По тверским соцсетям гуляет любопытный документ. Это письмо за подписью Председателя Комитета по делам молодёжи Тверской области Александры Прохоровой, адресованное главам муниципальных районов и городских округов Тверской области. По сути, этим письмом правительство региона обязывает руководителей муниципалитетов в срок до 28 февраля текущего года создать в каждом муниципалитете группы волонтёров в количестве не менее 80 человек.
Задача волонтёров – информирование населения о планируемых изменениях в Конституцию и Общероссийском голосовании, чем они должны будут заниматься в срок с 6 по 21 апреля. Разъяснять поправки волонтёры будут должны в социальных и образовательных учреждениях, а также в местах массового скопления людей (в торговых центрах, аэропортах, ж/д и автовокзалах, парках и т. д.).
Само письмо г-жи Прохоровой датировано 26 февраля, а значит, собрать отряд волонтёров в количестве 80 человек в своём городе или районе главам было необходимо в предельно сжатые сроки – за три дня. Сегодня на календаре 29 февраля, но мы, честно говоря, не уверены, что все градоначальники справились с поставленной задачей. Но, на самом деле, время ещё есть: как сообщается на сайте Центральной избирательной комиссии РФ, регистрация волонтёров, которые должны будут нести в народ информацию о поправках, продлится до 16 марта 2020 года. Подать заявку для участие в этом деле может каждый совершеннолетний россиянин.
Но, думается нам, среди молодёжи будет совсем немного желающих на бесплатной основе бегать каждый день по рынкам и вокзалам, чтобы побеседовать с незнакомыми людьми на тему изменений в основной закон страны. Поэтому вниз и спущены жёсткие директивы. Скорее всего, становиться «добровольцами» обяжут совершеннолетних учащихся техникумов, вузов и молодых бюджетников.
Всего же в ходе проекта по всей России планируется отобрать 100 000 добровольцев. Перед тем, как пойти в народ, они должны будут пройти курс обучения.
Как подозревает либеральная оппозиция, волонтёры, призванные разъяснять гражданам поправки в Конституцию, на самом деле будут являться агитаторами за путинские поправки. Так, известный либеральный ресурс «МБХ медиа» на днях сообщил, что Кремлём уже подготовлены соответствующие методички.
Чиновники разделили россиян на шесть целевых групп: пенсионеры и люди старшего возраста, патриоты, лоялисты, молодежь, малообеспеченные и критически настроенные. Для каждой из этих групп подготовлены основные линии аргументации, слоганы и заголовки для СМИ.
Основные линии аргументации — патриотизм, семья, идея защиты и укрепления суверенитета, а также приоритет российской Конституции над международным правом. Людям старшего поколения предлагается напомнить о 1990-х годах, когда государство «бросило пенсионеров», и подчеркнуть, что поправки «нужны для того, чтобы такого не повторилось».
Как пишут «МБХ медиа», самый большой раздел методички посвящён молодёжи. Для работы с ней предлагается делать упор на необходимость обновления и перемен, и сменяемость власти, которую якобы гарантирует обновленная конституция. Аргументы для работы с критически настроенными гражданами связаны с защитой от ошибок авторитаризма, «ручного управления» и разделением полномочий разных ветвей власти, а также возникновением реального баланса, при котором парламент и Совет Федерации могут влиять на формирование правительства и назначение силовиков, а муниципалитеты станут частью общей системы власти.
Статьей 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено,
что вступившие в законную силу судебные постановления судов являются обязательными для
всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления,
общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат
неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Неисполнение судебного постановления влечет за собой ответственность,
предусмотренную федеральным законом.
Решение суда может быть добровольно исполнено должником.
В то же время действующим законодательством предусмотрен порядок
принудительного исполнения судебных решений, о котором мы сегодня поговорим.
Принудительное исполнение судебных актов возлагается на Федеральную службу
судебных приставов и ее территориальные органы (Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ
«Об исполнительном производстве»).
Для начала принудительного исполнения необходимо получить исполнительный лист по
решению суда.
Исполнительный лист выдается судом взыскателю после вступления судебного
постановления в законную силу. Исполнительный лист выдается взыскателю или по его просьбе
направляется судом для исполнения (статья 428 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации).
Вместе с тем, в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования,
содержащиеся в судебных актах, исполняются иными органами, организациями, в том числе
государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными
кредитными организациями, должностными лицами и гражданами.
При направлении исполнительного листа на принудительное исполнение необходимо
обратить внимание, не истек ли срок его предъявления к исполнению.
По общему правилу, исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов,
могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в
законную силу.
Но существуют другие сроки для отдельных категорий решений судов.
Судебные приказы могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня их
выдачи.
Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании
исполнительного документа по заявлению взыскателя.
Заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-
исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов.
Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему
исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного
производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то
судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства
устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в
исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном
исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с
взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником
постановления о возбуждении исполнительного производства, за исключением следующих
случаев.
Судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного
производства обязывает должника предоставить документы, подтверждающие наличие у
должника принадлежащих ему имущества, доходов, на которые не может быть обращено
взыскание по исполнительным документам, в том числе денежных средств, находящихся на
счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, а также
имущества, которое является предметом залога.
Судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного
производства предупреждает должника об установлении в отношении его временных
ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при неисполнении в
установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин требований,
содержащихся в исполнительном документе.
Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного
производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления,
направляется взыскателю, должнику, а также в суд, выдавший исполнительный документ.
В случаях, когда исполнение судебного акта возлагается на представителя власти,
государственного служащего, муниципального служащего, а также служащего
государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации,
судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства
предупреждает указанных лиц об уголовной ответственности, предусмотренной статьей 315
Уголовного кодекса Российской Федерации за неисполнение судебного акта, а равно
воспрепятствование его исполнению (статья 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Каковы меры принудительного исполнения требований, содержащихся в
исполнительном документе?
Мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном
документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения
с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по
исполнительному документу
Меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем
после возбуждения исполнительного производства. Если устанавливается срок для
добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры
принудительного исполнения применяются после истечения такого срока.
Установлены ли законом какие-либо ограничения должнику?
При неисполнении должником-гражданином или должником, являющимся
индивидуальным предпринимателем, в установленный для добровольного исполнения срок без
уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе, сумма
задолженности по которому превышает десять тысяч рублей, или исполнительном документе
неимущественного характера, выданных на основании судебного акта или являющихся судебным
актом, судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или собственной
инициативе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из
Российской Федерации.
При неисполнении должником-гражданином или должником, являющимся
индивидуальным предпринимателем, в установленный для добровольного исполнения срок без
уважительных причин, содержащихся в исполнительном документе требований о взыскании
алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью
кормильца, имущественного ущерба и (или) морального вреда, причиненных преступлением,
требований неимущественного характера, связанных с воспитанием детей, а также требований о
взыскании административного штрафа, назначенного за нарушение порядка пользования
специальным правом, судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или
собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на пользование
должником специальным правом. При неисполнении требований исполнительного документа о
взыскании административного штрафа, назначенного за нарушение порядка пользования
специальным правом, должник может быть ограничен в пользовании только этим специальным
правом.
Предусмотрена ли ответственность за невыполнение законных требований судебного
пристава-исполнителя?
В силу ст. 6 ФЗ «Об исполнительном производстве» законные требования судебного
пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного
самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей
территории Российской Федерации.
Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя влечет
ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Это статья 17.8. КоАП РФ – воспрепятствование законной деятельности должностного
лица органа, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению
исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов
(влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной
тысячи пятисот рублей; на должностных лиц – от двух тысяч до трех тысяч рублей),
– часть 1 статья 17.14. – нарушение должником законодательства об исполнительном
производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-
исполнителя, представлении недостоверных сведений о своих правах на имущество,
несообщении об увольнении с работы, о новом месте работы, учебы, месте получения пенсии,
иных доходов или месте жительства (влечет наложение административного штрафа на граждан в
размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до
двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати до ста тысяч рублей),
– статья 17.15. – неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований
неимущественного характера (влечет наложение административного штрафа на граждан в
размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до
двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей).
Добровольное исполнение исполнительного документа
Добровольное исполнение исполнительного документа – это самостоятельное
исполнение должником требований в установленный судебным приставом-исполнителем срок
без применения мер принудительного исполнения.
Последствия неисполнения исполнительного документа в добровольном порядке:
1. Возможность взыскания исполнительского сбора
2. Применение к должнику мер принудительного исполнения, взыскание с должника
расходов по совершению исполнительных действий.
3. Введение установленных законом ограничительных мер в отношении должника.
Действием, направленным на добровольное исполнение, является установление
судебным приставом-исполнителем срока для добровольного исполнения исполнительного
документа.
Согласно ч. 14 и ч. 16 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» –
судебный пристав-исполнитель не устанавливает срок для добровольного исполнения
исполнительного документа в случаях возбуждения исполнительного производства:
— после окончания основного исполнительного производства по вынесенным и
неисполненным постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению
исполнительных действий и исполнительского сбора;
— при последующих предъявлениях исполнительного документа (например, после
возвращения исполнительного документа но заявлению взыскателя);
— по исполнительным документам о конфискации имущества, об отбывании
обязательных работ, о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации
иностранного гражданина или лица без гражданства;
– по исполнительному документу, подлежащему немедленному исполнению;
— по запросу центрального органа о розыске ребенка.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником
постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено Законом
об исполнительном производстве.
Добровольное исполнение осуществляется должником через судебного пристава-
исполнителя. Судебный пристав-исполнитель контролирует фактическое добровольное
исполнение.
Судебный пристав-исполнитель самостоятельно устанавливает срок для добровольного
исполнения, однако по общему правилу он не может превышать пять дней со дня получения
должником постановления о возбуждении исполнительного производства.
Если же в исполнительном документе указан срок исполнения, то срок для
добровольного исполнения определяется в соответствии со сроком, указанным в
исполнительном документе. Если исполнительный документ предъявлен к исполнению по
истечении срока исполнения, указанного в нем, то устанавливаемый срок для добровольного
исполнения не может превышать пяти дней со дня возбуждения исполнительного производства.
По всем вопросам гражданских споров, исполнительного производства, защиты прав,
обращения в суд и арбитражный суд в защиту прав и законных интересов индивидуальных
предпринимателей и организаций Вы можете обращаться в Прокуратуру Смоленской области и
в прокуратуру Смоленского района.