статьи 12 развитие добровольного дополнительного пенсионного обеспечения и страхования

1. Понятие и цели дополнительного
пенсионного страхования.

2. Реализация права на дополнительное
пенсионное страхование.

3. Финансирование дополнительных
пенсионных накоплений.

4. Государственная поддержка
формирования пенсионных накоплений.

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 марта 2022 года; проверки требуют 3 правки.

Пенсионное страхование — страхование с целью формирования источников финансирования пенсий. Пенсионное страхование является основой пенсионной системы в развитых странах.

Различают обязательное пенсионное страхование и добровольное пенсионное страхование.

Основные направления развития

В Европе можно выделить три основных направления развития пенсионных реформ:

Понятие и цели дополнительного пенсионного страхования.

Пенсионная реформа, проведенная в
2001г., не привела к существенному повышению
пенсий и улучшению благосостояния
пенсионеров. Средний уровень трудовых
пенсий ненамного превышает величину
прожиточного минимума в целом по России.
Индексация не соответствует уровню
инфляции. По расчетам специалистов,
существует устойчивая тенденция к
дальнейшему снижению уровня трудовых
пенсий.

В целях стимулирования формирования
пенсионных накоплений и повышения
уровня пенсионного обеспечения граждан
государство создает механизм уплаты
дополнительных страховых взносов на
накопительную часть трудовой пенсии и
обеспечивает поддержку формирования
пенсионных накоплений. Основа правового
регулирования дополнительного пенсионного
страхования заложена Федеральным
законом от 30.04.2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных
страховых взносах на накопительную
часть трудовой пенсии и государственной
поддержке формирования пенсионных
накоплений».

Государственная поддержка
заключается в уплате дополнительных
взносов на софинансирование пенсионных
накоплений за счет средств Фонда
национального благосостояния,
образованного в составе федерального
бюджета. Взносы перечисляются в бюджет
ПФР в пользу застрахованного лица,
вносящего в добровольном порядке
дополнительные страховые взносы на
накопительную часть трудовой пенсии.
Работодатель также может платить
добровольные взносы на счет застрахованного
лица.

Рисунок 34. Дополнительное пенсионное
страхование


СТАТЬИ 12 РАЗВИТИЕ ДОБРОВОЛЬНОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И СТРАХОВАНИЯ

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

1. Право на получение государственной поддержки формирования пенсионных накоплений в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, имеют застрахованные лица, подавшие заявление о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в период с 1 октября 2008 года по 31 декабря 2014 года и начавшие уплату указанных взносов в период по 31 января 2015 года. При этом застрахованные лица, вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию после дня вступления в силу Федерального закона “О внесении изменений в Федеральный закон “О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений” и отдельные законодательные акты Российской Федерации”, имеют право на получение государственной поддержки формирования пенсионных накоплений в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, в случае, если на день подачи заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию они не являются получателями ни одного из видов пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации либо ежемесячного пожизненного содержания, выплачиваемого пребывающему в отставке судье, за исключением лиц, которые являются получателями пенсий в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей”.

(в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 216-ФЗ (ред. 04.11.2014), от 04.11.2014 N 345-ФЗ, от 27.12.2018 N 536-ФЗ, от 01.10.2019 N 328-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Государственная поддержка формирования пенсионных накоплений осуществляется в течение 10 лет начиная с года, следующего за годом уплаты застрахованными лицами дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

3. Право на получение государственной поддержки формирования пенсионных накоплений предоставляется в текущем календарном году застрахованным лицам, уплатившим в предыдущем календарном году дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию в сумме не менее 2 000 рублей.

(в ред. Федерального закона от 30.04.2008 N 55-ФЗ)

1. Добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию вправе:

1) граждане Российской Федерации, работающие за пределами территории Российской Федерации, в целях уплаты страховых взносов в Фонд за себя;

(в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 237-ФЗ)

2) физические лица в целях уплаты страховых взносов за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

(пп. 2 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ)

3) застрахованные лица, осуществляющие в качестве страхователей уплату страховых взносов в фиксированном размере, в части, превышающей этот размер, но в общей сложности не более размера, определяемого как 22,0 процента восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз;

(пп. 3 в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 237-ФЗ)

4) физические лица в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в соответствии с Федеральным законом “О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений”;

5) физические лица в целях уплаты страховых взносов в Фонд за себя, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации, на которых не распространяется обязательное пенсионное страхование, в соответствии с настоящим Федеральным законом, за исключением лиц, указанных в подпункте 6 настоящего пункта;

(в ред. Федеральных законов от 27.11.2018 N 425-ФЗ, от 14.07.2022 N 237-ФЗ)

6) физические лица в целях уплаты страховых взносов в Фонд за себя, применяющие специальный налоговый режим “Налог на профессиональный доход”, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации;

(пп. 6 введен Федеральным законом от 27.11.2018 N 425-ФЗ; в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 237-ФЗ)

7) физические лица из числа индивидуальных предпринимателей, адвокатов, арбитражных управляющих, нотариусов, занимающихся частной практикой, и иных лиц, занимающихся частной практикой и не являющихся индивидуальными предпринимателями, являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей”, в целях уплаты страховых взносов в Фонд за себя.

(пп. 7 введен Федеральным законом от 30.12.2020 N 502-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 14.07.2022 N 237-ФЗ, от 13.06.2023 N 257-ФЗ)

2. Лица, имеющие право на добровольное вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию по нескольким основаниям из числа перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию по каждому из оснований.

3. Лица, указанные в подпунктах 1 – 3, 5 – 7 пункта 1 настоящей статьи, вступают в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и прекращают правоотношения по обязательному пенсионному страхованию путем подачи заявления в территориальный орган Фонда по правилам, утверждаемым в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

4. Лица, указанные в подпункте 4 пункта 1 настоящей статьи, вступают в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в порядке, определенном Федеральным законом “О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений”.

5. Лица, указанные в подпунктах 1 – 3, 5 – 7 пункта 1 настоящей статьи, осуществляют уплату страховых взносов на казначейские счета, открытые Фонду в Федеральном казначействе, с применением кодов бюджетной классификации, предназначенных для учета страховых взносов, уплаченных в добровольном порядке.

(в ред. Федеральных законов от 30.12.2020 N 502-ФЗ, от 24.02.2021 N 20-ФЗ, от 14.07.2022 N 237-ФЗ)

Минимальный размер страховых взносов лиц, указанных в подпунктах 1 – 3 и 5 пункта 1 настоящей статьи, определяется как 22,0 процента минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенные в 12 раз.

Максимальный размер страховых взносов лиц, указанных в подпунктах 1 – 3, 5 – 7 пункта 1 настоящей статьи, не может быть более размера, определяемого как 22,0 процента восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенные в 12 раз.

Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. При подаче заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию соответствующий расчетный период начинается со дня подачи указанного заявления в территориальный орган Фонда. При подаче заявления о прекращении правоотношений по обязательному пенсионному страхованию расчетный период заканчивается в день подачи указанного заявления в территориальный орган Фонда.

Лица, указанные в подпунктах 1 – 3, 5 – 7 пункта 1 настоящей статьи, самостоятельно с учетом ограничений, установленных настоящим пунктом, определяют размер страховых взносов и исчисляют указанные страховые взносы, подлежащие уплате за расчетный период. Уплаченные суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование направляются на финансирование страховой пенсии и учитываются на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в порядке, определенном Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования”, за расчетный период, в котором такие суммы были уплачены.

(в ред. Федеральных законов от 30.12.2020 N 502-ФЗ, от 14.07.2022 N 237-ФЗ)

Суммы страховых взносов уплачиваются не позднее 31 декабря текущего календарного года, а в случае подачи заявления о прекращении правоотношений по обязательному пенсионному страхованию – не позднее дня подачи указанного заявления в территориальный орган Фонда.

Если заявление о добровольном вступлении в правоотношения (о прекращении правоотношений) по обязательному пенсионному страхованию подано в территориальный орган Фонда в течение расчетного периода, размер страховых взносов, подлежащих уплате за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев, в течение которых лицо состояло в правоотношениях по обязательному пенсионному страхованию. За неполный месяц размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.

Периоды уплаты страховых взносов лицами, указанными в подпунктах 1 – 3, 5 – 7 пункта 1 настоящей статьи, засчитываются в страховой стаж. Продолжительность засчитываемых в страховой стаж периодов уплаты страховых взносов лицами, указанными в подпунктах 2 и 5 пункта 1 настоящей статьи, не может составлять более половины страхового стажа, требуемого для назначения страховой пенсии по старости.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 502-ФЗ)

Лицам, указанным в подпунктах 6 и 7 пункта 1 настоящей статьи, если общая сумма уплаченных страховых взносов в течение календарного года составила не менее минимального размера страхового взноса на обязательное пенсионное страхование, определяемого в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, с учетом положений абзаца седьмого настоящего пункта, в страховой стаж засчитывается период, равный соответствующему расчетному периоду, определяемому согласно абзацу четвертому настоящего пункта. В случае, если общая сумма уплаченных страховых взносов в течение календарного года указанными лицами составляет менее минимального размера страхового взноса на обязательное пенсионное страхование, определяемого в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, в страховой стаж засчитывается период, определяемый пропорционально уплаченным страховым взносам, но не более продолжительности соответствующего расчетного периода, определяемого согласно абзацу четвертому настоящего пункта.

(п. 5 в ред. Федерального закона от 27.11.2018 N 425-ФЗ)

6. Уплата дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию лицами, указанными в подпункте 4 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на условиях и в порядке, которые установлены Федеральным законом “О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений”.

7. Право лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, на страховое обеспечение по обязательному пенсионному страхованию, в том числе с учетом дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, и взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений в соответствии с Федеральным законом “О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений”, реализуется при соблюдении условий, установленных Федеральным законом “О страховых пенсиях”, Федеральным законом “О накопительной пенсии”.

Субъекты обязательного пенсионного страхования

Страховщик—Пенсионный
фонд Российской Федерации.
Государство несет субсидиарную
ответственность по обязательствам
Пенсионного фонда Российской Федерации
перед застрахованными лицами.

Страхователи—организации,индивидуальные
предприниматели,нотариусы,адвокаты,
главыКФХи простофизические
лица, производящие выплаты в
пользу физических лиц, облагающиеся
страховыми взносами.индивидуальные
предприниматели,нотариусы,адвокатыи главы КФХ являются страхователями и
по отношению к самим себе, уплачивая
фиксированные взносы (страховые
взносы уплачиваемые в размере, определяемом
исходя из стоимости страхового года).
Иные лица, занимающиеся частной практикой
и не являющиеся индивидуальными
предпринимателями, приравниваются к
индивидуальным предпринимателям.

Застрахованные лица— лица,
являющиеся гражданами Российской
Федерации, а также постоянно или временно
проживающие на территории Российской
Федерации иностранные граждане и лица
без гражданства.

Указанные лица являются застрахованными
лицами, если:

Негосударственное пенсионное обеспечение (НПО)

Негосударственное пенсионное обеспечение (НПО) — это дополнительное добровольное пенсионное обеспечение, позволяющее получить прибавку к базовой пенсии.
Если раньше негосударственное пенсионное обеспечение существовало в основном на крупных предприятиях и формировалось в виде корпоративных пенсионных программ, то сегодня негосударственные пенсионные фонды развивают этот продукт, предлагая и индивидуальные пенсионные планы как предприятиям так и для частных лиц.

Преимущества для российских работодателей негосударственного пенсионного обеспечения работников:

При достижении совершеннолетия любой гражданин Российской Федерации может начать самостоятельно формировать свою будущую пенсию за счет личных средств, заключив договор негосударственного обеспечения. Наличие трудового стажа в данном случае необязательно.

§ 1. Негосударственные пенсионные фонды и страховые

компании
как страховщики в системе дополнительного

С
момента официального провозглашения
курса на создание смешан­ной
трехуровневой пенсионной системы ее
полноправными участниками становятся
такие субъекты, как негосударственные
пенсионные фонды (далее
– НПФ) и страховые компании (далее – СК).
Концепция реформы системы
пенсионного обеспечения в Российской
Федерации закрепила, что
негосударственное пенсионное обеспечение
«может осуществляться в форме
личного пенсионного страхования граждан,
производящих накоп­ление средств на
свое дополнительное пенсионное
обеспечение в страхо­вых
компаниях и пенсионных фондах. Обе эти
формы должны развивать­ся»
. Таким образом, названные финансовые
институты, получив своеоб­разное
государственное одобрение их деятельности,
смогли продолжить активную
работу.

На
первый взгляд, функции страховщиков в
системе пенсионного страхования,
независимо от его вида, должны быть
аналогичными. На са­мом
деле при их определении необходимо
учитывать специфику вида страхования.
Если система обязательного страхования
основана на прин-

1
Бюллетень
Минтруда. 1995. № 9.

ципах
перераспределения, то система
дополнительного страхования – на принципе
капитализации накоплений. Поэтому в
первом случае функции страховщика
распределены между Пенсионным фондом
РФ (который со­бирает
и аккумулирует страховые взносы) и
органами социальной защиты населения,
назначающими и выплачивающими пенсию;
во втором – меж­ду
НПФ и управляющей компанией. Последняя
осуществляет размещение пенсионных
резервов, сформированных НПФ, с целью
их сохранения и получения
инвестиционного дохода. На наш взгляд,
традиционная модель дополнительного
пенсионного страхования, в которой
страховщиком вы­ступает страховая
компания, является предпочтительной,
так как все ука­занные выше функции
реализуются ею непосредственно. Это
позволяет значительно
сократить расходы, связанные с ведением
дела, что в свою очередь
отражается на величине страхового
тарифа и цене этой услуги для
потенциальных страхователей. Считаем,
что названная конструкция вполне
применима в деятельности НПФ. Тем более,
что законодатель в ряде
случаев разрешает фондам самостоятельное
инвестирование пенси­онных
резервов, например в федеральные и
региональные ценные бумаги. Более
подробно взаимоотношения фондов и
управляющих компаний про­анализированы
в § 3 настоящей главы.

Если
история создания и деятельности страховых
компаний исчисляет­ся веками, то
негосударственным пенсионным фондам
нет и десятка лет. Первое упоминание о
них содержалось в Указе Президента
РСФСР «О первоочередных
мерах по организации работы промышленности
РСФСР»

от
3 декабря 1991 г., где предприятиям было
разрешено создавать за счет прибыли,
остающейся после уплаты налогов,
пенсионные фонды для уве­личения
пенсий их работникам.

16
сентября 1992 г. был принят Указ Президента
РФ «О негосударст­венных пенсионных
фондах», ставший правовой основой их
деятельно­сти.
Кроме того, на базе указа был принят ряд
иных нормативно-правовых
актов. В некоторых субъектах федерации
были приняты соот­ветствующие
законы. Например, Закон Волгоградской
области от 27 мар­та
1995 г. « О защите прав граждан в системе
негосударственного пенси­онного
обеспечения в Волгоградской области»
достаточно детально рег­ламентировал
деятельность фондов и компаний по
управлению их акти­вами,
договорные отношения между ними, принципы
размещения пенси­онных
резервов и т.д. При этом, по нашему мнению,
пределы нормотвор­чества
субъектов федерации были превышены,
поскольку рассматривае­мые
отношения являются комплексными по
своей правовой природе. До­минирующее
положение здесь занимают гражданско-правовые
элементы, хотя нельзя отрицать наличие
социально-обеспечительной функции НПФ.
В
соответствии со ст. 71 Конституции РФ,
гражданское законодательство отнесено
к сфере исключительного ведения
Российской Федерации, по­этому
указанные отношения должны регулироваться
федеральным зако­нодательством.

7
мая 1998 г. был принят Федеральный Закон
«О негосударственных пенсионных
фондах»1,
в соответствии со ст. 2 которого
«негосударствен­ный пенсионный фонд
– особая организационно-правовая форма
неком­мерческой организации социального
обеспечения, исключительным ви­дом
деятельности которой является
негосударственное пенсионное обес­печение
участников фонда на основании договоров
о негосударственном пенсионном
обеспечении населения с вкладчиками
фонда в пользу участ­ников
фонда».

Это
определение было подвергнуто справедливой
критике в науке права
социального обеспечения. Так, В. Б.
Савостьянова предлагает опре­делять
НПФ как организацию не социального, а
пенсионного обеспече­ния
. Это позволяет разграничить две важные
теоретические конструкции (социального
и пенсионного обеспечения) и полнее
учесть их особенно­сти.

Ряд
авторов рассматривают придание НПФ
статуса некоммерческой организации
в качестве своеобразной гарантии
сохранности вкладов. И.
И. Панфилов считает весьма важным, «что
изначально орга­низационно-правовой
формой фондов, как самостоятельных
юридических лиц,
определена форма некоммерческой
организации, не имеющей в ка­честве
основной цели своей деятельности
извлечение прибыли и не рас­пределяющей
полученные доходы между ее учредителями.
Тем самым

1 СЗРФ.
1998. №19. Ст. 2071.

существенно
уменьшаются риски утраты привлекаемых
и аккумулируе­мых ими средств
вкладчиков» . Полагаем, что это не
соответствует дейст­вительности.
Ст. 50 ГК РФ в качестве критерия для
разграничения ком­мерческих
и некоммерческих организаций рассматривает
основную цель деятельности
последних. « Однако отграничить основную
цель деятельно­сти
от неосновной со стороны бывает довольно
трудно, ибо здесь воз­можны
обходные пути и камуфляж – одна цель,
как об этом свидетельст­вует практика,
в особенности современная, может
перекрывать другую, поэтому
критерий оказывается весьма
неопределенным»2.
На наш взгляд, содержание
деятельности НПФ практически ничем не
отличается от дея­тельности страховых
компаний, являющихся, как известно
коммерчески­ми
организациями. Н ПФ не только аккумулирует
денежные средства, но и,
так или иначе, решает вопросы их
инвестирования. Поэтому фонд, при­обретающий
федеральные ценные бумаги, рискует
ничуть не меньше, чем страховая
компания, проводящая аналогичную
операцию.

В
большинстве развитых стран негосударственные
пенсионные фонды получили широкое
распространение и являются солидными
финансовыми институтами.
Так, в США суммарные активы пенсионных
фондов пре-вышают
3 трлн. долларов , мощь системы НПФ
Великобритании сравни-

И. И.
Панфилов Формирование системы гарантии
в негосударственном пенсионном
обеспече­нии
// Пенсия. 1999.№ 6. С. 60

2 Рахмилович
В. А. О достижениях и просчетах нового
Гражданского кодекса Российской
Феде­
рации//Гос.
и право. 1996. Х» 4. С. 122-123.

3 Царегородцев
В. Е. Негосударственное пенсионное
обеспечение – новый источник инвестиций
в
экономику регионов. // Пенсия.1999. № 9.
С.45.

ма
только с банковской системой1.
Следует отметить, что за рубежом, кроме
того, широко используется система
пенсионных банковских сче­тов2,
попытка распространения, которых в
России, успехом пока не увен­чалась.
Российские цифры гораздо скромнее –
работающие российские НПФ
обладают инвестиционным капиталом в
12 млрд. руб., стоимость собственного
имущества- 17,5 млрд. руб. .

В
определенной мере развитие НПФ сдерживает
отсутствие свободных денежных
средств у значительной части населения,
недоверие к вновь создаваемым
финансовым институтам, недостаточно
высокая правовая культура
населения и отсутствие необходимой
информации. Так, соглас­но
данным социологического опроса,
проведенного в Орловской области,

0 существовании
этих фондов слышали чуть более половины
респонден-­
тов
– 56%, причем респонденты с высшим
образованием в два раза
больше
информированы по данной проблеме (82%),
чем имеющие более
низкий уровень
образования (40%). При этом идею развития
негосударст­-
венных пенсионных
фондов поддерживает лишь каждый пятый
ответив­
ший
(21%), а 52% считают, что пенсия должна быть
заботой исключи-­
тельно
государства4.

Деятельность
НПФ, безусловно, выгодна государству,
так как уже на

1 Основы
страховой деятельности: Учебник Отв.
ред. Проф. Т.А. Федорова. М.:
Издательство
БЕК.1999. С.375.

2 Самойлова
P. M.
Пенсионное обеспечение в странах –
членах Европейского Союза// Труд
за
рубежом. 1994.№ 1. С.32.

Е. Эпштейн. Две пенсии
лучше, чем одна// Финансовая газета.
2000. № 7. С.8. 4
Е. Н.
Бодров Пенсия как элемент социальной
защиты: отношение населения к системе
пенси­онного
обеспечения (на примере Орловской
области). // Пенсия. 1999. № 1.

сегодняшнем
этапе во многом освобождает его от
тяжкого бремени соци­альных
выплат. Так, за первые 9 месяцев 1999 г.
среднемесячная пенсия, выплачиваемая
НПФ, составила примерно 163 рубля, а по
пяти крупней­шим
корпоративным фондам – 243 рубля1.

Кроме
того посредством аккумулирования в НПФ
значительных фи­нансовых
средств решается проблема привлечения
внутренних инвести­ционных ресурсов,
значительная часть которых вкладывается
в государ­ственные
ценные бумаги, чаще всего долгосрочные.
Изъятые из текущего оборота,
они не оказывают давления на финансовый
рынок и являются своеобразным
стабилизирующим фактором финансовой
системы страны. Однако
для стабильного развития системы НПФ
необходимо дальнейшее совершенствование
законодательной основы их деятельности.

Справедливости
ради следует отметить, что в последнее
время опреде­ленные
меры, имеющие своей целью поддержку
НПФ, были осуществле­ны,
хотя и в ущерб страховым компаниям. В
первую очередь речь идет об изменениях,
внесенных Постановлением Правительства
РФ от 13 октября 1999 г. в перечень выплат,
на которые не начисляются страховые
взносы в Пенсионный
фонд РФ . Теперь предприятия, выступающие
в качестве вкладчиков
по договору с НПФ, имеют возможность
исключить из числа выплат, облагаемых
страховыми взносами до 36 минимальных
размеров оплаты
труда в расчете на одного работающего
за год (ранее эта сумма была
в 1,5 раза меньше). Страховые компании
теперь такой льготы ли-

1 Расчитано
по: Е. Эпштейн. Две пенсии лучше, чем
одна// Финансовая газета. 2000. № 7. С.8.

2 СЗ
РФ. 1999. № 42. Ст. 5057.

шены
полностью. Данные действия Правительства
РФ, по-видимому, продиктованы стремлением
перекрыть легальный канал ухода от
налого­обложения при помощи так
называемых «зарплатных» схем. Как
отмеча­лось выше, необходим возврат
подобной льготы применительно к
дого­ворам страхования дополнительной
пенсии, выплата по которым осуще­ствляется
по достижении пенсионного возраста, в
противном случае это негативно
повлияет на развитие пенсионного
страхования. Не оспаривая необходимости
проведения протекционистской политики
по отношению к
НПФ, считаем, что только при аналогичной
поддержке страховых ком­паний возможно
создание эффективной и действенной
системы дополни­тельного
пенсионного страхования.

К
сожалению, сегодня государство не
проявляет должного интереса к развитию
страхования вообще и страхования
дополнительной пенсии, в частности.
Названная тенденция проявилась уже в
положениях Програм­мы
пенсионной реформы в РФ, где, по сравнению
с Концепцией рефор­мы
системы пенсионного обеспечения в РФ,
отсутствует упоминание о страховых
компаниях. « Формирование системы
добровольного дополни­тельного
пенсионного обеспечения (страхования)
должно опираться на развитие
и повышение финансовой надежности ныне
действующих него­сударственных
пенсионных фондов»1.

Это
в определенной мере противоречит
здравому смыслу. Страховой рынок
в России уже сформировался и развивается
достаточно стабильно.

1
Бюллетень
Минтруда РФ. 1998. №6.

На
его долю приходится 2,2% внутреннего
валового продукта страны, общий
сбор страховой премии вырос за 1999 год
в 2,3 раза и составил 96,6
млрд. руб.1.
Страховые компании давно и достаточно
успешно зани­маются предоставлением
такого рода услуг (договор страхования
допол­нительной пенсии). Еще в 1988 году
Госстрахом СССР предпринималась попытка
заинтересовать население добровольным
страхованием дополни­тельной
пенсии2.

В
определенной мере такую «дискриминацию»
страховых компаний можно объяснить
стремлением государства поддержать
НПФ. Но на сего­дняшний
день НПФ и СК не являются конкурентами.
Каждый из этих финансовых институтов
занимает свой сегмент рынка. Н ПФ работают
главным образом с корпоративными
клиентами, предпочтительно круп­ными;
СК – с физическими лицами. Так, по данным
действующего в Ом­ской
области НПФ «Гражданской поддержки»,
за последние полтора года число
вкладчиков фонда не пополнилось ни
одним физическим лицом, в то
же время этот статус приобрело значительное
количество предприятий.

Сегодня
наиболее активно развиваются корпоративные
НПФ. Такие фонды
создаются крупными предприятиями и
рассчитаны на собствен­ных
работников. Уже сейчас они составляют
60% от числа всех НПФ, а 5 крупнейших
корпоративных фондов обладают 70% активов
и объединяют 19%
вкладчиков . Законодательно предоставленная
возможность пере-

1 Панфилова
Ю. « Государство, возьми наши деньги!»
// Коммерсантъ. 2000. № 65. С. 7.

2 Баторин
В. Г. Страхование дополнительной пенсии.
М.: Финансы и статистика. 1988. С. 3-5.

3 Е.
Эпштейн. Две пенсии лучше, чем одна//
Финансовая газета. 2000. № 7. С. 8.

числения
пенсионных взносов не в Пенсионный фонд
РФ, а в собствен­ный
НПФ является для них большим финансовым
стимулом.

Во-первых,
в руках у предприятия оказывается
серьезный инструмент кадровой политики,
ведь условия выбора вариантов применяемых
пенси­онных
схем устанавливаются на локальном
уровне.

Во-вторых,
у предприятия появляется возможность
так называемых отложенных платежей,
потому что пенсионные схемы значительного
ко­личества НПФ (в первую очередь
корпоративных) предусматривают
воз­можность
не ежемесячной, как при расчетах с
Пенсионным фондом РФ, а ежегодной
уплаты пенсионных взносов.

Укреплению
финансовой основы НПФ содействуют
коммерческие банки,
активно участвующие в процессе привлечения
новых вкладчиков. Их
взаимоотношения с НПФ строятся по
следующей схеме. Банк предла­гает
обратившемуся к нему за кредитом
предприятию стать вкладчиком определенного
НПФ, что последний и делает. Н ПФ, в свою
очередь, размещает
привлеченные денежные средства в банке
в виде депозитов, за счет
которых и выдается кредит. Результат
превосходит все ожидания, -предприятие
получило кредит, работники – дополнительную
пенсию, НПФ
– вкладчика, банк – доход.

Но
не следует забывать о том, что названными
преимуществами могут пользоваться
далеко не все потенциальные пенсионеры.
Немногие кор­поративные
клиенты имеют возможность и желание
самостоятельно соз­давать фонд либо
участвовать в дополнительных пенсионных
схемах.

В
то же время растет заинтересованность
отдельных граждан в собст­венном
материальном обеспечении на случай
старости, утраты трудоспо­собности
и т.п. Здесь роль страховых компаний
чрезвычайно велика. Имея
огромный опыт в разработке и продвижении
на рынке такого стра­хового
продукта, как личное накопительное
страхование, уже сегодня СК могут
предложить потенциальному страхователю
десятки видов догово­ров
страхования дополнительной пенсии1.
Причем в отличие от НПФ, ис­пользующих
в договорах преимущественно накопительные
схемы, СК в максимальной
степени ориентированы на учет рискового
элемента. Не­смотря
на то, что и рисковые, и накопительные
договоры страхования всегда
должны содержать рисковый элемент, в
противном случае они не могут
быть отнесены к договорам страхования,2
включение
в полисы, на­равне
с накоплением средств, рисков смерти и
несчастных случаев дает СК
значительные преимущества.

Мы
считаем, что социальная значимость
пенсионного страхования предопределяет
необходимость создания равных условий
для всех участ­ников рынка
негосударственного пенсионного
страхования.

1 См.,
например: Богатство выбора // Эксперт.
2000. № 10. С. 88.

2 См.,
например: Гражданское право. Учебник.
Часть 2 / Под ред. А. П. Сергеева, Ю.
К.
. Толстого.
М: «Проспект»Д997. С. 534.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование

Страховые взносы на обязательное
пенсионное страхование(далее страховые
взносы) — это индивидуально возмездные
обязательные платежи, которые уплачиваются
в бюджетПенсионного
фонда Российской Федерациии
персональным целевым назначением
которых является обеспечение права
гражданина на получениепенсиипо обязательному пенсионному страхованию
в размере, эквивалентном сумме страховых
взносов, учтенной на егоиндивидуальном
лицевом счете.

Страховые взносы за физических
лиц, работающих потрудовому
договоруили погражданско-правовому
договору, уплачиваетработодатель. Индивидуальные
предприниматели,нотариусы,адвокаты,
главыКрестьянско-фермерскиххозяйств (за себя и за членов КФХ)
уплачивают фиксированныевзносы,
исчисленные исходя из стоимости
страхового года.

Обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации

Обязательным называют пенсионное страхование, действующее в силу закона, охватывая все категории населения.

Накапливаемые на лицевом счёте страховые взносы инвестируются на финансовом рынке, формируя дополнительно накопительную часть.

Управление накопительной частью пенсии осуществляет Государственная управляющая компания (ГУК «Внешэкономбанк»). Средства туда перечисляются непосредственно из Пенсионного Фонда России по умолчанию, то есть в случае, если гражданин не определил иной вариант инвестирования. Граждане, не давшие указаний Пенсионному Фонду об ином способе инвестирования их накопительной части пенсии, получили условное название «молчуны».

Граждане имеют право по-иному распорядиться своей накопительной частью пенсии, передав право на управление накопленными средствами негосударственной управляющей компании или негосударственному пенсионному фонду.
По достижении пенсионного возраста накопленные взносы с учётом инвестиционного дохода являются источником, из которого будет выплачиваться пожизненная пенсия.

Индивидуальный лицевой счёт застрахованного лица

Страховщикамипо системе добровольного пенсионного
страхования выступают:

Страховщики предлагают различные
программы дополнительного пенсионного
обеспечения, и право клиента – выбрать
ту, которую он считает наиболее выгодной.

Взносы по программе добровольного
пенсионного обеспечения могут быть
единовременными или накопительными. В
зависимости от программы взносы могут
уплачиваться ежегодно, ежеквартально
или ежемесячно.

По достижении пенсионного возраста
выплата денег пенсионеру может
производиться раз в квартал, полугодие,
месяц и т.д., – в течение оговоренного
срока или пожизненно.

За деятельностью страховщиков
осуществляется серьёзный контроль со
стороны государства. Контролю подлежат
объём страховых
резервови их размещение, что
обеспечивает надёжность страховых
компаний.

Программы добровольного пенсионного
страхования успешно реализуются в самых
разных странах мира, позволяя гражданам
обеспечить себя средствами к существованию
в старости, размер которых зависит не
от возможностей государственной системы
социального обеспечения, а исключительно
от желания и возможностей застрахованного.

Добровольное пенсионное обеспечение (ДПО)

Добровольное пенсионное обеспечение (страхование) — система накоплений с помощью различных финансовых организаций будущей пенсии, основанная на тех же принципах, что и обязательное (государственное) пенсионное страхование. Его основные отличия это :

Страховщики предлагают различные программы дополнительного пенсионного обеспечения, и право клиента — выбрать ту, которую он считает наиболее выгодной.

Взносы по программам добровольного пенсионного обеспечения могут быть единовременными или накопительными. В зависимости от программы взносы могут уплачиваться ежегодно, ежеквартально или ежемесячно.

Все страховщики, занимающиеся пенсионным страхованием, являются объектами очень тщательного и пристального контроля и надзора. Контролю подлежат объём страховых резервов и их размещение, что обеспечивает надёжность страховых компаний. Контроль работы страховых компаний и негосударственных пенсионных фондов осуществляет Центральный Банк РФ.

Программы добровольного пенсионного страхования успешно реализуются в самых разных странах мира, позволяя гражданам обеспечить себя средствами к существованию в старости, размер которых зависит не от возможностей государственной системы социального обеспечения, а исключительно от желания и возможностей застрахованного.

Реализация права на дополнительное пенсионное страхование

Реализовать право на НЧ
трудовой пенсии с учетом дополнительных
взносов можно будет с 1
января 2009 года.

Дополнительное пенсионное страхование
осуществляется на основании заявления
застрахованного лица, которое может
подаваться в территориальный орган ПФР
лично гражданином по месту жительства
или через работодателя.

Заявление также может быть подано иным
способом, при этом установление личности
и проверка подлинности подписи гражданина
осуществляются в соответствии с п.4
ст.32 Федерального закона от 24.07.2002 г. №
111-ФЗ «Об инвестировании средств для
финансирования накопительной части
трудовой пенсии в Российской Федерации».

В заявлении должны быть указаны фамилия,
имя, отчество, страховой номер
индивидуального лицевого счета, место
жительства. Форма заявления и инструкция
по его заполнению утверждены ПФР.

Работодатель обязан в течение трех
рабочих дней передать полученные
заявления в территориальный орган ПФР
по месту своей регистрации в качестве
страхователя. Если среднесписочная
численность работников превышает 100
человек, то работодатели представляют
полученные заявления в территориальный
орган ПФР в электронной форме, который
должен рассмотреть их не позднее 10
рабочих дней и известить гражданина о
принятом решении.

При отсутствии у гражданина индивидуального
лицевого счета одновременно с подачей
заявления представляются сведения,
необходимые для регистрации в качестве
застрахованного лица. Персональные
данные застрахованных лиц, связанные
с уплатой дополнительных страховых
взносов на накопительную часть трудовой
пенсии, взносов работодателя и взносов
на софинансирование формирования
пенсионных накоплений, являются
государственным информационным ресурсом,
а ПФР выполняет функции его оператора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *