в 1923 году было основано первое в стране Добровольное спортивное общество и история гражданской авиации в россии

Фактически же, развитие гражданской авиации в СССР началось раньше даты её официального создания.

Рекламно-агитационный плакат 1923 года

Развитие органов управления гражданской авиации

В декабре 1922 года в составе Главвоздухфлота была образована Инспекция гражданского воздушного флота.

В марте 1923 года воздушный транспорт получил новый толчок к развитию — была создана массовая добровольная общественная организация «Общество друзей воздушного флота», преобразованная в 1925 году в «Авиахим», а в 1927 в «Осоавиахим», которое позднее, в 1951 году, было преобразовано в ДОСААФ.

В феврале 1930 года была образована Главная инспекция гражданского воздушного флота при Народном комиссариате по военным и морским делам; Совет по гражданской авиации, созданный несколькими годами ранее, был упразднён. В октябре того же года было образовано Всесоюзное объединение гражданского воздушного флота (ВОГВФ), подчинявшееся Совету труда и обороны.

С начала 1930-х годов началось масштабное производство пассажирских самолетов: парк гражданской авиации пополнили самолеты К-5 (их было изготовлено больше, чем других в этом классе, — свыше 260), ПС-9, АИР-6, ХАИ-1, «Сталь-2» и «Сталь-3», ПС-35, ПС-84 (Ли-2), ряд гражданских модификаций военных самолетов.

В 1932 году, на основании постановления Совета народных комиссаров № 209 от 25 февраля, вместо ВОГВФ было образовано Главное управление гражданского воздушного флота при СНК СССР (сокращённо ГУГВФ или Аэрофлот).

В 1964 году вместо ГУГВФ было образовано Министерство гражданской авиации СССР. После распада СССР вместо него был образован Департамент воздушного транспорта Министерства транспорта РФ, в 1996 году ему на смену пришла Федеральная авиационная служба, которая также несколько раз переименовывалась. В 1999 году она была реорганизована в Федеральную службу воздушного транспорта, в 2000-м в Государственную службу гражданской авиации Министерства транспорта. С 2004 года государственный надзор в области авиации осуществляют Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация), Департамент государственной политики в области гражданской авиации Минтранса РФ и Ространснадзор.

Развитие пассажирского авиационного транспорта

Почтовая марка 2023 год. Совместный выпуск Администраций связи стран – членов РСС. История авиации. 100 лет отечественной гражданской авиации России

Участие в международных организациях

В 1936 году СССР вошёл в число членов Международной авиационной федерации (FAI).

Авиакомпании в СССР и современной России

Авиакомпания Utair основана 28 октября 1991 года.

Авиакомпания S7 Airlines была основана 6 мая 1992 года.

Авиакомпания «Уральские авиалинии» была основана в 1993 году.

Авиакомпания AzurAir, крупнейший российский чартерный перевозчик, была основана в 2014 году.

История аэродромов и аэропортов гражданской авиации в России

К началу 1990-х годов на территории России было 1450 действующих аэропортов. По данным на 2021 год, в России действует 241 аэропорт гражданской авиации.

Московский авиационный узел

Вторым открылся международный аэропорт Внуково, это произошло в 1941 году. На данный момент он является старейшим из ныне действующих московских аэропортов.

В 1960 году был открыт международный аэропорт Шереметьево, а спустя три года, в 1964 году, в эксплуатацию был введён третий из ныне действующих аэропортов Московского авиационного узла — Домодедово.

В дальнейшем самостоятельные органы ВСФК были созданы при ВЦИК, ЦИК УССР, БССР, ЗСФСР и Средней Азии. 1936 ВСФК при ЦИК СССР был преобразован во Всесоюзный комитет по делам физической культуры и спорта при СНК СССР (с 1954 — Комитет по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР).

Первые чемпионаты РСФСР состоялись уже в начале 1920-х годов. Так, в 1921 году состоялся чемпионат по плаванию, в 1922 – по футболу. В 1923 году было проведён Всесоюзный праздник физкультуры, а в 1928 — первая Всесоюзная спартакиада — всенародный смотр достижений советского физкультурного движения. Тогда в массовых стартах приняли участие 3,5 млн. чел., в финале в Москве — 7,2 тыс. чел., в спартакиаде участвовали 600 зарубежных спортсменов из 13 стран.

В 1918 организованы первые физкультурно-спортивные ячейки и кружки Всевобуча, комсомольские общества “Муравей” (Москва), “Спартак” (Петроград), “Красный молодняк” (Минск) и др., в 1923 — первое всесоюзное физкультурно-спортивное общество “Динамо”, в 1935 — добровольное спортивное общество (ДСО) “Спартак”, в 1936 — свыше 60 ДСО профсоюзов

С первых лет Советской власти государственные и физкультурно-спортивные организации при активном участии профсоюзов и комсомола осуществляют программу массового развития физической культуры и спорта во всех районах страны. Уже в 20-е гг. повсеместно проводились легкоатлетические кроссы, велогонки, лыжные и другие массовые соревнования. В мае 1920 Всевобуч провёл во многих городах День спорта. В начале 20-х гг. состоялись первые чемпионаты РСФСР (по плаванию, 1921; футболу, 1922), Всесоюзный праздник физкультуры (1923), в 1928 — первая Всесоюзная спартакиада — всенародный смотр достижений советского физкультурного движения (в массовых стартах — 3,5 млн. чел., в финале в Москве — 7,2 тыс. чел., 600 зарубежных спортсменов из 13 стран).

Большое внимание спортивной подготовке уделял ОСОАВИАХИМ. В 1931 г. этой организацией был введен обязательный всесоюзный спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (комплекс ГТО), дополненный потом комплексом «Будь готов к труду и обороне» (БГТО). Уже к весне 1935 г. около 1,2 млн человек сдали нормы ГТО.

1934 год положил начало массовым велопробегам. Такие велопробеги имели двойную цель – чисто спортивную и испытание отечественных велосипедов. Пробеги проводились на длинные дистанции: Комсомольск — Москва — 9500 км; Одесса — Владивосток — 14 817 км; Ашхабад — Москва — 4000 км; вдоль границ СССР — 30 872 км; Хабаровск — Москва — 9174 км; Сопка Заозерная — Западная граница— 11 300 км.

Знаменосцы сводного отряда пловцов на физкультурном параде. 1930


В 1923 ГОДУ БЫЛО ОСНОВАНО ПЕРВОЕ В СТРАНЕ ДОБРОВОЛЬНОЕ СПОРТИВНОЕ ОБЩЕСТВО И ИСТОРИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ В РОССИИ

Москва. Стадион «Динамо». 1930-е. Фото Э. Евзерихина


В 1923 ГОДУ БЫЛО ОСНОВАНО ПЕРВОЕ В СТРАНЕ ДОБРОВОЛЬНОЕ СПОРТИВНОЕ ОБЩЕСТВО И ИСТОРИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ В РОССИИ

Женщины-милиционеры выполняют гимнастические упражнения


В 1923 ГОДУ БЫЛО ОСНОВАНО ПЕРВОЕ В СТРАНЕ ДОБРОВОЛЬНОЕ СПОРТИВНОЕ ОБЩЕСТВО И ИСТОРИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ В РОССИИ

Москва. Ц ПКиО им. М. Горького. Теннисисты. 1930-е. Фото Э. Евзерихина


В 1923 ГОДУ БЫЛО ОСНОВАНО ПЕРВОЕ В СТРАНЕ ДОБРОВОЛЬНОЕ СПОРТИВНОЕ ОБЩЕСТВО И ИСТОРИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ В РОССИИ

Ленинград, тридцатые. На занятиях по физподготовке в Высшем Военно-Морском училище им. Фрунзе.


В 1923 ГОДУ БЫЛО ОСНОВАНО ПЕРВОЕ В СТРАНЕ ДОБРОВОЛЬНОЕ СПОРТИВНОЕ ОБЩЕСТВО И ИСТОРИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ В РОССИИ

Ленинград, 1933. Колонны физкультурников Союза транспортного машиностроения. Фото В. Федосеева.


В 1923 ГОДУ БЫЛО ОСНОВАНО ПЕРВОЕ В СТРАНЕ ДОБРОВОЛЬНОЕ СПОРТИВНОЕ ОБЩЕСТВО И ИСТОРИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ В РОССИИ

Ленинград, 1933. Колонны физкультурников на площади Урицкого (Дворцовая пл.)


В 1923 ГОДУ БЫЛО ОСНОВАНО ПЕРВОЕ В СТРАНЕ ДОБРОВОЛЬНОЕ СПОРТИВНОЕ ОБЩЕСТВО И ИСТОРИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ В РОССИИ

Физкультурники. 1933. Фото И. Шагина


В 1923 ГОДУ БЫЛО ОСНОВАНО ПЕРВОЕ В СТРАНЕ ДОБРОВОЛЬНОЕ СПОРТИВНОЕ ОБЩЕСТВО И ИСТОРИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ В РОССИИ

Молодость. 1937. Фото Б. Игнатовича.


В 1923 ГОДУ БЫЛО ОСНОВАНО ПЕРВОЕ В СТРАНЕ ДОБРОВОЛЬНОЕ СПОРТИВНОЕ ОБЩЕСТВО И ИСТОРИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ В РОССИИ

На лодочной станции. 1937. Фото Б. Игнатовича


В 1923 ГОДУ БЫЛО ОСНОВАНО ПЕРВОЕ В СТРАНЕ ДОБРОВОЛЬНОЕ СПОРТИВНОЕ ОБЩЕСТВО И ИСТОРИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ В РОССИИ

Москва. Колонна спортсменов. 1937. Фото И. Шагина.


В 1923 ГОДУ БЫЛО ОСНОВАНО ПЕРВОЕ В СТРАНЕ ДОБРОВОЛЬНОЕ СПОРТИВНОЕ ОБЩЕСТВО И ИСТОРИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ В РОССИИ

Москва. Физкультпарад. 1938. Фото Э. Евзерихина


В 1923 ГОДУ БЫЛО ОСНОВАНО ПЕРВОЕ В СТРАНЕ ДОБРОВОЛЬНОЕ СПОРТИВНОЕ ОБЩЕСТВО И ИСТОРИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ В РОССИИ

В 1923 ГОДУ БЫЛО ОСНОВАНО ПЕРВОЕ В СТРАНЕ ДОБРОВОЛЬНОЕ СПОРТИВНОЕ ОБЩЕСТВО И ИСТОРИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ В РОССИИ

В 1923 ГОДУ БЫЛО ОСНОВАНО ПЕРВОЕ В СТРАНЕ ДОБРОВОЛЬНОЕ СПОРТИВНОЕ ОБЩЕСТВО И ИСТОРИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ В РОССИИ

В 1923 ГОДУ БЫЛО ОСНОВАНО ПЕРВОЕ В СТРАНЕ ДОБРОВОЛЬНОЕ СПОРТИВНОЕ ОБЩЕСТВО И ИСТОРИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ В РОССИИ

Москва. В парке. 1938. Фото Э. Евзерихина


В 1923 ГОДУ БЫЛО ОСНОВАНО ПЕРВОЕ В СТРАНЕ ДОБРОВОЛЬНОЕ СПОРТИВНОЕ ОБЩЕСТВО И ИСТОРИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ В РОССИИ

Москва. Северный речной порт. 1938. Фото Э. Евзерихина


В 1923 ГОДУ БЫЛО ОСНОВАНО ПЕРВОЕ В СТРАНЕ ДОБРОВОЛЬНОЕ СПОРТИВНОЕ ОБЩЕСТВО И ИСТОРИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ В РОССИИ

В 1923 ГОДУ БЫЛО ОСНОВАНО ПЕРВОЕ В СТРАНЕ ДОБРОВОЛЬНОЕ СПОРТИВНОЕ ОБЩЕСТВО И ИСТОРИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ В РОССИИ

В 1923 ГОДУ БЫЛО ОСНОВАНО ПЕРВОЕ В СТРАНЕ ДОБРОВОЛЬНОЕ СПОРТИВНОЕ ОБЩЕСТВО И ИСТОРИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ В РОССИИ

В 1923 ГОДУ БЫЛО ОСНОВАНО ПЕРВОЕ В СТРАНЕ ДОБРОВОЛЬНОЕ СПОРТИВНОЕ ОБЩЕСТВО И ИСТОРИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ В РОССИИ

В 1923 ГОДУ БЫЛО ОСНОВАНО ПЕРВОЕ В СТРАНЕ ДОБРОВОЛЬНОЕ СПОРТИВНОЕ ОБЩЕСТВО И ИСТОРИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ В РОССИИ

У этого термина существуют и другие значения, см. Сокол (значения).

План окрестностей посёлка «Сокол» с OpenStreetMap

Посёлок занимает квартал в районе пересечения улицы Алабяна и Волоколамского шоссе. Жилые дома посёлка расположены в границах улиц Алабяна, Левитана, Кипренского, Врубеля и Малого Песчаного переулка.

Проектирование и строительство

Улица Сурикова в середине 1920-х

В проектировании посёлка участвовали Н. В. Марковников, братья Веснины, И. И. Кондаков и другие архитекторы. При планировке улиц применялись нестандартные пространственные решения. Дома посёлка строились по индивидуальным проектам. В основном строительство посёлка было завершено к началу 1930-х годов. Всего было построено 114 домов со всеми удобствами.

Посёлок в 1930-х годах

Дом 4 по ул. Левитана после падения самолёта.

Посёлок во время войны

Возложение цветов к памятнику соколянам, погибшим в войне

Посёлок в 1940-х — 1970-х годах

Дом «Инь-Ян» (архитектор Владислав Платонов)

Проекты дома для одной семьи (арх. Н. Марковников)

Первоначально планировалось застроить посёлок «Сокол» тремя типами коттеджей: бревенчатыми, каркасно-засыпными и кирпичными. Позднее каждый из типов домов многократно варьировался. Согласно замыслам архитекторов, использовались различные конструкции и материалы. Поскольку «Сокол» являлся первенцем советской жилищно-строительной кооперации, он стал своего рода базой для испытания архитектурных решений.


В 1923 ГОДУ БЫЛО ОСНОВАНО ПЕРВОЕ В СТРАНЕ ДОБРОВОЛЬНОЕ СПОРТИВНОЕ ОБЩЕСТВО И ИСТОРИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ В РОССИИ

Здание территориальной общины и музея

Музей посёлка «Сокол» был открыт в 1998 году. Он находился в здании территориальной общины по адресу: улица Шишкина, дом 1. В музее имелись множество старых фотографий, рассказы о жителях посёлка, а также обломок самолёта АНТ-20 «Максим Горький». По данным на 2023 год, музей не действует.

Физкультура и спорт в СССР 1920-1930-х годов

February 23rd, 2017

Оригинал взят у в Физкультура и спорт в СССР 1920-1930-х годов Массовый интерес к спорту возник во всём мире в конце 19-начале 20 века. После Октябрьской революции 1917 спорт, как и другие сферы государственной жизни, получил централизованное управление. Спортивной подготовкой трудящихся в 1918 стало руководить Главное управление Всевобуча, при котором в 1920 учрежден Высший совет физической культуры (ВСФК). В дальнейшем самостоятельные органы ВСФК были созданы при ВЦИК, ЦИК УССР, БССР, ЗСФСР и Средней Азии. 1936 ВСФК при ЦИК СССР был преобразован во Всесоюзный комитет по делам физической культуры и спорта при СНК СССР (с 1954 — Комитет по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР). Первые чемпионаты РСФСР состоялись уже в начале 1920-х годов. Так, в 1921 году состоялся чемпионат по плаванию, в 1922 – по футболу. В 1923 году было проведён Всесоюзный праздник физкультуры, а в 1928 — первая Всесоюзная спартакиада — всенародный смотр достижений советского физкультурного движения. Тогда в массовых стартах приняли участие 3,5 млн. чел., в финале в Москве — 7,2 тыс. чел., в спартакиаде участвовали 600 зарубежных спортсменов из 13 стран. В 1918 организованы первые физкультурно-спортивные ячейки и кружки Всевобуча, комсомольские общества “Муравей” (Москва), “Спартак” (Петроград), “Красный молодняк” (Минск) и др., в 1923 — первое всесоюзное физкультурно-спортивное общество “Динамо”, в 1935 — добровольное спортивное общество (ДСО) “Спартак”, в 1936 — свыше 60 ДСО профсоюзовС первых лет Советской власти государственные и физкультурно-спортивные организации при активном участии профсоюзов и комсомола осуществляют программу массового развития физической культуры и спорта во всех районах страны. Уже в 20-е гг. повсеместно проводились легкоатлетические кроссы, велогонки, лыжные и другие массовые соревнования. В мае 1920 Всевобуч провёл во многих городах День спорта. В начале 20-х гг. состоялись первые чемпионаты РСФСР (по плаванию, 1921; футболу, 1922), Всесоюзный праздник физкультуры (1923), в 1928 — первая Всесоюзная спартакиада — всенародный смотр достижений советского физкультурного движения (в массовых стартах — 3,5 млн. чел., в финале в Москве — 7,2 тыс. чел., 600 зарубежных спортсменов из 13 стран). Большое внимание спортивной подготовке уделял ОСОАВИАХИМ. В 1931 г. этой организацией был введен обязательный всесоюзный спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (комплекс ГТО), дополненный потом комплексом «Будь готов к труду и обороне» (БГТО). Уже к весне 1935 г. около 1,2 млн человек сдали нормы ГТО.1934 год положил начало массовым велопробегам. Такие велопробеги имели двойную цель – чисто спортивную и испытание отечественных велосипедов. Пробеги проводились на длинные дистанции: Комсомольск — Москва — 9500 км; Одесса — Владивосток — 14 817 км; Ашхабад — Москва — 4000 км; вдоль границ СССР — 30 872 км; Хабаровск — Москва — 9174 км; Сопка Заозерная — Западная граница— 11 300 км. Знаменосцы сводного отряда пловцов на физкультурном параде. 1930Москва. Стадион «Динамо». 1930-е. Фото Э. ЕвзерихинаЖенщины-милиционеры выполняют гимнастические упражненияМосква. Ц ПКиО им. М. Горького. Теннисисты. 1930-е. Фото Э. ЕвзерихинаЛенинград, тридцатые. На занятиях по физподготовке в Высшем Военно-Морском училище им. Фрунзе. Ленинград, 1933. Колонны физкультурников Союза транспортного машиностроения. Фото В. Федосеева. Ленинград, 1933. Колонны физкультурников на площади Урицкого (Дворцовая пл.)Физкультурники. 1933. Фото И. ШагинаМолодость. 1937. Фото Б. Игнатовича. На лодочной станции. 1937. Фото Б. ИгнатовичаМосква. Колонна спортсменов. 1937. Фото И. Шагина. Москва. Физкультпарад. 1938. Фото Э. ЕвзерихинаМосква. В парке. 1938. Фото Э. ЕвзерихинаМосква. Северный речной порт. 1938. Фото Э. ЕвзерихинаМосква. Парад на Красной площади. 1939. Фото Э. ЕвзерихинаФизкультура и спорт в СССР 1920-1930-х годов


В 1923 ГОДУ БЫЛО ОСНОВАНО ПЕРВОЕ В СТРАНЕ ДОБРОВОЛЬНОЕ СПОРТИВНОЕ ОБЩЕСТВО И ИСТОРИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ В РОССИИ

В 1923 ГОДУ БЫЛО ОСНОВАНО ПЕРВОЕ В СТРАНЕ ДОБРОВОЛЬНОЕ СПОРТИВНОЕ ОБЩЕСТВО И ИСТОРИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ В РОССИИ

В 1923 ГОДУ БЫЛО ОСНОВАНО ПЕРВОЕ В СТРАНЕ ДОБРОВОЛЬНОЕ СПОРТИВНОЕ ОБЩЕСТВО И ИСТОРИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ В РОССИИ

В 1923 ГОДУ БЫЛО ОСНОВАНО ПЕРВОЕ В СТРАНЕ ДОБРОВОЛЬНОЕ СПОРТИВНОЕ ОБЩЕСТВО И ИСТОРИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ В РОССИИ

В 1923 ГОДУ БЫЛО ОСНОВАНО ПЕРВОЕ В СТРАНЕ ДОБРОВОЛЬНОЕ СПОРТИВНОЕ ОБЩЕСТВО И ИСТОРИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ В РОССИИ

В 1923 ГОДУ БЫЛО ОСНОВАНО ПЕРВОЕ В СТРАНЕ ДОБРОВОЛЬНОЕ СПОРТИВНОЕ ОБЩЕСТВО И ИСТОРИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ В РОССИИ

В 1923 ГОДУ БЫЛО ОСНОВАНО ПЕРВОЕ В СТРАНЕ ДОБРОВОЛЬНОЕ СПОРТИВНОЕ ОБЩЕСТВО И ИСТОРИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ В РОССИИ

В 1923 ГОДУ БЫЛО ОСНОВАНО ПЕРВОЕ В СТРАНЕ ДОБРОВОЛЬНОЕ СПОРТИВНОЕ ОБЩЕСТВО И ИСТОРИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ В РОССИИ

В 1923 ГОДУ БЫЛО ОСНОВАНО ПЕРВОЕ В СТРАНЕ ДОБРОВОЛЬНОЕ СПОРТИВНОЕ ОБЩЕСТВО И ИСТОРИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ В РОССИИ

В 1923 ГОДУ БЫЛО ОСНОВАНО ПЕРВОЕ В СТРАНЕ ДОБРОВОЛЬНОЕ СПОРТИВНОЕ ОБЩЕСТВО И ИСТОРИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ В РОССИИ

В 1923 ГОДУ БЫЛО ОСНОВАНО ПЕРВОЕ В СТРАНЕ ДОБРОВОЛЬНОЕ СПОРТИВНОЕ ОБЩЕСТВО И ИСТОРИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ В РОССИИ

В 1923 ГОДУ БЫЛО ОСНОВАНО ПЕРВОЕ В СТРАНЕ ДОБРОВОЛЬНОЕ СПОРТИВНОЕ ОБЩЕСТВО И ИСТОРИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ В РОССИИ

В 1923 ГОДУ БЫЛО ОСНОВАНО ПЕРВОЕ В СТРАНЕ ДОБРОВОЛЬНОЕ СПОРТИВНОЕ ОБЩЕСТВО И ИСТОРИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ В РОССИИ

В 1923 ГОДУ БЫЛО ОСНОВАНО ПЕРВОЕ В СТРАНЕ ДОБРОВОЛЬНОЕ СПОРТИВНОЕ ОБЩЕСТВО И ИСТОРИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ В РОССИИ

В 1923 ГОДУ БЫЛО ОСНОВАНО ПЕРВОЕ В СТРАНЕ ДОБРОВОЛЬНОЕ СПОРТИВНОЕ ОБЩЕСТВО И ИСТОРИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ В РОССИИ

В 1923 ГОДУ БЫЛО ОСНОВАНО ПЕРВОЕ В СТРАНЕ ДОБРОВОЛЬНОЕ СПОРТИВНОЕ ОБЩЕСТВО И ИСТОРИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ В РОССИИ

В 1923 ГОДУ БЫЛО ОСНОВАНО ПЕРВОЕ В СТРАНЕ ДОБРОВОЛЬНОЕ СПОРТИВНОЕ ОБЩЕСТВО И ИСТОРИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ В РОССИИ

В 1923 ГОДУ БЫЛО ОСНОВАНО ПЕРВОЕ В СТРАНЕ ДОБРОВОЛЬНОЕ СПОРТИВНОЕ ОБЩЕСТВО И ИСТОРИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ В РОССИИ

В 1923 ГОДУ БЫЛО ОСНОВАНО ПЕРВОЕ В СТРАНЕ ДОБРОВОЛЬНОЕ СПОРТИВНОЕ ОБЩЕСТВО И ИСТОРИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ В РОССИИ

В 1923 ГОДУ БЫЛО ОСНОВАНО ПЕРВОЕ В СТРАНЕ ДОБРОВОЛЬНОЕ СПОРТИВНОЕ ОБЩЕСТВО И ИСТОРИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ В РОССИИ

Мустафа Кемаль Ататюрк во время его президентства

Реформы Ататюрка положили начало конституционным изменениям. Так, в 1924 году была принята новая Турецкая конституция которая заменила уже устаревшую, промежуточную конституцию 1921 года и была написана в соответствии с европейскими нормами того времени. В продолжение принятия конституции были проведены реформы управления и образования, а также окончательно создано светское общество в Турецкой республике.

С турецкого языка Atatürk Devrimleri переводится буквально как «Революции Ататюрка». Эта серия реформ была настолько радикальна, что часто встречала непонимание и сопротивление общества, воплощалась в основном благодаря однопартийной власти кемалистов, а также благодаря хорошему военному контролю в стране.

До того как официально была провозглашена Турецкая республика, Османская империя формально продолжала существовать с её культурным наследием, религиозностью и султанатом. Официально султанат был упразднён правительством Анкары, но традиции и культурное наследие все ещё жило среди людей. Лишь горстка реформаторов активно отказывалась от старых традиций ради построения нового государства и общества. Турецкая республика (тур. ) была официально провозглашена 29 октября 1923 Великим турецким национальным собранием.

Реформы политической системы Турции шли по частям. Последний этап реформ прошёл в 1935 году, когда религия была отделена от государства, государство стало светским и демократическим, окончательно провозглашалась республика, а также суверенитет Турции над всеми территориями, которые страна контролирует и по сей день. Ислам перестал быть государственной религией Турции. Учреждался однопалатный парламент (меджлис). Конституция провозглашала принципы национализма, утверждая напрямую, что национализм «материально и духовно присутствует в республике». Базовыми принципами конституции стали лаицизм, социальное равенство, равенство всех граждан перед законом и неделимость Турецкой республики и турецкого народа. Турецкая республика объявлялась унитарным национальным государством, базирующимся на принципах светской демократии. Власть впервые официально была разделена на законодательную, исполнительную и судебную в рамках Турции. При этом разделение между исполнительной и судебной властью было очень жёстким, а между исполнительной и законодательной нечёткой.

Тем не менее, несмотря на декларацию приверженности правам человека, принципам республики и плюрализма, по сути в стране сформировалась достаточно устойчивая диктатура Мустафы Кемаля, а после его смерти — его преемников Исмета Инёню и Сараджоглу. Впрочем, диктатура Ататюрка активно использовалась для насаждения реформ в консервативном турецком обществе, а не для обогащения самого диктатора. Только благодаря долгой однопартийной системе и прочной власти кемалистов Турция совершила быстрый рывок и преодолела целый ряд проблем, которые были её османским наследием.

Упразднение Османского султаната (1922), халифата (1924) и османских миллетов

После турецкой войны за независимость были открыты переговоры о мире. В конце октября 1922 года великий визирь Тевфик Паша предлагает в качестве делегата султана. Это предложение вызвало возмущение в турецком обществе, так как кемалисты отстояли независимость страны, а султан был виновен в поражении.

Мустафа Кемаль решил убить одним ударом двух зайцев — заявить свою делегацию на переговоры, а также полностью ликвидировать институт султаната. Чтобы сделать это, он созвал ВНСТ 30 октября того же года.

Заседания комиссии по вопросу султаната проводилось по 1 ноября. Комиссия возглавлялась юристами, но её члены в свою очередь в своих суждения основывались на Коране, священных книгах и богословских текстах, как делали их предки начиная с двенадцатого века. После долгих дебатов Мустафа Кемаль сказал следующее:

Именно упразднение султаната позволило турецкому национализму открыто говорить о единстве турецкого народа и законности своей власти

В речи, которую Кемаль произнёс в ходе заседания ВНСТ 1 ноября 1920 года, он, сделав экскурс в историю халифата и оттоманской династии, в частности, сказал:

Председатель и члены комиссии принимали законопроект в страхе за свою жизнь и должности, поэтому особых препятствий при принятии не возникло. После принятия закона Ататюрк сказал следующее:

В Османской империи люди, принадлежавшие к тому и иному миллету, обладали ограниченной самостоятельностью, выбирали своего предводителя, сами собирали налоги и жили в соответствии с собственными устоями и традициями. Мустафа Кемаль отменил данную систему, миллеты в обществе перестали признаваться и подчинялись единой законодательной базе.

Упразднение халифата было скорее политической, нежели практической целью. При рассмотрении вопроса о халифате, Кемаля воспринимают как главного религиозного врага и исламофоба. Настроения в обществе были таковы, что отмена Халифата не была бы поддержана не только другими депутатами, но даже и большинством сторонников Кемаля. Однако тут неожиданно в стамбульской газете были опубликованы официальные письмо мусульманских лидеров Индии, Ага Хана и Амира Али. В этом письме два князя просили Ататюрка уважать халифа и остановить вторжение гражданского правительства в религиозную власть. Кемаль немедля объявил халифа английским шпионом и это мнение было поддержано в обществе. Оппозицию же он пригрозил судить по статье, запрещавшей проявление симпатий к старому режиму, а редакторов газет, подготовивших провокацию отправили на каторгу.

Упразднение халифата сопровождалось устранением множества религиозных коммун. Большинство из них просто не смогло приспособиться к новым экономическим реалиям и эмигрировало, часть — разорилась. Религиозные общества были лишены всяческой поддержки со стороны спонсировавших их организаций — школ, больниц и др.

Несмотря на антирелигиозную кампанию, исламский мир не предал Кемаля анафеме, так как тот вмешивался в дела турецких мусульман, к которым арабы издавна испытывали неприязнь.

В рамках первого национального собрания по отношению к Кемалю начинает формироваться сильная оппозиция. Возглавляют её различные лидеры, такие как Рауф, Казим Карабекир, Рефат паша, Али Фуад, Найреддин и Ариф. Для установления более сильного контроля над собранием Мустафа Кемаль решил провести новые выборы (сентябрь 1923).

29 октября 1923 года была провозглашена республика с Кемалем в качестве её президента. 20 апреля 1924 года была принята вторая конституция Турецкой республики, действовавшая до 1961 года. 30 ноября того же года, Исмет Инёню сформировал первое правительство. Турецкая республика начала строиться на следующих принципах: «суверенитет принадлежит без ограничений или условий для нации» и «Мир в стране, мир во всём мире»

В ходе создания республики Ататюрк сказал:

Нам необходимо радикально изменить систему. Поэтому я решил, что Турция будет авторитарной республикой, управляемой президентом, который имеет в руках всю исполнительную власть и часть законодательной власти также. Форма правления турецкого государства является республикой. Она находится в ведении Великого Национального Собрания, который управляем различными ведомствами кабинетом министров и выбирает из своих членов Президента Республики. Список членов правительства должны быть представлены Президенту Республики для утверждения Ассамблеей

Ататюрк дважды, 24 апреля 1920 года и 13 августа 1923 года, избирался на пост спикера ВНСТ. Этот пост совмещал в себе посты глав государства и правительства. 29 октября 1923 года была провозглашена республика Турция, и Ататюрк был избран первым её президентом. В соответствии с конституцией, выборы президента страны проводились раз в четыре года, и Великое Национальное Собрание Турции избирало Ататюрка на этот пост в 1927, 1931 и 1935 годах. В соответствии с Законом о фамилиях, 24 ноября 1934 года турецкий парламент присвоил ему фамилию «Ататюрк» («отец турок» или «великий турок», сами турки предпочитают второй вариант перевода).

Двухпалатная система Османской империи состоявшая из двух палат собрания, верхней палаты визирей и нижней палаты представителей полностью упразднялась. Впрочем, существовала на тот момент она только на бумаге и не действовала с момента захвата Стамбула силами Антанты. Учреждались официально должности президента и премьер-министра, а также однопалатный парламент. Первые выборы парламента прошли по пропорциональной системе.

Перед выборами группы депутатов предприняли попытки провокаций против Кемаля. Сначала была инициирована попытка запрещения избрания депутатами людям, родившимся вне границ современной Турции, а затем попытка запретить баллотироваться тем, кто не прожил 5 лет в своем округе. И хотя эти законы приняты не были, Кемаль не получил серьёзной поддержки на выборах, единственным способом для него, вернуться к власти был вариант вхождения в коалицию, но ни с одной из сторон Кемаль переговоры не вёл и предпочёл отказаться от депутатского мандата. После выборов делегация депутатов потребовала от Кемаля подать в отставку с поста президента Национального Собрания. По их словам должности председателя парламента и президента политической партии несовместимы. Мустафа Кемаль сказал им:

Я ничего не понимаю из того что вы говорите. Вы говорите о различных фракциях в Ассамблее? Так в государстве должна быть только одна фракция. Для принятия решений, которые принимаем сейчас мы, устройство государства имеет важное значение. Там не должно быть никаких соперничающих партий или идеологий. Для меня — дело чести остаться председателем Ассамблеи и лидером единственной партии, чьё существование я признаю — Народно-республиканской. На мой взгляд, все другие партии не существуют.

В связи с этим Республиканская народная партия, оставалась единственной партией в парламенте до 1945 года, поэтому система была лишь формально многопартийной. Лишь в 1950 году Демократическая партия стала лидером парламента, по сути изменив политическую систему. В течение 1930 года некоторое время существовало несколько небольших партий, однако все они были распущены либо запрещены.

Создание светского государства

Попытка установления всеобщего равноправия в стране натолкнулось на препятствия в виде старых османских традиций. Изменения в законодательстве были радикальными, так как Ататюрк взял за основу французскую модель светского общества. Суть европейской модели заключалась в:

Мустафа Кемаль видел в халифате связь с прошлым и исламом. Поэтому вслед за ликвидацией султаната он уничтожил и халифат. Кемалисты открыто выступили против исламской ортодоксии, расчищая путь для превращения страны в светское государство. Почва для преобразований кемалистов была подготовлена и распространением передовых для Турции философских и социальных идей Европы, и все более широким нарушением религиозных обрядов и запретов. Офицеры — младотурки считали делом чести пить коньяк и закусывать его ветчиной, что выглядело страшным грехом в глазах ревнителей мусульманства.

Ещё первые османские реформы ограничили могущество улемов и отняли у них часть влияния в области права и образования. Но богословы сохраняли огромную власть и авторитет. После уничтожения султаната и халифата они оставались единственным институтом старого режима, который сопротивлялся кемалистам.

Кемаль властью президента республики упразднил древнюю должность шейх-уль-ислама — первого улема в государстве, министерства шариата, закрыл отдельные религиозные школы и колледжи, а позже запретил шариатские суды. Новый порядок был закреплён республиканской конституцией.

Все религиозные учреждения стали обязательной частью государственного аппарата. Департамент религиозных учреждений занимался мечетями, монастырями, назначением и смещением имамов, муэдзинов, проповедников, наблюдением за муфтиями. Коран перевели на турецкий язык, что на тот момент было страшным грехом. Призыв на молитвы стал звучать на турецком языке, хотя попытка отказаться от арабского на молитвах так и не удалась, так как в Коране важно не только содержание, но и мистическое звучание непонятных арабских слов. Выходным днем кемалисты объявили воскресенье, а не пятницу, мечеть Айя-София в Стамбуле превратилась в музей. В быстро росшей столице Анкаре практически не строили культовых сооружений. По всей стране власти были против открытия новых мечетей и сдержанно приветствовали закрытие старых.
Турецкое министерство просвещения взяло под свой контроль все религиозные школы. Медресе, существовавшее при мечети Сулеймание в Стамбуле, которое готовило улемов высшего ранга, было передано богословскому факультету Стамбульского университета. В 1933 году на базе этого факультета был открыт Институт исламских исследований.

Однако сопротивление лаицизму — светским реформам — оказалось сильнее, чем ожидали. Когда в 1925 году началось курдское восстание, его возглавил один из дервишеских шейхов, призывавших свергнуть «безбожную республику» и восстановить халифат.

В средние века дервиши зачастую выступали в качестве руководителей и вдохновителей религиозно-социальных восстаний. В другие времена они проникали в аппарат правительства и оказывали огромное, хотя и скрытое, влияние на действия министров и султанов. Среди дервишей шло жестокое соревнование за влияние на массы и на государственный аппарат. Благодаря тесной связи с местными вариантами гильдий и цехов дервиши могли влиять на ремесленников и торговцев. В дервишеских монастырях проходили экстатические собрания с музыкой, песнями и танцами.

Когда в Турции начались реформы, стало ясно, что не богословы-улемы, а именно дервиши оказывают наибольшее сопротивление лаицизму. Борьба порой принимала жестокие формы. В 1930 году мусульманские фанатики убили молодого армейского офицера Кубилая. Его окружили, повалили на землю и медленно отпилили ему голову ржавой пилой, выкрикивая: «Аллах велик!», в то время как толпа одобрительными возгласами поддерживала их деяние.

Ведомство по религиозным делам

Ведомство было создано, для того чтобы «исполнять всю работу, касающуюся веры, поклонения и этики ислама, просвещая народные массы относительно положений ислама, а также его концепций. А также для распоряжения святыми местами» Здесь прослеживается связь реформ Кемаля с советским режимом в СССР, который также передал все священные места в управление конкретным священникам.

Данное ведомство работало также с иными религиями. И хотя формально учреждалось религиозное равноправие, а вероисповедание объявлено личным делом каждого, на деле росло число атеистов, а население страны активно переставало быть религиозным.

Газета «Таймc» в 1923 году в декабре писала с издёвкой: «Даже самые шовинистически настроенные турки признают неудобства жизни в столице, где полдюжины мерцающих электрических лампочек представляют собой общественное освещение, где в домах почти нет воды, текущей из крана, где осел или лошадь привязаны к решётке маленького домика, который служит министерством иностранных дел. Городе, где открытые сточные канавы бегут посреди улицы, где современные изящные искусства ограничены потреблением плохого ракы — анисовой водки и игрой духового оркестра, где парламент заседает в доме, не большем, чем помещение для игры в крикет».

В то же время в 1923 году Анкара уже представляла собой небольшой торговый центр с населением около 30 тысяч человек. Её позиции как центра страны укрепились впоследствии благодаря строительству железных дорог в радиальных направлениях, а после этого она стала полноценной современной столицей, избавив Стамбул от множества ненужных функций.

Законодательные реформы Мустафы Кемаля были в каком то смысле последним шагом по устранению всего, что напоминало об Османской империи. Существовавшие в империи миллеты имели немалую законодательную автономию. Каждый миллет (шариатский, католический или иудейский) навязывал свои правила в обществе, кроме того все они устанавливали по сути религиозное законодательство. Достаточно слабые реформы 1839 г. лишь формально уравняли всех людей в глазах законов. На деле Османская империя продолжала оставаться религиозной страной, а религиозные правила оставались более сильными, нежели обычные законы.

Модернизация правовой системы

Одним из важнейших шагов стал официальный запрет многожёнства и разрешение гражданских браков. В то же время влияние ислама было очень сильным, а многие реформы по сути не были продуманы. Принятие швейцарского гражданского кодекса многое изменило в семейных отношениях. Запретив полигамию, закон предоставил женщине право развода, внедрил бракоразводный процесс, уничтожил юридическое неравенство между мужчиной и женщиной. Однако новый кодекс также носил вполне определённые специфические черты. К примеру, он предоставлял женщине право потребовать у мужа развода, если тот скрыл, что он безработный. Однако условия общества, установившиеся веками традиции сдерживали применение новых брачно-семейных норм на практике. Для девушки, которая хочет выйти замуж, непременным условием считалось (и считается) девственность. Если муж обнаруживал, что его жена — не девственница, он отсылал её обратно родителям, и до конца жизни она несла позор, как и вся её семья. Иногда её убивали без жалости отец или брат и прямого наказания за это не было предусмотрено.

Кроме гражданского, страна получила новые кодексы для всех отраслей жизни. На уголовный кодекс оказали влияние законы фашистской Италии. Статьи 141—142 использовались для расправы с коммунистами и другими представителями левых партий.

Закон об авторских правах

Помимо общих законодательных реформ был также принят закон об авторских правах. При Ататюрке впервые в прессе началось обсуждение незаконного копирования тех или иных научных, информационных и образовательных материалов.

В то же время реформы кемалистов распространялись в основном на города. Лишь немного они касались деревни, где до сих пор живёт почти половина населения Турции, а во время правления Ататюрка жило подавляющее большинство.

Так называемый «экономический конгресс», созванный кемалистами в Измире в феврале 1923 года поставил задачу перехода от мануфактур и кустарного производства к крупным фабрикам и заводам, учреждения целых отраслей промышленности, сырьё для которых было в стране. В двадцатые годы правительство активно поощряло использование сельскохозяйственных машин. С этой целью был принят ряд законов, которые предусматривали поощрительные меры для крестьян, использующих сельскохозяйственную технику. Если в 1925 г. во всей Турции насчитывалось 20 тракторов, то уже в 1953-м их было 34 000. Для улучшения орошения земель было построено около 15 тысяч оросительных сооружений. Правительство также максимально помогало кооперативам, снижало железнодорожные тарифы на перевозку фруктов, инжира, зерна и т. д.

В 1924 году было учреждено Министерство пищи, земледелия и скотоводства. Министерство занялось организацией образцовых ферм, которые должны были показать туркам как можно и необходимо вести хозяйство. Одна из таких ферм даже смогла стать впоследствии рекреационной зоной.

Ага, крупные османские военачальники, а впоследствии просто офицеры османской армии издревле были крупными землевладельцами, а также владели поместьями и роскошными усадьбами. Крестьяне по сути до конца существования Османской империи были бесправными и не обладали полноценным правом владения даже небольшими отрубами земли.

Государство распределяло среди безземельных и малоземельных крестьян национализированную вакуфную собственность, государственную и земли покинувших Турцию или умерших христиан. Государство поощряло создание сельскохозяйственных кооперативов.

Земельная реформа оказалась одной из самых растянутых и шла даже после его смерти. Начатая в середине 30-х, лишь к 1945-му году она была подкреплена соответствующей законодательной базой. Однако и эти законы натолкнулись на неточные формулировки и сложности их исполнения. Согласно закону No 4753, фермеры получали право владения землёй, но закон на практике исполнялся далеко не всегда. Зачастую граждане страны просто не понимали суть реформы, а чиновники неверно интерпретировали тот или иной её пункт. Наделение крестьян землёй сильно затянулось, хотя главная цель, полное уничтожение феодального наследия, была достигнута и достаточно быстро.

Множество этих предприятий далее успешно росли и развивались, а затем были выгодно приватизированы в конце XX века.

В декабре 1925 года была принята норма стимулирования текстильной промышленности. Государственных служащих обязали носить одежду, изготовленную из тканей исключительно отечественного производства, даже если эти ткани были дороже, чем импортные. Разница в цене покрывалась бюджетами государственных учреждений и муниципалитетов.

Государственный контроль экономики

Изначально Ататюрк и его команда кемалистов активно поддерживали частную инициативу в стране. Однако установление равноправия и капиталистических норм мало что изменили в обществе, которое ещё вчера жило по законам шариата. Большая часть торговцев получив полную свободу начали вкладывать деньги в развитие торгового бизнеса или даже в примитивную спекуляцию, совершенно не стимулируя экономическое развитие. Режим офицеров и чиновников, сохранивших определённое презрение к торговцам, все с большим неудовольствием наблюдал за тем, как частные предприниматели игнорировали призывы правительства вкладывать деньги в создание промышленности.

Важным шагом была национализация всех, построенных в стране железных дорог. Ещё с времён появления первых жд. путей в Османской империи контролировали их Европейцы, турецкий контроль распространялся лишь на некоторые вокзалы в стране. 31 мая 1927 г. были основаны Турецкие железные дороги, «Türkiye Cumhuriyeti Devlet Demiryolları», сокращённо «TCDD» Уже 1 июня того же года началась реструктуризация Анатолийской и Транскавказской жд магистралей, при помощи которых было организовано первое международное сообщение, контролировавшееся Турецкой республикой. Под патронажем государства начала быстро расти и сеть внутренних железных дорог. В том же самом 1927-м году активизировалось и дорожное строительство. К 1927-му году в стране насчитывалось 13,885 км дорог без асфальтированного покрытия, и лишь 4.450 км дорог с асфальтированным покрытием, а также 94 моста. В продолжение данной политики в 1935 было создано новое государственное дорожное объединение «Sose ve Kopruler Reisligi», которое и сегодня ведёт по всей Турции дорожное строительство. К 1937 году общая протяжённость всех дорог в стране была уже 22,000 км, но большая часть их была железными дорогами.

Мировой экономический кризис больно ударил по новой кемалистской экономике. Тогда Ататюрк ещё больше убедился в жизненной необходимости государственного регулирования экономики. Эта практика получила название этатизма. Правительство серьёзно расширило государственный сектор экономики на отрасли промышленности и транспорта, а, с другой стороны, открыло рынки для иностранных инвесторов.

В 1933 г., по окончании Великой депрессии, было объявлено о проведении первой пятилетки по образцу СССР (до 1937 г. соответственно). Этот план был разработан, для того чтобы стимулировать компании, обосноваться в Анатолии и увеличивать добычу турецкого сырья. Первыми крупным турецкими компаниями стали заводы по производству сахара и цемента. В 1928 году правительство начало строить мощные электростанции, чтобы обеспечить новые производства электроэнергией. По всей стране стали строиться литейные, сталелитейные, керамические и химические заводы, налаживается производство бумаги.

Учреждение современной банковской системы

В 1924 году при поддержке Кемаля и ряда депутатов Меджлиса был учреждён Деловой банк (İş Bankası) — первый в истории Турции банк. Уже в первые годы деятельности он стал владельцем 40 % акции компании «Türk Telsiz Telefon, TAS», построил крупнейший тогда в Анкаре отель «Ankara-palas», купил и реорганизовал фабрику шерстяных тканей, предоставил кредиты нескольким анкарским торговцам, поставлявшим на экспорт тик (ткань) и шерсть.

29 октября 1923 г. были выведены из обращения старые Оттоманские лиры, введённые ещё в 1844 г. Кроме того было введено жёсткое соотношение лиры и куруша по курсу 1 лира за 100 курушей, а действовавшие ранее соотношения по количеству золота и серебра в монетах были отменены.

В 1925 г. в ходе Парижской конференции была достигнута договорённость об урегулировании долга Турецкой республики. Единоразово было уплачено 62 % долга империи, накопленного до 1912 г. и 77 % долга, накопленного после. В 1933 г. Турции удалось добиться от европейских стран уступок и оставшаяся сумма была снижена со 161.3 млн турецких лир, до 84.6 млн лир. Однако и эта, уменьшенная вдвое задолженность погашалась постепенно и окончательно была выплачена лишь в 1954 г.

Изменение налоговой системы

В рамках реформ Ататюрка была отменена система ашара, согласно которой собиралась в качестве налога десятая часть приплода домашних животных.

Переход к метрической системе мер и реформа календаря

В рамках реформ Ататюрка в 1925 г. был совершён переход от исламского летосчисления на Григорианский календарь, введена метрическая система мер, а также установлена 5-дневная рабочая неделя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *