысл своего существования, самореализоваться и самосовершенствоваться. Добровольческая деятельность учреждения направлена на качественную, адресную помощь в социальной помощи детям и подросткам.
Таким образом, актуальность внедрения добровольческой деятельности заключается в том, что активное привлечение добровольцев позволит увеличить количественный охват несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи, тем самым улучшить качество жизни социально уязвимых слоев населения.
Список литературы
- Кузнецова И. В. Хорошая привычка – помогать ближнему: Материалы из опыта работы волонтёрской группы «Ориентир» Балахнинского муниципального района. М ОУ ДОД «Центр внешкольной работы» — Балахна, 2009.
- Решетников О. В. Организация добровольческой деятельности. Учебно-методическое пособие. М.: «Фонд содействия образованию XXI века». 2005.
- Программа «Волонтёры серебряного возраста» (организация геронтоволонтерского движения в учреждениях социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа – Югры). Сургут, 2015.
Учетная карточка добровольца бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Белоярский комплексный центр социального обслуживания населения»
Дата обращения в учреждение ______________________________
Пол жен/муж Возраст_____________________ __________
Дата рождения «___ »_____________________ г.
Адрес постоянного проживания ____________________________________
Место работы _______________________________________________________
Место учебы —
Подпись добровольца ____________
Подпись координатора добровольца_____________
Обладает следующими навыками: коммуникабельность, организаторские способности, социальная активность, толерантность, склонность к эмпатии. Проявил себя как ответственный, самостоятельный, инициативный и исполнительный доброволец.
Испытательный срок —
Соглашение с добровольцем № ______________________на:
предоставление услуг социально-педагогическая услуга, направленные на профилактику отклонений в поведении и аномалий личного развития клиентов учреждений, формирование у них позитивных интересов, в том числе в сфере досуга, организацию их досуга, оказание содействия в семейном воспитании детей.
выполнение работ —
3* Структурное подразделение, в которое направлен доброволец
об оказании услуг в качестве добровольца
Настоящее соглашение является внутренним документом бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Белоярский комплексный центр социального обслуживания населения» (далее — учреждение), регламентирующим отношения между учреждением и добровольцем, участвующим в его деятельности на безвозмездной основе,
учреждение в лице координатора по работе с добровольцами ____________________ _____________________________________________________________________________(далее — Координатор) с одной стороны, _________________________________________________________________ в лице ___________________________________________________________ (далее — Доброволец), с другой стороны, заключили настоящее соглашение о нижеследующем:
Название вакансии социально-педагогическая услуга
Обязанности организация досуга
Доброволец принимает на себя обязательства по добровольному и безвозмездному выполнению следующих работ.
а) направляет Добровольца в следующее структурное подразделение:
Ответственный сотрудник учреждения: _______________________________________________________________
б) учреждение предоставляет Добровольцу:
рабочее место холл, актовый зал
материальные ценности —
необходимую информацию да
возможность принимать участие в общих мероприятиях
Доброволец имеет право:
быть информированным о деятельности учреждения и проходить соответствующее обучение;
принимать участие в мероприятиях учреждения;
отказаться от предложенных учреждением работ и поручений;
Доброволец несет ответственность:
за выполнение работ, определенных настоящим соглашением, и их качество, за корректное использование информации о деятельности учреждения;
за соответствие его действий при выполнении работ, определенных настоящим соглашением, Уставным нормам учреждения;
учреждение имеет право:
рассчитывать на качественное выполнение порученных работ и выполнение взятых Добровольцем на себя обязательств;
предлагать Добровольцу изменить вид деятельности;
отказаться от услуг Добровольца;
требовать уважительного отношения к учреждению, ее клиентам, персоналу, партнерам;
указывать в годовых отчетах о деятельности имя Добровольца и результаты его работы;
учреждение несет ответственность:
за предоставление Добровольцу информации о деятельности учреждения;
за привлечение Добровольца к мероприятиям учреждения;
за создание благоприятных и безопасных условий работы Добровольца;
за разрешение конфликтных ситуаций, возникающих в результате деятельности Добровольца, определенной настоящим соглашением;
Анкета добровольца государственного учреждения социальной сферы
Информационные материалы
титульный лист проекта