Введение, История создания первых добровольных дружин – Роль и место добровольных народных дружин в охране общественного порядка в 60-х 70-х годах

Понятие и история возникновения народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности

УДК 352/354 №3(14)/2022, с. 97—106

ПОНЯТИЕ И ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАРОДНЫХ ДРУЖИН И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Дина Маратовна Жакупова

студент 4 курса, группа ПД-401, Институт права Челябинский государственный университет E-mail: labour@csu.ru

Андрей Иванович Киселев

преподаватель кафедры прокурорского надзора и организации правоохранительной деятельности Институт права, Челябинский государственный университет E-mail: a.i.kiselev69@mail.ru

Мария Александровна Пальчикова

студент 4 курса, группа ПД-401, Институт права Челябинский государственный университет E-mail: labour@csu.ru

Данная научная статья раскрывает значение понятия «народная дружина», а также повествует о возникновении первых идей привлечения населения к охране общественного порядка и воплощении таких идей в жизнь. В статье прослеживается этапы становления и последующего развития института «народных дружин» как в дореволюционной России, так и в советское и постсоветское время. Рассказывается о нормативных правовых актах, регулирующих деятельность народных дружин, функциях, которые выполняли первые такие объединения, функциях народных дружин в настоящее время. Приводятся примеры действующих народных дружин, а также тех, чья деятельность была прекращена. В приложениях к статье приводятся статистические данные в виде графиков, гистограмм о числе зарегистрированных народных дружин в Челябинской области и их деятельности.

Ключевые слова: правопорядок, общественная безопасность. народная дружина, героичм. самопожертвование.

THE CONCEPT AND HISTORY OF THE EMERGENCE OF PEOPLE’S SQUADS AND PUBLIC ASSOCIATIONS OF LAW ENFORCEMENT ORIENTATION

Zhakupova D. M.

Kiselev A. I. Palchikova M. A.

This scientific article reveals the meaning of the concept of «people’s squad», and also tells about the emergence of the first ideas of involving the population in the protection of public order and the implementation of such ideas. The article traces the stages of the formation and subsequent development of the institute of «people’s squads» both in pre-revolutionary Russia and in the Soviet and post-Soviet period. It tells about the normative legal acts regulating the activities of the people’s squads, the functions that were performed by the first such associations, the functions of the people’s squads

Keywords: law and order, public security, people’s squad, heroism, self-sacrifice.

at the present time. Examples are given of the active people’s squads, as well as those whose activities were terminated. In the appendices to the article statistical data are presented in the form of graphs, histograms on the number of registered national druzhin in the Chelyabinsk region and their activities.

В «Советском энциклопедическом словаре» 1980 года содержится целых три значения понятия «народная дружина»:

1. Отряд воинов, объединявшихся вокруг племенного вождя в период разложения родового строя, а затем князя (короля), и составлявший привилегированный слой общества.

2. Вооружённые отряды при князе в Древней Руси, участвовавшие в войнах, управлении княжеством и личным хозяйством князя. Делились на «старшую» (наиболее знатные и близкие лица – «княжие мужи») и «молод-шук>» — «гриди» и «отроки».

3. Добровольная общественная организация по охране общественного порядка, борьбе с хулиганством и другими антиобщественными проявлениями. Формируется из рабочих, колхозников, служащих, учащихся. Основные права и обязанности дружины определены законом.

Идея привлечения населения к решению задач охраны правопорядка в нашей стране не является изобретением советского периода.

Добровольные дружины для охраны правопорядка появлялись как в царской России, так и в СССР в 20—30-е годы прошлого века.

Известны случаи создания народной охраны для поддержания порядка во время коронаций Александра III в 1881 году, когда в Москве была создана добровольная народная охрана, численность которой составляла 20 тыс. человек, и Николая II в 1894 году, где численность дружинников составила уже 80 тыс. человек, а также во время революции 1905—1907 годов [9]. В ходе восстания в Москве в 1905 году добровольная народная охрана помогала полиции в наведении порядка.

В 1907 году к патрулированию привлекали казаков Кавказского отдела и крестьян Черниговской губернии.

Один из первых случаев привлечения добровольцев для оказания помощи органам милиции имел место в 1926 году в Ленинграде (приказ начальника милиции Ленинграда № 120 за 1926 год) [6, с. 49], в соответствии с которым на ряде промышленных предприятий и в учреждениях города были созданы комиссии общественного порядка (КОП), в 1927 году в городе работали 240 комиссий, объединявших

2300 активистов. Комиссии оказали значительную помощь в работе с пьяницами и борьбе с хулиганством [7, с. 165—166,186].

Так, в 1927 году НКВД СССР была утверждена «Инструкция о порядке назначения и деятельности сельских исполнителей», которая определяла права и обязанности помощников милиции в сельской местности. На сельских исполнителей были возложены следующие функции:

• оказание помощи органам милиции в поддержании общественного порядка и борьбе с уголовной преступностью;

• при обнаружении преступления — охрана места происшествия до прибытия сотрудников милиции;

• сопровождение арестованных и задержанных до ближайшего органа милиции;

• сообщение органам милиции и сельскому Совету о появлении в деревне уголовных преступников, подозрительных лиц и дезертиров, хранении и сбыте самогона;

• содействие должностным лицам при исполнении ими своих обязанностей;

• наблюдение за порядком на ярмарках и базарах;

• наблюдение за чистотой и санитарным состоянием селения и исправностью дорог;

• сообщение в сельсовет о всех случаях появления в селении эпидемии или эпизоотии;

• оказание помощи больным, пострадавшим от преступления, стихийного бедствия или несчастного случая, а также другим лицам, которые нуждаются в помощи;

• получение и отправка почты своего сельсовета в случае, если сельсовет не имеет своего почтальона или письмоносца;

• объявление гражданам обо всех распоряжениях органов власти путём оповещения на сходах, съездах и собраниях, а также путём вывешивания распоряжений и собраний в специально отведённых для этого местах [7, с. 179—180].

К ноябрю 1928 года относятся первые официальные сообщения о деятельности ячеек добровольных обществ содействия милиции (осодмил) на Нижнетагильском металлургическом заводе. Осодмильцы дежурили в клубах, боролись с хулиганством, пьянством, самогоноварением. Инициативу тагильцев подхватили в Свердловске, Челябинске и Перми, в течение года движение распространилось по всей стране.

В 1929 году было разработано Положение об обществах содействия милиции.

25 мая 1930 года было принято постановление СНК РСФСР «Об обществах содействия органам милиции и уголовного розыска».

Осодмил находился в подчинении местных Советов, с целью повысить эффективность их работы было принято решение о их реформировании. 26 апреля 1932 года СНК РСФСР принял постановление «О реорганизации обществ содействия органам милиции и уголовного розыска», в соответствии с которым общества содействия органам милиции были преобразованы в в бригады содействия милиции (бригадмил), которые создавались при отделениях милиции.

По состоянию на начало 1941 года в рядах Бригадмил насчитывалось до 400 тыс. помощников милиции.

Во время Великой Отечественной войны бригады содействия милиции использовались для комплектования народного ополчения, а также как пожарные и санитарные дружины, команды местной противовоздушной самозащиты. После войны бригадмилы продолжили работу по борьбе с преступностью, предупреждению нарушений общественного порядка и проведению воспитательной работы вплоть до середины 50-х годов, когда им на смену пришли ДНД — добровольные народные дружины.

Бригады содействия милиции просуществовали до 1958 года.

Первые добровольные народные дружины охраны общественного порядка были в инициативном порядке созданы в 1955— 1957 годы коллективами ряда предприятий .Ленинграда: самая первая (120 чел.) возникла на Кировском заводе, впоследствии дружины были созданы на заводе «Русский дизель», металлическом заводе, Невском машиностроительном заводе им. В. И. Ленина, машиностроительном заводе им. Карла Маркса и Ижорском заводе им А. А. Жданова. К 1958 году в Ленинграде насчитывалось 179 дружин общей численностью 8 тыс. чел. (в основном, рабочих, инженерно-технических работников и студентов), в это же время движение получило поддержку со стороны профсоюзных организаций.

В соответствии с Положением об охране государственной границы 1960 года, Добровольные народные дружины участвовали в охране государственных границ СССР. По решениям местных партийных и комсомольских органов Добровольные народные дружины или специально проинструктированные

по инициативе органов КГБ группы дружинников привлекаются к выполнению других задач по охране государственной безопасности СССР (недопущение противоправных связей иностранцев с советскими гражданами, патрулирование по периметру особо важных военных и иных объектов, пресечение попыток иностранцев незаконно проникнуть на эти объекты, фотографировать их и т. д.).

Добровольные народные дружины создавались на основе первичных комсомольских, партийных и профсоюзных отделений, которые находились в каждом учреждении (вуз, предприятие или организация и т. д.).

Народным дружинам оказывали органи-зационно-методическую помощь по линии местных органов внутренних дел и материально-техническую помощь (предоставление помещений, телефона, мебели…) по линии руководства предприятий, местных Советов и органов ДОСААФ.

В марте 1960 года в Ленинграде был создан первый общегородской штаб ДНД и начали проводить обучающие семинары для дружинников. Позднее, на основе анализа опыта деятельности дружин МВД СССР и Министерством юстиции СССР была разработана единая 24-часовая программа подготовки дружинников.

В дальнейшем, к началу 1970-х годов, за каждой дружиной был закреплён опреде-лённыйучастоктерритории,а штабы народных дружин, которые осуществляли общее руководство деятельностью дружинников, создавались не только на общегородском уровне, но и на уровне городских районов, а также на предприятиях, имевших дружины численностью свыше 100 человек.

В начале 1970-х годов для повышения эффективности работы ДНД в составе крупных дружин в некоторых городах СССР выделяли специализированные формирования:

• оперативные отряды — как правило, молодёжные или комсомольские. Оперативные комсомольские отряды дружинников (ОКОД) обычно создавались в вузах страны и состояли из общественно активных студентов. Члены ОКОД в свободное время помогали милиции не только в охране общественного порядка на территории студенческих городков, но и раскрывали преступления вместе с сотрудниками милиции. Одним из примеров таких отрядов может служить ОКОД НЭТИ имени Назыфа Хали-мова из Новосибирска. Отряд назван в честь студента, погибшего от рук преступников во время дежурства по охране общественного порядка в 1966 году;

• воспитательные группы — по воспитательно-профилактической работе с учащимися, «трудными» детьми и подростками.

На рубеже 1958—1959 гг. движение получило поддержку со стороны партийных и государственных структур и стало массовым.

В 1958 году в Ленинграде действовали почти 700 дружин, в составе которых насчитывалось около 15 тысяч дружинников. Позже такие дружины были созданы и в других крупных промышленных центрах.

Основываясь на этом опыте, ЦК КПСС и Совет Министров СССР 2 марта 1959 приняли постановление «Об участии трудящихся в охране общественного порядка в стране». Это постановление стало основным норма-тивно-правовым документом, определившим задачи, полномочия и формы организации ДНД вплоть до середины 1970-х годов.

В связи с тем, что в период после 1960 года участились случаи агрессивного сопротивления дружинникам со стороны правонарушителей, 15 февраля 1962 года было принято Постановление Президиума ВС СССР «О усилении ответственности за посягательство на жизнь, здоровье и достоинство работников милиции и народных дружинников».

В конце 1962 года дружинники помимо патрулирования начинают работать в микрорайонах при жилищных конторах.

По состоянию на 1970 год в СССР действовали 100 тыс. народных дружин. По состоянию на начало 1972 года, численность дружинников в СССР составляла почти 7 миллионов человек, в течение 1971 года ими было задержано свыше 5 тыс. преступников, предотвращено значительное количество правонарушений.

В период после 1974 года была создана единая организационная структура народных дружин, в составе которых выделяли:

• территориальные народные дружины;

• специализированные народные дружины;

• дружины по работе на транспорте (действовали на пригородных поездах и в метро, совместно с линейными отделами УВДТ);

• группы регулирования дорожного движения (действовали совместно с сотрудниками ГАИ);

• дружины по борьбе с хищениями социалистической собственности (занимались сторожевой охраной объектов, участвовали в их инженерном укреплении — починке заборов, установке решёток и фонарей, следили за соблюдением пропускного режима и трудовой дисциплины);

• группы по работе с несовершеннолетними;

• сводные оперативные отряды дружинников (временные объединения, которые обеспечивали правопорядок на торжественных, праздничных, спортивных и иных массовых мероприятиях);

• оперативные комсомольские отряды дружинников (ОКОД).

Обычно дружинники в группах по несколько человек патрулировали улицы городов, периметр территории предприятий и следили за порядком в общественных местах. Они имели достаточно широкие полномочия, в частности имели право задержать человека и доставить его в отделение милиции. Таким образом, несколько человек без проблем справлялись с мелкими правонарушителями (хулиганами, пьяницами, нарушителями тишины и т. д.).

Достаточно часто практиковалось совместное патрулирование (два-три дружинника под руководством милиционера). В некоторых случаях, дружинники могли выполнять дополнительные функции: например, по поручению участкового инспектора милиции они вручали судебные повестки и извещения.

В 1984 году в СССР насчитывалось 282 тысячи дружин (в составе которых действовали 40 тыс. оперативных комсомольских отрядов), 50 тыс. пунктов охраны общественного порядка и 13 миллионов дружинников, ежедневно на дежурство выходили до 400 тыс. человек.

Заметный спад активности ДНД начался с 1989 года. К этому времени традиционные советские организационные формы участия общественности в борьбе с правонарушениями стали малоэффективными в связи с изменением характеристик преступности. С 1992 года серьёзным ударом стала передача коммерческим структурам помещений пунктов общественной охраны правопорядка, приватизация и закрытие крупных предприятий (из трудовых коллективов которых ранее создавались многие ДНД), отсутствие финансирования. Однако отдельные дружины сохранились.

В 1991 году после распада СССР и запрета КПСС, её молодёжная всесоюзная комсомольская организация ВЛКСМ была распущена. Многие государственные учреждения и предприятия были переданы в частную собственность. Большинство новых собственников отказалось от содержания своих профсоюзных организаций. Имущество партийных и комсомольских организаций было изъято.

В сентябре 1993 года было принято Постановление Правительства РФ № 959 от 22.09.1993 «О мерах по усилению охраны общественного порядка на улицах городов и других населенных пунктов РФ», устанавливавшее нормативно-правовые основы деятельности дружин на территории Российской Федерации. В результате, в ряде мест ДНД были созданы или восстановлены:

• общественный дивизион «Авторозыск» (специализированная ДНД ГАИ Оренбургского УВД) из 100 человек действовал в Оренбургской области. Дружинниками становились передовые рабочие и служащие по рекомендации предприятий и организаций, внештатные сотрудники милиции, работали на общественных началах (2 дежурства в месяц). Только за 1994 год они отработали 19 тыс. часов, установили 22022 нарушений ПДД, 325 водителей в состоянии алкогольного опьянения и 320 — не имевших води-тельского удостоверения;

• в 1993 году народная дружина была воссоздана в Москве на основании временного положения. 26 июня 2002 года мэром города Ю. М. Лужковым и депутатами Московской городской думы был принят закон о Московской городской народной дружине, установивший правовые основы и принципы деятельности этого государственно-общественного объединения. Автор документа — депутат О. Е. Бочаров;

• в 1994 году в Омске действовал оперативный молодёжный отряд (31 чел. в возрасте до 30 лет);

• в 1995 году в Ярославской области действовали 185 дружин общей численностью 2000 человек. В течение года они отработали 39 тыс. часов, пресекли 5 тыс. правонарушений и раскрыли 196 преступлений. Деятельность ДНД привела к снижению уличной преступности до уровня 1991 года.

Однако уже в 1996 году полковник милиции А. Кольцов отметил изменения в мотивации дружинников: «проблему вовлечения граждан в правоохранительную деятельность приходится решать уже не на энтузиазме, а на каких-то иных началах, решая прежде всего такой вопрос, как материальное вознаграждение за участие в охране общественного порядка» [8, с. 18—21].

В 1995 году в России был принят закон «Об общественных объединениях», в соответствии с которым действовавшие ранее нормативно-правовые документы о деятельности народных дружин были признаны утратившими силу, а создание и деятельность дружин и иных общественных объединений

граждан по охране правопорядка не предусматривались.

По состоянию на начало 2009 года в России действовало более 34 тысяч обществен-ных формирований правоохранительной направленности, в которых состояло более 363 тысяч человек. При этом, несмотря на более чем скромное материально-техническое и финансовое обеспечение ДНД, сучастием дружинников в год раскрывалось около 40 тысяч преступлений и выявлялось свыше 400 тысяч административных правонарушений.

В Санкт-Петербурге ежегодно проводится конкурс на звание лучшего дружинника. Одной из лучших добровольных народных дружин, удостоенных премии Правительства Санкт-Петербурга является Санкт-Петербургская РОО ДНД «Ульянка».

30 декабря 2022 года после серии терактов в Волгограде, губернатор Волгоградской области Сергей Боженов сообщил о том, что была образована дружина. Их цель — патрулирование улиц и остановок общественного транспорта.

4 апреля 2022 года вступил в силу федеральный закон №44-ФЗ от 2 апреля 2022 года «Об участии граждан в охране общественного порядка», главным нововведением которого стало возрождение добровольных народных дружин на территории России.

В мае 2006 года Молодёжным движением НАШИ было организовано направление «Добровольная молодёжная дружина» (ДМД).

В 2008 г. движение разделилось на автономные проекты и «ДМД» было преобразовано в отдельную общественную организацию. В 2009 году на Всероссийском слёте регионального актива дружины в лагере Селигер при поддержке Росмолодёжи проект был реорганизован в Межрегиональную ассоциацию «Добровольные Дружины Страны».

Проект не являлся государственной программой, участники ДМД не имели льгот. В 2022 году Росмолодёжь прекратила фина-сирование этого проекта, подразделения в регионах были распущены.

Добровольные народные дружины внесли значительный вклад в противодействие преступности. В общей сложности, за первые 25 лет работы дружин, свыше 800 дружинников были награждены правительственными орденами и медалями, более 6 тысяч — награждены медалью «За отличную службу по охране общественного порядка», ещё несколько тысяч были награждены почётным знаком «Отличный

дружинник», Почётными грамотами и ценными подарками. В память о дружиннике Шихане Батыршине (который задержал вооружённого нарушителя границы до прибытия пограничного наряда) был назван колодец в пустыне Каракумы.

Известны случаи героизма и самопожертвования, проявленные дружинниками, а также случаи задержания ими опасных преступников и рецидивистов.

На территории Российской Федерации действует более 46 тысяч общественных формирований правоохранительной направленности, насчитывающих более 439 тыс. человек, в том числе 14 287 народных дружин (общей численностью 199 тыс.

На 1 января 2022 года в региональном реестре народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности Челябинской области зарегистрировано

Дружины созданы во всех муниципальных образованиях, из них: 5 дружин, созданных на базе учебных заведений, общей численностью 80 человек, 6 дружин на базе промышленных предприятий в количестве 72 человек, 5 дружин, созданных на базе

человек), 970 казачьих дружин — более 72 тыс. человек.

Так, во исполнение Директивы МВД России от 03.11.2022 № 1 «О приоритетных направлениях деятельности ОВД РФ в 2022 году», территориальными У(0)МВД России по городам Магнитогорск, Озерск, Златоуст, Миасс и Копейск приняты организационные меры, по созданию народных дружин на автотранспортных предприятиях, для поддержания охраны общественного порядка по линии безопасности дорожного движения.

Развитие народных дружин на территории Челябинской области способствует формированию кадрового резерва силовых ведомств и государственных структур.

Диаграмма 1

75 добровольных народных дружин общей численностью 1270 человек. В сравнении с 2022 годом при рост составил 20 дружин, количество членов увеличилось на 341 человека.

Диаграмма 2

предприятий области, осуществляющих деятельность по линии безопасности дорожного движения, в количестве 88 человек, 8 дружин из числа казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ РФ, общей численностью 105 человек.

Количество чаре! нстрировашилх дружин

80 /О (>0 •>!)

20 10 0

-1

=1

в К’плич« гво чаре! I и ци угнанных ДР> Ж1 ш

¿015 г. 201Ь

Доброво.иьньн- народные дружины

■ на 01Г»С у чебных ЧавсдсН! и 1

■ на йялс промытлсинмх ирс/ицчышп

с*_^ на базе предпринят обаагш. осущееттающнх .чея ieiii.nocii.iin.ini шп Г>Д1 ■ ш чнелзкэтачыгс обществ

■ иные

Диаграмма 3

Участие ДПД и сонмсстных натру шх с наружными огрндалш iio.ulluui н

0,4054

■ЛНЛ ОАО’ЛЧУГ’Л.-Тч Ь. fi ьк )

■ ДНД”Л| апоиск-ая” (.VlHlKMîCKlrii р-и)

■ ДНИ “Чтеменскля”

<TTocMi.lkKllN p-llt

■ Д11.I гК:г«1чья”. “Уйчане” I.VfkKlIil |>-н•

ДТП Ttapi’V’f тнпчникп”

11>|ЧМ1 IHt К1111 ¡’-Н ‘

oiïmetm 06100 i ipaHooxp.

H.ilip-. IlI ‘ < ‘oK4Vl”<< ‘alKlIHl’Klllï

¡ЦИД “Вымпел” ( Крашопрмшсыш р-н’>

Д11Д “У’Я.’ЛЫННСКШТ ‘Ksjaniiii страж” )”Bqincpn n.cKiuip-in Д| l.’l “( >Х01НПК” (С ÏKnMtiJlbCKTlfi р-н.

С положительной стороны стоит отметить территориальные органы, в которых члены народных дружин принимали активное участие в охране общественного порядка в составе совместных патрулей с наружными нарядами полиции и участковыми уполномоченными полиции: ОМВД России по г. Миассу— ДНД ОАО «АЗ УРАЛ», ОМВД России по Сат-кинскому району — общественное объединение правоохранительной направленности «Сокол», ОМВД России по Верхнеуральскому району — ДНД «Узельгинский», «Казачий страж», ОМВД России по Агаповскому району — ДНД «Агаповская», ОМВД России по Чесменскому району — ДНД «Чесменская», дружины Уйского района — ДНД «Казачья», «Уйчане». Участие вышеперечисленных народных дру-

жин в совместных патрулях с наружными отрядами полиции и участковыми уполномоченными полиции составило 42 % от общего количества случаев участия народных дружин в обеспечении общественного порядка в составе совместных патрулей.

Менее же активное участие в охране общественного порядка в составе патрулей с наружными отрядами полиции и участковыми уполномоченными полиции приняли участие ДНД «Охотник» (Октябрьский район), ДНД «Барс», «Станичники» (Бредин-ский район), ДНД «Вымпел» (Красноармейский район). Их участие составило 1,6 % от общего количества случаев участия народных дружин в обеспечении общественного порядка в составе совместных патрулей.

Диаграмма 4

Участие народных фужин и по обеспечение охраны оощсс IlicHiioi о порядка

зооо / _1

2=00

2000

1500

3000 mm

ьоо 0 ■

МИО.ОНМС мероприятия онеротшно- Проф|ПЯКТНЧССК11С лолтчшш н составе (ORMCCTHblX IWlpv.lofl

■ :oi < юд 84 s :::4

• ;ок>п>д 1212 “41 2946

На основе приведенных данных, можно принимаютучастие чаще всего в совместном сделать вывод о том, что народные дружины патруле с сотрудниками наружных нарядов

и участковыми уполномоченными полиции, меньше всего участвуют в оперативно-профи-лактических мероприятиях. Кроме того, уча-

На основе представленной гистограммы, можно оценить деятельность народной дружины следующим образом:

1. Правоохранительными органами совместно с народными дружинами было выявлено 8011 административных правонарушений в 2022 г., а в 2022 г. — 3860, прирост составил более чем в два раза.

2. Правоохранительными органами при участии народных дружин было раскрыто в 2022 г. — 118 преступлений, а в 2022 г. —

Представленные данные свидетельствуют о том, что самое продуктивное и оперативноеучастие в массовых и оперативно-профилактических мероприятиях показали дружинники из г. Миасса, поучаствовав 428 раз, на втором месте находятся дружинники г. Челябинск, участвовавшие 413 раз в мероприятиях, и на третьем месте дружинники из г. Сатка, которые приняли участие 389 раз. Самыми малоактивными и безыници-

стие в массовых мероприятиях увеличилось на 45 %, в оперативно-профилактических на 38 % и в составе совместных патрулей — 32 %.

Диаграмма 5

175, т. е. эффективность взаимодействия увеличилась на 48%.

3. Правоохранительными органами совместно с народными дружинами было выявлено лиц, находящихся в розыске в 2022 г. —11, а в 2022 г. — 15 человек.

Таким образом, деятельность народных дружин оказывает эффективное содействие в выявлении административных правонарушений, и помощь в расследовании уголовных дел и розыске лиц, совершивших преступления.

Диаграмма 6

ативными оказались дружинники из г. Златоуст и г. Озерск.

На основе представленных данных, можно сделать вывод о том, что деятельность по выявлению административных правонарушений в количестве 2176, дружинников в г. Миассе при численности населения 151 тыс. человек и количестве дружинников — 64 человека, является наиболее эффективной по сравнению с представленными городами.

1ДМ111 II IL ||Г.ШП1|II-IC

Hpiinoiupj UKriuu up« I у ILI CK! CI

IS

задержано lim находящихся г розыске

•7

120221. “20221

‘ Количество случаев тчпетпя ЛИЛ в млссовыхп оперативпо-нрофн.тактических мероприятиях

Также с положительной стороны показало участие дружинников в составе 16 человек в г. Сатка при численности населения 43 тыс. человек выявлено 1806 административных

В г. Магнитогорске с населением свыше 411 тыс. человек с участием народных дружин общей численностью 73 человека за 2022 год было раскрыто 19 преступлений, что составило 16 % от общего количества раскрытых с участием ДНД преступлений. Дружинники г. Челябинска общей численностью 103 человека содействовали в раскрытии 10 преступлений, что составило 8 % от общего количества раскрытых с участием ДНД преступлений. Проявили себя 2 народные дружины г. Златоуста с общим количеством 25 человек, с участием которых за 2022 год было раскрыто 6 преступлений.

Следует отметить, что в 2022 году в 20 муниципальных образованиях области органами местного самоуправления на финансирование деятельности народных дружин выделено 1 968 662,00 руб., из них 442 000,00 руб. на поощрение членов народных дружин, участ-

правонарушений. И на третьем месте находится г. Челябинск при численности населения — 1 млн. человек и 103 дружинников, выявлено 683 административных правонарушений.

Диаграмма 7

Диаграмма 8

вующих в охране общественного порядка. Вместе с тем в Верхнеуфалейском, Нязепе-тровском, Кизильском, Октябрьском муниципальных районах денежные средства на обеспечение деятельности народных дружин запланированы, но не выделялись.

Таким образом, итоги работы по организации деятельности ДНД, казачьих обществ и общественных объединений правоохранительной направленности на территории Челябинской области в рамках исполнения Федерального закона от 02.04.2022 № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» и закона Челябинской области от 31.03.2022 № 148-30 «О некоторых вопросах правового регулирования участия граждан в охране общественного порядка» свидетельствуют о наличии как положительной работы, так и ряда проблемных вопросов, требующих решения.

Участие ДНД к раскрытии преступлений

I Челябинск I М.мннююрек I Златоу« г Мпасс г I атка тппае

Список литературы

1. Об участии граждан в охране общественного порядка : Федеральный закон Российской Федерации от 02.04.2022 № 44-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс». — URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_161195 (Дата обращения: 25.04.17).

2.0 полиции : Федеральный закон от 07.02.2022 года № З-ФЗ // ИСПС «КонсультантПлюс». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110165 (Дата обращения: 25.04.17).

3. О прокуратуре Российской Федерации : Федеральный закон от 17 января 1992 года № 2202-1 // СПС «КонсультантПлюс». — U RL: http://www.consultantru/document/cons_doc_LAW_262 (Дата обращения: 25.04.17).

4. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма : Федеральный закон от 07.082001 года № 115-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32834 (Дата обращения: 25.04.17).

5.0 некоторыхвопросахправовогорегулированияучастия граждан в охране общественного порядка на территории Челябинской области : Закон Челябинской области от 31 марта 2022 г. № 148-30 // ИС «Докипедия». — URL: http://dokipedia.ru/document/5210842 (Дата обращения: 25.04.2022).

6. Административный вестник. — № 10. — 1926.

7. Дела и люди ленинградской милиции / сост. А. Т. Скилягин. — Л.: Лениздат, 1967. — 247 с.

8. Кольцов, А. «Агент» с красной повязкой / А. Кольцов // «Милиция». — № 2. — 1996.

9. Невский, С. А. Участие населения в охране правопорядка в Российской империи / С. А. Невский, Е. А. Сычев // Историческая и социально-образовательная мысль. — Краснодар, 2022. — № 1—2 (7). — С. 84—91.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.