Начало карьеры
Театр «Современник» для московской интеллигенции пятидесятых годов стал настоящей отдушиной, своеобразным клубом, где собирались прогрессивные поэты, писатели и художники. Здесь велись бесконечные споры и горячие обсуждения. «Современник» – это первый опыт самоуправления.
Здесь рабочим процессом руководили сами артисты, но не чиновники, как это было заведено в других театрах. И зарплату распределяли те, кто играл на сцене. Петр Щербаков оказался в самой гуще этих событий. Кроме того, он принял в них активное участие.
“мы из джаза”
В фильме Карена Шахназарова были задействованы молодые актеры: Игорь Скляр, Александр Панкратов-Черный. Щербаков был значительно старше своих партнеров по съемочной площадке, но в процессе работы над фильмом этого вовсе не чувствовалось.
Интересный факт: в картине есть сцена, когда джаз-музыканты вдруг бросаются в пляс. Герой Щербакова, согласно сценарию, должен был в этой сцене присутствовать, но сидеть за столом и печально смотреть на танцующих. Но актер решился сымпровизировать. Он спросил позволения у Шахназарова принять участие в этой веселой пляске, на что режиссер дал согласие. В результате образ саксофониста получился более живой, гармоничный.
В восьмидесятые годы фильмография Щербакова пополнилась такими картинами, как «Дети солнца», «Про кота», «Берега в тумане». Он также сыграл маленькую роль в мелодраме «Валентин и Валентина».
В 1985 году Шахназаров пригласил Щербакова на съемки фильма «Зимний вечер в Гаграх», где тот сыграл администратора. В этом фильме главную роль исполнил близкий друг актера Евгений Евстигнеев. А потому работа в картине Шахназарова была интересной для Щербакова.
В кино главных ролей больше у актера не было. Он играл чиновников, начальников и прочих безликих персонажей. Когда же грянула перестройка, начались проблемы в театре. В конце восьмидесятых перестраивалось в стране все: экономика, культура, самосознание граждан. Люди перестали посещать театры. В этот период переживал серьезный творческий кризис Петр Щербаков.
«добровольцы»
Дебют в кино состоялся в 1956 году в фильме «Пе-коптер!». Затем были картины «Они встретились в пути» и «Страницы былого». В 1958 году был снят фильм «Добровольцы», в котором одну из главных ролей сыграл Щербаков. Актер после выхода на экраны этой киноленты проснулся знаменитым.
Картина повествует о романтически настроенных молодых людях – комсомольцах, обеспокоенных проблемой индустриализации страны. Партнерами Щербакова по съемочной площадке стали Михаил Ульянов, Леонид Быков, Элина Быстрицкая. Образ Уфимцева прославил актера. Но следующую главную роль исполнил спустя много лет Петр Щербаков.
«служебный роман»
В послужном списке Щербакова есть маленькая, но чрезвычайно яркая роль – роль Бубликова. Актер появляется в кадре в общей сложности минут на пятнадцать. У него нет ни одной реплики. Изначально роль Щербакова должна была быть более значительной. Рязанову пришлось вырезать несколько интересных сцен.
Среди них была погоня Бубликова за Шурой. Герой Щербакова является на работу и узнает, что с легкой руки местной активистки собраны деньги на его венок. Новость приводит его в гнев, а далее следует сцена, которую телезрители, к сожалению, не увидели.
Прошло два года после премьеры «Служебного романа», и Рязанов пригласил Щербакова в свой очередной фильм. Речь идет о картине «Гараж», в которой актер исполнил роль мужа Аникеевой. Другие фильмы, в которых снялся Щербаков: «Ключ», «Время для размышлений», «Слезы капали», «Похождения графа Невзорова». И, наконец, в 1983 году произошло то, о чем так долго мечтал Петр Щербаков: ему предложили главную роль в кино.
Биография
Петр Щербаков был рожден 21 июля 1929 года в деревне Поздняково, под знаком Рака. Воспитывался в семье двадцатипятитысячников, вместе с сестрами. Отец с матерью были направлены в села, по проекту развития колхозов.
В тяжелое послевоенное время семейство перебралось в Москву. Отец устроился работать на Лихачевский завод. Со временем родитель помог получить рабочее место сыну. Днем будущий артист работал на заводе, а вечером посещал автомеханический техникум.
Изменить жизнь Петру помогли родные сестры, которые долгое время также работали на заводе ЗИЛа. Они посещали заводскую театральную самодеятельность. Так как исполнителей мужских ролей не хватало, девушки уговорили брата попробовать свои силы на сцене.
Окончив техникум Щербаков планировал поступать в технический вуз на инженера. Однако, по воле случая, во время прогулки, молодой человек подошел к дверям ГИТИСа. После недолгих раздумий, Петр решил попробовать свои силы на актерском поприще.
На вступительных экзаменах уроженец Поздняково сумел удивить комиссию. Его взяли на второй курс, поставив условие сдачи экзаменов за первый. В студенчестве Петр познакомился со многими именитыми коллегами.
Диплом о высшем образовании Щербаков забрал в 1955-м. После этого отправился на территорию Германии, где пополнил ряды Театра советских войск. Именно с этого стартовала творческая деятельность знаменитости.
Весельчак и балагур
После каждой премьеры организовывался капустник дома у Щербакова: закуска, выпивка, розыгрыши, песни. Умение радоваться – черта, которую утратили нынешние артисты. Петр Иванович это умел. Кроме того, был превосходным организатором. На праздники он придумывал всевозможные сюрпризы, шарады.
Каждому из приглашенных гостей делал подарок. У актеров в те времена не было достатка, но они умели веселиться от души. О пристрастии Щербакова к поэзии ходили легенды. Интересный факт: он знал множество стихотворений и неповторимо зачитывал их на очередном праздничном мероприятии. При этом предпочтение отдавал не серьезной, взрослой поэзии, а сказкам Чуковского.
После реформирования легендарного театра Щербаков некоторое время еще работал в «Современнике». Художественным руководителем стала Галина Волчек. Но вскоре его пригласил Ефремов во МХАТ. В этом театре артист проработал до 1991 года.
Лишь москвичи могли оценить по-настоящему актерский талант, которым обладал Петр Щербаков. Фильмы с его участием, к сожалению, не раскрывали его творческий потенциал.
Из рабочих – в артисты
Щербаков некоторое время трудился в конструкторском бюро, вечерами учился в техникуме. Получив диплом, Петр поступил в вуз. В студенческие годы будущий актер «Современника» начал посещать театральный кружок. Однажды, прогуливаясь по Москве, Щербаков случайно проходил мимо ГИТИСа. Ему вдруг пришла в голову сумасшедшая идея.
Щербаков Петр – актер любительского театра – зашел в институт и обратился к первому попавшемуся преподавателю с просьбой «посмотреть» его. Искренняя наивность молодого человека настолько удивила педагогов, что его не только прослушали, но и зачислили. Интересный факт – сразу на второй курс, потому как в том году набора на актерское отделение не было.
Так Петр Щербаков, фото которого представлены в статье, стал студентом ГИТИСа. Первый год обучения ему дался нелегко. Пришлось сдавать экзамены за пропущенный курс. Но бывший заводской рабочий отличался упорством и трудолюбием.
После получения диплома Щербаков некоторое время играл на сцене Театра советских войск в Германии. Затем вернулся в Москву. Вскоре его пригласили в труппу «Современника». Это был на тот момент самый молодой столичный театр. Труппа состояла из молодых актеров. Но имя каждого из них впоследствии получило всесоюзную известность.
Личная жизнь
Насыщенной была не только творческая деятельность знаменитости, но и личная жизнь. Первая супруга Светлана была балериной из Одессы. Брак был мимолетным.
Вторая жена Нина подарила супруг первенца. Мальчика назвали Андреем. Спустя некоторое время после рождения наследника, Нина скончалась.
Позднее в «Современнике» Щербаков познакомился с Галиной Лиштвановой. Тот факт, что девушка была младше на 14 лет, не помешал Петру привести ее в дом. Роман завязался в 1966-м. Галине удалось наладить теплые отношения с маленьким сыном мужчины.
Лиштванова подарила возлюбленному дочь Ольгу. На тот момент они не были расписаны. После рождения наследницы Галина узнала об изменах гражданского мужа. Забрав дочь, она ушла от предавшего ее человека.
Со временем Петр официально усыновил Ольгу. Однако отношения с дочерью были весьма напряженными. Девочка не могла простить отцу предательство матери. Когда Оле исполнилось 16 лет, она поменяла фамилию, став Лиштвановой.
Пётр щербаков
§
§
§
§
§
§
§
§
Ранние годы
Будущий артист Щербаков Петр Иванович родился в 1929 году, в одном из поселков Калужской области. После окончания войны семья переехала в Москву. Его родители были типичными представителями рабочего класса. Отец работал на заводе, куда после окончания школы пришел и будущий актер Петр Щербаков. Биография этого человека удивительна, некоторые факты из нее могут показаться неправдоподобными.
Талантливый организатор
Для театра он делал очень много. Щербакову постоянно приходилось находить общий язык с чиновниками, что было довольно непросто. Несмотря на всяческие проблемы, «Современник» продолжал работать, и в первую очередь благодаря Щербакову. Согласно воспоминаниям коллег, этот человек никогда ничего не делал для себя.
На сцене театра «Современник» актер Щербаков сыграл свои лучшие роли. Может быть, не все из них были достойны его таланта – такова несправедливая актерская судьба. Но любая роль, даже самая маленькая, для Щербакова была настоящим счастьем. И он окунался в новую постановку с необыкновенным волнением.
Этот артист блестяще сыграл роль инвалида в спектакле «Без креста». Передвигаясь на убогой дощечке с колесиками, он был достоверен, искренен, трагичен. Актер помнил послевоенное время, когда на улицах Москвы так много появилось искалеченных фронтовиков.
Актерская судьба Щербакова сложилась таким образом, что в кино он играл всегда матросов, солдат, представителей рабочего класса, комсомольцев. Все эти герои были воплощением силы, энергии. Позже, с возрастом, ему все чаще предлагали роли чиновников. Лишь в театре он смог реализовать себя.
Театр
В 1956-м Петр Щербаков вновь оказался в столице. Через 2 года он стал частью «Современника». Московскому театру посвятил 27 лет жизни. Молодой артист сумел наладить теплые отношения не только с коллегами, но и руководством. Быстро мужчине удалось стать значимой личностью в «Современнике». Он руководил театральной партийной организацией.
Образ жизни партийного чиновника Щербаков на себя не примерял. Он до 50 лет прожил в тесной квартире вместе с мамой и некоторыми сестрами. Скандальный театр неоднократно попадал в резонансные и скандальные ситуации, из которых часто выходил победителем лишь благодаря стараниям Петра.
Зрителям «Современника» актер запомнился десятками ярких персонажей. Он исполнял роли в постановках «Так победим!», «Без креста», «Бронепоезде 14-69» и многих других.
В 1985 году Петр перешел под начало Олега Ефремова. На протяжении 7 лет появлялся на сцене МХАТа. Ему часто доверяли играть чиновников и политиков, поскольку об этих профессиях мужчина знал не понаслышке.
Фильмография (1970 годы)
С участием Щербакова выходило все больше картин. Но его роли в них были эпизодическими. В 1972 году состоялась премьера фильма «Большая перемена». Актеры этой картины прославились. Она вошла в золотую коллекцию отечественного кинематографа. Мало кто помнит, что в этом фильме сыграл эпизодическую роль Щербаков.
В 1976 году Владимир Басов снял фильм «Дни Турбиных». Это одна из лучших экранизаций Булгакова. Успех фильма объясняется талантливой работой режиссера и звездным актерским составом. В фильме сыграли Андрей Мягков, Андрей Ростоцкий, Валентина Титова, Олег Басилашвили и другие.
Фильмы 1960 годов
Щербаков много снимался в кино. Но роли ему доставались, как правило, второстепенные в силу специфического типажа. Этот актер обладал особой манерой игры, для которой была характерна сдержанность.
В 1961 году на экраны вышел фильм «Битва в пути». Режиссер картины – Владимир Басов – впоследствии не раз приглашал актера на свои фильмы. В картине «Им покоряется небо» Щербаков сыграл летчика-испытателя. Еще долгое время этот талантливый актер появлялся на экране в качестве положительных героев, мало чем отличающихся друг от друга. В шестидесятые годы он снялся в фильмах «Застава Ильича», «Строится мост», «Тридцать три», «Весна на Одере».
У режиссеров этот актер ассоциировался с образом военного или передовика производства. Щербаков, безусловно, играть других героев не мог в силу времени. Кино, как и литература, было призвано пробуждать гражданское самосознание советского человека. Но даже позже, когда в сфере культуры появилась некоторая свобода, ему нечасто приходилось играть интересных, сложных и противоречивых персонажей.