МВД набирает бесплатных помощников полиции
Помощником российской полиции сможет стать только гражданин РФ, который сам на это согласится и получит одобрение внутренних органов. Причем работать он будет бесплатно.
Министерство внутренних дел решило, каким образом будет работать с внештатными сотрудниками. Оно подготовило специальную инструкцию, которая определяет принципы и порядок привлечения граждан к сотрудничеству с полицией. Внештатными полицейскими смогут стать граждане РФ, которые пойдут на это сами, причем работать они будут безвозмездно. Трудиться такие блюстители закона будут по строго очерченным направлениям. При этом рисковать жизнью и здоровьем они не должны:
4. Внештатные сотрудники полиции привлекаются к сотрудничеству по следующим направлениям деятельности полиции:
Чтобы стать помощником полиции, необходимо подать заявление руководителю ОВД, заполнить анкету, присовокупить к ней две фотографии 4×6 см без уголка и предоставить копии заполненных страниц паспорта. После одобрения кандидатуры можно будет получить удостоверение и приступить к работе.
При приеме на работу личность потенциального внештатного сотрудника всесторонне изучат. За ним закрепят ответственного куратора из числа штатных полицейских. Он будет давать задания и «конкретные поручения», инструктировать, контролировать работу, обучать и «повышать правовую грамотность» подопечного. Целесообразность сотрудничества будет проверяться один раз в год.
В работе добровольца существует ряд ограничений:
28. Ответственному сотруднику органа внутренних дел запрещается:
За активное содействие органам внутренних дел и повышение престижа полиции в обществе внештатников могут поощрить. Для них существуют те же ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в полиции, что и для штатных полицейских. Важную роль играет состояние здоровья, наличие судимости, близкие родственные связи в полиции и т.д.
Полномочия внештатного сотрудника полиции прекращаются в пяти случаях:
Вплоть до настоящего времени работу внештатных сотрудников регламентировал приказ МВД России от 20 ноября 1992 г. N 420 “Об утверждении Временной инструкции по организации работы внештатных сотрудников милиции”. Этот документ утратит силу.
Новая инструкция подготовлена в соответствии с пунктом 34 части 1 статьи 13 Федерального закона “О полиции”. Правовой акт дает ей право “привлекать граждан с их согласия к внештатному сотрудничеству; устанавливать негласное сотрудничество с гражданами, изъявившими желание конфиденциально оказывать содействие полиции на безвозмездной или возмездной основе”.
Приказ МВД “Об утверждении Инструкции по организации деятельности внештатных сотрудников полиции” пока официально не опубликован. Он вступит в силу через 10 дней после такой публикации.
Вам может быть интересно:
Федеральным законом Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» розыск лиц определен в качестве одного из основных направлений деятельности полиции (ст. 2). В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 12 Закона одной из категорий лиц, розыск которых возложен на полицию, являются лица, пропавшие без вести. Одна из основных задач оперативно-разыскной деятельности: установление места нахождения лица в целях предотвращения причинения вреда его жизни, здоровью, в том числе вследствие совершения в отношении данного лица преступления.
СОТРУДНИЧЕСТВО С ДОБРОВОЛЬЦАМИПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ РОЗЫСКА ЛИЦ ПРОПАВШИХ БЕЗ ВЕСТИ, В ТОМ ЧИСЛЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ДЕТЕЙ
Одним из резервов повышения эффективности работы по розыску лиц, пропавших без вести, следует назвать сотрудничество с общественными организациями и гражданами, добровольно содействующими полиции.
ПРАВОВОЙ ОСНОВОЙ такого сотрудничества служит, в частности, ст. 10 ФЗ «О полиции», согласно которой полиция при осуществлении своей деятельности взаимодействует с другими правоохранительными, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» добровольцами являются физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности).
Основными направлениями сотрудничества территориальных органов МВД и добровольцев в розыске лиц, пропавших без вести, являются:
привлечение добровольцев к участию в мероприятиях по предупреждению безвестного исчезновения;
привлечение добровольцев к осуществлению поисковых мероприятий, направленных на розыск конкретных лиц, пропавших без вести.
На сегодняшний день добровольческие отряды, способные оказывать содействие подразделениям полиции в поисковых мероприятиях, сформированы на территории 14 субъектов Российской Федерации. Как правило, многие не имеют статуса официально зарегистрированных общественных организаций.
Добровольцы распространяют информацию о пропавших детях в Интернете, СМИ и, расклеивая листовки, оказывают поддержку в поиске на местности методом прочесывания и опроса местных жителей. В рядах добровольческих групп участвующих, в поиске пропавших без вести: кинологи и следопыты, джипперы и квадроциклисты, воздухоплаватели и водолазы и они используют имеющую в собственности технику (беспилотные летательные аппараты, лодки, акваланги и т.д.).
Основной задачей добровольческого отряда является оперативное реагирование и гражданское содействие в поиске пропавших детей.
В этой связи организация сотрудничества должна быть выстроена таким образом, чтобы максимально эффективно использовать помощь добровольцев в целях повышения результативности розыска в целом. Сотрудничество с добровольцами не должно рассматриваться как противоборство, конкуренция, некий отвлекающий или раздражающий компонент, а должно стать согласованной деятельностью единомышленников.
Как правило, работой добровольческого отряда руководит координатор (координаторы) – наиболее сознательный, мотивированный, хорошо подготовленный доброволец-организатор. Для обеспечения должного уровня взаимодействия добровольцев и полиции целесообразно привлекать координаторов к внештатному сотрудничеству, руководствуясь п. 34 ст. 13 ФЗ «О полиции».
В частности, необходимо акцентировать внимание добровольцев на том, что при осуществлении поисковых мероприятий они обязаны соблюдать конституционные права граждан: право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну; право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст.23 Конституции РФ). Доброволец обязан знать, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (ст. 24 Конституции РФ). В соответствии со ст. 25 Конституции РФ жилище неприкосновенно, никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основе судебного решения.
В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом (ст. 7). Обработка персональных данных, в соответствии со ст. 6, допускается, в частности, с согласия субъекта персональных данных, а также в случаях, когда обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получение согласия субъекта персональных данных невозможно. Добровольцы должны соблюдать морально-этические нормы поведения, касающиеся невмешательства в частную жизнь, неразглашения сведений, которые стали им известны в связи с проведением поисковых мероприятий, если только в этом нет крайней необходимости. Добровольцы должны осознавать недопустимость недобросовестного использования фотографий и личных данных лиц, пропавших без вести, и их родственников. Так, отмечены случаи размещения в сети Интернет фотографий разыскиваемых после завершения поисковых мероприятий. Необходимо обратить внимание добровольцев на недопустимость подобных действий.
Добровольцы не имеют права осуществлять видео и аудиозапись, фото и киносъемку в служебных или иных помещениях без письменного согласия на то соответствующих должностных или частных лиц; прибегать к действиям, посягающим на права и свободы граждан; совершать действия, ставящие под угрозу жизнь, здоровье, честь и достоинство, а также создающие опасность нанесения ущерба имуществу граждан.
Добровольцы должны осознавать, что, осуществляя помощь в розыске лиц, пропавших без вести, они не становятся субъектами уголовного процесса, ОРД, детективной деятельности, следовательно, не имеют права проводить следственные, оперативно-розыскные мероприятия, а также действия, осуществляемые частными детективами.
Следует обратить внимание добровольцев на то, что в случае нарушения ими законодательства при оказании содействия в розыске лица, пропавшего без вести, они несут ответственность на общих основаниях. Добровольцы, в частности, должны знать о том, что ст. 137 УК РФ предусматривает наступление уголовной ответственности за незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или СМИ; ст. 138 УК РФ – за нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений; ст. 139 УК РФ – за незаконное проникновение в жилище, совершенное против воли проживающего в нем лица. Статья 138.1 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за незаконные производство, приобретение и (или) сбыт специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.
Добровольцы должны быть ориентированы на недопустимость получения от заявителей вознаграждения за свою работу.
Для упорядочения взаимоотношений полиции и добровольцев, а также в целях соблюдения баланса взаимной ответственности руководитель штаба либо сотрудник полиции, отвечающий за розыск лица, пропавшего без вести, дает координатору (в случае необходимости – иным членам отрядов) конкретные рекомендации об объеме и характере поисковых мероприятий, при необходимости – инструктирует о способах выполнения и контролирует их исполнение.
В случае возникновения в процессе работы добровольцев каких-либо трудностей координатор сообщает о них руководителю штаба или сотруднику, отвечающему за розыск, и далее действуют в соответствии с их рекомендациями.
Добровольцам запрещается поручать проведение следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий. Запрещается также привлекать добровольцев к участию в мероприятиях, заведомо связанных с риском для их жизни и здоровья. Запрещается знакомить добровольцев с документами, содержащими сведения, отнесенные к государственной тайне, и иной информацией ограниченного пользования.
Координатор принимает от добровольцев добытую информацию, немедленно передает ее сотруднику, отвечающему за розыск или в оперативный штаб.
АЛГОРИТМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДОБРОВОЛЬЦАМИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ РОЗЫСКА ЛИЦ ПРОПАВШИХ БЕЗ ВЕСТИ, В ТОМ ЧИСЛЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ.
В дежурной части территориального ОВД должен находиться список координаторов добровольческого отряда с указанием номеров телефонов, доступных для круглосуточной связи.
1) При получении информации о безвестном исчезновении человека оперативный дежурный разъясняет заявителю возможность привлечения в случае необходимости добровольцев к осуществлению поисковых мероприятий, о чем делается отметка в типовом заявлении о розыске лица, пропавшего без вести, здесь же фиксируется согласие (или отказ) заявителя. Обеспечивает выезд к месту жительства (пребывания) пропавшего лица дежурной СОГ с учетом требований пунктов ч. 5 совместного приказа Генпрокуратуры и МВД России от 27.02.2011 г. № 70/122, с привлечением инспектора-кинолога со служебной собакой. Вместе с тем заявителю может быть предоставлена контактная информация координатора поисково-спасательного отряда «Волонтер», действующего на территории Нижегородской области, для самостоятельного обращения. При этом согласовывается порядок обращения исходя из обстоятельств исчезновения и личности пропавшего.
2) Решение о привлечении к поисковым мероприятиям добровольцев принимает руководитель СОГ в зависимости от обстоятельств исчезновения, а также с учетом результатов проведения осмотра места последнего пребывания (проживания) пропавшего (ст. 176, 177, 180 УПК РФ).
В случаях, когда предполагается некриминальный характер исчезновения, решение о привлечении добровольцев также может быть принято руководителем штаба или сотрудником полиции, отвечающим за розыск.
Представляется целесообразным привлекать добровольцев к поисковым мероприятиям во всех случаях исчезновения лица при некриминальных, в том числе очевидных, обстоятельствах либо в случае, когда на основе первоначальной информации возможно предположить территорию его вероятного нахождения.
В случае возбуждения уголовного дела (по ст. 105, 126 УК РФ) решение о необходимости использования помощи добровольцев, а также ее направленности принимается по согласованию с руководителем Следственного Комитета России по Нижегородской области, в зависимости от конкретной ситуации. В противном случае деятельность добровольцев может спровоцировать действия преступников по принятию дополнительных мер по сокрытию следов преступления, изменению местонахождения похищенного человека, совершению в отношении его преступления.
3) При принятии решения о привлечении к поисковым мероприятиям добровольцев об этом незамедлительно информируется координатор отряда добровольцев (или другой член отряда).
4) По прибытии координатора в оперативный штаб руководитель штаба или сотрудник, ответственный за розыск, незамедлительно организует краткий инструктаж, определяет первоначальный план работы добровольцев, их цели и задачи, обеспечивает необходимой информацией, фотографиями разыскиваемого лица, знакомит с единой картой поиска, выдает ориентировки, снабжает иными материалами, которые необходимо распространить, дает конкретные рекомендации об объеме и характере поисковых мероприятий, инструктирует о способах их выполнения.
5) Устанавливается периодичность связи добровольцев со штабом для корректировки, обновления данных и организации мероприятий, обмена информацией, контроля (в случае необходимости назначается время очных встреч).
6) При принятии решения о необходимости привлечения к поисковым мероприятиям добровольцев перед ними ставятся следующие задачи:
а) поиск пропавшего лица или следов, указывающих на его возможное преступления, на территории, прилегающей к вероятному месту исчезновения (для решения задачи рекомендуется обследовать территорию, прилегающую к месту исчезновения (чердаки, подвалы, вентиляционные шахты, расположенные в доме или недалеко от дома, где проживал пропавший), место, где пропавшего без вести видели в последний раз, места, которые обычно посещал разыскиваемый; осмотреть контейнеры вблизи дома, канализационные колодцы, выгребные ямы, свалки мусора, пустыри, парки, участки лесонасаждений, заброшенные строения и другие места, которые могут быть использованы преступником для сокрытия трупа и иных вещественных доказательств, лесные массивы, болота, заросли кустарника, овраги по маршруту направления движения пропавшего без вести). При обнаружении следов, указывающих на возможное местонахождение пропавшего лица либо на совершение в отношении него преступления, добровольцы принимают меры к их сохранению, и незамедлительно сообщают об обнаруженном в штаб розыска. Рекомендуется составить опись всех обнаруженных предметов в т.ч. с использованием видео-фотосъёмки, при этом, не трогая обнаруженные предметы. В целях обеспечения возможности отработки обнаруженных следов служебно-розыскной собакой необходимо ориентировать добровольцев на недопустимость изъятия, порчи следов, самовольного проведения каких-либо действий при их обнаружении. Добровольцы, в том числе журналисты, которые могут среди них находиться, должны быть ориентированы на недопустимость разглашения информации об обнаруженных следах;
б) поиск максимально достоверной информации о последнем местонахождении разыскиваемого и обстоятельствах его исчезновения (для решения задачи добровольцам рекомендуется осуществлять поиск очевидцев исчезновения, выявлять видеокамеры, находившиеся в предполагаемом районе исчезновения, осуществлять мониторинг ресурсов Интернета и других источников с целью выявления информации, относящейся к исчезновению лица, и т.д.).
Добровольцы должны быть нацелены на незамедлительную передачу в штаб розыска добытой информации, в том числе об обнаруженных очевидцах, для последующей организации следственных и оперативно-розыскных мероприятий;
в) распространение информации о пропавшем в районе проведения поисковых мероприятий (задача решается посредством изготовления и размещения объявлений о розыске в местах, предназначенных для размещения информации, распространения листовок- ориентировок в местах наибольшего скопления людей в организациях, учреждениях, торговых центрах, на рынках, объектах транспорта), размещения объявлений в СМИ и Интернете (содержание объявлений, район размещения, перечень СМИ должен быть предварительно согласован со штабом); выставления автопостов, оборудованных громкоговорителями, у лесных массивов, на окраинах населенных пунктов, вокзалах и других местах возможного появления разыскиваемого и т.д.).
В соответствии с ФЗ «О полиции», в целях розыска лиц, полиции предоставлено право использовать на безвозмездной основе возможности средств массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения соответствующей информации. Наряду с использованием полицией данной возможности добровольцы могут размещать соответствующую информацию доступными им способами. Ответственные за данную линию работы добровольцы должны своевременно получать из штаба розыска актуальную информацию для обновления объявлений.
Координация работы различных подразделений осуществляется в целях повышения эффективности поиска. Поисково-спасательные работы для всех участников поиска заканчиваются по решению руководителя поисково-спасательных работ. В состав отрядов добровольцев при обследовании больших участков местности («прочесывании») целесообразно включать сотрудников полиции, (в т.ч. У УП,) МЧС, местных жителей, хорошо знающих особенности обследуемой территории. При наличии возможности следует оснащать отряды навигаторами. Рекомендуемая численность отрядов – 10-12 человек, находящихся в зоне видимости друг друга. При этом, прежде всего следует обращать внимание на обеспечение безопасности добровольцев, поддержание с ними постоянной связи через ответственного группы. Для наиболее эффективного поиска следует по карте локализовать территорию поиска, исключив участки, ограниченные непреодолимыми преградами (река, болото, обрыв и т.д.), обозначить маршруты, удобные для движения пропавшего, а также места возможного отклонения от маршрута (где пропавший мог заблудиться), потенциально опасные участки.
7. Координатор поддерживает постоянную связь с добровольцами, регистрирует добытую информацию в журнале, незамедлительно передает ее в штаб розыска ОВД или сотруднику, отвечающему за розыск.
8 отдел Управления уголовного розыска
ГУ МВД России по Нижегородской области
Правовой основой сотрудничества полиции и добровольцев (волонтеров) служит статья 10 Федерального закона «О полиции», согласно которой полиция при осуществлении своей деятельности взаимодействует с другими правоохранительными, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами, а также часть 5 статьи 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», согласно которой должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, решают её задачи, в том числе используя добровольную помощь граждан.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» добровольцами являются физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг.
Основными направлениями сотрудничества территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях и добровольцев в розыске лиц, пропавших без вести, являются: привлечение добровольцев к участию в мероприятиях по предупреждению безвестного исчезновения; привлечение добровольцев к осуществлению поисковых мероприятий, направленных на розыск конкретных лиц, пропавших без вести, в первую очередь детей.
Граждане и члены добровольческого отряда при оказании содействия полиции в розыске пропавших лиц обязаны: соблюдать конституционные права граждан: право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну; право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений;знать, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается;помнить, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц за исключением случаев, установленных федеральным законом, или на основе судебного решения. Добровольцы должны соблюдать морально-этические нормы поведения, осознавать недопустимость недобросовестного использования фотографий и личных данных лиц, пропавших без вести, в том числе в сети Интернет.
Запрещается осуществлять видео- и аудиозапись, фото- и киносъемку в служебных помещениях без разрешения соответствующих должностных лиц.
В случае нарушения добровольцами законодательства при оказании содействия в розыске лица, без вести пропавшего, они несут ответственность на общих основаниях, в том числе уголовную по ст. ст. 137, 138, 139, 138.1 УК РФ. Работой добровольческого отряда руководит координатор (ы) – наиболее сознательный, мотивированный, хорошо подготовленный доброволец-организатор, к которому необходимо обращаться для получения помощи волонтерского отряда. После подачи официального заявления о безвестном исчезновении человека в полицию заявитель может самостоятельно обратиться к координатору отряда добровольцев, действующего на данной территории, о чем необходимо проинформировать сотрудника полиции, непосредственно осуществляющего розыскные мероприятия, для координации поисковых действий и налаживания совместной работы.
Информация подготовлена на основе методических рекомендаций, разработанных ФГКУ «ВНИИ МВД России» и ГУУР МВД России.