Советские композиторы

Дмитрий Дмитриевич Шостакович: Искусство, жизнь, наследие

Улица Шостаковича в Самаре

В 1945 году композитор работал в доме № 5.

Барельефы Хармсу, Дали, Шостаковичу и Лихачёву в Санкт-Петербурге

Произведения искусства посвящены выдающимся личностям.

Почтовые марки

Информация о публикациях Д. Д. Шостаковича.


  • Шостакович Д. Д. Знать и любить музыку: Беседа с молодёжью. — М.: Молодая гвардия, 1958.
  • Шостакович Д. Д. Избранные статьи, выступления, воспоминания / Ред. А. Тищенко. — М.: Советский композитор, 1981.

Жанровое и эстетическое разнообразие музыки Шостаковича огромно. Он сочетал элементы различных стилей и направлений, делая свои произведения выразительными и уникальными.


Сергей Прокофьев

Музыкальный наследник С.С. Прокофьева продолжает работу по оцифровке его рукописей.


С. С. Прокофьев и М. А. Мендельсон. Николина Гора, 1946


Большая часть рукописей и партитур С.С. Прокофьева хранится в Российском государственном архиве литературы и искусства. Он внес значительный вклад в развитие музыки XX века и был признан выдающимся композитором.


Взаимоотношения с другими композиторами

Фото Сергея Прокофьева и Мстислава Ростроповича, 1952 г.


  • Профессия: композитор, пианист, музыкальный педагог
  • Жанры: симфоническая и камерная музыка, опера

Прокофьев считается одним из крупнейших композиторов XX века, автором множества произведений, оставившим возможность для последующих поколений артистов узнать его музыку.


В данной статье мы рассмотрели жизнь и творчество двух великих композиторов: Шостаковича и Прокофьева, чьи произведения до сих пор остаются актуальными и любимыми в мире музыки.

Узнаваемая ритмика Прокофьева

Узнаваема и специфическая ритмика Прокофьева, особенно ярко проявляющаяся в его фортепианных сочинениях, таких как:

  • Токката op. 11
  • Наваждение
  • Седьмая соната

Не менее узнаваема и антиромантическая особенность ритмики — знаменитая прокофьевская моторность, характерная для фортепианных сочинений досоветского периода:

  • Скерцо из Второго фортепианного концерта
  • Аллегро из Третьего фортепианного концерта
  • Токката и другие

Исполнение таких моторных сочинений требует от пианиста безупречной ритмической дисциплины, высокой концентрации внимания и технического мастерства.

Строгость в оркестровке Прокофьева

Своеобразие стиля Прокофьева проявляется и в оркестровке. Для некоторых его сочинений характерны сверхмощные звучания, основанные на диссонирующих медных духовых и сложных полифонических узорах струнной группы. Это особенно чувствуется во 2-й (1924) и 3-й (1928) симфониях, а также в опере Игрок, Огненный ангел и Любовь к трём апельсинам.

Дмитрий Шостакович и его роль на экране

В 1988 году вышел на экраны британский художественный фильм по одноимённой книге Соломона Волкова, основанной на воспоминаниях Д. Д. Шостаковича. Роль композитора исполнил Бен Кингсли.

В различных произведениях, таких как мини-сериале Маяковский. Два дня, телесериале Седьмая симфония и художественном фильме-байопике Танец с саблями, роль Дмитрия Шостаковича исполнил Вадим Сквирский.

Книги о Шостаковиче

  • Ардов Михаил — Книга о Шостаковиче. Воспоминания автора, детей и современников. 3 ч. 10 мин. Читает Евгений Терновский.

  • Дворниченко Оксана — Дмитрий Шостакович. Путешествие. Человеческий и творческий портрет на основе дневников, писем интервью композитора и воспоминаний близких. 21 ч. 31 мин. Читает Светлана Репина.

Оценки и место в культуре

В фильме Прокофьев наш 2016 года американский музыковед Саймон Моррисон заявил о своей уверенности в том, что повторяющиеся в фильме Аватар несколько фрагментов из сюиты Прокофьева Поручик Киже свидетельствуют не о совпадении, а о 100 % плагиате.

Музыка С. С. Прокофьева использовалась в постановках музыкального театра.

Самый русский композитор Рахманинов и другие великие эмигранты

Первого апреля 2023 года свой 150-летний юбилей отмечает русский композитор Сергей Рахманинов, большую часть своей жизни проживший во Франции и США.

Сергей Рахманинов: главный бренд русской музыки

В академических музыкальных кругах все знают, каким мастерством не обладал бы исполнитель, Баха сыграет по-настоящему только немец, а Рахманинова – только русский. И тем не менее, Сергей Васильевич Рахманинов, наряду с Чайковским, а иногда и опережая его, в мире считается главным брендом русской музыки на экспорт.

Экспорт русской культуры

Конечно, не он один, в бурные 20-30 годы минувшего века успешно экспортировал на Запад русскую культуру, однако именно его, среди других эмигрировавших музыкантов, принято считать настоящим патриотом.

Фонд обороны

Трудящиеся предлагают создать фонд обороны! – такой заголовок появился в газете Правда 29 июля 1941 года, в дни, когда немецкая армия быстро продвигалась вглубь советских территорий. Уже летом на взносы была построена танковая колонна Алтайский комсомолец и боевая эскадрилья Новосибирский комсомолец.

Советский период и эмиграция

Композитор Сергей Рахманинов поучаствовал в сборах анонимно, но об этом стало известно после его короткой переписки со Сталиным. Некоторые современные историки пишут, что в Советском Союзе Рахманинов был запрещен, но это не так.

Сам композитор эмигрировал еще в 1918 году и к советской власти относился откровенно плохо. Вершиной симфонического творчества считается написанная в 1941 году оркестровая сюита Симфонические танцы – последнее крупное произведение композитора.

Поддержка Фонда обороны

В этом же году, после нападения гитлеровской Германии на Советский Союз Сергей Васильевич дает несколько концертов в Нью-Йорке, выручку от которых анонимно отправляет в Фонд обороны, построив на них самолет для Красной Армии.

Позднее, после победы под Сталинградом, композитор пишет Сталину открытое письмо, на что Сталин отвечает, называя Рахманинова настоящим патриотом.

Поддержка музыкантов в такие трудные времена стала свидетельством их преданности родине и солидарности с теми, кто защищает ее на передовой.

Стравинский: русский музыкальный гений в эмиграции

Введение

Игорь Стравинский – знаменитый русский композитор, эмигрировавший в США в 1940 году, был одним из ярких представителей русской музыкальной культуры XX века. Его творчество оказало значительное влияние как на западных, так и на русскоязычных слушателей.

Путь в эмиграцию

Стравинский переехал в США из Франции, чтобы избежать влияния Второй мировой войны. Будучи успешным композитором и дирижером, он стремился к успеху в Голливуде, но долго это удалось только в конце своего творческого пути.

Мечта о Голливуде

Стравинский мечтал о работе в Голливуде и сотрудничестве с кинематографистами. Его музыка использовалась в мультфильме Фантазия Уолта Диснея, но композитор остался недоволен сотрудничеством и больше не работал в киноиндустрии.

Отношения с Родиной

Стравинский, эмигрировавший до Первой мировой войны, всегда называл себя русским композитором. Он взаимодействовал с русскими артистами и культурными деятелями в Европе и США. В 1962 году он посетил Советский Союз, где встретился с Шостаковичем и Хачатуряном, но почувствовал себя абсолютно чужим в Ленинграде.

Заключение

Стравинский остался неотъемлемой частью русской музыкальной культуры, даже проживая большую часть жизни за рубежом. Его творчество остается как важный элемент как западной, так и русской музыкальной традиции.

ГодСобытие
1940Эмиграция в США
1951Окончание оперы Похождения повесы
1962Встреча с советскими композиторами в Советском Союзе

Стравинский оставался верным русскому происхождению и творил музыку, вдохновленную родной страной, даже находясь в эмиграции.

Однако не все композиторы уезжали из предреволюционной и революционной России, прощаясь навсегда и разрывая все связи. Несмотря на все сегодняшние обвинения в тоталитарности раннего советского режима, народный комиссар просвещения СССР Анатолий Луначарский своей рукой подписывал разрешения музыкантам и артистам на выезд, на возвращение в Советский Союз, всячески одобрял и поддерживал заграничные гастроли.

Так, композитор Сергей Прокофьев, уехавший из России накануне Великой Октябрьской Революции, и проживший в США больше десяти лет, беспрепятственно вернулся в страну благодаря приглашению Луначарского и был восстановлен в гражданстве. При этом в Америки им были написаны произведения, ставшие позже классикой социалистического реализма в музыке, такие как, например, балет "Стальной скок". К слову, в Москву – уже навсегда – он приехал в 1936 году, а во время Великой Отечественной войны написал ряд монументальных исторических произведений, которые Сталин ставил в пример другим творцам: опера "Война и мир" по роману Толстого, музыка к фильмам Сергея Эйзенштейна "Иван Грозный" и "Александр Невский", и многое другое.

Благодаря личному позволению Луначарского из России в Вену в 1926 году выехал и композитор Александр Глазунов – один из последних русских романтиков и преданный ученик Николая Андреевича Римского-Корсакова. Выехав в служебную командировку на несколько месяцев, Глазунов навсегда остался в Париже. Подобная судьба ждала и пианиста, композитора Николая Метнера, против отъезда которого в Германию Луначарский "не возражал".

Маяковский против главного баса страны

И все же не всех великих эмигрантов ждали на Родине.

раздушёнными аплодисментами оляпан?

народный артист Республики!"

Так поэт Владимир Маяковский писал об одном из самых известных оперных голосов России – Фёдоре Шаляпине, после того, как тот подозрительно долго не возвращался из своих американских гастролей. 24 августа 1927 года Постановлением Совнаркома РСФСР он был лишён звания Народного артиста и права возвращаться в Советский Союз.

И тем не менее, в сокровищнице мировой оперной культуры Шаляпин – солист Мариинского театра, Большого, а также – Metropolitan Opera – остался "самым великим русским басом" и визитной карточкой опер Мусоргского "Борис Годунов", Даргомыжского – "Русалка", а всеми любимые куплеты Мефистофеля из оперы Шарля Гуно "Фауст" едва ли зазвучат в сознании любого ценителя французской оперы каким-нибудь другим голосом.

Адреса в России

Антонов Юрий Михайлович — певец, музыкант, композитор. Народный артист России.

Звания, награды и премии

Музей в Камергерском переулке, 6/5.

Юбилейная монета СССР, посвящённая С. С. Прокофьеву, 1991, 1 рубль

Почтовая марка СССР, посвящённая С. С. Прокофьеву, 1991, 15 копеек (ЦФА 6314, Скотт 5993)

Карьера певца и композитора

Родился в Ташкенте. Мать — Наталья Михайловна Антонова (Литовченко). Отец — Михаил Васильевич Антонов — участвовал в Великой Отечественной войне, был офицером морской пехоты. У Антонова есть младшая сестра Жанна.

Советские композиторы

После окончания войны Михаил Антонов остался служить в военной администрации Берлина, потом его перевели в Белоруссию. В городе Молодечно Минской области Юрий Антонов и окончил музыкальную школу, а затем музыкальное училище. Играл на аккордеоне. В студенческие годы создал свой первый музыкальный коллектив.

С 14 лет музыкант руководил хором в железнодорожном депо. После окончания училища стал преподавать в детской музыкальной школе в Минске, потом был солистом-инструменталистом в Белорусской государственной филармонии.

С ноября 1964 года служил во внутренних войсках МВД СССР. После армии вернулся в филармонию. Работал музыкальным руководителем ансамбля «Тоника», который выступал с народным артистом БССР Виктором Вуячичем.

Лучшие песни Юрия Антонова

Антонов был женат три раза.

Первая жена — Ида, живет в США. По словам Антонова, будучи из еврейской семьи, его бывшая супруга покинула СССР в 1970-е на волне эмиграции. Музыкант сначала планировал отправиться с ней, но потом передумал: отговорили родители. Вскоре Антонов с женой расстались.

Вторая жена — уроженка Югославии Мирослава Бобанович.

Третья жена — Анна, живет во Франции.

У Антонова есть дочь Людмила и сын Михаил.

Советские композиторы

Альбомы Юрия Антонова

Такие обвинения, дабы усиливалось эмоциональное воздействие на читателей, слушателей и зрителей, сопровождаются давно заезженными клише: «сталинский сатрап», «презренный сталинист», «гонитель Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна, Мясковского», «организатор травли композиторов-авангардистов», «бесталанный сочинитель», «музыкальный функционер, всегда обслуживавший тоталитарную власть». Что ж, это «низвержение и разоблачение ставленников ненавистного режима» знакомо нам, что называется, до боли. Его с перестроечных времён россияне наслушались и насмотрелись столько, что нормальному человеку, привыкшему отличать зёрна от плевел, и представить сложно. Только вот истина-то совсем в другом. И жизнь Хренникова, большая, интересная, насыщенная множеством исканий, творений, самоотверженного служения музыке, стране, народу и продлившаяся девяносто четыре года, яркое тому подтверждение.

Одно из главных направлений развития современного искусства, в том числе и музыкального, я вижу в его демократизации — демократизации в самом лучшем смысле этого слова. Это очень трудная задача — писать музыку самого высокого качества и вместе с тем не снижая строгих художественных требований, не идя на компромиссы, обращаться с музыкальным словом к миллионам слушателей. В этом плане творческий путь Хренникова во многом можно назвать показательным. В его музыке бьётся живой пульс времени».

Да, действительно, Хренников необычайно тонко, с чрезвычайной образной яркостью и неповторимым художническим вкусом, взыскательным, эмоциональным, впитавшим в себя лучшие образцы русской и мировой классической музыки, чувствовал пульс своего созидательного времени. Времени, в котором зарождалась новая оптимистическая, самобытная, наполненная глубокими смыслами и содержанием советская музыка, одним из признанных корифеев которой ему выпала заслуженная честь являться. И признание своё он заслужил отнюдь не благодаря выдвижению в 1948 году самим Сталиным на пост руководителя Союза композиторов, а в силу удивительного дарования, прекрасного образования, яркого музыкального языка и стиля, с годами усложнявшихся, расширявшихся, совершенствовавшихся путём применения технических приёмов, позволявших писать исключительно индивидуально, продуманно, отточенно, лаконично, выразительно.

Важно подчеркнуть и то, что к 1948 году Хренников был уже вполне состоявшимся, прошедшим путь становления и роста художником, к тому же и невероятно популярным. Его интересы были устремлены к созданию новых отечественных сочинений, призванных продолжить славные традиции русской классической музыки, оказавшей на него сильнейшее влияние.

Хренников и как композитор, а в ещё большей мере как первый секретарь правления Союза композиторов СССР, будет последовательно и настойчиво продвигать в массы классическую музыку, и русскую, и европейскую, приобщая к ней самые широкие слои населения. «Ни в одной стране мира классическая музыка не пользуется таким почитанием, как в СССР. И в этом заслуга Тихона Хренникова, который сумел оградить её от опошления и профанации», — заметит в 1983 году знаменитый итальянский дирижёр Пьетро Ардженто и будет, безусловно, прав.

Сам же профессиональный рост Хренникова, как и всего композиторского поколения тридцатых годов прошлого столетия, был неразрывно связан с революционным обновлением жизни, обусловившим формирование личного и общественного сознания. Отсюда, собственно, формировалась и его постоянная, вплоть до самых последних лет жизни, потребность в обращении к актуальной тематике и жизненной реальности, вдохновлявших Тихона Николаевича и придававших ему энергии, сил, задора, уверенности в правильности выбранного пути.

Потому-то и смог он сформироваться в одного из самых маститых советских композиторов, что талант свой направил на постижение современности, пытаясь рассмотреть в ней всё самое значимое и возвышавшее человека. И процесс этот у него шёл стремительно. Недаром крупнейший русский советский композитор Александр Холминов как-то заметил: «Мне кажется, у Хренникова не было обычного периода становления. Он как-то сразу «нашёл себя», заявил о себе ярко и определённо. Это свидетельствует не только о большом даровании, но также и о ясности эстетических убеждений, твёрдости художественной позиции, которая у него была с самого начала творческого пути и которой он не изменял никогда.

О том, что Хренников был профессионалом высочайшего уровня, написано немало книг и сотни статей. Очевидно это и всем тем, кто хотя бы мало-мальски разбирается в музыке, её жанрах и основах музыкального письма. Но ведь, как водится, замшелые и недалёкие хулители всего советского и в биографии Тихона Николаевича обнаружили «изъян», позволивший им «усомниться» в его таланте и профессионализме. Вот, заявляют они, смотрите: а за дипломную работу в Московской консерватории, где молодой Хренников представлял свою Первую симфонию, сам Прокофьев поставил ему четвёрку, сказав, что не нашёл в его музыке ничего нового.

Что можно ответить на такие и им подобные выпады? Говорить о требовательности и о высочайшей творческой планке великого Прокофьева, распространявшего её на молодых композиторов, думаю не стоит. А вот сказать о том, что Первая симфония Хренникова стала крупным событием в музыкальной жизни страны середины 1930-х годов, следует обязательно.

Так А. Хачатурян, почувствовав в ней интонации современности, отмечал: «Как верно услышал и точно передал композитор ритм нашей новой жизни!» Сыгранная впервые 10 октября 1935 года симфоническим оркестром Всесоюзного радио, симфония затем многократно исполнялась в СССР и за границей, войдя также в репертуар таких крупнейших американских дирижёров с мировыми именами, как Леопольд Стоковский и Юджин Орманди. К слову, в наше время Первую симфонию Хренникова неоднократно исполнял и наш выдающийся современник Юрий Башмет, сказавший, что «в этой музыке всё так ясно, так грамотно, так правильно».

Не подвергая это первое симфоническое сочинение композитора детальному разбору, тем не менее, подчеркнём: оно было индивидуальным по своей концепции, языку, образному содержанию, выпукло контрастным, мелодически и ритмически выстроенным. Важно отметить и то, что в нём просматривалась связь с русской классической традицией в том её понимании, которое сложилось в творческой школе его учителя Виссариона Шебалина. В его классе Хренников занимался в консерватории, а также и после её окончания, когда с 1936 по 1938 год продолжил с ним занятия, но уже в классе высшего мастерства.

Вторую свою симфонию Тихон Николаевич завершит в 1942 году. А несколько позже он займётся её переработкой. В окончательной редакции она впервые прозвучит в июне 1944 года в исполнении Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио под руководством замечательного дирижёра Николая Голованова. Публика и критика тепло примут это произведение, в котором будут перекликаться современность темы и музыки симфонии. Ослепительно яркое это произведение прославляло мужество советских людей, героизм их бессмертных подвигов в годы Великой Отечественной войны.

Пройдёт тридцать лет, и 11 марта 1974 года Государственный академический симфонический оркестр Союза ССР под управлением его главного дирижёра Евгения Светланова исполнит Третью симфонию Хренникова, имевшую огромный успех. Бывший, естественно, не случайным. Художественные достоинства партитуры, написанной с высоким мастерством и подлинным вдохновением, насыщенной динамикой, всё время державшей слушателя в напряжении, станут неким итогом многолетних раздумий композитора о жизни, о месте человека в современном мире.

Второй концерт для фортепиано с оркестром, встреченный слушателями с восторгом, будет справедливо отмечен и критиками, и публикой. Он станет вершиной творчества не только композитора, но и всей советской симфонической музыки. В 1974 году Хренников за это сочинение будет удостоен Ленинской премии.

«Произведение это, возникшее в период расцвета таланта признанного мастера, — одно из высших достижений советского музыкального искусства, — писал 22 апреля 1974 года на страницах «Правды» председатель Комитета по Ленинским и Государственным премиям в области литературы, искусства и архитектуры при Совете Министров СССР Николай Тихонов. — Оно концентрирует в себе лучшие черты художественной индивидуальности композитора, представляет его как художника, смело расширяющего свои творческие горизонты.

Значительность и современность содержания концерта, жизнеутверждающий характер музыки, демократическая направленность снискали ему быстрое и горячее признание. За два года Второй фортепианный концерт Т. Хренникова обошёл концертные эстрады более тридцати городов Советского Союза и многих зарубежных стран, заняв прочное место в репертуаре ряда коллективов и солистов. Огромный успех сопутствовал его авторскому исполнению.

Слушателей неизменно привлекают ясность и ёмкость мысли, мастерство формы, неистощимая творческая фантазия, которая проявляется сугубо по-хренниковски, а вместе с тем прочно опирается на традиции отечественной классики».

Следует сказать, что Хренников всегда был не просто художником-реалистом, но и творцом-новатором с несомненной симфоничностью мышления. При этом отметим и то, что его произведения были современны в техническом исполнении, ритмичны, в них ощущались энергия и живость музыкального письма. Но и тематика их позволяла слушателю слышать пульс времени и видеть в них день сегодняшний.

Потому и волновали они миллионы советских граждан, что наблюдался в них пафос созидания советского общества; эпическое осмысление революционного прошлого; стальная несокрушимость в борьбе с врагом; радостное восприятие социалистической действительности; полнота мирной, созидательной жизни огромной страны, строящей по-настоящему свободное и справедливое, многонациональное государство. И отображал современность Хренников одновременно чётко и просто, но и выразительно, монументально. Иначе он своё творчество, реалистическое по характеру, но и новаторское по методу воплощения, не представлял.

«Реалистическая направленность искусства открывает перед каждым художником широчайший простор для проявления творческих склонностей, своеобразия стиля и темперамента, выбора средств выразительности, — писал композитор в статье «Языком музыки: Художник и время», опубликованной в «Правде» 10 декабря 1970 года. — Пытливый художник всегда творит в ногу со временем. Чутко прислушиваясь к музыкальной атмосфере эпохи, он обязательно привносит новые черты в музыку, обогащает её интонационный склад, мелодию, гармонию, ритм, способствует развитию жанров. Такой творческий поиск диктуется содержанием самой нашей жизни, её стремительным движением вперёд».

Также Хренников был автором музыки к драматическим спектаклям: «Мик», «Много шума из ничего», «Большой день», «Шёл солдат с фронта», «Романтики», «Дон-Кихот», «Давным-давно», «Офицер флота», «Умные вещи» и др. Ну и, разумеется, прекрасная музыка композитора звучит в кинофильмах «Свинарка и пастух», «В шесть часов вечера после войны» И. Пырьева, «Поезд идёт на Восток» и «Кавалер Золотой Звезды» Ю. Райзмана, «Донецкие шахтёры» Л. Лукова, «Верные друзья» М. Калатозова, «Капитанская дочка» В. Каплуновского, «Гусарская баллада» Э. Рязанова, «Товарищ Арсений» И. Лукинского, «Пароль не нужен» Б. Григорьева, «Руслан и Людмила» А. Птушко, «Додумался, поздравляю!» Э. Гаврилова, «Время выбрало нас» М. Пташука, «Дуэнья» М. Григорьева, «Антарктическая повесть» С. Тарасова, «Любовью за любовь» Т. Березанцевой и других.

Главным же выразительным средством, позволявшим широкой аудитории воспринимать киномузыку Хренникова, была, само собой, песня. Да и вообще, песням композитора был свойственен необычайно богатый образный диапазон, филигранно отточенное мастерство музыкального языка, замечательная скульптурная рельефность мелодий, сразу непроизвольно западавших в память. Недаром же многими нашими согражданами Хренников воспринимался именно как композитор-песенник. Это не совсем верно, так как прежде всего Тихон Николаевич — крупнейший отечественный автор симфонической музыки, исполнявшейся авторитетнейшими коллективами под руководством дирижёров с мировыми именами.

И всё же песни Хренникова по-настоящему бесподобны. Ну кто, скажите, из старшего поколения россиян, да и всех тех, кто продолжает числить себя советскими людьми, живущими сегодня в других странах, не помнит «Песню о Москве» на стихи В. Гусева из легендарного фильма «Свинарка и пастух»? А разве забыта духоподъёмная «Песня артиллеристов» на слова В. Гусева, впервые исполненная в 1943 году Краснознамённым ансамблем красноармейской песни и пляски СССР?

Или, может быть, позабыта одна из самых лиричных песен в истории советского песенного искусства «Что так сердце растревожено» на стихи М. Матусовского из фильма «Верные друзья», блестяще исполнявшаяся А. Борисовым, Г. Отсом, Е. Кибкало, М. Магомаевым, И. Кобзоном, С. Захаровым, В. Герелло, О. Погудиным и многими другими? Ну а как возможно не помнить песню «Московские окна» на стихи М. Матусовского, впервые исполненную Л. Утёсовым, а затем и многими другими отечественными замечательными певцами? А неужто заслуживает забвения песня «Как соловей о розе» на стихи П. Антокольского, которую чарующе исполняли такие мастера, как С. Лемешев, Ю. Гуляев, М. Магомаев? К счастью, эти замечательные песни в народе нашем продолжают жить.

Вообще-то о песнях Хренникова можно говорить долго и каждую из них рассматривать в отдельности. За неимением такой возможности сошлёмся на слова А. Холминова, предельно верно охарактеризовавшего это направление в деятельности своего старшего товарища по профессии: «Он — один из классиков советской песни, внёсший огромную лепту в это поистине уникальное явление современной музыки. Здесь вновь открывается его неиссякаемый мелодичный дар. Его песни, часто звучащие с киноэкрана и театральной сцены, обладают удивительным обаянием, пронизаны особой доверительной интонацией. И когда Хренников говорит в своих песнях о Родине, о народе, о его свершениях, о дружбе, о любви, он умеет это делать без помпы, с настоящей искренностью. Сколько здесь сердечности, силы, проникновения в души людей! В каждой мелодии обязательно скрыта «изюминка», которая делает мелодию неповторимой, единственной. Я думаю, этим мелодиям суждена долгая жизнь. Да и теперь они уже прошли надёжную проверку временем. Некоторые из них, по сути дела, стали народными, их порой поют, не зная имени автора. И без них нельзя представить себе современный музыкальный мир нашего народа».

Для музыки Хренникова вообще была характерна задушевность и взволнованность, широта эмоционального диапазона. В ней, если разобраться, было буквально всё: драматизм и жизнеутверждающее настроение, юмор и лирика, ритмичность и возвышенность. И в разнообразии этом в полной мере раскрывались коренные качества его дарования. Потому-то и было оно многоплановым, позволяя Хренникову не замыкаться в пределах одной жанровой сферы, а работать в полную мощность своего таланта практически во всех жанрах, которые были ему творчески и идейно близки и дороги.

Долгие годы Тихон Николаевич посвятил преподавательской деятельности. Профессор класса композиции Московской консерватории, он воспитал несколько десятков хороших композиторов-профессионалов, продолжающих и сегодня свою творческую деятельность. О том, каким он был наставником, подробно рассказывал один из талантливейших его учеников, ныне крупнейший российский композитор Александр Чайковский: «Встречи, занятия с ним очень много дают каждому из нас как композитору и человеку. Тихон Николаевич с самого начала приучает с большой требовательностью относиться к каждому такту сочиняемой нами музыки, пусть даже заведомо ученической. Заставляя нас по нескольку раз переделывать неудачное место, учит профессионализму, мастерству и в то же время терпению и трудолюбию. Удивительно, как точно определяет Тихон Николаевич часто неясно выраженную манеру письма каждого своего ученика в отдельности.

Сорок три года Тихон Николаевич бессменно руководил деятельностью Союза композиторов СССР. Руководил авторитетно, сплачивая советских композиторов в их творческой работе и гражданском служении, способствуя тем самым повышению идейно-художественного и содержательного наполнения советской музыки, в итоге за эти четыре десятилетия подарившей стране немало славных имён и достойных произведений.

Талант радоваться достижениям других — собратьев, коллег. Ничей успех не чужой! Искренний интерес к музыке других. Умение воспринимать услышанное объективно — не через очки своих стилевых пристрастий. Подлинная доброжелательность.

Сверхмобильные реакции. Способность всё схватить и понять с «четверти тона», мудрость стратегии, колоссальный опыт человеческого общения. Абсолютная неподверженность панике в трудных условиях — будь то острая дискуссия, жаркий спор, горячая обстановка предпленумной страды».

Будучи главой Союза композиторов СССР, Хренников очень многим своим коллегам по призванию и профессии оказывал действенную помощь. И делал он это совершенно сознательно и, разумеется, бескорыстно. Так, будущему известнейшему композитору Евгению Крылатову он помог получить квартиру в Москве, вытянув своего ученика с семьёй из каких-то закоулков, где одарённому музыканту приходилось ютиться. Помогал он и глубоко верующему талантливому композитору Алемдару Караманову, у которого были проблемы с представителями власти. И подобных примеров можно привести множество. Хренников на самом деле, а не на показ был добрым, щедрым, отзывчивым человеком.

Эти лучшие человеческие качества помогали ему и в его многолетней и широчайшей общественной деятельности, требовавшей от Тихона Николаевича полной самоотдачи, ведь, помимо многолетнего исполнения обязанностей депутата Верховного Совета СССР, председателя советско-итальянской парламентской группы, ему приходилось также избираться депутатом Верховного Совета РСФСР, делегатом партийных съездов, членом Центральной ревизионной комиссии и кандидатом в члены ЦК КПСС. Большую работу он вёл и как заместитель председателя Комитета по Ленинским и Государственным премиям в области литературы, искусства и архитектуры при Совете Министров СССР, и как президент Ассоциации деятелей советской музыки Союза советских обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами.

Герой Социалистического Труда, народный артист СССР и РСФСР, лауреат Ленинской и трёх Сталинских премий, лауреат Государственной премии СССР, Государственной премии РСФСР имени М.И. Глинки, премии Президента РФ в области литературы и искусства, кавалер четырёх орденов Ленина, двух орденов Трудового Красного Знамени, ордена Почёта, медалей, а также орденов зарубежных государств и общественных наград, Тихон Хренников болезненно переживал распад СССР. В последние годы жизни он негативно высказывался о перестройке и той трагедии, которая произошла с великой страной.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *