Существуют две формы расследования преступлений: дознание и предварительное следствие. Дознание – это сокращенный вариант предварительного следствия. Дознание проводят по несложным преступлениям. По каким именно и как это происходит на практике – читайте в нашей статье.
+7 (985) 227-91-12 Позвоните нам
Введите номер телефона, вам перезвонит адвокат в ближайшее время
Согласен с условиями обработки персональных данных
Вы можете обсудить вашу ситуацию с адвокатом и врачом в нашем офисе
Перейти в чат
- Телеграм
- Вконтакте
Задать вопрос здесь
Действительно, помимо справки о судимости необходимо дополнительно предъявлять ПОСТАНОВЛЕНИЕ. Для получения постановления нужно обратиться в орган, который прекращал дело. В суд или в следственный отдел где прекращали.
К заявлению прилагаются:
а) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (его представителя);
б) копия документа об образовании и (или) о квалификации, о дополнительном профессиональном образовании (повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке), а также копия документа об обучении, ученой степени, ученом звании;
в) справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданная в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;
г) копия приговора (приговоров) суда (судов) и (или) копия постановления (постановлений) следственных органов о прекращении уголовного дела или уголовного преследования, а также копии судебных решений, которыми отменялись, изменялись, признавались незаконными или необоснованными приговор (приговоры) либо постановление (постановления) о прекращении уголовного дела или уголовного преследования;
Согласно ФЗ О воинской обязанности и военной службе:
Статья 4. Обязанности должностных лиц органов государственной власти и организаций по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности
(в ред. Федерального закона от 22. 2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Руководители, другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица (работники) организаций обязаны:
оповещать граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов;
(в ред. Федеральных законов от 22. 2004 N 122-ФЗ, от 09. 2010 N 27-ФЗ)
обеспечивать гражданам возможность своевременной явки по вызовам (повесткам) военных комиссариатов;
направлять в двухнедельный срок по запросам военных комиссариатов необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, поступающих на воинский учет, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете.
Руководители организаций, осуществляющих эксплуатацию жилых помещений, должностные лица (работники) этих организаций, ответственные за военно-учетную работу, обязаны сообщать в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения об изменениях состава граждан, постоянно проживающих или пребывающих более трех месяцев, которые состоят на воинском учете или не состоят, но обязаны состоять на воинском учете.
(в ред. Федеральных законов от 22. 2004 N 122-ФЗ, от 03. 2008 N 248-ФЗ)
КонсультантПлюс: примечание.
По вопросу, касающемуся взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности, см. Приказ Министра обороны РФ N 366, МВД России N 789, ФМС России N 197 от 10. 2007.
Органы внутренних дел в пределах своей компетенции обязаны:
направлять в двухнедельный срок по запросам военных комиссариатов необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, состоящих на воинском учете;
производить розыск и при наличии законных оснований осуществлять задержание граждан, уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службы или военных сборов;
направлять в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения о случаях выявления граждан, не состоящих на воинском учете, но обязанных состоять на воинском учете.
(в ред. Федеральных законов от 22. 2004 N 122-ФЗ, от 03. 2008 N 248-ФЗ, от 21. 2009 N 328-ФЗ)
Территориальные органы федерального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере миграции и осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, в пределах своей компетенции обязаны:
направлять в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения о случаях выявления граждан, не состоящих на воинском учете, но обязанных состоять на воинском учете, а также сведения о лицах, приобретших гражданство Российской Федерации и подлежащих постановке на воинский учет;
вручать гражданам, не состоящим на воинском учете, но обязанным состоять на воинском учете, направление в военный комиссариат для постановки на воинский учет по месту жительства или месту пребывания при осуществлении их регистрации по месту жительства или месту пребывания.
1 введен Федеральным законом от 21. 2009 N 328-ФЗ)
Органы записи актов гражданского состояния обязаны в двухнедельный срок сообщать в военные комиссариаты сведения о внесении изменений в акты гражданского состояния граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете.
Органы дознания и органы предварительного следствия обязаны в двухнедельный срок информировать военные комиссариаты о возбуждении или прекращении уголовных дел в отношении граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, либо о направлении указанных уголовных дел в суд.
Федеральные суды в двухнедельный срок сообщают в военные комиссариаты:
о возбуждении или прекращении ими уголовных дел в отношении граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете;
(в ред. Федерального закона от 03. 2008 N 248-ФЗ)
о вступивших в законную силу приговорах в отношении граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, с направлением в военные комиссариаты воинских документов граждан, осужденных к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы, аресту или лишению свободы.
Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы обязаны в двухнедельный срок сообщать в военные комиссариаты сведения о признании инвалидами граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете.
Как видим полномочий прокуратуры здесь нет. Нет их и в ФЗ О прокуратуре РФ по поводу вручения повесток.
Исчерпывающий перечень документов, которые Вы обязаны предоставить при получении загранпаспорта указан в разделе 29. 1 «Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 19. 2021 N 63515)”, утвержденного Приказом МВД России от 31. 2021 N 186:
Для оформления паспорта гражданам, достигшим 18-летнего возраста:
Заявление о выдаче паспорта <3> в двух экземплярах, в том числе прилагаемые к нему в двух экземплярах:
Сведения об изменении персональных данных (приложение N 1 к заявлению о выдаче паспорта) — в случае смены фамилии, имени, отчества более одного раза.
Сведения о трудовой деятельности за последние 10 лет (приложение N 2 к заявлению о выдаче паспорта) — в случае недостаточности в заявлении о выдаче паспорта строк для внесения таких сведений.
Сведения о детях — гражданах Российской Федерации в возрасте до 14 лет для внесения в паспорт (приложение N 3 к заявлению о выдаче паспорта) — в случае, если заявитель желает внести в паспорт такие сведения.
В случае если заявитель желает внести сведения о его несовершеннолетних детях в возрасте до 14 лет в имеющийся паспорт, им представляется заявление о внесении в паспорт сведений о несовершеннолетних детях (форма приведена в приложении N 3 к Административному регламенту) и заполняется приложение N 3 к заявлению о выдаче паспорта.
Основной документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации <1>.
Разрешение командования в виде справки, форма которой установлена Правительством Российской Федерации <2>, — для военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых предусмотрена военная служба, за исключением лиц, проходящих военную службу по призыву.
Один из документов (при их наличии), подтверждающий достоверность сведений о том, что заявитель мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет на день подачи заявления о выдаче паспорта не призван на военную службу или не направлен на альтернативную гражданскую службу <3>:
<3> Подпункт 2 статьи 15 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ, пункт 2 части 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4179; 2021, N 1, ст. 48). Далее — «Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ».
военный билет, в котором имеется отметка об окончании прохождения военной службы по призыву или альтернативной гражданской службы либо отметка о негодности или ограниченной годности к военной службе;
военный билет офицера запаса для заявителей, закончивших военную кафедру при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки и зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера запаса.
Подчеркнул, какие документы Вы обязаны представить — в связи с воинской обязанностью. Они представляются — при их наличии. У Вас таких документов нет (в/с не проходили, офицером запаса не являетесь).
военкомат ограничил мне выезд из страны и нужно сходить взять справку у них
Далее, в Адм. регламенте указан счерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, которые находятся в распоряжении государственных органов и которые заявитель вправе представить:
Заявителем по собственной инициативе могут быть представлены:
Справка военного комиссариата <2> согласно формам, содержащимся в приложении N 9 к Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 г. N 400 <3>.
Непредставление документов, указанных в пункте 39 Административного регламента, не является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги.
При предоставлении государственной услуги запрещается требовать от заявителя:
Представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги.
Таким образом, вышеуказанную справку военкомата Вы можете представить только по собственной инициативе. Если не желаете — запрещено требовать от Вас представление данной справки. Гос. орган — обязан ее запросить и без Вашего участия.
И непредставление данной справки — не м. являться основанием для отказа в предоставлении гос. услуги.
Так Вам и следует разъяснить в МФЦ.
При этом следует учесть, что согласно п. 46 данного адм. регламента — оснований для отказа в предоставлении государственной услуги вообще не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Есть оснований приостановления услуги (при непредставлении вышеуказанных документов из раздела 29. 1 — справка из военкомата к ним не относится). То есть, загран. паспорт Вам обязаны оформить, а уж сумеете ли Вы им воспользоваться — это другой вопрос.
День добрый.
Пусть сама организация запрос сделает.
Федеральный закон от 21. 2011 N 323-ФЗ (ред. от 29. 2019) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»Статья 13. Соблюдение врачебной тайны Так же вы можете сказать, там, где требуют, что просят запрос с печатью в военкомате. Если дадут, тогда можно и привлечь
Общие вопросы запрета разглашения медицинской тайны регламентирует Закон об охране здоровья граждан статья 61. За нарушение также предусматривается гражданская ответственность (уплата штрафа или отстранение от должности на оговоренный законодательством срок).
В остальном ответственность за обнародование подобного рода сведений напрямую зависит от рассмотрения нарушения. К примеру, статьей 13. 14 КоАП предусмотрено наказание за распространение информации, доступ к которой по определению ограничен. За это предусматривается административный штраф до 5000 руб. Если сведения, полученные при исполнении профессиональных обязанностей, будут опубликованы, иногда ответственность может наступать и по статье 137 УК.
Сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи. С письменного согласия гражданина или его законного представителя допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в целях медицинского обследования и лечения пациента, проведения научных исследований, их опубликования в научных изданиях, использования в учебном процессе и в иных целях. Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается: 1) в целях проведения медицинского обследования и лечения гражданина, который в результате своего состояния не способен выразить свою волю, с учетом положений пункта 1 части 9 статьи 20 настоящего Федерального закона; 2) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений; 3) по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу органов прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора, по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно; (п. 3 в ред. Федерального закона от 23. 2013 N 205-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) в целях осуществления уполномоченными федеральными органами исполнительной власти контроля за исполнением лицами, признанными больными наркоманией либо потребляющими наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества, возложенной на них при назначении административного наказания судом обязанности пройти лечение от наркомании, диагностику, профилактические мероприятия и (или) медицинскую реабилитацию; (п. 1 введен Федеральным законом от 13. 2015 N 230-ФЗ)
4) в случае оказания медицинской помощи несовершеннолетнему в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 20 настоящего Федерального закона, а также несовершеннолетнему, не достигшему возраста, установленного частью 2 статьи 54 настоящего Федерального закона, для информирования одного из его родителей или иного законного представителя; 5) в целях информирования органов внутренних дел о поступлении пациента, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий; 6) в целях проведения военно-врачебной экспертизы по запросам военных комиссариатов, кадровых служб и военно-врачебных (врачебно-летных) комиссий федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба; (в ред. Федерального закона от 04. 2014 N 145-ФЗ)
7) в целях расследования несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, а также несчастного случая с обучающимся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и в соответствии с частью 6 статьи 34. 1 Федерального закона от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» несчастного случая с лицом, проходящим спортивную подготовку и не состоящим в трудовых отношениях с физкультурно-спортивной организацией, не осуществляющей спортивной подготовки и являющейся заказчиком услуг по спортивной подготовке, во время прохождения таким лицом спортивной подготовки в организации, осуществляющей спортивную подготовку, в том числе во время его участия в спортивных соревнованиях, предусмотренных реализуемыми программами спортивной подготовки; (в ред. Федеральных законов от 25. 2013 N 317-ФЗ, от 06. 2015 N 78-ФЗ)
8) при обмене информацией медицинскими организациями, в том числе размещенной в медицинских информационных системах, в целях оказания медицинской помощи с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных; 9) в целях осуществления учета и контроля в системе обязательного социального страхования; 10) в целях осуществления контроля качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом; 11) утратил силу. — Федеральный закон от 25. 2013 N 317-ФЗ.
Ну а так по почте пришлют или на руки
Председатель призывной комиссии объявляет решение (заключение) гражданину, в отношении которого оно принято (вынесено). По письменному заявлению гражданина, поданному им в военный комиссариат, военный комиссариат в течение пяти рабочих дней со дня подачи заявления гражданином выдает ему под роспись выписку из протокола заседания призывной комиссии о соответствующем решении (заключении) либо направляет указанную выписку по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по указанному в заявлении гражданина адресу. При этом в случае направления указанной выписки по почте заказным письмом датой ее вручения считается шестой день, считая с даты отправки заказного письма.
Запросы правоохранительных органов о предоставлении информации и документов: правомерность, обоснованность, мотивированность.
Крайне распространенной является ситуация, когда организация получает письменный запрос правоохранительных органов (Отдел по борьбе с экономическими преступлениями, Управление экономической безопасности и противодействия коррупции и т. ) с просьбой или даже требованием предоставить в определенный срок информацию в виде заверенных копий документов, связанных с финансово-хозяйственными взаимоотношениями данной организации с конкретными контрагентами или же вообще по всем контрагентам за определенный период (договоры, спецификации, товарные накладные, счета-фактуры, платёжные поручения, книги покупок, книги продаж, переписка и т.
Внешне данные письменные запросы соответствуют всем стандартам и формам, установленным и утверждаемым соответствующим Приказами и другими локальными актами (инструкциями) по делопроизводству МВД РФ, т. выполнены на официальном бланке соответствующего органа или ведомства, содержат исходящий номер и дату, подписаны уполномоченным должностным лицом с проставлением соответствующей печати.
Однако непосредственно по содержанию данные запросы часто не соответствуют элементарным требованиям законодательства об обоснованности и мотивированности.
Довольно часто сотрудники правоохранительных органов не обременяют себя пояснениями относительно причин и мотивов запроса информации, сведениями о проводимой ими проверки, причинах проведения такой проверки, информации об уголовном или административном деле, в рамках которых и запрашивается информация. В результате адресат подобных запросов даже не всегда может сделать однозначный вывод о том, в отношении кого именно проявлен интерес со стороны правоохранительных органов в данном случае – в отношении самой организации или в отношении её контрагентов или же вообще усматривается соучастие обоих сторон сделок.
Часто подобные запросы содержат в себе достаточно обобщенные и скупые преамбулы типа «На основании п. 10 части 1 ст. 13 Федерального Закона «О полиции» от 07. 2011г. № 3-ФЗ, ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12. 1995г. № 144-ФЗ, просим Вас предоставить информацию.
В соответствии с требованиями Закона «О Полиции», критерием правомерности истребования информации является ее необходимость для решения возложенных на органы полиции задач. Обязательным для исполнения являются законные требования сотрудников полиции.
Исходя из перечня задач, возложенных на органы полиции в соответствии со ст. 2 Федерального Закона «О Полиции», основанием для истребования информации может быть осуществлении органами полиции мероприятий (проверок), направленных на пресечение преступлений и административных правонарушений. Таким образом, поводом для истребования информации в данном случае могут быть сведения о признаках подготавливаемого, совершенного или совершаемого противоправного деяния.
В связи с этим, поскольку в запросе отсутствует указание на предмет и цели проведения проверки, вопрос о законности ее проведения (приказ МВД РФ № 177 от 16. 2004г. , Приказ МВД РФ № 636 от 02. 2005г. ) и, следовательно, правомерности предъявленного требования о выдаче документов имеет принципиальное значение, поскольку отсутствие факта преступного посягательства лишает возможности проведения каких-либо проверочных мероприятий со стороны органов полиции.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности” от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ основаниями для проведения оперативно-розыскной деятельности, являются: 1) наличие возбужденного уголовного дела; 2) ставшие известными органами, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения: о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, о лицах, его подготавливающих или совершающих, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела; события и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда и уклоняющихся от уголовного наказания; лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов; 3) поручения следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания или определения суда по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящимся в их производстве; 4) запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье; 5) постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством российской Федерации; 6) запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Перечень оперативно-розыскных мероприятий, которые могут выполняться при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, приведен в ст. 6 названного Закона. Данный список носит закрытый характер, согласно прямому указанию может быть изменен или дополнен только федеральным законом. Направление запросов к числу оперативно-розыскных мероприятий не отнесено.
Возможность получения интересующей информации подобным образом предусмотрена ч. 4 ст. 13 Федерального закона “О полиции” от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ, но только в случаях, прямо определенных п. 4, 12, 17, 21, 23, 24, 26 и 27 ч. 1 настоящей статьи.
В соответствии с п. 4 части 1 ст. 13 Федерального Закона «О Полиции» в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию.
Как следует из анализа приведенной нормы права, направление запросов возможно лишь при наличии установленных законом оснований, к числу которых просто осуществление оперативно-розыскной деятельности (при отсутствии расследуемых уголовных дел и зарегистрированных в установленном порядке заявлении и сообщений о преступлении) не относится.
Осуществление оперативно-розыскных мероприятий возможно лишь в целях выполнения задач, предусмотренных статьей 2 Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности”, и при наличии оснований, указанных в его статье 7.
Соответственно, данный Федеральный закон не допускает сбора, хранения, использования и распространения информации, в том числе, содержащей персональные данные, если это не связано с выявлением, предупреждением, пресечением и раскрытием преступлений, а также выявлением и установлением лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, и другими законными задачами и основаниями оперативно-розыскной деятельности.
Из этого следует, что задачи оперативно-розыскной деятельности, связанные с получением документов, при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий решаются с соблюдением специальной процедуры, установленной законом.
Таким образом, если запрос не содержит необходимых для ответа на него сведений, не является мотивированным и объективно не позволяет собственнику информационного ресурса однозначно определить основания законности и необходимости получения запрашиваемых документов, имеются вполне законные основания воздержаться от предоставления какой-либо информации.
Также необходимо помнить, что организация в зависимости от своей организационно-правовой формы может нести ответственность перед своими акционерами, учредителями (участниками), контрагентами и партнерами за несанкционированное разглашение информации и причиненный в связи с этим ущерб.
Учитывая изложенное, в целях защиты информации, право на защиту которой прямо гарантировано Федеральным законом «О коммерческой тайне», и недопущения ее несанкционированного разглашения, целесообразнее известить автора запроса о правомерном воздержании от предоставления запрашиваемых сведений, имеющих конфиденциальный характер, вплоть до получения надлежащим образом оформленного запроса с указанием мотивов истребования информации, указывающих на законность и необходимость ее получения, номера уголовного дела, ссылки на материалы проверки зарегистрированные в КУСП.
В случае, если данные запросы не только не подвергнуться необходимым уточнениям и корректировкам со стороны их авторов, но настойчиво продолжат поступать с новой силой, адресат-юридическое лицо имеет право обратилось в суд с заявлением о признании незаконными действий соответствующего правоохранительного органа, выразившихся в направлении неправомерных и не подлежащих исполнению запросов.
В силу ст. 254, 255 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы; созданы препятствия к осуществлению прав и свобод; незаконно возложена какая-либо обязанность или незаконно привлечен к ответственности.
Запросы, поступившие Обществу, ввиду отсутствия оснований для их направления, не являются обязательными для исполнения, а, следовательно, их получение не влечет возникновения обязанности по представлению требуемых документов, решение вопроса о возможности передачи материалов остается на его усмотрение.
Юристы группы компаний «Аваль» помогут Вам своевременно и аргументировано составить отзыв (ответ) на необоснованные запросы правоохранительных органов, что позволит в дальнейшем избежать административных санкций и ответственности за непредоставление сведений, а также представят Ваши интересы в суде о признании незаконными действий соответствующего правоохранительного органа.
Юрисконсульт ГК «Аваль» Данилов Е.
Направление дела прокурору и в суд
Ознакомив обвиняемого и потерпевшего с делом, дознаватель утверждает его у начальника органа дознания и передает прокурору.
Прокурор, изучив материалы дела, может:
- прекратить уголовное дело, если есть на то основания;
- вернуть уголовное дело дознавателю, чтобы тот провел дополнительное дознание или пересоставил обвинительный акт.
В последнем случае дознаватель просто перепишет обвинительный акт, исправив ошибки. На это ему дается три дня. Если же прокурор вернул дело для дополнительного дознания, то дознаватель может снова вызвать на допрос, провести некоторые следственные действия. Срок дополнительного дознания – не более 30 суток.
Прокурор вправе изменить обвинение на менее тяжкое или исключить отдельные его части. Например, вас обвинили в незаконном предпринимательстве, которое совершено организованной группой с получением дохода в особо крупном размере (п. «а», «б» ч. 2 ст. 171 УК РФ), а прокурор считает, что организованной группы не было. Он может сам исключить из обвинения пункт «а», оставив все остальное без изменения. На это прокурору отводится два дня. Так записано в статье 226 УПК РФ.
Утвердив обвинительный акт, прокурор вручает его копию и приложения к нему обвиняемому и его защитнику, а дело направляет в суд. Потерпевший может получить те же документы, если попросит об этом.
Если вам не дали копию обвинительного акта и не сообщили, что дело ушло в суд, вы можете заявить об этом в суде. Тогда суд вернет дело прокурору, чтобы устранить нарушение (ст. 237 УПК РФ).
Кто проводит дознание
Дознание проводят дознаватели полиции, противопожарной службы и службы судебных приставов. Они могут вызвать на допрос, провести любое следственное действие (обыск, выемку и т. ), заключить обвиняемого под стражу. Но, в отличие от следователей, дознаватели не вправе самостоятельно принимать некоторые решения по уголовному делу, например, о заключении под стражу. Решение о применении этой меры пресечения может быть принято только по инициативе начальника органа дознания. Исполнять будет дознаватель, который с согласия прокурора должен обратиться в суд для заключения подозреваемого под стражу.
К органам дознания относят территориальные подразделения полиции, органы по контролю за оборотом наркотиков, противопожарной службы и службы судебных приставов, командиров воинских частей и начальников военных учреждений (ст. 40 УПК РФ). Право выступать от имени органа дознания дано только начальнику отдела (управления) внутренних дел и его заместителям.
Обвинительный акт и знакомство с делом
Закончив расследование, дознаватель составляет обвинительный акт. В нем дознаватель указывает: кто, как и по каким причинам совершил преступление, а также перечисляет доказательства, которые подтверждают виновность обвиняемого. Обвинительный акт утверждают начальник (его заместитель) органа дознания и прокурор.
Составив обвинительный акт, дознаватель обязан ознакомить обвиняемого со всеми материалами уголовного дела. Потерпевший сможет их изучить, если заявит ходатайство об этом (ст. 216, 217, 225 УПК РФ).
Знакомясь с документами, вы можете делать выписки и снимать копии (ст. 217 УПК РФ).
Прежде чем представить материалы дела обвиняемому (потерпевшему), дознаватель составляет специальный график. В нем делают отметки о времени и месте ознакомления, количестве прочитанных листов.
Обращайте внимание на то, чтобы время, указанное в графике ознакомления, соответствовало действительности. В противном случае у дознавателя появится возможность обвинить вас в том, что вы умышленно затягиваете знакомство с делом.
Обычно знакомство с делом происходит в кабинете дознавателя. Если же обвиняемый находится в СИЗО, то ему приносят дело туда, причем раньше, чем обычно, то есть до составления обвинительного акта.
Имейте в виду
Срок заключения под стражу не может быть больше срока дознания. По окончании этого срока дознаватель обязан вас освободить, даже если вы не успели изучить материалы дела. Знакомство с ними вы продолжите в кабинете дознавателя.
Срок дознания
Дознание должно быть закончено через 30 суток после возбуждения уголовного дела. Но прокурор может продлить этот срок еще на 30 суток (ст. 223 УПК РФ). После окончания срока дознаватель должен либо прекратить дело, либо направить его вместе с обвинительным заключением прокурору.
Дознание может быть приостановлено по тем же основаниям, что и предварительное следствие. Возобновляется дознание на основании постановления прокурора либо начальника подразделения.
Если прокурор признает постановление о приостановлении дознания незаконным или необоснованным, он в срок не позднее 5 суток с момента получения материалов уголовного дела отменяет его своим постановлением. В этом документе должны содержаться конкретные обстоятельства, подлежащие расследованию. Срок дополнительного дознания не должен быть более 10 суток.
Постановление о приостановлении дознания может быть признано незаконным или необоснованным начальником подразделения дознания. Он выносит постановление, а прокурор при необходимости устанавливает срок дополнительного дознания до 10 суток.
По каким преступлениям проводят дознание
Предварительное расследование в форме дознания производится, например, по таким преступлениям как:
Полный перечень приведен в части 3 статьи 150 УПК РФ. Наказание по таким преступлениям не превышает пяти лет лишения свободы.
Как проходит дознание
Дознание проводят по тем же правилам, что и предварительное следствие. Это значит, что дознаватель может провести любые следственные действия. Разница лишь в том, что перед направлением в суд ходатайства о заключении под стражу или об аресте почтово-телеграфной корреспонденции дознаватель должен получить согласие прокурора. После заключения под стражу подозреваемого дознаватель должен предъявить ему обвинение в течение 10 суток либо закончить расследование и составить обвинительный акт (ст. 224 УПК РФ).
Если уголовное дело возбуждено по факту совершения преступления или есть основания подозревать лицо в преступлении, дознаватель составляет письменное уведомление о подозрении в совершении преступления. Копию он вручает подозреваемому и разъясняет ему его права. В течение трех суток с момента вручения уведомления дознаватель должен допросить подозреваемого по существу подозрения (ст. 223. 1 УПК РФ).