АВТОР ПОДЧЕРКИВАЕТ ДОБРОВОЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР ПОТРЕБЛЕНИЯ ПРОДУКТОВ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Опи­ра­ясь на зна­ние об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, объ­яс­ни­те смысл по­ня­тия «гло­ба­ли­за­ция». В чём про­яв­ля­ет­ся связь мас­со­вой куль­ту­ры и гло­ба­ли­за­ции, с точки зре­ния ав­то­ра? Ука­жи­те два любых по­ло­жи­тель­ных про­яв­ле­ния мас­со­вой куль­ту­ры, на ко­то­рые ука­зы­ва­ет автор.

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния 21−24.

Мас­со­вая куль­ту­ра  — это слож­ный со­ци­аль­ный фе­но­мен XX века, пред­став­ля­ю­щий собой осо­бый тип про­из­вод­ства и по­треб­ле­ния куль­тур­ных цен­но­стей, ха­рак­тер­ный для мас­со­во­го об­ще­ства. Стоит вы­де­лить клю­че­вой фак­тор фор­ми­ро­ва­ния мас­со­вой куль­ту­ры  — уве­ли­че­ние вре­ме­ни для от­ды­ха, вслед­ствие со­кра­ще­ния ко­ли­че­ства ра­бо­че­го вре­ме­ни под воз­дей­стви­ем раз­ви­тия тех­ни­ки. В ре­зуль­та­те самые ши­ро­кие слои об­ще­ства также стали ис­пы­ты­вать по­треб­ность в до­су­ге. За­пол­нить этот досуг пред­сто­я­ло мас­со­вой куль­ту­ре, ко­то­рой уда­лось по­ста­вить прак­ти­ку раз­вле­че­ний на ши­ро­кий поток.

На­ча­ло про­ис­хо­дить сра­щи­ва­ние куль­ту­ры с миром раз­вле­че­ний, что пред­опре­де­ли­ло клю­че­вые осо­бен­но­сти и пред­мет­ное поле мас­со­вой куль­ту­ры. Эле­мен­ты мас­со­вой куль­ту­ры долж­ны были стать ин­те­рес­ны­ми по сво­е­му со­дер­жа­нию и иметь эф­фек­тив­ную для быст­ро­го вос­при­я­тия зри­те­лем форму, со­че­тать в себе чёткий сюжет с ин­три­гой. Такая спе­ци­фи­ка поз­во­ли­ла пред­опре­де­лить ос­нов­ные черты, ха­рак­те­ри­зу­ю­щие мас­со­вую куль­ту­ру. Во-пер­вых, для неё ха­рак­тер­на се­рий­ность пред­ме­тов её по­треб­ле­ния; во-вто­рых, транс­ля­ция при­ми­тив­ных стан­дар­тов жизни и от­но­ше­ний между лю­дь­ми; в-тре­тьих, раз­вле­ка­тель­ность, за­бав­ность, сен­ти­мен­таль­ность; в-чет­вер­тых, про­па­ган­да куль­та силь­ной лич­но­сти, ко­то­рой все­гда со­пут­ству­ет жиз­нен­ный успех.

Мас­со­вая куль­ту­ра вы­сту­па­ет также в ка­че­стве не­ко­е­го фун­да­мен­та ми­ро­вой куль­ту­ры, в ре­зуль­та­те чего про­ис­хо­дит сти­ра­ние и устра­не­ние на­ци­о­наль­ных гра­ниц, в этом про­яв­ля­ет­ся её роль в гло­ба­ли­за­ции. В числе клю­че­вых про­яв­ле­ний мас­со­вой куль­ту­ры со­вре­мен­но­сти можно вы­де­лить такие как: ин­ду­стрия дет­ства, сред­ства мас­со­вой ин­фор­ма­ции, ин­ду­стрия раз­вле­ка­тель­но­го до­су­га, ин­ду­стрия оздо­ро­ви­тель­но­го до­су­га, ре­кла­ма и мода и дру­гие.

Кри­ти­ка­ми дол­гое время при оцен­ке мас­со­вой куль­ту­ры го­во­ри­лось толь­ко об от­ри­ца­тель­ных её сто­ро­нах. Счи­та­лось, что она может быть вос­тре­бо­ва­на толь­ко не­взыс­ка­тель­ной и не­раз­ви­той пуб­ли­кой. Осуж­да­лась её ори­ен­та­ция на по­треб­ле­ние, а не на твор­че­ство, ей при­пи­сы­вал­ся пре­иму­ще­ствен­но раз­вле­ка­тель­ный ха­рак­тер. Под­чер­ки­ва­лось, что в очень не­мно­гих про­из­ве­де­ни­ях рас­смат­ри­ва­ют­ся во­про­сы о цели и смыс­ле жизни, цен­но­стях. Не­ред­ко можно столк­нуть­ся с си­ту­а­ци­ей, когда про­из­ве­де­ния мас­со­вой куль­ту­ры ис­пол­не­ны на до­ста­точ­но низ­ком про­фес­си­о­наль­ном уров­не, не об­ла­да­ют вы­со­кой эс­те­ти­че­ской цен­но­стью и спо­соб­ны фор­ми­ро­вать толь­ко лишь мас­со­вое ми­ро­воз­зре­ние, ко­то­ро­му при­су­щи не­кри­ти­че­ские убеж­де­ния и взгля­ды.

Дан­ные рас­суж­де­ния нель­зя от­вер­гать, как лишённые вся­ко­го смыс­ла. Од­на­ко нужно ска­зать о по­ло­жи­тель­ных ас­пек­тах, ко­то­рые несёт в себе раз­ви­тие мас­со­вой куль­ту­ры. Во-пер­вых, по­яв­ле­ние мас­со­вой куль­ту­ры спо­соб­ство­ва­ло до­сти­же­нию все­об­щей гра­мот­но­сти на­се­ле­ния. Во-вто­рых, мас­со­вой куль­ту­ре при­над­ле­жит зна­чи­тель­ная роль в ста­нов­ле­нии со­вре­мен­но­го ре­кре­а­ци­он­но­го ме­ха­низ­ма сня­тия стрес­сов и на­пря­же­ний. В-тре­тьих, не сле­ду­ет углуб­лять­ся в ка­те­го­ри­че­ское про­ти­во­по­став­ле­ние мас­со­вой куль­ту­ры вы­со­кой куль­ту­ре пред­ше­ству­ю­щих эпох. В те вре­ме­на также су­ще­ство­ва­ли и сред­няя, и ни­зо­вая куль­ту­ры, од­на­ко с те­че­ни­ем вре­ме­ни до нас дошли лишь её ше­дев­ры, ко­то­рые пред­став­ля­ют собой еди­нич­ное яв­ле­ние любой эпохи, вы­де­ле­ние ко­то­рых все­гда про­ис­хо­дит лишь с те­че­ни­ем вре­ме­ни. Также про­изой­дет и с со­вре­мен­ной куль­ту­рой, ко­то­рая с те­че­ни­ем вре­ме­ни от­се­ет боль­шую часть про­из­ве­де­ний, оста­вив лишь на­сто­я­щее ис­кус­ство.

было в ЕГЭ

в условии
в решении
в тексте к заданию
в атрибутахСкопировать ссылку на результаты поиска

Добавить в вариант

Задания Д22 C3 № 5167

Ука­жи­те, какие три ин­стру­мен­та эко­но­ми­че­ской по­ли­ти­ки на­звал автор? Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния и факты об­ще­ствен­ной жизни, ука­жи­те цель, для до­сти­же­ния ко­то­рой может быть ис­поль­зо­ван один любой из этих ин­стру­мен­тов.

Какие ко­ли­че­ствен­ные про­бле­мы, по мне­нию ав­то­ра, ре­ша­ет эко­но­ми­че­ская си­сте­ма? Ука­жи­те три про­бле­мы. Как автор ха­рак­те­ри­зу­ет эко­но­ми­че­скую по­ли­ти­ку?

Автор упо­ми­на­ет о цик­лах де­ло­вой ак­тив­но­сти (эко­но­ми­че­ских цик­лах). Объ­яс­ни­те, по­че­му в опре­делённые пе­ри­о­ды этого цикла не­об­хо­ди­мо го­су­дар­ствен­ное вме­ша­тель­ство в эко­но­ми­ку? С опо­рой на об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, ука­жи­те любые две меры де­неж­но-кре­дит­ной по­ли­ти­ки, ко­то­рые может ис­поль­зо­вать го­су­дар­ство в таких си­ту­а­ци­ях.

Ис­поль­зуя текст и об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, вы­ска­жи­те три пред­по­ло­же­ния о том, по­че­му для осу­ществ­ле­ния «быст­рых и рез­ких тех­но­ло­ги­че­ских из­ме­не­ний» не­об­хо­ди­мо уча­стие го­су­дар­ства.

(В объ­яс­не­нии смыс­ла / опре­де­ле­нии по­ня­тия долж­но быть ука­за­но не менее двух су­ще­ствен­ных при­зна­ков. Объ­яс­не­ние/опре­де­ле­ние может быть дано в одном или не­сколь­ких рас­про­странённых пред­ло­же­ни­ях.)

Такие уста­нов­ки тру­до­вой этики, как пред­по­чте­ние от­ды­ха труду, стрем­ле­ние за­ра­ба­ты­вать не боль­ше, чем это не­об­хо­ди­мо для удо­вле­тво­ре­ния ос­нов­ных по­треб­но­стей, ха­рак­тер­ны для об­ще­ства

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о мас­со­вой куль­ту­ре?

А. По­лу­че­ние ком­мер­че­ской вы­го­ды яв­ля­ет­ся от­ли­чи­тель­ной чер­той мас­со­вой куль­ту­ры.

Б. Про­из­ве­де­ния мас­со­вой куль­ту­ры яв­ля­ют­ся стан­дар­ти­зи­ро­ван­ны­ми объ­ек­та­ми мас­со­во­го по­треб­ле­ния.

1)  верно толь­ко А

2)  верно толь­ко Б

3)  верны оба суж­де­ния

4)  оба суж­де­ния не­вер­ны

За­пи­ши­те сло­во­со­че­та­ние, про­пу­щен­ное в схеме.

Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, каж­дое по­ло­же­ние ко­то­ро­го обо­зна­че­но опре­делённой бук­вой.

(А) Эко­но­ми­че­ская сфера вклю­ча­ет в себя все виды ма­те­ри­аль­но­го про­из­вод­ства и от­но­ше­ния между лю­дь­ми в про­цес­се про­из­вод­ства, об­ме­на, рас­пре­де­ле­ния, по­треб­ле­ния про­дук­тов труда. ( Б) В эко­но­ми­че­ской сфере на ру­бе­же двух веков про­изо­шли зна­чи­тель­ные по­зи­тив­ные из­ме­не­ния: ком­пью­те­ри­за­ция, ин­фор­ма­ти­за­ция стали ре­аль­но­стью об­ще­ствен­но­го про­из­вод­ства, по­яви­лись со­вер­шен­но новые тех­но­ло­гии, зна­чи­тель­но воз­рос­ла ско­рость их внед­ре­ния. ( В) На ру­бе­же 1990-х гг. ро­ди­лась новая эко­но­ми­ка, от­ли­чи­тель­ной чер­той ко­то­рой яв­ля­ет­ся про­из­вод­ство, рас­пре­де­ле­ние и ис­поль­зо­ва­ние зна­ний. ( Г) В XX в. ли­дер­ство в об­ще­ствен­ном про­из­вод­стве пе­ре­шло к ду­хов­но­му про­из­вод­ству, имен­но че­ло­ве­че­ский ин­тел­лект пре­вра­тил­ся в фак­тор, опре­де­ля­ю­щий мас­шта­бы и облик со­вре­мен­но­го про­из­вод­ства. ( Д) Здесь важно от­ме­тить, что пе­ре­ме­ны в об­ще­ствен­ном про­из­вод­стве тре­бу­ют раз­ви­тия твор­че­ских, ин­ди­ви­ду­аль­ных ка­честв и спо­соб­но­стей ос­нов­но­го участ­ни­ка про­из­вод­ства – че­ло­ве­ка.

Опре­де­ли­те, какие по­ло­же­ния тек­ста имеют

2)  ха­рак­тер оце­ноч­ных суж­де­ний

3)  ха­рак­тер тео­ре­ти­че­ских утвер­жде­ний

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

В стра­не Z про­из­вод­ство ори­ен­ти­ро­ва­но не на объём, а на ка­че­ство про­дук­ции и со­от­вет­ствие её за­про­сам по­тре­би­те­ля. Какие иные при­зна­ки сви­де­тель­ству­ют о том, что стра­на Z раз­ви­ва­ет­ся как пост­ин­ду­стри­аль­ное об­ще­ство? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны:

1.  раз­ви­тие мас­со­во­го стан­дар­ти­зи­ро­ван­но­го про­из­вод­ства;

2.  уси­ле­ние роли ма­ло­го и сред­не­го биз­не­са;

3.  пре­об­ла­да­ние доли фи­зи­че­ско­го труда над ум­ствен­ным;

4.  рост доли ум­ствен­но­го вы­со­ко­ква­ли­фи­ци­ро­ван­но­го, твор­че­ско­го труда;

5.  ин­ди­вид ори­ен­ти­ро­ван на про­из­вод­ство и по­треб­ле­ние;

6.  раз­ви­тие наукоёмких, ре­сур­со­сбе­ре­га­ю­щих, ин­фор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий.

В стра­не Z ос­нов­ны­ми от­рас­ля­ми науки и тех­ни­ки вы­сту­па­ют ме­ха­ни­ка и ма­ши­но­стро­е­ние, химия и хи­ми­че­ская ин­ду­стрия. Какие иные при­зна­ки сви­де­тель­ству­ют о том, что стра­на Z раз­ви­ва­ет­ся как ин­ду­стри­аль­ное об­ще­ство? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1)  раз­ви­тие мас­со­во­го стан­дар­ти­зи­ро­ван­но­го про­из­вод­ства

2)  уси­ле­ние роли ма­ло­го и сред­не­го биз­не­са

3)  пре­об­ла­да­ние доли фи­зи­че­ско­го труда над ум­ствен­ным

4)  рост доли ум­ствен­но­го вы­со­ко­ква­ли­фи­ци­ро­ван­но­го, твор­че­ско­го труда

5)  ин­ди­вид ори­ен­ти­ро­ван на мас­со­вое про­из­вод­ство и по­треб­ле­ние

6)  раз­ви­тие наукоёмких, ре­сур­со­сбе­ре­га­ю­щих, ин­фор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий

За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в схеме.

Транс­на­ци­о­наль­ные ком­па­нии, тратя огром­ные день­ги на ре­кла­му, убеж­да­ют на­се­ле­ние раз­ных стран по­ку­пать опре­де­лен­ные то­ва­ры. О чем сви­де­тель­ству­ет этот факт? Вы­бе­ри­те из при­ве­ден­но­го ниже спис­ка от­ве­ты на дан­ный во­прос и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны:

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми и сфе­ра­ми эко­но­ми­че­ской жизни, ко­то­рые этими при­ме­ра­ми ил­лю­стри­ру­ют­ся: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

A)  ис­поль­зо­ва­ние в быту отоп­ле­ния

Б)  ока­за­ние стра­хо­вых услуг

B)  из­го­тов­ле­ние про­дук­тов мас­со­во­го спро­са

Г)  по­лу­че­ние благ, на­хо­дя­щих­ся в се­мей­ной соб­ствен­но­сти

Д)  поль­зо­ва­ние об­ще­ствен­ны­ми бла­га­ми

СФЕРЫ ЭКО­НО­МИ­ЧЕ­СКОЙ ЖИЗНИ

Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о видах со­ци­аль­но­го вза­и­мо­дей­ствия и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1.  Вза­и­мо­ува­же­ние ослож­ня­ет со­труд­ни­че­ство.

2.  Со­труд­ни­че­ство на­прав­ле­но на до­сти­же­ние сов­мест­ной цели.

3.  Успеш­ное вза­и­мо­дей­ствие обес­пе­чи­ва­ет укреп­ле­ние со­труд­ни­че­ства

4.  Столк­но­ве­ние не­сов­ме­сти­мых взгля­дов ин­ди­ви­дов при­во­дит к кон­ку­рен­ции.

5.  Не­ра­вен­ство в уров­не до­хо­дов и по­треб­ле­ния между бо­га­ты­ми и бед­ны­ми, не­ста­биль­ность эко­но­ми­че­ско­го, по­ли­ти­че­ско­го и со­ци­аль­но­го раз­ви­тия ведут к кон­флик­там на раз­лич­ных уров­нях.

6.  Если каж­дая сто­ро­на по­лу­ча­ет то, что счи­та­ет при­ем­ле­мым, воз­ни­ка­ет кон­фликт.

Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о по­ли­ти­че­ской элите и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1.  По­ли­ти­че­ская элита  — груп­па людей, яв­ля­ю­ща­я­ся кон­сти­ту­ци­он­но утвер­ждённым ис­точ­ни­ком вла­сти в любом го­су­дар­стве.

2.  По­ли­ти­че­ская элита вы­дви­га­ет по­ли­ти­че­ских ли­де­ров.

3.  К ос­нов­ным функ­ци­ям по­ли­ти­че­ской элиты от­но­сят про­из­вод­ство и по­треб­ле­ние ма­те­ри­аль­ных благ.

4.  По от­но­ше­нию к вла­сти по­ли­ти­че­скую элиту под­раз­де­ля­ют на пра­вя­щую и оп­по­зи­ци­он­ную.

5.  По­ли­ти­че­ская элита пред­став­ля­ет собой от­но­си­тель­но не­мно­го­чис­лен­ную са­мо­сто­я­тель­ную груп­пу, спо­соб­ную при­ни­мать по­ли­ти­че­ские ре­ше­ния.

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми и ви­да­ми ка­пи­та­ла про­мыш­лен­но­го пред­при­я­тия.

Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про­пус­ков.

С точки зре­ния де­мо­гра­фи­че­ской науки, ______________(А) – это ос­но­ван­ное на _______________(Б) или кров­ном род­стве объ­еди­не­ние людей, свя­зан­ных общ­но­стью быта, вза­им­ной от­вет­ствен­но­стью и под­держ­кой. Таким об­ра­зом, это до­ста­точ­но мо­биль­ная со­ци­аль­ная груп­па, со­став ко­то­рой может из­ме­нять­ся по раз­ным при­чи­нам. Её важ­ней­шей функ­ци­ей тра­ди­ци­он­но счи­та­ет­ся __________________(В), то есть функ­ция де­то­рож­де­ния и вос­про­из­вод­ства на­се­ле­ния. _________________(Г) функ­ция под­ра­зу­ме­ва­ет ор­га­ни­за­цию труда, по­треб­ле­ния и быта среди чле­нов груп­пы. _________________(Д) функ­ция пред­по­ла­га­ет осу­ществ­ле­ние пер­вич­ной со­ци­а­ли­за­ции детей, фор­ми­ро­ва­ние у них опре­делённой си­сте­мы зна­ний, на­вы­ков, взгля­дов и цен­но­стей. __________________(Е) функ­ция семьи поз­во­ля­ет ре­а­ли­зо­вать по­треб­ность че­ло­ве­ка в об­ще­нии.

Как ав­то­ры опре­де­ля­ют эко­но­ми­че­скую суть гло­ба­ли­за­ции? Какой, по мне­нию ав­то­ров, глав­ный фак­тор гло­ба­ли­за­ции, раз­ру­ша­ю­щий гра­ни­цы на­ци­о­наль­ных эко­но­мик? В чём ав­то­ры видят слож­ность со­зда­ния в на­сто­я­щее время еди­ной ин­те­гра­ци­он­ной мо­де­ли ми­ро­во­го хо­зяй­ства?

Какой, по мне­нию ав­то­ров, фак­тор спо­соб­ству­ет успеш­ной эко­но­ми­че­ской ин­те­гра­ции? На­зо­ви­те два при­ме­ра эко­но­ми­че­ской ин­те­гра­ции.

На­зо­ви­те про­яв­ле­ния по­зи­тив­но­го и не­га­тив­но­го вли­я­ния эко­но­ми­че­ской гло­ба­ли­за­ции на субъ­ек­ты эко­но­ми­че­ской де­я­тель­но­сти.

Задания Д22 C3 № 8729

Какие пер­спек­ти­вы видят ми­ро­вые дер­жа­вы и раз­ви­ва­ю­щи­е­ся стра­ны в ин­те­гра­ции ми­ро­вой эко­но­ми­ки? По­че­му дан­ное раз­ли­чие, по мне­нию ав­то­ров, яв­ля­ет­ся по­тен­ци­аль­ным ис­точ­ни­ком кон­флик­тов? Опи­рать на об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, объ­яс­ни­те смысл по­ня­тия «гло­ба­ли­за­ция».

Опи­ра­ясь на об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, объ­яс­ни­те смысл по­ня­тия «гло­ба­ли­за­ция».

Автор под­чер­ки­ва­ет про­ти­во­ре­чи­вость про­цес­сов гло­ба­ли­за­ции и ин­фор­ма­ти­за­ции об­ще­ства в XXI веке. Най­ди­те два под­твер­жде­ния этому вы­во­ду.

XXI век гло­ба­ли­за­ции и ин­фор­ма­ти­за­ции не толь­ко от­кры­ва­ет новые воз­мож­но­сти эко­но­ми­че­ско­го роста, со­ци­аль­но­го про­грес­са, уре­гу­ли­ро­ва­ния меж­го­су­дар­ствен­ных кон­флик­тов, но также по­вы­ша­ет уяз­ви­мость че­ло­ве­ка, со­зда­ет вы­зо­вы, от­ве­ты на ко­то­рые не под силу част­но­му ка­пи­та­лу и тре­бу­ют как меж­ду­на­род­ных уси­лий, так и на­ци­о­наль­ной по­ли­ти­ки по­вы­ше­ния устой­чи­во­сти об­ще­ства, со­ци­аль­ной за­щи­щен­но­сти каж­до­го че­ло­ве­ка к воз­дей­ствию внеш­них и внут­рен­них угроз, пре­вра­ще­ния со­ци­аль­ной со­став­ля­ю­щей в клю­че­вой эле­мент го­су­дар­ствен­ной стра­те­гии.

Гло­ба­ли­за­ции пред­по­ла­га­ет ком­плекс двух про­цес­сов: ин­те­гра­ции и уни­фи­ка­ции. В про­цес­се ин­те­гра­ции го­су­дар­ства объ­еди­ня­ют­ся в еди­ные вза­и­мо­дей­ству­ю­щие си­сте­мы для со­труд­ни­че­ства в раз­лич­ных сфе­рах об­ще­ствен­ной жизни. По­след­стви­ем та­ко­го вза­и­мо­дей­ствия вы­сту­па­ет уни­фи­ка­ция, пред­по­ла­га­ю­щая стан­дар­ти­за­цию куль­тур­ных и иных цен­но­стей го­су­дарств.

Уро­вень раз­ви­тия ин­тел­лек­ту­аль­но­го по­тен­ци­а­ла и ка­че­ство «че­ло­ве­че­ско­го фак­то­ра» стали важ­ней­шим фак­то­ром, опре­де­ля­ю­щим кон­ку­рен­то­спо­соб­ность со­вре­мен­ных на­ци­о­наль­ных эко­но­ми­че­ских си­стем. Об­ра­зо­ва­ние и со­сто­я­ние здо­ро­вья на­се­ле­ния, ква­ли­фи­ка­ция тру­до­вых ре­сур­сов, на­ли­чие пе­ре­до­вых на­уч­ных школ опре­де­ля­ют сте­пень ис­поль­зо­ва­ния, вос­при­им­чи­вость тех или иных стран к до­сти­же­ни­ям на­уч­но-тех­ни­че­ско­го про­грес­са.

Со­от­вет­ствен­но, стра­ны, не спо­соб­ные обес­пе­чить адек­ват­ные стан­дар­ты об­ра­зо­ва­ния и ка­че­ство жизни сво­е­му на­се­ле­нию, ре­аль­ные га­ран­тии на удо­вле­тво­ре­ние ба­зо­вых прав лич­но­сти, ока­зы­ва­ют­ся не в со­сто­я­нии вы­дер­жи­вать тре­бо­ва­ния со­вре­мен­ной кон­ку­рент­ной борь­бы.

В Рос­сии, не­смот­ря на опре­де­лен­ные по­зи­тив­ные сдви­ги в ди­на­ми­ке мак­ро­эко­но­ми­че­ских по­ка­за­те­лей, не сни­жа­ет­ся остро­та таких про­блем со­ци­аль­ной сферы, как край­не вы­со­кая диф­фе­рен­ци­а­ция на­се­ле­ния по уров­ню до­хо­дов и за­ра­бот­ной платы; чрез­вы­чай­но низ­кий уро­вень за­ра­бот­ной платы, пен­сий, то есть до­хо­дов, свя­зан­ных с ны­неш­ней или про­шлой тру­до­вой де­я­тель­но­стью, ко­то­рые не обес­пе­чи­ва­ют для зна­чи­тель­ной части на­се­ле­ния даже доход на уров­не про­жи­точ­но­го ми­ни­му­ма; не го­во­ря уже о раз­ме­рах ми­ни­маль­ной за­ра­бот­ной платы, не вы­пол­ня­ю­щей свои эко­но­ми­че­ские и со­ци­аль­ные функ­ции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *