разъяснения о приеме пожертвований образовательным учреждением

За что родители должны платить взносы в школе

Государство заинтересовано в качественном и комфортном обучении молодого поколения и всегда старается сделать все возможное для обеспечения образовательного процесса. Нередко молодые родители склоняются к мысли, что школьные взносы полностью незаконны. На самом деле это не так.

В некоторых случаях, когда требуют сдавать деньги в школе и это помогает сэкономить родителям за счет коллективных закупок учебников, материальной базы или даже школьной формы. Здесь речь не идет о каких-либо пожертвованиях, а о приобретении учебных пособий, которые в силу недостатка финансирования отсутствуют в библиотечном фонде школы.

 Зарегистрируйтесь сейчас и получите бесплатную консультацию Специалистов

Почему взносы посчитали поборами?

Признавая Клементьеву виновной, суды нижестоящих инстанций исходили из того, что пожертвования были направлены не на цели, указанные в п. 1 ст. 2 закона о благотворительной деятельности и благотворительных организациях, а на содержание и ремонт помещений школы, обустройство прилегающих к ней территорий.

Однако ВС посчитал этот вывод ошибочным. В п. 4.1 устава школы сказано, что источником формирования ее имущества и финансовых ресурсов могут быть не только городская казна и внебюджетные средства, но и “средства добровольных пожертвований и целевых взносов юридических и физических лиц”.

Кроме того, в сентябре 2009 года руководством школы издан приказ № 36, регулирующий порядок приема пожертвований. В частности, там указано, что такие взносы должны быть сделаны исключительно на добровольной основе (п. 11 документа), а согласие на оказание помощи благотворители подтверждают, заключая договор о пожертвовании (п. 4).

Привлечением дополнительных ресурсов, согласно уставу учебного заведения, занимается не администрация школы, а попечительский совет, состоящий из родителей учеников. Он же следит за тем, на что тратятся пожертвованные средства, а после отчитывается перед общешкольным родительским собранием.

В материалах дела есть такие финансовые отчеты за 2022–2022 и 2022–2022 учебные годы с подробной информацией о поступлении и расходовании средств, которые, по мнению суда, доказывают, что деньги были направлены “на улучшение условий для получения обучающимися образования”.

Эти и иные документы “свидетельствуют о том, что денежные средства поступают в попечительский совет, поступление и расходование денежных средств полностью контролируется попечительским советом”, – указал в своем постановлении ВС. Доказанной судья Никифоров посчитал и добровольность взносов.

“Норм, запрещающих образовательным учреждениям получать такие пожертвования, законодательство об образовании не содержит. При этом в соответствии с п. 2 ст. 582 ГК РФ на принятие пожертвования не требуется чьего-либо согласия или разрешения”, – указал он.

Не нашел суд в материалах дела и доказательств ограничения прав учащихся, родители которых не захотели финансово помогать школе. В результате ВС отменил акты предыдущих инстанций и прекратил производство по делу, руководствуясь п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ (недоказанность обстоятельств, на основании которых были вынесены судебные акты).

Как понять родителям куда идут их взносы на школу или класс

Основным средством давления на родителей является возможное выдворение ребенка из школы. Доказать факты умышленного отчисления довольно сложно. По этой причине, если есть подозрение, что учебное заведение или образовательная организация собирает денежные средства незаконно, необходимо тщательным образом изучить имеющуюся на сайте школы документацию.

Важно: все вопросы финансового характера носят открытый характер, поэтому можно всегда убедиться в том, куда же пошли собранные деньги.

По добровольным пожертвованиям, поступившим от юридических и физических лиц, должна публиковаться отчетность. Каждый родитель имеет право знать, куда будут потрачены внесенные им средства, в том числе деньги на ремонт класса или школы в целом. За законностью расходования выделенных из бюджета и внесенных в качестве школьного взноса средств следят управление образования и специальные надзорные органы, например, прокуратура.

Мнения экспертов

Надежда Макарова, заместитель руководителя юридического департамента “Национальной юридической службы”,считает, что в рассматриваемом деле Верховный суд РФ сделал вывод о правомерности действий школьной администрации, основываясь на следующем:

– в школе существует приказ № 36 о порядке приема пожертвований (есть отлаженная система приема пожертвований и их фиксации);

– п. 11 приказа устанавливает принцип добровольности пожертвований (нет никакого принуждения);

– отсутствуют санкции для “непожертвовавших” родителей;

– денежные средства были использованы на улучшение условий для получения детьми образования.

Яна Чернобель, адвокат коллегии “Барщевский и партнеры”,считает, что ключевым для ВС был вопрос добровольности взносов (пожертвований): “Хотя в действительности, возможно, желание оказать школе материальную помощь не всегда исходило от самих родителей, а было навязано образовательным учреждением, поскольку какие-либо доказательства обязательности внесения денежных средств в материалах судебного дела и ответственность за их невнесение (например, недопуск ребенка в школу, к занятиям) отсутствовали, суд правомерно прекратил производство по делу”, – комментирует она.

Владимир Старинский, управляющий партнер коллегии адвокатов “Старинский, Корчаго и партнеры”,отмечает, что уникальность данного дела в том, что родители учеников крайне редко обращаются в прокуратуру с подобными жалобами на директора школы, так как считают, что своими действиями могут впоследствии повредить обучению детей.

“Что касается постановления ВС РФ, то оно законно и обоснованно, поскольку согласно действующему законодательству и Уставу школы, родители имеют возможность, а школа вправе принимать в дар имущество, в том числе деньги. Единственным спорным вопросом в этом деле является отсутствие между школой и родителями договоров пожертвования в простой письменной форме, где воля родителей была бы ясно выражена”, – считает он.

“Подобная форма поборов, к сожалению, практикуется во многих российских школах, – констатирует Вадим Байбуз, партнер юридического бюро “Байбуз и партнеры”. – Однако доказать принудительность сбора денежных средств очень непросто: работники образовательных учреждений, как и в данном случае, предлагают родителям заключить соответствующие договоры, а при обсуждении условий внесения денежных средств они не говорят лишних слов, понимая последствия каждой фразы об обязательности взносов. Собственно все говорит о том, что родители не имели доказательств обязательной сдачи денег на благоустройство школы”. Юрист считает, что, для того чтобы “вывести школьных работников на чистую воду”, необходимо осуществлять сбор доказательств посредством оперативных мероприятий, но в этом случае, по его мнению, может возникнуть другая трудность – действия сотрудника школы сложно квалифицировать как уголовно-правовое деяние. Другой вариант – признание мнимости сделок по внесению благотворительных платежей в гражданском процессе.

Что делать, если школа требует денег

Как же отличить добровольные пожертвования от поборов? “Надо четко понимать, что если вам предлагают заплатить фиксированную сумму под видом благотворительной помощи, то это уже никакая не благотворительность, а принуждение, – отвечает на вопрос Надежда Макарова. – Внесение денежных средств должно проходить через расчетный счет образовательного учреждения, не нужно давать наличные в руки представителю администрации. Кроме того, благотворитель имеет право указать целевое назначение средств и получать информацию об их расходовании. Важно помнить, что благотворительность – это право, а не обязанность. Родители школьников – взрослые дееспособные люди, которые вправе не только жаловаться постфактум на незаконные поборы, но и всегда могут отказаться от пожертвования. Однако все мы прекрасно понимаем, что закон не может защитить ребенка, родители которого отказались от благотворительного взноса, от негативного отношения школьной администрации, если оно станет результатом “нелояльности” родителей. Министерство образования России обратило особое внимание на проблему незаконных поборов в школах в письме от 9 сентября 2022 года, указав, что для сообщений граждан создан сервис обратной связи по адресу [email protected]”, – напоминает юрист.

Обязательно ли платить за ремонт класса в школе

Классика жанра. Обычно благотворительные взносы  в школах в первую очередь требуют с семей начальных, только что сформированных классов. Что особенно примечательно для оправдания попечительских взносов в школе нередко делают рокировку кабинетов. Например, отремонтированные помещения дают более старшим классам, а требующие вложений классы отдают на «содержание» новым поколениям.

Практика жизни такова, что министерства, привыкшие к тому, что начальное образование находится на «самоокупаемости», умышленно занижает финансирование. Согласно действующему законодательству, министерство образования должно обеспечивать не только поддержание исправной материальной базы, но и решать вопросы с охраной и санитарным состоянием в вверенных школах.

Разъяснения о приеме пожертвований образовательным учреждением

Используемые нормативные акты, разъяснения уполномоченных органов

– Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ);                     
– Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ – с последующими изменениями (далее – ФЗ «О некоммерческих организациях»);                   
– Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1  – с последующими изменениями (далее – Закон «Об образовании»);                  
– Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 15.12.98 г. № 57 «О внебюджетных средствах образовательного учреждения»

– Устав муниципального образовательного учреждения «Майская средняя общеобразовательная школа».              

Имеет ли право в соответствии с действующим законодательством муниципальное образовательное учреждение принимать благотворительную помощь?

В соответствии с пунктом 1 статьи 26 ФЗ «О некоммерческих организациях» источниками формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах являются добровольные имущественные взносы и пожертвования.
В соответствии с пунктом 8 статьи 41 Закона «Об образовании» образовательные учреждения вправе привлекать дополнительные финансовые средства, в том числе за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и юридических лиц.     (см. также пункт 10.6. Устава).                        
В соответствии с Письмом Министерства общего и профессионального образования РФ от 15.12.98 г. № 57 «О внебюджетных средствах образовательного учреждения» в условиях значительного дефицита бюджетных средств руководителям образовательных учреждений рекомендовано  активизировать работу по привлечению спонсорских взносов от юридических и физических лиц.                            
Порядок приема и оформления благотворительной помощи и пожертвований регламентируется ГК РФ, НК РФ, ФЗ «О благотворительной деятельности», Порядком ведения кассовых операций, Положением о правилах организации наличного денежного обращения.
Согласно статье 1 ФЗ «О благотворительной деятельности» под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
В соответствии со статьей 2 ФЗ «О благотворительной деятельности» к числу целей благотворительной деятельности относятся, в частности, содействие защите детства; содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности.                                                   
В соответствии со статьей 5 ФЗ «О благотворительной деятельности» Участниками благотворительной деятельности могут быть граждане и юридические лица, осуществляющие благотворительную деятельность, а также граждане и юридические лица, в интересах которых осуществляется благотворительная деятельность: благотворители, добровольцы, благополучатели.              
Благотворители – лица, осуществляющие благотворительные пожертвования в формах:
– бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности;
– бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) наделения правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности;

– бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) выполнения работ, предоставления услуг благотворителями – юридическими лицами.
Благотворители вправе определять цели и порядок использования своих пожертвований.

Добровольцы – граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации.                             
Благополучатели – лица, получающие благотворительные пожертвования от благотворителей, помощь добровольцев.                                  
Благотворительная деятельность в форме передачи имущества, в том числе денежных средств, может осуществляться на основании двух видов гражданско-правовых договоров: дарения (статья 572 ГК РФ) и пожертвования (статья 582 ГК РФ).
По договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом (пункт 1 статьи 572 ГК РФ).
Пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях (пункт 1 статьи 582 ГК РФ). Пожертвование – разновидность дарения, характеризуемое достаточно узким субъективным составом одаряемых. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в статье 124 ГК РФ.
В качестве предмета пожертвования обозначены вещи или права. Здесь, однако, следует учитывать, что в силу статьи 128 ГК РФ к таким понятиям отнесены вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права.
В соответствии с пактом 2 статьи 582 ГК РФ на принятие пожертвования не требуется чьего-либо разрешения или согласия.                                         
В соответствии с пактом 3 статьи 582 ГК РФ юридическое лицо, принимающее пожертвование, для использования которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества.

В каких случаях в соответствии с действующим законодательством образовательное учреждение обязано заключать письменный договор при приеме благотворительной помощи?
В соответствии с пунктом 1 статьи 574 ГК РФ дарение, сопровождаемое передачей дара одаряемому, может быть совершено устно, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 указанной статьи. Передача дара осуществляется посредством его вручения, символической передачи (вручение ключей и т.п.) либо вручения правоустанавливающих документов.
Пункт 2 статьи 574 определяет, что договор дарения движимого имущества должен быть совершен в письменной форме в случаях, когда:                                             
– дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает пять установленных законом минимальных размеров оплаты труда;                                             
– договор содержит обещание дарения в будущем.                                
Пункт 3 статьи 574 определяет обязательность письменной формы сделки при дарении недвижимого имущества.                   
Таким образом, письменный договор дарения заключается образовательным учреждением в следующих случаях:
дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает пять МРОТ;
договор содержит обещание дарения в будущем;
предметом договора дарения является недвижимое имущество.

Имеет ли право учредитель образовательного учреждения устанавливать для учреждения особый порядок приема благотворительной помощи, обязательность заключения с жертвователями письменного договора в случаях, когда заключение письменного договора не обязательно, требовать ведение журнала учета договоров пожертвования?
Статьей 13 (подпункт а) пункта 7) Закона «Об образовании» определено, что компетенция учредителя образовательного учреждения устанавливается Уставом образовательного учреждения.
Учреждение является юридическим лицом, самостоятельно приобретает права и несет обязанности, установленные действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 2 статьи 35 Закона «Об образовании» управление образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления.
Таким образом, учредитель не вправе вмешиваться в деятельность образовательного учреждения, а учреждение самостоятельно определяет порядок осуществления деятельности в соответствии с действующим законодательством, в том числе:
· устанавливает порядок приема благотворительной помощи;
· возможность заключения письменных договоров с жертвователями в случаях, когда обязательная письменная форма договора не установлена;
· устанавливает порядок и необходимость учета заключенных договоров, в том числе – договоров пожертвования.

Имеет ли право руководитель образовательного учреждения в соответствии с действующим законодательством лично принимать благотворительную помощь и добровольные пожертвования?
В соответствии с пунктом 3 статьи 35 Закона «Об образовании» непосредственное управление муниципальным образовательным учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию руководитель (заведующий).
В соответствии со статьей 30 ФЗ «О некоммерческих организациях» текущее руководство деятельностью некоммерческой организации осуществляет исполнительный орган некоммерческий организации (заведующий). К компетенции исполнительного органа некоммерческой организации (заведующего) относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления некоммерческой организацией.
В соответствии с пунктом 8.21 Устава руководитель Учреждения осуществляет непосредственное управление Учреждением, действует на основе единоначалия и решает все вопросы деятельности Учреждения, не входящие в компетенцию органов самоуправления (Совет Учреждения, Педагогический совет, Общее собрание трудового коллектива, Попечительский совет) и Учредителя.
Распоряжение денежными средствами (в том числе их получение) к компетенции органов самоуправления Уставом не отнесена. Статьей 13 (подпункт а) пункта 7) Закона «Об образовании» определено, что компетенция учредителя образовательного учреждения устанавливается Уставом образовательного учреждения, в Уставе компетенция Учредителя определена в пункте 8.2, распоряжение внебюджетными денежными средствами (в том числе их получение) к компетенции Учредителя Уставом не отнесена.
Таким образом, на основании вышеизложенного, распоряжение внебюджетными денежными средствами (в том числе их прием), относится к компетенции руководителя образовательного учреждения и осуществляется им лично и/или лицом, уполномоченным руководителем.

Имеет ли право руководитель образовательного учреждения в соответствии с действующим законодательством самостоятельно распоряжаться полученной благотворительной помощью и добровольными пожертвованиями при условии соблюдения целевого назначения взносов?
В соответствии с пунктом 2 статьи 298 ГК РФ учреждение вправе самостоятельно распоряжаться доходами, полученными учреждением от деятельности, приносящей доходы, предусмотренной его учредительными документами, и приобретенным за счет этих доходов имуществом, учитываемом на отдельном балансе.                                  
В соответствии с пунктом 8.21 Устава руководитель Учреждения осуществляет непосредственное управление Учреждением, действует на основе единоначалия и решает все вопросы деятельности Учреждения, не входящие в компетенцию органов самоуправления (Совет Учреждения, Педагогический совет, Общее собрание трудового коллектива, Попечительский совет) и Учредителя.                                   
К компетенции органов самоуправления и Учредителя Уставом право распоряжения внебюджетными денежными средствами Уставом не отнесено.                            
Таким образом, распоряжение внебюджетными денежными средствами (в том числе их прием) относится к компетенции руководителя образовательного учреждения и осуществляется с учетом целевого назначения пожертвования и/или направляется на ведение уставной деятельности, если жертвователь не указал цель взноса.          

Договор пожертвования

Вологодская обл.

п. Майский                                                                «____»_______________20__ года

______________________________________________, именуемый в дальнейшем «Жертводатель», с одной стороны, и Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Вологодского муниципального района «Майская средняя общеобразовательная школа», именуемое в дальнейшем «Учреждение», в лице директора ___________________, действующего на основании Устава, с другой стороны, а вместе именуемые «Стороны», заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1.     В соответствии с настоящим договором Учреждение принимает от Жертвователя добровольное пожертвование в виде  _________________________ _______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

(денежные средства (сумма), имущество, права и т.п., если вещь не одна — перечисление, указывается индивидуализирующие признаки)

1.2. Жертвователь передает Учреждению имущество (денежные средства), указанное в п. 1.1 настоящего договора, для использования Учреждением  на _______________________________________________________________________.

(уставную деятельность/указать конкретную цель)

1.3. Имущество считается переданным Учреждению с момента подписания акта приема-передачи (денежные средства считаются переданными Учреждению с момента их зачисления на лицевой счет Учреждения).

1.4. Если использование Учреждением пожертвованного имущества (денежных средств) в соответствии с назначением, указанным в п. 1.2 настоящего договора, станет невозможным вследствие изменившихся обстоятельств, то они могут быть использованы по другому назначению лишь с письменного согласия Жертвователя.

2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

2.1. Учреждение праве принять добровольное пожертвование от Жертвователя.

2.2. Учреждение вправе в любое время до передачи ему пожертвования от него отказаться. Отказ Учреждения от пожертвования должен быть совершен также в письменной форме. В этом случае настоящий договор считается расторгнутым с момента получения отказа.

2.3.     Жертвователь вправе требовать отмены пожертвования в случае использования Учреждением пожертвованного имущества (денежных средств) не в соответствии с целями, указанными в п. 1.2 настоящего договора.

2.4.     Учреждение обязано ежегодно отчитываться за целевое использование полученных денежных средств, имущества.

2.5.     Жертвователь имеет право получать своевременные отчеты от руководителя учреждения о целевом использовании денежных средств (имущества), переданного по настоящему договору.

3. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

3.1. Все споры и разногласия, которые могут возникнуть между Сторонами по вопросам, не нашедшим своего разрешения в тексте данного договора, будут разрешаться путем переговоров на основе действующего законодательства.

3.2.     При неурегулировании в процессе переговоров спорных вопросов споры разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. ФОРС-МАЖОР

4.1.     Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему Договору, если оно явилось следствием причин непреодолимой силы, а именно: пожара, наводнения, землетрясения, изменения действующего законодательства, военных действий и др. событий, при которых исполнение настоящего Договора становится невозможным.

5. СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА

5.1. Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания Сторонами и действует до полного выполнения Сторонами всех принятых на себя обязательств соответствии с условиями договора.

6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

6.1. Во всем остальном, что не предусмотрено настоящим договором, Стороны руководствуются действующим законодательством Российской Федерации.

6.2. Любые изменения и дополнения к настоящему договору действительны при условии, если они совершены в письменной форме и подписаны Сторонами.

6.3. Договор может быть расторгнут по письменному соглашению Сторон.

6.4. Договор составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для каждой из Сторон.

7. АДРЕСА И РЕКВИЗИТЫ СТОРОН

Жертвователь:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Учреждение: МБОУ  ВМР «Майская средняя общеобразовательная школа»

160058, Вологодская обл, Вологодский район, д.18, т/ф  77-18-41

7. ПОДПИСИ СТОРОН

Жертвователь: ________________________________/__________________/

Учреждение:_________________________________/_________________/

М.П.

Директору

Муниципального  бюджетного образовательного

учреждения  Вологодского муниципального района

«Майская средняя общеобразовательная школа»

__________________________________

ЗАЯВЛЕНИЕ

Я, _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________,

(Ф.И.О. физического лица, паспортные данные, адрес места жительства,

Ф.И.О. руководителя организации, ее полное наименование)

по собственному желанию (решению исполнительного органа организации) передаю Муниципальному  бюджетному образовательному учреждению «Майская средняя общеобразовательная школа» в качестве пожертвования (благотворительной помощи)

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

(денежные средства (сумма), имущество, права и т.п., если вещь не одна – перечисление, указывается индивидуализирующие признаки вещей)

Добровольное пожертвование (нужное отметить):

– передается на содержание и развитие МБОУ ВМР«Майская средняя общеобразовательная школа» и используется по усмотрению одаряемого в соответствии с законодательством;

– носит целевой характер и подлежит использованию ____________________________

____________________________________________________________________________.

(заполняется в случае определения цели пожертвования)

Даю согласие на обработку своих персональных данных.

«____»_______________20___г.                                                            ___________________

(подпись)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *