страхование добровольных пожарных

12. Личное страхование добровольных пожарных

и предоставление добровольным пожарным иных выплат

Согласно статье 17 Закона “О добровольной пожарной охране” органы государственной власти и органы местного самоуправления, привлекающие работников ДПО и добровольных пожарных к участию в тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ, спасению людей и имущества при пожарах и оказанию первой помощи пострадавшим, могут в порядке оказания поддержки за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в соответствующем бюджете на содержание указанных органов, осуществлять личное страхование добровольных пожарных территориальных подразделений ДПО на период исполнения ими обязанностей добровольного пожарного.

В законодательных актах субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актах рекомендуется предусматривать расходные обязательства бюджетов субъекта Российской Федерации и муниципальных образований на личное страхование добровольных пожарных на период исполнения ими обязанностей добровольных пожарных.

В качестве примера такой деятельности можно привести постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 15.06.2012 N 207-п “Об объеме бюджетных ассигнований финансирования расходов на личное страхование добровольных пожарных”.

Согласно статье 19 Закона “О добровольной пожарной охране” органы государственной власти и органы местного самоуправления за счет средств соответствующих бюджетов устанавливают гарантии правовой и социальной защиты членов семей работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных, в том числе в случае гибели работника добровольной пожарной охраны или добровольного пожарного в период исполнения им обязанностей добровольного пожарного.

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.02.2024 ст. 17 дополняется ч. 2 (ФЗ от 04.08.2023 N 445-ФЗ). См. будущую редакцию.

(в ред. Федерального закона от 22.02.2017 N 21-ФЗ)

С 01.02.2024 в ч. 1 ст. 18 вносятся изменения (ФЗ от 04.08.2023 N 445-ФЗ). См. будущую редакцию.

1. Добровольные пожарные по месту работы или учебы освобождаются от работы или учебы без сохранения заработной платы (для работающих граждан), но с сохранением за ними места работы или учебы, должности на время участия в тушении пожаров или несения ими службы (дежурства) в расположении добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины либо прохождения ими профессионального обучения, если их участие в тушении пожаров или несении службы (дежурства) либо профессиональное обучение осуществляется в рабочее или учебное время с согласия руководителя организации по месту работы или учебы добровольного пожарного.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

С 01.02.2024 ч. 2 ст. 18 излагается в новой редакции (ФЗ от 04.08.2023 N 445-ФЗ). См. будущую редакцию.

2. Добровольные пожарные команды и добровольные пожарные дружины, которые привлекли добровольных пожарных в рабочее или учебное время к участию в тушении пожаров или несению службы (дежурства) либо прохождению профессионального обучения, выплачивают за счет средств, предусмотренных на содержание подразделения добровольной пожарной охраны, добровольным пожарным за время отсутствия по месту работы или учебы компенсацию в размере и порядке, которые определены соответствующими общественными объединениями пожарной охраны.

С 01.02.2024 в ч. 3-5 ст. 18 вносятся изменения (ФЗ от 04.08.2023 N 445-ФЗ). См. будущую редакцию.

3. Добровольным пожарным территориальных и объектовых подразделений добровольной пожарной охраны за счет средств, предусмотренных на содержание указанных подразделений, выплачиваются компенсации, предусмотренные гражданско-правовым договором на выполнение работ по участию в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

4. Привлечение граждан к исполнению обязанностей добровольных пожарных сверх 48-часовой продолжительности еженедельного времени несения службы (дежурства) в подразделении добровольной пожарной охраны допускается с их согласия с выплатой компенсации в денежной форме. При невозможности предоставления указанной компенсации время исполнения гражданами обязанностей добровольных пожарных сверх 48-часовой продолжительности еженедельного времени несения службы (дежурства) в подразделении добровольной пожарной охраны суммируется и предоставляется добровольным пожарным по согласованию с ними в виде дополнительного времени отдыха.

5. Размер и порядок выплаты компенсации за привлечение добровольных пожарных к несению службы (дежурства) сверх 48-часовой продолжительности еженедельного времени несения службы (дежурства), возмещения расходов, связанных с оплатой проезда от места жительства, работы или учебы до места прохождения профессионального обучения и обратно, и командировочных расходов, связанных с прохождением профессионального обучения, определяются учредительными документами территориальных подразделений добровольной пожарной охраны или распорядительными документами собственника имущества организации (для объектовых подразделений добровольной пожарной охраны) и указываются в гражданско-правовом договоре на выполнение работ по участию в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

6. Добровольные пожарные, сведения о которых содержатся в сводном реестре добровольных пожарных три и более года, имеют право на поступление вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний в пожарно-технические образовательные организации.

(в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 117-ФЗ)

7. Добровольным пожарным по их письменному заявлению по месту работы предоставляется ежегодный дополнительный отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до десяти календарных дней. По решению работодателя добровольным пожарным может предоставляться ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью три календарных дня.

(часть 7 в ред. Федерального закона от 22.02.2017 N 21-ФЗ)

8. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления за счет средств соответствующих бюджетов вправе в порядке, установленном соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, возмещать работникам добровольной пожарной охраны и добровольным пожарным, привлекаемым к участию в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, расходы, связанные с использованием личного транспорта для выполнения задач добровольной пожарной охраны либо проездом на всех видах общественного транспорта (кроме такси) к месту пожара и обратно, а также обеспечивать бесплатное питание добровольных пожарных и работников добровольной пожарной охраны в период исполнения ими своих обязанностей.

(часть 8 введена Федеральным законом от 22.02.2017 N 21-ФЗ)

С 01.02.2024 ст. 18 дополняется ч. 9 (ФЗ от 04.08.2023 N 445-ФЗ). См. будущую редакцию.

Тяжелейшая ситуация, сложившаяся нынешним засушливым летом в центральной части РФ еще раз подчеркнула, насколько остро стоит вопрос тушения пожаров в сельской местности.

Из-за ликвидации ранее существовавших межколхозных пожарных команд часть населенных пунктов осталась “неприкрытой”. Сейчас в Российской Федерации таких сел, деревень и поселков более 32 тысяч. То есть приблизительно до 37 миллионов человек пожарные расчеты будут добираться дольше установленных законом 20 минут. Отечественный и зарубежный опыт показывают, что наиболее рациональным способом решения этой проблемы является организация подразделений добровольной пожарной охраны.

Еще в начале 2009 года МЧС России выступило с предложением о подготовке закона “О добровольной пожарной охране”. Разработанный министерством законопроект устанавливает отношения между обществом и государством, а также гражданами России в вопросе организации добровольных общественных объединений по обеспечению пожарной безопасности и тушению пожаров на территории России. О льготах для добровольных пожарных,  финансировании добровольной пожарной дружины и многих других вопросах рассказывает директор Департамента пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны МЧС России Михаил Верзилин.

– Михаил Михайлович, с какого времени в России существовали пожарные дружины и чем они занимались?

– Добровольная пожарная охрана в России существовала еще в дореволюционное время. Тогда ее деятельность осуществлялась в рамках Российского императорского добровольного пожарного общества, которое возглавлялось членами царской семьи. Традиции совместной борьбы с пожарами в народе были сильны и сохранились после революции.

К 1917 году в составе Императорского Российского пожарного общества (ИРПО) насчитывалось 3600 организаций: городских добровольных пожарных обществ – 952, городских добровольных пожарных дружин – 1377, фабрично-заводских пожарных обществ и дружин – 960, других пожарных организаций – 261. В ИРПО было зарегистрировано более 1400 сельских пожарных обозов. Число действительных членов составляло свыше 400 тысяч человек.

В XIX в. пожарные команды России, в соответствии с их устройством, способом содержания и другими особенностями, подразделялись на: “постоянные” – команды, готовые сразу выехать к месту пожара, и на “вольные” (добровольные) – те, члены которой собирались только в случае пожара, имея у себя лишь противопожарный инвентарь, в виде так называемого пожарного обоза.

– Сколько подразделений добровольной пожарной дружины насчитывается в России сейчас и сколько людей необходимо для создания добровольной пожарной дружины?

– На территории Российской Федерации сейчас имеется 11 946 подразделений добровольной пожарной охраны, общей численностью 71 297 человек. На вооружении у них находится около 6000 единиц пожарной техники и около 6100 приспособленной техники. С начала 2010 года пожарными дружинами самостоятельно потушено около 4% пожаров. В этом году, еще до событий июля-августа, добровольные пожарные дружины принимали участие в качестве дополнительных сил в тушении 18% пожаров.

Для создания общественного объединения добровольной пожарной охраны в соответствии с законодательством достаточно трех человек. При этом для организации круглосуточного дежурства боеспособной пожарной команды с пожарной машиной необходимо не менее 12 человек, не считая руководителя и финансового работника.

– Существуют ли подобные объединения в других странах?

– Конечно. Практически во всех странах издавна существуют добровольные пожарные дружины. Разница только в их количестве. В Польше, например,  добровольные пожарные дружины составляет основу сил пожаротушения страны, так как система добровольной пожарной охраны достаточно хорошо развита.

– Как должно осуществляться финансирование членов ДПД, например, закупка формы, оборудования или их обучение?

– Законопроектом предусматривается, что финансовое материально-техническое обеспечение деятельности общественных объединений пожарной охраны осуществляется за счет собственных средств, а также иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников, например, привлеченных спонсоров и меценатов. Убедить людей в том, что необходимо обеспечить безопасность населения на территории, на которой оно проживает – большая и кропотливая работа. В дореволюционной России для закупки различной одежды и оборудования для добровольцев выделялись значительные средства и давали их, прежде всего, меценаты.

– Будут ли добровольцы получать какие-либо льготы?

– Безусловно, добровольцы будут иметь льготы. В первую очередь, они связаны с освобождением от основной работы на время участия в тушении пожара. Компенсация за то время, которое они отсутствовали на работе, будет выплачиваться за счет объединения добровольной пожарной охраны. Также планируется, что они будут иметь право на поступление вне конкурса в пожарно-технические образовательные учреждения или в образовательные учреждения МЧС России. При прохождении курса по первоначальной специальной подготовке добровольцам должен оплачивается проезд от места жительства до места подготовки. В свою очередь, подготовка будет проводиться на базе профессиональных пожарных частей, расположенных недалеко от места жительства. Предусматриваются и другие льготы социального характера.

– Как будет проходить подготовка добровольных пожарных и с какой периодичностью предполагается повышать их квалификацию?

– Добровольные пожарные могут проходить подготовку по соответствующим программам первоначальной подготовки в специализированных учебных центрах МЧС России или в специализированных организациях, которые будут иметь лицензию образовательного учреждения для подготовки данной категории обучаемых.

Добровольцы будут повышать свою квалификацию с той же периодичностью, что и сотрудники федеральной противопожарной службы в соответствии с программой подготовки личного состава подразделений Государственной противопожарной службы. Предполагается, что периодичность повышения квалификации будет зависеть от должностной категории обучаемых и осуществляться не реже одного раза в 5 лет.

Если техника, имеющаяся на вооружении данного подразделения, будет оставаться неизменной, то в прохождении повышения квалификации в данной ситуации каждого пожарного нет смысла. А если какие-либо изменения произошли в тактике пожаротушения, то руководитель сам сможет пройти переподготовку и этого будет достаточно.

– Будет ли обязательным страхование представителей ДПД?

– В первоначальной редакции законопроекта “О добровольной пожарной охране” предлагалось установить обязательное страхование жизни и здоровья добровольных пожарных, но это предложение не было поддержано Минфином России. В последнем варианте законопроекта предусматривается только добровольное страхование пожарных добровольцев, причем страховые суммы будут определяться общественным объединением пожарной охраны.

– Михаил Михайлович, ходят слухи, что служба в ДПО будет являться альтернативой срочной службы в армии. Так ли это?

– Нет, поскольку в соответствии с законодательством, альтернативная служба – это особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву. В основу организации ДПО заложен иной подход. Участие в ДПО не будет являться видом трудовой деятельности, за исключением штатных работников объединений пожарной охраны, а будет являться участием в общественном объединении на добровольной основе, по собственной инициативе, а не взамен обязательной военной службы по призыву.

– Нужно ли будет добровольным пожарным получать лицензию на право проведения пожаротушения и будет ли иметь право ДПО проводить ведомственный надзор на охраняемой территории?

– Лицензии не требуется. Необходимы только Устав и регистрация ДПО, а надзор они могут осуществлять только общественный. Мы всегда готовы сотрудничать с такими подразделениями и будем рады, если общество будет помогать осуществлять нормальный противопожарный режим.

