разъяснения о порядке привлечения добровольных пожертвований образовательных учреждений

Образовательные учреждения вправе иметь дополнительный источник доходов в виде добровольных пожертвований, полученных от физических и юридических лиц в денежной, натуральной и иной формах. В статье рассмотрим, как указанные доходы отражаются в бухгалтерском и налоговом учете.

Статьей 43 Конституции Российской Федерации и п.3 ст.5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность  дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Из содержания ч. 8 ст. 41 ранее действовавшего до 01.09.2013 Закона «Об образовании»  следовало, что образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством РФ дополнительные  финансовые средства за счет предоставления платных образовательных услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) юридических лиц.

Благотворительная деятельность в форме передачи имущества, в том числе денежных средств, может осуществляться на основании двух видов гражданско-правовых договоров: дарения (ст. 572 ГК РФ) и пожертвования (ст. 582 ГК РФ).

Кроме того, существует определенный порядок целевого сбора средств и их расходования, установленный Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала неком­мерческих организаций». Данным Федеральным законом установлены следую­щие требования: необходим договор пожертвования или завещание, подготов­ленные на основании норм Гражданского кодекса РФ (в договоре указываются цель пожертвования, номер банковского счета, порядок распоряжения); должен быть создан совет по использованию целевого капитала.

Таким образом, пожертвования допустимы, однако при этом необходимо заключать договоры пожертвования, оформлять надлежащим спо­собом собранные средства и перечислять на расчетный счет.

При этом, следует иметь ввиду, что статьей 4 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» определено, что граждане и юридические лица вправе беспрепятственно осуществлять благотворительную деятельность на основе добровольности и свободы выбора ее целей.

Как раз принцип «добровольности» и свободы выбора целей благотворительной деятельности стараются не замечать сторонники «добровольной помощи».

Возложение на обучающихся, их родителей, иных законных представителей обязанности по оказанию благотворительной или иной помощи является нарушением законодательства об образовании, а также исключает принцип добровольности и свободы выбора при осуществлении благотворительной деятельности.

В этой связи принятие образовательными учреждениями неправомерных решений о принудительном оказании родителями и иными законными представителями так называемой «спонсорской помощи» влечет нарушение прав детей на бесплатное образование и противоречит действующему законодательству.

Курская транспортная прокуратура сообщает, что граждане могут сообщить информацию о нарушениях прав детей на бесплатное образование, в случаях принудительного сбора с родителей и законных представителей обучающихся денежных средств представителями родительских комитетов и администрациями образовательных учреждений на номера телефонов прокуратуры 8 (4712) 70-02-24 и 70-00-21.

Разъяснения о порядке привлечения добровольных пожертвований образовательными учреждениями

Добровольные пожертвования образовательному учреждению – право, а не обязанность родителей (законных представителей).

Порядок привлечения добровольных пожертвований регулируется Федеральным законом от 01.01.2001 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (в ред. Федеральных законов от 01.01.2001 №31-ФЗ, – ФЗ, – ФЗ, от 01.01.2001, от 01.01.2001, от 30.12.2008).

Оказание такой помощи – это право, а не обязанность родителей (законных представителей). Решение об оказании благотворительной помощи принимается родителем добровольно, а сумма благотворительных  является произвольной. Решения родительского комитета, совета образовательного учреждения, попечительского совета или управляющего совета о внесении родителями средств, в качестве благотворительной помощи, носят рекомендательный характер и не являются обязательными для исполнения.

Добровольными пожертвованиями физических и (или) юридических лиц образовательным учреждениям являются добровольные взносы родителей, спонсорская помощь организаций, учреждений, предприятий, любая добровольная деятельность граждан и юридических лиц по  (безвозмездной или на льготных условиях) передаче имущества, в том числе , бескорыстному , предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Добровольные пожертвования физических и (или) юридических лиц могут привлекаться образовательными учреждениями в целях восполнения недостающих  средств для выполнения уставной деятельности.

Добровольные пожертвования могут привлекаться образовательным учреждением как от родителей детей, обучающихся в данном образовательном учреждении, так и от других физических и юридических лиц, изъявивших желание осуществить благотворительную помощь. При этом осуществляться она должна в соответствии с заключенными на основании законодательства Российской Федерации договорами «О благотворительной деятельности».

Пожертвования физических или юридических лиц могут привлекаться образовательным учреждением только на добровольной основе. Отказ в оказании спонсорской помощи или внесении добровольных пожертвований не может сопровождаться какими-либо последствиями для детей.

Не допускается принуждение граждан и юридических лиц в каких-либо формах, в частности путем:

– внесения записей в дневники, тетради обучающихся, воспитанников, в том числе находящихся в родственных, семейных и приятельских отношениях с  о необходимости внесения денежных средств и (или) товаров и материалов;

–  принятия решений родительских собраний, обязывающих внесение денежных средств;

– занижения оценок обучающимся, воспитанникам в случае неоказания их родителями (законными представителями) помощи в виде денежных средств и т. д.

При обращении за оказанием помощи образовательное учреждение обязано проинформировать физическое или юридическое лицо о целях привлечения помощи (осуществление текущего ремонта, укрепление материальной базы, проведение мероприятий по укреплению здоровья детей и т. д.).

Спонсорская или благотворительная помощь может выражаться в добровольном безвозмездном личном труде родителей по  образовательного учреждения, оказании помощи в проведении мероприятий и т. д.

Расходование привлеченных средств образовательным учреждением должно производиться в соответствии с целевым назначением взноса.

Использование привлеченных средств должно осуществляться на основе сметы расходов, трудового соглашения и актов выполненных работ.

Добровольные пожертвования могут быть переданы учреждению, по , в натуральном виде, в форме передачи объектов , с обязательным отражением в учетных регистрах и составлением договора.

Передача денег в наличной форме категорически запрещена.

Добровольные пожертвования предприятий, организаций и учреждений, денежная помощь родителей вносятся через банковское учреждение и должны учитываться на текущем счете по специальным средствам с указанием целевого назначения взноса.

Общественные органы, органы школьного самоуправления в соответствии с их компетенцией могут осуществлять контроль за переданными учреждению средствами. Администрация учреждения обязана представить отчет об использовании добровольных пожертвований по требованию органа общественного самоуправления.

При привлечении добровольных взносов родителей на ремонт образовательного учреждения и другие расходы, связанные с деятельностью учреждения, администрация обязана представлять письменные отчеты об использовании средств, выполнении работ совету учреждения или другому общественному органу для рассмотрения на классных собраниях, общешкольных конференциях и т. д.

Данная информация в обязательном порядке должна размещаться на официальном сайте образовательного учреждения.

Не допускается использование добровольных пожертвований образовательным учреждением на цели, не соответствующие уставной деятельности и не в соответствии с пожеланием лица, совершившего пожертвование.

Ответственность за целевое использование добровольных пожертвований несет руководитель образовательного

И. А. Колодин, эксперт по бюджетному учету

Журнал «Учет в сфере образования» № 8, август 2014 г.

В период летних каникул многие общеобразовательные учреждения решают, можно ли привлечь дополнительные источники финансирования. Поговорим о юридических тонкостях создания фонда поддержки школы.

Формируем цели

Действующее законодательство позволяет оказывать образовательным учреждениям помощь, используя при этом средства, направленные на счета благотворительных организаций (фондов, созданных для помощи конкретной школе). Пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ установлен принцип добровольности пожертвований.

Благотворители в большинстве случаев это родители либо другие родственники учеников. Но, независимо от того к какой целевой аудитории обращается фонд, нужды класса или школы не могут быть целью благотворительности, на которые привлекаются пожертвования. Они должны выражаться в благотворительных проектах или программах. Например, сбор средств на проект «Здоровье и спорт» подразумевает ремонт спортивного зала, приобретение мячей, финансирование поездки на соревнования школьной футбольной команды.

Документальное подтверждение

Законодательство не регламентирует документооборот по благотворительной деятельности, поэтому фонд должен самостоятельно его продумать. Полный набор документов нужен для того, чтобы свести к минимуму претензии проверяющих органов.

Конечно, в первую очередь необходимы первичные документы, подтверждающие приход и расход денежных средств (квитанции, счета, счета-фактуры, накладные, платежные поручения). Также пригодятся:

Лучшим вариантом работы с родителями и другими физлицами является договор открытой оферты.

Просьба о пожертвовании и реквизиты для перечисления денег могут быть вывешены в помещении школы (размещены на сайте фонда или в любом доступном для потенциальных благотворителей месте). В этом случае не нужен письменный договор с пожертвователем – физическим лицом, так как публичное предложение оказать пожертвование с указанием реквизитов снимает вопрос о том, почему оно было совершено. Ответ всегда будет определенный: родитель (коллектив родителей) увидел призыв и принял решение. При этом пожертвование от физического лица может быть и анонимным, не подтвержденным договором или соглашением. Никто не вправе запретить фонду:

Но здесь есть один нюанс. Отчет об использовании таких средств вряд ли понадобится анониму, а вот прокуратуру заинтересовать может. Причем проверка будет производиться в отношении всех полученных фондом средств. Поэтому безопаснее анонимные пожертвования все же не привлекать.

Для целей налогообложения благотворительные пожертвования можно отнести к целевым поступлениям (п. 2 ст. 251 Налогового кодекса РФ) и не включать в налогооблагаемую прибыль.

Кто проверяет работу фонда

Помимо прокуратуры и налоговых органов контроль за благотворительной деятельностью осуществляет орган, принявший решение о государственной регистрации благотворительной организации, – Минюст России. Это определено пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Поэтому в соответствии со статьей 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным, фонды обязаны представить в Минюст России документы:

Как правило, фонды имеют возможность упростить свою отчетность в Минюст России, поскольку большинство из них удовлетворяет следующим условиям:

Тогда фонду достаточно разместить или заполнить непосредственно на портале Минюста России заявление с информацией о продолжении своей деятельности в следующем году. Также фонды подают в территориальные органы Минюста России в срок до 31 марта следующего года отчет, который содержит сведения:

Кроме того, фонды обязаны ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества (п. 2. ст. 7 Закона № 7-ФЗ). Каким образом осуществляется публикация, законодательство не поясняет, поэтому его можно разместить на сайте фонда.

Фонд школы должен иметь документы, из которых ясно, на что и куда тратятся благотворительные деньги.

Оформление и принятие к учету пожертвований

Дополнительно к договору пожертвования могут быть оформлены следующие документы:

Согласно положениям п. 39, 42 СГС «Доходы» добровольные пожертвования от физических и юридических лиц в виде полученных денег, имущества, результатов выполнения работ, предоставления услуг являются иным доходом от необменных операций, который признается в бухгалтерском (бюджетном) учете на дату его получения.

Передача денежных средств

При безвозмездной передаче денежных средств по безналичному расчету в платежном документе должно быть указано целевое назначение взноса.

Пожертвования наличными деньгами вносятся в кассу учреждения на основании заявления жертвователя с последующим зачислением их:

Стоит отметить, что пожертвованные деньги, как и другие доходы, полученные бюджетными (автономными) учреждениями в рамках приносящей доход деятельности, поступают в их собственное распоряжение.

Что касается казенных учреждений, они не вправе самостоятельно расходовать средства пожертвований. Данные поступления в силу положений п. 1, 4, 5 ст. 41 БК РФ подлежат перечислению в доход соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.

Наряду с этим, ст. 35 БК РФ предусмотрено, что расходы бюджета, согласно закону (решению) о бюджете, могут быть увязаны с определенными доходами бюджета в части, касающейся пожертвований. На основании п. 3 ст. 217 БК РФ в случае получения безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, имеющих целевое назначение, сверх объемов, утвержденных законом (решением) о бюджете, в сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения без внесения поправок в закон (решение) о бюджете.

Таким образом, при поступлении в бюджет пожертвований сверх объемов, утвержденных законом (решением) о бюджете, на сумму указанных поступлений казенному учреждению могут быть доведены дополнительные лимиты бюджетных обязательств для осуществления целевых расходов (см. Письмо Минфина РФ от 17.05.2011 № 02-03-09/2016).

Передача объектов имущества

Пожертвование в виде имущества (объектов нефинансовых активов) оформляется актом приема-передачи и ставится на баланс образовательного учреждения.

К сведению: право собственности на недвижимое имущество, полученное по договору пожертвования, подлежит государственной регистрации в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Объекты нефинансовых активов, полученные по договору пожертвования, принимаются к учету по первоначальной стоимости, признаваемой их справедливой стоимостью. Она равна текущей оценочной стоимости объектов на дату принятия к учету, увеличенной на стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением в состояние, пригодное для использования (п. 25 Инструкции № 157н).

Определение справедливой стоимости осуществляется комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов. При этом используются документально подтвержденные данные о рыночных ценах, полученные от независимых экспертов (оценщиков) либо сформированные учреждением самостоятельно путем изучения рыночных цен в открытом доступе (п. 59 СГС «Концептуальные основы»).

В случае если данные о ценах на аналогичные либо схожие объекты по каким-либо причинам недоступны, текущая оценочная стоимость признается в условной оценке, равной 1 руб. При этом имущество, соответствующее критериям признания активов, отражается учреждением на балансовых счетах в условной оценке «один объект – один рубль». После получения данных о соответствующих ценах по объектам, отраженным на дату признания в условной оценке, осуществляется пересмотр балансовой (справедливой) стоимости.

Выполнение работ, оказание услуг

В силу п. 43 СГС «Доходы» доходы от пожертвований учреждению в виде выполненных работ, предоставленных услуг в бухгалтерском (бюджетном) учете не признаются.

Согласно п. 55 указанного стандарта и положениям инструкций № 33н, 191н сведения об основных видах безвозмездно полученных работ (услуг) указываются в разд. 2 текстовой части пояснительной записки к годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

С учетом изложенного при условии раскрытия информации о безвозмездно полученных услугах (работах) в пояснительной записке отражение данных операций на счетах бухгалтерского (бюджетного) учета не осуществляется, в связи с чем показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности не формируются. Аналогичная позиция изложена в Письме Минфина РФ от 22.05.2019 № 02-07-10/36688.

Гражданско-правовые отношения

Деятельность образовательных учреждений по привлечению пожертвований от физических и юридических лиц регулируется общими нормами гражданского законодательства, а также положениями федеральных законов от 11.08.1995 № 135-ФЗ и от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

В силу п. 1 ст. 582 ГК РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Делать пожертвования образовательным учреждениям разрешено, причем исключительно на добровольной основе и без принуждения (давления) со стороны администрации, сотрудников образовательного учреждения, а также иных заинтересованных лиц (ст. 4 Федерального закона № 135-ФЗ).

Обратите внимание: установление фиксированных сумм для пожертвований образовательному учреждению относится к формам принуждения (оказания давления) и является нарушением Федерального закона № 135-ФЗ (Письмо Минобрнауки РФ от 09.09.2015 № ВК-2227/08).

Добровольные пожертвования являются одним из источников формирования имущества образовательных организаций (п. 1 ст. 26 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). Для их принятия не требуется чьего-либо разрешения или согласия (п. 2 ст. 582 ГК РФ).

Пожертвования могут быть осуществлены в виде (ст. 1, 5 Федерального закона № 135-ФЗ):

Прием добровольных пожертвований от физических и юридических лиц оформляется соответствующим договором. Договор пожертвования является частным случаем договора дарения и должен совершаться в соответствующей форме.

Согласно ст. 574 ГК РФ такой договор следует заключать в письменной форме в случаях, когда:

В остальных случаях дарение может быть совершено в устной форме.

Стоит отметить, что пожертвованное образовательному учреждению имущество должно использоваться по определенному назначению, обусловленному жертвователем. Именно цель является мотивом к заключению договора пожертвования, в отличие от договора дарения. При отсутствии цели указанное имущество используется учреждением в соответствии с его назначением (п. 3 ст. 582 ГК РФ).

Обратите внимание: не допускается использование добровольных пожертвований на цели, не соответствующие желаниям жертвователей и уставной деятельности образовательного учреждения.

Учреждение, принимающее пожертвование, для использования которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию соответствующего имущества. Порядок ведения такого учета целесообразно закрепить в учетной политике, формируемой как в целях бухгалтерского, так и налогового учета.

По факту использования пожертвований по целевому назначению, на нужды учреждения составляется письменный отчет, который представляется всем заинтересованным пользователям и может быть размещен на официальном сайте учебного заведения.

Налогообложение пожертвований

Исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении базы по налогу на прибыль организаций, определен ст. 251 НК РФ. Согласно п. 2 данной статьи целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности в виде пожертвований, признаваемых таковыми в соответствии с гражданским законодательством, а также расходы, произведенные за счет указанных поступлений в соответствии с их целевым назначением, не учитываются при определении базы по налогу на прибыль в случае ведения раздельного учета таких доходов (расходов) (Письмо Минфина РФ от 25.03.2019 № 03-03-06/3/20078).

В противном случае полученные денежные средства должны быть включены в состав внереализационных доходов учреждения при исчислении базы по налогу на прибыль. Это следует из п. 14 ст. 250 НК РФ, в котором также говорится об обязанности учреждения по окончании налогового периода представить в налоговые органы по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств в составе декларации по налогу на прибыль (лист 07). Пожертвованные денежные средства и имущество отражаются в отчете под кодом 140.

Признак добровольности является одним из ключевых признаков сделки пожертвования. Оформлять ее целесообразно в письменном виде, поскольку при передаче пожертвования устанавливается условие об использовании его по определенному назначению.

Доходы в виде пожертвований, полученные без условий их использования, признаются в учете доходами текущего отчетного периода (счет 0 401 10 000). Если такие доходы получены с условиями передачи, они учитываются в составе доходов будущих периодов (счет 0 401 40 000). По мере реализации условий их передачи эти доходы признаются в учете в составе доходов текущего отчетного периода (счет 0 401 10 000). Для учета операций с пожертвованиями применяются соответствующие подстатьи статей 150, 160, 190 КОСГУ.

Пожертвования не учитываются в целях исчисления налога на прибыль на основании п. 2 ст. 251 НК РФ.

Бухгалтерский (бюджетный) учет

В 2019 году отнесение добровольных пожертвований на соответствующий код КОСГУ осуществляется на основании Порядка № 209н, положениями которого предусмотрено разграничение безвозмездных поступлений на капитальные и текущие.

Операции капитального характера связаны с формированием (увеличением) основных фондов: недвижимого и (или) движимого имущества, признаваемого в целях бухгалтерского учета объектами основных средств, нематериальных и непроизведенных активов. Остальные операции носят текущий характер.

Для учета пожертвований применяются следующие статьи КОСГУ:

Указанные статьи детализируются соответствующими подстатьями КОСГУ. Выбор той или иной подстатьи зависит от категории жертвователя. В частности, пожертвования, поступившие образовательному учреждению от физических лиц и коммерческих организаций, учитываются следующим образом:

Бухгалтерские записи по учету пожертвований

В силу положений п. 39, 40 СГС «Доходы» пожертвования, полученные:

Инструкциями № 162н, 174н, 183н предусмотрены следующие бухгалтерские записи по учету пожертвований:

В кассу школы (бюджетного учреждения) поступили деньги от физического лица в качестве добровольного пожертвования на покупку ноутбука в размере 20 000 руб. Указанные средства были зачислены на лицевой счет учебного заведения и израсходованы в полном объеме, что подтверждено соответствующими документами и отражено в отчете, представляемом жертвователю. Ноутбук, приобретенный у коммерческой организации за счет средств денежного пожертвования, принят на баланс в качестве объекта основных средств.

В бухгалтерском учете данные операции отразятся следующим образом:

Физическое лицо пожертвовало детскому саду (имеет статус казенного учреждения) денежные средства в сумме 3 000 руб. Деньги перечислены напрямую в бюджет (на счет администратора кассовых поступлений). Казенное учреждение осуществляет отдельные полномочия администратора по начислению и учету платежей в бюджет.

В бюджетном учете данные операции отразятся следующим образом:

Мебельная фабрика по договору пожертвования передала вузу (автономному учреждению) комплект мебели. Стоимость услуг по сборке мебели составила 1 500 руб. (оплачены по отдельному гражданско-правовому договору, заключенному с физлицом). Мебель принята на баланс по справедливой стоимости, определенной исходя из рыночных цен, установленных на этот товар, равной 60 000 руб.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *