СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ПО ОКАЗАНИЮ СОДЕЙСТВИЯ ДОБРОВОЛЬНОМУ ПЕРЕСЕЛЕНИЮ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ ТЕКСТ НАУЧНОЙ СТАТЬИ

магистрант 3 курса, ЗФО кафедра конституционного и муниципального права Юридический факультет ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» (Россия, г. Краснодар)

О ПРОБЛЕМАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ

Аннотация: в статье проведен анализ действующего законодательства в области отношений с соотечественниками за рубежом, выявлены основные проблемы, с которыми сталкиваются участники Государственной программы переселения. Отражено влияние ограничительных мероприятий в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (СОУЮ-19) на реализацию Государственной программы.

Ключевые слова: соотечественник, Государственная программа, проблемы переселения, миграционная политика, Закон о соотечественниках.

Одной из острейших проблем современной России является снижение численности населения страны. Одним из способов решения демографической проблемы может стать разработка привлекательной для иностранцев миграционной политики. Для России, в силу особого геополитического положения, заселенность территории – жизненно необходимая задача. У нашей страны есть уникальный ресурс для ее выполнения – соотечественники, проживающие на территории республик бывшего СССР.

Значимость решения вопроса о поддержке и защите соотечественников, проживающих за рубежом, подтверждается принятием Федерального закона “О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом” от 24 мая 1999 г. (далее – Закон о

соотечественниках), который определил: юридическое содержание понятия “соотечественник, проживающий за рубежом”; принципы и цели государственной политики в отношении соотечественников, проживающих за рубежом; обязанности Российской Федерации и вопросы гражданства в отношении соотечественников за рубежом.

В части 3 статьи 5 Закона о соотечественниках определены следующие цели российской государственной политики в отношении соотечественников: оказание государственной поддержки соотечественникам, в том числе в обеспечении правовой защиты их интересов, а также условий, при которых они могли бы в качестве равноправных граждан жить в иностранных государствах или вернуться в Российскую Федерацию.

Данный закон имел концептуальный характер, определил стратегию Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом, статус Российской Федерации как правопреемника государственности, существовавшей ранее на территории современной России. Однако данный закон имел декларативный характер, не предоставлял реальной возможности соотечественникам возвратиться на историческую родину в упрощенном порядке.

Эта программа – один из приоритетов миграционной политики в стране. Ей сформирован новый для Российской Федерации организационно-правовой механизм содействия возвращению в Россию особой категории людей -соотечественников, проживающих за рубежом. Целями Программы являются стимулирование и организация процесса добровольного переселения в РФ соотечественников на основе повышения привлекательности ее субъектов, а также компенсация естественной убыли населения в стране в целом и в ее

отдельных регионах за счет привлечения переселенцев на постоянное место жительства в Россию.

Несмотря на изначально правильную идеологию Госпрограммы – дать возможность нашим соотечественникам вернуться в Россию и устроиться здесь на работу, соответствующую их профессиональной квалификации, -возникли проблемы с её реализацией. Связаны они были как с оценкой миграционного потенциала соотечественников, так и с принятием обеспечивающей реализацию Программы нормативно-правовой базы и созданием для переселенцев нормальных человеческих условий в местах их вселения.

Выделим лишь некоторые проблемы реализации Государственной программы:

1. Не решены вопросы социального обустройства переселенцев, в первую очередь – жилищного. Непросто принять решение о предоставлении жилья переселенцу в ситуации, когда местные семьи годами стоят в очереди. Федеральное руководство решило переложить бремя предоставления жилья для переселенцев на плечи региональных властей. Но возможности регионов с их небольшими бюджетами слишком малы. В результате, лишь 10 % участников Госпрограммы имеют постоянное жилье. Остальные либо снимают квартиры, либо заселяются в так называемые центры временного размещения, жить в которых разрешено не более двух лет. Предполагается, что за эти два года

2. Существуют серьезные проблемы с легализацией на территории России. Именно проблема регистрации по месту жительства является наиболее болезненной для соотечественников, что напрямую ведет к дискредитации Программы.

3. Нередко специальность приезжающих в Россию участников Госпрограммы не соответствует потребностям рынка труда.

4. Низкая активность потенциальных работодателей по привлечению соотечественников, их ориентация на трудовых мигрантов, претензии которых на социальные гарантии и постоянное жилье существенно меньше. Необходимы меры по ориентации хозяйствующих субъектов на использование профессионального потенциала приезжающих и собирающихся приехать соотечественников. Не все работодатели готовы ожидать приезда соотечественников, также существует проблема несовпадения интересов сторон и проблема с легализацией документов об образовании.

5. Программа была принята Россией с опозданием: к моменту ее утверждения большинство желающих переселиться в РФ на постоянное жительство сделали это; остальные успели приспособиться к новым условиям жизни. Кроме того, ситуация в странах СНГ изменилась. Некоторые из них развивались не хуже России, а квалифицированные работники востребованы повсюду. Отъезд русскоязычного населения теперь нежелателен.

частью 7 статьи 14 Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации”

В результате вышеназванных обстоятельств, в 2019 году уменьшилось количество некоторых категорий граждан, подавших документы для участия в Государственной программе переселения Краснодарского края и, соответственно, вставших на учет в качестве участников Государственной программы и членов семей участников Государственной программы.

Кроме того, на итоги реализации Государственной программы в 2020 году в значительной степени повлияли ограничительные меры, связанные с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (СОУГО-19).

В апреле-июне 2020 года свидетельства участника Государственной программы оформлялись: за рубежом – только в дипломатических и консульских учреждениях Российской Федерации и во временных группах по реализации Государственной программы; на территории Российской Федерации – в подразделениях по вопросам миграции территориальных органов МВД России по субъектам Российской Федерации, реализующим Государственную программу.

Всего во II квартале 2020 года соотечественникам оформлено 5,7 тыс. свидетельств участника Государственной программы (на 12,8 тыс. чел. вместе с

В том, что программа нужна России, никто не сомневается. Однако, по нашему мнению, она требует переосмысления и доработки.

Указ Президента Российской Федерации от 22.06.2006 № 637 “О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом” (вместе с “Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом”). Кириллова Е. К. Государственная программа по переселению соотечественников: преемственность и некоторые итоги // Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. 2009. С.566 Мониторинг государственной программы. Сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации https: /^п—Ь 1 aew.xn--p 1 ai/mvd/structure1 /

Glavшe_upravlemja/guvm^ompatrюts/momtormg. Режим доступа: 20.09.2020 «Доклад по результатам правоприменительной практики, статистике типовых и массовых нарушений, а также руководства по соблюдению обязательных требований в сфере миграции» http://www.consultant.ru

Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации”.

Указ Президента Российской Федерации от 24.04.2019 года № 183 “Об определении в гуманитарных целях категорий лиц, имеющих право обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке”

Указ Президента Российской Федерации от 29.04.2019 года № 187 “Об отдельных категориях иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке”

Мониторинг реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на территориях вселения субъектов Российской Федерации во II квартале 2020 года https://xn--Ь 1 aew.xnp 1 ai/mvd/structure1 /Glavnie_upravlenij a/guvm/compatrюts/momtormg/202 0

Программа переселения соотечественников из-за рубежа касается русских и русскоязычных диаспор во всем мире, однако на постсоветском пространстве ее перспективы наиболее значительны, благодаря большей численности соотечественников и их культурной близости к России. « Переселение» уже неоднократно называли провалившимся, критиковали за недостаточную масштабность, но, так или иначе, программа продолжает работать.

Множество стран от Румынии до Израиля широко используют в своей внешней политике фактор зарубежных общин соотечественников, которые могут прямо или косвенно поддерживать национальные интересы страны за ее пределами. Кроме того, эти общины могут выступать в роли источника демографических ресурсов, если страна будет содействовать репатриации соотечественников на свою территорию.

Россия также начинает уделять все больше внимания этому механизму в рамках использования своей «мягкой силы». Программа переселения соотечественников из-за рубежа касается русских и русскоязычных диаспор во всем мире, однако на постсоветском пространстве ее перспективы наиболее значительны, благодаря большей численности соотечественников и их культурной близости к России. « Переселение» уже неоднократно называли провалившимся, критиковали за недостаточную масштабность, организационные и концептуальные ошибки, но, так или иначе, программа продолжает работать.

Исторический контекст

С проблемой массового переселения из других республик бывшего СССР Россия столкнулась еще в 1990-е годы. Вооруженные конфликты в Закавказье и Средней Азии, экономические потрясения, часто более значительные, чем в России, этническое насилие и дискриминация вызвали массовую миграцию русского и русскоязычного населения.

По данным официальной статистики, в 1991–2001 гг. в страну из-за рубежа въехало 7,2 млн человек, а миграционный прирост населения составил более 3,4 млн. Более половины иммигрантов прибыло в Россию в 1991–1995 гг., причем, по имеющимся оценкам, русские и русскоязычные соотечественники составляли в то время от трети до половины миграционного потока.

Россия пыталась справиться с этой ситуацией как могла: в 1994 и 1997 гг. принимались федеральные миграционные программы, которые были призваны помочь переселенцам влиться в российское общество. Однако дефицит средств, сложная социальная обстановка, внутриполитические проблемы не позволяли установить необходимый контроль над миграционными процессами и использовать их во благо принимающей стороны. В большинстве случаев был затруднен и процесс полноценного включения вновь прибывших в социально-экономическую жизнь страны. Как следствие, в конце 1990-х – начале 2000-х годов даже имели место случаи выезда высококвалифицированных иммигрантов в США и страны Западной Европы, т.е. повторной иммиграции (по личной информации автора, полученной из интервью с русскими эмигрантами в США 2000-х годов).

На текущий момент политика переселения нуждается в ускорении, так как возможности ее проведения вскоре могут сократиться из-за процессов социальной трансформации в странах ближнего зарубежья. В частности, происходит снижение доли русскоязычных жителей и качества владения русским языком, в том числе вследствие «дерусификационной» политики национальных властей. В результате со временем переселенческие программы могут лишиться значительной части тех, на кого они сегодня направлены.

Эти процессы затрагивают в какой-то мере и общины соотечественников, из-за ассимиляционных процессов среди молодежи происходит «старение» их активистов. Как показывают социологические исследования, проведенные в Латвии организациями соотечественников, у молодежи «размывается» русская идентичность, которая в ряде случаев сводится к браваде, а образовательные программы, реализуемые при поддержке России, воспринимаются исключительно с утилитарной точки зрения.

В ряде постсоветских государств общины соотечественников являются стабильным социальным явлением, и они вряд ли исчезнут в результате ассимиляции в ближайшее время. Однако в других случаях альтернативой активизации переселения служит прекращение самобытной общественно-культурной жизни.

Эффективность программы переселения

Программа переселения направлена на то, чтобы выровнять демографический и трудовой баланс страны за счет привлечения иностранцев, избегая при этом обычных проблем иммиграции, культурных барьеров и конфликтов. Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» от 24 мая 1999 г. предусматривает систему критериев, в рамках которых в число переселенцев-соотечественников могут попасть только представители общего с россиянами культурно-языкового пространства. Лицам, попадающим в эту категорию, предлагались облегченная процедура получения гражданства, материальная поддержка на первых порах, помощь в трудоустройстве в России.

По данным Федеральной миграционной службы России, с начала работы программы до конца 2012 г. было подано 119 тыс. заявлений от желающих принять в ней участие на 258 тыс. человек (включая членов семей). Из них в программу было включено 79 тыс. заявителей или 166 тыс. человек, из которых в Россию уже въехало 125 тыс. Это преимущественно русские или русскоязычные жители стран Центральной Азии, причем особенно велик приток поселенцев из Казахстана и Узбекистана.

По имеющимся свидетельствам, интерес к данной программе в центральноазиатских республиках достаточно высок.

В последние годы, по данным официальной статистики, процесс переселения идет с нарастающей скоростью. За 2012 г. число соотечественников, въехавших в Россию, почти удвоилось, и миграционный поток, видимо, будет очень большим еще пару лет. Хотя на плановые показатели, исчисляющиеся сотнями тысяч человек, о которых говорили в начале процесса, выйти удастся не скоро, программа уже стала важным фактором демографического развития страны. По данным за 2011 г., 64% переселенцев были моложе 40 лет, 63% – мужчины, что немаловажно при высокой убыли мужского населения в России.

По сравнению с обычным составом трудовой миграции из стран СНГ образовательный уровень переселенцев достаточно высок. Приехавшие в Россию соотечественники демонстрируют совершенно иной уровень квалификации: 42% имеют высшее образование, 43% – специальное или среднее профессиональное, 99% – полное среднее образование или выше. Кроме того, в Россию уже переселились несколько заметных лиц, в частности, из Узбекистана приехала Надежда Воропаева, доктор химических наук, обладательница медали Международной выставки интеллектуальной собственности в Женеве, с Украины – Татьяна Волосожар, известная спортсменка-фигуристка. Обе получили в России работу и жилье.

Очевидно, что программа может стать важным источником трудовых ресурсов для российской экономики.

Проблемы программы переселения

В официальных отчетах ФМС основной акцент делается на случаи сугубо позитивной оценки программы ее участниками, каковых действительно немало. Однако, по многочисленным свидетельствам, существует ряд крупных проблем, с которыми сталкивается большое число переселенцев. Это даже дало повод полномочному представителю президента РФ в Северо-Западном федеральном округе заявить: «В округе программа переселения соотечественников провалена. Анализ ситуации оставляет удручающее впечатление».

Наиболее болезненными остаются вопросы предоставления жилья для переселенцев и получения ими постоянной регистрации, которая в России нужна при оформлении медицинской страховки, трудоустройстве и т.п. Программы жилищной поддержки соотечественников существуют, однако, по многочисленным свидетельствам, являются недостаточно эффективными. Например, в Тамбовской области, по данным местного отделения ФМС России, за первые два года работы программы собственное жилье смогли приобрести менее 10% участников. С аналогичными трудностями сейчас сталкивается Костромская область, откуда из-за нехватки жилья переселенцы вынуждены уезжать в другие регионы. Причины этих проблем – недостаток средств, быстрый рост числа переселенцев, нераспорядительность местных чиновников или неприятие ими программы как таковой.

Впрочем, регионы России, вступающие в программу переселения, учитывают этот негативный опыт. Например, в Ленинградской области, которая намерена включиться в программу привлечения квалифицированных рабочих и инженеров из числа соотечественников, заранее разворачивают жилищные комплексы при развиваемых объектах. Однако надо учитывать, что поток переселенцев пока демонстрирует тенденцию к росту, а это предполагает усложнение старых проблем.

Второй комплекс проблем связан с работой с соотечественниками непосредственно в ближнем зарубежье. К субъективным трудностям можно отнести жесткий конфликт мировоззрений сотрудников ФМС и потенциальных переселенцев, который сводится к оценке сути программы (по материалам интервью автора с участниками программы и государственными служащими РФ, 2012 г.). В России многие убеждены в том, что программа является некоей «благотворительностью» для соотечественников за рубежом, позволяя им изменить свою жизнь к лучшему. Для многих же русскоязычных характерна иная модель мышления: в период после распада СССР они были лишены поддержки со стороны России, что расценивается ими как «предательство», а реализация переселенческих программ – как «искупление вины», т.е. основная обязанность принимающей страны.

Разумеется, это лишь две крайние позиции, но тяготение к одной из двух моделей мышления встречается чаще, чем хотелось бы. В результате переселенцы часто жалуются на невнимание при приеме заявлений со стороны российских сотрудников, убежденных в том, что политика страны и их труд явно недооцениваются. У переселенцев же порой «опускаются руки» при столкновении с бюрократическими барьерами, зачастую действительно избыточными, их напрягает необходимость совершать множество поездок в представительство, оформлять значительное число документов и т.п.

Следует учитывать, что потенциальные переселенцы нередко живут в непростой социально-экономической и даже этнополитической ситуации, связанной со стрессами, ограниченной свободой выбора, поэтому от них трудно требовать выдержки и нейтрального восприятия ситуации.

Данный комплекс проблем не имеет однозначного решения и может быть лишь смягчен в результате диалога между органами ФМС России и общинами соотечественников.

Возможность расширения рамок программы

В настоящий момент программа переселения соотечественников является механизмом воздействия на демографическую ситуацию, т.е. привлечения в страну большого числа культурно близких иммигрантов. Таким образом, программа носит «массовый» характер и направлена исключительно на управление крупными, статистически значимыми миграционными потоками.

Здесь существует проблема объективного характера, связанная с целенаправленным отбором кадров. Наблюдается явная тенденция к отбору кандидатов из числа дипломированных представителей инженерно-технических специальностей и высококвалифицированных рабочих (по материалам интервью автора с участниками программы и государственными служащими РФ, 2012 г.).

Прежде всего, чиновники руководствуются данными об общем спросе на российском рынке труда. Например, исследование Росстата конца 2010 г. выявило примерно 143 тыс. вакансий для высококвалифицированных специалистов, из них для специалистов социально-гуманитарного профиля предназначалось 51 тыс. мест, больше половины из которых приходилось на педагогических работников и бухгалтеров. Для работников средней квалификации (среднее специальное образование) гуманитарного профиля из 100 тыс. мест нашлось лишь менее 26 тыс.

Данные Министерства образования и науки РФ за 2011 г. демонстрируют еще более сильную диспропорцию – избыток порядка 100 тыс. выпускников гуманитарных факультетов вузов, экономистов и управленцев при острейшем дефиците медицинских работников, транспортных специалистов, естественнонаучных кадров.

Органы ФМС часто стремятся провести отсев «непрофильных» гуманитарных специалистов или перенаправить их на другую работу. Известен случай, когда молодому политологу из ближнего зарубежья, подавшему заявку на участие в программе переселения, предложили работу дояра в сельской местности (интервью автора с участником программы, 2012 г.).

С глобальной точки зрения подход можно признать верным, однако Россия объективно нуждается в определенном контингенте гуманитарных специалистов из стран постсоветского пространства. Имеются в виду переводчики, лингвисты и специалисты в области общественных наук. В рамках курса «мягкой силы» российским экспертным центрам нужно укреплять свои команды специалистов социологами и политологами, хорошо знающими ситуацию на территории постсоветского пространства. Это особенно актуально, учитывая, что некоторые западные государства располагают немалым кадровым резервом с подобными навыками из числа эмигрантов или местных специалистов, работающих по западным грантам в интересах экспертных центров Европы и США.

Разумеется, к этим кадрам необходим индивидуальный подход. Однако современная российская иммиграционная политика не имеет механизмов их оценки, поиска и привлечения.

* * *

Несмотря на то, что с момента распада СССР прошло более двадцати лет, политика России в вопросе взаимоотношений с соотечественниками, проживающими в бывших советских республиках, окончательно еще не сформировалась. В настоящий момент ведется поиск новых подходов к этой проблеме, и создаются институты, призванные воплощать их в жизнь.

Наиболее масштабной из действующих инициатив может быть признана программа переселения соотечественников в Россию, число участников которой уже превысило 100 тыс. человек и продолжает расти. Несмотря на многочисленные организационные трудности и меньшие, чем изначально ожидалось, масштабы, данную программу можно считать успешной. Она решает демографические и кадровые задачи, стоящие перед страной. Расширить рамки программы можно за счет создания механизмов индивидуальной работы с наиболее квалифицированными и востребованными потенциальными переселенцами.

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ПО ОКАЗАНИЮ СОДЕЙСТВИЯ ДОБРОВОЛЬНОМУ ПЕРЕСЕЛЕНИЮ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ

Начальник управления по организации работы с соотечественниками ФМС России;

Ст.преподаватель кафедры административного права

МосУ МВД России, к.ю.н.

Аннотация. В статье исследуются особенности реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за пределами Российской Федерации, на территории Российской Федерации, и проблемы организации управления Государственной программой. На основе проведенного анализа формулируются пути решения проблем, связанных с реализацией Государственной программы на современном этапе. Ключевые слова: реализация, соотечественники, миграция, содействие.

MODERN PROBLEMS OF REALIZATION OF THE STATE PROGRAM FOR FACILITATING THE VOLUNTARY RESETTLEMENT OF COMPATRIOTS

The head of Department on organization of work with compatriots

of the Russian migration service T. A. Prudnikova,

Annotation. The article studies the features of realization of the State program for facilitating the voluntary resettlement to Russian Federation of compatriots living abroad, on the territory of the Russian Federation, and organize the management of State program. Formulates the ways of solving the problems, connected with realization of the State program.

Keywords: implementation, compatriots, migration, assistance.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.06.2006 № 637 (ред. от 11.07.2013 г.)1 утверждена Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, (Государственная программа). Поскольку Государственная программа направлена на добровольное переселение соотечественников, проживающих за рубежом, ее реализа-

ция начинается в государствах постоянного проживания ее потенциальных участников.

За границей работу с соотечественниками осуществляют уполномоченные органы, к которым относятся: представительства (представители) Федеральной миграционной службы за рубежом и консульские учреждения Российской Федерации.

Существенный вклад в работу по оказанию содействия добровольному переселению соотече-

ственников вносят временные группы, создаваемые из сотрудников ФМС России, МИДа России и иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти. Временные группы функционируют при дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации в странах, где имеется значительный потенциал соотечественников для участия в Госпрограмме.

От общего числа поступивших за рубежом от соотечественников анкет (заявлений) для участия в Государственной программы больше всего (72%) принято временными группами, 24% — представительствами ФМС России, 4% — консульскими учреждениями Российской Федерации при которых нет временных групп.2

Перед уполномоченными органами за рубежом стоит ряд задач, связанных с реализацией Госпрограммы, в стране постоянного проживания соотечественников. В частности, уполномоченные органы за рубежом осуществляют информирование соотечественников о Госпрограмме, проводят среди желающих принять в ней участие разъяснительную работу, выполняют необходимые подготовительные мероприятия, связанные с регистрацией в качестве участника Госпрограммы, оформляют свидетельства участника Госпрограммы.

Как говорилось выше, выполнение Государственной программы осуществляется на федеральном и региональном уровнях. Исполнителями Государственной программы являются федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

К основным федеральным органам исполнительной власти, участвующим в реализации мероприятий Государственной программы на территории Российской Федерации относятся ФМС России (координатор Государственной программы), Мин-регион России, Минтруд России, Минфин России, МВД России, ФСБ России, ФСКН России, Роструд, Росстат.

Мероприятия, предусмотренные Государственной программой, на территории Российской Федерации осуществляются в рамках согласованных Правительством Российской Федерации и утвержденных субъектами Российской Федерации региональных программ переселения.

В настоящее время в работе по Государственной программе участвует 45 субъектов Российской Федерации, утвердивших региональные программы переселения. При этом работа по подготовке проектов региональных программ продолжается субъектами России.

За период 2007-2014 г.г. на территорию Российской Федерации прибыло более 174 тыс. соотечественников и членов их семей.3

При этом практика показывает, что наибольшей привлекательностью у соотечественников пользуются субъекты Центрального федерального округа. Второе место по популярности принадлежит субъектам Сибирского федерального округа. Что касается регионов Дальнего Востока и Забайкалья, то результаты переселения в них соотечественников остаются не столь значительными4.

Готовность субъекта Российской Федерации к приему переселенцев подтверждается реализацией принятых обязательств по оказанию переселенцам содействия в обустройстве, в том числе в обеспечении жильем и работой, переобучении и при необходимости в переквалификации, а также наличием механизмов по предоставлению информационных, консультационных, в том числе юридических (юридическая помощь по вопросам заключения трудового контракта, оформления документов на медицинское обслуживание, социальное обеспечение) и других услуг.

Практическое выполнение мероприятий, предусмотренных Государственной программой и региональных программ переселения на территориях вселения осуществляют:

• органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственные за реализацию региональной программы переселения на выбранной соотечественником территории вселения;

• территориальные органы Федеральной миграционной службы и территориальные органы иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти (например, МВД России, ФСБ России, ФСКН России);

• органы местного самоуправления территорий вселения, а также иные организации и общественные объединения, участвующие в реализации региональной программы переселения.

Точный перечень органов, работающих в целях практического применения Госпрограммы в субъектах Российской Федерации, определяется в каждой конкретной региональной программе.

На федеральном и региональном уровнях сформирована и функционирует система управления Государственной программой, которая включает деятельность Межведомственной комиссии по реализации Государственной программы (далее — Межведомственная комиссия), межведомственных комиссий и уполномоченных органов в субъектах Российской Федерации, а также координатора Государственной программы — ФМС России.

Коллегиальным органом, осуществляющим управление Госпрограммой, является Межведомственная комиссия (МВК). Функции данного органа

и порядок его деятельности определены Положением о Межведомственной комиссии по реализации Государственной программы по оказанию содействия, добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 августа 2006 г. № 814 (в редакции от 23.12.2013 г.) 5.

На сегодняшний день работа Межведомственной комиссии, прежде всего, связана с совершенствованием нормативного правового регулирования Государственной программы. Межведомственная комиссия рассматривает проекты региональных программ переселения и готовит рекомендации по данным проектам Правительству Российской Федерации. В компетенцию МВК входит рассмотрение проектов нормативных правовых актов, необходимых для реализации Государственной программы, контроль за подготовкой и осуществлением мероприятий по Государственной программе. М ВК утверждает ежегодные доклады координатора Государственной программы, рассматривает и утверждает отчеты высших должностных лиц субъектов Российской Федерации о ходе реализации региональных программ, обобщает опыт работы по реализации Государственной программы, а также осуществляет иные полномочия.

В регионах созданы межведомственные комиссии по реализации региональных программ переселения.

ФМС России, как координатор Государственной программы, несет ответственность за выполнение предусмотренных данным документом обязательств Российской Федерации, осуществляет контроль за целевым расходованием средств федерального бюджета, направляемых на реализацию Госпрограммы, вносит в Межведомственную комиссию предложения по уточнению программных мероприятий и корректировке показателей и индикаторов Государственной программы с учетом складывающейся социально-экономической ситуации и хода реализации Государственной программы. При этом одной из основных задач ФМС России в данном контексте является осуществление оперативной координации практической деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при реализации Государственной программы.

В субъектах Российской Федерации территориальные органы ФМС России являются представителями координатора Государственной программы.

В целях активизации выполнения Государственной программы необходимо реализовать комплекс мероприятий, направленных на стимулирование возвращения в Россию квалифицированных рос-

сийских специалистов, выехавших из страны в связи с поиском работы.

Эффективное содействие со стороны Российской Федерации возвращению соотечественников — важный элемент взаимодействия России с зарубежной диаспорой и один из инструментов укрепления геополитического и экономического потенциала страны.

Поэтому создание благоприятных условий для тех соотечественников, кто, проживая за рубежом, делает выбор в пользу добровольного переселения в Россию — один из основных принципов российской государственной политики в области работы с соотечественниками, закрепленных в Концепции внешней политики Российской Федерации.

Анализ реализации Государственной программы в 2007-2014 годах, а также поступающие в ФМС России от переселенцев обращения демонстрируют, что значительная часть переселяющихся в Российскую Федерацию соотечественников находится в стесненном материальном положении и несмотря на оказываемую в рамках действующего законодательства социальную поддержку и государственные гарантии не обладает необходимыми финансовыми ресурсами, позволяющими достойным образом обустроиться в Российской Федерации.

При этом одной из наиболее ощутимых сложностей, испытываемых возвращающимися в Россию соотечественниками, является проблема жилищного обустройства.

Так, по данным территориальных органов ФМС России, по состоянию на 19 августа 2013 года лишь 11 % переселенцев обеспечены постоянным жильем (имеют его в собственности), в то время как оставшаяся часть таких лиц вынуждены арендовать жилые помещения.

Очевидно, что такое положение дел снижает интерес соотечественников к Государственной программе и не способствует их закреплению в тех регионах России, которые избраны ими для вселения.

Полагаем, что указанными обстоятельствами в значительной степени объясняется несоответствие имеющихся на сегодняшний день количественных данных по переселению прогнозным показателям, определенным в период разработки Государственной программы в 2006 году.

Проблема обеспечения переселенцев жильем упоминается во многих публикациях и выступлениях экспертов. Ее пытались решать по-разному. На первом этапе реализации Государственной программы предполагалось предусмотреть для ее участников возможность аренды жилья. Однако ввиду недостаточности денежных средств у переселенцев, низкого уровня зарплат по вакансиям, предлагаемым региональными программами, и высокой

арендной платы за жилье этот путь оказался малоэффективным.

В ряде регионов (Калининградская, Липецкая, Тамбовская и Амурская области, а также Хабаровский край) участникам Государственной программы предлагается обустройство на определенный срок в центрах временного размещения либо маневренном жилищном фонде. Но такой подход не снимает необходимости принципиально решать жилищную проблему.

По мнению экспертов, одним из наиболее существенных обстоятельств, которое могло бы коренным образом повлиять на повышение миграционной привлекательности Государственной программы, является предоставление переселенцам возможности в обозримой перспективе приобретать сравнительно недорогое жилье с приемлемой инфраструктурой.

Необходимо отметить, что, к сожалению, значительная часть субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации Государственной программы, не уделяет достаточного внимания жилищному обустройству соотечественников. Это наглядно проявляется, прежде всего, при изучении региональных программ переселения, практически ни одна из которых сегодня не предусматривает оказания соотечественникам действенной и эффективной помощи в жилищном обустройстве на территориях вселения.

Очевидно, что отсутствие возможности у многих переселенцев приобрести в собственность жилое помещение и, как следствие невозможность оформить регистрацию по месту жительства, приводит к значительным сложностям в их обустройстве в выбранных территориях вселения. Так, такие соотечественники не имеют возможности встать на учет по улучшению жилищных условий, как правило, банки отказывают им в оформлении ипотечного кредита, имеются проблемы с устройством детей в дошкольные и школьные учреждения.

В научной литературе имеются работы, посвященные проблемам реализации Государственной программы. Так, Е. С. Красинец в статье «О проблемах реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом»6 поднимает проблемы необходимости активизации процесса переселения, содействия в обеспечении соотечественников — участников Госпрограммы жильем; их трудоустройства, обеспечения работой по специальности без потери квалификации». Предлагает ввести ряд мер по разрешению проблем, например, «меры по активизации информационного сопровождения реализации Государственной программы; расширению

перечня российских регионов, участвующих в Государственной программе; предоставлению жилищных сертификатов и субсидирование процентной ставки по ипотечным кредитам для соотечественников — участников Государственной программы; дополнительному стимулированию миграционных потоков в регионы Сибири и Дальнего Востока».

В заключении необходимо отметить, что цели государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом заключаются в оказании государственной поддержки и помощи соотечественникам в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, а также с учетом законодательства иностранных государств. Пути решения рассмотренных проблем, связанных с реализацией Государственной программы на современном этапе видятся совершенствовании нормативно-правовой базы, а именно в принятии разработанного ФМС России законопроекта, предусматривающего возможность регистрировать по месту жительства соотечественников — граждан Российской Федерации, не имеющих в собственности жилого помещения, по адресам местных администраций в территориях вселения избранного в соответствии с Государственной программой для постоянного проживания субъекта Российской Федерации.

1 О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в российскую федерацию

соотечественников, проживающих за рубежом : Указ Президента Российской Федерации от 22.06.2006 № 637 (ред. от 11.07.2013) / Официальный сайт ФМС России. U RL: http://www.fms.gov.ru/ programs/fmsuds/prav_obespech/ykaz_637_new.pdf. Дата доступа: 20.12.2013.

2 По данным ФМС России.

3 По данным ФМС России.

4 По данным ФМС России.

5 Указ Президента Российской Федерации от 1 августа 2006 г. № 814 «Вопросы Межведомственной комиссии по реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом»// Собрание законодательства РФ, 2006, № 32, Ст. 3533.

6 Красинец Е. С. О проблемах реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом / Миграция в современной России: состояние, проблемы, тенденции: Сб. науч. Ст. / Под общ. ред. К.О. Ромода-новского, М. Л. Тюркина. М.: ФМС России, 2009. С. 146 — 155.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *