Удержания из зарплаты работника по исполнительному листу

Для чего должнику дается 5 дней?

Если дело возбуждено, пристав имеет право применять любые меры, предусмотренные законом. Изначально он предложит добровольно выплатить кредитору деньги. На это дается срок продолжительностью 5 дней. По его завершении, пристав начинает действовать.

Иными словами в течение указанного времени исполнитель не может начать удержания с заработной платы. Он выжидает, когда должник заплатит кредитору сумму, указанную в исполнительном документе.

Далеко не всегда этот срок используется гражданами правильно. Обычно думают, что заплатить деньги можно в любое время без каких-либо неприятных последствий. Между тем, такие последствия есть. Если в срок не уложиться, то придется платить дополнительные деньги. Это так называемый исполнительный сбор. Его размер – 7 процентов с денежной суммы, взысканной решением суда.

Пример

Светлане срочно нужны были деньги, чтобы собрать сына-подростка в школу. Иного способа, как взять деньги в МФО, она не нашла. Ей одобрили заем в размере 10 000 рублей. Но обстоятельства сложились так, что отдать деньги в срок она не смогла. В результате состоялся суд, который взыскал с нее ровно 20 000 рублей. В скором времени она обнаружила в своем почтовом ящике официальное письмо. Это было постановление судебного пристава. Она его даже не прочитала, поскольку и так в скором времени планировала полностью рассчитаться по этому долгу. В итоге платеж приставам поступил спустя 10 дней.

Если бы должница до конца прочитала постановление, то узнала бы о возможности начисления исполнительного сбора. Так как деньги вовремя не поступили, то пристав вынес постановление о взыскании дополнительных денег. Их размер составил 1 400 рублей.

Как «вычесть» налоги

По правилам Федерального закона от 02.10.07 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» сумма удержаний по исполнительным документам определяется исходя из дохода должника, оставшегося после удержания налогов. Однако эта, казалось бы, простая норма на практике вызывает сложности в ситуациях, когда у работника удерживается НДФЛ не только с дохода в виде зарплаты, а, к примеру, еще с материальной выгоды от экономии на процентах при пользовании займом. Нужно ли этот НДФЛ вычитать из суммы дохода для целей удержаний по исполнительному листу? Давайте разбираться.

Начнем с внимательного прочтения нормы профильного закона (п. 1 ст. 99 Закона № 229-ФЗ). Она гласит: размер удержания из заработной платы должника исчисляются из суммы, оставшейся после удержания налогов. И все. Никакой конкретизации по виду и (или) ставке удерживаемого налога закон не содержит.

Чуть больше информации находим в Перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей (утв. постановлением Правительства РФ от 18.07.96 № 841). В пункте 4 этого Перечня сказано, что взыскание алиментов с сумм заработной платы и иного дохода, причитающихся лицу, уплачивающему алименты, производится после удержания (уплаты) из этой зарплаты и иного дохода налогов в соответствии с налоговым законодательством. Как видим, тут уже есть оговорка, что налоги надо удержать в соответствии с налоговым законодательством.

Бухгалтерия
Рассчитывать зарплату с удержанием алиментов и стандартными вычетами по НДФЛ

Это означает, что размер удержания из зарплаты надо исчислять из суммы, оставшейся после того, как налоговый агент удержит из выплаты работнику все суммы НДФЛ в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ (см. также письмо Роструда от 28.12.06 № 2261-6-1). То есть приоритет в данном случае имеют положения НК РФ. Обратимся к ним.

Согласно п. 3 ст. 226 НК РФ, исчисление сумм НДФЛ производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со ст. 223 НК РФ. Исчисленную таким образом сумму налога налоговые агенты обязаны удержать непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате (п. 4 ст. 226 НК РФ).

Для доходов в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах, датой фактического получения дохода признается последний день каждого месяца в течение срока, на который были предоставлены заемные или кредитные средства (пп. 7 п. 1 ст. 223 НК РФ).

Соответственно, на эту дату организация-займодавец, выступающая в роли налогового агента, обязана исчислить сумму НДФЛ. А исчисленная сумма должна быть удержана из любых доходов в денежной форме, выплачиваемых в этот день или позднее налоговым агентом налогоплательщику (п. 4 ст.

Таким образом, налоговый агент, выплачивающий зарплату работнику, в отношении которого имеется исполнительный документ на удержание части дохода, должен определять сумму удержания по такому исполнительному документу, исходя из суммы, уменьшенной на величину удержанного при выплате данной зарплаты НДФЛ, включая и налог, исчисленный с дохода в виде материальной выгоды, удержанный при осуществлении данной выплаты в порядке п. 4 ст. 226 НК РФ.

Новые исполнительные листы: очередность взыскания

В заключение рассмотрим ситуацию, когда в бухгалтерию поступают новые исполнительные документы в отношении тех работников, по которым уже производятся удержания. Как поступать с ними: начинать исполнять сразу или же нужно организовать своеобразную очередь?

Как быть, если на сотрудника уже есть четыре постановления об обращении взыскания на заработную плату; все по задолженности по кредитам в пользу коммерческих банков. И на него продолжают поступать новые постановления, тоже по задолженности банкам. Нужно ли новые постановления на взыскание включать в расчет с момента получения, или удержания по ним можно будет проводить только после полной оплаты предыдущих?

Сразу скажем, что Закон № 229-ФЗ в части исполнения нескольких документов о взыскании не оперирует таким термином как «календарная очередность». Напротив, в п. 3 ст. 111 закона сказано: если взысканная с должника денежная сумма недостаточна для удовлетворения требований одной очереди в полном объеме, то они удовлетворяются пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме, указанной в исполнительном документе. Без какой-либо привязки ко времени поступления исполнительного документа.

Значит, с момента получения очередного постановления организация должна начать исполнять содержащиеся в нем требования наравне с уже имеющимися. То есть, в рассматриваемой ситуации организация должна исполнять все поступившие к ней исполнительные документы одновременно (вне зависимости от времени поступления того или иного исполнительного документа).

Удержанная сумма распределяется между всеми взыскателями (опять же без привязки ко времени поступления исполнительного документа) пропорционально причитающейся каждому из них на основании соответствующего исполнительного листа сумме. Взыскание по любому из исполнительных документов производится таким образом до исполнения в полном объеме содержащихся в нем требований, после чего он из расчета пропорции для распределения взысканной суммы выбывает и распределение производится между оставшимися взыскателями.

Ответственность за уклонение от уплаты долга

Если должник уклоняется от выплаты долга, скрывает источники заработка, место работы или адрес проживания, пристав может объявить его в розыск, а также привлечь должника к ответственности. В зависимости от предмета взыскания, ответственность будет наступать по следующим нормам:

Также самостоятельные нормы КоАП РФ и УК РФ применяются при уклонении от погашения кредиторской задолженности, нарушении сроков оплаты по административным штрафам и в ряде иных случаев. Наиболее общий характер имеет статья 17.14 КоАП РФ, так как ее можно применить практически за любое нарушение правил исполнительного производства.

Наиболее суровые санкции грозят за уклонение от уплаты алиментов. Для возбуждения административного дела нужно доказать, что должник не платит алименты без уважительных причин более 2 месяцев подряд. По ст. 5.35.1 КоАП РФ будут назначены обязательные работы или арест, а, при невозможности их применения, штраф в сумме 20 тыс. руб.

Возбудить уголовное или административное дело могут сами приставы, так как закон наделяет их полномочиями органов дознания. Если для привлечения к ответственности требуется провести полноценное расследование, уголовное дело будет передано в полицию или Следственный комитет РФ.

При возникновении долга или уклонении от исполнения, пристав может использовать специальные ограничительные меры – запретить должнику выезд за пределы РФ, либо ограничить право управления автотранспортом. О введении таких мер выносится постановление, которое будет отправлено должнику не позднее 1 дня.

Ограничение права управления означает временный запрет на вождение. Бланк водительского удостоверения не изымается, но сведения об ограничении передаются в базу данных ГИБДД. При любой проверке документов на дороге, факт незаконного вождения будет выявлен сотрудниками ГИБДД.

Расходы на перевод при максимальных удержаниях

Следующий проблемный вопрос связан с удержанием у работника сумм, которые расходуются организацией на перевод удержанных средств в пользу взыскателей. Ведь по правилам п. 3 ст. 98 Закона № 229-ФЗ, перевод и перечисление удержанных денежных средств производятся за счет должника.

Но как быть, если исполнительные документы предписывают взыскать с сотрудника максимально допустимую сумму зарплаты (50 или 70 процентов)? Можно ли расходы на перевод удержать «сверху»? Для простоты понимания ситуации, рассмотрим ее на конкретном примере.

Предположим, у сотрудника надо сделать удержание из зарплаты по двум исполнительным документам. Первый на удержание алиментов на несовершеннолетних детей в размере 1/3 от заработной платы, а второй — на возмещение материального ущерба в размере 17% от зарплаты.

Что в сумме дает половину заработной платы. Но за перевод каждой из этих сумм банк взимает с компании 35 рублей, которые также положено удержать у сотрудника. И в результате из-за этих 70 рублей общая сумма удержаний становится больше половины зарплаты. Как быть?

Статьей 138 Трудового кодекса установлено универсальное правило: при удержании из заработной платы по нескольким исполнительным документам за работником во всяком случае должно быть сохранено 50% зарплаты. Это ограничение не применяется, в частности, при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, когда размер удержания не может превышать 70 процентов дохода.

Также законом № 229-ФЗ установлена очередность удовлетворения требований по нескольким исполнительным листам. Согласно положениям пп. 1 п. 1 статьи 111 указанного закона, требования по взысканию алиментов удовлетворяются в первую очередь.

В свою очередь, порядок распределения взысканных сумм определен ст. 110 Закона № 229-ФЗ, согласно п. 3 которой в первую очередь удерживается сумма долга, затем расходы по совершению исполнительных действий и исполнительский сбор. Как уже упоминалось, перевод и перечисление удержанных денежных средств производятся за счет должника.

Сведя воедино все вышеприведенные правила, получаем для нашего примера следующий алгоритм действий. Сначала из заработка сотрудника должна быть удержана сумма алиментов (ведь это первая очередь взыскания), а также расходы по ее перечислению. Поскольку после удержания данных сумм за работником сохраняется более 50 процентов зарплаты, то можно продолжать удержания по второму исполнительному листу в счет возмещения материального ущерба и расходов на перечисление удержанной суммы.

Но лишь в пределах половины заработка! А значит, в рассматриваемом случае по второму исполнительному листу удержание будет произведено не в полном размере с тем, чтобы и удержание, и возмещение расходов на перевод «уложились» в оставшуюся часть в пределах половины заработка (ст. 138 ТК РФ, п. 2 ст. 111 Закона № 229-ФЗ).

Проиллюстрируем на цифрах. Предположим, заработная плата сотрудника составляет 10 000 руб. в месяц и у него имеется два несовершеннолетних ребенка, на содержание которых и взыскиваются алименты. Работником предоставлены заявление и документы на соответствующий стандартный налоговый вычет, а сумма его дохода с начала года еще не превысила 350 000 руб. Рассчитаем сумму удержаний.

Поскольку размер удержания из зарплаты исчисляется из суммы, оставшейся после удержания налогов, то в данном случае все суммы будут определяться исходя из 9 064 руб. (10 000 – (10 000 — 1 400 × 2) × 13%). Соответственно удержать по обоим исполнительным документам можно не более 4532 руб. (9064/2).

Из них во исполнение требований по уплате алиментов (первая очередь) будет удержано и перечислено 3021,33 руб. (9064 × 1/3). И при этом организация удержит дополнительно 35 рублей на перевод. Соответственно, по второму исполнительному документу компания сможет удержать только 1 475,67 руб., но т.к. из этой суммы еще нужно «изъять» еще 35 рублей на перевод, то фактически взыскатель по второму исполнительному документу получит 1 440,67 руб.

Удержания в рамках пилотного проекта фсс

Следующий блок сложностей, возникающих при работе с исполнительными документами, касается регионов, где действует пилотный проект ФСС. В рамках проекта «больничные» оплачиваются напрямую из бюджета фонда.

Экстерн
Формируйте электронные реестры и сдавайте их в ФСС через интернет

Сдать бесплатно

Но ведь из пособия по временной нетрудоспособности также положено удержать алименты (пп. 9 п. 1 ст. 101 Закона № 229-ФЗ). Возникает вопрос: как это сделать, если в данном случае к выплате организация не имеет никакого отношения?

Как сказано в п. 3 ст. 98 Закона № 229-ФЗ, обязанность по удержанию средств из доходов должника лежит на лицах, выплачивающих такому должнику зарплату или иные периодические платежи. Данная обязанность возникает со дня получения исполнительного документа от взыскателя или судебного пристава-исполнителя.

В субъектах РФ, в которых реализуется пилотный проект, пособия по социальному страхованию страхователи выплачивают только за первые три дня болезни. Оставшуюся часть оплачивают непосредственно территориальные органы ФСС (п. 6 и 9 Положения, утв. постановлением Правительства РФ от 21.04.11 № 294).

Напрямую вопрос удержания по исполнительным листам из суммы пособия, выплачиваемого Фондом, законодательно не урегулирован. Как следует из разъяснений ФСС, удержание алиментов с сумм назначенных пособий по временной нетрудоспособности производит отделение Фонда при поступлении исполнительного листа, судебного приказа или соглашения об уплате алиментов или их дубликатов.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации удерживать суммы по исполнительным листам при выплате пособия будет орган ФСС. Причем, уведомить Фонд о такой необходимости обязан сам должник в порядке, предусмотренном п. 5 ст. 98 Закона № 229-ФЗ.

Как видим, в данном случае у работодателя в данном случае нет ни обязанности по удержанию (т.к. доход им не выплачивается), ни по уведомлению Фонда о необходимости провести подобные удержания из пособия при его выплате. Значит, работодатель удерживает положенные суммы только с тех выплат, которые производит лично и пилотный проект на его обязанности никак не влияет.

В то же время надо учитывать следующее. Если ФСС выплатил пособие без удержания, т.к. не располагал информацией об исполнительном документе, то на данную сумму образуется задолженность. А если о сумме данной задолженности станет известно судебному приставу-исполнителю, он может направить в организацию по месту работы должника отдельное постановление о взыскании этой задолженности.

В таком случае работодатель должен будет дополнительно к обычным удержаниям провести также и удержание задолженности, определенной приставом, при условии, конечно, что размера заработка сотрудника хватает для таких дополнительных удержаний (см. разъяснение отделения ФСС по Липецкой обл.).

Удержания из аванса

Второй спорный момент, связанный с «очисткой» от налогов дохода, из которого определяется размер удержаний, возникает при удержании из зарплаты за первую половину месяца. Ведь, по правилам п. 3 ст. 226 НК РФ, исчисление сумм НДФЛ производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со статьей 223 НК РФ.

Получается, что определить сумму, подлежащую удержанию из зарплаты по правилам ст. 99 Закона № 229-ФЗ (т. е. за минусом сумм налогов), работодатель может только по итогам месяца. Соответственно, исчисление и удержание по исполнительным листам необходимо производить только при окончательном расчете с сотрудником (если, конечно, иное прямо не предусмотрено самим исполнительным документом).

Но при этом расчет производится исходя из всей суммы заработной платы, включая авансы (письмо Роструда от 28.12.06 № 2261-6-1).В то же время на практике бывают ситуации, когда размер удержаний таков, что зарплаты, выплачиваемой при окончательном расчете, может оказаться недостаточно для полного удержания по всем исполнительным документам.

Полагаем, что в таком случае допустимо удерживать часть сумм и при выплате зарплаты за первую половину месяца. В этом случае удерживаемую из «аванса» сумму надо определять без учета НДФЛ (т.е. от подлежащей выплате суммы) с последующей корректировкой по итогам месяца уже с учетом НДФЛ.

Бухгалтерия
Рассчитать аванс и зарплату с учетом всех актуальных на сегодня показателей

Можно использовать и другой подход, а именно — выплачивать аванс исходя из той суммы, которую сотрудник должен получить «на руки» после всех удержаний. Для этого определяем сумму, которая должна быть выплачена сотруднику после удержаний исходя из величины зарплаты за полный месяц (то есть от полной зарплаты отнимаем НДФЛ и все допустимые удержания в пределах 50 или 70 процентов в зависимости от их вида).

И в качестве аванса выплачиваем сотруднику некий процент (к примеру, половину) именно от этой, «очищенной» от НДФЛ и удержаний, суммы. В таком случае суммы, причитающейся к выплате при окончательном расчете, всегда будет достаточно для осуществления всех удержаний.

Удержания по исполнительным листам и бухучет

Необходимо не только правильно рассчитать и произвести денежные удержания, но и корректно провести их при финучете. В бухгалтерии для этой цели предназначена кредитная статья счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Если организация обширна, и такие отчисления нужно производить часто, то целесообразно открытие субсчета специально для учета таких удержаний. В таком случае, такой субсчет надо зарегистрировать в рабочем плане бухгалтерских счетов (п. 4 ПБУ 1/2008, утвержденный приказом Министерства финансов РФ от 06 октября 2008 г. № 106н). Бухгалтерская проводка будет иметь следующий вид:

  • дебет 70, кредит 76, субсчет «Удержания по исп. листам»: удержание из з/п сотрудника на основании исполнительного документа (название);
  • дебет 76, кредит 50 (51), субсчет «Удержания по исп. листам»: удержанные финансовые средства направлены взыскателю.

Дополнительные расходы, предназначенные на доставку средств по адресу (комиссия банка за перевод, почтовый сбор и т.п.), взыскиваются с должника, и бухгалтеру также нужно их корректно списать. Можно для этого также открыть отдельный субсчет.

Работник может дать согласие на добровольное списание этой суммы либо внести ее наличными в кассу. Если согласия не получено, эти средства будут взысканы принудительно – в организации просто добавится еще один исполнительный лист. Проводка:

  • дебет 70, кредит 76, субсчет «Дополнительные расходы по исполнительным листам»: удержание из з/п сотрудника расходов, связанных с удержанием на основании исполнительного документа (название);
  • при добровольном внесении средств сотрудником – дебет 50(51), кредит 73, субсчет «Дополнительные расходы по исполнительным листам»: внесена сумма, возмещающая расходы работодателя на выплату средств по исполнительному листу (название).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.