Тестирование персонала: тесты для оценки персонала, порядок и требования к разработке тестов (российский стандарт)

.6. Информированное согласие и использование результатов тестирования

Информированное согласие как один из ключевых организационных документов
при проведении тестирования уже неоднократно описывалось в главах 6, 8 и 10. В данном
разделе акцент делается на понимании этического смысла профессиональных нормативов,
связанных с применением данного инструмента.

11.6.1. В информированном согласии должно быть в явном виде обозначено требование
к тестируемому в ситуации экспертизы (отборочного конкурса, тестового экзамена)
выполнить тестовую процедуру до конца; с этим требованием связано предупреждение о
том, что выполнение только части тестового испытания ведет к присвоению нулевого или
низкого тестового балла33.

__________________33 В ряде случаев «Информированное согласие» призвано дать понять тестируемому, что он собирается выступать в роли
профессионального исполнителя, а значит, отказывается от части своих прав в пользу организации и тех лиц, которых организация
обслуживает, а тест в этих условиях является частью системы профессиональных испытаний (например, фактически знаменует
начало испытательного срока).

Например, отменяется право человека хранить в тайне информацию о своих физических недостат- ках, если эти недостатки заведомо мешают выполнять профессиональную деятельность (дефекты зрения, слуха и другие очевидные
недостатки) — см. подробнее рекомендуемое руководство «Практическая тестология» (Шмелев, 2022).

11.6.2. Информированное согласие основано на полноценном информировании тестируемых
о:

  • возможности или невозможности добровольного отказа от участия в процедуре
    оценки на любом из этапов и вероятных последствиях такого отказа;
  • целях тестирования при сохранении за организаторами права определять необходимость
    раскрытия измеряемых параметров и общего характера тестовых заданий;
  • факторах, которые могут повлиять на готовность тестируемых участвовать в
    процедуре тестирования (в частности, о риске, дискомфорте или границах конфиденциальности);
  • персонале, осуществляющем тестирование, в том числе об опыте и квалификации
    специалистов;
  • доступности информации (анонимность, частичная или полная открытость полученных
    результатов для лиц, принимающих решения, включая персональную информацию),
    предполагающиеся варианты огласки результатов тестирования;
  • возможностях использования результатов (вариантах их участия в последующих
    процедурах оценивания, предназначающихся участнику: например, условия найма,
    продвижения, развития);
  • лицах, принимающих решения с точностью до должностей, правилах и правах их
    доступа к результатам тестирования;
  • критериях оценки, процедуре сбора, порядке и сроках хранения полученных материалов,
    их использовании, а также о контактном лице, ответственном за администрирование,
    фиксацию, хранение и архивирование документов;
  • возможностях, формах, сроках получения и содержании обратной связи;
  • процедуре повторного тестового обследования (если она предусмотрена).

Организаторы вправе дополнять «Информированное согласие» особыми пунктами и
соображениями с учетом специфики организационной задачи и применяемой методики
тестирования.

11.6.3. При бланковом проведении теста каждый из пунктов информированного согласия
на участие в тестировании должен быть изложен на бумажном носителе, который участник
тестирования подписывает лично. При компьютерном и дистанционном онлайн-тестировании
документ об информированном согласии предъявляется в электронной форме — как
текст, подобный договору-оферте, снабженный интерактивным элементом для выражения согласия с его содержанием.

Если в ходе информирования у участников появляются вопросы,
не включенные в текст информированного согласия, необходимо разъяснить все аспекты, о
которых спрашивают предполагаемые участники, до начала процедуры тестирования. При
использовании во время тестирования видео- и аудиозаписи необходимо дополнительно
получить от участников информированное согласие на осуществление подобной записи.

11.6.4. Если в информированном согласии» не указано обратное, участник тестирования
имеет право на получение обратной связи по результатам тестирования (см. главу 10).
11.6.5. При появлении после тестирования новых целей, отличных от заявленных ранее,
тестируемые должны быть проинформированы об этом с получением дополнительного
согласия на использование имеющихся результатов в новом контексте.

3. Психометрические требования к качеству тестов

2.3.1. Тест считается качественным измерительным инструментом, если:

  • имеются данные, подтверждающие надежность тестовых шкал на количественном
    уровне;
  • имеются данные, подтверждающие валидность тестовых шкал как на качественном,
    так и на количественном уровне;
  • имеются данные, подтверждающие репрезентативность тестовых норм (правил
    присвоения определенным тестовым результатам заданных оценочных категорий
    для той выборки, на которой применяется тест);
  • имеются формализованные процедуры, позволяющие устанавливать достоверность отдельного протокола тестирования.

Измерительные тесты, направленные на диагностику психических свойств работников
(интеллектуальные способности, личностные черты, поведенческие установки, мотивационные
предпочтения и др.) и отвечающие перечисленным требованиям к их качеству, называются
психометрическими
5

__________________5 Тесты на профессиональные знания, прошедшие проверку психометрических свойств, называются в данном стандарте
психометрическими, так как в деятельности тестируемых усматриваются общие психологические закономерности при выполнении
различных по содержанию и направленности тестов.

Один из наиболее важных признаков измерительных (психометрических6) тестов — это
наличие калибровки (разметки) шкалы тестовых баллов, которая обосновывается статистически
(при нормативно-ориентированном тестировании7) или экспертно (при критериально-ориентированном тестировании8).

__________________6 В данном стандарте термины «измерительные тесты» и «психометрические тесты» применяются как синонимы, несмотря
на то, что ряд авторов тестов знаний не считают тесты профессиональных знаний психометрическими.

__________________7 Нормативно-ориентированное тестирование (НОРТ) предполагает формирование тестовых норм на основе статистического
распределения реальных тестовых баллов на представительной выборке стандартизации. Инструментами калибровки
являются точки на нормированных шкалах (на Z–шкале и ее линейных производных, например, стэнах, Т баллах, баллах IQ и т.п.).

__________________8 Критериально-ориентированное тестирование (КОРТ) предполагает формирование тестовых норм на основе экспертнопредметных
соображений. Инструментами калибровки являются экспертно заданные абсолютные пороговые значения отбора по
проценту правильных ответов (например, в квалификационных тестах: к работе допускаются операторы транспортных или энергетических
систем, способные выполнять действия с точностью, обеспечивающей безопасность производства, близкую к 100%).

2.3.2. Методики, имеющие признаки теста, но не отвечающие психометрическим требованиям к качеству, могут быть названы квазитестами. К этой категории могут быть
отнесены методики следующего вида:

  • шуточные «тесты» развлекательной направленности (например, тест “Какой Вы
    родитель?” или тесты на корпоративных сайтах, размещаемые только с целью рекламы
    и привлечения новых кандидатов);
  • “авторские” тесты (например, тесты, составленные преподавателями для приближенного
    текущего контроля степени усвоения знаний узкой группой учащихся по итогам
    проведенного производственного обучения);
  • исследовательские (предварительные) версии будущих психометрических тестов с
    непроверенными к текущему моменту основными психометрическими свойствами;
  • ситуационные тест–опросники, созданные внутренними экспертами организации для
    ее локальных нужд;
  • эвристические процедуры, направленные на развитие самопознания (на осознание
    человеком наличия у себя определенных психических процессов и свойств) без предполагаемого
    сравнения себя с другими.

Квазитест включает в себя, как правило, все те же компоненты, что и измерительный
(психометрический) тест — фиксированный набор заданий, ключи, нормы, шкалы — но эти
компоненты не обоснованы эмпирико-статистической проверкой и сопутствующей ей калибровкой
шкалы тестовых баллов. При использовании квазитестов в ходе оценки кандидатов
и работников организации к этим методикам необходимо применять те же самые методические
и профессионально-этические требования по подготовке, проведению и доступу к
результатам, что и к психометрическим тестам.

Если применение какого-либо квазитеста является регулярной практикой, то необходимо
организовать работу по проверке его психометрических свойств (произвести последовательный
анализ распределения баллов, надежности, валидности и других параметров
— см.

главу 4). Ни один квазитест не дает возможности прогнозировать успешность
профессиональной деятельности с заданной точностью (погрешностью, или вероятностью
ошибки), что необходимо понимать при использовании методик подобного типа в работе.

4. Классификация тестов

Методическое руководство к тесту (руководство пользователя) должно содержать достаточно
точное отнесение тестовой методики к определенному классу.

2.4.1. По содержательной направленности (что измеряется) тесты делятся на:

  • методики оценки когнитивных (познавательных, интеллектуальных) способностей;
  • методики оценки психомоторных способностей и навыков (в частности, на точность
    восприятия, скорость, силу, выносливость и координацию движений и ручных
    операций);
  • методики психологической и психофизиологической диагностики функциональных и
    эмоциональных состояний работника;
  • методики оценки личностных черт, мотивов и социальных установок (личностные,
    мотивационные и иные);
  • методики оценки профессиональных знаний и уровня усвоения должностных обязанностей
    (в частности, для контроля степени усвоения знаний по результатам производственного
    обучения);
  • методики решения ситуационных задач (в частности, диагностика практических
    профессиональных умений, оценка сформированности управленческих и иных
    навыков, уровня развития производственных компетенций, кейс–тесты);
  • методики измерения управленческого потенциала, индивидуального стиля делового
    общения и взаимодействия, межличностных отношений (в частности, диагностика
    стиля управления, командных ролей);
  • социально-психологические и социологические методики (в частности, методики
    измерения уровня удовлетворенности работой, тест–опросники профессиональных
    ценностей).

2.4.2. По типу
9
(как измеряется) тесты (тестовые задания) делятся на:

    задания с выбором одного из готовых вариантов ответа;

  • задания с выбором нескольких из готовых вариантов ответа;
  • задания на ранжирование или установление соответствия;
  • методики шкалирования, предполагающие вынесение тестируемым балльных оценок
    для фиксированного набора объектов;
  • хронометрические тесты на измерение времени ответа;
  • методики, состоящие из заданий со свободным кратким ответом, который может быть
    автоматически обработан (например, числовой ответ или набор словесных ответов, в
    котором можно формально установить конечное множество всех правильных ответов);
  • методики, предполагающие заполнение пропусков в связном тексте, в которых каждый
    ответ может быть формально однозначно расценен как правильный или неправильный
    (метод контекстной вставки, или cloze/close test);
  • тесты на сложность (или мощность), состоящие из одного задания (или небольшого
    числа сложных заданий), в которых тестовый балл определяется комбинацией
    времени решения этих заданий в сочетании с избранным способом решения;
  • тесты, основанные на измерении скорости психомоторной реакции;
  • компьютерные имитационные методики (симуляторы), выдающие общий количественный
    показатель успешности игрока;
  • контент-анализ кратких свободных текстов (например, сочинений на тему «Я сам»,
    «Моя компания» и т.п.);
  • поведенческие тесты, предполагающие выполнение тех или иных стандартизированных
    практических заданий и последующее измерение качества полученного результата
    (например, сварка деталей между собой и измерение качества сварного шва,
    подготовка документов по заданным критериям).

__________________
9 Классификация 4.2 относится к форме теста (формату тестовых заданий). Формат заданий сам по себе не предопределяет
статус теста как психометрического инструмента или квазитеста.

Следует заметить, что в рамках одного теста или даже одного задания возможна комбинация
нескольких подходов (например, измеряется не только правильность ответа, но и
скорость решения).

2.4.3. По форме проведения тесты подразделяются на:

  • компьютерные;
  • бланковые;
  • настольные, или мануальные (например, раскладывание карточек, сборка из кубиков,
    деталей и т.п.);
  • поведенческие;
  • имитационно–игровые.

Родственным этой классификации является деление тестов на вербальные (словесные),
невербальные (рисуночные), устные, или аудиальные (предъявляемые на слух), письменные,
или визуальные (предъявляемые для зрительного восприятия), мануальные (предъявляемые
для выполнения ручных операций), локомоторные (требующие перемещения
в пространстве) и т.п. Более подробная классификация различных типов компьютерного
тестирования предлагается в главах

2.4.4. Выбор теста должен определяться наличием ответа на следующие вопросы:

  • «что мы хотим измерить?» (какие компетенции, профессионально–важные качества и т.п.);
  • «как связаны значения шкалы теста и сочетания значений шкал теста с тем, что мы
    хотим измерить (предметом оценки)?»;
  • «для чего мы измеряем ту или иную характеристику?» (какая стоит управленческая
    задача, как и кем будут рассмотрены результаты тестирования и соответствующие
    рекомендации, какие возможные управленческие решения принимаются);
  • «проводится ли тестирование в ситуации консультирования или в ситуации экспертизы?»
    (какие решения и кем будут приниматься на основе результата).

Помимо этого выбор теста обосновывается:

  • необходимой степенью защиты от сознательных или неосознанных искажений со
    стороны тестируемых,
  • количеством времени, которое тестируемые могут затратить на прохождение теста;
  • имеющимися организационно–технологическими возможностями по проведению и
    обработке результатов тестирования (помещение, оборудование и т.п.);
  • характеристиками контингента тестируемых (возраст, количество, образовательный
    уровень, уровень должности, география расположения рабочих мест и т.п.);
  • возможностью сопоставить результаты тестирования с другой доступной информацией
    про тестируемых (например, результатами ранее проведённого тестирования).

При условии соблюдения требований настоящего Стандарта как к тестам, так и к
процедуре организации и проведения тестирования, важным признаком профессионализма
является ориентация на предпочтение тестов, наиболее экономически выгодных для
заказчика, а также наиболее выгодных вариантов организации и проведения тестирования.

6. Проектирование сеансов тестирования

3.6.1. При подготовке к очному и дистанционному тестированию следует заранее определить
последовательность предъявления всей информации участнику. Вопросы, на которые
должен ответить администратор тестирования:

  • Необходимо ли предъявлять биографические (анкетные) вопросы и когда — в самом
    начале, в процессе или по окончании тестирования?
  • Принципиальна ли строгая последовательность предъявления тестов и субтестов?
  • Возможны ли перерывы между тестами? (Небольшие перерывы при выполнении
    серии тестов являются допустимыми, при тестировании продолжительностью более
    1,5 часов — обязательными.)
  • Имеется ли возможность получения обратной связи непосредственно после окончания
    сеанса тестирования?

3.6.2. Если число тестируемых велико и одновременное тестирование в одном помещении
невозможно, целесообразно организовать предварительную запись на сеансы тестирования,
заранее проинформировав об этом участников, что позволит избежать длительного
ожидания в очереди, опозданий и т.п. (см. также

3.6.3. Требования к продолжительности сеансов тестирования. В ходе одного сеанса
тестируемому могут быть предъявлены несколько тестов и других оценочных методик
(батарея или пакет методик). При этом необходимо учитывать естественные психофизиологические
ограничения на длительность сеансов, обусловленные утомлением, колебаниями
внимания, возникающими из-за монотонности, и другими факторами. Рекомендуются
следующие ограничения на длительность сеансов тестирования:

  • для тестирования на бланках — не более 3 часов (180 минут), в середине сеанса
    желателен перерыв на 5–10 минут;
  • для компьютерного тестирования — не более 1 часа 30 минут (90 минут).

Если общая продолжительность выполнения батареи методик превышает указанные
ограничения, следует разбить ее на несколько сеансов (два и более) и проводить их в разные
дни. Из указанного ограничения вытекает методическое требование к тестовым методикам,
затрагивающее и разработчика, и пользователей — они должны быть рассчитаны не более,
чем на 90 минут непрерывной работы как в бланковом, так и в компьютерном режимах.

3.6.4. Требование к количеству отдельных тестовых заданий (вопросов). В различных
тестовых методиках отдельные тестовые задания (вопросы) значительно отличаются друг
от друга по трудоемкости. Короткие вопросы с ответом по типу «да/нет», занимающие не
более одной строчки в 60 символов, в среднем требуют не более 5–6 секунд на ответ.

Таким
образом, большие перечни вопросов в тест-опросниках личностной диагностики (например,
MMPI и его модификации) могут включать до 600 заданий, требуя на выполнение не более
1,5 часов. Ответы на вопросы кейсового типа, содержащие в условии развернутые описания
проблемных ситуаций на 600 и более символов, могут потребовать от 2 до 5 минут, и в течение
стандартного сеанса такие задания могут быть предъявлены в количестве 20–30 штук.

Тесты знаний (теория управления, экономика, юриспруденция, психология, география
и т.п.) в большинстве случаев состоят из типичных вопросов с выбором ответа, которые
содержат краткое условие (до 120 символов) и 4–5 кратких вариантов ответа (до 60 символов).

Если эти задания не требуют расчетов по формулам, их решение обычно занимает от 30 до
60 секунд, и в оптимальном по продолжительности часовом сеансе можно использовать
приблизительно от 60 до 100 подобных заданий, а в максимально допустимом сеансе на 1,5
часа — не более 150.

3.6.5. Число тестовых заданий и размах шкалы сырых баллов. Число заданий в тесте
влияет не только на утомление тестируемого, но и на полноту охвата различных аспектов измеряемого свойства (полноту охвата области валидности). Если заданий слишком мало,
то от этого больше страдает валидность и относительно меньше страдает надежность
психометрической методики (см. об этих психометрических параметрах теста подробнее
главу 4).

Если методика, которая позиционируется разработчиком в качестве психометрической,
содержит менее 20 градаций сырых баллов в одном субтесте (для измерения одного
свойства по одной шкале), то психометрические свойства данного теста нуждаются в более
внимательном отношении со стороны пользователя методики и более подробно должны
быть описаны в руководстве пользователя со стороны ее разработчика15.

__________________15 Изменение инструкции с целью приспособления стандартного теста к особым условиям входит в комплекс работ по кастомизации
теста, в котором в обязательном порядке должен принимать участие разработчик теста.

3.6.6. Хронометрический контроль. Для тестов знаний, созданных внутри организации,
рекомендуется проведение предварительного хронометража на небольшой выборке тестируемых
(до 10 человек) с целью определения оптимального временного лимита на выполнение
теста в целом и/или отдельных субтестов, разделов и заданий.

Грамотно заданная
временная норма определяется тем, что не менее 70–80% тестируемых укладываются во
временной лимит и выполняют все предложенные тестовые задания в течение сеанса. При
обнаружении факта явной неадекватности временного лимита (например, если в него укладывается
менее 50% тестируемых) в психометрическом тесте, ориентированном на скорость
выполнения, необходимо обратиться к разработчику за разрешением смягчить временной
лимит или за разработкой локальной версии теста.

Добровольное анонимное информированное тестирование

Loading…

Согласие на проведение тестирования

Цель тестирования заключается не только в том, чтобы выявить потребителей наркотиков среди учащейся молодежи, но и в том, чтобы дать возможность подростку задуматься о последствиях такого употребления.

Медики проверят обучающихся по пяти наиболее часто встречающимся в молодежной среде наркотикам, в числе которых морфин, каннабиноиды, амфетамин, бензодиазепин и дезоморфин. Этот тест также может определить есть в организме человека котинин — продукт распада никотина или нет его.

Возможно, именно тестирование позволит сократить число несовершеннолетних и молодежи допускающих эпизодическое употребление наркотиков и своевременно выявить и оказать помощь тем, кто употребляет наркотики регулярно.

Анонимное тестирование проводится в 4 этапа: подготовительный, диагностический, лечебно-профилактический и реабилитационный.

На подготовительном этапе проводятся информационно-разъяснительные мероприятия.
Диагностический этап проводится только с письменного согласия школьников (родителей, если школьник не достиг 15-летнего возраста). 
Тестирование будет организовано в помещении школы путем сбора биологических сред (мочи) для выявления наличия наркотических средств в организме тестируемого.
Лечебно-профилактический и реабилитационный этапы предполагают мероприятия медицинского характера с лицами, выявленными в процессе экспресс-тестирования как потребители наркотических средств и психотропных веществ. В случае подтверждения сотрудники наркологической службы сообщают о результатах обследования по телефону, номер которого указывается по желанию тестируемого в бланке информированного согласия.

 Для прохождения тестирования от старшеклассников, достигших 15 лет, потребуется письменное согласие, а для школьников, достигших 13 лет – cогласие их родителей. Для добровольцев, а ими могут стать обучающиеся 9-11 классов, достигшие 13-летнего возраста, будет предусмотрено экспресс-тестирование (тест-полоски) по моче.

Тестирование анонимное, гарантируется полная конфиденциальность. Результаты теста узнают только сам школьник и его родители по желанию школьника. 

Специалисты-медики и педагоги школы призывают обучающихся и их родителей серьезно отнестись к этой инициативе. Ведь только при наличии объективной и полноценной информации, можно выстроить систему противостояния, которая действительно будет эффективной.

ПРИНЦИПЫ ТЕСТИРОВАНИЯ:

  • Добровольность.
  • Анонимность.
  • Конфиденциальность.
  • Информированность.

ИНФОРМАЦИЯ О ПРОВЕДЕНИИ ДОБРОВОЛЬНОГО АНОНИМНОГО ИНФОРМИРОВАННОГО ТЕСТИРОВАНИЯ

 План мероприятий по проведению тестирования

Этап

Необходимые мероприятия

Результат

Подготовительный

(сентябрь)

1. Организация информационно-

разъяснительной работы с педагогами, родителями, учащимися по проведению тестирования

2. Сбор согласий с родителей детей до 15 лет на участие их ребенка в тестировании.

3. Организация индивидуальной и групповой работы с учащимися (при необходимости).

4. Обсуждение предстоящего тестирования на школьном сайте.

  • Сформированное позитивное отношение к проведению тестирования;
  • получение согласия родителей и учащихся на участие в тестировании

Диагностический

(октябрь-декабрь)

1. Подготовка помещений для проведения тестирования.

2. Подготовка списка учащихся. Номер yчащемуся присваивается во время тестирования.

3. Проведение тестирования.

4. В случае отрицательных данных все материалы тестирования выбрасываются, при положительном результате, анализ направляется на химико-токсилогическую экспертизу. Окончательные результаты через 3 дня при согласии ребенка доводятся до сведения родителей.

5. Для учащихся, не прошедших

тестирование, но не отказавшихся от него, назначается дополнительный день для проведения тестирования.

  • организованное проведение тестирования, благоприятная психологическая обстановка

Лечебно-

профилактический,

реабилитационный

1. При подтверждении положительного теста, получив согласие ребенка, врачи-наркологи сообщают об этом родителям, которые принимают решение о дальнейшем взаимодействии с наркологическим центром.

2. Образовательное учреждение получает информацию о количестве положительных тестов из общего числа протестированных.

  • сокращение числа несовершеннолетних и молодежи допускающих эпизодическое употребление наркотиков.
  • своевременное  выявление и оказание помощи тем, кто употребляет наркотики регулярно.

ТЕСТИРОВАНИЕ:
– школьникам выдаются пронумерованные одноразовые стаканы;

– после сбора биологической жидкости (мочи), стаканы передаются медицинскому работнику наркологического диспансера, проводящему тестирование;

– медицинский работник делит биологический материал на 2 стакана;

– опускает тест-полоску в один стакан;

– результаты тестирования заносятся в список школьников, в котором указаны номера, полученных ими стаканов;

– после получения отрицательного результата, тесты, биологическая жидкость из двух стаканов, стаканы опускаются в 0,2 % раствор «Пюржавель» (все отдельно);

В случае положительного результата биологическая жидкость из второго стакана сливается в специальные контейнеры, упаковывается и направляется на химико-токсилогическую экспертизу;

– в случае подтверждения положительного результата теста, врач нарколог связывается с тестируемым, и они договариваются о дальнейших действиях (реабилитации или лечении);
– информация о положительных результатах тестов не разглашается и не сообщается никому, кроме самого тестируемого.

Перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность образовательных учреждений

при подготовке и проведении тестирования

Федеральные документы:

  1. Конвенция Организации Объединенных Наций о правах ребенка;
  2. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в РФ»
  3. Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Cтатистические данные по России.

а) Количество наркоманов среди детей и подростков.

  1. В последние годы в Российской Федерации, практически во всех регионах, ситуация, связанная со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом, имеет тенденцию к утяжелению. Быстро растет число потребителей психоактивных веществ (ПАВ), включая наркотические и токсикоманические средства, что, в свою очередь, определяет рост численности лиц с сформированной зависимостью от наркотиков – больных наркоманией и токсикоманий.

Из числа детей и подростков, злоупотребляющих психоактивными веществами, около 41,2% детей впервые встретились с наркотическим средством в возрастном периоде от 11 до 14 лет (в том числе дома, на дискотеках и клубах – 32%; в компаниях – 52,3%; в учебных заведениях – 5,8%.; в одиночестве – менее 4%);

  1. Основную возрастную группу риска составляют несовершеннолетние – дети и подростки, преимущественно лица мужского пола, в периоде от 11 до 17 лет; при этом в группе наркоманов доминирует возраст первой встречи с наркотиками с 11 до 14 лет, а в группе, злоупотребляющих психоактивными веществами, – в периоде от 15- 17 лет.
  2. Большинство впервые попробовавших наркотик учились в 9 – 11 классах или на соответствующих им курсах обучения в системе профтехобразования, среднего технического образования; ведущим способом употребления наркотических средств являлось курение, которое могло сочетаться с использованием нескольких способов, по-видимому из любопытства.
  3. Основными поставщиками наркотических средств являлись друзья и знакомые (75%), особенно в зонах дискотек и баров. Более 80% несовершеннолетних, употребляющих эпизодически или постоянно наркотические вещества, убеждены в своих возможностях прекратить наркотизацию при личном желании, хотя свыше 70% уже пробовали отказаться, но продолжают злоупотреблять наркотическими средствами.

б) Возраст наркоманов.

Наркозависимые группы населения стремительно «молодеют». Уровень этой наркотизации все более захватывает среду девочек-подростков. Рост наркоманий и токсикоманий все шире и глубже затрагивает младшие возрастные группы, включая младших школьников. Сегодняшние дети и подростки по сравнению со взрослыми значительно больше знают о наркотиках, способах их применения, «точках», где их можно приобрести. Согласно данным медико-социальных опросов учащиеся в возрастной группе 11-14 лет широко осведомлены о психоактивных веществах, формирующих зависимость.

в) СПИД

С увеличением числа потребителей психоактивных веществ среди детей и подростков в популяции несовершеннолетних наблюдается увеличение заболеваемости ВИЧ-инфекцией, вирусными гепатитами другими опасными заболеваниями. В Российской Федерации основной причиной заражения гепатитами и ВИЧ – инфекцией является внутривенное потребление наркотиков: 70 процентов инфицированных данными заболеваниями – потребители наркотиков. При этом, как правило, гепатиты приобретают хроническое течение, протекают скрыто, поэтому такие подростки становятся источником новых случаев заражения этой инфекцией.

г) Связь раннего употребления наркотиков с демографической ситуацией.

Одним из результатов злоупотребления наркотиками следует считать не только школьную дезадаптацию, но и широкое распространение рискованных форм сексуально-девиантного поведения с ранним началом половой жизни, которое наносит непоправимый вред не только психическому, но и репродуктивному здоровью будущих матерей и отцов.

д) Снижение показателей психического здоровья детей.

Около 40% госпитализаций в психиатрические клиники с психическими нарушениями в настоящее время составляют дети и подростки с асоциальными формами поведения в сочетании с токсикоманией и ранней наркотизацией.

е) Криминализация в подростковой среде на почве раннего употребления наркотиков.

С распространением злоупотребления психоактивными веществами в детско-подростковой среде наблюдается абсолютный рост числа детей и подростков, вовлекаемых в криминальную деятельность. Специалисты указывают на устойчивая взаимосвязь между ростом случаев наркоманий среди несовершеннолетних и ростом правонарушений, совершаемых детьми и подростками в связи с злоупотреблением наркотиками.

  1. Информация по синтетическим наркотикам нового поколения.

На первый план в настоящее время выходит употребление синтетических препаратов с высокой наркогенной активностью (героин, амфетамины). В этой ситуации подростки быстрее, чем взрослые попадают в болезненную зависимость. Это определяет резкое укорочение периода возможных эффективных предупреждающих мер после начала употребления наркотических средств и «запущенность» наркологических проблем при первичном обращении детей и подростков за помощью.

  1. Информация о молодежной наркотической субкультуре.

Молодежь более старшего, не подросткового поколения, выступает по преимуществу транслятором наркотической субкультуры и облегченного отношения к наркотикам. Это дает основание сформулировать положение о существовании «возрастной волны» (преимущественно со стороны юношей) в трансляции «нового» отношения к наркотикам. Таким образом, мы имеем в настоящее время своеобразный вызов со стороны особой молодежной наркотической субкультуры, которая базируется в дискотеках, досуговых учреждениях, учебных заведениях. Эта субкультура пропагандирует следующие ценности:

– наркотики бывают “серьезные” и несерьезные”;

– наркотики делают человека “свободным”;

– наркотики помогают решать жизненные проблемы;

– наркотики могут и должны быть легализованы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *