В последнее время не утихают споры о правомерности штрафов через мобильное приложение «Народный инспектор». Одни говорят, что наказывать водителей по фото с телефона незаконно. По мнению других, раз на фотографии изображен автомобиль, его госномер и есть факт несоблюдения ПДД – постановление со штрафом обосновано. А сейчас появились новости о том, что с 2024 года российских водителей начнут штрафовать через сервис «Народный инспектор». Якобы теперь любой человек может сфотографировать факт нарушения, отправить информацию в ГИБДД, а нарушителю придёт «письмо счастья» по аналогии со штрафами с камер автофиксации. Правда это или нет? В статье будем выяснять, откуда «растут ноги» у этих новостей и что за всем этим стоит.
С такой инициативой выступила Тамбовская областная Дума. Она предлагает разрешить самостоятельную подготовку водителей для получения прав на мотоциклы и легковые автомобили. Но только для нескольких категорий граждан. А именно для тех, кто уже участвует в СВО, мобилизованных, добровольцев, заключивших контракт, а также просто проходящих военную службу.
Как говорится в пояснительной записке к документу, проект разработан для установления дополнительных мер поддержки граждан, принимающих участие в специальной военной операции. Ведь ранее вопросы поддержки таких граждан были определены президентом в качестве приоритетных. Они требуют принятия соответствующих решений в различных сферах жизни граждан. По мнению депутатов, эта инициатива позволит участникам СВО оперативно получить водительские права и использовать машины, в том числе для реализации задач в ходе ее проведения.
Однако сразу оговоримся, что экзамен на право управления в ГИБДД никто не отменяет.
К сожалению, законопроект внесен без отзывов на него. Но, как стало известно “РГ”, эти отзывы отрицательные. Дело в том, что так называемая самоподготовка водителей в России работала до 2013 года. В это время такие самоподготовленные водители приходили сдавать экзамены и по десять, и по двадцать раз. По сути, они обучались на своих ошибках на экзамене в подразделениях ГИБДД.
Кроме того, аварийность с такими водителями в первые два года управления с правами в несколько раз превышала аварийность с водителями, прошедшими обучение как положено. И она с каждым годом росла. После того как самоподготовку отменили, все водители стали обучаться в автошколах, аварийность резко пошла на спад. И снижается с каждым годом.
У экспертов возникает масса вопросов. Например, как можно самостоятельно обучиться оказанию первой помощи, транспортировке пострадавших в аварии. Кстати, термин “обучающий” даже в Правилах дорожного движения закреплен. А эти навыки более чем нужны именно в зоне СВО.
Вождение при тех рисках, которые возникают в этой зоне, требует высокого профессионализма. Но получить его можно только из рук в руки именно от профессионала. То есть от мастера вождения.
Любой владелец смартфона, ставший свидетелем запрещенного маневра и заснявший его, сможет отправить видеозапись в ГИБДД, и там разберутся.
Напомним, недавно был принят закон, обязывающий суды при рассмотрении дел об административных правонарушениях принимать в качестве доказательств видеоматериалы. Так, теперь ни суд, ни правоохранители не вправе отмахнуться от записей видеорегистраторов. Изначально планировалось, что жесткая норма позволит людям лучше защищать свои права: судья своими глазами увидит, что произошло, а не будет судить о том с чужих слов.
Но благодаря новым нормам любой человек сможет стать своего рода добровольным помощником ГИБДД. Достаточно будет зафиксировать нарушение и послать в полицию.
Теоретически неравнодушный человек может и сегодня прийти в ГАИ с “горячей” записью. Однако процедура привлечения к ответу нарушителя в таком случае сложна.
Сначала ГАИ должна вызвать заявителя, опросить. Затем установить нарушителя, это дело техники: номер машины пробивают по базам данных. Предполагаемого нарушителя тоже надо вызвать. Также инспектор ГАИ должен попытаться найти свидетелей, изучить другие возможные доказательства, а также принять решение, допустимо ли вообще использовать гражданскую видеозапись в качестве обвинения гражданина. На все про все у сотрудников ГАИ есть два месяца. Можно банально не успеть выписать штраф.
Теперь МВД предлагает упростить процедуру привлечения к ответственности нарушителей Правил дорожного движения по видеосигналам от граждан.
Чтобы стать де-юре “внештатным корреспондентом” ГИБДД, человек должен быть зарегистрирован на портале госуслуг. Прислать свои сообщения гражданин сможет через этот портал с помощью специализированного программного обеспечения. Программа должна обеспечивать идентификацию лица, зафиксировавшего административное правонарушение и направившего видеозапись, достоверность времени и места фиксации административного правонарушения, конфиденциальность и целостность видеозаписи. Соответствующие поправки предлагается внести в Кодекс об административных правонарушениях.
Пока до конца не ясно, станут ли сотрудники ГАИ принимать к рассмотрению и записи с видеорегистраторов или ограничатся только видеороликами, сделанными через специальное приложение для смартфонов.
По данным СМИ, соответствующая специализированная программа еще только разрабатывается. По словам экспертов, было бы логичней прописать специальные коды именно для видеорегистраторов, которые работают на машинах в режиме нон-стоп. И видят все. Поймать же лихача на камеру смартфона гораздо трудней.
Последние новости о штрафах через приложение
Ряд источников сообщают о разработке всероссийской версии софта.
Речь идёт о доработке существующего комплекса «Помощник Москвы» под запросы действующего законодательства. Уже известно, о том, что ЦОДД заключили контракт с разработчиком мобильного приложения. Ожидается, что готовый продукт появится в первом квартале 2024 года. Таким способом инициаторы хотят уравнять в правах мобильные телефоны с установленным приложением «Народный инспектор» и комплексы автоматической фиксации нарушений.
Если мобильный софт в итоге выйдет на федеральный уровень, с его помощью можно будет штрафовать водителей на основе фотографий в упрощённом порядке. Инспекторам ИАЗ не придётся вначале оформлять протокол, а затем проводить расследование с вызовом владельца машины и того, кто отправил жалобу.
Это уже точно?
По всей видимости, да.
К слову, соответствующее закону приложение «Народного инспектора» должно было появиться в России еще в 2021 году. Тогда Президент РФ Владимир Путин поручил властям продумать реализацию возможности фиксации правонарушений с помощью мобильных приложений. Но распоряжение исполнено не было. И вот сейчас за него взялись, похоже, уже основательно.
Однако стоит отметить, что для полноценного запуска «Народного инспектора» на федеральном уровне необходимо внести изменения и в действующую редакцию КоАП, а именно в часть 3 ст. 28.6, которая регулирует упрощённый порядок привлечения к ответственности при фиксации нарушений на камеры автоматической фиксации.
В свою очередь доработка КоАП носит строго регламентированный порядок – разработка законопроекта, его формирование, подача на рассмотрение в Госдуму, прохождение I, II, III чтений, одобрение Советом Федерации, подписание Президентом РФ и официальное опубликование.
За какие нарушения можно будет получить штраф через «Народный инспектор»?
В настоящее время через ПАК «Помощник Москвы» можно фиксировать нарушения, связанные со стоянкой и остановкой. В новом федеральном приложении этот перечень планируют расширить, но с ограничениями.
В частности, граждане смогут фиксировать:
А вот другие нарушения ПДД с помощью «Народного инспектора» зафиксировать не удастся. К примеру, за превышение скорости или за управлением автомобилем с чрезмерной тонировкой. Эти нарушения выявляются с помощью замеров специальными приборами, которых нет в обычном смартфоне. Поэтому такие присланные фотографии просто останутся без внимания инспекторов ИАЗ.
Как это будет работать на практике?
С помощью федерального приложения «Народный инспектор» любой гражданин нашей страны сможет зафиксировать нарушение и прислать его фото-подтверждение специалистам ГИБДД, после чего владелец машины получит «письмо счастья».
Вероятно, это будет работать так:
По всей видимости, программное обеспечение будет настроено таким образом, что участие пользователя будет сведено к минимуму, а переходы внутри приложения будут автоматическими.
В 2023 году водителей штрафуют по фото через приложение «Народный инспектор» – это правда?
Не совсем так.
Да, ваше нарушение действительно может быть зафиксировано кем-то из неравнодушных людей и отправлено в ГИБДД с помощью софта «Народный инспектор». Однако это не означает, что вам сразу выпишут штраф. А если выпишут – постановление можно обжаловать в суде и вполне удачно!
В чём тут дело? До поры до времени водителей и правда штрафовали по фото через ПАК «Помощник Москвы» и мобильное приложение «Народный инспектор». Любой гражданин с активной позицией мог сфоткать, к примеру, неправильно припаркованный автомобиль соседа, отправить фотки в ГИБДД, а там быстренько оформляли постановление и высылали собственнику этой машины штраф. И тому приходилось платить.
Однако вскоре вышло ППВС № 20 от 25 июня 2019 года, где Верховный Суд разъяснил, можно ли считать мобильные приложения и телефоны комплексами автоматической фиксации.
Так, в пункте 26 было указано следующее:
С учетом этого, если правонарушение в области дорожного движения было зафиксировано с помощью технических средств, которые не работали в автоматическом режиме, либо с использованием других технических средств (например, телефона, видеокамеры, видеорегистратора), то в данном случае особый порядок привлечения к административной ответственности не применяется,
А ещё Верховный Суд подчеркнул, что мобильный телефон или планшет гражданина не может считаться сертифицированным «средством автоматической фиксации» – потому что такое устройство не проходит проверки, не имеет сертификата (как камеры) и не работает в автоматическом режиме без участия человека.
В итоге ВС запретил ГИБДД штрафовать водителей в упрощённом порядке на основании фото и видео через приложения «Помощник Москвы» и «Народный инспектор». Все эти присланные материалы могут использоваться лишь в качестве доказательной базы. А в обязанности инспектора ИАЗ в таких случаях входит возбуждение административного дела (протоколом) и установление нарушившего лица.
Но дальше наступают трудности. Так, собственник машины может вообще не явиться по вызову ГИБДД. Или воздержаться от каких-либо комментариев по поводу события, сославшись на ст. 51 Конституции РФ, которая позволяет не свидетельствовать против себя и своих близких. А это значит, что автоинспектору придётся собирать иные доказательства и устанавливать личность того, кто был за рулём и является нарушителем. На практике 2023 года этим практически никто из сотрудников ИАЗ не занимается, поэтому почти всегда выносится определение о прекращении дела в связи с отсутствием состава правонарушения.
Штраф можно получить лишь в том случае, если собственник машины придёт в ГИБДД и сознается в том, что он действительно нарушил. Или укажет на того, кто управлял машиной в тот день. Оба варианта из разряда маловероятных.
К чему всё это приведёт?
Уже сейчас у новой идеи есть как сторонники, так и противники.
Давайте посмотрим, чего ждать от штрафов водителям по фото из приложения «Народный инспектор».
Нам остаётся лишь ждать разработки приложения «Народный инспектор» и внесения изменений в КоАП по части вынесения наказаний в упрощённом порядке. Мы обновим статью, когда это произойдёт.