Волонтерство в современной россии
В 1990-х годах началось постепенное возрождение добровольческого движения на базе НКО. Вплоть до 2022-х годов волонтерские инициативы в России носили локальный характер: добровольцы участвовали в субботниках, ездили в дома престарелых или хосписы или занимались донорством. Исключением были федеральные акции, например, Всероссийская неделя добра.
Все изменилось со стартом подготовки к Олимпиаде в Сочи. В 2022 году АНО «Оргкомитет «Сочи-2022» предложил Минобрнауке развивать волонтерское движение в России на базе высших учебных заведений. Целью было активное привлечение студентов к подготовке волонтеров для работы на олимпийских объектах.
В процессе развития программы «Сочи-2022» была создана волонтерская сеть в 17 городах России, к которой присоединились 25 вузов и один колледж. Государство же начало курс на институционализацию добровольчества. В итоге к 2022 году в той или иной мере волонтерством занимались уже 24,6% россиян.
Популярность волонтерства продолжает расти — в 2021 году официально зарегистрированных волонтеров в России насчитали около 3 млн человек, а количество добровольцев, работающих на базе НКО или образовательных организаций превышает 7,5 млн человек.
Все тесты
- Тест на темуЖивотные, населяющие Северный Ледовитый океан5 вопросов
- Тест на темуМаршруты и виды внутреннего водного транспорта России5 вопросов
- Тест на темуОписание традиционных религий в России5 вопросов
- Тест на темуКакие животные обитают в Евразии5 вопросов
- Тест на темуОписание Пиренейского полуострова: рельеф, климат, страны5 вопросов
- Тест на темуГеографическое описание Японского моря5 вопросов
- Тест на темуГеографическое описание Южного Ледовитого океана5 вопросов
- Тест на темуПлемя бушменов: где и как живут кустарниковые люди5 вопросов
- Тест на темуСамые крупные экологические катастрофы мира5 вопросов
- Тест на темуОсновные законы, обеспечивающие движение планет Солнечной системы5 вопросов
- Тест на темуКак происходит процесс образования почвы5 вопросов
- Тест на темуОбщая географическая характеристика стран Зарубежной Европы5 вопросов
- Тест на темуОбзор крупных городов Франции5 вопросов
- Тест на темуОсобенности географического положения Франции5 вопросов
- Тест на темуСамые большие страны Зарубежной Европы5 вопросов
- Тест на темуКлиматические условия и природные зоны Египта5 вопросов
- Тест на темуСостав и характеристики экономически активного населения5 вопросов
- Тест на темуРасположение и характеристики Татарского пролива5 вопросов
- Тест на темуЕсть ли в России анклавы и где они находятся?5 вопросов
- Тест на темуФормы и особенности рельефа Северного Кавказа5 вопросов
- Тест на темуМногообразие природных ресурсов на Урале5 вопросов
- Тест на темуГеографическое описание реки Терек5 вопросов
- Тест на темуМногообразие природных ресурсов на Урале3 вопроса
- Тест на темуКраткая характеристика островов, принадлежащих России5 вопросов
- Тест на темуКак и почему рельеф местности влияет на климат?5 вопросов
- Тест на темуКак и из чего образуются горы?5 вопросов
- Тест на темуСтраны социалистического лагеря в 21 веке5 вопросов
- Тест на темуДеление Зарубежной Европы на субрегионы5 вопросов
- Тест на темуПонятие и расчет миграционного прироста населения5 вопросов
- Тест на темуХарактеристика арктического климатического пояса5 вопросов
- Тест на темуСписок стран-архипелагов мира5 вопросов
- Тест на темуОсобенности климата во Франции5 вопросов
- Тест на темуТипы и особенности климата Русской равнины5 вопросов
- Тест на темуЛедниковый (моренный) рельеф: процесс, возраст, формы, особенности5 вопросов
- Тест на темуХарактеристика горных систем России5 вопросов
- Тест на темуГорная система герцинской складчатости5 вопросов
- Тест на темуВозраст и горные породы периода байкальской складчатости5 вопросов
- Тест на темуРельеф и геологическое строение Великобритании5 вопросов
- Тест на темуКакие горы относятся к складчатым?5 вопросов
- Тест на темуЧто понимают под ложной урбанизацией?5 вопросов
- Тест на темуКогда и как появилась планета Земля?5 вопросов
- Тест на темуИмена и открытия исследователей Антарктиды5 вопросов
- Тест на темуЛедники и айсберги Антарктиды5 вопросов
- Тест на темуСписок и описание растений, произрастающих в жаркой Африке5 вопросов
- Тест на темуХарактеристика самых крупных озер на Алтае5 вопросов
- Тест на темуВиды и особенности рельефа Луны5 вопросов
- Тест на темуОсновные формы рельефа Китая5 вопросов
- Тест на темуПричины возникновения селей и их последствия5 вопросов
- Тест на темуОписание широтных природных зон5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Бабье лето» Д. Аминадо5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Соловьи» А. Фатьянова5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «У птицы есть гнездо» И. Бунина5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Братские могилы» В. Высоцкого5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Уступи мне, скворец, уголок» Н. Заболоцкого5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Ты кончил жизни путь» Д. Байрона5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Родное» Д. Мережковского5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Забелелся туман за рекой» Ф. Сологуба5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Знайте» З. Гиппиус5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Честная бедность» Р. Бернса5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Песня о друге» В. Высоцкого5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Я воспитан природой суровой» Н. Заболоцкого5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Не надо звуков» Д. Мережковского5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Привет, Россия» Н. Рубцова5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Не с теми я, кто бросил землю» А. Ахматовой5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Перемена» Б. Пастернака5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Стихи о Петербурге» А. Ахматовой5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Стихи к Блоку» М. Цветаевой5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Клеветникам России» А. Пушкина5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Завещание» Н. Заболоцкого5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Стихи о Москве» М. Цветаевой5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Молитва» М. Цветаевой5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «И. И. Пущину!» А. Пушкина5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «День и ночь» Ф. Тютчева5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Весна в лесу» Б. Пастернака5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Журавли» Р. Гамзатова5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Люблю» В. Маяковского5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Когда на меня навалилась беда» К. Кулиева5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Гамлет» Б. Пастернака5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Русь» А. Блока5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Ночь» В. Маяковского5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения К. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения Жуковского «Приход весны»5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения Анны Ахматовой «Сероглазый король»5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Июль – макушка лета…»5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Мелколесье. Степь и дали…» С. Есенина5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Не позволяй душе лениться» Н. Заболоцкого5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «На дне моей жизни» А. Твардовского5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Нивы сжаты, рощи голы…» С. Есенина5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Бабушкины сказки» С. Есенина5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Снежок» Н. Некрасова1 вопрос
- Тест на темуАнализ стихотворения «По вечерам» Н. Рубцова5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Вчерашний день, часу в шестом…» Н. Некрасова5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Цветы последние милей…» А. Пушкина5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Я знаю, никакой моей вины…» А. Твардовского5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Я не ищу гармонии в природе»Н. Заболоцкого5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Разбуди меня завтра рано» С. Есенина5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Снега потемнеют синие» А. Твардовского5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Осень» Н. Карамзина5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Молитва» А. Ахматовой5 вопросов
Направления волонтерской деятельности
Событийное волонтерство. Люди помогают в организации мероприятий — фестивалей, презентации городских проектов. Этим направлением часто занимаются люди, которые имеют или хотят получить профессию в организационной сфере. Волонтерство позволяет не только оказать помощь, но и увидеть все нюансы дела изнутри. Добровольцы осуществляют регистрацию участников, помогают вести учет зрителей, являются важными помощниками организатора.
Донорство. Для волонтеров важно не только сдать кровь, но и рассказать о важности этого действия другим людям. Просветительская деятельность добровольцев позволяет пополнять ряды доноров, спасая множество жизней.
Экологическое волонтерство. Здесь рассматривается система понятий:
- защита флоры;
- защита фауны;
- экология мегаполиса.
В качестве мер по защите флоры и фауны волонтеры очищают природу от мусора, заботятся о бездомных животных, продвигают различные идеи по улучшению экологической обстановки в природе.
Городская экология рассматривает вопросы, связанные с техническим развитием цивилизации. Волонтеры борются с загрязнением улиц и воздуха, выступают за озеленение. Все, что касается благоприятной жизни в мегаполисе, называется городской экологией.
Спортивное волонтерство. Универсиады и олимпиады требуют высокой организованности. Волонтеры с удовольствием помогают на спортивных мероприятиях. Здесь могут потребоваться узкие знания — например, умение говорить на английском языке, т. к. приходится общаться с людьми разных языковых групп.
Российские волонтеры принимали участие в нескольких крупных проектах:
- Универсиада в Казани.
- Олимпиада в Сочи.
- Чемпионат по футболу.
Социальное волонтерство. Люди чаще всего выбирают это направление как основное. Желание помочь незащищенным слоям общества приводит в ряды волонтеров тысячи людей каждый год. Условно тех, кому требуется помощь, можно разделить на 4 категории:
- Ветераны и пожилые люди, которым тяжело самостоятельно приготовить еду, сходить в магазин.
- Дети-сироты, нуждающиеся во внимании. Волонтеры часто организуют праздники для детей, проявляя свои актерские и музыкальные таланты. Другой вариант — сбор вещей и средств, бесплатное обучение детей.
- Инвалиды — их сопровождают в больницу или помогают с домашним хозяйством.
- Помощь в уходе за больным человеком.
Пошаговое руководство о том, как стать волонтером в качестве социального работника
Решите, какие причины вас волнуют
Решение стать волонтером в организации или деле, которым вы увлечены, может увеличить шансы, что вам понравится эта возможность. Прежде чем приступить к работе волонтером, найдите время, чтобы определить, что вас действительно волнует.
Определите навыки и знания, которые вы можете предложить
Многие возможности волонтерства требуют, чтобы люди обладали определенными навыками. Оцените навыки, которые у вас есть в настоящее время, чтобы увидеть, есть ли конкретные роли, на которые вы могли бы стать волонтером. У большинства некоммерческих организаций также есть возможности начального уровня, которые обучат вас основам, особенно если это долгосрочная роль.
Составьте волонтерское резюме
Составление волонтерского резюме, включающего ваш предыдущий волонтерский опыт, а также ваши навыки и интересы, может оказаться огромным подспорьем при приеме на работу. Резюме позволяет организации быстро увидеть, что вы предлагаете, и помочь найти наиболее подходящую для вас должность волонтера.
Определите, как часто вы можете быть волонтером
Определите, сколько часов и дней в неделю или месяц вы можете посвятить этой должности. Реалистично оценивая свою доступность, вы не будете чрезмерно загружать себя волонтерством.
Изучите возможности волонтеров в вашем районе
Как только вы узнаете свои интересы и свое расписание, вы сможете начать искать возможности в своем сообществе. Спросите друзей и членов семьи, знают ли они о вакансиях волонтеров, которые соответствуют вашим предпочтениям.
Если вы не можете найти интересующую вас возможность, подумайте не только о типичных некоммерческих организациях. Рассмотрите возможность попросить представителя вашей средней школы или колледжа узнать, есть ли у них должности.
Рассмотрите возможность использования волонтерского сайта
Еще один отличный способ найти возможность стать волонтером в вашем районе – использовать веб-сайт волонтеров. Эти сайты позволяют вам указать свои навыки, предпочтения и расписание, а затем сопоставить вас с ближайшими возможностями.
Получите всю необходимую информацию о вакансии волонтера
Прежде чем подавать заявку на вакансию волонтера, убедитесь, что вы знаете все детали. Узнайте о задачах, которые вы будете выполнять, о необходимом уровне приверженности и любом необходимом обучении. Чем больше информации вы знаете, тем более подготовленными вы будете, если получите должность.
Подать заявку на вакансию волонтера
Многие вакансии волонтеров требуют от вас подачи заявки. Хотя эти заявки обычно не такие строгие, как заявки на работу, вы все равно должны относиться к заявке так, как будто она предназначена для профессиональной должности.
Найдите время, чтобы убедиться в правильности грамматики и орфографии, и предоставьте ссылки, если их попросят. Вам также может потребоваться подготовиться к собеседованию, если ваша должность предполагает руководство другими или работу с конфиденциальной информацией.
Последующие действия после подачи заявки
После подачи заявки на вакансию волонтера обратитесь через два или три дня, если вы не получили ответа от организации. Многие некоммерческие организации заняты и имеют ограниченные ресурсы, а это означает, что ответы на запросы о вакансиях волонтеров могут занять больше времени.
Отслеживание гарантирует, что ваше заявление волонтера будет получено и передаст ваш интерес к возможности.
Пройдите необходимое обучение
Получив должность волонтера, пройдите все необходимое обучение. Большая часть обучения будет минимальной, но некоторые организации требуют, чтобы вы прошли сертификацию или прошли курс обучения, прежде чем вы сможете начать волонтерство.
Начните с ограниченного обязательства
Когда вы впервые начинаете, планируйте свое расписание только на месяц или два в будущем. Посмотрите, нравится ли вам должность и организация, прежде чем брать на себя полное обязательство.
Как только вы поймете, что хотите продолжить волонтерство в этом качестве, подумайте о том, чтобы уделять больше времени организации.
Будьте профессиональны
Относитесь к своей волонтерской работе так же, как к оплачиваемой работе. Приходите вовремя, выполняйте свои обязательства в последнюю минуту и будьте профессиональны, выполняя волонтерскую работу.
Некоммерческие организации полагаются на волонтеров при выполнении многих своих обязанностей, поэтому их надежность и профессионализм оказывают положительное влияние на агентство.
Регулярно оценивайте свой волонтерский опыт
Проверяйте себя каждые несколько месяцев, чтобы убедиться, что вам по-прежнему нравится должность волонтера. В противном случае вы можете подумать о поиске другой возможности для волонтеров в вашем районе.
Вы также можете поговорить с координатором волонтеров, чтобы узнать, есть ли другие роли в той же организации.
Редкие виды волонтерства
Медиа-волонтерство. Это люди, которые развивают популярность волонтерства или помогают создавать рекламу, листовки и другие необходимые вещи. Например, фрилансеры бесплатно создают сайты для благотворительных организаций. Фотографы делают трогательные снимки, чтобы больше людей заинтересовались волонтерским движением.
Волонтеры общественной безопасности. Они помогают справляться с последствиями стихийных бедствий. Например, после наводнения волонтеры отправляются на место, помогают спасателям. Люди понимают, что они подвергают риску свою жизнь, но все равно занимаются добровольчеством.
Стать добровольцем общественной безопасности позволяют не каждому — есть минимальная граница в виде знаний, которыми нужно обладать. Важно уметь оказывать первую помощь, знать правила поведения при стихийных бедствиях. Навыки помогают остаться невредимым и выручить других людей.
Культурное волонтерство. Люди помогают музеям, кинематографическим площадкам, библиотекам. Организаторы поняли, что добровольцы позволяют проводить мероприятия на более высоком уровне. С каждым годом культурное волонтерство становится все более популярным в России. Добровольцы осуществляют регистрацию участников, выполняют роль гидов.
Корпоративное волонтерство. Компании предлагают сотрудникам в нерабочее время заниматься социальной помощью. Такие действия сплачивают команду, т. к. в деле участвуют как работники, так и начальство. В глазах клиентов компания получает более высокий статус.
Есть 10-й вид социальной помощи, но он пока не распространен в России — это семейное волонтерство. Оно позволяет провести время с семьей и при этом сделать полезное дело для общества.
Интересные факты:
- Фирменный знак — поднятая рука с раскрытой ладонью.
- Международный день волонтерства — 5 декабря.
- На 3-х женщин приходится 1 мужчина-доброволец.
- Страна с наибольшим количеством волонтеров — Норвегия.
Российские организации
Движение волонтеров популярно во многих городах. Однако существует список волонтерских организаций России, которые наиболее известны:
- «Подари жизнь» — помощь детям с онкогематологическими и другими тяжелыми заболеваниями.
- «Русфонд» — помощь инвалидам, детям, сиротам.
- «Благотворительный Фонд Помощи Детям» — помощь в лечении тяжелых болезней.
- Благотворительный фонд продовольствия «Русь» — помогает получать продукты социально незащищенным слоям населения. Еда поступает от крупных компаний, а распределять ее помогают волонтеры.
- Благотворительный фонд помощи хосписам «Вера» — поддерживает пациентов и хосписы (клиника для людей, у которых нет шанса на исцеление).
- «Линия жизни» — благотворительный фонд спасения тяжелобольных детей.
- Фонд поддержки слепоглухих «Со-единение».
- «АдВИТА» — помощь онкогематологическим больным.
- «Милосердие» — православное волонтерство, помогающее людям с тяжелыми заболеваниями.
- Благотворительный фонд Константина Хабенского — известный актер создал фонд, который оказывает помощь детям с опухолью мозга и гидроцефалией.
Современное волонтерство — центр помощи для людей, попавших в тяжелые жизненные обстоятельства.
Добровольцы помогают осуществляться мечтам детей, сохраняют природу, позволяют достойно существовать на любом этапе жизни.
Советская модель волонтерства
Российские социологи в своих научных работах практически не затрагивают тему развития волонтерского движения в СССР. Западные исследователи считают, что классического волонтерства при социализме не было, поскольку отсутствовал фактор «добровольности».
Членство в волонтерских организациях и участие в субботниках по сути было принудительным — если не напрямую, то косвенно. Например, чтобы поступить в университет, нужно было обязательно быть комсомольцем. Последняя неправительственная волонтерская организация в СССР была закрыта в 1930-х годах.
Социальное волонтерство: цели, задачи и смыслы работы с различными аудиториями. опыт даниловцев – школа социального волонтерства
Эта публикация – 1-я часть большого материала о целях, смысле и практических формах социального волонтерства в отношении различных аудиторий. 2-ю часть можно посмотреть тут.
Необходимое введение
За 19 лет работы преподавателем музыки я понял важную вещь. Я пытаюсь донести знания до моих учеников, но часто как бы слышу в ответ: твои знания ничего не стоят, потому что у нас пока нет никакого опыта. Вот ты мне говоришь, как надо, говоришь, как это работает, но я ещё даже не понял, что для меня все это значит, я ещё не загорелся, мне не понятно. И в ответ я говорю: иди, пробуй, приобретай опыт. И потом он приходит, окрылённый: я понял, как играть, я понял, какая должна быть музыка, понял, что хочу донести до публики. Хорошо, говорю. Теперь давай я тебе расскажу, как это цивилизованно делать. Но студент говорит: да какое знание, я же теперь музыкант, у меня же теперь есть опыт, мне больше ничего не надо. И такой человек становится дилетантом, потому что знаний у него нет.
По аналогии с этой историей мы можем говорить о дилетантизме в волонтерстве. Дилетантизм предполагает, что где-то есть профессионализм. А здесь он разве может быть? Волонтеры – это же обычные люди с улицы, которые делают добро по зову сердца.
Так вот, когда мы говорим о дилетантизме волонтёра, волонтёрской организации или координатора волонтерской группы, то мы говорим о том, что человек на самом деле зашёл на профессиональную территорию, в том числе, территорию того или иного учреждения, где проживают или проходят лечение наши подопечные. И на этой профессиональной территории волонтер, как правило, является дилетантом. Это может быть юридическая территория, психологическая, педагогическая, и душепопечительская (пасторская). И волонтер со своим обыденным опытом входит туда и делает вид, что всё будет хорошо.
Каким же образом мы (волонтеры, координаторы, руководители волонтерской организации) можем определить, находимся мы в волонтёрской ситуации или зашли на ту территорию, где нам, как непрофессионалам, находиться не стоит? Для меня таким маркером является то чувство бессилия, которое мы, бывает, чувствуем после посещения. Я имею в виду не усталость, не выгорание, не опустошенность, а именно бессилие. И оно разное.
Если мы берём психотерапевтическое или педагогическое бессилие профессионалов, то речь о том, что я вложил усилия в свою работу, в саму встречу с пациентом или учеником, я надеялся что-то изменить кардинально, но усилия оказались тщетными. И тогда я, как профессионал, испытываю профессиональное бессилие. А человек простой, непрофессиональный, то есть волонтер, он испытывает другое бессилие. Бессилие перед страданием другого человека, близкого или далёкого, и бессилие изменить эту ситуацию. И возможно эта разница в ощущении бессилия может нам помочь определиться, на какой территории мы находимся: мы дилетанты на профессиональной территории, или мы недостаточные профессионалы в своей профессиональной деятельности волонтёров и координаторов.
Координатору группы, например, трудно быть профессионалом, потому что он отвечает за то, за что, по сути, он отвечать не может. Его окружают волонтеры, которые могут сегодня прийти, а завтра нет. И профессионализм координатора состоит в том, чтобы поставить такие цели и найти такие методы их исполнения, которые будут осуществляться именно в этом режиме, когда волонтеры ничем ему не обязаны. Если мы начнём манипулировать нашими волонтёрами, если мы начнём на них давить, если мы начнём как-то их, что называется, «брать в оборот», то мы их очень быстро потеряем. Если мы хотим и ищем тех людей, которые останутся с нами надолго, то мы должны сделать так, чтобы им было комфортно.
В каких учреждениях мы работаем?
В «Даниловцах» есть группы в Детских домах-интернатах для умственно-отсталых детей (ДДИ). В стенах этих учреждений, мы устраиваем творческие занятия с детьми, которые могут сами себя обслуживать, могут учиться. С теми же, кто передвигается на коляске, организовываем прогулки. Также мы ходим в Психоневрологический интернат (ПНИ) к взрослым.
Есть в нашем перечне детские больницы. Они разные: Российская детская клиническая (РДКБ), Детский онкоцентр им. Дмитрия Рогачева, НИИ нейрохирургии им. Бурденко, Морозовская больница, НПЦ психического здоровья детей и подростков им. Г.Е.Сухаревой.
Наши волонтеры также работают с подростками в детском наркологическом диспансере N7, в приюте и в Колонии для несовершеннолетних. Ко всему прочему есть группы помощи бездомным и переписки с заключенными.
Детские больницы
Какую же мы, волонтерская организация, можем ставить перед собой цель? Хочется напомнить высказывание Сент-Экзюпери: «нет ничего драгоценнее уз, чем те узы, которые соединяют человека с человеком». Конечно, мы приходим к нашим подопечным общаться. И одна из главных целей – это, конечно, встреча, общение и организованный досуг: выезды, концерты, спектакли, праздники, встречи с интересными людьми.
Когда речь идет о пациентах больниц, их можно разделить на несколько категорий: люди, которые попали в больницу в результате несчастного случая; люди с хроническими заболеваниями, которые туда периодически возвращаются; дети с серьёзным генетическим или онкологическим заболеванием; дети с психическими расстройствами. Самое интересное, что волонтерские группы, в общем-то, работают там одинаково. Запуская определенный процесс, учитывая состояние человека в больнице, продумывая его, погружаясь в него, мы универсально запускаем одну и ту же модель, которая оказывается эффективной в работе с детьми и подростками.
Наша цель в больницах – продолжить жить, снять жизнь с паузы. Ведь в больницах вся жизнь чаще всего происходит с восьми утра до двух-трех часов дня. Пациенты сдают какие-то анализы, им делают процедуры, что-то говорят, иногда пугают или вселяют надежду. После этого врачи расходятся по домам, а пациенты остаются ждать следующего дня. В своих страхах, переживаниях, ожиданиях, в своём одиночестве. И они убивают остаток дня, чтобы как можно быстрее наступил следующий и принёс им какую-то новую информацию. То есть, жизнь стоит на паузе.
Наша волонтерская задача, когда мы приходим в больницу – это как раз снять жизнь с этой паузы, дать возможность человеку позаниматься творчеством, понять свои чувства, прожить их. Нам очень важно дать любым чувствам проявиться. Потому что одно из самых неприятных ощущений в больнице – это грусть. Профессионалы-психологи нам говорят, что клиническая депрессия развивается в том случае, если произошел запрет на грусть. Так считают психологи, и я думаю, они правы. И мы, волонтёры, даем разрешение ребенку, да и нам волонтерам, на грусть, гнев, на любые другие эмоции. Знаю по опыту, что радости и благодарности будет от этого больше всего. Создавая такое пространство, мы не рискуем, что мы уйдём в грусть, в тоску, в печаль. Такого в больнице не бывает. Проработав 5 лет в детской онкологии, я гарантирую, что вы в темноту не провалитесь, благодаря радости и жизнелюбию, которые там царят. Мы можем двигаться дальше. И если мы говорим о том, что человек, находясь в больнице, вступает в сложные отношения с жизнью, то мы там для того, чтобы вновь эти отношения с жизнью наладить.
При всей индивидуальности больничной работы мы создаём и храним общую атмосферу, мы её транслируем, мы не даем ей разрушаться, мы накрываем, как бы детей и их родителей нашим своеобразным куполом, и всеми силами удерживаем этот купол, под которым нежелательны ссоры, невозможны оценки друг друга, невозможны мат и ругань, невозможно пренебрежительное и неуважительное отношение друг к другу, невозможны критические замечания к творческой поделке другого человека. Мы этим куполом всех накрываем, и там они у нас некоторым образом оттаивают, а мы, в свою очередь, оттаиваем от их тепла.
В больницах мы, как волонтерская организация, все время, каждые «понедельник» и «среду». В НИИ Нейрохирургии Бурденко 11 лет, в детском онкоцентре 6 лет, в РДКБ 10 лет. А дети там временно. Это значит, что в каком-то смысле атмосферу создаём мы. Ребенок попадает в ту атмосферу, которую мы, вместе с учреждением, для него создали. Врачи-профессионалы создали лечебную атмосферу, а мы создаем – человеческую. И её поддерживаем. Итак, конечная цель: создание климата и пространства для свободного творчества и общения.
ДДИ и ПНИ
Если мы говорим про ДДИ, то наша цель: обучение и адаптация. Это как раз психологическая, педагогическая и коррекционная цель, которую ставят перед собой специалисты в этих учреждениях. И может появиться ощущение, что нас затягивает на профессиональную территорию. Но это не совсем так. Что входит в адаптацию: коммуникация, самообслуживание и ремесло. При чём здесь волонтёры? Любое доступное творчество, которые мы можем делать в ДДИ: музыка, кулинария, мастер-класс, театр, – все это служит цели. Какая же наша задача? Расширить зону ребенка в области «мне нравится». Чтобы у него появилось как можно больше того, что ему нравится. И что ещё очень важно для этих детей: возможность самим делать подарки, возможность самим активно идти в окружающий мир, может быть, даже не входя в него. В каком-то смысле потому, что большинство из этих детей со временем переедут в ПНИ и окажутся изолированными во многом. Но тем не менее, мы можем говорить о том, что дети идут в мир, делая нам подарки, служа нам.
Когда мы говорим о ДДИ, мы, конечно, говорим об индивидуальном результате каждого ребёнка, и о том, что какая-то общая норма для нас с вами отсутствует. Мы, волонтеры, просто видим каждого ребёнка и общаемся с ним. Если же мы говорим о цели и ситуации с теми детьми, что остались без попечения родителей, то у нас цель: занятия на обретение практических навыков, решение бытовых задач, решение нравственных задач.
Подопечные ДДИ и ПНИ живут дома. Интернаты, как бы они не были устроены и не были организованы – это настоящий дом для тысяч и тысяч людей. И об этом очень важно помнить. Да, там есть люди разные, там далеко не все помрачены в рассудке, но для меня очень дорого, что мы приходим к людям в их Дом. Они там живут, как могут. И всё что происходит, происходит в доме. Вот слово «интернат» меня коробит, и я надеюсь, что найдется какое-то другое слово после реформы всех этих учреждений.
Работа с подростками
Если мы говорим о подростках, будь то приюты, детский наркологический диспансер или колония, то наша цель – обучение и адаптация: навыки коммуникации, навыки самообслуживания, навыки ремесленные. Они нам чрезвычайно нужны. Тем более, что ребята в указанных учреждениях научились коммуницировать определённым, часто не самым позитивным способом. И мы должны помочь им, привнести в их жизнь какой-то новый опыт, когда они могут взаимодействовать друг с другом немного иначе.
В работе с трудными подростками, и тем более с подростками из детских домов, ожидается конкретный результат. Ожидается не от нас, слава Богу, а от воспитателей, психологов, педагогов. Человек должен уметь жить самостоятельно и ответственно, вплоть до таких вещей, как уметь заплатить за квартиру. Он должен понимать, что всю получку в один день тратить не следует. Он должен как-то ориентироваться, так как он получает собственную квартиру и выходит в жизнь. Статистика у нас по дальнейшей бездомности и криминализации катастрофическая, и мы это понимаем. Поэтому волонтеры, безусловно, должны внести какой-то вклад, но волонтёрский. Каким-то образом мы на это работаем.
В каком-то смысле эта ситуация требует от нас очень большого смирения, ведь приходя к подросткам, мы сталкиваемся или с полнейшей апатией с их стороны (нежелание что-либо делать), или проверкой нас на прочность. Поэтому подросткам мы помогаем адаптироваться к жизни в той мере, в которой для нас это возможно. Когда-то, очень давно, у нас была встреча с «Клубом волонтеров». И тот человек, который создавал и развивал его, Илья Екушевский, спросил: а что вы думаете, какие мастер-классы нужны детям в детдоме? Было много ответов, а он сказал: вы наверное не знаете, что детям в детских домах (особенно в тех, что в регионах) по утрам в столовую приносят тёплый алюминиевый чайник со сладкой жидкостью. И это чай. Дети не знают, что чай состоит из кипятка, заварки, и сахара; что сахар можно класть и не класть; и что только совмещение воды, заварки, и сахара даёт этот напиток. Мало того, вода ещё должна закипеть. Оказывается, что для таких детей невероятно полезным и важным может оказаться самый простой бытовой опыт, о котором мы даже не задумываемся, простой мастер-класс про чай, например. Это и есть наша волонтёрская территория, потому что таким детям в детском доме порой могут рассказать, как правильно заполнить квитанцию на квартплату, но не расскажут, как заваривать чай или как приготовить салат «Оливье».
О прогрессе
Конечно, когда мы выбираем наши формы и методы работы с группой, мы можем говорить ещё и о прогрессе. И прогресс – это очень трудная тема для наших волонтёров. Они приходят на наши учебные встречи, на тренинги, на консультации, иногда просто общаться и говорят: «Какой возможен в нашем деле прогресс? Мы не видим плодов. Что есть плод, как нам его найти?»
И, конечно, всё зависит от того, что такое прогресс для каждого из нас. Может быть наш личный прогресс, то есть мы должны понять, что это для нас самих. У нас есть две вещи: те обстоятельства и ограничения, которые есть у нас, и те обстоятельства, и ограничения, которые есть у нашего подопечного.
Поясню на примере из моей практики. Помимо преподавания музыки в колледже я провожу терапевтические занятия с особыми детьми. Приходит заниматься ребёнок с аутизмом, у него аутизация вторична, есть ещё сильная умственная отсталость. И мы с ним начинаем играть. И я вдруг чувствую, как у нас хорошо пошло, чувствую, что мы на равных. Но в какой-то момент у ребенка глаза покрываются пеленой, и он куда-то пропадает. И я начинаю дико злиться. В этот момент я ненавижу его умственную отсталость, почему она сейчас проявилась? Мы так хорошо играли. Почему сейчас пришло напоминание, что он другой? Я не хочу этого видеть. Но тут приходит мысль: постой, ты забыл про ограничение. Да, ты любишь этого человека, ты хочешь с ним идти вперёд. Но помни, пожалуйста, есть ограничения, и они объективные. Вот это его ситуация, это его возможности, его ресурсы, а это твои. Давай честно. Это очень трудно принять. Но если мы эту честность не найдём, мы развалимся, и сами долго не прослужим нашим ближним. И дело, которое мы делаем, мы тоже можем развалить. Поэтому надо понимать свои границы.
Волонтеры и подопечные: что в наших силах?
Я постарался свести все сказанное выше в таблицу
Учреждения | Детские дома интернаты для умственно отсталых детей Психоневрологические интернаты (коррекционное отд.) | Детские дома интернаты для умственно отсталых детей Психоневрологические интернаты (отделения «милосердия») | Детские больницы (встречи с детьми в игровой) | Детские больницы Работа в палатах | Подростки в наркодиспансере, приюте, колонии для несовершеннолетних |
Ценность | Ценность встречи. Общение. Как хорошо, что ты есть | Ценность встречи. Общение. Как хорошо, что ты есть | Ценность встречи. Общение. Как хорошо, что ты есть | Ценность встречи. Общение. Как хорошо, что ты есть | Ценность встречи. Общение. Как хорошо, что ты есть |
Цель | Обучение и адаптация | Событие | Создание климата и пространства свободного творчества | Событие | Занятия на обретение практич. навыков и решение бытовых и нравственных задач |
Ситуация | Подопечные дома, мы гости | Подопечные дома, мы гости | Волонтеры стабильны, подопечные меняются | Волонтеры стабильны, подопечные меняются | Апатия или проверка на прочность |
Метод (что делает группа?) | Приносит новый навык и новый опыт. Дает принятие | Приносит новый навык и новый опыт. Дает принятие | Создает, хранит и транслирует атмосферу | Создает, хранит и транслирует атмосферу | Помогает готовиться и адаптироваться к жизни вне учреждения |
Форма | Мастер-классы | Мастер-классы | Первично общение, формы стихийные | Общение, мастер-классы | Мастер-классы. Квесты, игры, обсуждения |
Дополнительная форма работы для всех | Досуг. Выезды, концерты, спектакли, праздники, встречи с интересными людьми | Досуг. Выезды, концерты, спектакли, праздники, встречи с интересными людьми | Досуг. Выезды, концерты, спектакли, праздники, встречи с интересными людьми | Досуг. Выезды, концерты, спектакли, праздники, встречи с интересными людьми | Досуг. Выезды, концерты, спектакли, праздники, встречи с интересными людьми |
2-ю часть часть этого материала можно посмотреть тут.
Материал подготовлен редакцией Школы социального волонтерства на основе семинара координатора по сопровождению волонтеров Добровольческого движения «Даниловцы» Андрея Мещеринова.
Эмоциональное выгорание волонтеров
Зачастую волонтерство — тяжелый труд, который требует как физических, так и моральных ресурсов. Добровольцам приходится помогать бездомным, поддерживать неизлечимо больных или вовсе ездить в горячие точки, чтобы оказывать медицинскую помощь при эпидемиях или вооруженных конфликтах.
При этом волонтеры нередко сталкиваются с недоверием и скепсисом со стороны окружающих. Некоторые российские исследователи считают, что негативное отношение к добровольчеству в нашей стране может быть связано с воспоминаниями о советской модели принудительной гражданской активности.
Эту гипотезу подтверждает и тот факт, что бывшие советские граждане прохладно относятся к волонтерству даже в том случае, если они живут на территории развитых стран, где уже существует качественная инфраструктура добровольчества. Все это в совокупности повышает риск эмоционального выгорания среди волонтеров.
Каких-то специальных программ психологической помощи добровольцам не существует — в каждой организации эту проблему решают по-своему. Где-то прибегают к групповым тренингам с психологам, но часто помощь ограничивается дружеской поддержкой коллег.