– А кто же будет осуществлять надзор за ДПО?

– Надзор за добровольными пожарными будет осуществлять общественное объединение пожарной охраны, членами которого они будут являться. Что касается оперативной деятельности, то добровольные пожарные будут входить в состав гарнизонов пожарной охраны, что подразумевает совместную работу подразделений государственной противопожарной службы, добровольной и иных видов пожарной охраны.

– Какие федеральные законы будут служить основами организации ДПО?

– Основами организации добровольной пожарной охраны будут служить федеральные законы: “О пожарной безопасности”, “Об общественных объединениях”, “О добровольной пожарной охране” и другие. Условия участия добровольного пожарного или юридического лица в деятельности подразделений добровольной пожарной охраны будут устанавливаться гражданско-правовым договором на выполнение работ по предупреждению и (или) тушению пожаров.

– В чем, на Ваш взгляд, самая большая проблема при организации ДПО в сельской местности?

– Отсутствие средств. Подавляющее большинство сельских поселений в настоящее время являются дотационными. Но мы надеемся, что органы местного самоуправления сделают все возможное, чтобы поддержать деятельность добровольцев. Сегодня ни у кого нет сомнений, насколько этой важно для страны.

– В летнее время часто происходят возгорания лесов и торфяников. В этом году они превратились в стихийное бедствие. Кто же должен тушить природные пожары? Из каких средств финансируется эта деятельность?

– В соответствии с Лесным Кодексом, статьей 83, предусмотрено, что организация тушения пожаров отнесена к полномочиям субъекта Российской Федерации. С этой целью в виде субвенций им выделяются федеральные средства, которые распределяются Рослесхозом по специальной методике, которая определена Правительством Российской Федерации. Субсидии выделяются для того, чтобы субъекты могли использовать эти средства для заключения договоров с организациями для тушения пожаров, в том числе используя силы противопожарной службы субъекта. По каждому субъекту имеются планы привлечения сил и средств федеральных органов исполнительной власти для тушения лесных и торфяных пожаров. Силы и средства МЧС России принимают участие в тушении природных пожаров при возникновении угрозы населенным пунктам и объектам экономики только при объявлении чрезвычайной ситуации и при угрозе особо важным объектам.

– Существуют ли в нашей стране дружины юных пожарных?

– Да, они уже существуют. Дружины юных пожарных занимаются профилактикой, то есть проводят пропаганду правил пожарной безопасности: изготавливают плакаты, проводят различные мероприятия, направленные на обеспечение пожарной безопасности. Есть немало случаев, когда молодежь участвует в тушении пожаров или спасает людей из огня. Но все это происходит  только по личной инициативе. К тушению пожаров дружины юных пожарных привлекать нельзя. Добровольные пожарные дружины юных пожарных – это один из способов профессиональной ориентации детей в нашем обществе, что способствует их физическому воспитанию и дальнейшему профессиональному выбору. Юные пожарные принимают участие в различных соревнованиях по пожарно-прикладному спорту, в том числе всероссийского уровня.

– И последний вопрос: кто в России занимается вопросами разработки пожарной техники и как быстро происходит ее модернизация?

В МЧС России есть научно-исследовательское учреждение “Всероссийский ордена “Знак Почета” научно-исследовательский институт противопожарной обороны” (ВНИИПО), которое занимается вопросами разработки пожарной техники для тушения различных видов пожаров, в том числе с применением робототехники. За последние три года институтом создано 4 образца пожарных роботов, которые могут тушить газонефтяные фонтаны и пожары в условиях традиционных и химических аварий, а также выполнять аварийно-спасательные работы по разграждению завалов, по извлечению взрывоопасных и химически опасных предметов. Такая техника, в частности, применялась в этом году при тушении особо сложных пожаров в Российской Федерации. Что касается основных пожарных  автомобилей, то в год ориентировочно появляется от трех до пяти новых образцов.

Принят Государственной Думой 20 июля 2023 года

Одобрен Советом Федерации 28 июля 2023 года

Внести в Федеральный закон от 6 мая 2011 года № 100-ФЗ “О добровольной пожарной охране” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 19, ст. 2717; 2013, № 27, ст. 3477; 2015, № 29, ст. 4360; 2017, № 9, ст. 1281; 2021, № 18, ст. 3061; 2023, № 1, ст. 53) следующие изменения:

1) статью 1 изложить в следующей редакции:

“Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией физическими лицами и (или) юридическими лицами – общественными объединениями права на объединение для участия в деятельности добровольной пожарной охраны, связанной с профилактикой и (или) тушением пожаров и проведением аварийно-спасательных работ (добровольческая деятельность), а также отношения, связанные с привлечением физических лиц к участию в добровольческой деятельности в составе добровольных пожарных подразделений.

2. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы создания, права и гарантии деятельности добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных, регулирует отношения добровольной пожарной охраны с органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства.”;

2) в статье 2:

а) пункт 1 изложить в следующей редакции:

“1) добровольная пожарная охрана – основанный на добровольческой деятельности вид пожарной охраны, включающий в себя общественные объединения добровольной пожарной охраны, объектовые добровольные пожарные подразделения и входящих в их состав добровольных пожарных, деятельность которых предусматривает участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно- спасательных работ;”;

б) дополнить пунктом 11 следующего содержания:

“11) общественное объединение добровольной пожарной охраны (далее – общественное объединение пожарной охраны) – социально ориентированное общественное объединение физических лиц и (или) юридических лиц – общественных объединений, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, одной из основных уставных целей которого является участие в осуществлении деятельности в области пожарной безопасности и проведении аварийно-спасательных работ;”;

в) пункт 2 изложить в следующей редакции:

“2) добровольный пожарный – физическое лицо, принимающее на добровольной и безвозмездной основе участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ в составе добровольного пожарного подразделения;”;

г) дополнить пунктом 21 следующего содержания:

“21) добровольное пожарное подразделение – добровольная пожарная дружина или добровольная пожарная команда, созданные организацией независимо от ее организационно-правовой формы для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно- спасательных работ;”;

д) в пункте 3 слова “подразделение добровольной пожарной охраны, принимающее участие в профилактике пожаров и (или) участие в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ” заменить словами “добровольное пожарное подразделение”;

е) в пункте 4 слова “подразделение добровольной пожарной охраны, принимающее участие в профилактике пожаров и (или) участие в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ и” заменить словами “добровольное пожарное подразделение,”;

ж) дополнить пунктами 41 и 42 следующего содержания:

“41) территориальное добровольное пожарное подразделение (территориальная добровольная пожарная дружина и (или) территориальная добровольная пожарная команда) – структурное подразделение общественного объединения пожарной охраны, созданное для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ на территориях одного или нескольких муниципальных образований;

42) объектовое добровольное пожарное подразделение (объектовая добровольная пожарная дружина и (или) объектовая добровольная пожарная команда) – структурное подразделение организации, не являющейся общественным объединением пожарной охраны, созданное для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ в данной организации;”;

з) в пункте 6 слова “и обязанностей” заменить словом “обязанностей”, слова “добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины либо положением о добровольной пожарной команде или добровольной пожарной дружине” заменить словами “общественного объединения пожарной охраны либо положением о добровольном пожарном подразделении”;

и) в пункте 7 слова “добровольных пожарных” исключить;

к) в пункте 8 слова “добровольных пожарных” исключить;

3) в статье 3:

а) в пункте 1 слова “общественных объединений пожарной охраны независимо от их организационно-правовых форм” заменить словами “организаций, которые создают добровольные пожарные подразделения”;

б) в пункте 3 слова “внутренней структуры добровольной пожарной охраны,” исключить;

в) в пункте 5 слова “подразделений добровольной пожарной охраны” заменить словами “добровольных пожарных подразделений”;

4) статью 6 изложить в следующей редакции:

“Статья 6. Общественные объединения пожарной охраны

1. Право физических лиц на создание общественных объединений пожарной охраны реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица – общественные объединения.

2. Общественные объединения пожарной охраны создаются в организационно-правовой форме общественной организации или общественного учреждения.

3. Учредителями общественного объединения пожарной охраны могут выступать физические лица и (или) юридические лица – общественные объединения.

4. Членами общественного объединения пожарной охраны могут быть физические лица и юридические лица – общественные объединения, чья заинтересованность в совместном достижении целей и решении задач добровольной пожарной охраны в соответствии с нормами устава общественного объединения пожарной охраны оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения пожарной охраны. Членам общественного объединения пожарной охраны могут выдаваться удостоверения (членские билеты) установленного образца.

5. Участниками общественного объединения пожарной охраны могут быть физические лица и юридические лица – общественные объединения, выразившие поддержку целям и (или) конкретным акциям данного объединения и принимающие участие в его деятельности с обязательным оформлением условий своего участия.

6. Учредители, члены и участники общественного объединения пожарной охраны имеют права и несут обязанности, определенные настоящим Федеральным законом и уставом общественного объединения пожарной охраны.

7. Создаваемые общественные объединения пожарной охраны могут быть зарегистрированы в едином государственном реестре юридических лиц в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, и приобрести права юридического лица либо осуществлять свою деятельность без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

8. Порядок создания, реорганизации и (или) ликвидации общественных объединений пожарной охраны и порядок осуществления ими своей деятельности определяются законодательством Российской Федерации.

9. Общественное объединение пожарной охраны для достижения уставных целей организует и обеспечивает создание территориальных добровольных пожарных подразделений, подготовку добровольных пожарных и материальное стимулирование участия добровольных пожарных в обеспечении пожарной безопасности, представляет и защищает законные права и интересы добровольных пожарных и иных членов и участников общественного объединения пожарной охраны в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями.

10. Общественное объединение пожарной охраны формируется и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом соответствующего общественного объединения пожарной охраны.”;

5) дополнить статьями 61 и 62 следующего содержания:

“Статья 61. Территориальные добровольные пожарные подразделения

1. Территориальные добровольные пожарные подразделения являются структурными подразделениями общественных объединений пожарной охраны и участвуют в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ на территориях одного или нескольких муниципальных образований.

2. В состав территориального добровольного пожарного подразделения, комплектуемого на добровольной основе, входят добровольные пожарные из числа физических лиц, проживающих или пребывающих в районе обслуживания данного добровольного пожарного подразделения.

3. На должность руководителя территориального добровольного пожарного подразделения и водителем транспортного средства назначаются с их согласия члены или участники общественного объединения пожарной охраны либо работники добровольной пожарной охраны в порядке, установленном трудовым законодательством Российской Федерации.

4. Управление деятельностью и имуществом территориального добровольного пожарного подразделения осуществляется его руководителем.

5. Особенности деятельности территориального добровольного пожарного подразделения, его структура, права и обязанности работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных определяются настоящим Федеральным законом, положением о территориальном добровольном пожарном подразделении, утверждаемым локальным актом общественного объединения пожарной охраны.

6. Руководитель общественного объединения пожарной охраны, в котором создается территориальное добровольное пожарное подразделение, либо иное лицо, уполномоченное указанным руководителем, организует подготовку добровольных пожарных и материальное стимулирование участия добровольных пожарных в обеспечении пожарной безопасности.

Статья 62. Объектовые добровольные пожарные подразделения

1. Объектовые добровольные пожарные подразделения могут создаваться по месту работы или учебы физических лиц.

2. Объектовые добровольные пожарные подразделения создаются организацией в целях участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ в данной организации.

3. В состав объектового добровольного пожарного подразделения, комплектуемого на добровольной основе, входят добровольные пожарные из числа работников организации и (или) обучающихся в образовательной организации.

4. Управление объектовым добровольным пожарным подразделением и его имуществом осуществляется в порядке, определяемом организацией, в которой создается указанное подразделение.

5. Особенности деятельности объектового добровольного пожарного подразделения, его структура, права и обязанности добровольных пожарных определяются настоящим Федеральным законом и положением об объектовом добровольном пожарном подразделении, утверждаемым локальным актом организации.

6. Типовые положения об объектовых добровольных пожарных подразделениях утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

7. Организация, в которой создается объектовое добровольное пожарное подразделение, либо лицо, уполномоченное руководителем организации, организует подготовку добровольных пожарных и материальное стимулирование участия добровольных пожарных в обеспечении пожарной безопасности.”;

6) статьи 7 и 8 признать утратившими силу;

7) в статье 10:

а) в части 3 слова “учредителем (учредителями) соответствующих общественных объединений пожарной охраны” заменить словами “организациями, которые создают добровольные пожарные подразделения,”;

б) дополнить частями 4-6 следующего содержания:

“4. Добровольные пожарные должны отвечать требованиям, установленным настоящим Федеральным законом.

5. Добровольные пожарные территориальных добровольных пожарных подразделений обязаны быть членами или участниками общественных объединений пожарной охраны, создавших такие подразделения.

6. Условия участия добровольного пожарного в деятельности добровольного пожарного подразделения устанавливаются гражданско- правовым договором на выполнение работ по участию в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, который может предусматривать обязанности организации, создавшей добровольное пожарное подразделение, по предоставлению добровольному пожарному питания, форменной и специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, помещения во временное пользование, оплате проезда до места назначения и обратно, оплате услуг связи, уплате страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольного пожарного либо на страхование его жизни или здоровья, а также по возмещению расходов, связанных с исполнением указанного договора.”;

8) в статье 11 слова “учредителя (учредителей)” заменить словами “организаций, которые создают добровольные пожарные подразделения”;

9) в статье 12:

а) часть 1 изложить в следующей редакции:

“1. Имущество общественных объединений пожарной охраны формируется в соответствии с законодательством Российской Федерации на основе вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставом соответствующего общественного объединения пожарной охраны, взносов его учредителей, добровольных взносов и пожертвований, поступлений от мероприятий, проводимых в соответствии с указанным уставом, за счет средств поддержки, оказываемой органами государственной власти и органами местного самоуправления общественным объединениям пожарной охраны в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации поступлений (в том числе средств страховых организаций, осуществляющих страхование имущества и (или) гражданской ответственности на случай пожара).”;

б) в части 3 слова “в собственности (во владении, в пользовании, распоряжении) добровольной” заменить словами “во владении, в пользовании или распоряжении общественных объединений”;

в) дополнить частью 4 следующего содержания:

“4. Имущество, используемое объектовыми добровольными пожарными подразделениями, находится на балансе организаций, в которых создаются такие подразделения, и должно использоваться для выполнения задач, возложенных на добровольную пожарную охрану законодательством Российской Федерации.”;

10) в части 2 статьи 13 слова “общественных объединений” заменить словом “добровольной”;

11) в части 1 статьи 14:

а) абзац первый изложить в следующей редакции:

“1. Работники добровольной пожарной охраны и добровольные пожарные, осуществляющие деятельность в составе добровольного пожарного подразделения в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами или гражданско-правовым (трудовым) договором на выполнение работ по участию в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно- спасательных работ, имеют право на:”;

б) в пункте 1 слова “добровольной пожарной команде или добровольной пожарной дружине” заменить словами “добровольном пожарном подразделении”;

в) в пункте 2 слова “добровольной пожарной команде или добровольной пожарной дружине” заменить словами “добровольном пожарном подразделении”;

г) дополнить пунктом 7 следующего содержания:

“7) поддержку в форме предоставления питания, форменной и специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, помещения во временное пользование, оплаты проезда до места назначения и обратно, оплаты услуг связи, уплаты страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольных пожарных либо на страхование их жизни или здоровья, а также возмещения понесенных ими расходов на приобретение указанных товаров или услуг.”;

12) в статье 15:

а) в абзаце первом слова “добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины, уставом добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины либо положением об объектовой добровольной пожарной команде или объектовой добровольной пожарной дружине” заменить словами “добровольного пожарного подразделения, положением о таком подразделении”;

б) в пункте 3 слова “добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины” заменить словами “добровольного пожарного подразделения”;

в) в пункте 4 слова “добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины” заменить словами “добровольного пожарного подразделения”;

г) в пункте 6 слова “добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины” заменить словами “добровольного пожарного подразделения”;

13) в статье 16:

а) в части 1 слова “Учредитель (учредители) общественного объединения пожарной охраны” заменить словами “Организации, которые создают добровольные пожарные подразделения,”;

б) часть 2 изложить в следующей редакции:

“2. Форма материального стимулирования добровольных пожарных и размеры денежных вознаграждений (премий) добровольным пожарным устанавливаются организациями, которые создают добровольные пожарные подразделения, в зависимости от объема средств, предусмотренных на содержание соответствующего добровольного пожарного подразделения, и личного вклада добровольных пожарных в результаты деятельности такого подразделения. Представления об установлении форм материального стимулирования добровольных пожарных и размеров денежных вознаграждений (премий) добровольным пожарным вносятся руководителями таких подразделений в соответствующие организации.”;

14) в статье 17:

а) наименование дополнить словами “и работников добровольной пожарной охраны”;

б) слова “Органы государственной власти” заменить словами “1. Органы государственной власти”, слова “добровольных пожарных подразделений добровольной пожарной охраны” заменить словами “указанных лиц”;

в) дополнить частью 2 следующего содержания:

“2. Организации, которые создают добровольные пожарные подразделения, в случае привлечения добровольных пожарных таких подразделений к участию в тушении пожаров, проведении аварийно- спасательных работ, спасению людей и имущества при пожарах и оказанию первой помощи пострадавшим могут осуществлять за счет собственных средств поддержку добровольных пожарных в форме предоставления питания, форменной и специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, помещения во временное пользование, оплаты проезда до места назначения и обратно, оплаты услуг связи, уплаты страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольных пожарных либо на страхование их жизни или здоровья, а также возмещения понесенных ими расходов на приобретение указанных товаров или услуг.”;

15) в статье 18:

а) в части 1 слова “добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины” заменить словами “добровольного пожарного подразделения”;

“2. Организации, которые создают добровольные пожарные подразделения, привлекающие добровольных пожарных в рабочее или учебное время к участию в тушении пожаров или несению службы (дежурства) либо прохождению профессионального обучения, выплачивают за счет средств, предусмотренных на содержание таких подразделений, добровольным пожарным за время отсутствия по месту работы или учебы компенсацию в размере и порядке, которые определены данной организацией.”;

в) в части 3 слова “территориальных и объектовых подразделений добровольной пожарной охраны” заменить словами “добровольных пожарных подразделений”;

г) в части 4 слова “подразделении добровольной пожарной охраны” заменить словами “добровольном пожарном подразделении”;

д) в части 5 слова “учредительными документами территориальных подразделений добровольной пожарной охраны или распорядительными документами собственника имущества организации (для объектовых подразделений добровольной пожарной охраны)” заменить словами “распорядительными документами организаций, которые создают добровольные пожарные подразделения,”;

е) дополнить частью 9 следующего содержания:

“9. Организацией, которая создала добровольное пожарное подразделение, в соответствии с законодательством Российской Федерации могут устанавливаться иные не установленные настоящим Федеральным законом формы и способы стимулирования деятельности добровольных пожарных.”;

16) в статье 19 слова “Органы государственной власти и органы местного самоуправления” заменить словами “Органы государственной власти, органы местного самоуправления”, после слов “соответствующих бюджетов” дополнить словами “, а также организации, которые создают добровольные пожарные подразделения за счет собственных средств,”;

17) в части 3 статьи 20 слова “учредителем (учредителями) общественного объединения пожарной охраны” заменить словами “организациями, которые создают добровольные пожарные подразделения,”;

18) в части 2 статьи 21 слова “подразделениях добровольной пожарной охраны” заменить словами “добровольных пожарных подразделениях”, слово “соответствующего” заменить словами “организации, которой созданы такие”;

19) в статье 22:

а) в наименовании слова “подразделений добровольной пожарной охраны” заменить словами “добровольных пожарных подразделений”;

б) в части 1 слова “Подразделения добровольной пожарной охраны” заменить словами “Добровольные пожарные подразделения”;

в) в части 2 слова “территориальных и объектовых подразделений добровольной пожарной охраны” заменить словами “добровольных пожарных подразделений”, слова “учредителем (учредителями) общественного объединения пожарной охраны” заменить словами “организацией, которой созданы такие подразделения”;

г) часть 4 изложить в следующей редакции:

“4. Назначенный руководителем организации, которая создала добровольное пожарное подразделение, старший из числа личного состава такого подразделения, прибывшего первым на пожар, до прибытия подразделений пожарной охраны иных видов руководит действиями добровольных пожарных по предотвращению возможности дальнейшего распространения огня и созданию условий для его ликвидации имеющимися силами и средствами.”.

Пункт 4 Федерального закона от 22 февраля 2017 года № 21-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О добровольной пожарной охране” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 9, ст. 1281) признать утратившим силу.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *