волонтеры для детей школ интернатов

Проект «Быть рядом» помогает детям, оказавшимся в трудной ситуации, которые находятся в больницах и интернатных учреждениях: волонтеры поддерживают детей, ухаживают за ними, становятся старшими друзьями и наставниками, вместе готовятся к выпуску из детдома. Каждый месяц мы проводим общий набор волонтёров в эту команду, а в процессе обучения и понимания своих желаний, возможностей и ресурсов вы сможете определиться, в какой из проектов данной программы вы пойдете помогать.

Когда в жизни происходит что-то хорошее, хочется делиться этой радостью
с другими

Создай свое событие на платформе «Кстати!»

Подарите детям с особенностями развития настоящие каникулы

Очищай планету и помогай детям

Превращаем пластиковые крышки в средства реабилитации для детей со сложными заболеваниями

Оказываем информационную, психологическую и юридическую помощь

Больше, чем бег
бежим в поддержку подопечных фонда

Приглашаем всех желающих в команду благобегунов фонда!

Кто мы?
Движение волонтеров Благотворительного фонда “Чувство дома” – сообщество неравнодушных людей, стремящихся помочь детям-сиротам.

Что мы делаем?
Движение волонтеров проводит благотворительные поездки в детские дома, школы-интернаты, центры помощи детям.

Зачем это нужно?
Дети-сироты нуждаются в общении, внимании, заботе. Развивающие занятия, которые волонтеры проводят в сиротских учреждениях, помогают детям приобрести полезные навыки, развить важные качества характера и получить хорошие жизненные ориентиры.

Как поехать с нами к детям-сиротам?
Это очень просто. Напишите нам о своем желании участвовать в поездке. Наш представитель встретится с Вами, расскажет все необходимые подробности, и Вы сможете поехать с нами в ближайшую поездку.


ВОЛОНТЕРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ШКОЛ ИНТЕРНАТОВ

В интернатах «Дом с маяком» помогает детям с тяжёлыми и неизлечимыми заболеваниями. Часто они не могут ходить, говорить, плохо слышат или видят. Таким ребятам остро не хватает внимания и общения.

Волонтёр, который приходит к ребёнку в интернат, по-настоящему меняет его жизнь. Ведь каждому человеку важно быть кому-то нужным.

Никаких специальных навыков для такого волонтёрства не нужно. Главная задача волонтёра — общаться: обращаться к ребёнку по имени, играть, быть рядом.

Занятий можно придумать много: слушать музыку, поиграть с ребёнком на музыкальных инструментах, пускать мыльные пузыри, найти светящуюся или вибрирующую игрушку, которая понравится ребёнку, пойти на прогулку — шуршать листьями и трогать жёлуди.

Мы подготовим волонтёров — попросим изучить обучающие материалы, ответим на все вопросы, обязательно сопроводим во время первых визитов в интернат и поможем найти подход к ребёнку.

Сейчас мы ищем волонтёров для двух учреждений:

— в г. Москве, в районе МЦК «Белокаменная».

— в г. Коломне.

Приходить можно как в будни, так и в выходные. Важно, чтобы визиты были регулярными — два раза в месяц и более. Первый шаг к волонтёрству — заполнить анкету на нашем сайте, после этого мы с вами свяжемся.

Контакт для вопросов — координатор волонтёров Борис Золотаревский: 8 909 938 24 69.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

Как правило, детей-сирот направляют в стационар даже в тех ситуациях, когда лечение возможно амбулаторно. Иногда больница становится промежуточным этапом между семьей и сиротским учреждением. Оказавшись в незнакомом месте, ребенок находится в состоянии стресса и нуждается в поддержке и внимании, которое не в состоянии обеспечить медперсонал. Волонтеры помогают обеспечить заботу, уход и развитие детей на время их пребывания в больницах.

Что делают волонтеры:

• восполняют нехватку общения у детей, оказывают им индивидуальное внимание, занимаются их развитием, играют с детьми и вносят разнообразие в больничную жизнь;
• сопровождают детей на медицинских процедурах, обследованиях, прогулках;
• следят за гигиеной детей и кормят их.

регулярные посещения (1-2 раза в неделю) детей в больницах

Учреждения, в которых действует проект «Волонтерский уход»:

• Морозовская ДГКБ,
• Московская областная психоневрологическая больница для детей с поражением ЦНС и нарушением психики в Ховрино,
• ДГКБ им. З.А. Башляевой,
• Центральная московская областная клиническая психиатрическая больница,
• ГБУЗ «Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков имени Г. Е. Сухаревой»

Наставники для подростков и выпускников интернатов

Коллективная среда проживания не способствует развитию детей: они пережили много травм и находятся в искусственно созданной среде, где никто не интересуется отдельным ребенком. Только индивидуальное внимание и поддержка взрослого могут помочь ребенку начать учиться и развиваться, осознанно подойти к выбору профессии и реализовать себя после выхода из интерната. Наставники проекта поддерживают ребенка на этом пути.

А для детей с особенностями развития, которые вынуждены всю жизнь проводить в стенах учреждений, волонтеры становятся единственными проводниками в большой мир. Они помогают ребятам освоить те навыки, которые им пригодятся в будущем: как пользоваться общественным транспортом, как покупать продукты в магазине, как готовить.

Некоторые ребята с особенностями развития, к сожалению, оказываются после 18-летия в психоневрологических интернатах. По некоторым данным, в ПНИ проживают около 300 тысяч людей с ментальными нарушениями. Для большинства ребят это жизнь в заточении. Некоторые подолгу или никогда не покидают стен здания, не выезжают в город из-за отсутствия сопровождения или из-за чрезмерной осторожности администрации интерната. В рамках проекта волонтеры помогают молодым людям жить полной жизнью, насколько это возможно.

Что делают наставники:

• навещают подростков в детдомах и молодых взрослых в ПНИ,
• помогают им в освоении навыков, необходимых для безопасного перемещения в городской среде и самостоятельного решения бытовых задач;
• организуют досуг в учреждении и за его пределами, сопровождают в поездках.

• индивидуальное общение в формате «один волонтер – один подопечный» (1 раз в неделю),
• групповые поездки в учреждения (1-2 раза в месяц).

Учреждения, в которых работают наставники:

• «Социально-реабилитационный» центр для несовершеннолетних Дубенского района» (ГУСОН ТО СРЦН Дубенского района),
• «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних № 4» (Щекино),
• ГКСОУ ВО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида г. Киржача»,
• Государственное казенное общеобразовательное учреждение Московской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Преображение», г. Егорьевск,
• МСОУ Запрудненская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида,
• «Молодая Гвардия», муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом, п. Внуково,
• ЦССВ «Петровский парк»,
• ЦССВ «Центральный»,
• ЦССВ «Юнона»,
• ГБУ Центр поддержки семьи и детства «Косино-Ухтомский»,
• Психоневрологический интернат №16.

На сегодняшний момент условия, при которых волонтеров пускают в учреждения, максимально просты — это наличие сертификата о вакцинации против Covid-19.

5 шагов на пути к вступлению в проект:

1. Заполнить анкету (если не заполняли ее выше)
2. Пройти онлайн-курс (10 лекций + тестирования к ним)
3. Пройти очный интенсив (6 часов)
4. Пройти собеседование с психологом (1 час)
5. Собрать медицинские справки

Чему будут учить на онлайн-курсе и во время интенсива:

• Направления и форматы помощи детям, оставшимся без попечения родителей в интернатах и больницах;
• Психологические особенности детей-сирот, привязанность в жизни ребенка-сироты;
• Неизбежные последствия сиротства в социальном анамнезе для развития ребенка;
• Коммуникация с детьми школьного возраста;
• Развивающий уход для малышей от 0 до 3-х лет;
• Этические вопросы ухода за тяжелобольными детьми и основы альтернативной коммуникации;
• Программа наставничества для подростков и молодых взрослых;
• Игры и занятия с особым ребенком;
• Программа социализации выпускников детских домов, проживающих в ПНИ;
• Коммуникация с детьми с расстройством аутистического спектра.

«Дом с маяком» набирает волонтёров для детей в интернатах, которые остались без попечения родителей и одновременно нуждаются в паллиативной помощи. Мы собрали шесть мифов, с которыми чаще всего приходится сталкиваться начинающим волонтёрам, навещающим самых тяжёлых детей, чтобы вы были подготовлены, если решитесь на этот вид добровольческой работы.

1. Приду и всех спасу.

Многие идут в интернаты, представляя свой поступок подвигом: «Сейчас сделаю доброе дело и изменю мир». « Первый раз я шла с иллюзией, что я молодец, иду творить добро, в моей деятельности стояла на первом месте я сама, – говорит Лиза Петрова, сотрудница Детского хосписа, оформившая в интернате гостевой режим на одного из тяжёлых подростков (то есть Лиза имеет право забирать на время своего подопечного). – И очень быстро поняла, что это неправильно. Тогда моей целью стало раскрасить чью-то жизнь. А это всегда возможно, каким бы тяжёлым ни был ребёнок».«Люди, увлечённые собственным «геройством», выгорают быстрее всего, – говорит Полина Трифонова, административный директор «Дома с маяком» и участница проекта волонтёрской помощи тяжелобольным ребятам в интернатах. – Нужно помнить, что волонтёрство – это всегда взаимовыгодный процесс и избавляться от ореола героя».

2. Мы весело проведём время вместе с ребёнком.

Одно из частых ожиданий волонтёров, которые не оправдываются, – что от паллиативных детей будет большая отдача. « Но дело в том, что от детей, чьи возможности коммуникации минимальны, а состояние достаточно тяжело, мы не всегда можем получить обратную связь на понятном нам уровне. И смысл нашего присутствия – в самом присутствии в жизни ребенка», – говорит Полина Трифонова.«Меня ждало разочарование в первые визиты к моему подопечному Серёже, – рассказывает волонтёр Юлия Андрюшкова, которая с 2022 года навещает 11-летнего ребёнка в московском доме-интернате. – Я привыкла к одной форме отдачи, а с Серёжей её могло вообще не быть, так что порой я ловила себя на мысли, что скучаю и не знаю, чем с ним заняться. Я думаю, это неизбежный этап, который нужно пройти и привыкнуть к особой форме коммуникации с паллиативным ребёнком». « В мой первый визит все игрушки, которые я предлагала своей подопечной девочке, она отталкивала, и я нервно смотрела на часы – прошло всего несколько минут с начала визита, а я уже растерялась и не знала, что делать дальше, – вспоминает Полина Трифонова. – Я подвезла её к окну, чтобы посмотреть на снег, но она не замечала, и на снег смотрела я сама. Попробовала читать ей стихи Пушкина – но понимала, что читаю их самой себе. Тогда я стала просто прислушиваться к её дыханию, присматриваться к тому, как она движется, и это оказалось совершенно особым опытом совместности и ценности бытия».

3. Паллиативному ребёнку всё равно, что с ним происходит.

«Я шла в интернат с мыслью, что паллиативные дети абсолютно лишены сознания, не способны устанавливать контакт и что я буду просто возить коляску на прогулке. Но это оказалось совершенно не так! – вспоминает Юлия Андрюшкова. – Да, у таких детей тяжёлые нарушения развития, но я сразу же увидела реакцию на мои сигналы. Сейчас уже я знаю, что, если моему подопечному ребёнку что-то не нравится (например, когда я трогаю его ноги), то он отреагирует тяжёлым кряхтеньем, а если наоборот нравится, то будет охать, вздыхать, подмигивать. У Серёжи ярко выраженная мимика – я думаю, это каким-то образом компенсирует дефицит других способов коммуникации. Когда я выучила язык его тела, мы стали спокойно общаться».

4. Ребёнок будет меня всегда ждать.

«Я играю на фортепиано и договорилась с интернатом, что мне будут давать ключ от музыкальной комнаты. Как-то я сыграла для Пети Армстронга, и он был в восторге, аплодировал мне, – рассказывает волонтёр Юлия Миллер. – На следующий раз я приготовила ему целую программу, принесла ноты, рассчитывая на такую же реакцию. Но в этот раз Петя просто уснул. Так часто бывает – ребёнок уходит в себя, может, у него что-то болит или происходят ещё какие-то внутренние процессы, и он не расположен к коммуникации. Здесь нет никаких гарантий, и очень часто волонтёр может остаться недоволен результатом своего визита. Порой волонтёрам кажется, что их ждут с распростёртыми объятиями – но это не всегда так».

5. В глазах других я буду выглядеть героем.

У некоторых волонтёров, которые начинают свой путь, есть ожидание, что, пойдя в интернат к тяжелобольным детям, они заслужат социальное одобрение. Но, как правило, всё происходит наоборот: социум скорее отторгает такие начинания – от подозрений в том, что человек «пиарится» за счёт детей, до полного неприятия. « Ты мало в жизни настрадалась? Сходи лучше в фитнес!» – сказала знакомая Юлии Миллер, узнав о том, что она навещает паллиативного ребёнка в интернате. « Близкие, которым я долго не решалась сказать о своём волонтёрстве, меня не поддержали. Когда я оформляла гостевой режим, у бабушки даже случилась истерика, – рассказывает Лиза Петрова. – Кто-то из моих знакомых не понимает, зачем вообще живут такие дети – вплоть до идей о том, что их нужно убивать после рождения, ведь они никогда не станут полноценными членами общества. Поэтому с некоторыми знакомыми я рассталась. Мы разошлись ценностно: в общении с паллиативными детьми ты учишься замедляться, и становятся важными другие вещи».

6. Мой вклад быстро изменит систему.

Программа реализована в рамках проекта конкурса «Практики личной филантропии и альтруизма» Благотворительного фонда Владимира Потанина

Что делают волонтеры:
• восполняют нехватку общения у детей, оказывают им индивидуальное внимание, занимаются их развитием, играют с детьми и вносят разнообразие в больничную жизнь;
• сопровождают детей на медицинских процедурах, обследованиях, прогулках;
• следят за гигиеной детей и кормят их.

Формат участия:
регулярные посещения (1-2 раза в неделю) детей в больницах

Учреждения, в которых действует проект «Волонтерский уход»: Морозовская ДГКБ, Московская областная психоневрологическая больница для детей с поражением ЦНС и нарушением психики, ДГКБ им. З.А. Башляевой, Центральная московская областная клиническая психиатрическая больница, ГБУЗ «ДГКБ №9 им. Г. Н. Сперанского ДЗМ», ГБУЗ «Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков имени Г. Е. Сухаревой».

Что делают наставники:
• навещают подростков в детдомах и молодых взрослых в ПНИ,
• помогают им в освоении навыков, необходимых для безопасного перемещения в городской среде и самостоятельного решения бытовых задач;
• организуют досуг в учреждении и за его пределами, сопровождают в поездках.

Формат участия:
• индивидуальное общение в формате «один волонтер – один подопечный» (1 раз в неделю),
• групповые поездки в учреждения (1-2 раза в месяц).

Учреждения, в которых работают наставники:
• ЦССВ «Молодая Гвардия»,
• ЦССВ «Петровский парк»,
• ЦССВ «Центральный»,
• ЦССВ «Юнона»,
• ЦССВ «Маяк»,
• ЦССВ «Сколковский»,
• ЦССВ «Кунцевский»,
• ЦССВ «Наш Дом»,
• ЦСПР им. Г. И. Россолимо,
• ЦССВ «Вера. Надежда. Любовь»,
• ЦССВ в г. Егорьевск, Московская область,
• Центр поддержки семьи и детства «Косино-Ухтомский»,
• ЧУ «Пансион семейного воспитания»,
• Психоневрологический интернат №16,
• Психоневрологический интернат №26.

Как стать волонтером проекта

Вы можете стать волонтером, если:

•‎ Достигли 18-летнего возраста (для участия в волонтерском уходе в больницах) и 27-летнего возраста (для участия в программе по наставничеству);
•‎ Проживаете в Москве, Московской или Тульской областях;
•‎ Понимаете роль и ответственность своего участия в жизни ребенка.

1. Заполнить анкету
2. Пройти онлайн-курс (10 лекций + тестирование)
3. Пройти очный интенсив (6 часов)
4. Пройти собеседование с психологом (1 час)
5. Собрать медицинские справки

Чему будут учить на онлайн-курсе и во время интенсива:
• Направления и форматы помощи детям, оставшимся без попечения родителей в интернатах и больницах;
• Психологические особенности детей-сирот, привязанность в жизни ребенка-сироты;
• Неизбежные последствия сиротства в социальном анамнезе для развития ребенка;
• Коммуникация с детьми школьного возраста;
• Развивающий уход для малышей от 0 до 3-х лет;
• Этические вопросы ухода за тяжелобольными детьми и основы альтернативной коммуникации;
• Программа наставничества для подростков и молодых взрослых;
• Игры и занятия с особым ребенком;
• Программа социализации выпускников детских домов, проживающих в ПНИ;
• Коммуникация с детьми с расстройством аутистического спектра.

Кому мы помогаем?

Младшее отделение: г. Москва, Открытое шоссе, 29к12 Старшее отделение: г. Москва, ул. Лосиноостровская, дом 29 стр. 1

г. Москва, ул. Академика Анохина, 28 и ул. Новозаводская, д. 19А

г. Москва, ул. Профсоюзная, д. 47 корп. 2 и ул. Профсоюзная 118 А

Координатор проекта
Мария Рыльникова

Как Полина Трифонова пришла в фонд «Дом с маяком» и стала волонтёркой

Рабочий день Полины Трифоновой – череда звонков, встреч и переписок. Полина работает административным директором в Благотворительном фонде «Дом с маяком», который оказывает поддержку тяжелобольным детям и молодым взрослым. Ребята получают паллиативную помощь: это значит, что их болезни нельзя вылечить, но можно сделать так, чтобы они прожили счастливую, полную любви и хороших событий жизнь. Но Полина, помимо основной работы, стала волонтёром и взяла под опеку девочку из московского интерната.

«Я работаю административным директором в “Доме с маяком”. Это офисная работа, которая никак не связана с взаимодействием с детьми. В какой-то момент я поняла, что очень хочу напрямую общаться с ребятами, и откликнулась на предложение нашего отдела волонтёров ходить в интернаты. В этих интернатах есть дети, нуждающиеся в паллиативной помощи, которые находятся на учёте в “Доме с маяком”. Я стала на регулярной основе навещать девочку Ярославу, которая там живёт.

Наша первая встреча была странной. Я пришла в интернат, мне было не очень уютно и не очень комфортно.

Полина Трифонова с Ярославой

БФ “Дом с маяком”

Я пришла, и мне выкатили девочку на инвалидной коляске, с которой я должна была общаться два часа. Мы все знаем, как общаться с ребёнком в обычной жизни. Ты ожидаешь, что он будет задавать вопросы, а ты будешь отвечать. И очень хочется быть ему полезной. Я думала, что смогу покупать игрушки, одежду, читать книжки, играть. Но все эти ожидания потерпели крах, потому что эта девочка не может сказать спасибо, не просит почитать или поиграть. Было ощущение, что ей ничего не надо.

И вот два часа перед тобой находится ребёнок, который не говорит, плохо видит, не ходит и не взаимодействует с предметами. Который вообще никак не устанавливает с тобой контакт. И тебе два часа нужно с ним что-то делать. Я думаю: «Боже, что я буду эти два часа делать?» Я прочитала сказки, которые знаю наизусть. Прошло 10 минут. У меня остался ещё час и 50 минут. Я попыталась вложить в руку игрушку — она не берёт. Пыталась поговорить — никакой обратной связи.

А ведь часто люди идут в волонтёрство для того, чтобы получать обратную связь, идут с мыслями, что помогут, увидят результат, получат какую-то благодарность. Здесь же невозможно получить никакой привычной благодарности. И ты вынужден перестроиться на совершенно другой формат и язык общения. Возникает соблазн всё бросить и уйти, потому что не видишь смысла в таком волонтёрстве. Ты ходишь, много всего делаешь, но ничего меняется.

Но мне стало интересно. Я поняла, что, с одной стороны, это непростая для меня история, а с другой — она мне под силу.

Я начала регулярно ходить к Ярославе и в итоге взяла её на гостевой режим. Он предполагает, что волонтёры могут забирать ребёнка из стен интерната и куда-нибудь с ним выезжать. Можно в дневной центр «Дома с маяком», в бассейн, на какое-нибудь мероприятие, в летний лагерь.

А потом я стала сама набирать волонтёров, рассказывать им, почему важно помогать. Я стала видеть себя проводником. Есть интернат, где живут паллиативные дети. Есть хоспис, который помогает этим детям. А есть ещё внешние люди. И мне кажется, каждый, кто работает в Детском хосписе, должен быть своеобразным агентом влияния на общество. Сотрудник хосписа должен транслировать ценности, которые есть у нас. Например, говорить, что важно к ребёнку обращаться по имени, видеть его, здороваться с ним.

У молодых родителей есть запрос на то, чтобы их нормотипичные дети умели правильно общаться с особенными детьми. Фонды «Дом с маяком» и «Вера» проводят в школах уроки доброты и простыми словами рассказывают о паллиативных детях. Очень важно, чтобы они знали, что с такими детьми можно взаимодействовать, что они такие же полноценные члены общества. Может быть, ребёнок станет архитектором и будет делать правильные пандусы, если у него с детства заложено то, что важно и ценно.

А ещё важно понимать, что нет никаких границ.

Мы ведь очень любим проложить границу, поделить людей: полноценные — неполноценные, богатые — бедные, ребёнок с особенностями развития — нормотипичный ребёнок. И вроде мы стали более-менее толерантными к некоторым особенностям развития. Например, синдром Дауна или расстройства аутистического спектра уже легко воспринимаются нашим обществом. А вот к паллиативные детям общество пока ещё не готово. Мне очень важно, чтобы эта граница исчезла, потому что ты не знаешь, в какой момент жизни она пройдёт рядом с тобой. В какой момент общество отделит тебя от себя. Важно не делить детей на хороших и плохих. Не должно быть такого: «К этим мы будем нормально относиться, а других закроем в интернате, чтобы их никто не видел».

Паллиативные дети, которые живут в интернатах, находятся прямо возле этой границы. До этих детей мало кто доходит, потому что не всегда ясно, что с ними делать. Результат от визита не очень понятен ни самому волонтёру, ни обществу. А ведь дело не в результате. Многие спрашивают: «А он меня узнаёт?» Я не знаю, что на это ответить. Точно мы не можем сказать. Это субъективное ощущение. И для меня важно убрать у волонтёров культуру полезности и достигаторства.

Если нацеливаться на какой-то результат, который невозможно получить, ты быстро уйдёшь с этого пути. Здесь очень важен процесс и сам факт присутствия волонтёра в интернате. А что он должен делать? Он должен делать ничего. Он должен просто быть, он не должен давать ничего, кроме своего внимания. Это очень сложно для понимания. Ты приходишь к другому человеку, и вам не нужно делать что-то вместе. Вы просто есть: два человека рядом. И сам факт того, что вы вместе находитесь и даёте друг другу своё внимание, уже обладает неимоверно высокой значимостью.

Конечно, можно, например, прийти и погулять с ребёнком во дворе. Это огромная поддержка, потому что у ребёнка в интернате нет персонального помощника. Казалось бы, что здесь такого: просто выйти погулять? А это уже само по себе невероятно. Когда человек становится волонтёром, он ходит к ребёнку регулярно. Например, поздравляет его с днём рождения. У ребёнка должно быть настоящее детство. Любой ребёнок должен проживать свой детский период нормальным образом. У него должны быть дни рождения, поздравления, подарки, торт со свечками. Даже если он этот торт съесть не может.

Ребёнок может вообще никак не реагировать. Он может спать всё это время. Но это же не значит, что к нему не надо ходить. Нельзя отменять дни рождения у детей, которые не понимают, что у них праздник. Ты приходишь в интернат и видишь в мальчике или девочке ребёнка, несмотря ни на что. Это очень чуткое, тонкое взаимодействие, когда ты на каких-то других вибрациях с ним общаешься, потому что он тебе не отвечает привычным образом.

Как относятся сотрудники интернатов к волонтёрам?

Везде работают люди, и я не встречала учреждений, где бы были как-то негативно настроены к нашим добровольцам. Есть понимание, что и мы за детей, и они за детей, то есть мы смотрим с ними в одну сторону.

Конечно, у интерната есть свои правила, законы. Это сложная система, но в целом и она доступна. Обследования, справки – они все более-менее адекватные. Нужно быть готовым к соблюдению их графика, потому что есть там тихий час или ещё какое-то время, в которое нежелательны посещения. Существуют минимальные базовые требования, которые тебе выдвигают, и ты просто их соблюдаешь. « Дом с маяком» ставит на учёт ребёнка, нуждающегося в паллиативной помощи, мы оказываем медицинскую помощь этому пациенту, и интернат видит, что хоспис заинтересован в том, чтобы ребёнку было хорошо.

Чтобы стать волонтёром, нужно прийти в «Дом с маяком», пройти собеседование, базовое обучение и стажировку.

Некоторым людям кажется, что они могут быть волонтёрами, а когда они сталкиваются с реальностью, понимают, что пока не могут взять на себя обязательство регулярно посещать интернат. И тогда мы предлагаем комфортную форму волонтёрства. Это может быть, например, помощь по хозяйству. Но для нас важно, чтобы волонтёр был максимально осознанным человеком. Мы даём возможность попробовать себя на других площадках «Дома с маяком», чтобы не идти сразу в закрытое учреждение. Люди разные, приходят, пробуют, остаются, уходят, возвращаются.

В этом году мы с Ярославой были в летнем лагере «Веточка». Такой выезд – всегда огромное событие для детей из интернатов. Кто-то из них впервые почувствовал песок на коже. Кто-то впервые услышал шум Волги, звуки прибоя. Для них много чего впервые произошло в жизни. Недалеко от лагеря есть небольшая ферма, куда мы ходили смотреть петухов. Кто-то впервые увидел живую курицу.

Ребята, нуждающиеся в паллиативной помощи, как правило, не покидают стены интернатов. Только если это не выезды в Детский хоспис, в школу, в дневной центр «Дома с маяком», в бассейн. Но это всё равно помещение в городе, где невозможно соединение с природой. А нашим подопечным оно нужно, как любым другим детям. Мы ведь вывозим своих детей на лето к бабушкам или на море. Для паллиативного ребёнка тоже важно выехать куда-то летом, почувствовать солнце и ветер.

Человек может стать не просто волонтёром, а опекуном паллиативного ребёнка. Так, сотрудники «Дома с маяком» забирали паллиативных детей из интернатов к себе домой во время пандемии коронавируса. Планировалось, что опекуны заберут детей на какое-то время, а потом вернут обратно. Но часть из них решили не возвращать детей в интернат. Они поняли, что могут обеспечить им качественную жизнь у себя дома при поддержке Детского хосписа. Эти ребята получают всё необходимое: расходные материалы, оборудование, питание, психологическую, юридическую, социальную и медицинскую поддержку.

У самих опекунов произошли положительные изменения. Стало проще с родными детьми, потому что появился ребёнок, который требует ухода, и все включились, объединились вокруг него. Жизнь стала более насыщенной и интересной, потому что нужно везде сопровождать опекаемого ребёнка.

У нас огромная потребность в опекунах для паллиативных детей из интернатов.

Если у кого-то есть силы попробовать, то «Дом с маяком» со своей стороны обеспечит максимальную поддержку и заботу. Если есть семьи, которые готовы рассмотреть для себя такую возможность, я бы предложила им к нам записаться, посмотреть, послушать, что это такое, примерить на себя.

К опекунам есть базовые требования: нужно пройти школу приёмных родителей, собрать медицинские документы, получить разрешение от органов опеки. Мы как благотворительная организация поддерживаем семьи, которые берут под опеку детей из интернатов, находящихся на учёте в Детском хосписе. Ещё мы можем организовывать встречи с теми, кто уже взял под опеку таких детей.

Также можно стать опекуном ребят, которые живут в нашей квартире сопровождаемого проживания. Этот проект называется «Социальный дом». Дело в том, что в 18 лет паллиативные дети из обычных интернатов попадают в психоневрологические. Там они довольно быстро умирают, потому что у персонала не хватает рук, чтобы их кормить. Чтобы такого не происходило, мы для части людей находим опекунов и переводим их в эту квартиру.

Основной страх у тех, кто хочет стать опекуном, следующий: людям кажется, что они не справятся. И тут важно понимать, какая есть поддержка, какие имеются ресурсы. Это может быть поддержка со стороны близких людей, со стороны «Дома с маяком».

К сожалению, общество не всегда принимает опекунов паллиативных детей. Наши опекуны рассказывают, что, например, в поликлиниках им говорят: «Надо было думать, прежде чем брать под опеку такого ребёнка. Сначала сама бы родила, а потом уже брала». Общество у нас не самое толерантное. Могут подойти на детской площадке и сказать, что «ваше место не здесь, а за закрытыми дверями». Поэтому опекуны должны обладать большой внутренней силой, понимать, для чего им это надо, и знать, какую помощь и поддержку они могут получить.

Я задавала нашим опекунам вопрос, почему они берут детей, нуждающихся в паллиативной помощи. Они, знаете, что говорят? «Такое ощущение, что я могу. Я могу сделать жизнь другого ребёнка чуть лучше. Я могу свою жизнь сделать чуть лучше в заботе о нём».

Мы все привыкли ждать от детей, что они вырастут и будут умными, послушными, выберут классную профессию.

А в случае с паллиативным ребёнком просто сам факт его присутствия делает его жизнь более осознанной, полноценной, насыщенной. Он ведь совершенно точно не выберет профессию, у него не будет тех достижений, которые мы привыкли ожидать от детей. Школу с золотой медалью вряд ли окончит, в институт не поступит и стакан воды не принесёт.

А жизнь с таким ребёнком — это постоянная забота. Ты чувствуешь, что у тебя есть силы, и находишься с ним рядом. В этой жизни ему дано другое тело, но это не значит, у него какая-то другая душа. Деление детей на таких и не таких — это очень опасная игра. Работая в «Доме с маяком», я понимаю, что человеком, которому нужна паллиативная помощь, может стать кто угодно. У нас есть много историй, когда ребёнок рос совершенно здоровым, а потом что-то произошло, и он уже под опекой Детского хосписа. Выстраивать свою жизнь в ожидании того, что кто-то реализует твои мечты и надежды – крайне ошибочная стратегия. Просто фактом присутствия другого человека рядом уже можно наслаждаться: дарить любовь, получать от него любовь, наполняться и получать от этого невероятный смысл и кайф».

Проект реализован победителем конкурса «Практики личной филантропии и альтруизма» Благотворительного фонда Владимира Потанина, Полиной Трифоновой.

Проект «Быть рядом»


ВОЛОНТЕРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ШКОЛ ИНТЕРНАТОВ

Ребенок не может полноценно развиваться без индивидуального внимания и поддержки взрослого, который искренне в нем заинтересован. Проект «Быть рядом» помогает детям, оказавшимся в трудной ситуации, которые находятся в больницах и интернатных учреждениях: волонтеры поддерживают детей, ухаживают за ними, становятся старшими друзьями и наставниками, вместе готовятся к выпуску из детдома.

Проект «Быть рядом» — это:
• более 200 волонтеров, которые регулярно оказывают помощь воспитанникам и выпускникам интернатов,
• 20 больничных и сиротских учреждений Москвы, Подмосковья и близлежащих регионов,
• координаторы и психологи, которые организуют работу волонтеров в этих учреждениях.

Помоги детям жить в семье, а не в детском доме

Мы помогаем детям-сиротам в детских домах и больницах, ищем им приемных родителей и поддерживаем родные семьи в трудной жизненной ситуации, чтобы дети не попадали в сиротские учреждения. Мы работаем, чтобы менять будущее для детей, а значит, и для всех нас. Присоединяйтесь!

Наша миссия

Мы помогаем семьям, у которых отбирают детей или которые оказались на грани отказа от ребенка, ищем детям-сиротам приемных родителей и поддерживаем их, помогаем ребятам в больницах и детских домах. Наша цель — не только помочь детям, но и изменить систему поддержки семьи, ведь именно здесь кроется основная причина социального сиротства. Все это мы делаем благодаря вам — волонтерам и жертвователям, которые каждый день, шаг за шагом меняют мир.

отправь смс с текстом

НА НОМЕР: 3116

Приглашаем волонтеров-психологов в проект «Наставничество»

Волонтеры проектов решают непростые задачи, на их плечах лежит большая ответственность, поэтому они нуждаются в психологическом сопровождении: психолог может оказать поддержку волонтеру, вовремя помочь профессиональным советом. Без команды психологов полноценная работа проектов невозможна, поэтому мы вас очень ждем!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *