О важности традиций волонтёрской группы
Warning: sizeof(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /var/www/u0400414/data/www/old.volonter-school.ru/wp-content/plugins/ad-injection/ad-injection.php on line 824
Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /var/www/u0400414/data/www/old.volonter-school.ru/wp-content/plugins/ad-injection/ad-injection.php on line 831
Человек человеку» — просветительский проект Школы социального волонтерства в формате видео-блогов.
Традиции для волонтёрской группы не менее важны, чем правила, традиции укрепляют группу изнутри. Рассказывает Кирилл Кочкин, руководитель волонтёрской деятельности движения «Даниловцы».
О важности традиций волонтёрской группы
Небольшая реплика о роли и важности традиций в волонтерской группе. Для начала отмечу, что есть правила, а есть традиции. Правила они обязательны к исполнению и не всегда приятны. Традиции приятны и не всегда обязательны к исполнению.
Правила группы формируются снаружи, они задают ее форму: во сколько мы встречаемся, в каком составе, куда идем, сколько нам лет, что мы делаем: моем руки, приносим сменку, переобуваемся – это правила. Они задаются форматом того учреждения, в которое мы приходим, и некоторыми особенностями наших подопечных.
Традиции отражают суть, содержание самой группы. У нас в волонтёрской группе в НИИ им. Бурденко есть традиция совместной молитвы перед началом и после окончания посещения. Эту традицию заложил восемь лет назад основатели, те ребята, которые первый раз пришли. Эта традиция уже передается через второго к третьему, ко мне, к координатору. И вот такие традиции становятся некоторым образом незыблемыми. Есть традиции в Даниловских группах отмечать дни рождения, собираться вместе после проведенного занятия в ближайшем кафе, обсуждать то, что сделали. В мою бытность в «Квартале» были традиции совместных выездов, отмечания 8 марта, 23 февраля. Это объективно склеивало группу. Т.е. традиции, которые живые, не навязанные снаружи, а поддерживаемые изнутри самой группой, являются социальным клеем, тем, что держит группу вместе и создает некоторый тонус. В рамках этих традиций происходит встреча уже не волонтеров с подопечными, а волонтеров между собой, и позволяет волонтерам делиться опытом, оказывать друг другу поддержку, придумывать какие-то новые формы взаимодействия с детьми и подопечными.
Надо сказать, что традиции – это важно. Без традиций никакая группа существовать не может. Важно сказать, что даже если у координатора группы нет сил на поддержание, создание каких-то глобальных мероприятий, то на такие простые вещи, как совместная молитва или выйти посидеть в кафе уж наверняка силы найдутся. Поэтому для координаторов такой совет: создавайте и поддерживайте традиции своих групп.
Текст расшифрован волонтёром Ириной Голубевой.
Вчера мы в очередной раз пришли в Дом ветеранов и, конечно, принесли ежемесячные продуктовые наборы: крупы, макароны, муку, молочные продукты, мясные и рыбные консервы, растительное масло, различные фрукты, чай и сладости. Незадолго до нас, накануне праздника 8 марта, там побывали с поздравлениями дети. И бабушки вспоминают об этом дне с умилением и бережно хранят детские подарки на самом видном месте. Минуты радости запоминаются надолго и заполняют пустоту одиночества
Тем временем в многодетной семье по соседству подрастают малыши. Мы принесли им башмаки, куртки, штаны и другую одежду на вырост. И, конечно, то, чего ждут сами дети: интересные книги, развивающие игры и машинки.
Дорогие подписчики, присоединяйтесь к нашей работе!
БОЛЬШОЕ СПАСИБО ВСЕМ, КТО СТРЕМИТЬСЯ ОКАЗАТЬ ПОМОЩЬ НУЖДАЮЩИМСЯ!
Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам. Евр.10,24
декабре по всей стране на более чем 2000 площадках пройдут показы фильма «#ЯВолонтер. Истории неравнодушных». Это картина о людях, которые находят время и силы на то, чтобы безвозмездно искать пропавших, тушить пожары, восстанавливать храмы, спасать животных и развивать культурную среду. « Культура. РФ» рассказывает, чем занимаются волонтеры и как стать одним из них.
В наши дни волонтерство в сфере культуры стало востребованным направлением. Это подтверждают и данные социальных опросов, и статистика волонтерских конкурсов: например, исследования НИУ ВШЭ показали, что 65% россиян считают добровольчество в сфере культуры важной деятельностью, а на Всероссийский конкурс «Доброволец России» в этом году был подан 1331 проект в сфере культуры.
Можно выделить несколько обширных направлений культурного волонтерства: волонтерство в учреждениях культуры и на крупных событиях, организация мероприятий в сфере популяризации культуры и искусства и туристических маршрутов, восстановление объектов культурного наследия, арт-терапия и другие творческие социальные проекты.
Социальные волонтерские проекты чаще всего оказывают помощь определенным группам, у которых по разным причинам ограничен доступ к культуре и искусству. Один из самых известных проектов в этой сфере — «Больничные клоуны». Участники благотворительной программы отправляются к детям, которые проходят длительное лечение в больницах или живут в социальных учреждениях, и организуют для них необычные мероприятия. В фильме «#ЯВолонтер. Истории неравнодушных» зрители смогут увидеть историю социального проекта «Творчеству в малых селах быть», созданного Татьяной Черных для развития творческой и культурной среды в небольших поселениях Бурятии.
Социальный волонтерский проект «Больничные клоуны». Фотография: medclown.ru
Участники другого творческого социального проекта «Детская поликлиника» проводят арт-субботники в поликлиниках Костромской области: облагораживают территории и расписывают стены зданий яркими сюжетами по мотивам отечественных мультфильмов и русских сказок. Также волонтеры устраивают в каждой поликлинике творческую зону для детей с книгами и планшетами, наборами для рисования и другими полезными занятиями.
Другое востребованное волонтерское направление — деятельность по сохранению культурного наследия. В наши дни многие исторические памятники находятся в аварийном состоянии из-за недостатка финансирования, поэтому зачастую инициаторами реставраций таких объектов становятся волонтерские организации и движения. Так, например, силами волонтеров проводятся работы по сохранению и реставрации храма-маяка в Крохинове Вологодской области, Донского монастыря в Москве и крепостных стен XVI–XVIII веков города Смоленска. В фильм «#ЯВолонтер. Истории неравнодушных» вошла история о проекте «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера», который занимается восстановлением храмов на Русском Севере.
Это фильм, в котором отражены основные направления добровольческой деятельности. И в котором живым и эмоциональным языком рассказываются истории неравнодушных, истории тех, чьими руками каждый день меняется к лучшему жизнь в нашей стране.
Волонтеры неизменно принимают активное участие в крупных мероприятиях по всей России. В этом году во время чемпионата мира по футболу во всех городах проведения матчей дежурили команды добровольцев, которые не только помогали туристам в бытовых вопросах, но и проводили специальные экскурсии для зарубежных гостей, знакомя их с культурой и традициями России. Волонтерскими программами регулярно сопровождаются всероссийские акции — «Ночь музеев», «Ночь искусств», «Ночь кино» и «Библионочь». В культурных учреждениях развито и волонтерское движение на постоянной основе: команды добровольцев открыты в Государственном историческом музее, Государственном Эрмитаже, в парке «Зарядье» и в других музеях.
Волонтерский проект «Общее Дело. Возрождение деревянных храмов Севера». Фотография: obsheedelo.ru
Чтобы стать культурным волонтером, не обязательно иметь искусствоведческое образование — хотя некоторые проекты требуют специальных навыков. Узнать, какие добровольческие программы существуют в стране, и пройти курс по основам волонтерской работы в разных областях поможет проект Ассоциации волонтерских проектов «Узнай. PRO».
Портал «Культура. РФ» благодарит за помощь в подготовке материала Екатерину Гаврилову, специалиста управления проектов и программ Ассоциации волонтерских центров.
Фильм «#ЯВолонтер. Истории неравнодушных» произведен компанией «Лаборатория социального кино «Третий сектор».
Проект #ЯВолонтер реализуется при поддержке Фонда президентских грантов, Министерства культуры Российской Федерации, Оргкомитета Года добровольца (волонтера), Федерального агентства по делам молодежи, Комитета общественных связей города Москвы, Ассоциации волонтерских центров, Агентства стратегических инициатив.
В рамках деловой программы Международного форума добровольцев 2019 Александра Телицына выступила модератором круглого стола на тему «Межпоколенческая передача и обновление традиций российского волонтерства».
Целью круглого стола являлось содействие в обмене опытом и развитии профессионального сообщества организаций, работающих с волонтерами. История человечества не помнит такого общества, которому были бы чужды идеи добровольной и бескорыстной помощи. Она может принимать различные формы: от традиционных видов взаимопомощи до совместных усилий тысяч людей, направленных, например, на преодоление последствий стихийного бедствия.
В рамках дискуссии были подняты такие вопросы, как роль семьи и школы в формировании традиций волонтерства, найдены общие черты между серебряными волонтерами и молодежью, рассмотрена роль семейных традиций в формировании традиций волонтерства. Участники обсудили те общие ценности, которые объединяют все волонтерские движения.
Ирина Мерсиянова рассказала о результатах исследования межпоколенческой передачи традиций волонтерства, проведенного совместно с Натальей Ивановой и Дмитрием Малаховым. Были выдвинуты три гипотезы, которые вызвали горячее обсуждение у присутствующих: Вовлеченность в волонтерскую деятельность положительно коррелирует с участием родителей в волонтерстве; Уровень активности волонтерской деятельности положительно коррелирует с участием родителей в волонтерстве; Вовлеченность в волонтерскую деятельность положительно коррелирует с более высоким образовательным уровнем родителей.
Аудитория лектория «Вдохновение» с вдохновением приняла участие в обсуждении темы влияния родительского опыта на волонтерскую активность их детей (уже взрослых состоявшихся людей) — участники вспомнили яркие примеры из своей жизни и пришли в итоге к заключению, что участие родителей в волонтерской деятельности способствовало передаче следующему поколению социального и образовательного статуса, культурного капитала, ценностных ориентаций, религиозных норм, установок активной гражданственности.
Андрей Федоров, Ассоциация волонтерских центров
Андрей Федоров из Ассоциации волонтерских центров представил Лигу добровольческих отрядов, рассказывал о работе с подрастающим поколением — школьниками в рамках программы «Ты решаешь!», координатором которой он является. Его рассказ вызвал широкий отклик аудитории и побудил участников вспомнить примеры из жизни своих детей-школьников.
Олеся Шматко, Управляющий партнер Образовательного центра «Альфавиль»
Олеся Шматко, управляющий партнер Образовательного центра «Альфавиль», соруководитель программы школьного волонтерства, эксперт по созданию волонтерских команд, разработке и организации образовательных событий, провела интерактивную сессию, во время которой слушатели были поделены на команды для выполнения интересных заданий.
Николай Слабжанин, Национальный директор Meжpeгиoнaльнoй блaгoтвopитeльнoй oбщeственнoй oргaнизaции — Poссийский Кoмитeт «Детские деревни SOS»
Николай Слабжанин рассказал о волонтерском опыте замещающих родителей и традициях взаимопомощи, которую одни семьи оказывают другим в рамках детских деревень.
Среди экспертов первого ряда выступили коллеги из Екатеринбурга. Ярослав Вольпин, руководитель группы информационно-аналитического сопровождения национального проекта «Экология» ФГБУ Минприроды продемонстрировал видеоролик, в котором представители разных поколений —дети, родители, внуки, бабушки и дедушки — участвовали в защите водных угодий и очистке берегов водоемов от загрязнения бытовым мусором.
Неравнодушие и сопричастность к жизни общества собрали за круглым столом волонтеров и тех, кто еще только хотел бы ими стать, представителей органов государственной власти и руководителей работающих с волонтерами структур. Вопросов было так много, что оживленное и обстоятельное обсуждение в логике «барьеры — решения» затянулось по времени, однако, участники не спешили расходиться.
В ходе круглого стола удалось рассмотреть лучшие практики, обсудить с экспертами из разных секторов эффективные методы, работающие решения в сфере передачи традиций волонтерства. Были затронуты разные аспекты волонтерских программ и участники выразили надежду, что обсуждение не прошло зря и в дальнейшем трансформируется в практическую программу действий.
По общему мнению, круглый стол стал еще одним шагом на пути создания и развития существующих каналов коммуникации и обмена опытом среди организаций, работающих в сфере волонтерства, формирования сетевого взаимодействия между специалистами, развития профессиональной среды, а передача волонтерских традиций следующим поколениям — важный аспект популяризации волонтерства и профессионализации волонтерского сообщества, который позволит им не набивать те же шишки, что их родители.
Публикации раздела Образование
От ритуалов помочи до субботников
ермин волонтерство в значении «добровольная помощь» начали употреблять только в конце XVII века. Однако филантропы существовали в России с древности. Портал «Культура. РФ» рассказывает об истории волонтерского движения в нашей стране — от крестьянских ритуалов помочи до тимуровцев и сестер милосердия.
Кто такие волонтеры
Заури Дейсадзе. Добровольцы (фрагмент). Из серии «40 лет победы». 1984. Тульский музей изобразительных искусств, Тула
Заури Дейсадзе. Проводы. Из серии «40 лет победы». 1984. Тульский музей изобразительных искусств, Тула
Термины «волонтер» и «волонтерство» произошли от латинского слова voluntarius — «добровольный». Эти понятия появились в XVII веке во французском, итальянском, немецком, английском и других языках одновременно. Первоначально они были связаны с воинской службой. В большинстве европейских стран в то время не существовало постоянной армии, поэтому в войнах участвовали солдаты-добровольцы, которых и называли волонтерами. Такая система вербовки действовала и в России.
К концу XVII века значение термина «волонтерство» постепенно начало меняться. В Англии его стали употреблять и в другом смысле — добровольчество, благотворительность, помощь нуждающимся. Однако чаще всего в то время волонтерами все же называли военных. В английском языке второе значение этого термина закрепилось в конце XIX века. Тогда появилось много добровольческих организаций — Армия спасения, Общество Красного Креста, Христианская ассоциация молодых людей, — которые занимались благотворительностью. Поэтому уже во время Первой мировой войны термин «волонтер» ассоциировался именно с филантропами, а не с солдатами.
В России участников благотворительных организаций долгое время называли просто добровольцами. Понятие «волонтерство» в значении «добровольная помощь» в русском языке закрепилось, как и в английском, только к концу XIX века. Однако разные виды бескорыстной поддержки существовали с древности.
Первые сиротские приюты и ритуалы помочи
Семен Виноградов. Веме (помочи) (фрагмент). 2014. Удмуртский республиканский музей изобразительных искусств, Ижевск
Аникита Хотулев. Деревенская помощь (фрагмент). 1907. Краснодарский краевой художественный музей имени Ф. А. Коваленко, Краснодар
Добровольческое движение появилось на Руси после принятия христианства в 988 году. По указу князя Владимира малоимущим выдавали рядом с княжескими резиденциями еду и деньги. Тем, кто не мог дойти за помощью, привозили на телегах. Еще при Владимире на Руси появились первые больницы и сиротские приюты. Их работники трудились безвозмездно. А при Ярославе Мудром открылись училища, в которые принимали сирот. Обучали их за счет пожертвований, которые собирали с жителей ближайших сел и городов.
В деревнях с древности существовали особые ритуалы помощи, которые называли «помочи», «толока» или «кануны». Крестьяне строили дома погорельцам, распахивали поля соседям, у которых не осталось лошадей, безвозмездно заготавливали дрова для церквей и больниц. После того как помочи заканчивались, их организатор угощал всех участников.
Воспитательные дома и народные школы
Атанас Василев. Веселье ночлежников (фрагмент). 1985–1986. Государственный музей Л. Н. Толстого, Москва
Атанас Василев. Нищие и калеки (фрагмент). 1985. Государственный музей Л. Н. Толстого, Москва
Добровольчество поддерживали многие русские правители. Иван IV Грозный издал указ, по которому повелел «в каждом граде устроити богадельни мужески и женски, где прокаженных и престарившихся, не могущих нигде же главы подклонити, а приставившихся погребенно предавать, и оных поминати в священных службах». При нем и других русских царях неимущим помогали в основном при монастырях и церквях.
Екатерина II создала сеть воспитательных домов для сирот, подкидышей, незаконнорожденных детей. Работали в таких учреждениях добровольцы. Курировал каждый воспитательный дом опекунский совет, пожертвования на содержание детей собирали попечители.
В 1864 году Александр II реформировал систему местного самоуправления. В губерниях и уездах появились новые органы — земства. По инициативе их членов в деревнях и селах организовывали народные начальные и воскресные школы, строили больницы. Во многих этих учреждениях врачи и учителя трудились добровольно и безвозмездно. А еще в 1860-х началось хождение в народ: многие студенты добровольно уезжали в деревни, становились сельскими учителями и врачами.
Российское общество Красного Креста и сестры милосердия
Павел Соколов. Сестра милосердия (фрагмент). Конец XIX — начало XX века. Государственный исторический музей, Москва
Рудольф Френц. Сестра милосердия Римма Иванова. 1915–1916. Военно-медицинский музей, Санкт-Петербург
В 1840-х в России появились сестры милосердия. Тогда были созданы Свято-Троицкая и Никольская общины. В эти организации вступали женщины с хорошей медицинской подготовкой, они работали в больницах и приютах. Во время Крымской войны, в 1853–1856 годах, первые сестры милосердия отправились на фронт — помогать раненым. Хирург Николай Пирогов писал: «Горжусь тем, что руководил их благословенной деятельностью».
При Александре II появилось Российское общество Красного Креста. В него входили представители императорской семьи, аристократы, священнослужители. В военное время его члены помогали раненым на фронтах, в мирное — поддерживали инвалидов, семьи погибших солдат, помогали пострадавшим от стихийных бедствий, голода и эпидемий. В Российское общество Красного Креста входили и общины сестер милосердия. К концу XIX века это звание стало почетным. К кандидаткам предъявляли строгие требования. Вступить в общину могла женщина в возрасте от 18 до 40 лет, грамотная, с хорошим здоровьем. Сначала она должна была два года учиться, а затем сдать экзамен.
В годы Первой мировой войны сестрами милосердия стали члены царской семьи — императрица Александра Федоровна и четыре ее дочери. В госпиталь превратился даже Зимний дворец. Александра Федоровна писала: «Слава Богу за то, что мы по крайней мере имеем возможность принести некоторое облегчение страждущим и можем им дать чувство домашнего уюта в их одиночестве. Так хочется согреть и поддержать этих храбрецов и заменить им их близких, не имеющих возможности находиться около них!» Всего же в Первой мировой участвовало более 40 тысяч сестер милосердия.
Тимуровское движение, субботники и студенческие отряды
Анастасия Завьялова. Коммунистический субботник у библиотеки им. В. И. Ленина. Москва. Апрель 1972 года. 1972. Государственный центральный музей современной истории России, Москва
Дмитрий Капаницын. Тимуровцы в ауле. 1943. Национальный музей Республики Дагестан им. А. Тахо-Годи, Махачкала
Многие дореволюционные благотворительные организации и общества добровольцев после 1917 года прекратили свое существование. Однако в стране сохранилось Российское общество Красного Креста. В 1923 году оно было реорганизовано в Союз обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. Его члены боролись с эпидемиями, в годы Великой Отечественной войны готовили медсестер, а в 1950-х — организовали движение безвозмездных доноров крови.
Добровольческие движения развивались в СССР среди школьников и студентов. В 1940 году Аркадий Гайдар написал повесть «Тимур и его команда». Главный герой произведения — мальчик Тимур — вместе со своими друзьями помогал семьям военных, которые отправились на фронт. Книга стала очень популярной, и дети начали подражать персонажам повести. Так в СССР зародилось тимуровское движение. Во время Великой Отечественной войны в нем участвовали более трех миллионов школьников. А после 1945 года тимуровцы помогали семьям раненых и погибших, ухаживали за могилами солдат, организовывали в школах музеи, занимались благоустройством своих родных городов и деревень.
Студенты в СССР объединялись в добровольческие отряды. Они трудились на стройках, работали в больницах, детских домах. Многие присоединялись к экологическим обществам. В 1960 году на биологическом факультете МГУ появилась дружина охраны природы, ее члены боролись с лесными пожарами и загрязнением окружающей среды, проводили уроки в школах.
Как и многие другие советские добровольческие общества, дружина сохранилась до наших дней. В то же время в 1990-х и 2000-х в России возникло множество некоммерческих, общественных, благотворительных организаций. Сегодня в стране проходят добровольческие акции — Всемирный день молодежного служения, Весенняя неделя добра. А число только официально зарегистрированных волонтеров превысило три миллиона человек.
Традиции для волонтерской группы не менее важны, чем правила: традиции укрепляют группу изнутри. Рассказывает Кирилл Кочкин, руководитель волонтерской деятельности Добровольческого движения «Даниловцы».
Небольшая реплика о роли и важности традиций в волонтерской группе. Для начала отмечу, что есть правила, а есть традиции. Правила обязательны к исполнению и не всегда приятны. Традиции приятны и не всегда обязательны к исполнению.
Традиции отражают суть, содержание самой группы. У нас в волонтерской группе в НИИ им. Бурденко есть традиция совместной молитвы перед началом и после окончания посещения. Эту традицию заложил восемь лет назад основатели, те ребята, которые первый раз пришли. Эта традиция уже передается через второго к третьему, ко мне, к координатору. И вот такие традиции становятся некоторым образом незыблемыми. Есть традиции в Даниловских группах отмечать дни рождения, собираться вместе после проведенного занятия в ближайшем кафе, обсуждать то, что сделали. В мою бытность в «Квартале» были традиции совместных выездов, отмечания 8 марта, 23 февраля. Это объективно склеивало группу. Т.е. традиции, которые живые, не навязанные снаружи, а поддерживаемые изнутри самой группой, являются социальным клеем, тем, что держит группу вместе и создает некоторый тонус. В рамках этих традиций происходит встреча уже не волонтеров с подопечными, а волонтеров между собой, и позволяет волонтерам делиться опытом, оказывать друг другу поддержку, придумывать какие-то новые формы взаимодействия с детьми и подопечными.
Надо сказать, что традиции – это важно. Без традиций никакая группа существовать не может. Важно сказать, что даже если у координатора группы нет сил на поддержание, создание каких-то глобальных мероприятий, то на такие простые вещи, как совместная молитва или выйти посидеть в кафе, уж наверняка силы найдутся. Поэтому для координаторов такой совет: создавайте и поддерживайте традиции своих групп.
Текст расшифрован волонтером Ириной Голубевой.
Материал подготовлен в рамках “Человек – человеку” – просветительского проекта Школы социального волонтерства в формате видео-блогов.