О курсе
Школа зооволонтёра – это собранные вместе базовые знания, необходимые для грамотной помощи животным в приютах и не только. Опытные волонтёры с помощью этого курса смогут проверить и повысить свой уровень знаний. Начинающим же волонтёрам и тем, кто только собирается ими стать, курс поможет избежать опасных ошибок и с самого начала помогать животным грамотно. В Школе в данный момент открыты четыре модуля: 1. ” Краткий курс психологии кошек” рекомендован всем, кто работает с кошками или хотел бы им помогать, а также он будет интересен владельцам кошек. Лектор модуля – опытный зоопсихолог, фелинолог, практикующий консультант по поведению кошек Татьяна Куликова. 2. ” Основы кинологии” мы рекомендуем всем, кто занимается помощью собакам: опытным и потенциальным волонтёрам приютов, частным кураторам, а также владельцам собак. Лектор модуля – Ольга Орлова, кинолог с огромным опытом работы с проблемными собаками, зоопсихолог, практикующий консультант.3. Модуль “Основы ветеринарии” подготовлен совместно с ветеринарной клиникой “Биоконтроль”, лекторы модуля – действующие ветеринарные врачи разных специализаций, признанные профессионалы в своих областях. Модуль рекомендован всем волонтёрам и хозяевам животных для получения базовых знаний о содержании, уходе и своевременном оказании грамотной помощи животным. 4. Модуль “Животные и здоровье людей” подготовлен совместно с сетью медицинских клиник “Медси” и главным врачом Татьяной Вячеславовной Семенычевой, аллергологом-иммунологом с 25-летним стажем работы. Модуль рекомендован всем заинтересованным в создании благоприятной среды для совместной жизни животных и людей. Приглашаем всех в Школу зооволонтёра! Учитесь помогать животным правильно, ведь они полностью зависят от нас!
Для кого этот курс
Управление образования администрации Старооскольского городского округа
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи
«Центр психолого-медико-социального сопровождения»
Методическая разработка занятия для волонтеров
Тема: Развитие навыков уверенного поведения
Одно из направлений в подготовке волонтеров связано с формированием навыков аргументации и контраргументации. В работе волонтеров важное место занимает умение отстоять свою точку зрения, умение противостоять оппоненту. Также важно научить волонтеров транслировать данные навыки ровесникам и младшим школьникам.
повышение коммуникативной компетентности участников, формирование навыков аргументации, развитие навыков работы в команде.
Актуализация мотивации на работу по профилактике может быть осуществлена в ходе упражнения «Какова твоя цель в том, чтобы заниматься первичной профилактикой», это упражнение ещё называют «Капустой».
Например, человек говорит:
– Моя цель волонтерской работы в том, чтобы помогать людям.
– А какова твоя цель в том, чтобы помогать людям?
– Чтобы люди чувствовали себя более счастливыми.
– А какова твоя цель в том, чтобы люди чувствовали себя счастливыми?
– Тогда я тоже буду чувствовать себя более счастливым.
Оборудование: лист ватмана, маркеры.
В режиме мозгового штурма перечисляются позитивные и негативные последствия отказа от приема ПАВ. Варианты ответов фиксируются на листе ватмана, например:
Позитивные последствия отказа Негативные последствия отказа
Сохраню здоровье Стану белой вороной
Буду сильным Буду немодным
Избегу неприятностей с законом Подвергнусь насмешкам
И другие и другие
чтобы было больше найдено преимуществ отказа.
В результате обсуждения полученных данных можно поразмышлять над тем, как мы делаем выбор, как можем объяснить это окружающим, аргументировать свою позицию.
Оборудование: ручки и блокноты для участников.
Ведущий перечисляет и кратко описывает основные методы аргументации собственной позиции:
Подробное описание методов аргументации см. в Приложении №1.
Полученные знания предлагается закрепить в ролевой игре.
Оборудование: карточки с названием ролей: «Козленок», «Коза», «Волк» по количеству участников, стулья.
Участникам раздаются карточки с названиями ролей. « Козлятам» предлагается организовать пространство – сесть рядом в «доме». Остальные участники по очереди подходят к дому и просят, чтобы «козлята» их пустили. « Козлятам» неизвестна роль просящего – их задача решить: пускать участника или не пускать в «дом». Если «козлята» ошибаются, то один из них выходит из игры. Этот момент можно драматизировать: пустили «волка», он выбирает и «съедает» «козленка», не пустили «козу, «козленок» «погибает» от голода.
При обсуждении упражнения делается акцент на стратегиях поведения участников, на мере личной и групповой ответственности за принятое решение, на применении способов аргументации.
Одним из альтернативных вариантов закрепления навыков аргументации может быть проведение ролевой игры «Три товарища» (Приложение №2).
Участники сидят в кругу. Ведущий бросает мяч любому участнику и просит высказать свое мнение о занятии в целом:
Упражнение продолжается до тех пор, пока мяч не побывает у каждого из участников.
Метод положительных ответов Сократа. Ход решения проблемы или задачи прослеживается минимальными шагами, которые формулируются как вопрос. Задача доказывающего не просто изложить ход своих рассуждений, а на каждом шаге достичь понимания и согласия партнеров. Соглашаясь с каждым шагом доказательства, оппоненты постепенно приходят вместе с доказывающим к тем же выводам.
— это постепенное подве дение собеседника к противоположным выводам пу тем поэтапного прослеживания решения проблемы вместе с ним.
Принципиально важно в этом методе то, что мы не навязываем партнеру своей логики, предоставля ем ему возможность самому увидеть противоречие в своих рассуждениях и готовы признать собственную ошибку, если таковая имеется. Необходимо постро ить работу так, чтобы у партнера не было ощущения «потери лица» при обнаружении ошибки.
В методе перелицовки особенно полезно использовать наглядные средства доказательства.
— разделение аргументов партнера на верные, сомнительные и ошибочные с последовательной их проработкой. Для данного метода очень важно вначале согласиться с тем аргумен том партнера, который действительно не вызывает у нас возражений или с которым мы готовы согла ситься по крайней мере при некоторых условиях. Это дает партнеру возможность понять, что его услыша ли, говорят с ним «на одном языке» и готовы пози тивно с ним сотрудничать. Выражая сомнение в сле дующем аргументе партнера, мы даем ему понять, что не собираемся возражать только ради возражений и что готовы трезво оценивать весомость его аргу ментов. Здесь важно, чтобы отвечающий не вносил своих собственных аргументов, а работал только с предъявленными. Это помогает партнеру понять, что его слышат, его мнение уважают, но выполнить его просьбу по какой-то причине не представляется воз можным. Эту причину мы раскрываем, отвечая на третий, аргумент партнера.
Метод двусторонней аргументации предполагает указание как преимуществ, так и слабых сторон пред лагаемого вами решения. Этот метод рассчитан на интеллектуального собеседника.
— доказательство путем сравнения с уже извест ным и не подлежащим сомнениям фактом или фактами.
— постепенное подведение собеседника к пол ному согласию с вами путем получения его согласия сначала в глав ном, а затем в необходимых для полного согласия частностях.
Метод замедления темпа — умышленно медленное проговаривание слабых мест в аргументации партнера.
Метод классической риторики — соглашение с высказываниями партнера с последующим внезапным опровержением всех его по строений с помощью одного сильного аргумента — применяется в случаях излишней агрессивности партнера.
Ролевая игра «Три друга»
Задача участникам ролевой игры:
Один из ребят должен постараться уговорить выпить, задача других отказать ся. Взаимодействие происходит в течение 10-15 минут, после чего остальные уча стники группы выделяют то в поведении участников ролевой игры, что помогало и мешало им отстаивать свою позицию.
Затем все вместе ребята составляют:
Как правило это:
– Факты и логические рассуждения.
– Ссылка на авторитет.
– Обещание наград или наказаний.
– Вызывание чувства вины и т.д.
– Веские контраргументы.
– Уверенность в себе.
– Решительность в голосе.
– Спокойное объяснение причин отказа.
– Уход из ситуации.
Подумать: почему человек заставляет вас сделать что-то, чего вы не хотите? Что вы получите, если поддадитесь давлению: выигрыш в чем-то или негативные последствия? Насколько можно верить при водимым им аргументам? Совпадают ли ваши желания с желаниями другого?
Тренинг «Быть волонтером»
сплочение коллектива, командообразование.
Используемое оборудование и расходные материалы: клип-борд, маркеры, клубок ниток, бумага с ручками на каждого участника, непрозрачный мешок с различными мелкими предметами, заранее подготовленные бумажные вывески с прописанными интересами. Заранее подготовленные прозрачные пакеты с мини-подарками.
знакомство с участниками группы, создание позитивного настроения.
Используемый материал: клубок с нитками.
: сесть в круг. Одному из участников дается клубок ниток, с помощью которого он может “познакомиться”. Участники передают друг другу клубок по кругу. Тот, к кому попал клубок, приветствует всех, называет свое имя и передает его следующему игроку, оставляя ниточку у себя. И так по кругу. Когда клубок возвращается к ведущему, все оказываются связаны одной нитью. Ведущий говорит: «Слегка натяните ниточку и почувствуйте, что мы здесь и сейчас с вами – единое целое».
Упражнение «Печатная машинка»
: снятие напряжения, настрой на положительный лад.
: участники сидят в кругу. Каждый кладет правую руку на колено соседа справа, а левую – на колено соседа слева. Дальше нужно как можно быстрее слегка хлопать рукой по колену соседа, но обязательно в свою очередь. Хлопки должны следовать друг за другом по кругу. Если участник нарушает последовательность хлопков или сильно замедляет темп, то он убирает одну руку. В итоге в игре остается несколько самых внимательных участников. Можно предложить напечатать предложение. В этом случае вместе с хлопком нужно произносить очередную букву. Учитываются знаки препинания и пробелы.
Упражнение «Формула моей личности»
проявить свою креативность в ходе самопрезентации участниками группы, выявление самых креативных участников в группе. Используемый материал и оборудование: клип-борд, маркеры, листок бумаги с ручкой на каждого участника.
Упражнение «Атомы и молекулы»
сплочение группы, снятие мышечного напряжения и внутренней зажатости.
необходима небольшая первичная настройка: группу просят закрыть глаза и представить, что каждый человек – маленький атом, а атомы, как известно, способны соединяться и образовывать молекулы, которые представляют собой достаточно устойчивые соединения. Далее следуют слова ведущего: «Сейчас вы откроете глаза и начнете беспорядочное движение в пространстве. По моему сигналу (сигнал оговаривается) вы объединитесь в молекулы, число атомов в которых я также назову. Когда будете готовы, откройте глаза». Участники начинают свободное перемещение в пространстве и, услышав сигнал ведущего, объединяются в молекулы. Подвигавшись, некоторое время цельным соединением, молекулы вновь распадаются на отдельные атомы. Затем ведущий снова дает сигнал, участники снова объединяются и т.п.
Если последним числом атомов в молекуле будет два, то упражнение служит хорошим способом деления группы на пары для последующей работы.
*На первом занятии следует избегать конфликтных ситуаций, когда при названном числе группа не может разделиться поровну и остаются «лишние участники» или некоторым молекулам не хватает атомов до нужного числа.
Упражнение «Четыре угла — четыре выбора»
сплочение группы, командообразование, поиск общих интересов и выявление предпочтений.
Используемый материал: заранее подготовленные бумажные вывески с прописанными интересами.
группе необходимо обеспечить свободный доступ к углам тренинговой комнаты. В каждом из углов ведущий размещает лист бумаги с написанным на нем «выбором». Задача каждого участника — подойти к выбранной им позиции и рассказать собравшимся там, почему его привлекла именно эта альтернатива. Игра повторяется еще три раза, участники выбирают следующие позиции по своим предпочтениям из оставшихся вариантов; каждый раз ведущий пишет на листах новые альтернативные варианты. После четырех раундов группа собирается в кругу, ведущий спрашивает участников о том, с кем они чаще всего оказывались в одном углу, с кем ни разу не встречались на протяжении упражнения; что нового узнали о других участников группы и о самом себе; удивили ли их какие-то аргументы из услышанных. Ведущий предлагает группе еще один этап, объявляет четыре альтернативы, но участники на полминуты остаются неподвижными, пытаясь предугадать, кто окажется с ними в одной подгруппе или как в целом распределяться участники по подгруппам. Участники записывают свои предположения на бумагу. Количество правильных догадок подсчитывается в конце обсуждения, самый интуитивный участник получает приз.
Упражнение «Слепой и поводырь»
формирование доверия к окружающему миру и к своему партнеру.
упражнение проводится в парах. В каждой паре выбирается “слепой” и”поводырь”. Инструкция “поводырям”: “Вы ведете своего партнера за собой. Глаза у него закрыты. Познакомьте его с окружающим миром” (окружающей обстановкой). Участники в парах расходятся по комнате. ” Поводырь” ведет “слепого” за собой (или поддерживает его сзади), знакомит его с предметами окружающего мира, людьми, интерьером. Через пять минут участники меняются ролями. После завершения упражнения проводится обсуждение. Участники рассказывают, как они себя чувствовали в роли “поводыря” и “слепого”, было ли им удобно в этой роли, доверяли ли они своему партнеру.
оно рождает много ассоциаций, позволяет на собственном опыте почувствовать, что значит быть зависимым, кому-то из участников оно может напомнить отношения в семье, в классе, в дворовой компании. Упражнение помогает подростку более отчетливо осознать свои жизненные роли и свою позицию.
Упражнение «Вертушка жалобщиков»
развитие коммуникативных навыков.
из стульев составляется два круга: внешний и внутренний. Один стул внешнего круга должен находиться напротив одного стула внутреннего круга. Общее количество стульев должно соответствовать количеству участников. Если их число нечетное, добавляется ведущий. Тем или иным способом участники разбиваются на две группы (если нечетное количество, то включается сам ведущий). Одной группе уделяется роль «экспертов», они занимают места во внутреннем круге. Вторая группа получает роль «жалобщиков», они занимают места во внешнем круге. Ведущий сообщает, что каждый «жалобщик» должен будет пожаловаться нескольким «экспертам». Для этого через каждую минуту все «жалобщики» дружно поднимаются и пересаживаются на соседнее место (по часовой стрелке). « Жалобщик» должен очень быстро и точно изложить суть своей жалобы. Желательно, чтобы жалоба была реальная, но можно использовать и вымышленную. Жалоба может касаться совершенно любой стороны жизни. У одного «жалобщика» жалоба одна для всех «экспертов». « Эксперт», быстро выслушав «жалобщика» так же быстро выдает свою рекомендацию по этой жалобе. Когда «жалобщики» пообщаются с 5–6 разными «экспертами» начинается следующий этап. Теперь «жалобщик» рассказывает про советы других «экспертов», которые успел услышать. Задача «эксперта» на этом этапе— согласиться или опровергнуть рекомендации других экспертов. На это отводится тоже одна минута и также проводится 5–6 смен. После второго круга «жалобщики» и «эксперты» меняются ролями. В конце происходит обсуждение. Какие индивидуальные различия в манере разговаривать, слушать, в невербальном поведении участники успели заметить друг у друга? Много ли можно успеть сказать и услышать за одну минуту?
Упражнение-разминка «Хвост дракона»
снятие эмоционального и мышечного напряжения.
все участники встают друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего человека. Ведущий просит представить, что сейчас вся группа превратится в большого голодного дракона, настолько голодного, что он будет охотиться за собственным хвостом. Участник, находящийся в самом начале, – это голова дракона; участник, замыкающий цепочку, – хвост дракона. По команде ведущего «голова» дракона должна попытаться поймать «хвост», а задача «хвоста» – убежать от нее. Игроки должны достаточно крепко держать друг друга за плечи, так, чтобы при движении дракон не рассыпался. Если «голове» удается схватить хвост, то пойманный участник становится «головой», а тот, кто стоял перед ним, – новым «хвостом».
Упражнение «Ассоциации с предметом»
осмысление своей жизни, формирование позитивных установок восприятия своей жизни.
мешочек с различными мелкими предметами.
ведущий проходит по кругу с мешочком, в котором находятся различные мелкие предметы. Каждый из участников опускает руку в мешок и, не заглядывая в него, берет любой предмет. После того как все получат по одному предмету, ведущий объясняет правила игры. У вас в руках по предмету. Найдите сходство между ними и вашей жизнью. Например: «Мне достался пластмассовый шарик. Шарик — круглый. В нем нет углов, а значит, нет острых неразрешимых проблем, моя жизнь такая же легкая и т. д.». В завершении упражнения – обсуждение, рефлексия.
Упражнение «Я дарю тебе это»
развить в себе умение креативно мыслить.
непрозрачный мешок и пакетики с различными мелкими предметами-подарками.
Вопросы для обсуждения: что нового для себя нового узнали на тренинге? Как вы себя сейчас чувствуете? Понравилось ли вам работать в группе? Что из наших упражнений, поможет вам в реальной жизни?
Цель: Формирование навыков профилактической деятельности в формате обучающего тренинга
1. Познакомить со структурой проведения тренинга
2. Развивать организаторские способности, коммуникативные навыки
Оборудование: мультимедийная презентация
Тренинг – эффективная форма волонтерской деятельности. Он развивает коммуникативные навыки, направляет на личностный рост, учит взаимодействовать, но главная его цель – информирование по вопросам профилактики, изменение отношения в пользу здорового образа жизни, формирование навыков ответственного поведения.
Разминка. Участникам предлагается по очереди представиться по следующей схеме:
Тренинг -от англ. (to train) – обучать, тренировать, дрессировать. Особенности. Для тренинга характерно необычное расположение участников в аудитории – они рассаживаются по кругу. Круг, является необходимым условием таких занятий. Круг способствует возникновению доверительной атмосферы, позволяет участникам видеть всех, свободно общаться друг с другом и ведущим. Кроме того, нахождение в кругу ассоциируется в сознании человека с безопасностью, чувством доверия, наличием интереса и внимания. Поэтому аудитория для проведения тренинга, в идеале, должна быть просторной, со свободно передвигаемой мебелью. В ней не должно быть препятствий, отгораживающих людей друг от друга.
Ведущий. Он общается с участниками на равных. Является частью «круга». Он, вместе с группой устанавливает правила работы и ведет группу к поставленной цели.
Для этого, ведущий тренинга должен владеть информацией по тематике тренинга, уметь эффективно доносить информацию, владеть коммуникативными навыками, знать психологические основы группового процесса.
Начинающему тренеру лучше работать в паре. Это позволяет менять друг друга и сохранять силы для дальнейшей работы с аудиторией; совместно анализируя ход тренинга, выяснить, что получилось, что можно изменить в ходе тренинга или при планировании следующего.
Качества необходимые тренеру.
Она зависит от целей, организационных и материальных возможностей, возможностей тренера и может колебаться от 1, 5 часов до нескольких дней. Начинающему тренеру лучше проводить 1,5-часовые тренинги.
. Правила – это законы группы, по которым она живет во время тренинга. Принимаются всей группой вместе с тренером в самом начале работы. Они нужны для создания такой обстановки, чтобы каждый участник мог открыто высказываться и выражать свои чувства и взгляды, не боялся стать объектом насмешки и критики был уверен в том, что все личное, что обсуждается на тренинге, не выйдет за пределы группы, получал информацию сам и не мешал получать ее другим.
Примеры возможных правил:
Право говорящего. Любой говорящий имеет право быть выслушанным.
Правило поднятой руки. При необходимости участник поднимает руку и получает возможность высказаться или задать вопрос.
Конфиденциальность. Вся личная информация, сообщенная о себе или другом человеке в группе, является закрытой.
Право ведущего. Педагог может прервать упражнение или другую деятельность группы, если это мешает групповому процессу.
. Это группа людей, выделенная по каким-либо параметрам и качествам, на которую направлено внимание, которой адресован вид деятельности, продукции. Целевой группой программы «Хочу быть добровольцем» являются подростки, потому что подросткам свойственны склонность к риску и острым ощущениям, низкая устойчивость к стрессам, страх быть отвергнутыми и др. Все это может привести к поведению, опасному для здоровья. Проводя тренинги для подростков, необходимо вооружить их необходимыми знаниями, умениями и навыками для сохранения здоровья, которые будут использоваться ими в течение всей жизни.
Методы тренинга. Решать задачи тренинга можно разными методами, но чем больше степень участия обучаемых в процессе познания, тем больше информации и навыков усваивается (см. рис. « Пирамида методов»).
Лекция (5% усвоения). Наиболее быстрый способ предоставления необходимой информации неограниченному количеству слушателей. Недостатком этого метода является то, что лекция ставит участника в пассивную позицию слушателя, и потере интереса.
Чтение (10% усвоения). Данный метод не позволяет достичь глубокого усвоения информации. Поскольку можно прочитать о способе профилактики, но не научиться им пользоваться.
Использование аудио-визуальных средств (20% усвоения). Просмотр или прослушивание тематического произведения (ролика, фильма и др.) хороший способ для эмоционального переживания информации и включения нескольких каналов восприятия.
Обсуждение в группах (50% усвоения). Позволяет участникам поделиться своим мыслями, впечатлениями и ощущениями в рамках определенной темы. Дискуссии, «мозговые штурмы», коллективные задания ценны тем, что позволяют участникам думать, подробно рассказывать о собственных выводах, выслушивать самые разнообразные мнения других.
Обучение практикой (70% усвоения). Это ролевые игры, проигрывание ситуаций, практические задания, самостоятельные исследования. Приобретенный таким образом опыт, помогает усвоить информацию и навыки, полученные на тренинге.
Выступление в роли обучающего (90% усвоения). Здесь все просто! Хочешь выучить и понять сам – объясни другому.
Тренинг состоит из определенных этапов. Объемное соотношение этих этапов различно.
% доля рабочего времени
Представление целей и задач, организаторов, гостей.
Установление контакта, проведение игры на знакомство. Представление ведущих.
Высказывание участниками ожиданий от тренинга. При необходимости коррекция
объема, уровня сложности и стиля подачи материала.
Принятие правил работы » 5 %
Коллективное принятие правил тренинга.
Оценка уровня информированности » 5-10 %
Выяснение имеющихся знаний по теме у участников тренинга. (анкета, вопросы, викторина)
Актуализация проблемы » 10-30 %
Побуждение интереса к проблеме. Формирование мотивации к здоровьесберегающему поведению. Демонстрация важности обсуждаемой темы.
Информационный блок » 20-40 %
Изложение информации на доступном уровне, так, чтобы участники услышали и поняли.
Приобретение практических навыков » 20-60 %
Выработка позитивной стратегии поведения. Формирование навыка принятия решения.
Завершение работы » 5 %
Подведение итога. Оценка эффективности тренинга. Рефлексия.
Оценка эффективности тренинга. Тренинг считается эффективным в том случае, если он достиг поставленной цели. Обязательной характеристикой результатов эффективности является «измеримость». Можно выделить следующие критерии оценки эффективности тренинга: эмоциональное состояние участников (комфортность), понравилось или не понравилось, показалось ли интересным /скучным, сложным/простым, повышение уровня информированности участников по вопросам и темам, формирование установок на изменение поведения, изменение поведения на более безопасное.
Самой распространенной и доступной методикой оценки эффективности является анкетирование. Анкета готовится заранее, проверяющая знание отдельных тем, затронутых на тренинге. Такая анкета должна быть небольшой. Согласно данной методике проводятся два замера – до тренинга и после. В обоих замерах участники заполняют совершенно одинаковые анкеты.
Задача тренера – проанализировать анкеты. Если в анкетах, заполненных по окончании тренинга, количество здоровьесберегающих ответов увеличилось, то можно считать, что проведенный тренинг повысил информированность участников по проблеме и смог изменить поведение на безопасное.
1. Пример анкеты эффективности тренинга
Частично не согласен
Полностью не согласен
На тренинге я приобрел много новой информации по теме.
В ходе тренинга я чувствовал себя комфортно.
Информация, полученная на тренинге, пригодится мне в дальнейшем.
Я обязательно поделюсь с друзьями полученной информацией.
В ходе тренинга я получил ответы на многие свои вопросы по теме.
2. Пример анкеты на сформированность у участников установки на здоровый образ жизни.
1. Какие важные для себя решения ты принял после тренинга?
2. Каким образом ты решил сохранять свое здоровье?
3. Как ты оцениваешь влияние этого тренинга на свое поведение?
Обработать полученные результаты несложно. По каждому утверждению отмечается, каких ответов было получено больше всего. Остается только сделать выводы.
Упражнение «Закрытый клуб элитных тренеров»
Группа разбивается на пары.
Инструкция: Каждый из вас член закрытого элитарного клуба элитных, высокооплачиваемых тренеров. Раз в году двери клуба открываются для всех. В этот день вы можете попытать ввести в круг членов клуба своего соседа. Для этого вам предстоит дать такую рекомендацию, отражающую его личностные качества (положительные черты, занятия спортом, борьба с вредными привычками, коммуникативные навыки, организаторские способности и др.), чтобы ни один из членов клуба не проголосовал против.
Работа в тетради. Анализ выполненных заданий.