проект волонтёрское движение в детском саду на тему

Публикация «Проект „Волонтеры — чуткие сердца“» размещена в разделах

Педагогический проект «Волонтерское движение в детском саду»для реализации в системе образования наразновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим в обучении малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать, в формировании активной жизненной позиция, умении ориентироваться в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им.

Руководитель проекта Преслицкая К. Р.

Соколова Н. А. Педагог-психолог

Исполнитель проекта Дети старшей группы

Дети младшей группы

Социальный педагог МДОУ д/с «Челночок» г. Балашов

Юридический адрес исполнителя проекта г. Балашов, Саратовская обл.

ул. Юбилейная, 11

Цель проекта Отсутствие у детей старшего дошкольного возраста социально – нравственной позиции, связанной с различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. Цель:Создать в детском саду волонтерское движение, объединив воедино активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей дошкольного возраста и их участие в добровольных, социально важных акциях и мероприятиях. Внедрить волонтерскую практику в деятельность детского сада, направленную на развитие духовно-нравственной личности дошкольников; формирование у воспитанников высокого патриотического сознания.

Задачи проекта • Объединяющая совокупность мероприя-тий, направленных на устранение первой причины существования проблемы

• Объединяющая совокупность мероприя-тий, направленных на устранение второй причины существования проблемы.

• Объединяющая совокупность мероприя-тий, направленных на устранение третьей причины существования проблемы • Формировать коммуникативные способности дошкольников, навыки сотрудничества, позитивные установки на добровольческую деятельность.

• Воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способной к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми, воспитаниенравственных качеств детей (доброта, взаимопомощь, отзывчивость, самостоятельности, ответственности, навыков общения в разновозрастном коллективе.

Срок реализации проекта.

С сентября 2021 года по май 2023 года. Работа в данном направлении будет продолжаться и в дальнейшем.

Тип проекта : практико-ориентированный, творческий, индивидуально-развивающий, информационно – просветительский.

Исполнители основных мероприятий. Перечислить должности педагогов, которые реализуют основные мероприятия. Педагог-психолог Преслицкая К. Р.

Социальный педагог Соколова Н. А.

В детских садах педагоги реализуют технологию эффективной социализации «Дети- волонтеры», которая предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. Педагоги помогают старшим дошкольникам научить малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать и т. д.

Волонтерство – это синоним слова «доброволец». Поэтому волонтерство – прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентировать в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им.

Волонтерство – это бесплатная помощь, в результате своего труда ребенок получает не материальную плату, а «плату» в качестве внутреннего удовлетворения.

Для волонтера ценны такие качества как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие. Основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помочь взрослым. Волонтерство в дошкольном учреждении способствует развитию у детей милосердия, как умения пожалеть слабого, маленького, больного; бескорыстно помочь нуждающимся без напоминания и подсказки; отказаться от чего-то значимого, интересного для себя.

Новизна проекта. Благотворительная деятельность в таких сферах, как образование является важнейшим факторам нравственного развития. В соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО, духовно-нравственная культура складывается из установки на положительное отношение к миру, на понимание того, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных верований, физических и психических особенностей, на проявление патриотических чувств, на знание традиций своей семьи и своей Родины.

Цель проекта :

Ключевые задачи проекта :

1. Формировать коммуникативные способности дошкольников, навыки сотрудничества, позитивные установки на добровольческую деятельность.

2. Воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми, воспитывать: нравственные качества (доброту, отзывчивость, взаимопомощь, самостоятельность, инициативность, ответственность.

3. Формирование у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа. Способствовать повышению значения семейных ценностей.

4. Создать возможность родителям и педагогам приобретать новые знания, полноценно развивать свой творческий потенциал и уверенность в себе;

5. Расширить представления о волонтерском движении у воспитанников детского сада, педагогов, родителей детского сада

6. Дать практические навыки участия в волонтерском движении всем участникам образовательного процесса;

7. Сформировать инициативную группу педагогов и родителей, участвующую в данном движении;

8. Создать методические рекомендации по организации волонтерства в детском саду и распространить опыт работы в других детских садах;

9. Составить план мероприятий и реализовать его в течение 2021– 2023 учебных годов.

10. Разработать новые формы и методы, объединяющие усилия педагогов и родителей, по воспитанию у детей милосердия, трудолюбия, доброты, толерантности.

11. Создание условий для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования.

Предполагаемый результат: Развитие добровольческой (волонтерской) деятельности у воспитанников, их родителей и сотрудников образовательного учреждения направленной на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном уровне способствующей личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность добровольцев.

Создание волонтё рской деятельности в детском саду позволит:

– создать в коллективе атмосферу, стимулирующую эффективность воспитания и привлечение семьи к целенаправленному педагогическому процессу дошкольного учреждения;

-организовать самостоятельную деятельность детей,

-разработать диагностический инструментарий, методические рекомендации по использованию волонтерской деятельности для педагогов и родителей и апробировать их в ДОУ.

-расширить представление о волонтерском движении у детей 3-7 лет, педагогов детского сада, родителей воспитанников;

-приобщить детей и родителей воспитанников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства.

-формировать у детей предпосылки толерантного отношения к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности;

-привлечь родителей воспитанников в образовательный процесс ДОУ;

-обеспечить преемственности целей, задач и содержания образования дошкольного и начального общего образования.

-организовать целенаправленную работу в ДОУ благотворительной и добровольческой направленности, через взаимосвязь поколений – дети, взрослые и пожилые люди.

Нормативно правовая база проекта :

– Всеобщая декларация прав человека (1948 г.);

– Конвенция о правах ребенка (1989 г.);

– Всеобщая Декларация Добровольцев, принятая на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий (Амстердам, январь, 2001 г., Международный Год добровольцев) при поддержке Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций и Международной ассоциации добровольческих усилий (IAVE);

– Конституция Российской Федерации (ч. 4 и 5 ст. 13, ч. 2 ст. 19, ст. 30);

– Федеральный закон «Об образовании»

– Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 117);

– Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. ;

– Федеральный закон от 28 июня 1995 г. « О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;

– Федеральный закон от 11 августа 1995 г.» О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

1. Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его.

2. Раскрой себя в любой полезной для окружающих и тебя самого деятельности.

3. Помни, что твоя сила и твоя ценность – в твоем здоровье.

4. Оценивай себя и своих друзей не по словам, а по реальным отношениям и поступкам.

Кодекс волонтеров :

1. Хотим, чтобы стало модным – Здоровым быть и свободным!

2. Знаем сами и всех научим, Как сделать свое здоровье лучше!

3. Акции – нужное дело и важное.

4. Кто тренируется и обучается, У того всегда и все получается.

5. Готовы доказать на деле: Здоровый дух – в здоровом теле! (Участие в конкурсах по пропаганде ЗОЖ)

6. День волонтера. Ждет новичков перевоплощение – испытание, клятва и посвящение! Соблазнов опасных подальше держись. С нами веди интересную жизнь! Думай когда отвечаешь «нет» и «да» И помни, что выбор есть всегда!

№ Этап проекта Наименование мероприятия Краткое описание содержание мероприятия Сроки или период (в мес.) Ожидаемые результаты Предшествующие мероприятия Исполнители Механизмы контроля

1 Подготовительный этап Обсуждение и утверждение проекта «Дети волонтеры» Рассмотрение актуальности проекта

– май Определение направлений работы.

Составление плана работы. Изучение актуальности проблемы Педагог-психолог, социальный педагог Заведующий ДОУ

Формирование новой и уточнение действующей нормативно – правовой базы ДОУ.

-Заключение договора о сотрудничестве с воспитателями младшей и старшей группы

-Организация наставничества детским садом

-Составление плана работы проекта

– Составление Положения о проектной деятельности в ДОУ

Формирование нормативно- правовой базы ДОУ Изучение нормативных документов Педагог-психолог, социальный педагог,педагоги групп. Заведующий ДОУ

Октябрь Выявление уровня компетентности педагогов, родителей, по вопросам духовно -нравственно воспитания детей, волонтерства. Опросы педагогов, родителей Педагог-психолог, социальный педагог, педагоги групп Заведующий ДОУ

Проведение общего родительского собрания посвященного вопросам духовно -нравственно воспитания детей, волонтерской деятельности. – Знакомство родителей с Положением о проектной деятельности ДОУ

Анализ анкет родителей воспитанников

Ноябрь Выявление уровня компетентности родителей, по вопросам духовно -нравственно воспитания детей, волонтерства

Знакомство с работой проекта «Дети волонтеры» -Изучение актуальности проблемы

-Опросы педагогов, родителей Педагог-психолог, социальный педагог, родители

Совершенствование материально-технической базы ДОУ. Использование ИКТ

для занятий с детьми

-приобретение методической литературы, наглядных пособий, иллюстраций. Сентябрь- Май

Развитие предметно-пространнственной среды для дошкольников

-Методическое обеспечение воспитательно- образовательного процесса.

Педагог-психолог, социальный педагог, воспитатели групп Заведующий ДОУ

План реализации проекта -Разработка системы перспективного планирования мероприятий, плана работы с социумом Сентябрь-Май Систематизация накопленного материала Привлечение к сотрудничеству воспитателей других групп, родителей воспитанников Изучение актуальности проблемы

2 Практический этап

«Посвящение в волонтеры» Проведение мероприятия в старшей группе Ноябрь Продвижение идеи волонтерства и поддержки волонтерских инициатив в МДОУ Сотрудничество с волонтерами МОУ СОШ №15, подготовка материала Социальный педагог, педагог-психолог, воспитатели групп, волонтеры Заведующий ДОУ

«Помоги другим» Изготовление пособий для младших групп Ноябрь- Декабрь Организация благотворческой направленности Консультация с педагогами младших групп Социальный педагог Заведующий ДОУ

«День пожилого человека» Изготовление открыток детьми совместно с родителями, пожилым людям Ноябрь

Организация работы ДОУ благотворительной и добровольческой направленности, через взаимосвязь поколений – дети, взрослые и пожилые люди

Подбор материала Социальный педагог, родители

«День матери» Изготовление открыток детьми совместно с педагогами Ноябрь Организация работы ДОУ благотворительной и добровольческой направленности, через взаимосвязь поколений Подбор материала Педагог-психолог, социальный педагог

Экскурсия в младшую группу и среднюю группу. Посещение детей-волонтеров в младшую группу, совместно с воспитателями. Декабрь Организация образовательного процесса в форме совместной деятельности детей, педагогов, родителей

Педагог-психолог, социальный педагог, Воспитатели групп. Заведующий

Консультации с педагогами Беседа с воспитателями в ДОУ.

Январь Воспитание толерантного отношения к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности Работа с материалом Педагог-психолог, воспитатели групп. Заведующий ДОУ

«Помоги детям, поделись теплом» Сбор помощи (вещи, продукты, игрушки) для кризисного центра Январь – март Организация работы ДОУ благотворительной и добровольческой направленности Беседы с воспитанниками Педагог-психолог, социальный педагог, родители, воспитатели Заведующий ДОУ

23 февраля и 8 марта Изготовление открыток и подарков к праздникам

Февраль-март Организация работы ДОУ благотворительной и добровольческой направленности Работа с материалом Педагог-психолог, социальный педагог, воспитатели групп Заведующий ДОУ

Консультация для воспитателей групп в ДОУ

Презентация воспитателей по теме: «Волонтерское движение в детском саду» Февраль Перспективность применения данного опыта Систематизация накопленного материала Педагог-психолог

Консультация для родителей групп: «Разнообразные формы и методы по воспитанию волонтерства» Онлайн консультация Март Изучение разнообразных форм, методов и приемов образовательной деятельности, обеспечивающих эффективную реализацию задач по социально – нравственному воспитанию в условиях дошкольного образовательного учреждения. Систематизация накопленного материала Педагог-психолог, социальный педагог, родители Заведующий

«Праздник Светлой Пасхи»

Апрель Организация работы ДОУ благотворительной и добровольческой направленности Работа с материалом Педагог-психолог, социальный педагог, воспитатели групп Заведующий ДОУ

Посещение младших групп Совместная игровая деятельность, помощь на прогулках, помощь с уборкой, совместная организованная деятельность на улице Декабрь- май Воспитание толерантного отношения к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности Беседа с воспитанниками Педагог-психолог, социальный педагог, воспитатели групп Заведующий ДОУ

«Братья наши меньшие» Помощь бездомным животным, приютам. Воспитанники совместно с родителями Апрель Воспитания бережного отношения сокружающей среде и животным Беседа с родителями воспитанников Педагог-психолог, социальный педагог, родители Заведующий ДОУ

«Весенняя неделя добра» Участие детей-волонтеров в благотворительной акции Апрель Воспитание толерантного отношения к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности Беседа с воспитанниками Педагог-психолог, социальный педагог, воспитатели групп, волонтеры «Молодежь плюс» Заведующий ДОУ

II Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы дошкольного и начального образования» Выступление с докладом «Чуткие сердца. Волонтерское движение» Апрель Приобщение и просвещение работников учреждений в тему проекта Подготовка материала Педагог-психолог, социальный педагог, Заведующий ДОУ

Поздравление с Новым годом Рисование поздравлений к Новому году для участников СВО декабрь Организация работы ДОУ благотворительной и добровольческой направленности Беседа с детьми Педагог-психолог, социальный педагог, Заведующий ДОУ

Рождество Поздравление с рождеством для детей младших групп январь Приобщение и просвещение детей к православным праздникам

Беседа с воспитанниками, предварительная работа Педагог-психолог, социальный педагог, Заведующий ДОУ

Мероприятие по безопасности Взаимодействие с волонтерами школы № 15 февраль Организация работы ДОУ благотворительной и добровольческой направленности Беседа с детьми Педагог-психолог, социальный педагог, Заведующий ДОУ

Мероприятие по безопасности для младших групп Демонстрация лэпбука, раскрашивание тематических картинок, игра Март Просвещение детей Беседа, подготовка материала Педагог-психолог, социальный педагог, Заведующий ДОУ

День пожилого человека Посещение центра соцобсуживания, поздравление пожилых людей, Март Приобщение детей к благотворительной деятельности подготовка номера и заучивание стихов Педагог-психолог, социальный педагог, Заведующий ДОУ

Пасха Мероприятие для детей младших групп, поздравление с Пасхой при взаимодействии с библиотекой Апрель Приобщение и просвещение детей к православным праздникам

Беседа с детьми, подготовка мероприятия Педагог-психолог, социальный педагог, Заведующий ДОУ

Акция «Белый цветок» Участие в весенней неделе добра, вручение цветков прохожим Апрель Организация работы ДОУ благотворительной и добровольческой направленности Подготовка материала, изготовление цветков, беседа с детьми Педагог-психолог, социальный педагог, Заведующий ДОУ

3 Аналитический этап Анализ работы с детьми ДОУ младшей и старшей групп. Анализ реализации проекта Май Выявление знаний детей Реализация проекта Педагог-психолог, социальный педагог, Заведующий ДОУ

Оценка эффективности реализации проекта

№ п/п Критерии Показатели оценки результативности

1. Актуальность и значимость Цель проекта соответствует требованиям ФГОС ДО

2. Рентабельность Проект не требует больших затрат

3. Эффективность Определяется при анализе диагностических данных, мониторинга, анкетировании.

4. Воспроизводимость Можно использовать в других дошкольных учреждениях.

5. Оригинальность Новые подходы к решению духовно-нравственного воспитания детей через волонтерскую деятельность.

6. Достижения детьми планируемых результатов Увеличение числа детей, с высоким уровнем развития.

7. Результативность работы педагогов Увеличение доли педагогов оптимально использующих проектную деятельность.

8. Научно- практические конференции, семинары, совещания различного уровня Участие, проведение

9. Обобщение опыта

Освещение результатов работы в сети Интернет, на сайте ДОУ, СМИ

10. Изменение характера взаимодействия ДОУ с семьёй и социумом

Увеличение числа родителей осознанно участвующих в воспитательно – образовательном процессе в рамках проекта, через совместные мероприятия как волонтеров : праздничные концерты, изготовление подарков, участие в акциях, круглые столы, интересные встречи.

Результат реализации проекта

Дети быстро адаптировались в создаваемых условиях:

– участие детей в волонтерском движении помогло им освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить – коммуникативную компетентность;

– они научились вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию;

– Они готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных.

Межгрупповое взаимодействие по нашим наблюдениям взаимно обогатила: младших продвинуло в своем развитии, а старшим дало возможность быть образцом для подражания. Для детей старшего возраста игра с малышами урок ответственности, первое серьезное дело, которым он руководит.

Несмотря на выше сказанное считаем, что работа по внедрению технологии показала положительную динамику сформированности и развития у детей саморегуляции поведения, самостоятельности, инициативности и ответственности, а также эмоционального удовлетворения. После посещения младшей группы дети приходили удовлетворенные тем, что они помогали, занимались, играли с малышами как взрослые, проявляя к ним заботу. Приходя в группу и рассказывая, где они были, чем занимались, тем самым они постепенно вызывали интерес и желание других детей попробовать, а потом тоже активно включались в волонтерское движение.

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что организация деятельности волонтёрского движения в детском саду – это уникальная возможность влиять на формирование качеств, необходимых не только для успешной адаптации и обучению в школе, но и для жизни в современном обществе.

Педагогический коллектив наметил следующие мероприятия по внедрению технологии «Дети – волонтеры» в нашем дошкольном учреждении:

1. Создание бригады волонтеры- родители.

2. Включение в технологию младших школьников с целью преемственности различных ступеней образования.

3. Совместно с педагогом-психологом проведение тренингов на повышение самооценки и улучшения межличностных отношений в детских и педагогических коллективов.

Инновационных технологий помогают детям не только в накоплении социального опыта, но и усиливает желание малышей не пропускать ни одного увлекательного дня в детском саду.

Публикация «Детское волонтерство как средство эффективной социализации дошкольников» размещена в разделах

– Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

– Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.

– Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительные функции в совместной деятельности.

Модернизация образования требует работать не только в режиме функционирования, но и в режиме развития. Развиваться – это значит применять инновационные технологии. Новизна состоит в том, что волонтерское движение организовывается в условиях детского сада.

Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности.

В современном обществе все чаще затрагивается вопрос о создании благоприятных условий для развития детей дошкольного возраста. Достижению этих целей способствуют различные виды деятельности, используемые в педагогике, одна из них – волонтерство.

Волонтерство – это синоним слова «доброволец». Поэтому волонтерство – это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентировать в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им.

Детские дошкольные образовательные учреждения – социальный институт, в котором работают люди определенного общественного склада, умеющие выстраивать рейтинг духовных ценностей, для которых понятия «помощь» и «быть нужным» являются не пустыми словами. Приоритеты специалистов детского сада расставлены в пользу нравственных идеалов.

На мой взгляд, современному обществу требуется уже не воспитатель-исполнитель, а воспитатель-исследователь, инициативный, широко образованный, поэтому мне всегда хочется творчески, креативно, по-новому преподнести материал, интересно организовать педагогическую работу, предоставить воспитанникам возможность проявить себя как творческим личностям.

В своей работе с детьми и родителями группы на протяжении нескольких лет мы изготавливали игрушки, подарки детям в «Норильский детский дом» и детям инвалидам передавая их на Рождественские праздники называя это акцией «Добрых дел». В2017-2018 учебном году решили создать в нашей группе волонтерское движение под названием «Радужные волонтеры».

Актуальность: Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, создали условия для частичной подмены духовно-нравственных ценностей материальным благополучием. Исходя из этого, актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду как социальном институте, который должен готовить к жизни. Объединяя родителей, педагогов и детей, деятельностью, которая продиктована доброй волей состоит в том, что оно приведет:

– к более эффективному формированию у дошкольников милосердия, ответственности, самостоятельности и инициативы;

– к оптимизации детско – родительских отношений и умению работать в команде.

Для волонтера ценны такие качества как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие. Основным мотивом, побуждающим детей к развитию таких качеств, является их желание помочь, проявить добродушие, пожалеть слабого, маленького, одинокого, больного. Духовно-нравственное воспитание, волонтерство учит помогать нуждающимся, без напоминания и подсказки, иногда даже отказываясь от чего-то значимого, интересного для себя.

Ведущая педагогическая идея в организации волонтерского движения в ДОУ способствует позитивной социализации дошкольника через активную деятельность, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в своем дошкольном учреждении и ближайшем социальном окружении и выявлению результатов, на основе которых будет расти у детей самоуважение к себе.

Сегодня, на первый план выдвигаются проблемы обеспечения новых подходов к организации педагогической деятельности детского сада, его взаимодействия с семьей и другими социальными институтами. Делается акцент на эффективность процессов социализации, индивидуализации развития личности дошкольника. В связи с этим все более острой становится потребность в педагоге-профессионале, способном к сотрудничеству.

Одной из эффективных форм такого сотрудничества, на мой взгляд, это – организация волонтерского движения в группе с привлечением родителей.

При взаимодействии с родителями (законными представителями) я использую различные формы работы, такие как: занятия по интересам; помощь в организации персональных и групповых выставок; организация театральных представлений и праздников для своих детей и детей младших групп; взаимопомощь родителей с детьми с родителями других групп. И многое другое, исходя из инициатив родителей (законных представителей).

В нашей группе взаимодействие с семьями давно уже стала традиционным направлением. Родители вместе с детьми участвуют в конкурсах, акциях, организуют разнообразную деятельность детей, экскурсии и многое другое. Это так, но волонтерское движение – это нечто особенное.

Родители–волонтеры- это не только добровольные помощники, но и организаторы, инициаторы, участники, а иногда и вдохновители многих мероприятий. Организация волонтёрского движения в нашей группе, при активном участии педагогов, родителей – это уникальная возможность оказывать влияние на формирование и развитие личности ребёнка, его нравственных качеств. И передо мной в данном направлении возникла задача подобрать и разработать методические рекомендации (буклеты) по готовности меняться самих родителей: «Правила общения с детьми», «Секреты любви и взаимодействия» (тайные мечты каждого ребенка, «4 правила для родителей, которые помогают детям добиваться успеха», «Четыре основных причин серьезных нарушений поведения детей», и т. п., и наработать опыт работы с родителями, которым не безразлично будущее детей, которые могут сопровождать ребёнка, чтобы он чувствовал комфорт и поддержку.

Перед нами стала проблема: отсутствие опыта у детей старшего дошкольного возраста в проявлении социально нравственной позиции связанной с различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Для решения данной проблемы мы разработали проект, поставив перед собой цель: создать в группе волонтерское движения «Радужные волонтеры» объединив воедино активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей старшего дошкольного возраста и их участие в добровольных, социально важных акциях и мероприятиях.

Чтобы достичь этой цели мы поставили определенные задачи:

1. Формировать у детей позитивные установки на добровольческую деятельность;

2. Расширить представления о волонтерском движении у детей 6-7 лет, педагогов, родителей воспитанников группы «Радуга»

3. Дать практические навыки участия в волонтерском движении всем участникам образовательного процесса;

4. Сформировать инициативную группу родителей, участвующую в данном движении;

5. Воспитать толерантное отношение к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности;

6. Создать методические рекомендации по организации волонтерства в группе и распространить опыт работы в дошкольных образовательных учреждениях города.

Участники нашего проекта стали дети, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, родители воспитанников.

Организация практики волонтерства в нашей группе осуществлялась поэтапно. Первый этап можно условно обозначить как подготовительный. Задача этого этапа – изучение теоретических аспектов детского волонтерства, проектирование организации культурной практики в ДОУ. Были поставлены цели, задачи и началась предварительная работа с родителями. Также произошли некоторые изменения в развивающей среде нашей группы. Придумали совместно девиз нашего движения:

«Мы как радуги цвета неразлучны никогда –

Если трудно всем поможем, не откажем вам друзья»

Посоветовавшись с родителями воспитанников, о внедрении, волонтерского движения в нашей группе, был составлен перспективный план работы. Решив использовать такую технологию, родители предложили подготовить символические знаки отличия, так у нашего движения появился флаг и значки, которые изготовили родители своими руками. Изучили много различной литературы, обсуждали темы за круглым столом.

Дети нашей группы знакомились с «Правилами поведения в детском саду»., обмениваясь знаниями, полученными ранее и разработанными самими в виде схем-знаков, между собой, тем самым напомнили себе и другим все правила группы и в целом в детском саду.

Введение детского волонтерства произошло на организационном этапе, задачи которого заключались в мотивировании детей на волонтерскую деятельность, организация команды. Мной проводились беседы “Кто такие волонтеры?”, “О возможности стать волонтерами для малышей”. Выяснение чем любят заниматься дети. Чему мы можем научить малышей? Из детей, выразивших желание участвовать в волонтерской деятельности, сформировалась команда. Важным моментом в организации волонтерского движения считаю обучение волонтеров, ведь ребенок не может сразу взять и пойти учить других, не имея в запасе знаний и коммуникативных навыков. Был разработан план с детьми волонтерами по провидению волонтерской деятельности. Совместно с воспитанниками разработали правила:

-Приходя в группу поздоровайся со взрослыми и малышами.

-Доведи начатое дело до конца.

-Обращайся к малышам спокойно, вежливо.

-Если не хочешь участвовать в волонтерской деятельности, можешь остаться в группе.

Волонтерское движение дети приняли с большим интересом. Сразу выделилась группа 7-8 человек, которые больше остальных проявляли желание заниматься с малышами. Другие присматривались. Но после того, как волонтеры, очень довольные и гордые, приходили в группу и рассказывали, где они были, чем занимались, то и остальные постепенно стали проявлять интерес и желание сначала попробовать, а потом тоже активно включались в работу. Так начался наш основной практический этап движения.

На месяц составлялся план работы. Иногда, в течение месяца он корректировался. Но это не влияло на конечный результат. По возможности, мы старались заниматься с малышами во всех режимных моментах, в течение всего дня. Утреннее проведение и разучивание пальчиковых игр, стихотворений. Днем – оказание помощи при одевании детей на прогулку. Совместные игры на прогулке, оказание помощи на участке. После прогулки – аккуратное складывание одежды в кабинки. Во второй половине дня – заправление кроватей, совместная продуктивная деятельность, сюжетно-ролевые игры, оказание помощи в уборке и мытье игрушек.

Использовали в своей работе эффективную и результативную форму работы с воспитанниками «Дети для детей». Она вселяет в них уверенность в том, что если старшие дети это могут, то у меня тоже получиться не хуже, а может и лучше. Дети – волонтеры не только давали новые знания малышам. Но и развивали свои навыки.

Мы организовывали для малышей представления «Цирк ШЕПЕТО», показывали театрализованные представления, по мотивам сказок «Репка», «Колобок», «Теремок». Дети делились своими талантами, радуя сверстников сказочным представлением «Рождественская сказка» И в тоже время, развивали свои умения и приобретали новые. Ребята стали увереннее.

Обязательным условием этого этапа является обсуждение волонтерской деятельности организуя «Рефлексивный круг», в группе после посещения малышей. Дети рассуждали по поводу своих удач и промахов, таким образом, развивая умение оценивать свои действия, тем самым повышая свою самооценку.

Из всех детей нашей группы, в которой организована команда волонтеров, 70% детей попробовали свои силы в детской волонтерской деятельности.

Заключительный этап является анализом результатов организованной деятельности.

Педагогическая технология «Дети волонтеры» помогла нам решить следующие задачи:

• развитие навыков общения в разновозрастном коллективе;

• развитие самостоятельности и ответственности, прежде всего у младших детей;

• создание такой ситуации развития, при которой формирование игровой деятельности и передача игрового опыта происходит в естественной среде, а не по заказу и рассказу воспитателя. Дети быстро адаптировались в создаваемых условиях.

От взаимодействия с младшими детьми получены положительные эффекты :

• волонтерство помогло детям освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить – коммуникативную.

• дети-волонтеры проявляли инициативу в заботе о малышах, а малыши с благодарностью относились к помощи и знакам внимания;

• дети младшего возраста стали больше говорить, охотнее стали идти на контакт со старшими детьми, с удовольствием слушают сказки, потешки, песенки. Стали употреблять в речи больше сложных предложений, задавать много вопросов “Почему?”, “Зачем?”, “Где?”.

• дети-волонтеры активно помогали своим подопечным во всех режимных моментах в течение дня. Тем самым они получили отличную возможность почувствовать себя взрослыми и нужными;

• многие воспитанники стали пользоваться правом самостоятельного выбора, которого им не хватает в повседневной жизни;

• воспитатель поощрял попытки детей поделится разнообразными впечатлениями со взрослыми и другими детьми. Для этого проводились «Рефлексивные круги», с помощью которых ребенок мог высказать свое мнение, ответить на вопросы.

Межгрупповое взаимодействие по наблюдениям взаимно обогатила: младших продвинуло в своем развитии, а старшим дало возможность быть образцом для подражания. Для детей старшего возраста игра с малышами урок ответственности, первое серьезное дело, которым он руководит.

Анализ проведенной работы и круги рефлексии показали, что старшие мальчики менее активно включились в технологию «Дети-волонтеры», так как в связи с психологическими особенностями мальчики более консервативны, чем девочки. Дети, у которых есть младшие братья и сестры, использовали свой личный опыт, полученный в семье, который помог им включиться в предложенную ситуацию. Единственные дети в семье чаще обращались за помощью к взрослым или занимали позицию наблюдателя.

Несмотря на выше сказанное считаю, что работа по внедрению технологии показала положительную динамику сформированности и развития у детей саморегуляции поведения, самостоятельности, инициативности и ответственности, а также эмоционального удовлетворения. После посещения младшей группы дети приходили удовлетворенные тем, что они помогали, занимались, играли с малышами как взрослые, проявляя к ним заботу. Приходя в группу и рассказывая, где они были, чем занимались, тем самым они постепенно вызывали интерес и желание других детей попробовать, а потом тоже активно включались в волонтерское движение.

Детям нравиться выступать в роли помощников. Тем более это звание необходимо заслужить своим поведением, положительным отношением к этой работе. Считаю, что дети должны получать внутреннее удовлетворение, чувствовать гордость за проделанную работу. Не ждать материального вознаграждения. В этом главная суть этого движения.

Волонтерство – очень полезная и нужная деятельность для детей. У них развивается уверенность в себе, начинают чувствовать себя нужными и ценными для других людей.

Наши дети уже понимают, что волонтер обязательно должен быть добрым, терпеливым, ответственным.

Выходя из стен детского сада, наши дети, в отличие от других, не только узнали о таком благородном и нужном движении как волонтерство, но и сами в нем поучаствовали. Надеюсь, что в будущем это оставит отпечаток в сознании у детей, как желание помогать другим людям.

Закончить хочется словами Д. С. Лихачева: «Удивительно правильная мысль: «Небольшой шаг для человека, большой шаг для человечества»».

Волонтерская деятельность для школьников. Зачем и где участвовать?

Кто такие волонтеры? Что мотивирует школьников заниматься добровольчеством? Какие проекты существуют в России и как начать с ними работать? Отвечаем в нашей статье — первой из серии материалов, посвященных волонтерству.

10 июня 2020

Кто такие волонтеры?

Волонтеры, или добровольцы (эти слова в России официально считаются синонимами) — те люди, которые по собственной воле и безвозмездно посвящают свои силы и время помощи нуждающимся.

Волонтерский труд — хороший способ разнообразить деятельность школьника. Это может помочь отвлечь его от рутинных дел и наполнить жизнь новыми эмоциями, навыками и достижениями.  Формирование здоровой самооценки, самоуважение, гражданская позиция — все это возможно с волонтерской деятельностью.

Волонтерский труд, помимо того что приносит общественную пользу, позволяет школьнику узнать много нового о мире и людях, живущих в нем, осознать многие ценности не на теоретическом, а на практическом уровне.  Многие волонтеры-старшеклассники отмечают, что после работы волонтером более осознанно подходят к тратам, своему экологическому поведению, культуре общения.

Почему люди становятся волонтерами?

Существует 5 основных (но вовсе не единственных) причин, почему люди посвящают себе волонтерской деятельности.

Интерес
Волонтерская деятельность помогать реализовать потребности в новых эмоциях, желании научиться чему-то новому и интересному.

Добрые мотивы 
Для многих людей стимулом к волонтерской деятельности является желание совершать добрые дела, приносить пользу и радость нуждающимся людям.

Общение и хорошая компания 
Занятия волонтерской деятельностью для многих становятся источником новых знакомств и друзей. Люди находят единомышленников в своем стремлении безвозмездно помогать. Такие сообщества очень помогают школьникам чувствовать значимость своих действий, своего голоса, стимулируют их проявлять больше активности и быть ответственными.

Внешние стимулы 
Эти мотивы описывают людей, начинающих заниматься волонтерской деятельностью ради получения всевозможных поощрений, грамот, льгот и прочих бонусов. Буквально 5 июня министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков сообщил, что поступающие в вузы абитуриенты смогут получить дополнительные баллы за волонтерство. Однако это вовсе не означает, что такие люди не движимы добрыми помыслами, и что они выполняют свою работу без души.

Развитие и профессиональный интерес
Волонтерство помогает начать ориентироваться в мире трудовой деятельности, научиться многим социальным и коммуникативным навыкам. Также для многих людей волонтерская деятельность — это способ применить и развить свои таланты.


ПРОЕКТ ВОЛОНТЁРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ НА ТЕМУ

Иллюстрация с заданием из пособия «Школа волонтёра. 5-7 классы»

Как мы можем помочь школьникам решить, какие волонтерские возможности лучше для них?

Как мы еще можем помочь?

Школа волонтёра. 5-7 классы. Учебное пособие

Пособие знакомит учеников с миром волонтёрства, основными направлениями и принципами, на которых оно основывается, поможет преодолеть трудности с вступлением в добровольческую организацию и совершить много добрых дел, став настоящими волонтёром. Тематические настольные игры и социальный квест, представленные в пособии, помогут учащимся освоить и применить на практике полученные новые знания о добровольческой деятельности. Пособие адресовано учащимся 5-7 классов и предназначено для организации работы во внеурочной деятельности.

Какие волонтерские проекты есть в России? Как начать с ними работать?

Волонтером может стать любой желающий в возрасте от 14 лет. Для несовершеннолетних необходимо разрешение от родителей, а для ребят в возрасте до 14 лет — сопровождение официальных представителей.

Какие гибкие навыки развивает волонтёрство

Если ваш ребёнок заинтересовался темой волонтёрства, есть смысл его поддержать. Это тот случай, когда, отдавая своё время и силы, он может получить взамен нечто большее. Участие в добровольческих акциях и проектах развивает:

Навык эффективного общения

Когда ребята становятся волонтёрами, им приходится учиться выстраивать диалог, слушать и слышать собеседника. С течением времени дети забудут о комплексах, станут более общительными и внутренне свободными. В дальнейшем им будет легче презентовать себя и отстаивать свою точку зрения. Это большой плюс: коммуникабельность сейчас необходима в любой профессии.

Школьники-волонтёры находятся в постоянном движении: учебу, секции, хобби они ухитряются совмещать с добровольческой деятельностью. Такая динамика жизни, да еще наполненная смыслом, делает их устойчивыми к стрессам.

Работу в режиме многозадачности и дисциплину

С помощью волонтёрства дети на практике учатся расставлять приоритеты и соблюдать сроки. Например, скоро у Маши контрольная по математике, но сегодня у неё по плану помощь бездомным животным. Чтобы все успеть, она перераспределила свой досуг. После уроков Маша проведёт несколько часов в приюте, а потом займется подготовкой к занятиям. Вывод: бесцельное блуждание в интернете девочка заменила полезными делами.

Умение справляться с трудностями

Когда ребята сталкиваются с реальными жизненными задачами, они переносят фокус внимания с пустых переживаний на разработку плана действий. Например, Саша активно помогает больницам. Бабушка, прикованная к инвалидному креслу, очень хочет попасть на концерт в центре города, но не может спуститься по лестнице даже на коляске, и у неё нет близких и родственников.

Саша без лишних слов и суеты решает проблему. Вместе с координатором он продумывает подходящий маршрут: насколько заранее выехать, на каком транспорте, не проехать ли через парк, чтобы порадовать бабушку? Потом Саше будет проще справляться с трудностями, ведь он научится их решать, а не обсуждать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *