Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №16
с углубленным изучением отдельных предметов»
Разработка волонтёрского мероприятия «Мы за спорт!» для обучающихся начальной школы.
Гольнева О. Б., Некрасова Н. А
МБОУ «СОШ № 16 с УИОП»
: воспитывать у обучающихся младших классов позитивное отношение к спорту.
: способствовать формированию у обучающихся желания и потребности заниматься спортом и физической культурой;
формировать знания о ведении здорового образа жизни;
воспитывать культуру ведения здорового образа жизни;
способствовать развитию и популяризации волонтёрского движения в школе.
: плакат «Мы за спорт!» с изображением баскетбольного мяча, карточки в виде футбольных мячиков по количеству обучающихся начальной школы.
I этап. Физкультминутка в начальных классах.
Организаторы и ведущие – волонтёры 8 класса (две группы по три человека).
: кабинеты начальных классов.
: первый урок.
– Здравствуйте, ребята!
Мы – волонтёры школы № 16 – ведём здоровый образ жизни и вас к этому призываем. Сегодня в школе проходит акция, посвящённая спорту. Что значим заниматься спортом? (
– Самое главное нужно начать делать зарядку!
Итак, на физкультминутку становись!
Кто сегодня умывался? – делай так: раз, два, три, четыре (волонтёры показывают забавные физические упражнения, малыши повторяют)
Кто сегодня чистил зубы? – делай так: раз, два, три, четыре!
Кто сегодня делал зарядку? – делай так: раз, два, три, четыре!
Кто сегодня причесывался, заплетался? – делай так: раз, два, три, четыре!
Кто сегодня оделся по погоде? – делай так: раз, два, три, четыре!
Кто сегодня не опоздал на урок? – делай так: раз, два, три, четыре!
Кто сегодня в школьной форме? – делай так: раз, два, три, четыре!
Кто сегодня в сменной обуви? – делай так: раз, два, три, четыре!
Кто сегодня поздоровался с окружающими? – делай так: раз, два, три, четыре!
Кто будет сегодня хорошим учеником? – делай так: раз, два, три, четыре!
Кто любит танцевать? – делай так: раз, два, три, четыре!
У кого сегодня хорошее настроение? – делай так: раз, два, три, четыре!
Кто любит спорт? – делай так: раз, два, три, четыре!
Замечательно, что большинство из вас любят спорт. Ребята, сегодня после первого урока вы можете поучаствовать в акции «Мы за спорт!». На мячиках, которые мы вам оставляем, вы напишите своё имя, тем самым проголосовав за спорт, и отдадите волонтёрам, которые проводят эту акцию на втором этаже начальной рекреации.
Присоединяйтесь к нашей акции, ВПУСТИТЕ СПОРТ В СВОЮ ЖИЗНЬ!!!
Со спортом нужно всем дружить,
Сильным, смелым, ловким быть!
До встречи на перемене!
II этап. Акция «Мы за спорт!»
Организаторы и ведущие – волонтёры 8 класса (6 человек).
: рекреация начальной школы.
: первая и вторая перемены.
Порядок проведения акции: обучающиеся младших классов приносят с собой карточки с изображениями футбольного мяча, пишут на нём своё имя и отдают волонтёрам, которые приклеивают карточки на плакат с изображением баскетбольного мяча. Тем самым дети голосуют за спорт. Волонтёры при этом вступают в активное общение с детьми, задают им вопросы.
– Занимаешься ли ты спортом?
– Какой вид спорта ты любишь больше всего?
– В какие спортивные игры ты любишь играть?
– Болеешь ли ты за наших спортсменов?
– Каких спортсменов ты знаешь? и др.
В конце проведения акции весь мяч на плакате заполняется цветными карточками с именами детей
Под термином «волонтёрство» понимается неоплачиваемая, сознательная, добровольная деятельность, направленная на достижение социально значимых целей, решение проблем сообщества.
Доброволец, волонтёр – (фр. volontaire – лат. Voluntarius – «желающий» – лицо, осуществляющее – какую-либо деятельность добровольно).
В основе любого волонтёрского движения старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому. Этот принцип понятен и близок всем тем, кому знакомо чувство справедливости, кто понимает, что сделать жизнь общества лучше можно только совместными усилиями каждого из его членов.
Почему же люди идут в волонтёры?
У каждого свои причины, и немногие изъявляют желание откровенно о них говорить. В основном, это дело совести каждого человека, но кроме морального удовлетворения, которое приносит безвозмездная помощь ближнему, движение волонтёров дает целый ряд преимуществ, особенно молодежи. Это и новые знакомства, и приобретение новых профессиональных навыков, знаний, и даже возможность сделать неплохую карьеру.
Правила деятельности волонтёра:
Кто такой спортивный волонтёр?
Наша страна встретила большие спортивные события, это Олимпиада 2014 года 7-23 февраля в Сочи, Паралимийские игры 7-16 марта 2014 года, Универсиада 6-17 июля 2013 года в Казани и Всемирные игры боевых искусств 18-26 октября 2013 года! Быть волонтёром на этих праздниках спорта почётно и интересно.
Но, в совокупности, все эти великие спортивные праздники занимают всего 40 дней из двух календарных лет! Остаётся ещё 690! А за два года, 2014-2015, в Москве проходит, вдумайтесь в эту цифру, около 20 000 спортивных мероприятий и праздников!
Активные, энергичные и заинтересованные включаются в спортивное движение города, становятся не только зрителем, но и организаторами городских спортивных праздников.
Встреча делегаций, судейство соревнований, проведение спортивных праздников – вот она работа спортивного волонтёра. Требования ко всем добровольцам одни и те же – это ответственность, трудолюбие, умение работать в команде, желание помогать и развиваться.
Можно выбрать интересные спортивные мероприятия и праздники из календарного плана сайта, по любимому виду спорту, по интересным гостям, по району, в котором живёшь. Останется только заполнить заявку и добро пожаловать в команду!
В чём заключается спортивное волонтёрство?
– волонтерская (добровольческая) деятельность, связанная с участием в организации и(или) проведении физкультурных и спортивных мероприятий городского, регионального, федерального и международного уровней на территории Российской Федерации, проектов и(или) программ по популяризации спорта и пропаганде здорового образа жизни.
В соответствии с Законом «Об образовании» здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос сохранения здоровья учащихся в школе на сегодняшний день стоит очень остро. Основополагающими задачами в сфере физической культуры и спорта являются создание условий для сохранения и улучшения физического и духовного здоровья граждан. Физическая культура и спорт как неотъемлемая часть общей культуры являются уникальными средствами воспитания здорового молодого поколения. Детство и школьные годы – особый период в жизни человека, когда закладываются основы здорового образа жизни. Занятия физической культурой и спортом оказывают позитивное влияние на все функции и системы организма человека, являются мощным средством профилактики заболеваний, способствуют формированию морально-волевых, нравственных и гражданских качеств личности, что, в конечном счете, определяет благополучие во всех сферах жизнедеятельности населения. Здоровье и здоровый образ жизни. К сожалению, эти понятия пока не занимают первые места в иерархии потребностей человека нашего общества. Сейчас практически не встретишь абсолютно здорового ребенка. Интенсивность учебного труда учащихся очень высока, что является существенным фактором ослабления здоровья и роста числа различных отклонений в состоянии организма. Причинами этих отклонений являются малоподвижный образ жизни (гиподинамия), накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, психоэмоциональные изменения.
Методы развития направления «Спортивное волонтерство» в ГБОУ школе №543 Московского района.
Задача актива добровольческого объединения «Город неравнодушных жителей» (обучающиеся 8-11 классов) была привлечь наибольшее количество школьников к участию в сдаче норм ВФСК ГТО, а также положительно мотивировать к увеличению двигательной активности через желание улучшить свои результаты при сдаче норм ГТО, путём создания добровольцев спортивного направления.
Инициативная группа участников добровольческого объединения провела информационные мероприятия для учащихся средней школы.
Мониторинг и анализ информированности участников о ВФСК ГТО, спортивных мероприятиях;
Подготовка условий для успешной реализации проекта;
Определение направлений деятельности в рамках проекта;
Создание рабочих групп для работы проекта (судейство, организаторы, модераторы)
Команда (Судейство) изучила нормативы комплекса ГТО, подготовила для каждого возраста свои нормативы.
Команда (модераторы) занималась разработкой информационных материалов: стенд, мультимедийная презентация о ВФСК ГТО; размещение информационных материалов на сайте школы и группы в социальных сетях; организация и проведение соревнований, спортивных мероприятий, праздников.
Организаторы: проведение информационных мероприятий для учащихся о ВФСК ГТО, организация и проведение соревнований, спортивных мероприятий, праздников, приём нормативов комплекса ГТО.
Мероприятия, запланированные в рамках проекта, проводятся согласно составленному плану. Добровольцы провели агитационную работу по привлечению школьников в спортивные секции, были оформлены рекламные плакаты, проведены мастер-классы по баскетболу и футболу с младшими школьниками. Для достижения поставленных целей и задач в систему действий был включен комплекс акций и мероприятий. За истёкший период времени была проведена акция «Меняй сигареты на конфеты». Школьники приняли участие в районных конкурсах «Безопасное колесо», «Осенний кросс», «Турслёт». Ежемесячно проводятся Дни Здоровья, в рамках которых для малышей и учащихся 5-11 классов проводится цикл мероприятий по намеченному плану. На первоначальных стадиях реализации проект показал хорошие результаты и обеспечил отличные перспективы для дальнейшей деятельности.
Волонтёрский отряд «Судья ВФСК «ГТО»
спортивного клуба «Океания» МБОУ СОШ №38
Константинов Николай Сергеевич,
Педагог-организатор МБОУ СОШ №38
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №38 расположена в восточной части города, отличающаяся повышенной криминализацией. Низкий уровень заработной платы родителей школы не позволяет детям получить правильное воспитание культуры досуга, физического воспитания, воспитания эстетических чувств.
При переходе школьников из начальной школы нередко наблюдаются случаи школьной дезадаптации, появляются новые взаимоотношения учителей и учащихся.
Для решения задачи сохранения психического, физического и нравственного здоровья подрастающего поколения, восстановления функции семьи по отношению к своим детям, организации спортивной и досуговой деятельности, преодоления школьной дезадаптации в школе создан спортивный клуб «Океания» МБОУ СОШ №38, который является школьной организацией учителей и учащихся, способствующей развитию физической культуры, спорта и туризма в школе. Школьный спортивный клуб создается с целью организации и проведения спортивно-массовой работы в образовательном учреждении во внеурочное время.
Одной из основных функций школьного спортивного клуба является: обеспечение систематического проведения внеклассных физкультурно-спортивных мероприятий с учащимися; проведение внутришкольных соревнований, проведение спортивных праздников, организация судейства ВФСК «ГТО».
Реализация программы осуществляется через работу:
– с педагогическим коллективом: организация и участие в спортивно-массовых мероприятиях, интерактивные методики во внеклассной работе, совместная работа участников образовательного процесса (педконсилиумы), здоровьесберегающие технологии в обучении и воспитании, проведение социологического опроса об уровне физической культуры и здоровья школьников;
– с учащимися: совместное планирование, создание клуба «Океания», занятия в секции, спортивно-массовые, досуговые мероприятия общешкольные и для членов клуба, совместные мероприятия с родителями, работа лагеря с дневным пребыванием детей, профориентационная работа, организация самовоспитания воспитанников клуба;
– с родителями: участие в клубных и общешкольных спортивных, культурно-массовых мероприятиях, Дни семейного отдыха, организация совместных спортивно-массовых и физкультурно – оздоровительных мероприятий для детей и родителей, участие в социально-значимой деятельности.
Одним из основных направлений деятельности спортивного клуба «Океания» МБОУ СОШ №38 является деятельность волонтёрского отряда «Судья ВФСК «ГТО».
Направление включает организацию спортивной и досуговой деятельности членов клуба и их семей, педагогов школы, жителей микрорайона школы; смен оздоровительных лагерей для школьников различного возраста в рамках реализации ВФСК «ГТО». В содержание направления включены изучение комплекса ГТО, изучение правил судейства тестовых испытаний комплекса, клубные мероприятия, общешкольные мероприятия спортивного, развивающего, развлекательного направлений; организация походов связанных с реализацией комплекса ГТО.
Умения и навыки, формируемые у школьников в ходе реализации программы:
– владение эффективными способами организации личного свободного времени.
– владение способами взаимодействия с окружающими людьми-сверстниками и взрослыми;
– навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе;
-участие в организации соревнований;
-участие в составлении регламента;
-поддержание дисциплины в ходе проведения испытания;
-фиксация результатов тестирования;
-разрешение спорных и конфликтных ситуаций;
-контроль за соблюдением правил;
-подготовка отчетной документации.
На сегодняшний день в отряд входят 34 человека. Волонтёры, после прохождения обучения, обеспечивают судейство всех спортивных мероприятий в школе. У каждого волонтёра заведена судейская книжка, куду вносятся данные о мероприятиях в которых он принимал участие.
Внеклассная физкультурно-спортивная работав школе, планируется на учебный год. В план включаются следующие разделы:
1. Организация работы по физическому воспитанию учащихся класса, школы.
2. Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа.
3. Совместная работа с общешкольным родительским комитетом и родительскими комитетами классов школы.
Проблемы с которые возникают при реализации программы:
– классные руководители неохотно отпускают учеников своих классов, в тех случаях когда мероприятие проходит во время образовательного процесса;
– высокая занятость детей – членов клуба во внеурочное время;
– скептическое отношение к качеству судейства судьями – волонтёрами у педагогов из других образовательных организаций.
1. Организация образовательных курсов или фестиваля для волонтёрских отрядов города;
2. Согласование сроков проведения спортивных мероприятий со всеми участниками образовательного процесса;
3. Разработка положения о стимулировании членов волонтёрских отрядов.
Национальная доктрина образования в Российской Федерации призывает обеспечить воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности и считает необходимым обеспечить «историческую преемственность поколений, воспитание патриотов России», строить воспитательную работу с учетом «отечественного опыта и традиций».
Основная воспитательная задача педагогического коллектива на современном этапе состоит в том, чтобы пробудить душу ребенка, вызвать у него стремление к духовному росту, потребность быть добрым, мудрым, честным, щедрым, милосердным, благородным.
Как организовать образовательное пространство, чтобы воспитать поколение людей, на которых в дальнейшем можно с уверенностью опереться, рассчитывать на их помощь, поддержку и заботу?
Да, приучать человека делать добро надо как можно раньше, с самого детства. Мы не знаем, кем станут в будущем выпускники нашей школы, но хочется верить, что они всегда будут делать добро, потому что растут неравнодушными людьми. Суть волонтерского (тимуровского) движения, возрождаемого в нашей школе – помогать всем, кто нуждается в помощи. Ветераны Великой Отечественной войны, педагогического труда, пожилые люди, дети- инвалиды, дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, должны почувствовать, что вокруг живут люди, по зову души и сердца способные разделить их проблемы и заботы, подарить им надежду.
Тимуровцы и волонтеры помогают тем, кто в этом нуждается. Но не все современные молодые люди знают, кто же такие тимуровцы, и что лежит в основе волонтерского движения.
Из истории тимуровского движения:
Тиму́ровец — понятие из советских времён, обозначающее образцового пионера, безвозмездно совершающего хорошие поступки на благо социалистического общества. Происходит от книги Аркадия Гайдара «Тимур и его команда», герой которой, Тимур, организовал отряд ребят, тайно помогавший семьям фронтовиков, пожилым или больным людям.
После появления этой книги стало зарождаться неформальное тимуровское движение. Поначалу советская власть отнеслась к нему настороженно, так как оно, как казалось, создавало некоторую конкуренцию пионерской организации. Но позже тимуровцы стали частью советской идеологической системы, сохраняя при этом некоторый дух волонтерства.
Первые тимуровские отряды создавались в городе Клин, Московской Области. В городе, где Аркадий Петрович Гайдар и написал свою повесть «Тимур и его команда». Первая тимуровская команда была основана в школе № 2 в 1940 г. и состояла она из 6 тимуровцев.
В годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. тимуровские команды и отряды действовали в школах, детских домах, при дворцах и домах пионеров и других внешкольных учреждениях, по месту жительства; только в РСФСР насчитывалось свыше 2 миллиона тимуровцев. Они шефствовали над госпиталями, семьями солдат и офицеров Советской Армии, детскими домами и садами, помогали собирать урожай, работали в фонд обороны. В послевоенный период они оказывали помощь инвалидам и ветеранам войны и труда, престарелым, ухаживали за могилами погибших воинов.
В 1960-е гг. поисковая работа тимуровцев по изучению жизни Гайдара во многом способствовала открытию мемориальных музеев писателя в Арзамасе, Льгове. На средства, собранные тимуровцами.
Сегодня традиции тимуровского движения нашли свое выражение и развитие в добровольном участии детей и подростков в благоустройстве городов и сёл, охране природы, помощи пожилым, инвалидам, нуждающимся и др.
Аналогом данному движению является волонтерство.
Из истории волонтерского движения
В основе волонтерского движения лежит старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком — помоги другому.
В России волонтерское движение стало зарождаться в конце 80-х годов, хотя, если заглянуть в историю, следует признать, что оно существовало всегда, например, в виде службы сестер милосердия, тимуровского и пионерского движений, всевозможных обществ охраны природы и памятников. Однако современное развитие волонтерское движение получило в связи с растущим числом социальных проблем, в решении которых при современной экономической ситуации волонтеры незаменимы.
В Российской Федерации волонтеры (в отличие от существовавших когда-то пионерской и комсомольской организаций) волонтерской деятельностью занимается всего 1% населения. Говорить о волонтерском движении как о явлении можно, только учитывая, что все волонтеры руководствуются в своей деятельности одним общим принципом — помогать людям. Само понятие «волонтерство» в России не очень популярно, для нас актуальнее понятия взаимопомощи, взаимовыручки.
Вывод: Таким образом, и тимуровское, и волонтерское движения направлены на бескорыстную, безвозмездную помощь всем нуждающимся в ней. В основе этих движений лежит стремление участников сделать мир добрее, счастливее, радостнее. А от этого стать духовно и нравственно богаче самому. На это и направлена программа волонтерского движения «Шаг навстречу».
Цель: Разработка программы, направленной на формирование морально–нравственных, гражданско-патриотических качеств личности школьников через вовлечение их в волонтерскую деятельность.
Направления деятельности:
Участники реализации программы:
Нормативно-правовая база
Содержание каждого из направлений работы включает в себя несколько этапов:
Ожидаемые результаты реализации программы:
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧАСТНИКОВ ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ
Члены краеведческого кружка «Музейное дело»
На базе нашего ОУ в настоящее время действуют два школьных музея (здания № 1, № 2). Оба музея паспортизированы. Им присвоено звание «школьный музей» за большую поисково-исследовательскую общественно полезную работу, создание интересных экспозиции и успехи в воспитании учащихся.
Основные направления работы данных объединений: гражданско- патриотическое и историко- краеведческое. Их деятельность регламентируется Уставом историко- краеведческого объединения (см. приложение), Положением о школьном музее.
Инициативная группа воспитанников объединения ежегодно принимает участие и является победителем Областных краеведческих слетов активистов школьных музеев, а также областного этнографического фестиваля «Дружба народов Поволжья»
В ноябре 2007 года актив школьного музея «Начало» вступил в Молодежное объединение муниципального района Сергиевский и подписал соглашение о сотрудничестве с другими молодежными объединениями района данной направленности.
На базе музеев проходят встречи с гостями школы, уроки мужества, уроки добра, уроки памяти, чаепития, круглые столы.
Воспитанники объединений посещают ветеранов войны и труда, старожилов села, ведут записи воспоминаний. Так появились сборники «Эстафета памяти», «Наш край в годы войны».
В состав группы входят учащиеся старших классов. Их цель работы- социально — значимая деятельность. Работая в данном направлении, подросток развивается как личность. Значимый труд, взаимодействие детей и взрослых на основе сотрудничества, сотворчества делает данный вид деятельности одним из приоритетных в школе. Работа старшеклассников над социальными проектами ведется в нашем ОУ с 2001 года. Ежегодно создаются и реализуются проекты самых различных направлений. Самыми яркими и значимыми проектами районного масштаба стали:
Движение волонтерского отряда «Свежий ветер» призвано объединить и согласовывать работу педагогов, учащихся, родителей по вопросам формирования здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и злоупотребления психоактивными веществами. Это движение способно эффективно противодействовать бродяжничеству и беспризорности через включение всех детей школы в активную внеурочную деятельность.
Данный отряд работает на базе ОУ с 2009 года. Руководитель отряда социальный педагог Бахарева Е. И. Работа ведется в тесном сотрудничестве с областным центром социализации молодежи (за группой закреплен куратор- студент из Самары).
Мероприятия, проведенные на уровне школы: Тренинг «Равный равному», социальные игры «За ЗОЖ»
Социально- значимые акции, организованные волонтерским отрядом, на центральной площади села Сергиевск:
Участники областных мероприятий: «Антинаркотический КВН», Профилактичекая олимпиада, профилактический брейн-ринг.
Ученическое самоуправление в школе представлено моделью «Демократическая республика». Цель работы: Формирование активной гражданской позиции. Задачами деятельности данного органа являются:
В правительство входят самые активные и инициативные учащиеся школы. Именно они являются инициаторами многих добрых и полезных дел: экологические, профилактические и гуманитарные акции, субботники, Дни пожилого человека, посещение детей-инвалидов РЦ «Исток», оказание любых видов помощи пожилым людям и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, участие в митингах и многое другое.
Одним из важных направлений работы ученического самоуправления является шефство над младшими школьниками. Старшеклассники оказывают помощь учащимся среднего звена, те, в свою очередь, школьникам младшего возраста. Многие мероприятия в школе проходят под девизом «Старшие -младшим».
Закон толерантных взаимоотношений – один из законов, отраженных в Конституции школьной демократической республики.
Помощь в уборке на территории школы, детского садика, посадка цветов, деревьев, поддержка нового ученика в классе – детское волонтёрство может принимать любые формы.
С 5 класса учащиеся начинают шефствовать над пожилыми людьми, которым требуется помощь и поддержка. Ребята ходят к своим подшефным и оказывают им посильную помощь. Так этой зимой 44 нуждающимся пожилым людям была оказана помощь по уборке снега. Выражение чуткого отношения ребят к людям проявляется не только в помощи ветеранам по хозяйству. Наряду с этим ученики оказывают им моральную поддержку: поздравляют по случаю праздников, организовывают встречи с ветеранами войны.
Ежегодно все классы активно участвуют в акции «Весенняя неделя добра».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
- «Волонтерство: мода или потребность?» // Интернет- журнал «Лицей» www.gazeta-licey.ru/content/view/104/
- Научно-методический журнал «Классный руководитель» 2006