Добровольно каннибалов

У этого термина существуют и другие значения, см. Каннибализм.

Каспар Плаутиус «Поклонение дьяволу и каннибализм в Южной Америке», 1621 г. (фрагмент)

Каннибалка. Работа Леонарда Керна, 1650

Каннибализм в узком смысле, также называемый: каннибальство, людое́дство, антропофа́гия — это поедание людьми людей (человеческой плоти). При этом в биологии понятия «каннибáл» и «людоéд» нетождественны. Людоед — всякое существо, поедающее человека, а каннибал — существо, поедающее себе подобных.

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 июля 2021 года; проверки требуют 24 правки.

А́рмин Ма́йвес (нем. ; р. 1 декабря 1961, Эссен, ФРГ) — немецкий убийца и каннибал, получивший международную известность после того, как в 2001 году убил и съел берлинского программиста Юргена Брандеса с его добровольного согласия, предположительно в акте сексуально мотивированного каннибализма. Осуждён к пожизненному лишению свободы.

Скажут, что появилась возможность получения сертификатов на дополнительное образование.

У каждого ребенка есть свидетельство о рождении. Если надо узнать, кто в каких кружках занимается: нет проблем. Попросите принести свидетельство о рождении и соберите данные. На худой конец, присвойте номер сертификата на каждое такое свидетельство. С нас же требуют .

А теперь расставим все точки над «i».

Читающим этот текст: Вы дадите гарантию, что этого не будет? Нет? Если мы не поднимемся «всем миром, всем народом, всей землей», тогда нас можно будет обвинить в иудином грехе, в предательстве Родины, в добровольном каннибализме!

Иерей Василий Литвинов, клирик Владимирской епархии

В конце января 2004 года суд Германии вынес приговор ставшему всемирно известным каннибалу Армину Майвесу. 42-летний программист из Ротенбурга убил с его согласия и съел инженера Siemens Бернда Юргена Брандеса. Со своей жертвой мужчина познакомился, дав объявление в Интернете о поиске упитанной жертвы для каннибальской трапезы. Сначала Майвес занялся сексом с Брандесом, а затем несколько часов издевался над ним, ампутировав половой орган, который позже пожарил со специями и съел вместе с другим мясом.


ДОБРОВОЛЬНО КАННИБАЛОВ

Каннибал настаивал, что всё происходившее было согласовано с Брандесом и делалось по его желанию. Обвинение требовало для людоеда пожизненного заключения. Адвокат убийцы настаивал на том, что преступление совершено по просьбе жертвы, а потому его следует расценивать как “помощь самоубийству”. Суд решил отклонить аргументы защиты, но в то же время пощадить людоеда и не обрекать его на смерть в тюрьме, определив ему в качестве наказания за “непреднамеренное убийство” всего 8,5 года лишения свободы.

Охранник садоводческого товарищества Алексей Суклетин и его сожительница заманивали наивных женщин в свой “домик на природе”, насиловали, а потом употребляли в пищу. Делали из людей шашлыки и пельмени. Кормили свою собаку и продавали соседям-дачникам под видом свинины, замаринованной для шашлыка. Говорят, люди, которые отведали их лакомство, потом долго не могли переносить даже запаха мяса.


ДОБРОВОЛЬНО КАННИБАЛОВ

Поймать преступников удалось благодаря их ощущению безнаказанности: Суклетин ел людей года два, и всё сходило ему с рук. Но однажды местный алкоголик рассказал, что пришёл в гости к Суклетину и спросил за бутылкой, где его жена. А тот, смеясь, показал на бочку: “Да вон там, посмотри!” В кровавой воде плавала голова женщины с распущенными волосами. Позже оперативная группа обнаружила целый арсенал приспособлений для удовлетворения кровожадных прихотей изверга: над дверью был вбит гвоздь, на котором людоед разделывал подвешенных людей, на полках были расставлены разнокалиберные разделочные доски и ножи.


ДОБРОВОЛЬНО КАННИБАЛОВ

Суклетина признали виновным в убийстве как минимум семи девочек и женщин и расстреляли в 1987 году. Его сожительница получила 15 лет колонии.

В 1819 году ирландца приговорили к семи годам ссылки за кражу нескольких пар обуви. Свой срок Пирс стал отбывать на Тасмании, но сидеть так долго он не собирался. 20 сентября 1822 года Пирс и семь других заключённых бежали. Они углубились в густые труднопроходимые леса Тасмании, но через восемь дней чувство голода стало настолько сильным, что беглецы стали поочередно убивать самых слабых. В живых остались двое — проводник Гринхилл и сам Пирс. Восемь дней мужчины не спали, опасаясь друг друга. В итоге заснул Гринхилл, и Пирс тут же убил его топором.


ДОБРОВОЛЬНО КАННИБАЛОВ

Добравшись до заселённых земель, каннибал прожил на свободе всего несколько месяцев. Судьи не поверили истории Пирса, посчитав, что так он выгораживает своих скрывающихся товарищей. В ноябре 1823 года ирландец вновь бежал, в этот раз с одним молодым спутником, уговорившим взять его с собой. Когда Пирса поймали через несколько дней, у него в карманах нашли человеческое мясо, хотя другой еды было достаточно. Каннибал рассказал, что убил и этого своего товарища, расчленив его тело.

За свои преступления маньяк был приговорён к казни через повешение. Последние его слова были о том, что человеческое мясо гораздо вкуснее рыбы или свинины.


ДОБРОВОЛЬНО КАННИБАЛОВ

Этот случай произошёл уже в постсоветском Казахстане и является из ряда вон выходящим даже по меркам маньяков-каннибалов. Семья Узбаевых, состоявшая из одних женщин, питалась своими родственниками.

Большая семья Узбаевых ютилась в двухкомнатной алма-атинской квартире и вела, мягко говоря, затворнический образ жизни. Соседи практически никогда не видели никого из членов семьи, а окна квартиры всегда были закрыты и занавешены шторами — в любую погоду, любое время суток и время года.

Из-за дверей квартиры постоянно доносился неприятный запах, однако соседи списывали его на нечистоплотность странной семейки. Об их кулинарных пристрастиях стало известно случайно. Участковый врач-терапевт, приехавшая на вызов в подъезд дома, сообщила правоохранителям о сильном трупном запахе, исходящем от одной из квартир.

Приехавшие с проверкой правоохранители обнаружили в шкафу квартиры четыре мумифицированных тела со следами людоедских пиршеств. Оказалось, что в последние несколько месяцев мать — Загипа Узбаева — и три её дочери питались своими родственницами — тремя другими сёстрами и бабушкой — матерью Загипы.

Где сейчас: были осуждены и отправлены на принудительное лечение в психиатрическую лечебницу закрытого типа.

Чикатило считался образцовым мужем, у него было двое детей, он состоял в КПСС. Тем не менее на счету самого известного российского маньяка, садиста, потрошителя и каннибала 53 только доказанных убийства. Обычно маньяк выбирал тех, кто казался ему обиженным судьбой и несчастным. Это были и женщины-алкоголички, и просто умственно отсталые. Предлог при этом выдвигался довольно простой — разделить выпивку. Детей же в лес Чикатило заманивал компьютерами, видеомагнитофонами, щенками и редкими марками.


ДОБРОВОЛЬНО КАННИБАЛОВ

Убив свою жертву, маньяк уродовал тела — отрезал или откусывал языки, половые органы, соски, носы, пальцы. Каннибал вскрывал брюшную полость, грыз и ел внутренние органы. Самое страшное, что многие жертвы при этом всё ещё были живы. Практически у всех убитых были выколоты глаза, сам маньяк рассказывал, что суеверно боялся остатков своего образа на их сетчатках.


ДОБРОВОЛЬНО КАННИБАЛОВ

Отрезанные части тела маньяк уносил с собой, съедая потом. В прямой половой контакт со своими жертвами Чикатило вступал нечасто, так как был импотентом. Его сексуальное удовлетворение достигалось убийством. Поимка маньяка заняла долгое время. Сам Чикатило в качестве дружинника даже помогал милиции. В итоге убийца всё же был схвачен, на суде он пытался изображать сумасшедшего. В 1994 году маньяк был казнён.

Родился года в Эссене, Западная Германия.

Родители Армина развелись, когда мальчику было 3 года. Отец уехал из дома, через некоторое время к нему переехали сводные братья Майвеса. Мальчик жил вместе с матерью-тираном, которая принуждала его к грязной работе по дому. После её смерти уединённо жил в 30-комнатной усадьбе в Ротенбурге-на-Фульде близ Касселя.

Обаятельный людоед

Каннибализм бывает разный. Это может быть способом выживания (спасение от голода) или ритуалом (жертвоприношение). Всё это было распространено в древнем мире и в Средние века. В наше время каннибализм чаще всего — форма психического расстройства.

В 2016 году учёные из Алтайского государственного университета выпустили исследование о каннибалах (есть в распоряжении Лайфа). В работе сказано, что у большинства каннибалов было сложное детство, они подвергались психологическому, физическому или сексуальному насилию. Нередко причиной каннибализма становится психическое заболевание, чаще всего — шизофрения.

Шизофреники-людоеды очень агрессивны. ” Страдания, которые каннибал перенёс в детстве, позволяют ему причинять страдания другим людям; пытаясь самоутвердиться, он начинает убивать и расчленять людей, питаться человеческой плотью”, — пишут авторы исследования.

В качестве примера учёные приводят историю одного из каннибалов, раскрытых уже в современной России, — Игоря Кузикова. Это “типичный представитель homo antropofagus — “человека человекоядного”.

Кузиков родился в неблагополучной семье в 1961 году, страдал шизофренией, умственной отсталостью, а кроме того — алкоголизмом. Несмотря на внешнюю безобидность, он был склонен к агрессии с самой молодости. Он лечился, но в начале 1990-х в психиатрии был развал.

В результате Кузиков не получал лечение в больнице и самостоятельно тоже не принимал лекарства. Преступник знакомился на улице с бомжами и бродягами, приводил их в свою однокомнатную квартиру, убивал и съедал. На суде были доказаны факты убийства Кузиковым в 1994–1995 гг. как минимум трёх человек. В материалах дела зафиксированы ужасающие подробности — тело последнего из убитых Кузиков расчленил и сварил из него холодец.

Есть более извращённое “направление” каннибализма — это людоеды, которые хотят съесть свою жертву из-за сексуальных фантазий. Каннибала мучает болезненная страсть и желание обладания другим. Каннибалы утверждают, что, поедая свою жертву, они делают её частью себя, тем самым сохраняя её для себя. Как сказано в исследовании, самым ярким примером сексуального каннибализма стали преступления самого известного российского маньяка Андрея Чикатило.

— Каннибализм Чикатило имел сугубо сексуальный смысл и был порождён его жалкими и неудачными попытками обрести биологический мужской статус хотя бы на психологическом уровне. На счету у Андрея Чикатило порядка 65 убийств, из них 36 с применением каннибальных наклонностей. Чикатило признался, что потрошил своих жертв для того, чтобы получить какое-то сексуальное удовольствие. Он делал это не из мести или ненависти, это приносило ему душевный покой, — говорится в исследовании.

В исследовании перечислены некоторые признаки каннибалов:

По мнению психиатра-криминалиста Михаила Виноградова, по такому списку признаков каннибала вычислить невозможно, как и по любым другим.

— Распознать каннибала со стороны крайне сложно. Выделить очевидные признаки не получится — у нас немало пациентов с шизофренией или другими психическими расстройствами, но это не значит, что все они каннибалы, — отметил эксперт.

Психиатр привёл пример из своей практики: в советское время милиция поймала мужчину, который скармливал человечину своим соседям по коммунальной квартире. Он убивал людей, приносил домой мясо и часть добычи отдавал соседям. Говорил, что работает мясником на рынке и это остатки, которые можно съесть. Большую часть он съедал сам. А внешне он был очень отзывчивым, добрым, немного замкнутым человеком. Соседи были в ужасе, когда преступления раскрылись, — каннибала взяли с поличным во время убийства одной из своих жертв. В итоге его расстреляли.

— Как видите, по внешним признакам распознать в убийце жестокого человека было крайне сложно, — добавил Виноградов.

По словам психиатра, каннибализм не поддаётся лечению.

— Вылечить каннибала невозможно — добровольно он никогда не обратится за помощью, потому что не считает, что делает что-то не так. Состояние больного можно поддерживать успокоительными, содержанием в изоляции, но от тяги к людоедству, если она уже возникла, избавиться не получится. Если такие люди окажутся на свободе после отбывания наказания, то они будут продолжать свои зверства, — объяснил он.

Людоедство и законодательство

УК РФ, а также уголовные кодексы многих других стран не имеют отдельной статьи, предусматривающей ответственность за людоедство. Но если вы, например, не совершали убийство, но вместе с убийцей приняли участие в поедании тела, то вы можете быть привлечены к ответственности по статье 244 УК РФ — «надругательство над телами умерших». Также не подлежат ответственности те, кто вовлечён в людоедство обманным путём. Типичным примером такого является маньяк Чжан Яньмин из Китая, который продавал людей на мясо, выдавая его за страусиное. Покупатели не знали, что едят человечину.

Другие использования термина людоедство

Режиссёр фильма — Руджеро Деодато в 2008 году.

Каннибализм в фольклоре, мифологии и религии

Оргии каннибалов и элементы каннибализма появляются в фольклоре всего мира. Примерами являются ведьма в сказке «Гензель и Гретель» и Баба-Яга в русских народных сказках; Людоеды и людоедки являются действующими лицами нескольких сказок Шарля Перро («Кот в сапогах» и др.).

В литературе индуизма описываются существовавшие в древности племена каннибалов, обитавшие в лесу. Они известны под названием ракшасов. Ракшасы упоминаются во многих священных текстах индуизма: Пуранах, «Махабхарате» и «Рамаяне». Также существуют шиваитские течения Агхори и Капалики, адепты которых практикуют ритуальный каннибализм.

В Танахе (Ветхом Завете), (4-я Книга Царств 6:25-30) упомянут каннибализм при осаде Самарии. Две женщины заключили соглашение, что съедят своих детей, но после того, как первая мать приготовила трапезу из своего ребёнка, и они это съели, вторая отказалась выполнить ответное обязательство по приготовлению своего ребёнка. Почти в точности такая же история при осаде римлянами Иерусалима в 70 г. н. э. описана Иосифом Флавием.

По Корану, злословие (гыйбат) запрещено, оно уподобляет человека, занимающегося злословием, тому, кто ест мясо своего мёртвого брата (сура Аль-Худжурат 49, аят 12). Таким образом косвенно запрещается каннибализм.

В популярной культуре

«Каннибализм на Руси и в Литве», Аугсбург, 1571

Небольшая съёмочная группа, состоящая из четырёх человек, отправляется в дебри Амазонки, чтобы снять документальный фильм о последних на земле каннибалах. Отправившись в опасное путешествие, они бесследно пропадают. Спустя время группа спецназа выходит на группу туземцев племени Якумо и всех, за исключением одного, сына шамана, уничтожают. У него бойцы находят бензиновую зажигалку, которая принадлежала Фэй Дениэлс, члену пропавшей съёмочной группы.

Из Нью-Йорка прибывает профессор Гарольд Монро, цель которого — найти пропавших или отснятый ими материал. Вместе с двумя проводниками и пленным он направляется в джунгли, которые местные окрестили Зелёным Адом. По пути Чако Лосожос, один из проводников, рассказывает Монро о том, что существуют два самых жестоких племени каннибалов, которых боятся даже Якумо: «Ямомомо», Древесные Люди и «Шаматари», Болотные Люди. Оба племени враждуют и поедают друг друга.

В обмен на пленного экспедиция благополучно минует территорию племени Якумо и углубляется туда, где обитают каннибалы.

Оказавшись свидетелями столкновения Шаматари и Ямомомо, экспедиция оказывает помощь последним и таким образом зарабатывает право посетить их деревню, где белых, несмотря на военную помощь, встречают со страхом и недоверием. Позже профессор находит останки съёмочной группы и спрятанный в коробках негатив. Однако вождь Древесных Людей не собирается отдавать коробки, поэтому профессор прибегает к хитрости: он записывает голос вождя на диктофон, а после обменивает его на видеоматериал. Как ему переводит Чако: «Он говорит, что тот, кто может украсть голос, тот может украсть и душу».

Вернувшись в Нью-Йорк, Монро и ещё несколько человек начинают смотреть отснятый материал. Обнаруживается, что придя в деревню «Якумо», члены съёмочной группы её подожгли, оборвали священный ритуал, а позже изнасиловали туземку, принадлежащую уже «Древесным Людям». Вскоре разгневанные каннибалы убивают участников съёмочной группы одного за другим, а те продолжают снимать всё до самого последнего момента.

После просмотра Монро и все остальные приходят к выводу, что плёнка слишком пугающая и жестокая, чтобы выпустить её в прокат, и решают её уничтожить. Однако киномеханик игнорирует указание и продаёт фильм журналистам за большие деньги, за что попадает в тюрьму (о чём сообщают финальные титры).

Финальный вопрос звучит из уст профессора: «Так кто же настоящие каннибалы?».

Майвес был арестован в декабре 2002 года, после того как студент колледжа в Инсбруке позвонил в полицию, увидев новую рекламу для жертв и подробности об убийстве в интернете. В гей-чате на просьбу откликнулось 400 человек. Следователи обыскали его дом и обнаружили части тела и видеозапись убийства.

30 января 2004 года Майвес был признан виновным в непредумышленном убийстве и приговорен к 8,5 годам лишения свободы. Это привлекло большое внимание СМИ и привело к дискуссии по поводу Майвеса, так как большинство учитывало, что Юрген Брандес добровольно и сознательно участвовал в акте.

Майвес признался в содеянном и выразил сожаление по поводу своих действий. Он добавил, что хотел написать книгу о своей жизни с целью удержать тех, кто хочет пойти по его стопам. « Они должны пойти на лечение, в противном случае это обострится, как это случилось со мной», — сказал Майвес. Он считает, что в Германии живёт более 800 людоедов.

В апреле 2005 года немецкий суд повторно рассмотрел судебное разбирательство, после того, как прокурор обжаловал приговор. Они считали, что он должен был быть осуждён за умышленное убийство. Среди прочих рассматривался вопрос о том, сам ли Брандес согласился на своё убийство и был ли он юридически в состоянии сделать это, принимая во внимание его очевидные проблемы с психикой, а также употребление значительных доз алкоголя. Другие аспекты повторного судебного разбирательства привели к выводу, что Майвес совершил убийство, чтобы насытить свои собственные желания (в частности, сексуальные), а не потому, что ему было это предложено. Майвес неоднократно отвергал это в процессе дачи показаний. По ходу повторного судебного разбирательства психолог заявил, что Майвес может до сих пор жить желанием «пожирания плоти молодых людей». 10 мая 2006 года суд во Франкфурте осудил Майвеса за убийство и приговорил его к пожизненному заключению.

Субкультура каннибалов

В советское время истории про каннибалов старались не освещать, чтобы не сеять панику, рассказал Михаил Виноградов. Сейчас все эти шокирующие истории легко просачиваются в СМИ. За рубежом кто-то даже пытается на этом заработать.

Например, в 2010 году СМИ писали об открытии “ресторана для людоедов” в Берлине. Как утверждают хозяева, пищу в него будут поставлять добровольцы, желающие пожертвовать свои органы.

Есть и те, кто не прочь превратиться в каннибала на время ради шоу. В 2016 году британский телеведущий Грег Фут намеревался в прямом эфире попробовать человеческое мясо (своё собственное). Он обратился к медикам, которые отрезали от него кусок мышцы. Затея провалилась — по британскому законодательству есть человечину запрещено.

В нашей стране известны случаи, когда каннибализм связывали с увлечением той или иной молодёжной субкультурой. В 2009 году в Санкт-Петербурге двое молодых людей убили и съели свою 16-летнюю подругу. Когда преступление было раскрыто, в СМИ просочилась информация, что убийцы причисляли себя к “готам” и “эмо”. Это вызвало настоящий взрыв в прессе и Интернете — люди были уверены, что все “готы” и “эмо” пожирают человечину, их нужно изолировать от общества и лечить.

Позднее следствие доказало, что жестокость убийц не имела никакого отношения к указанным субкультурам. Неизвестно, сколько “эмо” и “готов” пострадали от возникшей травли.

— С одной стороны, хорошо, что в СМИ стали эту тему освещать. Каннибализм — это очень опасно, люди должны быть защищены. Но с этой темой надо быть осторожнее — это может вызвать нездоровый интерес людей к этой теме и спровоцировать новые преступления, — сказал Михаил Виноградов.

К примеру, считалось, что человеческий жир помогает при ревматизме и артрите. В XVII веке немецкий фармаколог Иоганн Шрёдер прописывал своим пациентам следующий рецепт (не ясно, от чего):

Каннибализм у людей

Пир каннибалов на Фиджи в 1869 г. Фото из книги Эдварда Ривза «Острова Южного океана в 1895 и 1896 гг.». 1898 г.

Карта распространения каннибализма, изданная в Германии в 1893

В 2001 году Майвес подал объявление в интернете о поиске человека, который согласился бы быть съеденным. На объявление откликнулся Юрген Брандес. Житель Берлина, Брандес работал программистом в компании Siemens AG. Среди знакомых был известен своими мазохистскими желаниями.

Как следует из видеозаписи, которую вели сексуальные партнёры, Майвес после очередного занятия сексом отрезал Брандесу половой член. После того, как Брандес принял большую дозу алкоголя и болеутоляющих средств, Майвес убил его. Мясо партнёра он сохранил в морозильной камере и питался им в течение нескольких месяцев.

Людоедство в культуре и искусстве

«Сатурн, пожирающий своего сына», Франсиско Гойя, 1819

— Владимир Высоцкий «Одна научная загадка, или почему аборигены съели Кука» (1976)

Кот в сапогах и Людоед. Иллюстрация Гюстава Доре к сказке Шарля Перро

Весной 2009 года в интернете появилась сетевая ролевая литературно-дипломатическая игра «Людоеды». Это реинкарнация сетевой игры «Остракизм», существовавшей в 1998—2004 годах. « Людоеды», как и «Остракизм», является игрой на выбывание, схожей по принципу с игрой «Мафия» и телепроектом «Последний герой». Классический сюжет игры: «После кораблекрушения группа людей попала на необитаемый остров. Остров голый, есть нечего, поэтому каждый день общим прямым голосованием потерпевшие выбирают из своей среды того, кого сегодня съедят». Несмотря на этот анонс, персонажей по сюжету, как правило, не едят. У игроков есть множество неограниченных возможностей для сюжетных отыгрышей того, как именно выбыл тот или иной персонаж. Игроки также могут отыгрывать любых персонажей — реальных, литературных, вымышленных — для реализации своей сюжетной линии и для достижения конечного результата — победы в игре.

В игре Until Dawn, вышедшей эксклюзивно для PlayStation 4, фигурируют вендиго — люди, вкусившие человеческую плоть и ставшие монстрами.

Персонажи-людоеды фигурируют также в таких компьютерных играх, как Fallout, Might and Magic VI: The Mandate of Heaven, F. E. A. R., World of Warcraft, GTA V, The Walking Dead, серии игр Outlast и множестве других.

Название «каннибалы» произошло от «кани́ба» — имени, которым называли обитателей острова Гаити жители Багамских островов ещё до открытия Америки Христофором Колумбом. По Аврааму Когену Эррере, cannibal значило собственно «храбрый».

Антропофагия — синоним слова «людоедство», происходит от древнегреческого  — «человек» и  — «поглощать».

Ранняя историческая эпоха

Картина Теодора Жерико «Плот „Медузы“» (1818—1819)

Служилых людей он бил и мучил напрасно и, пограбя у них хлебные запасы, из острожка их вон выбил, а велел им идти есть убитых иноземцев, и служилые люди, не желая напрасною смертию помереть, съели многих мёртвых иноземцев и служилых людей, которые с голоду померли, приели человек с пятьдесят; иных Поярков своими руками прибил до смерти, приговаривая: «Не дороги они, служилые люди! Десятнику цена десять денег, а рядовому два гроша». Когда он плыл по реке Зее, то жители тамошние его к берегу не припускали, называя русских людей погаными людоедами.

Тела братьев де Витт

«Онорский людоед» Губарь на сахалинской каторге, 1903

Смертный приговор за каннибализм, Конго, до 1905

По вкусу это напоминало хорошую телятину, не от самого молодого телёнка, но и не говядину. Это в точности соответствует указанному описанию, и не похоже на другие виды мяса, которые мне когда-либо приходилось есть. Думаю, человек с нормальным восприятием не смог бы отличить его от обычной телятины. Этот кусок мяса обладал мягким вкусом без какой-либо остроты или специфических характеристик, как например, у козлятины или свинины. Кусок был немного более жёстким, чем нормальная телятина, немного волокнистым, но не слишком, чтобы не быть пригодным в пищу. Поджаренный кусок, из середины которого я сделал срез и съел его, по цвету, фактуре, запаху и вкусу укрепил мою уверенность, что из всех привычных нам видов мяса телятина является наиболее близким аналогом.

— William Bueller Seabrook. « Jungle Ways» London, Bombay, Sydney: George G. Harrap and Company, 1931

У цивилизованного человека не укладывается в голове организованный каннибализм, до которого скатилась японская армия к концу Тихоокеанской войны. При этом людоедство имело место даже тогда, когда хватало другой пищи. Этот факт подтверждает мысль о том, что японская армия была глубоко поражена дикими предрассудками и поверьями. Согласно одному из них, считалось, что съеденное тело поверженного врага укрепляет дух и прибавляет сил победителю.

— Юрий Г Иванов. Камикадзе: пилоты-смертники: Японское самопожертвование во время войны на Тихом океане. — Русич, 2001. — 526 с. — (Мир в войнах). — ISBN 5813803114.

Каннибализм как результат голода

Каннибализм во время голода в Поволжье, 1921

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *