Доброво́льный флот — подконтрольное правительству российское и советское морское судоходное общество, основанное на добровольные пожертвования в 1878 году, в 1925 году включённое в состав Совторгфлота.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 августа 2023 года; проверки требуют 3 правки.
Запрос «Добролёт» перенаправляется сюда; см. также другие значения.
Не следует путать с лоукостером «Добролёт» — российской авиакомпанией, существовавшей в 2013—2014 годах и грузовой авиакомпанией «Добролёт», существовавшей в 1992—2004 годах.
Плакат, призывающий граждан покупать акции «Добролёта»
Российское (акционерное) общество добровольного воздушного флота «Добролёт» — существовавшая в 1923—1930 годах в СССР авиатранспортная организация.
«Ярославль» — товарно-пассажирский пароход Добровольного флота Российской империи, проектировавшийся специально для перевозки заключённых из европейской части России на Дальний Восток, первый из шести однотипных пароходов. Во время Русско-японской войны был передан Морскому ведомству Российской империи и в составе Второй Тихоокеанской эскадры перешёл из Балтийского моря в Тихий океан, однако в Цусимском сражении участия не принимал и после войны был возвращён Добровольному флоту. Во время Первой мировой войны привлекался для военных перевозок, после подписания Брестского договора в марте 1918 года был реквизирован британскими властями в Данди использовался фирмой Royal Mail Steam Packet Co. в качестве товарного парохода. В апреле 1923 года по решению суда был передан Советскому Союзу и включен в состав советского Добровольного флота, однако из-за плохого технического состояния уже сентябре того же года продан на слом. 23 октября 1923 года при следовании к месту разборки сел на камни у берегов Дании, в следующем году снят с камней и перепродан на разбор итальянской компании и разобран на металлолом в Генуе.
Чертёж однотипного парохода «Тамбов»
Внутреннее устройство отделения для ссыльнокаторжных на пароходе «Ярославль», 1893 год
Пароход-транспорт «Воронеж»
Двухвинтовый товаро-пассажирский пароход-транспорт типа «Владимир». Корпус стальной трехпалубный с двойным дном. Механизмы фирмы Denny & Со. Имел две мачты и одну дымовую трубу. 14.04.1895 г. заказан за 92 300 фунтов стерлингов для регулярных рейсов на Дальний Восток по программе усиления средств Добровольного флота по перевозке грузов для строительства Сибирской железной дороги. 22.05.1895 г. присвоено наименование. 27.04.1896 г. прибыл в Одессу из Англии и затем получил приписку к Одесскому торговому порту под № 756 (позднее под № 44).
22.05.1896 г. Пароход-транспорт «Воронеж» первый раз вышел из Одессы на Дальний Восток с 228 казаками-переселенцами, 24 пассажирами и 4900 т различного груза. В дальнейшем эксплуатировался на регулярной дальневосточной линии. В марте 1897 г. доставил на Крит подразделения 14-го стрелкового полка из состава экспедиционных сил.
10.03.1904 г. прибыл в Одессу из очередного рейса на Дальний Восток и в связи с началом русско-японской войны 15.06.1904 г. передан в распоряжение Морского ведомства для выполнения транспортных функций.
Фото парохода «Воронеж»
23.10.1904 г. отправился из Одессы по назначению. 27.10.1904 г. бросил якорь в бухте Суда и после прибытия туда отряда контр-адмирала Д. Г. Фелькерзама присоединился к последнему. 15.12.1904 г. пришел в Носи-Бе и затем был включен в состав 1-го отделения транспортов 2-ой эскадры флота Тихого океана. Во время похода использовался для бункеровки ее судов. Перед Цусимским сражением отделился от эскадры и 12.05.1905 г. прибыл в Вусунг, а затем передислоцировался в Шанхай, где стоял до окончания войны. 13.10.1905 г. ушел из Шанхая и 28.10.1905 г. в Кобе возвращен Добровольному флоту. Затем выполнил несколько рейсов между японскими портами и Владивостоком по доставке на Родину русских военнопленных. 09.04.1906 г. прибыл в Новороссийск из Тихого океана с войсками и затем возобновил регулярные рейсы по дальневосточной линии. 12.05.1914 г. вышел в очередной раз из Владивостока в Одессу, но в связи с началом первой мировой войны заход в Черное море был отменен. Впоследствии использовался для перевозки экспортных грузов между портами союзников и Русского Севера. В декабре 1917 г. пароход-транспорт «Воронеж» в Архангельске поступил в распоряжение английского Адмиралтейства с целью централизации управления транспортными операциями союзников.
После подписания советским правительством сепаратного Брестского договора реквизирован в марте 1918 г. британскими властями и передан управлению The Shipping Controller с припиской к Лондонскому порту. Эксплуатирующей фирмой была Royal Mail Steam Packet Co. К моменту создания в январе 1922 г. советского Добровольного флота находился в распоряжении английского правительства. В апреле 1923 г. по решению суда передан советскому Добровольному флоту, но в сентябре 1923 г. вследствие плохого технического состояния продан на слом в числе трех судов за общую сумму 28 000 фунтов стерлингов немецкой фирме, которая впоследствии перепродала пароход в Италию. 18.09.1924 г. приведен в Венецию, где затем был разобран на металлолом.
Характеристики парохода-транспорта «Воронеж»:
Самолёты, эксплуатировавшиеся в «Добролёте»
АК-1 в Музее гражданской авиации
- Junkers F.13
- Junkers W 33
- К-4
- К-5
- У-2
Вымпел Доброфлота в Советское время
После революции, интервенции и гражданской войны многие суда оказались в других государствах под управлением эмигрантского руководства «Доброфлота».
В 1922 году «Добровольный флот» был возрождён в СССР. Советское правительство добивалось возвращения судов через суд.
В 1925 году «Доброфлот» был включён в состав Совторгфлота.
Особенности транспортировки арестантов
Сопровождение пешим и конным конвоем ссыльнокаторжных на пароход «Ярославль», 1893 год
Коридор из конвоя и машинная команда парохода «Ярославль» в ожидании расковки ссыльнокаторжных, 1893 год
Расковка ссыльнокаторжных на пароходе «Ярославль», 1893 год
Пароход Добровольного флота «Воронеж» на службе Главного тюремного управления России
Пароход Добровольного флота проработал в течение двадцати девяти лет. Монография исследует строительство, торговую и военную деятельность парохода «Воронеж». В работе проанализировано сотрудничество Главного тюремного управления Российской империи и Добровольного флота. Исследование основано на документах Российского государственного архива Военно-Морского Флота (РГА ВМФ), материалах журнала «Тюремный вестник» и других малоизвестных изданиях.
Для научных работников, преподавателей, студентов и читателей, интересующихся русской военной историей.
Ливенцев, Д. В. Пароход Добровольного флота «Воронеж» на службе Главного тюремного управления России : монография / Д. В. Ливенцев. – Иваново : ПресСто, 2022. – 160 с. – ISBN 978-5-6048659-4-1. – Текст : электронный. – URL: https://znanium.com/catalog/product/1999932 (дата обращения: 08.10.2023). – Режим доступа: по подписке.
Фрагмент текстового слоя документа размещен для индексирующих роботов.
Для полноценной работы с документом, пожалуйста, перейдите в
ридер.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВОРОНЕЖСКИЙ ИНСТИТУТ ФСИН РОССИИ
Д. В. Ливенцев
Пароход Добровольного флота «Воронеж»
на службе Главного тюремного управления России
Монография
Воронеж
2022
ПРЕДИСЛОВИЕ
Пароход Добровольного флота прошел значительный «путь» в конце XIX –
начале ХХ в. Послужной список торгового судна и военного транспорта включает:
– строительство на английских судоверфях;
– рейсы на Дальний Восток с грузами для Главного тюремного управления;
– доставку в 1897 г. на остров Крит частей 14-го стрелкового полка;
– участие в Русско-японской войне 1904–1905 гг. в качестве военного
транспорта. Перевозка экспортных грузов в период Первой мировой войны от
союзников по военному блоку Антанта в порты Русского Севера;
– угон интервентами в Великобританию во время Гражданской войны;
– возращение прав собственности на торговое судно советскому Добро-
вольному флоту;
– утилизацию из-за неудовлетворительного технического состояния на ме-
таллический лом.
Пароход «Воронеж» просуществовал 29 лет. Данная монография посвяще-
на различным этапам торговой и военной деятельности парохода «Воронеж».
Отдельное внимание уделяется участию парохода «Воронеж» в работе Главного
тюремного управления Российской империи.
Добровольный флот
Появление Добровольного флота, одной из наиболее известных пароходных компаний России, относится к концу русско-турецкой войны. После подписания 19 февраля 1878 года Сан-Стефанского мирного договора Англия ввела в Мраморное море сильную эскадру, угрожая фактически беззащитному русскому Причерноморью. Россия оказалась перед опасностью новой войны с сильнейшим морским противником. Учитывая слабость отечественного флота, Императорское общество содействия русскому торговому мореходству выступило с инициативой сбора народных средств для покупки быстроходных судов, которые после вооружения могли бы в военное время использоваться как крейсеры для борьбы с судоходством противника. В марте 1878 года в Москве был учрежден Главный комитет для организации Добровольного флота и начался сбор денег. Местные комитеты открывались во всех без исключения губерниях страны. К началу мая удалось собрать более 2 млн рублей. Пожертвования вносили дипломаты, промышленники, дворяне, мещане, крестьяне и представители интеллигенции. Величины жертвуемых сумм колебались от нескольких копеек до тысяч рублей. Крупнейшим вкладчиком стал граф Строганов, внесший 100 тыс. рублей.
Карта курсирования пароходов Добровольного флота
Пароход «Ярославль» при выходе из гавани в Коломбо
Российское акционерное общество Добровольного воздушного флота — «Добролёт» было создано в СССР 17 марта 1923 года для содействия развитию воздушного флота страны. Уставной капитал составил 2 млн руб. золотом. Основной целью ставилась организация воздушных почтово-пассажирских и грузовых линий, решение задач народного хозяйства, связанных с авиацией (например, аэрофотосъёмка местности), а также развитие советской авиационной промышленности. Территориально деятельность этой организации охватывала Россию и Среднюю Азию. Также компания работала в Крыму.
Почтовая карточка «50-летие гражданской авиации СССР», 1973
25 февраля 1932 года ВО ГВФ при Совете Труда и Обороны преобразовано в Главное управление гражданского воздушного флота (ГУГВФ) при Совете Народных Комиссаров СССР. Первым начальником ГУГВФ назначен Абрам Гольцман. Ровно через месяц оно получило название «Аэрофлот».
Командирами парохода «Ярославль» в составе Добровольного флота в разное время служили:
Товарный пароход «Пермь»
Бывший немецкий товарный пароход «Tiberius». Корпус стальной двухпалубный с двойным дном. Механизмы фирмы Richardsons, Westgarth & Со. Имел две мачты и одну дымовую трубу. Первоначально пароходом владел С. Andersen, а портом приписки являлся Гамбург. 02.07.1904 г. подорвался на мине у острова Скрыплева при следовании во Владивосток с грузом угля для Морского ведомства, отбуксирован во Владивосток, там посажен на отмель и оставлен владельцем.
05.07.1904 г. Товарный пароход «Пермь» куплен Морским ведомством за 57 000 фунтов стерлингов для несения транспортной службы при флоте Тихого океана. Затем как транспорт «№ 1» включен в состав Сибирской флотилии. 07.08.1904 г. присвоено наименование «Сунгари». В 1904 — 1905 гг. отремонтирован в мастерских Владивостокского порта с установкой нескольких 47-мм пушек Гочкиса. В марте 1905 г. прикомандирован к партии траления и использовался для размещения ее личного состава, а также, несмотря на значительную осадку, привлекался к тралению фарватера на входе во Владивостокский порт и проводке за тралами крейсеров.
Фото парохода «Пермь»
03.06.1905 г. вместе с партией траления включен в состав вновь образованного отдельного отряда судов для охраны вод Уссурийского края. 22.06.1906 г. продан по миновании надобности за 275 000 руб. Товариществу пароходных предприятий на Дальнем Востоке. Затем эксплуатировался под наименованием «Сунгари» и был приписан к Владивостокскому торговому порту. В ноябре 1908 г. в связи с ликвидацией Товарищества продан судовладельцу П. Ф. Варавве. В январе 1910 г. куплен у него Добровольным флотом за 316 121 руб. для усиления средств на тихоокеанском направлении. 07.03.1910 г. Товарный пароход «Пермь» прибыл в Одессу и затем получил приписку к Одесскому торговому порту под № 570. 29.04.1910 г. переименован в «Пермь». 20.05.1910 г. отправился первым рейсом из Одессы в Тихий океан. В дальнейшем эксплуатировался на регулярной дальневосточной линии. 25.06.1914 г. вышел в очередной раз из Одессы во Владивосток с грузом железнодорожных материалов, а также снарядов и пороха для Военного министерства.
25.07.1914 г. загорелся по неизвестной причине (возможно, в результате диверсии) в гавани Коломбо. Поскольку пожар быстро потушить не удалось, во избежание взрыва груза боеприпасов подорван английским офицером из команды крейсера «Fox», которая помогала бороться с огнем, и затонул. Вскоре был поднят и разгружен. В связи с нецелесообразностью восстановления 25.11.1914 г. продан на слом в Сингапуре английской фирме The Borneo Со. за 8500 фунтов стерлингов. Однако позднее был отремонтирован и в 1915 г. перепродан. Новым владельцем стал датский судовладелец Е. Lutken. После этого получил наименование «Tina» и приписку к Копенгагену. В том же году перешел в собственность английской компании Sefton Steamship Со. с переименованием в «Freshwater» и припиской к Лондонскому порту.
С1925 г. принадлежал французской фирме Societe Generale deTransports Maritimes a Vapeur и именовался «Mont Dore». Портом приписки являлся Марсель. В 1928 г. куплен греческой компанией G. Andreou & P. Anghelis, переименован в «Enosis» и приписан к Сире. В июне 1932 г. продан на слом итальянской фирме и затем разобран на металлолом в Савоне.
Характеристики товарного парохода «Пермь»
Начало «Добровольного флота» относится к 1878 году, когда ввиду угрожавшей войны правлением «Императорского общества для содействия русскому торговому мореходству» в Москве была впервые подана мысль о приобретении быстроходных пароходов и возбуждено ходатайство открыть для того повсеместно подписку.
11 () апреля 1878 года разрешено учредить комитет по устройству «Добровольного флота» на жертвуемые для этой цели суммы под управлением наследника-цесаревича, великого князя Александра Александровича и вице-председателя Константина Петровича Победоносцева. Отделениями комитета были учредительное, хозяйственное, а также военно-морское, возглавляемое адмиралом Константином Николаевичем Посьетом.
Вслед за этим было напечатано приглашение к пожертвованиям, которые, в размере от копеек до ста тысяч рублей, стали поступать очень быстро; общая сумма их к 20 сентября достигла 3 млн рублей с лишним. Специальная комиссия, выехавшая в Гамбург, подписала 6 июня контракт с известной немецкой судоходной компанией Гамбургско-американского акционерного общества на приобретение у неё трёх океанских грузо-пассажирских пароходов: «Гользация» (Holsatia), «Тюрингия» (Thuringia) 1869 года постройки (продан «Добровольному флоту» в 1878 году) и «Гаммония» (Hammonia), вместимостью около 3 тыс. тонн каждый.
После прибытия в Кронштадт эти суда зачислили в список судов военного флота как крейсеры «Россия», «Москва» и «Петербург». Они были приняты в состав военного флота, но по миновании опасности общеевропейской войны вновь переданы комитету, который употребил их на перевозку российских войск из Турции на родину.
Комитет по устройству Добровольного флота
Дальнейшая деятельность первых пароходов «Добровольного флота» и вновь приобретенных — за незначительным перерывом в 1880—1881 годах, когда пароходы «Москва», «Петербург» и «Владивосток» вошли в состав Тихоокеанской эскадры адмирала Лесовского, ввиду политических затруднений с Китаем — до начала XX века имеет характер чисто коммерческий: перевозка ссыльных на Сахалин и доставка военных и иных грузов во Владивосток и обратно.
За отчётный год до 1 января 1893 года приход значился:
Расход исчислен в 2 175 354 руб.; таким образом, чистая прибыль за 1892 год равнялась 853 640 руб., из которой в запасной капитал отчислено 506 724 руб.
По балансовой ведомости к тому же 1 января 1893 года, актив значится в 7 124 395 руб., а пассив — в 6 270 755 руб. Общий капитал, пожертвованный к тому же времени, равнялся 4 149 704 рублям.
У «Добровольного флота» случались и потери: в 1882 году пароход «Москва» разбился на африканском берегу, у мыса Раз-Гафун, в 1887 году пароход «Кострома» погиб у пустынного берега Сахалина, в туман, ночью, и в 1893 году пароход «Владивосток» разбился о камни Сивучей, близ Императорской гавани на восточном побережье в Тихом океане.
Во всех этих трёх случаях пассажиры и экипаж были спасены, а пароходы заменены вновь приобретенными, носящими те же названия.
В 1893 году «Добровольный флот» состоит из восьми пароходов: «Россия», «Москва», «Кострома», «Нижний Новгород», «Орёл», «Саратов», «Ярославль» и «Тамбов»; в сумме они имели 60 591 тонну водоизмещения и представляли стоимость около 7 млн руб.
Из числа этих пароходов последние четыре — постройки 1890—92 гг.; пароходы же «Орёл» и «Саратов», длиной около 400 фт., водоизмещением около 8000 тонн, стоимостью в 1,25 млн руб. первый и в 1,621 млн руб. второй, с машинами в 10 тыс. индикаторных сил каждый и с ходом около 19 узлов, могут соперничать с лучшими вспомогательными крейсерами Англии и других морских наций.
Принося большую пользу правительству содержанием правильного сообщения с отдаленным Востоком, обратными рейсами с которого доставлялось в Россию огромное количество чая, «Добровольный флот», как учреждение некоммерческое, всю получаемую им выгоду употреблял на покупку новых пароходов, имея при этом в виду возможную их службу как военных крейсеров.
На случай войны «Добровольный флот» являлся, таким образом, действительным резервом, как судов транспортных, так и военных крейсеров.
В результате кризиса, вызванного войной, открываются новые линии.
Линия Либава — Нью Йорк
В 1906 году на линию были поставлены крейсера «Смоленск» и «Петербург», а позднее «Херсон» и «Саратов». Через два года эксплуатации трансокеанские рейсы были признаны экономически провальными ввиду технической отсталости крейсеров и слишком большого расхода угля. Линия была перенята компанией «Русское северо-западное пароходство» которая продолжала её эксплуатировать.
Экспрессная и Северная линии
Во время Первой мировой войны суда «Доброфлота» опять были мобилизованы.
Форма одежды и знаки различия служащих Добровольного флота
Для штурманов и механиков, по аналогии со штурманами и механиками Морского ведомства, вводился серебряный прибор. Галуны на рукавах нашивались у старших штурманов и механиков в два ряда, у младших — в один.
Фуражка изготавливалась из темно-зелёного сукна без кантов. На околыше нашивались знаки различия из узкого галуна, как на рукавах. На тулье размещалась круглая кокарда классных чинов.
Рисунок и ширина галуна этим узаконением не определялись. Однако, по мнению автора, основанному на образцовом рисунке, это был галун гражданского образца (рогожка).
«Для отличия должностей, на рукавах мундира имеется нашитый выше вторых пуговиц, гладкий (очевидно „армейский“ — прим. автора) золотой галун в 5/16 вершка (14 мм) шириною: у Младшего Помощника Капитана и Младшего Механика в два ряда и у Старшего Помощника, Старшего Механика и Судового Врача в три ряда; у Капитана нарукавное отличие состоит из одного ряда галуна в 5/8 вершка (28 мм) шириною, с прибавлением такого же отличия, как у Старшего Помощника. Расстояние между рядами галунов должно быть вполовину уже ширины галуна»
Фуражка служащим Добровольного флота полагалась чёрного сукна с двумя темно-синими выпушками по верху и низу околыша. На околыш прикреплялась круглая кокарда гражданского образца и подбородный ремешок на двух малых пуговицах. В летнее время на тулью надевался белый чехол. При парадной форме на околыш надевался золотой галун с тёмно-синей полосой посередине. Ширина галуна соответствовала высоте околыша без выпушек.
Кортик носился при парадной форме и при обыкновенной форме на берегу, а также на судне для встречи начальствующих лиц. Кортик носился на шелковой поясной портупее, отличавшейся от военной тем, что застёгивалась посредством бляхи вместо крючка.
а также в различные периоды взятые в аренду суда.
Модель парохода-транспорта «Ярославль» из коллекции Музея морского флота в Москве