Наталья Соколова Проект «Волонтеры — чуткие сердца»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Челночок»
города Балашова Саратовской области
«Волонтерское движение в детском саду»
Подготовили и провели:
Социальный педагог: Соколова Н. А.
Педагог-психолог:Преслицкая К. Р.
Тема «Волонтерское движение в детском саду».
Елена мельникова Проект «Дорогою добра: волонтерское движение в детском саду»
Система духовно-нравственных ценностей, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро, стремление к исполнению нравственного долга перед собой, своей семьей и своим Отечеством являются приоритетными и на этапе дошкольного детства.
Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, создали условия для частичной подмены духовно-нравственных ценностей материальным благополучием. Исходя из этого, актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду как социальном институте.
Волонтерское движение в детском саду“» размещена в разделах
Актуальность организации волонтерского движения несомненна и привлекает внимание всё больше педагогов, родителей и детей. Своим примером волонтёры указывают правильный путь, доказывают, что будущее за духовно-нравственными людьми с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способными к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми, способными прийти на помощь слабым и оступившимся.
Ведущая педагогическая идея в организации волонтерского движения в ДОО способствовать позитивной социализации дошкольника через активную деятельность.
Волонтерство в дошкольной организации способствует развитию у детей милосердия, как умения пожалеть слабого, маленького, больного; бескорыстно помочь нуждающимся без напоминания и подсказки; отказаться от чего-то значимого, интересного для себя.
Учитывая возраст воспитанников дошкольной образовательной организации и психологические особенности детей дошкольного возраста – приоритетным направлением волонтё рской деятельности в дошкольной образовательной организации является:
– информирование воспитанников ДОУ и семей дошкольников о ценностях здорового образа жизни (ЗОЖ);
– создание условий по овладению элементарными нормами ЗОЖ (правилами в питании, двигательном режиме, закаливании);
– формирование начальных представлений о некоторых видах спорта; – воспитание потребности в полезных привычках.
И как результат работы— распространение информации среди населения через различные формы: выступление детской агитбригады; распространение просветительской литературы по различным вопросам здоровье сбережения, пропаганда здорового образа жизни, привлечение к участию в различных благотворительных акциях.
Волонтерское движение в детском саду невозможно без тесного взаимодействия родителей, детей и педагогов.
Совместная деятельность позволяет приобрести единомышленников, найти значимый для себя круг общения и получить поддержку в дружеском взаимодействии. Удовлетворить одну из глубинных человеческих потребностей – стремление к общению и взаимодействию, потребность быть принятым и вовлеченным в личностно значимые социальные отношения. Добровольческая деятельность дает педагогу, родителям и детям возможность проявить себя в различных моделях взаимодействия, приобрести навыки, необходимые в дальнейшей жизни, для ответственного лидерства и исполнительской деятельности, которая является осознанной и естественной социальной потребностью.
Немаловажным мотивом участия в добровольческой деятельности является возможность организации собственного свободного времени родителей совместно с детьми, педагогами в группах и на территории детского сада.
Волонтерская деятельность позволит создать атмосферу, стимулирующую эффективность воспитания и привлечение семьи к целенаправленному педагогическому процессу дошкольного учреждения; организовать самостоятельную деятельность детей, разработать диагностический инструментарий, методические рекомендации по использованию волонтерской деятельности для педагогов и родителей и апробировать их в ДОО.
Нормативной правовой базой проекта, на которой основана деятельность добровольческих объединений и организаций в Российской Федерации, являются следующие документы:
– Всеобщая декларация прав человека (1948 г.);
– Конвенция о правах ребенка (1989 г.);
– Всеобщая Декларация Добровольцев, принятая на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий (Амстердам, январь, 2001 г., Международный Год добровольцев) при поддержке Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций и Международной ассоциации добровольческих усилий (IAVE);
– Конституция Российской Федерации (ч. 4 и 5 ст. 13, ч. 2 ст. 19, ст. 30);
– Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 117);
– Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. № 1054-р;
– Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;
– Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;
– Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ» О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
Анализ ситуации и постановка проблемы:
Институт волонтерства широко распространен во многих странах мира, в том числе и в России. Волонтерство основывается на добровольном труде, не требующем оплаты. Следовательно, его мотивы – не в материальном поощрении, а в удовлетворении социальных и духовных потребностей.
Все волонтеры руководствуются в своей деятельности одним общим принципом – безвозмездно помогать людям.
Волонтёрская деятельность – это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение. Для волонтера ценны такие качества личности как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие, сформированная потребность к здоровому образу жизни.
Нельзя научить ребенка быть социально активным, не участвуя самим волонтерской деятельности.
Проблема, которую мы выбираем для решения совместно с родителями и детьми, анализируется по следующим параметрам:
– важность для всех участников педагогического коллектива;
– актуальность для определенной группы задач, решение которых запланировано на 2018 год.
– возможность ее реализации силами участников волонтерского движения ДОО.
Миссия нашего волонтерского движения – внести вклад в развитие образовательного процесса ДОО, оказать позитивное влияние на детей при выборе ими жизненной позиции и ценностей, сделать жизнь вокруг себя ярче, безопаснее и удобнее.
Новизна состоит в том, что организация волонтерского движения предполагается в условиях детского сада.
1. Благотворительная деятельность в таких сферах, как образование является важнейшим факторам нравственного развития.
2. В соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО, духовно-нравственная культура складывается из установки на положительное отношение к миру, на понимание того, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных верований, физических и психических особенностей, на проявление патриотических чувств, на знание традиций своей семьи и своей Родины.
3. В соответствии с приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины и опираясь на систему духовно-нравственных ценностей, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро стремление к исполнению нравственного долга перед собой, своей семьей и своим Отечеством.
Цель проекта : создать в МБДОУ ЦРР – “Детский сад №217” волонтерское движение “Дорогою добра” объединив воедино активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей старшего дошкольного возраста и их участие в добровольных, социально важных акциях и мероприятиях дошкольной организации.
Основная задача – это внедрение волонтерского движения в дошкольной организации, что включает в себя:
– свободное объединение родителей, педагогов и детей, деятельность которых продиктована доброй волей, а не принуждением;
– создание возможности родителям и педагогам приобретать новые знания, полноценно развивать свой творческий потенциал и уверенность в себе.
1. Расширить представления о волонтерском движении у детей 5-7 лет, педагогов и родителей воспитанников детского сада.
2. Дать практические навыки участия в волонтерском движении всем участникам образовательного процесса.
3. Сформировать инициативную группу педагогов и родителей – «содружество воспитывающих взрослых» для дальнейшей совместной деятельности.
4. Разработать методические материалы по результатам волонтерского движения в дошкольной образовательной организации и распространить опыт работы.
Вид проекта : образовательный, творческий, информационно-просветительский, индивидуально-развивающий.
Участники: педагоги ДОО, родители воспитанников, дети старшего дошкольного возраста.
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие
Этапы реализации проекта :
1. Первый этап (подготовительный)
– включает в себя подбор информации, по теме проекта;
– планирование, оповещение родителей;
– постановка цели, задач, разработка планов, предварительная работа с родителями, детьми;
– создание развивающей предметно-развивающей среды в группах и на территории ДОО;
2. Второй этап (основной)
– реализация проекта “Аллея добра”
3. Третий этап (заключительный)
– обобщение результатов работы.
Развитие добровольческой (волонтерской) деятельности у воспитанников, их родителей и сотрудников образовательного учреждения направленной на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном уровне способствующей личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность добровольцев.
Практическая значимость проекта :
Внедрение волонтерского движения в дошкольной организации на основе свободного объединения родителей, педагогов и детей, деятельность которых продиктована доброй волей, а не принуждением приведет к формированию у дошкольников таких качеств как милосердие, ответственность, самостоятельность; оптимизации детско-родительских отношений; повышению рейтинга образовательного учреждения, так как всеми участниками проекта будет осознанно создано и принято единое образовательное пространство “семья – детский сад – социум”.
Успешно работающая система волонтерского движения в МБДОУ ЦРР – “Детский сад №217” обеспечит повышение профессиональной компетентности педагогических работников и позволит:
– создать в коллективе атмосферу, стимулирующую эффективность воспитания и привлечение семьи к целенаправленному педагогическому процессу дошкольного учреждения;
– организовать самостоятельную деятельность детей;
– разработать диагностический инструментарий, методические рекомендации по использованию волонтерской деятельности для педагогов и родителей и апробировать их в ДОО.
Успешная реализация проекта может стать прецедентом в организации волонтерского движения в дошкольном образовательном учреждении. В результате реализации проекта воспитывающие взрослые и старшие дошкольники получат новые знания о волонтёрском движении, а также приобретут опыт участия в добровольческих мероприятиях. Мероприятия в рамках проекта позволят сформировать такие качества личности дошкольника как трудолюбие, толерантность, потребность в здоровом образе жизни, доброжелательность, бережное отношение к природе, милосердие, что будет являться основой волонтёрской направленности личности ребёнка в дальнейшем. Предложенная система работы по организации волонтёрского движения может быть использована в ДОУ любого вида и типа, при условии заинтересованных активных, искренних, целеустремленных лидеров.
МБДОУ ЦРР – “Детский сад №217” – социальный институт, в котором работают люди определенного общественного склада, умеющие выстраивать рейтинг духовных ценностей, для которых понятия “помощь” и “быть нужным” являются не пустыми словами. Приоритеты специалистов детского сада расставлены в пользу нравственных идеалов.
Свою деятельность мы начали с изучения отношения педагогов и родителей учреждения к волонтерской деятельности.
На начальном этапе организации волонтерского движения в детском саду был проведен анализ отношения педагогов и родителей к волонтерской деятельности, изучен опыт работы волонтерских отрядов городов России, анкетирование родителей (См. Приложение 1).
В апреле 2018 учебного года был проведё н опрос родителей в количестве: 161 человека, из них:
педагогов – 13 человек
родителей – 158 человека.
Анализ ответов позволил сделать следующие выводы:
40% опрошенных не владеют информацией о деятельности волонтерских отрядов в нашем регионе;
95% положительно отнеслись к созданию волонтерского движения в дошкольной организации.
В добровольческом движении согласились принимать участие 83% всех опрошенных.
Анализ ответов показал, что родители и педагоги неоднозначно относятся к волонтерской деятельности.
Одни считают ее неотъемлемой частью жизни, другие как способ время препровождения. Несмотря на это, все исследуемые положительно отнеслись к созданию волонтерского движения в детском саду.
В зависимости от выбора основных объектов волонтерского движения мы выделили следующие блоки работы:
• работа с детьми 5-7 лет (волонтёрское движение);
• работа с педагогами;
• работа с семьёй.
Мероприятия волонтерского движения в детском саду
С детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет) :
• Дать детям представление о волонтерской деятельности в городе, в детском саду через беседы, чтение художественной литературы (См. Приложение 2);
• Изготовить с детьми поделки к различным праздникам;
• “Дом для птиц” – учить детей бережно относиться к природе;
• “Разукрасим наш участок” – воспитание трудолюбия;
• Организовать и провести концерт в детском саду к Дню пожилого человека;
• Привлечь детей старшего возраста к организации досуга с детьми младшей группы, к помощи сбору на прогулку.
• Организация тематических концертов (День пожилого человека, 9 мая, День матери и т. д.);
• Благоустройство участков, и территории улицы Партизанская, 84, на которой расположен ДОО;
• Развивающая предметно-пространственная среда в холлах дошкольной организации и на территории МБДОУ.
• Пропаганда среди родителей воспитанников через организацию социальных акций “Принеси саженец”, “Птичья столовая”.
• Уборка листвы на участке группы и территории ДОО;
• “Своими руками” – изготовление с детьми поделок к различным праздникам для пожилых людей;
• организация и проведение концертов для ветеранов в детском саду;
• сбор вещей для малообеспеченных семей;
• Участие в акциях “Посади свое дерево”, “Птичья столовая”, участие в проекте “Дорогою добра”.
Таким образом, организация деятельности волонтерского движения в детском саду при активном участии педагогов, родителей и детей – это уникальная возможность влиять на формирование и развитие личности ребенка, на развитие его нравственных качеств, навыков общения и социальной гибкости к меняющимся внешним социальным условиям; повышение специальных знаний педагогов по волонтерской деятельности; знакомство родителей воспитанников 5-7 лет с методикой работы волонтерского движения в детском саду.
Публикация «Проект „Волонтеры — чуткие сердца“» размещена в разделах
Педагогический проект «Волонтерское движение в детском саду»для реализации в системе образования наразновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим в обучении малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать, в формировании активной жизненной позиция, умении ориентироваться в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им.
Руководитель проекта Преслицкая К. Р.
Соколова Н. А. Педагог-психолог
Исполнитель проекта Дети старшей группы
Дети младшей группы
Социальный педагог МДОУ д/с «Челночок» г. Балашов
Юридический адрес исполнителя проекта г. Балашов, Саратовская обл.
ул. Юбилейная, 11
Цель проекта Отсутствие у детей старшего дошкольного возраста социально – нравственной позиции, связанной с различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. Цель:Создать в детском саду волонтерское движение, объединив воедино активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей дошкольного возраста и их участие в добровольных, социально важных акциях и мероприятиях. Внедрить волонтерскую практику в деятельность детского сада, направленную на развитие духовно-нравственной личности дошкольников; формирование у воспитанников высокого патриотического сознания.
Задачи проекта • Объединяющая совокупность мероприя-тий, направленных на устранение первой причины существования проблемы
• Объединяющая совокупность мероприя-тий, направленных на устранение второй причины существования проблемы.
• Объединяющая совокупность мероприя-тий, направленных на устранение третьей причины существования проблемы • Формировать коммуникативные способности дошкольников, навыки сотрудничества, позитивные установки на добровольческую деятельность.
• Воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способной к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми, воспитаниенравственных качеств детей (доброта, взаимопомощь, отзывчивость, самостоятельности, ответственности, навыков общения в разновозрастном коллективе.
Срок реализации проекта.
С сентября 2021 года по май 2023 года. Работа в данном направлении будет продолжаться и в дальнейшем.
Тип проекта : практико-ориентированный, творческий, индивидуально-развивающий, информационно – просветительский.
Исполнители основных мероприятий. Перечислить должности педагогов, которые реализуют основные мероприятия. Педагог-психолог Преслицкая К. Р.
Социальный педагог Соколова Н. А.
В детских садах педагоги реализуют технологию эффективной социализации «Дети- волонтеры», которая предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. Педагоги помогают старшим дошкольникам научить малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать и т. д.
Волонтерство – это синоним слова «доброволец». Поэтому волонтерство – прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентировать в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им.
Волонтерство – это бесплатная помощь, в результате своего труда ребенок получает не материальную плату, а «плату» в качестве внутреннего удовлетворения.
Для волонтера ценны такие качества как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие. Основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помочь взрослым. Волонтерство в дошкольном учреждении способствует развитию у детей милосердия, как умения пожалеть слабого, маленького, больного; бескорыстно помочь нуждающимся без напоминания и подсказки; отказаться от чего-то значимого, интересного для себя.
Новизна проекта. Благотворительная деятельность в таких сферах, как образование является важнейшим факторам нравственного развития. В соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО, духовно-нравственная культура складывается из установки на положительное отношение к миру, на понимание того, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных верований, физических и психических особенностей, на проявление патриотических чувств, на знание традиций своей семьи и своей Родины.
Ключевые задачи проекта :
1. Формировать коммуникативные способности дошкольников, навыки сотрудничества, позитивные установки на добровольческую деятельность.
2. Воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми, воспитывать: нравственные качества (доброту, отзывчивость, взаимопомощь, самостоятельность, инициативность, ответственность.
3. Формирование у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа. Способствовать повышению значения семейных ценностей.
4. Создать возможность родителям и педагогам приобретать новые знания, полноценно развивать свой творческий потенциал и уверенность в себе;
5. Расширить представления о волонтерском движении у воспитанников детского сада, педагогов, родителей детского сада
6. Дать практические навыки участия в волонтерском движении всем участникам образовательного процесса;
7. Сформировать инициативную группу педагогов и родителей, участвующую в данном движении;
8. Создать методические рекомендации по организации волонтерства в детском саду и распространить опыт работы в других детских садах;
9. Составить план мероприятий и реализовать его в течение 2021– 2023 учебных годов.
10. Разработать новые формы и методы, объединяющие усилия педагогов и родителей, по воспитанию у детей милосердия, трудолюбия, доброты, толерантности.
11. Создание условий для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования.
Предполагаемый результат: Развитие добровольческой (волонтерской) деятельности у воспитанников, их родителей и сотрудников образовательного учреждения направленной на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном уровне способствующей личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность добровольцев.
Создание волонтё рской деятельности в детском саду позволит:
-организовать самостоятельную деятельность детей,
-разработать диагностический инструментарий, методические рекомендации по использованию волонтерской деятельности для педагогов и родителей и апробировать их в ДОУ.
-расширить представление о волонтерском движении у детей 3-7 лет, педагогов детского сада, родителей воспитанников;
-приобщить детей и родителей воспитанников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства.
-формировать у детей предпосылки толерантного отношения к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности;
-привлечь родителей воспитанников в образовательный процесс ДОУ;
-обеспечить преемственности целей, задач и содержания образования дошкольного и начального общего образования.
-организовать целенаправленную работу в ДОУ благотворительной и добровольческой направленности, через взаимосвязь поколений – дети, взрослые и пожилые люди.
Нормативно правовая база проекта :
– Федеральный закон «Об образовании»
– Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. ;
– Федеральный закон от 28 июня 1995 г. « О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;
– Федеральный закон от 11 августа 1995 г.» О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
1. Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его.
2. Раскрой себя в любой полезной для окружающих и тебя самого деятельности.
3. Помни, что твоя сила и твоя ценность – в твоем здоровье.
4. Оценивай себя и своих друзей не по словам, а по реальным отношениям и поступкам.
Кодекс волонтеров :
1. Хотим, чтобы стало модным – Здоровым быть и свободным!
2. Знаем сами и всех научим, Как сделать свое здоровье лучше!
3. Акции – нужное дело и важное.
4. Кто тренируется и обучается, У того всегда и все получается.
5. Готовы доказать на деле: Здоровый дух – в здоровом теле! (Участие в конкурсах по пропаганде ЗОЖ)
6. День волонтера. Ждет новичков перевоплощение – испытание, клятва и посвящение! Соблазнов опасных подальше держись. С нами веди интересную жизнь! Думай когда отвечаешь «нет» и «да» И помни, что выбор есть всегда!
№ Этап проекта Наименование мероприятия Краткое описание содержание мероприятия Сроки или период (в мес.) Ожидаемые результаты Предшествующие мероприятия Исполнители Механизмы контроля
1 Подготовительный этап Обсуждение и утверждение проекта «Дети волонтеры» Рассмотрение актуальности проекта
– май Определение направлений работы.
Составление плана работы. Изучение актуальности проблемы Педагог-психолог, социальный педагог Заведующий ДОУ
Формирование новой и уточнение действующей нормативно – правовой базы ДОУ.
-Заключение договора о сотрудничестве с воспитателями младшей и старшей группы
-Организация наставничества детским садом
-Составление плана работы проекта
– Составление Положения о проектной деятельности в ДОУ
Формирование нормативно- правовой базы ДОУ Изучение нормативных документов Педагог-психолог, социальный педагог,педагоги групп. Заведующий ДОУ
Октябрь Выявление уровня компетентности педагогов, родителей, по вопросам духовно -нравственно воспитания детей, волонтерства. Опросы педагогов, родителей Педагог-психолог, социальный педагог, педагоги групп Заведующий ДОУ
Проведение общего родительского собрания посвященного вопросам духовно -нравственно воспитания детей, волонтерской деятельности. – Знакомство родителей с Положением о проектной деятельности ДОУ
Анализ анкет родителей воспитанников
Ноябрь Выявление уровня компетентности родителей, по вопросам духовно -нравственно воспитания детей, волонтерства
Знакомство с работой проекта «Дети волонтеры» -Изучение актуальности проблемы
-Опросы педагогов, родителей Педагог-психолог, социальный педагог, родители
Совершенствование материально-технической базы ДОУ. Использование ИКТ
для занятий с детьми
-приобретение методической литературы, наглядных пособий, иллюстраций. Сентябрь- Май
Развитие предметно-пространнственной среды для дошкольников
-Методическое обеспечение воспитательно- образовательного процесса.
Педагог-психолог, социальный педагог, воспитатели групп Заведующий ДОУ
План реализации проекта -Разработка системы перспективного планирования мероприятий, плана работы с социумом Сентябрь-Май Систематизация накопленного материала Привлечение к сотрудничеству воспитателей других групп, родителей воспитанников Изучение актуальности проблемы
2 Практический этап
«Посвящение в волонтеры» Проведение мероприятия в старшей группе Ноябрь Продвижение идеи волонтерства и поддержки волонтерских инициатив в МДОУ Сотрудничество с волонтерами МОУ СОШ №15, подготовка материала Социальный педагог, педагог-психолог, воспитатели групп, волонтеры Заведующий ДОУ
«Помоги другим» Изготовление пособий для младших групп Ноябрь- Декабрь Организация благотворческой направленности Консультация с педагогами младших групп Социальный педагог Заведующий ДОУ
«День пожилого человека» Изготовление открыток детьми совместно с родителями, пожилым людям Ноябрь
Организация работы ДОУ благотворительной и добровольческой направленности, через взаимосвязь поколений – дети, взрослые и пожилые люди
Подбор материала Социальный педагог, родители
«День матери» Изготовление открыток детьми совместно с педагогами Ноябрь Организация работы ДОУ благотворительной и добровольческой направленности, через взаимосвязь поколений Подбор материала Педагог-психолог, социальный педагог
Экскурсия в младшую группу и среднюю группу. Посещение детей-волонтеров в младшую группу, совместно с воспитателями. Декабрь Организация образовательного процесса в форме совместной деятельности детей, педагогов, родителей
Педагог-психолог, социальный педагог, Воспитатели групп. Заведующий
Консультации с педагогами Беседа с воспитателями в ДОУ.
Январь Воспитание толерантного отношения к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности Работа с материалом Педагог-психолог, воспитатели групп. Заведующий ДОУ
«Помоги детям, поделись теплом» Сбор помощи (вещи, продукты, игрушки) для кризисного центра Январь – март Организация работы ДОУ благотворительной и добровольческой направленности Беседы с воспитанниками Педагог-психолог, социальный педагог, родители, воспитатели Заведующий ДОУ
23 февраля и 8 марта Изготовление открыток и подарков к праздникам
Февраль-март Организация работы ДОУ благотворительной и добровольческой направленности Работа с материалом Педагог-психолог, социальный педагог, воспитатели групп Заведующий ДОУ
Консультация для воспитателей групп в ДОУ
Презентация воспитателей по теме: «Волонтерское движение в детском саду» Февраль Перспективность применения данного опыта Систематизация накопленного материала Педагог-психолог
Консультация для родителей групп: «Разнообразные формы и методы по воспитанию волонтерства» Онлайн консультация Март Изучение разнообразных форм, методов и приемов образовательной деятельности, обеспечивающих эффективную реализацию задач по социально – нравственному воспитанию в условиях дошкольного образовательного учреждения. Систематизация накопленного материала Педагог-психолог, социальный педагог, родители Заведующий
«Праздник Светлой Пасхи»
Апрель Организация работы ДОУ благотворительной и добровольческой направленности Работа с материалом Педагог-психолог, социальный педагог, воспитатели групп Заведующий ДОУ
Посещение младших групп Совместная игровая деятельность, помощь на прогулках, помощь с уборкой, совместная организованная деятельность на улице Декабрь- май Воспитание толерантного отношения к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности Беседа с воспитанниками Педагог-психолог, социальный педагог, воспитатели групп Заведующий ДОУ
«Братья наши меньшие» Помощь бездомным животным, приютам. Воспитанники совместно с родителями Апрель Воспитания бережного отношения сокружающей среде и животным Беседа с родителями воспитанников Педагог-психолог, социальный педагог, родители Заведующий ДОУ
«Весенняя неделя добра» Участие детей-волонтеров в благотворительной акции Апрель Воспитание толерантного отношения к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности Беседа с воспитанниками Педагог-психолог, социальный педагог, воспитатели групп, волонтеры «Молодежь плюс» Заведующий ДОУ
II Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы дошкольного и начального образования» Выступление с докладом «Чуткие сердца. Волонтерское движение» Апрель Приобщение и просвещение работников учреждений в тему проекта Подготовка материала Педагог-психолог, социальный педагог, Заведующий ДОУ
Поздравление с Новым годом Рисование поздравлений к Новому году для участников СВО декабрь Организация работы ДОУ благотворительной и добровольческой направленности Беседа с детьми Педагог-психолог, социальный педагог, Заведующий ДОУ
Рождество Поздравление с рождеством для детей младших групп январь Приобщение и просвещение детей к православным праздникам
Беседа с воспитанниками, предварительная работа Педагог-психолог, социальный педагог, Заведующий ДОУ
Мероприятие по безопасности Взаимодействие с волонтерами школы № 15 февраль Организация работы ДОУ благотворительной и добровольческой направленности Беседа с детьми Педагог-психолог, социальный педагог, Заведующий ДОУ
Мероприятие по безопасности для младших групп Демонстрация лэпбука, раскрашивание тематических картинок, игра Март Просвещение детей Беседа, подготовка материала Педагог-психолог, социальный педагог, Заведующий ДОУ
День пожилого человека Посещение центра соцобсуживания, поздравление пожилых людей, Март Приобщение детей к благотворительной деятельности подготовка номера и заучивание стихов Педагог-психолог, социальный педагог, Заведующий ДОУ
Пасха Мероприятие для детей младших групп, поздравление с Пасхой при взаимодействии с библиотекой Апрель Приобщение и просвещение детей к православным праздникам
Беседа с детьми, подготовка мероприятия Педагог-психолог, социальный педагог, Заведующий ДОУ
Акция «Белый цветок» Участие в весенней неделе добра, вручение цветков прохожим Апрель Организация работы ДОУ благотворительной и добровольческой направленности Подготовка материала, изготовление цветков, беседа с детьми Педагог-психолог, социальный педагог, Заведующий ДОУ
3 Аналитический этап Анализ работы с детьми ДОУ младшей и старшей групп. Анализ реализации проекта Май Выявление знаний детей Реализация проекта Педагог-психолог, социальный педагог, Заведующий ДОУ
Оценка эффективности реализации проекта
№ п/п Критерии Показатели оценки результативности
1. Актуальность и значимость Цель проекта соответствует требованиям ФГОС ДО
2. Рентабельность Проект не требует больших затрат
3. Эффективность Определяется при анализе диагностических данных, мониторинга, анкетировании.
4. Воспроизводимость Можно использовать в других дошкольных учреждениях.
5. Оригинальность Новые подходы к решению духовно-нравственного воспитания детей через волонтерскую деятельность.
6. Достижения детьми планируемых результатов Увеличение числа детей, с высоким уровнем развития.
7. Результативность работы педагогов Увеличение доли педагогов оптимально использующих проектную деятельность.
8. Научно- практические конференции, семинары, совещания различного уровня Участие, проведение
9. Обобщение опыта
Освещение результатов работы в сети Интернет, на сайте ДОУ, СМИ
10. Изменение характера взаимодействия ДОУ с семьёй и социумом
Увеличение числа родителей осознанно участвующих в воспитательно – образовательном процессе в рамках проекта, через совместные мероприятия как волонтеров : праздничные концерты, изготовление подарков, участие в акциях, круглые столы, интересные встречи.
Результат реализации проекта
Дети быстро адаптировались в создаваемых условиях:
– участие детей в волонтерском движении помогло им освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить – коммуникативную компетентность;
– они научились вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию;
– Они готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных.
Межгрупповое взаимодействие по нашим наблюдениям взаимно обогатила: младших продвинуло в своем развитии, а старшим дало возможность быть образцом для подражания. Для детей старшего возраста игра с малышами урок ответственности, первое серьезное дело, которым он руководит.
Несмотря на выше сказанное считаем, что работа по внедрению технологии показала положительную динамику сформированности и развития у детей саморегуляции поведения, самостоятельности, инициативности и ответственности, а также эмоционального удовлетворения. После посещения младшей группы дети приходили удовлетворенные тем, что они помогали, занимались, играли с малышами как взрослые, проявляя к ним заботу. Приходя в группу и рассказывая, где они были, чем занимались, тем самым они постепенно вызывали интерес и желание других детей попробовать, а потом тоже активно включались в волонтерское движение.
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что организация деятельности волонтёрского движения в детском саду – это уникальная возможность влиять на формирование качеств, необходимых не только для успешной адаптации и обучению в школе, но и для жизни в современном обществе.
Педагогический коллектив наметил следующие мероприятия по внедрению технологии «Дети – волонтеры» в нашем дошкольном учреждении:
1. Создание бригады волонтеры- родители.
2. Включение в технологию младших школьников с целью преемственности различных ступеней образования.
3. Совместно с педагогом-психологом проведение тренингов на повышение самооценки и улучшения межличностных отношений в детских и педагогических коллективов.
Инновационных технологий помогают детям не только в накоплении социального опыта, но и усиливает желание малышей не пропускать ни одного увлекательного дня в детском саду.