Кристина Литвинова Инновационные технологии «Дети-волонтеры»
Название «Дети волонтеры»
Актуальность темы «Дети волонтеры» стр. 2
Цели и задачи «Дети волонтеры» стр. 3
Технология «Дети волонтеры» стр. 4
Планирования программы «Дети волонтеры» стр. 5
Вывод «Дети волонтеры» стр. 7
Биографический список стр. 8
Алёна Богачёва Педагогическая технология «Дети волонтёры»
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Армине Микаелян Технология «Дети-волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников
Технология «Дети — волонтеры как средство эффективной социализации детей — дошкольников»
Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности.
Педагогическая технология «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников
в разновозрастных группах ДОО.
МБДОУ д/с №38
Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Социализация — это процесс получения ребенком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях, поэтому одной из главных задач дошкольного образования является создание благоприятной социокультурной развивающей среды в ДОО. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности.
Волонтерство — это синоним слова «доброволец». Поэтому волонтерство — это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентировать в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им.
Цель педагогической технологии «Дети волонтёры» – развитие дошкольного волонтерского движения в ДОО, воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
-развитие самостоятельности и ответственности у дошкольников, навыков общения в разновозрастном коллективе;
-создание такой ситуации развития, при которой происходит передача опыта (игрового, познавательного, социального) в естественной среде от старших к младшим;
-возможность проявления инициативы при выборе для себя рода занятий, участников по совместной деятельности.
В нашем детском саду № 38 социализация воспитанников начинается с использования в работе педагогической технологии «Дети – волонтеры», которая предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. Особенно актуально использовать данную педагогическую технологию в малокомплектных детских садах в которых имеются только разновозрастные группы.
Организацию волонтерского движения в условиях нашего малокомплектного детского сада стали реализовывать на основе проектного метода «Делай добрый дела». На начальном этапе реализации проектной деятельности создали условия для проведения волонтерской работы, определили темы, цели и задачи, разработали план мероприятий, провели ряд бесед: “Кто такие волонтеры?”, «Что такое волонтерство», “О возможности стать волонтерами для малышей”, «Что такое добро?», «Где живет доброта?», мотивировали детей на волонтерскую деятельность.
Данный вид деятельности интересен всем участникам образовательного процесса. Он объединил воедино активных, творческих педагогов, детей всех разновозрастных групп, заинтересовал родителей, которые в дальнейшем были привлечены к совместному сотрудничеству для участия в добровольных, социально важных акциях и мероприятиях.
Наши воспитанники приняли его с большим интересом. Помогая младшим дошколятам, у старших детей-волонтеров возникло ощущение «взрослости», ответственности, повысилась уверенность в себе, каждый получил внутреннее удовольствие от своей работы, возникло желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Своим примером и конкретной помощью волонтёры учили малышей навыкам самообслуживания, совместным играм в группе и на прогулке, знакомили с правилами и традициями детского сада. Особенно удачно проходит такое разновозрастное общение во время прогулки, когда старшие дети берут за руку младших и ходят с ними по всей территории детского сада, совершая совместные экскурсии и наблюдения в природе. Старшим дошкольникам нравиться выступать в роли помощников. Тем более это звание необходимо заслужить своим поведением, положительным отношением к этой работе. Дети должны получать внутреннее удовлетворение, чувствовать гордость за проделанную работу. Не ждать материального вознаграждения. В этом главная суть данного движения.
Практическую помощь оказывали через разные формы взаимодействия детей с социумом. Одной из эффективных форм построения тесного взаимодействия с социумом стало проведение различного рода акций: «Покорми птиц зимой», «Наши добрые сердца», «Твори добро», «Подари радость ближнему» и другие. Благодаря таким акциям мы произвели сбор посылки ветеранам Великой Отечественной войны, создали дидактическое пособие «Бизиборд – умная игрушка» для ребенка с ОВЗ, изготовили кормушки, скворечники для птиц, сдали 350 кг. макулатуры, приобрели памятные подарки ветеранам педагогического труда и поздравили с Днем дошкольного работника, в книжной мастерской создали книжки-малышки и подарили их малышам. Все мероприятия были направлены на то, чтобы показать детям, насколько важно делать добро и помогать остальным, проявлять заботу, сострадание, милосердие к окружающим.
Волонтерство – очень полезная и нужная деятельность для детей. У них развивается уверенность в себе, ребята начинают чувствовать себя нужными и ценными для других людей. Они становятся инициативными и самостоятельными в выборе способов проявления своих интересов, что является одним из направлений ФГОС.
Волонтерское движение при активном участии педагогов, родителей, – это уникальная возможность влиять на формирование и развитие личности ребенка, на развитие его нравственных качеств. Это гарантия того, что дети вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему.
Приобщая детей к волонтерскому движению, мы привлекаем внимание к проблемам общества в целом, воспитываем у детей и взрослых чувство ответственности за свою жизнь, здоровье, сохраняем народные традиции и развиваем добрые качества души.
В результате использования в работе ДОО педагогической технологии «Дети-волонтеры» можно сделать вывод:
— участие детей в волонтерском движении поможет им освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить — коммуникативную компетентность;
— они научатся вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию;
— они будут готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных.
Публикация «Инновационные технологии „Дети-волонтеры“» размещена в разделах
В детских садах педагоги реализуют технологию эффективной социализации «Дети- волонтеры», которая предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. Педагоги помогают старшим дошкольникам научить малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать и т. д.
Волонтерство – это синоним слова «доброволец». Поэтому волонтерство – это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентировать в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им.
Волонтерство – это бесплатная помощь, в результате своего труда ребенок получает не материальную плату, а «плату» в качестве внутреннего удовлетворения.
Цель технологии «Дети волонтёры»
это развитие дошкольного волонтерского движения в ДОУ, главной целью которого, является воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Задачи педагогической технологии
«Дети волонтёры» следующие:
Развитие самостоятельности и ответственности у дошкольников, навыки общения в разновозрастном коллективе
Создание такой ситуации развитие, при которой происходит передача опыта (игрового, позновательного, социального) в естественной среде от старших к младшим
В детском саду используется технология «Дети- волонтеры», предполагающая разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. На первом этапе педагоги знакомят добровольцев из числа воспитанников как обучить малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать. Ребята впервые по настоящему начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Помогая младшим дошколятам, у детей-волонтеров формируется ощущение «взрослости», возникает желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Ребята осознают свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повышается самооценка, уверенность в себе.
Для организации и реализации данной технологии необходимо в каждый режимный момент предоставлять старшим детям возможность помочь или научить младших детей.
Например: дети подготовительной к школе группы (по просьбе воспитателя) могут включать в сюжетно-ролевую игру малышей, пойти к ним в группу и научить их этой игре. Можно предложить старшим детям провести занятие у малышей, помочь им одеться или разучить с ними стихотворение или песенку.
Особенно удачно проходит такое разновозрастное общение во время «Клубного часа», когда старшие дети берут за руку младших и ходят с ними по всей территории детского сада в помещении или на прогулке.
А так же необходимо составить ежедневный и еженедельный план посещения старшими детьми младших. Выделить группу детей, желающих играть с малышами.
Организовать «Школу волонтёров», то есть специально обучать старших детей по следующим программам:
«Научим малышей играть»,
«Научим разрешать конфликты»,
«Знаем, как помочь в проведении занятий».
И самое главное – в педагогическом коллективе должен быть человек, реально отвечающий за реализацию данной технологии, отслеживающий процессы, происходящие среди старших и младших детей и информирующих об этом всех педагогов.
Примерное планирование волонтерского движения по месяцам.
– Оказание помощи в организации игр с детьми второй младшей группы на прогулке.
– Знакомство с новыми дыхательными упражнениями с детьми второй младшей группы на прогулке
– Дети – волонтеры следят за порядком в течение клубного часа.
– Дети – волонтеры в гостях у «Веселинки». « Правила поведения в детском саду»
Оказание помощи в организации игр с детьми средней группы
Оказание помощи при одевании на прогулку детям второй младшей группы
Знакомство с оздоровительными играми детей старшей группы
Оказание помощи в расчистке снега на участке группе
– Совместные сюжетно-ролевые игры по ситуации месяца.
– Оказание помощи детям ясельной группы при одевании на прогулку.
– Помощь детям старшей группы в уборке постели после сна.
– Оказание помощи в расчистке снега на участке группе
– Укладывание спать детей ясельной группы
– Помощь в умывании детям ясельной группы
– Помощь в украшении ёлочки малышам группы
– Подарки для малышей (снежинки).
– Театрализация «Теремок» .
Чтение стихов к празднику
Детям нравиться выступать в роли помощников. Тем более это звание необходимо заслужить своим поведением, положительным отношением к этой работе. Дети должны получать внутреннее удовлетворение, чувствовать гордость за проделанную работу. Не ждать материального вознаграждения. В этом главная суть этого движения.
– участие детей в волонтерском движении поможет им освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить – коммуникативную компетентность;
– они научатся вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию;
– Они будут готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных.
При этом важно, что у них не только сформируется негативное отношение к плохому, но и обеспечены способы социальной активности, позволяющие перейти от пассивного неодобрения к активным действиям в среде сверстников.
Инновационных технологий помогают детям не только в накоплении социального опыта, но и усиливает желание малышей не пропускать ни одного увлекательного дня в детском саду.
1. Гришаева Н. П. Анализ социальных проблем дошкольного воспитания// Управление в дошкольном образовании. 2002 № 5.
2. Гришаева Н. П. Как стать самостоятельным // Комсомольская правда. 2004.7 июня.
3. Дошкольный мир: социальный проект. Гришаева Н. П. // Учительская газета. 1988. 30 июня
4. Клешина С. А. Орехова В. И. Социальная адаптация детей разных возрастных групп к условиям детского сада// Журнал Детский сад: теория и практика. 2013 №5 с. 98-99
5. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие / Н. П. Гришаева. – М. : Вентана – Граф, 2016. – 184 с. – (Тропинки).
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива, 2014. – 32с.
7. Филипович И. В. Правила успешного общения с ребенком раннего возраста // Ежеквартальный научно-практический журнал «Психолог в детском саду». 2009. Июль-сентябрь. с. 75
Публикация «Технология „Дети-волонтеры“ как средство эффективной социализации дошкольников» размещена в разделах
Понимая всю важность процесса социализации детей, мы решили расширить деятельность в этом направлении и приступили к внедрению новых педагогических технологий эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации, автором которых является старший научный сотрудник института социологии РАН Гришаева Н. П.
Волонтерство- это синоним слова «доброволец». Поэтому волонтерство – это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентировать в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им.
Волонтерство- это бесплатная помощь, в результате своего труда ребенок получает не материальную плату, а «плату» в качестве внутреннего удовлетворения.
Задачи педагогической технологии «Дети -волонтёры»
Например: дети подготовительной к школе группы (по просьбе воспитателя)могут включать в сюжетно-ролевую игру малышей, пойти к ним в группу и научить их этой игре. Можно предложить старшим детям провести занятие у малышей, помочь им одеться или разучить с ними стихотворение или песенку.
План работы «Школа волонтеров»
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2019-2020г.
№ Название и цель мероприятия Сроки
Младшие и средние группы Старшие и подготовительные группы
1. Беседа «Кто такие волонтеры? Цель: в доступной форме объяснить детям кто такие волонтёры, для чего они нужны и что они делают.
Просмотр видео презентации «Дети – волонтеры».
Цель: познакомить детей с новым понятием «волонтеры» и показать суть работы и помощи окружающим волонтерами. Беседа «Кто такие волонтеры? Цель: в доступной форме объяснить детям кто такие волонтёры, для чего они нужны и что они делают.
2. Приготовить информационный стенд для родителей на тему «Дети волонтеры»
«День добрых дел». Цель: развивать умение и желание малышей убирать игрушки на место после игры, в группе и на игровом участке. Приготовить информационный стенд для родителей на тему «Дети волонтеры»
«День добрых дел» Цель: развивать умение и желание малышей убирать игрушки на место после игры, в группе и на игровом участке. Сентябрь
3. Подготовка детей к совместным играм со старшими.
Беседы с детьми. « Научим малышей играть». Цель: оказание помощи в организации игр с детьми младшей группы на прогулке.
Дети – волонтеры следят за порядком в течение клубного часа. Октябрь
4. Беседы с детьми на тему «Приметы Осени».
Совместная деятельность Волонтерская образовательная деятельность: Тема «Приметы Осени».
Подготовить вопросы к викторине.
Совместная деятельность Октябрь
5. Операция «Мусору – нет!».
Цель:улучшить экологическое состояние территории детского сада, воспитывать бережное отношение к природе.
Совместная деятельность Операция «Мусору – нет!».
Совместная деятельность Ноябрь
6. Выставка рисунков «Береги свою планету-ведь другой, похожей, нету!»
Цель:Формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе; побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей. Выставка рисунков «Береги свою планету-ведь другой, похожей, нету!»
Цель:Формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе; побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей. Ноябрь
7. Организация совместных игр в группе и на улице «Зимние забавы» (игра в снежки, катание на санках). Организация совместных игр в группе и на улице «Зимние забавы» (игра в снежки, катание на санках). Декабрь
8. Операция «Покорми птиц зимой»
Цель: Привлечение дошкольников к проблемам зимующих птиц; развитие в детях ответственности за «братьев наших меньших»; изготовление питательных смесей для зимующих птиц Операция «Покорми птиц зимой»
Цель: Привлечение дошкольников к проблемам зимующих птиц; развитие в детях ответственности за «братьев наших меньших»; изготовление питательных смесей для зимующих птиц Декабрь
9. Беседы с детьми на тему «Приметы Зимы».
Совместная деятельность Волонтерская образователь-ная деятельность: «Приметы Зимы» Подготовить вопросы к викторине.
Совместная деятельность Январь
10. « Неделя добрых дел» – приводим порядок в книжном уголке. « Неделя добрых дел» – приводим порядок в книжном уголке. Январь
11. Организация совместных игр в группе и на улице «Зимние забавы» (игра в снежки, катание на санках). Организация совместных игр в группе и на улице «Зимние забавы» (игра в снежки, катание на санках). Февраль
12. Беседы с детьми на тему «Безопасность на водоёмах зимой».
Совместная деятельность Волонтерская образовательная деятельность: Тема: «Безопасность на водоёмах зимой». Подготовить вопросы к викторине.
Совместная деятельность Февраль
13. Разучивание подвижной игры совместно со старшими «Воробушки и автомобиль» Цель: Познакомить детей с подвижной игрой. Через подвижную игру дать детям представление об улице, автомобилях, дорогах. Формировать навыки осознанного безопасного поведения на улице. Создать положительный эмоциональный настрой. Разучивание подвижной игры совместно с малышами «Воробушки и автомобиль» Цель: Познакомить детей с подвижной игрой. Через подвижную игру дать детям представление об улице, автомобилях, дорогах. Формировать навыки осознанного безопасного поведения на улице. Создать положительный эмоциональный настрой. Март
14. « Неделя добрых дел» – вместе со старшими приведении группы в порядок. « Неделя добрых дел» – оказание помощи малышам приведении группы в порядок. Март
15. Целевые прогулки на территории детского сада. « Весна пришла» наблюдение за деревьями. Цель: формирование экологических представлений у детей. Расширять представления о весне, ее признаках, учить находить их самостоятельно, закреплять знания о березе, формировать любознательность, умение наблюдать, сравнивать и рассказывать о своих впечатлениях. Целевые прогулки на территории детского сада. « Весна пришла» наблюдение за деревьями. Цель: формирование экологических представлений у детей. Расширять представления о весне, ее признаках, учить находить их самостоятельно, закреплять знания о березе, формировать любознательность, умение наблюдать, сравнивать и рассказывать о своих впечатлениях. Апрель
16. Конкурс рисунков на асфальте «Сохраним землю» Конкурс рисунков на асфальте «Сохраним землю» Апрель
17. Целевые прогулки на территории детского сада «В гостях у Светофорчика». Изучение совместно с малышами правил дорожного движения. Цель: формирование навыков безопасного поведения на дорогах. Целевые прогулки на территории детского сада «В гостях у Светофорчика». Изучение совместно с малышами правил дорожного движения. Цель: формирование навыков безопасного поведения на дорогах. Май
18. « День добрых дел» – вместе со старшими собрать бумажки на участке детского сада «День добрых дел» – помочь малышам собрать бумажки на участке детского сада Май
Следующий этап – практический. На этом этапе реализуются конкретные дела волонтерской команды.
Детьми-волонтерами являются дети старшего дошкольного возраста. До начала мероприятия в процессе проведения «рефлексивного круга» в группах старшего дошкольного возраста определяются желающие стать сегодня «волонтерами».
Воспитанники согласно примерного планирования решают, чем бы они хотели заняться с детьми раннего возраста. В первой младшей группе дети могут показать театрализованную сказку, поиграть с детьми, научить детей какой-нибудь игре, помочь сводить их в туалет, помыть ручки, усадить на стульчики, показать выступления с участием малышей, приуроченные праздникам. Во второй младшей группе двое желающих остаются после проведения игрового дня или мастерских и помогают убрать в группе.
Планируемые результаты от волонтерства:
– помощь в освоении основной компетенции, без которой человек не может жить – коммуникативную
– научиться вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию, стали готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных. Развитие коммуникативно – речевого умения и навыка
– осознание волонтерами свою важную миссию – почувствовать себя старшими помощниками, готовыми прийти на помощь младшим во всех режимных моментах в течении дня. Тем самым они получили отличную возможность почувствовать себя взрослыми и нужными
– понять, что волонтер обязательно должен быть добрым, терпеливым и ответственным
– научиться проявлять инициативу, для формирования потребности в её проявлении по выбору мероприятий и их количеству
– педагогам и родителям, объединив усилия, по воспитанию у детей милосердия, трудолюбия, доброты, толерантности – повысить свою педагогическую компетентность
Для детей раннего возраста:
– охотнее идти на контакт со старшими детьми, с удовольствием слушать сказки, потешки, песенки
– употреблять в речи больше сложных предложений, задавать много вопросов “Почему?”, “Зачем?”, “Где?”.
Благодаря внедрению технологии «Дети –волонтеры», выходя из стен детского сада, наши воспитанники, не только узнают о таком благородном и нужном движении как волонтерство, но и сами в нем поучаствуют. Что оставит положительный отпечаток в сознании у них и желание помогать другим людям безвозмездно.
1. Н. П. Гришаева Современные технологии эффективной социализации
ребёнка в дошкольной образовательной организации. – М. : Вентана – Граф,
2015. – 184 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – М : УЦ Перспектива, 2014. – 32 с.
Публикация «Педагогическая технология „Дети волонтёры“» размещена в разделах
В детских садах педагоги реализуют технологию эффективной социализации «Дети-волонтеры», которая предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. Педагоги помогают старшим дошкольникам научить малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать и т. д.
«Дети волонтёры» следующие:
В детском саду используется технология «Дети-волонтеры», предполагающая разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. На первом этапе педагоги знакомят добровольцев из числа воспитанников как обучить малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать. Ребята впервые по настоящему начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Помогая младшим дошколятам, у детей-волонтеров формируется ощущение «взрослости», возникает желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Ребята осознают свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повышается самооценка, уверенность в себе.
Например: дети подготовительной к школе группы (по просьбе воспитателя) могут включать в сюжетно-ролевую игру малышей, пойти к ним в группу и научить их этой игре. Можно предложить старшим детям провести занятие у малышей, помочь им одеться или разучить с ними стихотворение или песенку.
– Знакомство с новыми дыхательными упражнениями с детьми второй младшей группы на прогулке.