технология дети волонтеры в детском саду гришаева

Армине Микаелян Технология «Дети-волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников

Технология «Дети — волонтеры как средство эффективной социализации детей — дошкольников»

Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности.

движении
поможет детям освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить –
коммуникативную компетентность;

-научатся вступать в контакт, высказывать свою точку зрения,
слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника;

-сформируется негативное отношение к плохому, но и будут
обеспечены способы социальной активности, позволяющие перейти от пассивного
неодобрения к активным действиям в среде сверстников;

-сформирует
предпосылки толерантного отношения к другим людям независимо от культурной
среды и этнической принадлежности.

-развитие добровольческой (волонтерской) деятельности
родителей направленной на бескорыстное оказание социально значимых услуг на
местном уровне, способствующей личностному росту и развитию выполняющих эту
деятельность добровольцев.


внедрение новых методов и технологий  в работе с детьми и родителями;

роект позволит организовать работу ДОУ
благотворительной добровольческой направленности, через
взаимосвязь  поколений – дети и взрослые.

проектированная
система волонтерского движения в ДОУ обеспечит повышение профессиональной
компетентности педагогических работников.

повышению
рейтинга образовательного учреждения

«Семья – детский сад – социум».

Ключевые слова: образовательная технология, волонтерское движение, символика волонтерского движения, проектная деятельность, этапы реализации проекта.

В настоящее время в педагогической науке и практике идет интенсивный поиск наиболее эффективных форм, методик и технологий организации образовательной деятельности с обучающимися. В методической литературе можно найти множество подобных разработок. С течением времени некоторые их них оказываются не востребованными или неэффективными. А другие широко используются в практике работы с детьми, в том числе и дошкольного возраста.

По технологии Н. П. Гришаевой волонтерами могут быть и дети дошкольного возраста. Одной из форм организации волонтерской деятельности в дошкольной организации является проектная деятельность. В дошкольной образовательной организации «Детский сад № 8» Ракитянского района Белгородской области реализация долгосрочного образовательного проекта «Доброе сердце» рассчитана на три года (2016–2019 гг.).

Образовательная деятельность проекта условно подразделяется на три этапа: начальный, основной и заключительный. Планирование образовательной деятельности при реализации проекта представлено в таблице 1.

В соответствии с требованиями, указанными в технологии Н. П. Гришаевой «Дети — волонтеры», образовательная деятельность строится с опорой на общедидактические принципы:

– принцип систематичности при реализации мероприятий технологии волонтерства в воспитании у дошкольников способности к эмоциональному сопереживанию, сочувствию и милосердию;

– принцип доступности: в имеющемся материале выбираются наиболее актуальные мероприятия для детей, учитывая их заинтересованность и индивидуальные особенности;

– принцип свободы выбора. В совместной со сверстниками деятельности необходимо предоставлять ребенку право выбора, в принятии им решений должна присутствовать достаточная степень свободы;

– принцип ведущей деятельности. Освоение детьми определенных навыков должно осуществляться в интересной форме;

– принцип личностной ориентации. Каждый ребенок должен чувствовать эмоциональный комфорт.

Межгрупповое взаимодействие взаимно обогащает детей разных возрастов: младших продвигает в своем развитии, а старшим дает возможность быть образцом для подражания. Для детей старшего возраста игра с малышами — это урок ответственности, первое серьезное дело, которым они руководят.

Взаимодействие со школьниками и взрослыми волонтерами позволило детям не только оценить значимость волонтерского движения, но и красочность в использования символики (красные береты, футболки и значки с эмблемой волонтерского движения).

Для детей дошкольного возраста внешние атрибуты любой деятельности весьма привлекательны. Они исполняют роль внешнего мотива, стимула, позволяют поддерживать интерес к данной работе длительное время. Эту же цель преследуют педагоги, оформляя с детьми и родителями фотовыставки, коллажи, стенгазеты, фотовыставки «Добрые дела и поступки», «А ты сделал доброе дело?». Все это вносит в работу элементы игры, игровых сюрпризов.

Первым мероприятием, в котором принимали участие не только участники образовательных отношений детского сада (дети, родители и педагоги), но и школьники — волонтеры и взрослые волонтеры поселка Пролетарского, был праздник «Посвящение в волонтеры».

В соответствии со сценарием праздника его участники обыгрывали девиз и символику волонтерского отряда детского сада, смотрели видеоролики, где показана работа подобного отряда школьников и взрослых волонтеров. Дети играли в дидактические и развивающие игры, обогащающие социальный опыт дошкольников.

В дальнейшем, волонтерским отрядом старших дошкольников «Доброе сердце» были организованы и проведены:

– экологические акции «Озеленим наш детский сад и поселок» (совместная трудовая деятельность с родителями по посадке цветов, кустов и деревьев и уходу за ними, уборка мусора на участке, в парке); «Помоги птицам зимой»;

– социальные акции «Вместе в школу детей соберем», «Бессмертный полк», «Твори добро — другим во благо», «Дорога — символ жизни», «Игрушки для малышей», «Ветеран живет рядом», «Примите наши поздравления», «Новогоднее чудо», «Спешите делать добро» и др.;

– конкурс рисунков на асфальте «Доброта спасет мир»;

Эти формы работы знакомы и педагогам, и детям, и методика их организации широко представлена в методической литературе.

А вот участие в событийном волонтерстве направление работы для дошкольной организации новое, связанное с преодолением трудностей как организационных, так и, связанных с коммуникативными и социальными навыками дошкольников — умением общаться со взрослыми, школьниками, выступать перед широкой аудиторией, осознанием значимости данной работы.

Участие дошкольников — волонтеров — это выступления на сцене, оказание помощи при вручении подарков, призов и др. При этом важно, что дети — дошкольники носят такие же футболки, значки, головные уборы, что позволяет им видеть причастность к общему делу, осознавать значимость собственной работы.

Конечно, такая работа невозможна без сотрудничества с родителями воспитанников. Таким образом, еще одной актуальной задачей является — создание постоянно действующей бригады волонтеры — дети и родители. Совместное дело с родителями — это сильная внутренняя мотивация для дошкольников, а как оказалось в дальнейшем, и для родителей.

Таким образом, технология «Дети — волонтеры», реализуемая в рамках долгосрочного проекта «Доброе сердце», оказалась эффективной и перспективной для детского сада, так как организовывалась с учетом специфики дошкольной организации и интересов и возможностей детей, родителей и педагогов.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, волонтерский отряд, волонтерское движение, Ребенок, Белгородская область, образовательная деятельность, волонтер, дошкольная организация, дошкольный возраст, образовательная технология.

В статье авторы делятся опытом работы организации волонтёрского движения в ДОУ.

Ключевые слова:

детский сад, малыш, тематическая неделя, волонтерский отряд, пожарная безопасность, ребенок.

ФГОС ДО неоднократно указывает на позитивную социализацию ребенка, развитие положительного самоощущения и формирование позитивного отношения к деятельности своей и другого человека, к окружающей среде.

На сегодняшний день, многие педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии, направленные на позитивную социализацию дошкольников, где прослеживается идея о том, что детское движение, объединяющее детей, является важным фактором развития личности, ее социализации, истоком гражданственности, развития творческого потенциала в обществе. А волонтерское движение, это такая организация, где в совместных делах дети могут приобрести позитивный опыт социального взросления и социальной ответственности.

В летний период дети нашей группы были объединены в разновозрастные группы, где заметили, что малыши не всегда с желанием идут в детский сад. Они стали задавать вопросы: «Почему малыши плачут? Почему не хотят идти в детский сад? Они плачут потому, что не умеют одеваться, потому что у них ещё нет друзей? Как мы можем им помочь полюбить детский сад?» и др.

Считаем, что создание волонтерского движения детей старшей группы по их собственной инициативе, приведет к более эффективному формированию у них социально — значимых личностных качеств, таких как милосердие, ответственность, самостоятельность, инициативность, умение сотрудничать в команде.

Цель проекта:

создать на базе МБДОУ г. Иркутска детского сада № 156 группы № 9 волонтёрское движение «Дети-волонтёры», объединив педагогов ДОУ, родителей и детей дошкольного возраста для позитивных установок на добровольческую деятельность в условиях ДОУ, путем ознакомления с различными видами социальной активности.

Практика общения детей показывает, что дети не могут сразу оказывать помощь другим, не имея в запасе знаний и коммуникативных навыков, поэтому технология организации волонтерской деятельности детей старшей группы в условиях ДОУ предполагает три этапа:

I этап — социально-психологическая подготовка маленьких волонтёров;

II этап — развитие деятельности волонтёрского отряда, проведение акций и мероприятий;

III этап — определение перспектив дальнейшего развития волонтёрской деятельности отряда.

С целью реализации детского волонтерского движения, нами был разработан годовой план Проекта «Дети — волонтеры»

На Организационно — ознакомительном этапе была создана «Школа волонтёров». При проведении «Рефлексивного круга» в доступной для детей форме обсуждались вопросы: «Что такое волонтёрство?», «Кто может быть волонтёром?», «Кому в детском саду мы можем помочь?», «Чему мы можем научить малышей?». Дети активно обсуждали название команды, образ эмблемы, атрибуты отряда, возможные темы и подготовку к деятельности волонтёрского отряда.

Первой акцией «Давайте знакомиться!», стал поход в младшую группу. Маленькие волонтеры учились общению с малышами, поиграли с ними в игру «Солнышко и тучка» и провели мастер-класс «Рисование солнышка ладошками».

Дети получили первый позитивный опыт общения с малышами, у них появился интерес к волонтерской деятельности. В результате чего, было проведено мероприятие посвящения детей в волонтеры и создан стенд «Я — волонтер», где было решено помещать информацию о деятельности волонтерского отряда.

На основном этапе, деятельность волонтерского отряда осуществлялась по разработанным тематическим проектам на месяц или более, в зависимости от сложности выбранной детьми деятельности. В процессе составления проектов учитывались интересы, возможности, социальный опыт, выдвинутые предложения детей.

На данный момент, совместно с маленькими волонтерами разработали и осуществили пять проектов.

При проведении «Рефлексивного круга» в рамках тематической недели, обсудили вопросы: «Что мы знаем о пожарной безопасности?», «Как мы можем научить малышей соблюдать правила пожарной безопасности?», «Что можно сделать, чтобы малыши запомнили правила пожарной безопасности?».

В результате коллективной творческой деятельности, дети подготовили для малышей инсценировку «Пожар в теремке» и агитационные материалы.

При проведении «Рефлексивного круга» в рамках тематической недели, обсудили вопросы: «Что мы знаем о ЗОЖ?», «Что и как мы можем рассказать малышам о здоровом образе жизни?», «Что можно сделать, чтобы им было интересно?

В результате коллективной деятельности, дети подготовили и провели для малышей Акцию: Агитбригада «Врачи и микробы»; в рамках «Недели добрых дел»: провели зарядку и научили малышей правильно мыть руки.

При проведении «Рефлексивного круга» в рамках тематической недели, обсудили вопросы: «Чему учат сказки?», «Что такое добро (зло)?», «Почему добро побеждает зло?», «Как мы можем научить малышей доброте?».

В результате совместной деятельности, дети подготовили и показали для малышей настольный театр «Заюшкина избушка», а также провели акцию «Книжка для малыша»

При проведении «Рефлексивного круга» в рамках тематической недели, обсудили вопросы: что мы знаем о зимующих птицах? «Как мы можем научить малышей заботиться о зимующих птицах?»

В результате, дети-волонтеры подготовили и провели для малышей мастер-класс «Рисуем снегиря ладошкой», акцию «Кормушка» и научили малышей заботиться о зимующих птицах.

При проведении «Рефлексивного круга» в рамках тематической недели, обсудили вопросы: «Что мы знаем о ПДД?», «Что и как мы можем рассказать малышам о правилах дорожного движения?», «Что можно сделать, чтобы малыши запомнили элементарные правила дорожного движения?»

Анализируя проведенную работу по Проекту, можно сделать вывод, что может дети еще и не стали настоящими волонтерами, но в процессе уже полученного опыта в волонтерской деятельности у них заметно начинают формироваться: нравственные качества (доброты, отзывчивости, взаимопомощи), самостоятельность, инициативность, ответственность, а также навыки сотрудничества и позитивных установок на волонтерскую деятельность

Мы считаем, что идея организации волонтерского движения в ДОУ способствует позитивной социализации дошкольников, а разнообразные формы работы помогут поддерживать стойкий интерес к волонтерской деятельности у всех участников образовательного процесса.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, малыш, тематическая неделя, волонтерский отряд, волонтерское движение, пожарная безопасность, ребенок, волонтерская деятельность, детское волонтерское движение, Проект.

Человек – существо социальное. С первых дней своей
жизни он окружен себе подобными. С самого начала своего пути он включен во
взаимодействия. В процессе взаимодействия человек приобретает социальный опыт,
который становится неотъемлемой частью личности. Процесс социализации
неразрывно связан с общением, совместной деятельностью людей, приносящей пользу
обществу.

В настоящее время большое значение в социальном
обществе уделяется добровольческому труду. Институт волонтерства широко
распространен во многих странах. Причем труд добровольцев с каждым годом
становится все более значимым в городах России.

Волонтёр (фр. volontaire – доброволец) — любое
физическое лицо, включая иностранных граждан и лиц без гражданства, которое
вносит свой вклад в развитие волонтёрства, осуществляя волонтерскую
деятельность.

Волонтёрская деятельность — это широкий круг
деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное
предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая
осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на
денежное вознаграждение.

Волонтерство основывается на добровольном труде, не
требующем оплаты. Следовательно, его мотивы – не в материальном поощрении, а в
удовлетворении социальных и духовных потребностей.

Для волонтера ценны такие качества личности как
трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение
к природе, отзывчивость и милосердие, сформированная потребность к здоровому
образу жизни.

Значение труда как фактора развития личности ребенка
нашло отражение в истории отечественной педагогики: труды В. А. Сухомлинского,
П. П. Блонского, А. С. Макаренко. Немаловажное значение имеют исследования Я. З.
Неверович, Т. А. Марковой, показавшие, что основным мотивом, побуждающим детей к
трудовой деятельности, является их желание помогать взрослым.

И. А. Княжева в своей диссертации «Педагогические
условия воспитания и развития милосердия у детей старшего дошкольного возраста»
рассматривает милосердие как умение пожалеть несправедливо обиженного, слабого,
маленького, больного, независимо от их внешней привлекательности; бескорыстно
помочь нуждающимся без напоминания и подсказки; отказаться от чего-то
значимого, интересного для ребенка.

Формирование у дошкольников доброжелательности
рассматривалось в работах Л. М. Шипицыной, О. В. Заширинской, Е. И. Кульчицкой.
П. Г. Саморукова изучала бережное отношения дошкольников к природе.

Волонтерское движение имеет ряд особенностей при
условии его организации в дошкольном образовательном учреждении.

Эффективная социализация
является одним из главных условий жизни ребёнка в обществе вообще и личностной
готовности ребёнка к школе, в частности. Социализация – это двусторонний процесс,
включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем
вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны,
процесс активного воспроизводства системы социальных связей за счет его
активной деятельности, активного включения в социальную среду. Н. П. Гришаева (Гришаева Н. П.
старший научный сотрудник ФГБУ Федерального научно-исследовательского
социологического центра РАО, автор технологии эффективной социализации,
социальный психолог) указывая
важность социализации дошкольников, то есть умение жить в социальном обществе,
считает, что новой задачей дошкольной организации становится организация
дружественного социума на территории детского сада для развития социальных
навыков у дошкольников.

Задачами социального развития дошкольников
являются:

1. Освоение норм и правил общения детей с
взрослыми и друг с другом. Развитие коммуникативных навыков жизни в коллективе;

2. Развивать умения коллективно трудиться
и получать от этого удовольствие;

3. Освоение детьми на начальном уровне
социальных ролей «Я – член коллектива», «Я – мальчик или девочка», «Я – житель
России» и др.;

4. Развитие способности к принятию
собственных решений на основе уверенности в себе, осознанности нравственного
выбора и приобретенного социального опыта, развитых навыков саморегуляции
поведения.

Технологии Н. П.
Гришаевой
позволят изменить образовательный процесс,
сформировать и развивать у ребенка – дошкольника саморегуляцию поведения,
самостоятельность, инициативность, ответственность – качества, необходимые не
только для успешной адаптации и обучения в школе, но и для жизни в современном
обществе и соответствуют ФГОС. Овладение этими  технологиями  дает возможность
реализовывать принципы преемственности между ДОО и школой, создать коллектив
единомышленников среди воспитателей, родителей и детей. Инновационные
технологии Н. П. Гришаевой  направлены на  социально – коммуникативное
развитие.

позволяет решать
следующие задачи:

• сплочение детского
коллектива;

• формирование умения
слушать и понимать;

• формирование общей
позиции относительно различных аспектов жизни;

• развитие умения
выражать свои чувства и переживания публично;

• привлечение родителей к
жизни детей в ДОО.

Необходимо специально в режимный момент
предоставлять старшим детям возможность помочь младшим или научить младших.
Составляется график. У детей есть паспорт волонтера, определенная символика в
одежде.

Используя данный проект, 
ребенок, учится самостоятельно добывать знания, приобретает эмоционально
положительный опыт проживания в различных ролях, ситуациях, познавая себя,
сверстников, взрослых, родителей! У родителей возникает интерес к жизни
ребёнка, его внутреннему миру, появляется после совместной деятельности,
раскрываются собственные творческие возможности. Воспитатель, работающий по
таким технологиям, неизбежно становится творческой личностью. Весь материал,
методы, содержание работы педагог определяет самостоятельно. Роль воспитателя в
ситуации определяется как организационная. Главные действующие лица ситуации –
дети и родители. Меняется качество общения детей и взрослых, так как оно
строится на принципах гуманистической педагогики.

Волонтерская деятельность в детском саду это:

помощь таким социальным категориям граждан как:
престарелые, дети с ОВЗ,

дети групп раннего возраста и другие;

благоустройство и обустройство групп, участков, памятников;

благотворительные мероприятия, выступления;

экологические марши, уборка мусора и загрязнений;

посадка цветов, кустов и деревьев;

пропаганда здорового образа жизни и др.

является вопрос о создании волонтерского движения в
детском саду как социальном институте, который должен готовить к жизни. А жизнь
– это не только академические знания. Это развитие определенных жизненных
качеств:

умение общаться с разными социальными группами людей;

Дошкольный возраст характеризуется, как период
сенситивности, для развития всех психических функций, а также как важный этап
развития, формирования личности ребенка. Это и послужило стимулом для создания
волонтерского движения в детском саду, ведь именно в дошкольном возрасте
формируются вышеперечисленные личностные качества детей.

состоит в том, что организация волонтерского движения
предполагается в условиях детского сада.

Отсутствие опыта у детей старшего дошкольного возраста в проявлении социально
нравственной позиции связанной с различными сторонами общественной жизни
человека во всей их целостности и многообразии.

Внедрить
волонтерскую практику в деятельность детского сада, направленную на развитие
духовно – нравственной личности дошкольников.

Организация в детском саду волонтерского движения «Юные
волонтеры» через объединение активных, творческих педагогов, заинтересованных
родителей и детей старшего дошкольного возраста и их участие в добровольческих
мероприятиях.

Расширить представления о волонтерском движении у
детей 6-7 лет, педагогов детского сада, родителей воспитанников детского сада.

Дать практические навыки участия в волонтерском
движении всем участникам образовательного процесса.

Сформировать инициативную группу педагогов и родителей,
участвующую в данном движении.

Составить план мероприятий и реализовать его в течение
2021 – 2022 учебного года.

Вид и тип проекта
групповой, индивидуально – развивающий, информационно-просветительский,
образовательный, творческий, практико-ориентированный.

долгосрочный 2021 – 2022 учебный год

дети, воспитатели, старший воспитатель, музыкальный
руководитель, родители воспитанников.

социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,
художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Успешная реализация проекта может стать прецедентом в
организации волонтерского движения в дошкольном образовательном учреждении. В
результате реализации проекта, воспитывающие взрослые и старшие дошкольники
получат новые знания о волонтёрском движении, а также приобретут опыт участия в
добровольческих мероприятиях. Мероприятия в рамках проекта позволят
сформировать такие качества личности дошкольника как трудолюбие, толерантность,
потребность в здоровом образе жизни, доброжелательность, бережное отношение к
природе, милосердие, что будет являться основой волонтёрской направленности
личности ребёнка в дальнейшем. Предложенная система работы по организации
волонтёрского движения может быть использована в ДОУ любого вида и типа, при
условии заинтересованных активных, искренних, целеустремленных лидеров.

(подготовительный)
Постановка целей, задач, предварительная работа с детьми, родителями.
Создание развивающей среды.
Подбор методической литературы.
Второй этап (основной)

Поиск ответов на поставленные вопросы.

Реализация мероприятий проекта.
Третий этап (заключительный)
Обобщение результатов работы.

Публикация «Технология „дети — волонтеры“, как средство формирования инициативы, самостоятельности и саморегуляции собственных действий» размещена в разделах

Понимая всю важность процесса социализации детей, коллектив педагогов МБ ДОУ № 16 принял решение расширить деятельность в этом направлении и приступил к внедрению новых педагогических технологий эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации. Так пришла педагогическая идея в организации волонтерского движения в ДОУ.

– развивать навыки общения в разновозрастном коллективе;

– развивать самостоятельность и ответственность;

Организация практики волонтерства в нашем детском саду осуществлялась поэтапно. Первый этап можно условно обозначить как подготовительный. Задача этого этапа – изучение теоретических аспектов технологии «Дети – волонтеры», проектирование организации культурной практики в ДОУ. Для ознакомления с технологией эффективной социализации детей дошкольного возраста «Дети – волорнтеры» педагоги дошкольного учреждения прослушали авторский вебинар Н. П. Гришаевой «Современные технологии социализации дошкольников в образовательном комплексе», был проведен в ДОУ теоретический семинар по изучению технологий позитивной социализации дошкольников на котором педагоги обсудили время в распорядке дня, наиболее удобное для посещения старших дошкольников, организацию запуска, содержание и формы детской волонтерской деятельности. Составили план деятельности будущей команды, определили ответственность каждого педагога в организации данной культурной практики.

Предпосылкой для возникновения детского волонтерства стало проведение клубного часа. В состав отряда волонтёров «Друзья малышей» вошли воспитанники старшей и подготовительной групп нашего учреждения, которые в ходе проведения «Клубного часа» больше остальных проявляли желание заниматься с малышами.

Запуск детского волонтерства произошел на организационном этапе, задачи которого заключались в мотивировании детей на волонтерскую деятельность, организация команды. С детьми проводились беседы «Кто такие волонтеры?», «Чему мы можем научить малышей». Из детей старшего дошкольного возраста, выразивших желание участвовать в волонтерской деятельности, сформировалась команда.

Важным моментом в организации волонтерского движения считаем обучение волонтеров, ведь ребенок не может сразу взять и пойти учить других, не имея в запасе знаний и коммуникативных навыков. Для этого был оставлен план занятий и в ноябре месяце начались занятия в «Школе волонтёров». Занимались с ребятами воспитатели – члены творческой группы по реализации задач образовательной области «Социально – коммуникативное развитие». С будущими волонтёрами были проведены практикумы различной тематики, во время которых, проходило обучение волонтеров определенным знаниям умениям и коммуникативным навыкам. Так же было разработано примерное планирование волонтерского движения по месяцам.

Следующий этап – практический. На этом этапе реализовались конкретные дела волонтерской команды. По возможности, мы старались заниматься с малышами во всех режимных моментах, в течение всего дня. В утреннее время – проведение и разучивание пальчиковых игр, стихотворений. Днем – оказание помощи при одевании детей на прогулку, совместные игры на прогулке, оказание помощи на участке, помощь в кормление птиц. После прогулки – умывание и обед. Хочется отметить, что малыши с удовольствием кушали, когда во время обеда или завтрака, когда к ним приходили старшие ребята. Во второй половине дня, в ходе совместной продуктивной деятельности, волонтеры учили малышей рисовать не только красками, но и цветным песком, лепить, изготавливать цветные льдинки. Девочки организовывали с малышами совместные сюжетно-ролевые игры «Дочки-матери», «Кукла заболела», «Магазин». Мальчики конструировали различные постройки. Волонтеры оказывали помощь своим подопечным в мытье игрушек, учили ухаживать за комнатными растениями. Так же были проведены акции «Игрушки для малышей», где дети подготовительной группы передали игрушки и игры, из которых они «выросли» малышам. Вторая акция прошла в неделю «Зимние забавы», волонтеры проводили подвижные игры на прогулках с детьми раннего возраста. В неделю «В здоровом теле здоровый дух» ребята старшей группы проводили зарядку для малышей, подвижные хороводные игры.

Волонтеры стали регулярно ходить к малышам, играли с ними, рассказывали и читали сказки, показывали кукольные спектакли. Дети старшего дошкольного возраста охотно участвовали в театрализованных постановках, а дети группы раннего возраста с удовольствием смотрели спектакли. После показа сказки артисты спрашивали, кто же детям больше понравился, какой герой. За период с января по март волонтерами поставлены кукольные спектакли «Курочка ряба», «Маша и медведь», «Три медведя», «Колобок», «Репка», «Теремок».

Получены положительные результаты внедрения технологии «Дети – волонтеры» :

– волонтерство помогло детям освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить – коммуникативную;

– дети старшего дошкольного возраста научились вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных. У них отмечены более развитые коммуникативно – речевые умения и навыки;

– волонтеры осознают свою важную миссию – считают себя старшими помощниками, готовыми прийти на помощь младшим во всех режимных моментах в течение дня. Тем самым они получили отличную возможность почувствовать себя взрослыми и нужными;

– дети раннего возраста стали охотнее стали идти на контакт со старшими, с удовольствием слушают и драматизируют сказки, потешки, песенки. Стали употреблять в речи больше сложных предложений, задавать много вопросов «Почему?», «Зачем?», «Где?».

Анализируя опыт внедрения данной технологии, педагогический коллектив наметил следующие мероприятия по внедрению технологии «Дети – волонтеры» в нашем дошкольном учреждении:

1. Создание бригады волонтеры – родители.

2. Включение в технологию младших школьников с целью преемственности различных ступеней образования.

Считаем, что главный ресурс данной технологии – это создание оптимальной социальной ситуации развития дошкольника, при которой происходит передача опыта (игрового, познавательного, социального) от старших к младшим и развитие инициативы и самостоятельности в естественной среде.

Опыт работы в этом направлении оцениваем как положительный, показывающий эффективность, многофункциональность используемых форм и возможность их применения. Волонтерское движения – гарантия того, что наши дети вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден Приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155

2. Гришаева Н. П. Современные технологии эффективной социализации ребё нка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие / Н. П. Гришаева – Москва: Вентана – Граф, 2016.

3. Белая Л. Н., Гришаева Н. П., Брынцева Е. В. « Технологии эффективной социализации детей 3-7 лет. Система реализации, формы, сценарии. Ф ГОС» : методическое пособие Москва: Вентана – Граф, 2017.

– С. 8487-8489.

Публикация «Технология „Дети-волонтеры“ как средство эффективной социализации дошкольников» размещена в разделах

Понимая всю важность процесса социализации детей, мы решили расширить деятельность в этом направлении и приступили к внедрению новых педагогических технологий эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации, автором которых является старший научный сотрудник института социологии РАН Гришаева Н. П.

В детских садах педагоги реализуют технологию эффективной социализации «Дети- волонтеры», которая предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. Педагоги помогают старшим дошкольникам научить малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать и т. д.

Волонтерство- это синоним слова «доброволец». Поэтому волонтерство – это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентировать в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им.

Волонтерство- это бесплатная помощь, в результате своего труда ребенок получает не материальную плату, а «плату» в качестве внутреннего удовлетворения.

Цель технологии «Дети волонтёры»

это развитие дошкольного волонтерского движения в ДОУ, главной целью которого, является воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Задачи педагогической технологии «Дети -волонтёры»

Развитие самостоятельности и ответственности у дошкольников, навыки общения в разновозрастном коллективе

Создание такой ситуации развитие, при которой происходит передача опыта (игрового, позновательного, социального) в естественной среде от старших к младшим

Возможность проявления инициативы при выборе для себя рода занятий, участников по совместной деятельности

В детском саду используется технология «Дети- волонтеры», предполагающая разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. На первом этапе педагоги знакомят добровольцев из числа воспитанников как обучить малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать. Ребята впервые по настоящему начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Помогая младшим дошколятам, у детей-волонтеров формируется ощущение «взрослости», возникает желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Ребята осознают свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повышается самооценка, уверенность в себе.

Для организации и реализации данной технологии необходимо в каждый режимный момент предоставлять старшим детям возможность помочь или научить младших детей.

Например: дети подготовительной к школе группы (по просьбе воспитателя)могут включать в сюжетно-ролевую игру малышей, пойти к ним в группу и научить их этой игре. Можно предложить старшим детям провести занятие у малышей, помочь им одеться или разучить с ними стихотворение или песенку.

Особенно удачно проходит такое разновозрастное общение во время «Клубного часа», когда старшие дети берут за руку младших и ходят с ними по всей территории детского сада в помещении или на прогулке.

А так же необходимо составить ежедневный и еженедельный план посещения старшими детьми младших. Выделить группу детей, желающих играть с малышами.

Организовать «Школу волонтёров», то есть специально обучать старших детей по следующим программам:

«Научим малышей играть»,

«Научим разрешать конфликты»,

«Знаем, как помочь в проведении занятий».

План работы «Школа волонтеров»

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2019-2020г.

№ Название и цель мероприятия Сроки

Младшие и средние группы Старшие и подготовительные группы

1. Беседа «Кто такие волонтеры? Цель: в доступной форме объяснить детям кто такие волонтёры, для чего они нужны и что они делают.

Просмотр видео презентации «Дети – волонтеры».

Цель: познакомить детей с новым понятием «волонтеры» и показать суть работы и помощи окружающим волонтерами. Беседа «Кто такие волонтеры? Цель: в доступной форме объяснить детям кто такие волонтёры, для чего они нужны и что они делают.

2. Приготовить информационный стенд для родителей на тему «Дети волонтеры»

«День добрых дел». Цель: развивать умение и желание малышей убирать игрушки на место после игры, в группе и на игровом участке. Приготовить информационный стенд для родителей на тему «Дети волонтеры»

«День добрых дел» Цель: развивать умение и желание малышей убирать игрушки на место после игры, в группе и на игровом участке. Сентябрь

3. Подготовка детей к совместным играм со старшими.

Беседы с детьми. « Научим малышей играть». Цель: оказание помощи в организации игр с детьми младшей группы на прогулке.

Дети – волонтеры следят за порядком в течение клубного часа. Октябрь

4. Беседы с детьми на тему «Приметы Осени».

Совместная деятельность Волонтерская образовательная деятельность: Тема «Приметы Осени».

Подготовить вопросы к викторине.

Совместная деятельность Октябрь

5. Операция «Мусору – нет!».

Цель:улучшить экологическое состояние территории детского сада, воспитывать бережное отношение к природе.

Совместная деятельность Операция «Мусору – нет!».

Совместная деятельность Ноябрь

6. Выставка рисунков «Береги свою планету-ведь другой, похожей, нету!»

Цель:Формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе; побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей. Выставка рисунков «Береги свою планету-ведь другой, похожей, нету!»

Цель:Формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе; побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей. Ноябрь

7. Организация совместных игр в группе и на улице «Зимние забавы» (игра в снежки, катание на санках). Организация совместных игр в группе и на улице «Зимние забавы» (игра в снежки, катание на санках). Декабрь

8. Операция «Покорми птиц зимой»

Цель: Привлечение дошкольников к проблемам зимующих птиц; развитие в детях ответственности за «братьев наших меньших»; изготовление питательных смесей для зимующих птиц Операция «Покорми птиц зимой»

Цель: Привлечение дошкольников к проблемам зимующих птиц; развитие в детях ответственности за «братьев наших меньших»; изготовление питательных смесей для зимующих птиц Декабрь

9. Беседы с детьми на тему «Приметы Зимы».

Совместная деятельность Волонтерская образователь-ная деятельность: «Приметы Зимы» Подготовить вопросы к викторине.

Совместная деятельность Январь

10. « Неделя добрых дел» – приводим порядок в книжном уголке. « Неделя добрых дел» – приводим порядок в книжном уголке. Январь

11. Организация совместных игр в группе и на улице «Зимние забавы» (игра в снежки, катание на санках). Организация совместных игр в группе и на улице «Зимние забавы» (игра в снежки, катание на санках). Февраль

12. Беседы с детьми на тему «Безопасность на водоёмах зимой».

Совместная деятельность Волонтерская образовательная деятельность: Тема: «Безопасность на водоёмах зимой». Подготовить вопросы к викторине.

Совместная деятельность Февраль

13. Разучивание подвижной игры совместно со старшими «Воробушки и автомобиль» Цель: Познакомить детей с подвижной игрой. Через подвижную игру дать детям представление об улице, автомобилях, дорогах. Формировать навыки осознанного безопасного поведения на улице. Создать положительный эмоциональный настрой. Разучивание подвижной игры совместно с малышами «Воробушки и автомобиль» Цель: Познакомить детей с подвижной игрой. Через подвижную игру дать детям представление об улице, автомобилях, дорогах. Формировать навыки осознанного безопасного поведения на улице. Создать положительный эмоциональный настрой. Март

14. « Неделя добрых дел» – вместе со старшими приведении группы в порядок. « Неделя добрых дел» – оказание помощи малышам приведении группы в порядок. Март

15. Целевые прогулки на территории детского сада. « Весна пришла» наблюдение за деревьями. Цель: формирование экологических представлений у детей. Расширять представления о весне, ее признаках, учить находить их самостоятельно, закреплять знания о березе, формировать любознательность, умение наблюдать, сравнивать и рассказывать о своих впечатлениях. Целевые прогулки на территории детского сада. « Весна пришла» наблюдение за деревьями. Цель: формирование экологических представлений у детей. Расширять представления о весне, ее признаках, учить находить их самостоятельно, закреплять знания о березе, формировать любознательность, умение наблюдать, сравнивать и рассказывать о своих впечатлениях. Апрель

16. Конкурс рисунков на асфальте «Сохраним землю» Конкурс рисунков на асфальте «Сохраним землю» Апрель

17. Целевые прогулки на территории детского сада «В гостях у Светофорчика». Изучение совместно с малышами правил дорожного движения. Цель: формирование навыков безопасного поведения на дорогах. Целевые прогулки на территории детского сада «В гостях у Светофорчика». Изучение совместно с малышами правил дорожного движения. Цель: формирование навыков безопасного поведения на дорогах. Май

18. « День добрых дел» – вместе со старшими собрать бумажки на участке детского сада «День добрых дел» – помочь малышам собрать бумажки на участке детского сада Май

Следующий этап – практический. На этом этапе реализуются конкретные дела волонтерской команды.

Детьми-волонтерами являются дети старшего дошкольного возраста. До начала мероприятия в процессе проведения «рефлексивного круга» в группах старшего дошкольного возраста определяются желающие стать сегодня «волонтерами».

Воспитанники согласно примерного планирования решают, чем бы они хотели заняться с детьми раннего возраста. В первой младшей группе дети могут показать театрализованную сказку, поиграть с детьми, научить детей какой-нибудь игре, помочь сводить их в туалет, помыть ручки, усадить на стульчики, показать выступления с участием малышей, приуроченные праздникам. Во второй младшей группе двое желающих остаются после проведения игрового дня или мастерских и помогают убрать в группе.

Планируемые результаты от волонтерства:

– помощь в освоении основной компетенции, без которой человек не может жить – коммуникативную

– научиться вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию, стали готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных. Развитие коммуникативно – речевого умения и навыка

– осознание волонтерами свою важную миссию – почувствовать себя старшими помощниками, готовыми прийти на помощь младшим во всех режимных моментах в течении дня. Тем самым они получили отличную возможность почувствовать себя взрослыми и нужными

– понять, что волонтер обязательно должен быть добрым, терпеливым и ответственным

– научиться проявлять инициативу, для формирования потребности в её проявлении по выбору мероприятий и их количеству

– педагогам и родителям, объединив усилия, по воспитанию у детей милосердия, трудолюбия, доброты, толерантности – повысить свою педагогическую компетентность

Для детей раннего возраста:

– охотнее идти на контакт со старшими детьми, с удовольствием слушать сказки, потешки, песенки

– употреблять в речи больше сложных предложений, задавать много вопросов “Почему?”, “Зачем?”, “Где?”.

Благодаря внедрению технологии «Дети –волонтеры», выходя из стен детского сада, наши воспитанники, не только узнают о таком благородном и нужном движении как волонтерство, но и сами в нем поучаствуют. Что оставит положительный отпечаток в сознании у них и желание помогать другим людям безвозмездно.

1. Н. П. Гришаева Современные технологии эффективной социализации

ребёнка в дошкольной образовательной организации. – М. : Вентана – Граф,

2015. – 184 с.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – М : УЦ Перспектива, 2014. – 32 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *