Раскулачивание

История поселка Нарва

Поселок Нарва находится в Манском районе Красноярского края. Это поселок лесозаготовителей, расположенный на отрогах Восточного Саяна, на правом берегу реки Маны. Он является центром окрестности и занимает особое место в истории.

Ссылки и Литовцы

В июне 1948 года в Нарву было сослано около 100 литовцев, которые работали на лесозаготовках в данном районе. Они жили и трудились здесь до 1957 года, после чего возвращались в Литву.

Школа и Рабочие

В поселке была построена школа, где учились более 100 детей, среди них были и дети ссыльных литовцев. Позже было построено здание для школы десятилетки вместо барачного типа.

Нарвская центральная механическая мастерская занималась лесозаготовками. Здесь трудились многие работники, как например, Паулина Мурчене.

Быт и Жизнь

В поселке родился первый ребенок ссыльных – девочка по имени Аудроне. Семьи увеличивались, как у Бартулисов, где кроме родителей были еще дети: сын и дочери.

Память и Уважение

Священник Марийонас Петкявичюс идет к ссыльным литовцам, а на похоронах поддерживают друг друга и помнят ушедших: Марите Далянкявичюте, Витаутаса Зуозаса, и других, чьи имена отражены на литовском кладбище.

Благодарим за ваше внимание к истории поселка Нарва!


Изображения были предоставлены в ходе исследования и могут содержать важные сведения о прошлом поселка и его обитателей. Будьте внимательны и уважайте их память.

Крымскотатарский язык: история и этимология

Крымскотатарский язык принадлежит к кыпчакской группе тюркских языков и имеет близкие связи с кумыкским и карачаево-балкарским языками. Этот язык сформировался в Крыму и включает в себя диалекты, такие как караимский, крымчакский и урумский. Из огузской группы тюркских языков крымскотатарский ближе всего к турецкому.

Различия в фонетике

Однако, из-за различий в фонетике, особенно в вокализме, крымские татары могут понимать отдельные слова и выражения на татарском языке, и наоборот. Это подобно тому, как русские могут воспринимать украинский язык без предварительной подготовки.

Современный литературный язык

Современный литературный крымскотатарский язык основан на среднем диалекте. Предпринимались попытки создать единый литературный язык для тюркских народов Российской империи на основе крымскотатарского южнобережного диалекта, близкого к турецкому. Это начинание не получило большого успеха в России, но его идеи использовались при создании современного турецкого языка.

Этноним Крымские татары

Этноним крымские татары используется для обозначения этнической группы, проживающей в Крыму. На латинском алфавите название крымские татары пишется как Qırımtatarlar.

Написание прилагательного крымскотатарский

Прилагательное крымскотатарский пишется сочетанием слов крымские и татары через дефис. Например, крымско-татарская культура.

Жержул: история и фотографии

Поселение лесозаготовителей

Поселение Жержул, расположенное в Красноярском крае, было создано для сосланных литовцев, эстонцев, латышей и поляков в 1948 году. В деревне было около 20 домов, где проживали местные русские. Ссыльные жили в бараках и работали на лесопилке.

Фотографии

Дер. Жержул 1955-1958 г.

Строительство на Жержуле., 1956 г.

Бараки, в которых жили ссыльные литовцы, 1956 г.

Поселение Жержул. Дома, построенные ссыльными литовцами. 1955 г.

Слава направо: Якайтис, Марийонас Багдонавичюс, Иван Журкин.

Антанина Валайтите-Акуцявичене и Елена Стумбрите.

Свезенные к реке Мане бревна.

Сезон сплава леса.

После смерти Сталина условия работы несколько улучшились – стали выдавать резиновые высокие сапоги (болотники СД).

Image

После смерти Сталина ссыльные имели возможность погулять по окрестностям. Слева направо: Эрикас Миколаюнас, Марийонас Багдонавичус, трое местных русских.

Image

Священник Петкявичюс проводит молебен в доме ссыльного. 1957 г.

Image

Священник Марийонас Петкявичюс

Сочетает браком Алдону Печкайтите и Зигмаса Печюкайтиса. 31 августа 1958 г.

Image

Похороны погибшего на лесных работах Антанаса Мицкявичюса.

Image

Этот крест недалеко от Жержула скрытно поставил Йонас Кракаускас со священником Марийонасом Петкявичюсом.

Освобожденный из Воркутинского лагеря в 1956 г. священник Мариёнас Петкявичюс приехал в Сибирь к сосланным родителям. Работал бухгалтером на стройке. В свободное время путешествовал по деревням со ссыльными и проводил службы. В 1959 г. был снова арестован и два года отсидел в тюрьме Тайшета.

Голод в СССР (1932—1933)

Несмотря на неурожай, на местах плановые нормы сбора сельхозпродукции стремились выполнить и перевыполнить — то же касалось и плана по экспорту зерновых, несмотря на значительное падение цен на мировом рынке. Это, как и ряд других факторов, в итоге привело к сложной ситуации с продовольствием и голоду в деревнях и мелких городах на востоке страны зимой 1931—1932. Вымерзание озимых в 1932 году и тот факт, что к посевной кампании 1932 года значительное число колхозов подошло без посевного материала и рабочего скота (который пал или был не пригоден для работы ввиду плохого ухода и отсутствия кормов, которые были сданы в счёт плана по общим хлебозаготовкам), привели к значительному ухудшению перспектив на урожай 1932 года. По стране были снижены планы экспортных поставок (примерно в три раза), плановых заготовок зерна (на 22 %) и сдачи скота (в 2 раза), но общую ситуацию это уже не спасало — повторный неурожай (гибель озимых, недосев, частичная засуха, снижение урожайности, вызванное нарушением базовых агрономических принципов, большие потери при уборке и ряд других причин) привёл к сильнейшему голоду зимой 1932 — весной 1933 гг.

Как писал 13 апреля 1933 г. в газете Financial Times советник бывшего британского премьер-министра Ллойд-Джорджа Гарет Джонс, трижды посетивший СССР в период с 1930 по 1933 гг., основной причиной массового голода весной 1933 г., по его мнению, стала коллективизация сельского хозяйства, которая привела к следующим последствиям:

  • изъятие земли у более чем двух третей российского крестьянства лишило его стимулов к труду; кроме того, в предыдущем (1932) году у крестьян был насильственным путём изъят практически весь собранный урожай;

Аграрный кризис в СССР: причины и последствия

Причины кризиса

  • Массовый убой скота крестьянами из-за нежелания отдавать его на колхозные фермы
  • Массовая гибель лошадей из-за нехватки фуража
  • Массовая гибель скота из-за эпизоотий, холода и бескормицы на колхозных фермах

Влияние борьбы с кулаками

  • 6-7 млн лучших работников были выселены со своих земель, что негативно сказалось на трудовом потенциале государства

Увеличение экспорта продовольствия

  • Из-за снижения мировых цен на основные экспортные товары (лес, зерно, нефть, масло) произошло увеличение экспорта продовольствия

Осознавая критическое положение, руководство ВКП(б) начало ряд решительных изменений в управлении аграрным сектором лишь к концу 1932 – началу 1933 гг.

Принятые меры

  • Чистка партии и учреждений Наркомзема СССР
  • Замена системы контрактации на обязательные поставки государству
  • Создание комиссий по определению урожайности и реорганизация системы закупок, поставок и распределения сельхозпродукции

Эффективность мер

Эти действия позволили засеять и собрать урожай весной 1933 года, несмотря на критическое положение в сельском хозяйстве.

Поселение Мина

Мина – поселение в Красноярском крае в Партизанском районе. Расположено недалеко от железной дороги Абакан-Тайшет. В поселении протекает речка Мина, а также оно окружено девственными лесами кедров и сосен.

В 1948 году в Мину было переселено около 300 семей, в основном из Варены и Паневежиса. Всего в поселении проживало около 1000 жителей, в том числе ссыльные из разных регионов. Ссыльные занимались вырубкой леса и заготовкой сена.

На кладбищах Мины много похоронено литовцев. В 1989 году специально организованная экспедиция перевезла останки своих родственников. Даже к концу 1980-ых годов в Мине проживали две старушки-литовки.

Мине

Вид на Мину с горы.

Мина

Окрестности поселения Мина.

Кризис в аграрном секторе СССР привел к серьезным последствиям, но принятые меры помогли частично восстановить стабильность.

Жена первого дипломата независимой Литвы Вацловаса Эндзюлайтиса, лесоохранника. Мария, сыновья Юргис, Витаутас и дочь Иоанна были сосланы в Сибирь 22 мая 1948 г. Впрочем, сам В. Эндзюлайтис избежал судьбы ссыльного, он по своей просьбе уехал в Западную Сибирь и работал лесотаксатором, чтобы быть ближе к своей семье. Самой Марии Эндзюлайтене было предложено работать учительницей английского языка (она науки проходила в Лондоне) при условии, что оан будет доносить коменданту о своих учениках и их родителях. Она от этого отказалась и ее поставили на тяжелую физическую и неблагодарную работу: рубщика сучьев, сплавщика леса, заготовителя дров.

Раскулачивание

Мария Эндзюлайтене с детьми: десятилетним Юргисом, двенадцатилетним Витаутасом,

и четырехлетней Иоанной – в Сибири через год после начала ссылки.

Раскулачивание

Копка картофеля в Сибири. Третья слева – Мария Мария Эндзюлайтене.

Раскулачивание

Мария Эндзюлайтене рядом со своей кормилицей-коровой.

Раскулачивание

Юргис Эндзюлайтис с другом Витаутасом Куодзявичюсом у штабеля бревен, 1949 г.

Раскулачивание

Семья Марии Эндзюлайтене с соседкой Тарашкене (Дарашкене – ред. сайта) и ее дочерью Онуте Тарашкайте (Дарашкайте – ред. сайта).

Эти семьи в первые годы ссылки жили в одной комнате вместе.

Раскулачивание

Дети Эндзюлайтисов Витаутас и Юргис ранней весной еще в валенках.

Мария Эндзюлайтене раздает работникам керосин. !954.

(в оригинале – раздает бензин, но в личном хозяйстве бензин не использовался).

Раскулачивание

Мария Эндзюлайтене у р. Мина принарядилась в национальную одежду, привезенную с собой.

Янина Эндзюлайтите (первая слева) возвращается на Родину. Рядом стоит Гледрикене, 1954 г.

Раскулачивание

Онуте и Янина Куодзявичуте, Винцас и Витатутас Куодзявичусы у реки Мина.

Раскулачивание

Онуте и Янина Куодзявичуте под окнами своего барака. 1951 г. Все члены семьи музицировали.

Отец играл на скрипке, мать любила петь, а дочери сочиняли стихи, играли

на разных инструментах и имели очень красивые голоса.

Раскулачивание

Винцас Куодзявичус с другом на заготовке кедровых орехов.

К дереву прислонен специальный молот (колот), ударами по кедру которого, сбивались созревшие шишики.

Раскулачивание

В тайге возле охотничьей избушки. Сидят слева направо: Витаутас Куодзявичус, Витаутас Мисявичус,

Витаутас и Юргис Эндзюлайтисы. Стоят: Винцас Куодзявичус, неизвестный и Янина Куодзявичуте.

Раскулачивание

Винцас Куодзявичус в тайге.

Раскулачивание

Винцас Куодзявичус до ссылки преподавал музыку и математику в гимназии Валтининкай.

В ссылке ему не понравилось учительствовать, и он выбрал работу по обработке дерева.

Любил путешествовать по местам ссылки с фотоаппаратом.

Раскулачивание

Спиленные деревья вывозились лошадьми из лесосеки. Деревья цепляли за основание и лошадьми

или тракторами вытаскивались из лесосеки, Обязанность женщин было срубать сучья с деревьев и их сжечь.

Бревна определенной длины нумеровали и свозили к реке для сплава, там на берегу их складывали в штабеля.

Раскулачиваниеч

Рубщицы сучьев. 1950.г.

Раскулачивание

Она Анужене (первая слева) с работницами на лесопилке в Мине.

Раскулачивание

Сено укладывалось в зароды. Август 1951 г.

Раскулачивание

Работницы подсобного хозяйства. Справа налево вторая – Митушене, пятая Она Анужене.

Раскулачивание

Она Зита Будрявичуте-Данилкявичене с электропилой. В тайге устанавливались (передвижные)

электростанции, к которым можно было подключить четыре электропилы.

Раскулачивание

Анастазия Станютайте (Сенютайте – ред. сайта) – учетчица (выполненной работы перев.)

Раскулачивание

Зося Матоните и Броня Лужите с медвежонком Алёшей, 1953 г.

Раскулачивание

Зофия Матоните была «взята» (сослана) без вещей

Раскулачивание

Аделе Пошкуте и Мария Лужите. 1955 г.

Раскулачивание

Молодежь возле реки Мины. Броня Пошкуте, Янина Ожинскайте, Иозас СМирутавичус,

Янина Скачкаускайте, Ромас Домбраускас, Косте Гедрикене, Ионас Бауджюлис,

Иозас Гиедрикис, Анастазия Сенютайте, Ванда Гоштаутайте, Броня Гуокайте,

Владас Смайлис, Иозас Ожинскас, Эльжбета Смайлите, Альбина Предите,

Юлия Пумпене, Она Портапайте, Янушас Гоштаутас, Вале Гуокайте.

Раскулачивание

Подруги: Дануте Анужите и Иоанна Эндзюлайтите.

Зимой в Сибири от холода спасаю валенки.. Примерно 1954 г.

Раскулачивание

Школа в Мине.

Раскулачивание

Окончание четвертого класса. Слева направо: Лида Иволга, Нина Носкова, учительница Дануте Анужите, Люба Шибико.

Во втором ряду: Володя Челбот, Носков Коля, Колесников, Юрий Шабаев, 1953 г., 29 мая.

Раскулачивание

Пранас Вальчюнас (Вайчюнас – ред. сайта) с дочерьми Ядвигой Акелайтене (стоит слева) и Оной Анужене.

Рядом сидят внуки Витаутас Акелайтис и Дануте Анужите. 1951г.

Раскулачивание

Подруги возле речки Мина. Слева направо: Лида Иволга (из Могилева),

Иоанна Эндзюлайтите, Дануте Анужите, Она Куодзявичуте. 1953г

Раскулачивание

Похороны Пранаса Вальчунаса (Вайчюнаса – ред. сайта). У гроба Иоанна Ендзюлатйтите, Дануте Анужите,

Аудроне и Ниёле Акелайтите, Она Анужене, Мария Батарлене, Феликс Батарла. Октябрь, 1951 г.

Раскулачивание

На могиле Габриэля Будрявичуса. Вторая справа Она Зита Будрявичуте-Данилкявичене.

Крест из лиственницы сохранился до 1989 г.

Раскулачивание

Одноклассницы подруги сфотографировались в момент прощания перед выездом Дануте Анужите в Литву.

Слева направо: Она Палёните, Броня Санкунайте(Сенютайте – ред. сайта) , Вида Акелайтите, Гражина Меляускайте, Дануте Анужите, 1957.г.

БЕРЕТЬ

Поселок в Красноярском крае Березовского района (бывшего Советского), около 30 км от села Маганское, предгорья Восточного Саяна, на правом берегу р. Мана. В июле 1948 г. в Береть было сослано около 40 семей из Йонишкес, Жагарес, Жямелиса, Пакроюса, Линкувы. В то время в Берети жили в основном ссыльные калмыки. Сосланные туда в начале второй мировой войны поляки, уже были погибшими от голода. Осенью 1952 г. в Береть привезли много украинцев.

Все жители работали на сплаве леса по р. Мана. Постоянно находясь в воде, они разбирали заторы, вытаскивали затонувшие в реке бревна. С верхнего течения реки Маны в Берети скапливалось много плывущего леса. Сплавщики жили в бараках, построенных прямо на сплавляемых плотах. Зимой они рубили камень и устраивали специальные отбойники по фарватеру, чтобы сплавляемый лес не застревал.

В первый год ссыльные очень голодали, а в последующие годы раскопали огороды, построили дома, купили коров и поросят. Большинство из низ вернулись в Литву к 1960 г. На кладбище похоронено около 15 литовцев. (Нами обнаружено 20 фамилий, на обновленном кладбище установлены новые кресты с табличками. Прим. перев).

Раскулачивание

Похороны. Литовцы деревни провожают покойного.. В первые годы ссылки

много литовцев погибло во время валки леса от падающих деревьев.. 1951-1952 г.

Раскулачивание

Литовская бригада сплавщиков леса из Бирисука. Сплавщикам на бревнах надо было

научиться держать равновесие, чтобы не упасть в воду, спастись от чего было мало шансов.

Сидят: местный русский, Стасис Ясилёнис, Владас Янелюнас, Зигмас Лукошявичюс.

Стоят: местный русский, Витаутас Наркявичюс, Йонас Касперавичюс,

Алесас Янкаускас, Балтрамеюс Гядминас, Казис Шнапштис, Пятрас Тваронас, 1951-1952 г.

Раскулачивание

Ссыльные литовцы на Мане пытаются растащить бревна, скопившиеся в заторе.

Слева направо: Антанас Найнис, Алексас Бредис, Игнас Мартинайтис. Лето 1949 г.

Раскулачивание

В ожидании окончания сезона сплава леса.

Раскулачивание

Ссыльные литовцы из Бирисука приплыли в Береть. Слева направо: сидят Анеле Йонайтите,

Далинкявичюс, Анеле Масявичюте, Елена Йонайтите, Люция Наркявичуте,

Йонас Касперавичус, Стасис Ясилёнис, Бронюс Яслёнис;

стоят: Бартоломеюс Гядминас, Куазис Шнапштис, Зигмас Лукошявичс,

повар бригады русская, Эмилия Янялюнайте, Она Пятритите, Стасе Урбайте,

Миколас Ужкурайтис, Иполитас Рукянскас. 1953-1954 гг.

Раскулачивание

Илярас Шимолюнас у крана, который, поваленные в тайге деревья укладывает на волокуши. 1957 г.

Раскулачивание

Ссыльные на лесных работах. Первая слева Она Шимолюнайте.

Раскулачивание

Семья Юозаса Вилимаса и их соседки у могилы Ирены Вилимене., 1953 г.

Раскулачивание

Похороны Елены Матузявичене. С крестом (Йозапас?) Фабиянскас, у гроба сыновья

Эрнестас и Вайдотас, дочери Эмилия и Аурелия, Ина Зита, муж Антанас Матузявичюс. 1953 г.

Раскулачивание

Кладбище Берети. 1954 г.

Перевод Саулюса Сидараса


Формирование крымскотатарского этноса на основе половецкой языковой культуры

Различное генетическое происхождение субэтнических групп крымских татар

| Раскулачивание Внешние изображения | |

| ———————————————————————————– | ————————————————————————————————————- |

| (Источник) | |

| Раскулачивание | «Генетические портреты» татар трех регионов Евразии по спектру гаплогрупп Y-хромосомы (по данным Генофонд.рф) |

  1. По данным Всеукраинской переписи населения 2001 года, проведённой до произошедшей в 2014 году утраты Украиной контроля над территориями АР Крым и Севастополя с их фактическим присоединением к России. Численность крымских татар в данных регионах по результатам переписи 2001 года составила соответственно 243 433 и 1858 человек

XVI съезд ВКП(б)

Попытка улучшить ситуацию принятием 30 июля 1931 года постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О развёртывании социалистического животноводства» на практике привела на местах к принудительному обобществлению коров и мелкого скота. Подобная практика была осуждена Постановлением ЦК ВКП(б) от 26 марта 1932 года.

Поразившая страну сильнейшая засуха 1931 года и бесхозяйственность при сборе урожая привели к значительному снижению валового сбора зерновых (694,8 млн ц. в 1931 против 835,4 млн ц. в 1930).

БИРИСУК

Раскулачивание

Село Бирисук перед отъездом ссыльных на Родину 1956 г.

Бирисук – село в Красноярском крае, Партизанском районе, на левом берегу р. Маны. В июне 1948 года в село были сосланы 44 семьи литовцев. Все они были обустроены в бараки. Зимой мужчины и женщины валили лес в тайге. Сваленному лесу обрубались сучья и бревна перетаскивались к берегу р. Маны и укладывались в штабеля, весной с началом ледохода, плавили лес до Енисея. Сплавщики целыми днями находились в воде разбирая заторы леса.

В Бирисуке свободной земли, пригодной для посадки огородов не было, поэтому пришлось корчевать лес и кустарники. Ради экономии пространства при посадке картофеля в одну и ту же лунку клали горох и бобы. Дорог для сообщения с другими селениями не было никаких и попасть в другую деревню можно было только по реке или пешком по тайге через горы. Хлеб выдавали только работающим в лесу. Дети весной из-под растаявшего снега рвали заячью капусту, черемшу. После смерти Сталина был отменен комендантский надзор и жизнь стала легче, можно было идти в другую деревню и купить муки, картошки, и даже поросенка.

В 1957 г. ссыльные начали возвращаться в Литву. В Бирисуке похоронено 19 литовцев. Сейчас там никто не живет.

Раскулачивание

Река Мана летом во время сплава леса.

Из воспоминаний Валдоны Ожалайте-Вайчунене:

Сплав леса начинался с верховьев реки Мана рядом с Ангульской лесосекой. На связанный из бревен плот устанавливался сколоченный из досок домик, который для ссыльных сплавщиков служил жилищем. Проплывая на нем по реке, бригада чистила реку от заторов сплавляемых бревен. После 50-60 км после Коя к плоту присоединялись еще 3-4 плота с такими же постройками и установленной электростанцией, столовой, баней. Возле Бирисука добавлялись еще два плота с бараками-общежитиями, в которых рабочие ночевали.

От Нарвы весь этот караван сопровождал плот с магазином, где рабочие могли купить питание, одежду. Около Унгута уже полностью формировался плот

Раскулачивание

Зигмас Лукошявичюс, Йонас Касперавичюс и еще незнакомый мужчина.

Раскулачивание

Сплавщики леса возле домика на плоту, так они передвигались каждый день по

реке пока плоты не проплывали 375 км до Усть-Маны.

Таких плотов с домиками было -6-7, их строили еще зимой

на самой Мане, пока она была еще замерзшей. Примерно 1956 г.

Раскулачивание

Сплавщики леса. Примерно ь1953 г.

Раскулачивание

Бригада сплавщиков леса. В первом ряду: Анеле Масюлявичюте (Масевичюте – ред. сайта), незнакомая,

Але Йонайтите, Люсия Наркявичюте, Йонас Касперавичус, Миколас Лукша,

Казис Навицкас, Анеле Йонайтите, Эмилия Янелюнайте, Витаутас Наркявичюс,

во втором ряду: Иполитас Рукянскас, Зигмас Лукошявичюс,

Стасе Урбайте, Стасис Ясилёнис, Пятрайтис и другие незнакомые .

Раскулачивание

Бригада сплавщиков леса. Стасис Ясилёнис, Банявичюс, Дануте Смалите,

Дануте Янялюнайте, Стасе Урбайте, Йонас Касперавичюс,

Бронюс Ясилёнис (с аккордеоном) Владас Янялюнас, Стасис Ясилёнис.

Раскулачивание

Бригада сплавщиков леса. На переднем плане: Бронюс Наркявичюс, Зенонас Межинис,

Стасис Ясилёнис, во втором ряду: Казис Смалис, Йонас Пятрятис,

Казис Шнапштис, Балтрамеюс Гедиминас, незнакомый, Йонас Лукошявичюс.

Раскулачивание

Казис Смалис и Стасис Пятрайтис переплывают на лодке реку Ману. Примерно 1950 г.

Раскулачивание

Сплавщики леса: Йонас Лукошявичюс, Миколас Ужкурайтис, Анеле Йонайтите,

Эмилия Янялюнайте, Люция Наркявичюте, Она Пятрятите, Анеле Масявичюте,

Стасе Урбайте, Зигмас Лукошявичюс, Йонас Касперавичюс, Миколас Лукша

возле своего временного жилища – барака на плоту, в котором они жили все лето.

Раскулачивание

Бригада сплавщиков леса.

Раскулачивание

Бригада сплавщиков леса из Бирисука. В руках у них багор с металлическим наконечником

– основной инструмент. Слева направо: Хенрикас Дампашявичюс, Казис Шнапштис,

Балтрамеюс Гядминас, Зигмас Лукошявичюс, Витаутас Наркявичюс,

Стасис Ясилюнис, Зенонас Межинис, Йонас Пятретис, Казис Смалис. Примерно 1950 г.

Раскулачивание

Бронюс Ясилёнис, Броня Ясилёните, Анеле Йонайтите-Ясилёнене,

Казис Шнапштис плывут разбирать затор бревен. Примерно 1952 г.

Раскулачивание

Сплавщики леса рядом с бараком на плоту. Анеле Йонайтите,

Эмилия Янелюнайте, Бронюс Наркявичюс (погиб в тайге).

Раскулачивание

Усадьба Игнаса Йонайтиса в Бирисуке. Справа – кирпичная фабрика.

Раскулачивание

На кирпичной фабрике. Спереди стоит Пятрас Йонайтис,

На транспортере сидит мальчик Ренатас Алмас Ожалас,

Стоят у стола справа на лево: Игнас Йонайтис, Валдоне Ожалайте,

Миколас Кривицкас, Анеле Йонайтите-Ясилёнене, Эмилия Шнапштите и Антанукас Гядиминас.

Раскулачивание

Строительство новой школы, 3 июня,1953г.

Раскулачивание

Бронислава Банявичюте Аделе Пятрайтите пилят бревна на дрова., лето 1955 г.

Раскулачивание

Сенокос в Сибири. Ссыльные литовки должны были уметь косить сено и наточить косу.

Неделями им приходилось ночевать в тайге в охотничьих избушках.

Слева направо: Але Йонайтите, Анеле Масявичюте, Она Пятрятите, Бируте Мисюнайте, Ядвига Касилявичуте,

Дануте Смалите, Янина Йонайтите, Але Дамашявичюте, Стасе Урбайте, Ада Пятрайтите, бригадир (русский).

Раскулачивание

Сенокос. На переднем плане: Але Йонайтите,Она Пятрятите,

За ними Дануте Смалите, Бируте Мисюнайте, Янина Йонайтите. Примерно 1950 г.

Раскулачивание

В редкие праздничные дни на берегу Маны собралась литовская община.

Раскулачивание

Девушки из Бирисука. Сидят Геня Янялюнайте, Валдона Ожалайте, Янина Йонайтите,

Ирена Урбайте, Броне Банявичуте, стоят: Янина Пятраускене, , незнакомая, Аля Дамашявичюте,

Она Пятряйтите, Яня Смалите, Стасе Урбайте, Броня Банявичюте, Аделе Пятрайтите,

Дануте Смалите, Вале Масявичюте, Пране Станчюте, Бируте Мисюнайте, Але Йонайтите-Гядминене.

Раскулачивание

В саянских горах у Маны реки.

В первом ряду: Вида Пятраускене, Ниёля Нацицкайте, Алите Пятрайтите,

во втором ряду: четвертая слева Она Нацицкене с дочерьми Видой и Йоаной,

в третьем ряде Янина Пятраускене, Але Дамашявичюте, Она Пятритите.

Раскулачивание

Молодежь поселка Бирисук. Сидят: Баотрамеюс Гядминас,

Але Йонайтите, она Пятритите, Эмилия Янялюнайте, Йонас Пятрятис.

Стоят: Изабеле Миколайтите, Анеле Масявичуте, Янина Йонайтите, Казис Шнапштис.

Раскулачивание

Возле могилы Виктории Урбене. 1950 г.

Раскулачивание

Похороны Игнаса Йонайтиса. У гроба дочери Анеле и Але, племянница Йоана Йонайтите,

зять Бронюс Ясилёнис, брат Пятрас, дети ссыльных. В литовской общине на похоронах

активно участвовали» и дети. Они присутствовали и на похоронах, и на свадьбах,

пели на майские праздники, играли роли в новогодних импровизированных спектаклях.

Раскулачивание

Йонайтене с внуком и дочерьми Але и Анеле у могилы мужа.

КУТУРЧИН

Поселение лесозаготовителей в Красноярском крае, Партизанском районе, около 100 км от районного центра, на берегу Маны. В 1948 г. в Кутурчин было сослано 35 семей литовцев в основном из Паневежиса. Все они были расселены в одном старом бараке. Через год были построены два новых барака по десять комнат.

Через пять лет ссыльные начали строить свои отдельные дома – по две семьи в одном доме. В поселке был построен клуб, пекарня, баня, начальная школа, детский садик, магазин, организован медицинский пункт. Еще были в Кутурчин сосланы украинцы, поволжские немцы, греки. Ссыльные работали на заготовке леса.

Раскулачивание

Бригада сплавщиков леса, 1954г.

Раскулачивание

Сплавщики леса на реке Мане. На ближнем плане сидит Дангуоле Йозайтите, Мариёнас Кутавичус,

За ними: Дануте Раманаускайте, АльгисСмайлис, Альфонсас Дауда, 1954 г.

Раскулачивание

Альфонсас Дауда с маленьким медвежонком, пойманном на лесосеке. 1955 г.

Раскулачивание

Альфонсас Дауда (первый слева) с другими ссыльными на речке Мине, на бревнах, 1955 г.

Раскулачивание

Забуте Чепайтене (Изабеле Даудайте Чепайтене? Изабеле Кукорайтите? – Ред. сайта) с родившимися в ссылке детьми Витаутасом и Римутисом

сидят на кровати, украшенной собственноручно сотканной тканью и расшитыми подушками и одеялом.

АНГАЛОЙ

Поселок лесозаготовителей в Красноярском крае Манском (бывшем Шалинском) районе на правом берегу р. Маны в 4 км от Большого Унгута. В 1948 г. в Ангалой было сослано 20 семей. Ссыльные были обустроены в двух бараках. В поселке была контора, лесопилка, магазин, баня. Позже построили семилетнюю школу и начали строительство жилых домов (один дом на две семьи). Уже в первый год ссыльные посадили огороды, после трех-четырех лет проживания приобретали коров. Позже сюда были сосланы украинцы, белорусы, русские. Ссыльные работали на заготовке леса. В Литву стали возвращаться в 1958-1959 годах.

Раскулачивание

Жилой барак ссыльных. Зимой в нем бывало так холодно, что иногда замерзала вода в ведрах.

Раскулачивание

Ссыльные в Сибири обручались, растили детей, отпускал их в школу. 1954 г.

Раскулачивание

Ссыльные из Эйшишкес. Слева направо: Антонас Воронецкис, его мать

Эмилия Воронецкая, сосед Иосифас Сухоцкис. 1948-1957

Раскулачивание

Возвращающихся ссыльных провожали ссыльные Сибири разных национальностей.

В составе крымскотатарского народа выделяют три субэтнические группы, сформировавшиеся на южном берегу Крыма, в горно-предгорной части полуострова и в крымской степи.

Южнобережцы — ялы бойлу

Раскулачивание

Распространение кыпчакской группы языков, указывающей текущие места проживания ближайших родственников крымских татар

Таты (не путать с одноимённым кавказским народом) жили до депортации в горах (крымскотат. ) и предгорьях или средней полосе (крымскотат. ), то есть к северу от южнобережцев и к югу от степняков. Этногенез татов — очень сложный и не до конца изученный процесс. В формировании этого субэтноса приняли участие практически все народы и племена, когда-либо жившие в Крыму.

ССЫЛКА НА РЕКЕ МАНА

В 2008т. исполняется 60 лет со дня Великой ссылки литовцев, произошедшей 22 мая 1948 г. В тот год в июне- июле после долгой мучительной дороги в наглухо закрытых вагонах в Красноярский край были сосланы тысячи литовцев, в основном крестьянские семьи. Это была массовая депортация из Литвы.

Насильственно доставленные в этот удаленный от цивилизации край, литовцы обязаны были исполнять самые тяжелые и опасные лесные работы – зимой валить лес, вести обрубку сучьев, доставить бревна к реке и сложить в штабеля. Весной, когда начинался ледоход, бревна скатывали в реку. Когда река становилась местом затора бревен, ссыльных мужчин и женщин отправляли на разборку этих заторов.

В первый год ссылки из-за антисанитарии, голода в основном умирали пожилые и старые, больные люди, новорожденные, малолетние дети. На лесных делянах из-за отсутствия опыта гибли молодые люди и женщины. Их захоронения в глухой тайге отмечены высокими крестами, удивительно похожими на кресты в Литве. Сейчас кладбища запущены, сгнили и поросли мхом.

Это книга предназначена для ссыльных, которых судьба привела к реке Мане – правому притоку Енисея и к реке Мине – правому притоку Маны. Мана петляет в необъятных таежных просторах Красноярского края. Её протяженность (Маны) 475 км. По обоим берегам реки образовались поселки, занятые лесной промышленностью- Ангул, Мина Хабайдак, Кой, Бирисук, Кожелак, Нарва, Большой Унгут, Малый Унгут, Жержул, Урман, Ангалой, Береть, в которые были сосланы не только литовцы, но и латыши, эстонцы, греки, поволжские немцы, поляки, украинцы, буряты.

Побуждением подготовить эту книгу была выставка «Эта несчастная Сибирь». 2007 г., представленная в галерее Сейма, а позже путешествовавшая по Литве. Идея выставки показала, что регион реки Маны незаслуженно забыт, некоторых поселков даже нет теперь на карте. Печально, что этот сборник подготовлен слишком поздно, большинство ссыльных уже закончили свой жизненный путь, поэтому многие личности на фотографиях остались неопознанными и не названными.

Основой книги являются фотографии, их дополняют воспоминания ссыльных и краткие описания поселений. Придерживаясь последовательности поселений ссыльных, начали с описания верховьев реки Маны. Большинство фотографий – из личных альбомов ссыльных, остальные из архива исследовательского Центра Геноцида и музея Жертв политических репрессий. Сердечно благодарим не только за предоставленные фотографии, воспоминания, но и за помощь в идентификацию личностей, изображенных на фото.

Вида Геновайте Нацицкайте


Раскулачивание

По дороге в ссылку. Иногда приходилось с детьми ожидать приезда «купцов»

в импровизированных шалашах.

Купцы отбирали сначала трудоспособные семьи, семьи с детьми и стариками разбирали

уже только тогда, когда их заставляли местные власти (им тоже некуда было девать людей).

Слева направо: Йонас и Прана Бредисы с детьми Бируте и Стасюкасом,

Броне и Йонас Марачинскисы с дочкой Аделе. Орешное, июнь, 1948 г.


Раскулачивание

Раскулачивание


КОЙ

Поселок лесозаготовителей в Красноярском крае, Партизанского района, расположен на обоих берегах реки Маны в горах Койского Белогорья на отрогах Восточного Саяна. Принадлежал к Партизанскому лесному хозяйству (леспромхозу). В июне 1948 года в кой было сослано около 100 семей литовцев из Радвилишкиса, Паневежиса, Варены, и Вильнюса. Это были жители села и студенты. В то же время в Кой бало завезено еще около 500 человек ссыльных: украинцев, греков, поляков, русских финнов, поволжских немцев, латышей, эстонцев. Ссыльные были заняты на валке леса, вывозили лес на берег Маны, складывали в штабеля и плавили до Енисея. На работу приходилось ходить около 15 км, а зимой жили там в тайге во временных неотапливаемых бараках с двухэтажными нарами. В тайге приходилось работать и в 40-50 градусные морозы. В самом Кое ссыльные проживали первоначально в бараках по нескольку семей в одной комнате. Позже разрешили строить небольшие дома на две семьи. В Литву начали возвращаться в 1957 г. На кладбище похоронено немало литовцев, но кладбище разрушено, запущено и заросло травой, сохранилось несколько крестов.

Когда привезли первых ссыльных, Кой представлял из себя унылое зрелище. Стояло несколько бараков, полных тараканов, клопов и крыс. В землянках и бревенчатых домиках проживали русские, калмыки. Местные составлял около четверти всех жителей. Колодцев никто не держал, воду носили прямо из реки. Ссыльные литовцы расширили поселение в обе стороны реки, построили школу-семилетку, клуб, магазин, баню, пекарню, поставили паровой генератор для выработки электроэнергии.

Раскулачивание

Село Кой, расстроившееся на берегах р. Маны.

Раскулачивание

Штабель бревен. За ним видна Койская школа.

Раскулачивание

Сплав леса. 18 километров от Коя на р. Мана. Слева направо: два литовца, два немца, два украинца. Все ссыльные.

Раскулачивание

Раскулачивание

Работа, 1949-1950 гг.

Раскулачивание

После тушения пожара. Владас Куодзявичюс, Йонас Неймантас, остальные – ссыльные украинцы. 1949 г.

Раскулачивание

Рабочие на штабеле бревен. Первый слева – Стасис Вербайтис.

Раскулачивание

Этот гигант через несколько мгновений повалится.

Владас Куодзявичус с жердью регулирует направление безопасного падения дерева, 1949 г.

Раскулачивание

Перекатывание бревен. Четвертая слева – Анеле Радвилене. Апрель, 1949 г.

Раскулачивание

Йонас Варчюнас везет бревна из лесосеки. Надпись на обороте фото

«Юлий, вспомни дядю Йонаса, он в Сибири вывозит лес из тайги». Кой, 1956 8-ое февраля.

Раскулачивание

После смерти Сталина вместо лошадей лес вытаскивала из лесосеки техника. Примерно 1954 г.

Раскулачивание

Антанас Бальнис возле электростанции к которой подключались электропилы.

Раскулачивание

Йонас Варчунас с другом возле штабелей бревен.

Раскулачивание

На берегу р. Мана в сезон сплава леса. На переднем плане сидит второй слева Гедрикас,

Казимерас Кузьмицкас (Кузьминскас – ред. сайта) (третий), Бронюс Бистрицкас (пятый), Стасис Сужедялис (шестой).

Раскулачивание

Сплавщики леса у р. Мана. Сидят слава направо: Она Бистрицкайте, Стасис Сужедялис,

стоят (вторая) – Косте Тамоните, Броне Банюлите, Моника Куодзявичуте, Паулина Банюлите.

Раскулачивание

Бригада сплавщиков леса. Среди рабочих Юрате Мартинайтите, Алдона Пуодзявичуте,

Она Бистрицкайте, Елена Урбайтите.

Раскулачивание

Сплав леса на р. Мана. Слева направо: Дануте Габените, Стасе урбайте, Броне Гвалдайте,

Анеле Навицкайте-Норвайшене, Анеле Малинайскайте.

Раскулачивание

Бригада после тяжелых работ.

Раскулачивание

Переезд через реку Мана. В центре Елена Урбайтите.

Раскулачивание

Бригада рубщиц сучьев, получившая прозвище «Бригада сестер».

Сидят Броне Барнулите, и Фелиция Тамоните (с пилой), стоят Паулина Барнулите и Констанция Тамоните. 1954 г.

Раскулачивание

На лесных работах. Слава направо в первом ряду: Она Бальните, Пятронеле Манчаускайте,

Ирена Андрюшкявичюте, во втором ряду: Вилюс Габянис, Алдона Савичюте, двое ссыльных из Украины. 1955 г.

Раскулачивание

В тайге. Первая слева Эмилия Дануте Габяните-Тамошявичене.

Раскулачивание

На лесосеке. Слева направо: стоит Владас Куодзявичюс, третий – Стасис Вербайтис.

За спинами виден барак, в котором зимовали. Барак отапливался только одной буржуйкой.

Утром снова приходилось надевать влажную одежду. 1952 г.

Раскулачивание

Женская бригада в тайге. Во втором ряду слева вторая Зина Нетайте,

третья – Броне Куодзявичюте. !959 г.

Раскулачивание

Юзефа Бистрицкайте везет воду в пекарню.

Раскулачивание

Юзефа Бистрицкайте в пекарне взвешивает муку.

Раскулачивание

Юзефа Бистрицкайте (первая слева во тором ряду) с подругами по жизни (по судьбе).

Раскулачивание

Йонас Близникас в ссылке с родителями.

Раскулачивание

Йозефа Близникайте (слева вторая), Она Бистрицкайте (треть), Агота Плунгене (четвертая),

Казимерас Плунге (шестой), за столом с детьми, родившимися в ссылке.

Из воспоминаний Брони Куодзявичуте-Дундене. После смерти Сталина наступила какая-то оттепель. Раньше заключенный или ссыльный в течение года мог написать два письма, которые обязательно проверялись, а теперь можно было даже вложить или получить фотографию. Не надо было ходить каждую неделю на регистрацию (отметку), о том, что ты не сбежал. Ссыльные стали писать заявления для восстановления прав. Все жаждали свободы.

Раскулачивание

Стасис Куодзявичюс прибыл из Воркутинских лагерей в места ссылки своих родителей

на впадении р. Мины в Ману (заключенные тогда после освобождения получали еще по 10 лет ссылки).

Раскулачивание

Владас Куодзявичюс, его супруга Александра с сыном Зеноном

родившимся в ссылке и Броней Куодзявичуте. 1958г.

Раскулачивание

Антанас Шилкайтис с супругой Эугенией Клаусайте.

Зита Руоджюнайте, с мужем Йонасом Клауса и детьми.

Раскулачивание

Зита Андришюнайте (4,5 годика) и братиком Йонасом (3,8 лет)1949 г.

Раскулачивание

Йонас и Зита рядом с коровой Машей. 8 апреля, 1951 г.

Раскулачивание

Семья Андришюнасов. Родители Пятрас и Елена, дети – Зита и Йонас.

Раскулачивание

Надпись на обороте фотографии:

«Тоску мне навеяли утренние ветры, терпеть научили холодные вечера.

Никогда не думала и не ожидала, что мне не хватит места на Робине.

На память Валечке и Милюте от Зиночки и Йонукаса Андришюнасовв. 8 декабря 1957 г.»

Раскулачивание

Мартинайтисы опахивают (окучивают) картофель.

Раскулачивание

Конюх Элегиюс Бучас везет сено.

Раскулачивание

Свадьба Алдоны Савичуте и Вилюса Габениса. С гармошкой Антанас Шилкайтис.

Раскулачивание

Постеленный в Кое деревянный тротуар, характерный для всех сибирских деревень.

Раскулачивание

Ученики начальной школы Базы – дети ссыльных. Половина из них литовцы. 1949 г.

Раскулачивание

Ученики второго класса с учительницей. В первом ряду в центре Йонас Гвалда.

В последнем ряду справа стоит первая Зина Андрюшюнайте, третья – Тякле Вайшвидайте,

четвертая – Алма Торкунайте, шестой – Алюкас Букаускас. 24 ноября 1953 г.

Раскулачивание

Окончание седьмого класса. В первом ряду Геновайте Вистрицкайте, Клеменсас Брунас,

Марите Урбайтите, Стоят: Познанскайте, Дануте Сужедялите,

Эугения Мачинскайте, Фелиция Пранайтите, Марите Веркайтите. 2-ое июня, 1954 г.

Раскулачивание

Литовская молодежь празднует Сякминес (Троицу) Сидят: Эмилия Скачкаускайте,

Дануте Сужедялите, Фелиция Пранайтите (Праните – ред. сайта).

Стоят: Марите Урбайтите, Янина Пошкуте, Броне Куодзявичуте,

Марите Пранайтите (Праните – ред. сайта), Алмоне Румчикайте. 1958. г.

Раскулачивание

Морта Мартингайтене с сыном Йонасом и дочерьми Онуте и Юрате на фоне Саянских гор.

Раскулачивание

Витаутас Гулёкас с женой Оной Мартинайтите и ее матерью.

Раскулачивание

Юсте Мартинайтите у своего дома.

Раскулачивание

Аделе Вайшвидайте и Валерия Бучайте.

Раскулачивание

Кладбище в Кое.

Раскулачивание

Пятрас Гвалда с матерью и товарищем Алюмасом Вайчулисом у могилы дедушки Казимира. 1957.г.

Раскулачивание

В доме ссыльного сооружен алтарь.

Около него по праздникам собирались на молебен и помолиться на свадьбу.

Крымские татары после присоединения Крыма к Российской Федерации

Крымские татары и события весны 2014 года

Позиция крымскотатарской общины, третьей по численности в Крыму, имела существенное значение для развития ситуации в Крыму во время Евромайдана и в ходе событий, приведших к присоединению Крыма к России. В значительной мере её позицию определяло отношение Меджлиса крымскотатарского народа, претендующего на полномочное представительство интересов всех крымских татар.

Раскулачивание

Здание Меджлиса в Симферополе

Попытки достижения компромисса

12 апреля вступила в силу новая Конституция Республики Крым. Согласно этому законодательному акту, Республика Крым имеет три государственных языка — русский, украинский и крымскотатарский.

Раскулачивание

Президент России Владимир Путин

с представителями крымскотатарской общины.

16 мая 2014 года

В качестве ключевых факторов, обуславливающих то, что российская идентичность если не отторгается, то, по крайней мере, подвергается сомнению, социологи называют:

  • слишком короткий срок, недостаточный для восприятия российских реалий;

  • неприятие навязанных сверху бюрократических процедур, при введении которых, по мнению крымских татар, не были задействованы механизмы согласования их интересов с интересами этнического большинства и других социальных групп:

  • критическая позиция международного сообщества, провоцирующая ощущение временности, незавершённости произошедшего (при этом лишь немногие крымские татары верят в возвращение Крыма в состав Украины или иной вариант изменения ситуации)[102].

Меры крымских властей, направленные на улучшение отношений с крымскотатарской общиной

Раскулачивание

Обвинения крымских властей в преследовании крымскотатарских активистов

Обучение на крымскотатарском языке

Раскулачивание

Коллективизация в искусстве

  • Ф. И. Панфёров — «Бруски» (1930—1937)

  • Михаил Шолохов — «Поднятая целина» (1930, 1959)

  • Андрей Платонов — «Котлован» (1930), «Впрок» (1931)

  • Исаак Бабель — «Великая Криница» (1931, «Гапа Гужва» и «Колывушка»)

  • Александр Твардовский — «Путь к социализму» (1931), «Страна Муравия» (1936)

  • И. П. Мележ — «Люди на болоте» (1961)

  • Анатолий Кузнецов — «Бабий Яр» (1966)

  • Пётр Замойский — «Лапти» (1972)

  • Борис Можаев

  • Василь Барка — «Жёлтый князь» (1951—1961; 1995—1999)

  • Прокати нас, Петруша, на тракторе (песня) — музыка: Владимир Захаров; слова: Иван Молчанов (1929)

  • Симфония № 12 или так называемая «Колхозная» — сочинение Николая Мясковского (1932)

  • Старое и новое

  • Земля (фильм, 1930)

  • Бежин луг (фильм)

  • Поднятая целина, 1939

  • Поднятая целина (фильм, 1959—1961) — экранизация одноимённого романа М. А. Шолохова

  • Овраги (1990) 4 серии.

  • Гаркавец А. Н. Codex Cumanicus: Половецкие молитвы, гимны и загадки XIII—XIV веков // Кыпчакское письменное наследие. — Алматы: КАСЕАН; Баур, 2007. — Т. II. — С. 63—120.

  • Дагджи Т. Ш. Сталинский геноцид и этноцид крымскотатарского народа. Симферополь: ОАО «Симферопольская городская типография», 2008.

  • «Крымскотатарская энциклопедия» / Сост. Рефик Музафаров. — Симферополь, 1993—1995.

  • Литвин Михалон. О нравах татар, литовцев и москвитян (DE MORIBUS TARTARORUM, LITUANORUM ET MOSCHORUM). — 1550.

  • Н. С. Сафонов. «Записки адвоката: Крымские татары»

  • А. С. Айвазов ИСТОРИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ В КРЫМУ

  • Хайруддинов М. А. Этнопедагогика крымскотатарского народа: Монография: — К.: Наук. світ, 2002. — 335 с.

  • Хаяли Р. И. Очерки истории общественно-политической и культурной жизни крымских татар в XX веке. Симферополь: ДОЛЯ, 2008. — 512 с.

  • Народы России: Энциклопедия / Глав. ред. В. А. Тишков; Ред. коллегия: В. А. Александров, С. И. Брук, Н. Г. Волкова и др. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. — С. 327—328. — 480 с. — — ISBN 5-85270-082-7. (в пер.)

  • Мукомель В. И., Хайкин С. Р. Крымские татары после «Крымской весны»: трансформация идентичностей // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, № 3 (133) / 2016

  • Вакулова Т. В., Гарас Л. Н., Маковская Д. В. ОСОБЕННОСТИ РЕЛИГИОЗНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КРЫМЧАН В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ // Теория и практика общественного развития, № 14 / 2014

Экспорт зерновых и импорт сельхозтехники во время коллективизации

  • Импорт сельскохозяйственных машин и тракторов (тысяч червонных рублей): 1926/27 — 25 971, 1927/28 — 24 033, 1928/29 — 45 595, 1929/30 — 113 443, 1931 — 97 534, 1932—420.

  • Экспорт хлебопродуктов (млн рублей): 1926/27 — 22,6, 1927/28 — 2,8, 1928/29 — 5,9, 1930—27,1, 1931—17,6, 1932 — 32,8.Кроме того за период 1927—1932 гг. государством было импортировано племенного скота на сумму около 100 миллионов рублей. Импорт удобрений и оборудования, предназначенного для производства орудий и механизмов для сельского хозяйства, был также весьма значителен.

В феврале 2017 года начала работу общественная крымскотатарская радиостанция «Ветан седасы» («Голос родины»), ставшая структурным подразделением телерадиокомпании «Миллет».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *