2018 год объявлен Годом волонтера и
добровольца. Поэтому появление волонтеров чтения стало началом
большого читательского проекта в нашей школьной библиотеке, о
котором сегодня хочу вам рассказать.
Никогда
никакими силами вы не заставите читателя познать мир через скуку.
Эти слова для меня
стали двигателем в моей работе. Никакой
скуки, когда ребенок берет книгу в руки!!! Процесс чтения – это начало
творчества!
Поэтому идеи для
работы я ищу везде: на форумах и семинарах, фестивалях и конкурсах, курсах и
в блогах коллег. Выставки, конкурсы,
уроки, круглые столы, конференции это способ донести книгу до читателя.
Поэтому в библиотеке
мы режим, клеем, читаем, поем, смеемся и плачем.
Ученики 2-го класса в библиотеке делают плакат для проекта.
Библиотека в нашей школе уже давно вышла из
стен замкнутого пространства. Некоторые мероприятия стали золотыми страницами
истории школьной библиотеки, а некоторые стали традициями школы.
Театр 100 книг, дал жизнь еженедельным постановкам
Читательский проект «Волонтеры
чтения» начинался как добровольческое движение. Старшеклассники на переменах читали книги для начальной школы, собирая
вокруг себя шумных малышей.
Старшеклассница Полина Осипова читает 2 классу.
Потом решено
было рассказывать желающим об интересных произведениях. Получалось не плохо. Но хотелось чего-то грандиозного.
Чтобы вся школа стала читателями, чтобы
каждый взял книгу в руки и нашел, что-то интересное для себя.
Такая возможность нам
представилась в рамках большой образовательной игры, которая уже 5-й год
проходит у нас в школе. В этом году игра носит название «Человек в истории
Отечества, личность в летописи страны». Волонтеры
чтения подготовили первую сессию игры «Юбилейные страницы отечественной
литературы».
Надо сказать, задача была не из простых,
т.к. сложились уже некоторые традиции, которые нельзя нарушать. Так в первой сессии игры всегда традиционно
проходит благотворительная ярмарка и
выставка животных. Надо было придумать, как использовать эти традиции не
нарушая концепции.
День проведения игры
начался с киносеанса мультфильмов, снятых по произведениям авторов. Пройдя по
школьным коридорам, можно было услышать веселый смех учеников, радостно
встречавший знакомых героев – Карлсона, дядю Федора, Баранкина, пиратов из
«Острова сокровищ», Айболита, Русалочку , кота в сапогах и мн.др. После
киносеанса, шумная школьная толпа вышла на улицу, где уже начала свою работу
ярмарка. Вот, где получился настоящий фейерверк вкусов!
Около каждого
стола-кухни стояли зазывала, которые рассказывали о кулинарных пристрастиях
писателей и предлагали отведать любимое блюдо писателя-юбиляра. Если угощение
понравилось, то можно было получить рецепт. Наша ярмарка поведала, что Елена
Благинина была мастером по выпечке пирогов, а в детстве ее самым любимым
лакомством были леденцы. Леденцы в качестве поощрений использовал и Макаренко.
Он клал их под подушку своим воспитанникам. А вот В. Бианки очень хорошо
разбирался в меде. Жуковский знал толк в кулебяках с капустой.
Благотворительная ярмарка “На кухне у писателя-юбиляра”
Поучаствовав в шумной
ярмарке, классы направлялись к огромной выставке, где волонтеры чтения помогали оживать книжным полкам. Подошедшие ученики слушали рассказы волонтеров, которые
эмоционально вещали о юбилейных датах этого учебного года. Пришедших на выставку
ребят ждало много сюрпризов: они могли
пообщаться с М. Лермонтовым (наш переодетый ученик), подержать в руках рукопись
Н. В. Гоголя (которая была сделана специально для этой книжной полки: состарена
бумага и написано чернилами), разгадать ребусы и узнать, что за басня И.
Крылова скрыта за смешными рисунками.
Этап игры “Что шепнула книжная полка”
Узнать у Хозяйки Медной горы, почему
Бажев писал именно сказы. У книжной
полки еще долго стояла суета. Учащиеся младшего звена рассматривали книжки с
картинками, листали еще не знакомые произведения. Старшеклассники предавались
воспоминаниям об изученных шедеврах отечественной классики.
Далее школьников
попадали в «Театр юбиляра», где зрителей
ждали незабываемые встречи с Анной
Ахматовой, поведавшей о своей нелегкой
судьбе.
Театр юбиляра. Постановка “Из жизни И. Крылова”
Театр юбиляра. Постановка “Из жизни Н. Носова”
С императрицей Екатериной и князем Галициным, которые все спорили о
личности И. Крылова, раскрывая тем самым
интересные сведения его биографии. Владимир Маяковский прочел стихи и поделился
малоизвестными фактами личной биографии. А Николай Носов прямо на глазах
удивленной публики сочинял свою книжку про Незнайку.
Выставка животных с выпуском газет потрясла
воображение многих учителей и родителей. Прямо на улице шло творчество по созданию
газет, в которых рассказывалось о четвероногих любимцах писателей. Они были
самыми разными.
Выпуск газет “Четвероногие любимцы писателей”
Из них желающие узнавали,
что у Маяковского была собака Шене, помесь дворняги с сеттером. Знакомые утверждали, что внешне четвероногий
друг сильно походил на хозяина. А вот Чехов, отдавал предпочтения таксам. Бром
и Хина жили постоянно в усадьбе писателя, причем хозяин их всегда величал по
имени отчеству. Некрасов не мыслил своей жизни без собаки по кличке Кадо. А вот
Лев Толстой любил лошадей и очень уважал конные прогулки.
Сессия
образовательной игры, которую подготовили волонтеры чтения, была очень насыщенной.
Учащиеся еще долго не могли разойтись домой, все делились впечатлениями, которые впоследствии были записаны и
оформлены в специальный альбом.
Учитель русского языка и литературы МАОУ Средняя общеобразовательная школа №4
Читательский проект по пропаганде чтения среди обучающихся «Дочитаться до звезды»
«Дочитаться до звезды» (Школа волонтеров чтения)
Читательский проект по пропаганде чтения среди обучающихся «Дочитаться до звезды» направлен на приобщение подрастающего поколения к чтению и формирование читательской культуры.
Для реализации проекта создана инициативная группа из числа волонтеров чтения, педагогов, родителей, заинтересованных в реализации проекта.
С этой целью были проведены различные акции и мероприятия, как в школе, так и в городе.
В результате свойственная подросткам инициативность и активность приобрела социально позитивный характер, а жители г. Сосновоборска (особенно молодое поколение) получили необходимые знания о пользе книг и конкретные рекомендации по чтению книг.
Сроки выполнения проекта:
Март, апрель, май 2019 года
Территория реализации проекта:
МАОУ СОШ №4, г. Сосновоборска, г. Сосновоборск.
Зевакина Татьяна Викторовна – учитель русского языка и литературы
Информационная карта проекта
Цели и задачи проекта:
-Популяризация чтения в молодежной среде;
-Развитие культурной и читательской компетентности обучающихся;
-Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся;
-Включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из социальных проблем.
-Формирование и развитие у учащихся интереса к книге, к чтению;
-Воспитание литературного вкуса учащихся школы;
-Повышение интереса к чтению среди населения города Сосновоборска через пропаганду нравственной ценности книги;
-Развитие устной и письменной речи учащихся, культуры речевого поведения;
–Выявление и развитие творческого потенциала школьников через организацию и участие в массовых мероприятиях в поддержку чтения.
Постановка проблемы /обоснование значимости проекта/:
Среди основных направлений волонтёрства, которые активно работают и развиваются в России, есть одно направление, которое набирает популярность сегодня. Речь идет о волонтерах чтения.
Не секрет, что современный школьник не хочет читать. По результатам анкетирования обучающихся 5-11 классов МАОУ СОШ №4 только 20% любят читать, и читают не только книги, которые изучают в школе, но и другую художественную литературу. Периодику читают 10 %, а энциклопедическую литературу, справочники – 5 %, документальную литературу не читают совсем. Только в 40 % семей постоянно читают книги, но обсуждают их лишь 10%.
Данная ситуация характеризуется как системный кризис читательской культуры: увеличивается доля россиян, вообще не читающих или читающих лишь от случая к случаю, утрачиваются традиции семейного чтения, снижается интерес населения к печатной прессе, снижается уровень грамотности населения, возрастает сугубо развлекательная составляющая чтения, распространяется мнение о том, что роль книги, библиотек в обществе уменьшается, они будут вытеснены Интернетом.
Указом Президента РФ 2018−2027 гг. объявлены «Десятилетием детства в России» и Распоряжением Правительства РФ от 3 июня 2017 г. № 1155-р об утверждении «Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации” необходимо обратить особое внимание на реализацию в образовательном учреждении государственной политики в области поддержки детского чтения.
Этим и объясняется необходимость создания в образовательной организации читательской среды, способствующей формированию читательских интересов, потребности в чтении, и вовлечение в процесс чтения семьи.
С целью пропаганды чтения в МАОУ СОШ №4 среди учащихся 6-9 классов создали инициативную группу ребят, которым рассказали о программе Российского книжного союза и Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена «Школа волонтеров чтения» и о желании приобщить к чтению всех учеников нашей школы. Волонтеры откликнулись, прошли необходимое обучение, и создали свой читательский проект «Дочитаться до звезды».
Описание деятельности по проекту /механизмы его реализации/:
Проект «Дочитаться до звезды» направлен на привлечение внимания к хорошим книгам и рост интереса к чтению как виду досуга и важной части духовной жизни человека. С этой целью проведены различные акции, как в школе, так и в городе, классные часы, конкурсы и другие коллективные творческие дела, которые помогли привлечь внимание к решаемой проблеме.
Были проведены различные акции: «Прочитай, не пожалеешь»
(презентация книги), «Книжка на скамейке», литературная игра «Сказочный дом моделей», литературно-музыкальная композиция «У природы нет плохой погоды», книжные жмурки, выпуск памяток и многое другое.
Были созданы рекламные ролики о пользе чтения и с аннотациями книг «Книга, которая изменила мою жизнь».
Важным направлением в успешной реализации проекта было его широкое рекламирование: проведение собрания, флеш-моба, раздача информационных буклетов и листовок, выступление с идеями проекта на семинарах и конференциях учителей, статьи на сайтах, размещение материалов проекта и освещение его результатов на сайте школы и соц.сетях.
Пользователи проекта, количество благополучателей (в цифрах):
Жители города-не менее 100 чел.
Подсчеты произведены приблизительно за время, в течение которого был реализован проект «До читаться до звезды ».
Календарный план реализации проекта:
–Было проведено 10 мероприятий на школьном уровне, включая не менее 200 участников;
-В проекте было задействовано не менее 700 человек (участники конкурсов, исполнители проекта, педагоги, родители, жители города);
-Распространено не менее 300 листовок и другой печатной продукции;
– Повышение культуры чтения учащихся;
– Рост читательской активности учащихся, в том числе активизация пользования школьной библиотекой;
– Охват учащихся всех ступеней обучения систематическим чтением;
-Победа в КРАЕВОМ ИНФРАСТРУКТУРНОМ ПРОЕКТЕ «ТЕРРИТОРИЯ 2020» КОНКУРС «СОСНОВОБОРСК 2020»;
-Участие в конкурсе «Школа Рыбакова»;
-Публикация проекта и методических материалов на педагогических сайтах – Педсовет.org, Инфоурок.
Школа волонтеров чтения
Грант Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества предоставлен Фондом президентских грантов
История проекта. В 2015 году при поддержке Российского книжного союза впервые был выпущен Образовательный атлас «100 проектов про чтение» — сборник проектов, посвященных развитию и популяризации чтения. Атлас позволял увидеть, как много по всей России делается для подтверждения статуса читающей страны. Впоследствии сборник стал ежегодным, а в 2017 году объединился с программой «Культурная карта России» и пополнился информацией о читательских инициативах в 84 регионах страны. В 2016 и 2017 годах мы добавили к списку 100 проектов инициативы одаренных школьников — выпускников программы «Литературное творчество» Образовательного центра «Сириус». Опыт показал, что проекты подростков свежи и интересны, однако чаще всего остаются на уровне замысла и не воплощаются в жизнь. Всё это навело редакционный совет на мысль расширить сотрудничество с молодежью и помочь молодым популяризаторам чтения реализовать их проекты, отличающиеся новизной взгляда, смелостью и тонким пониманием современной культуры. Так родилась идея создания Школы волонтеров чтения и молодежного движения волонтеров чтения.
Кто такие волонтеры чтения? Волонтеры — это добровольцы, которые, руководствуясь внутренними убеждениями и потребностями, безвозмездно участвуют в социально значимой деятельности. А волонтеры чтения — это инициативные люди, на добровольных началах занимающиеся развитием и популяризацией чтения среди разных слоев населения.
Волонтеры чтения — это люди, которые:
Что такое читательский проект? С древних времен тексты собирали вокруг себя думающих людей, становились предметом серьезного обсуждения, поводом для поиска новых смыслов. В середине XVIII века в России начали появляться литературные кружки, общества, салоны, где обсуждались книжные новинки, велись философские споры, завязывалась дружба. Возможно, именно такие встречи и были первыми отечественными читательскими «проектами», в результате которых создавался самый разный продукт — от культовых литературных журналов и манифестов новых литературных направлений до знаменитых мистификаций XIX и XX веков вроде Козьмы Пруткова или Черубины де Габриак.
Говоря о читательском проекте, или проекте про чтение, сегодня, мы подразумеваем реализованный замысел,
Читательский проект — это действия, благодаря которым группа людей прочитывает книги, значимые для современной российской культуры.
Читательский проект состоялся не тогда, когда проведено мероприятие, а когда кем-то прочитана книга (предложенный вами текст). Ключевой показатель эффективности (KPI) любого волонтерского читательского проекта — число людей, прочитавших под воздействием проекта не менее одного произведения. Договоримся, что минимальное количество участников — 10 человек.
Напомним две очевидные истины. « Текст должен порождать текст», то есть факт прочтения подтверждается в каком-либо читательском отклике (устном, изобразительном или письменном). Интереснее всего приобщать к чтению тех, кто до этого вообще не любил читать.
Какие книги будем читать? Это самый трудный вопрос. Ведь книг так много и вкусы такие разные. Но если мы сможем договориться и выбрать то, что позволит найти единомышленников, это будет самой большой удачей. Учитывая, что увлечение чтением — история на всю жизнь, попробуем определить несколько правил, по которым мы будем выбирать книги.
Как стать волонтером чтения? Чтобы присоединиться к молодежному движению волонтеров чтения, нужно выполнить несколько шагов.
Календарь событий 2018 года
Самые интересные проекты будут отобраны для публикации в Образовательном атласе «100 проектов про чтение. Молодежные инициативы». Презентация сборника состоится 16 ноября в Санкт-Петербурге в рамках программы Международного культурного Форума.
Тема 2018 года: «От современности к классике, или путешествие туда и обратно»
Мы предлагаем с помощью читательских проектов решить культурный конфликт поколений: показать, что молодая, современная культура не противостоит старшей — классической, а продолжает ее; проследить, как классические тексты прорастают в современном культурном поле.
Образовательная программа массового открытого онлайн-курса «Школа волонтеров чтения»
К участию в курсе приглашаются: учащиеся 8–11-х классов, студенты и молодые специалисты до 35 лет, желающие научиться разрабатывать и реализовывать проекты, благодаря которым чтение хороших книг объединяет людей. Условиями участия являются увлеченность чтением и желание делиться этим чувством.
Трудоемкость курса: не менее 12 часов, включая просмотр видео-лекций (8 мини-лекций по 15 минут), выполнение заданий для самостоятельной работы, реализацию собственного проекта.
Выпускники курса (авторы и организаторы проектов про чтение)
Ведущие идеи курса:
Чтение — это образовательная программа длиною в жизнь; основа успешности процесса обучения; средство самореализации и активного взаимодействия с окружающим миром; способ получения удовольствия в духовной сфере.
Если проектная работа имеет конкретную понятную цель, это позволяет сфокусировать внимание, сконцентрировать силы и за короткое время достигнуть желаемого результата.
Хороший текст должен вдохновлять читателя и порождать новые смыслы.
Ключевые понятия курса: Культура чтения. Преемственность поколений. Интеллектуальный потенциал. Волонтерство. Проектный менеджмент. Целеполагание. Риски и возможности. Семиотическое многообразие. Типы проектов. Текст. Композиция. Стиль повествования.
Проблемные вопросы теоретического характера: Почему читающие люди успешны в жизни? Чем измеряется успешность проекта про чтение? Как обеспечить этот успех? Что отличает вдохновляющий текст?
Содержательная характеристика программы (тематический план)
В качестве выпускной работы учащиеся Школы волонтеров чтения создают свою группу «ВКонтакте», в которой отражают опыт реализации и результаты своих проектов: приглашают в группу участников, выкладывают фотографии, фиксирующие работу проекта, и прочие материалы, полученные за время его реализации.
ВЫПУСКНИКИ ПОЛУЧАЮТ СЕРТИФИКАТ об ОКОНЧАНИИ КУРСА.
До встречи! Успешного чтения!
С уважением, команда проекта