как мы можем преобразовать структуру добровольных пожарных команд и создать общенациональную инициативу добровольных пожарных команд к 2023 году

Здравствуйте, друзья. Действующее законодательство не раскрывает понятие «дружина», среди перечисленных в Гражданском кодексе Российской Федерации организационно-правовых форм юридических лиц это понятие также отсутствует. Если обратиться к одному из словарей русского языка, можно найти следующее определение: «Дружина – это формирование (объединение, отряд или иная группа), созданное с какой-либо целью», иными словами, дружина – это добровольное объединение, созданное для достижения общих целей и задач. Объединившиеся в дружине образуют некое единство, чтобы совместными усилиями, силами добиваться достижения этих целей, тут решения этих задач. Право граждан на объединение закреплено в Конституции Российской Федерации, а также в Федеральном законе «Об общественных объединениях», в соответствии с которым это право включает в себя возможность создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений.

Таким образом, мы приходим к выводу, что деятельность дружин регулируется прежде всего Федеральным законом «Об общественных объединениях» с учетом некоторых особенностей, о которых мы поговорим ниже.

1. Народные дружины создаются по инициативе граждан Российской Федерации, изъявивших желание участвовать в охране общественного порядка, в форме общественной организации с уведомлением органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования (в субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе – органов государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлена необходимость уведомления органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований), территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 497-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Границы территории, на которой может быть создана народная дружина, устанавливаются представительным органом соответствующего муниципального образования (в субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе – органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации это не отнесено к полномочиям представительных органов внутригородских муниципальных образований). При этом на одной территории, как правило, может быть создана только одна народная дружина.

3. Народные дружины могут участвовать в охране общественного порядка только после внесения их в региональный реестр.

4. Народные дружины действуют в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, а также уставом народной дружины.

5. Народные дружины решают стоящие перед ними задачи во взаимодействии с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами.

6. Основными направлениями деятельности народных дружин являются:

1) содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в охране общественного порядка;

2) участие в предупреждении и пресечении правонарушений на территории по месту создания народной дружины;

3) участие в охране общественного порядка в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций;

4) распространение правовых знаний, разъяснение норм поведения в общественных местах.

7. Порядок создания, реорганизации и (или) ликвидации народных дружин определяется Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ “Об общественных объединениях” с учетом положений настоящего Федерального закона.

8. Не могут быть учредителями народных дружин граждане:

1) имеющие неснятую или непогашенную судимость;

2) в отношении которых осуществляется уголовное преследование;

3) ранее осужденные за умышленные преступления;

4) включенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” либо в составляемые в рамках реализации полномочий, предусмотренных главой VII Устава ООН, Советом Безопасности ООН или органами, специально созданными решениями Совета Безопасности ООН, перечни организаций и физических лиц, связанных с террористическими организациями и террористами или с распространением оружия массового уничтожения;

(в ред. Федерального закона от 28.06.2022 N 219-ФЗ)

5) в отношении которых вступившим в законную силу решением суда установлено, что в их действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;

6) страдающие психическими расстройствами, больные наркоманией или алкоголизмом;

7) признанные недееспособными или ограниченно дееспособными по решению суда, вступившему в законную силу;

8) подвергнутые неоднократно в течение года, предшествующего дню создания народной дружины, в судебном порядке административному наказанию за совершенные умышленно административные правонарушения;

9) имеющие гражданство (подданство) иностранного государства.

9. Создание народных дружин при политических партиях, религиозных объединениях, а также создание и деятельность политических партий и религиозных объединений в народных дружинах запрещены.

Вы кто?- Я? дружинник!


КАК МЫ МОЖЕМ ПРЕОБРАЗОВАТЬ СТРУКТУРУ ДОБРОВОЛЬНЫХ ПОЖАРНЫХ КОМАНД И СОЗДАТЬ ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНУЮ ИНИЦИАТИВУ ДОБРОВОЛЬНЫХ ПОЖАРНЫХ КОМАНД К 2023 ГОДУ

Правовая инструкция  расскажет, как создаются и на каких основаниях осуществляют свою деятельность народные дружины; о пределах полномочий народных дружинников.

Что такое народная дружина по закону?

Народные дружины и иные общественные организации правоохранительного характера могут создаваться гражданами, которые отвечают определенным требованиям. Они распространяются и на учредителей, и на членов таких организаций.

Деятельность народных дружин регулируется следующими нормативно-правовыми актами:

•Федеральным законом «Об участии граждан в охране общественного порядка»;

•законами субъектов РФ;

•муниципальными НПА (например, Решение Челябинской городской Думы от 20.12.2016 N 27/25 «Об утверждении Положения об оказании поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создании условий для деятельности народных дружин на территории города Челябинска»);

Граждане, желающие содействовать правоохранительной деятельности в составе народной дружины, должны провести собрание коллектива территориального общественного самоуправления (ТОС может создаваться на уровне дома, района и т. д.) с повесткой о создании дружины и выборе ее командира, уведомить о создании дружины органы местного самоуправления и районный отдел полиции.

В течение 7 дней органы местного самоуправления должны согласовать создание и закрепить за ней территорию, в пределах которой она вправе осуществлять свою деятельность. Затем учредитель дружины подает заявление и документы (в том числе для проверки участников, командира и учредителя дружины) в районный отдел полиции, где в течение месяца со дня регистрации заявления принимается решение о внесении дружины в региональный реестр народных дружин.

После этого дружинникам выдаются удостоверения и заключается трехстороннее соглашение о сотрудничестве. Планы работ дружина и график привлечения к охране общественного порядка утверждаются полицией.


КАК МЫ МОЖЕМ ПРЕОБРАЗОВАТЬ СТРУКТУРУ ДОБРОВОЛЬНЫХ ПОЖАРНЫХ КОМАНД И СОЗДАТЬ ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНУЮ ИНИЦИАТИВУ ДОБРОВОЛЬНЫХ ПОЖАРНЫХ КОМАНД К 2023 ГОДУ

Что можно и нельзя дружинникам?

Основными направлениями деятельности народных дружин являются участие в следующих правоохранительных мероприятиях:

*содействие полиции и другим правоохранителям в поддержании общественного порядка;

*профилактика и пресечение противоправных деяний на вверенной территории;

*охрана правопорядка в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций.

При участии в охране общественного порядка дружинники вправе:

*требовать от граждан и должностных лиц прекратить противоправные деяния;

*принимать меры по охране места происшествия и обеспечению сохранности доказательств правонарушения;

*оказывать содействие полиции вплоть до применения физической силы.

Применение силы допускается для устранения опасности в состоянии необходимой обороны, а в иных случаях запрещается. По отношению к инвалидам, беременным женщинам и несовершеннолетним можно применять силу только если они совершают вооруженное или групповое нападение.

Применению силы должно обязательно предшествовать предупреждение (за исключением случаев, когда задержка может создавать угрозу жизни и здоровью людей, в том числе дружинников), а сами силовые действия соответствовать ситуации. После этого дружинники должны оказать первую помощь или способствовать этому, а также сообщить в полицию. При этом дружинники вправе отказаться от исполнения обязанностей, если им угрожает непосредственная опасность.

Осуществлять свою деятельность дружины могут в следующих формах:

*совместное патрулирование дружинников с сотрудниками полиции;

*дежурство при проведении массовых общественно-политических, спортивных и культурно-зрелищных мероприятий;

*участие в мероприятиях правоохранительных органов по предупреждению, пресечению, раскрытию преступлений;

*использование СМИ для пропаганды правовых знаний;

*иные формы, не противоречащие закону.

Нельзя создавать народные дружины при политических партиях и религиозных объединениях, и наоборот, деятельность организаций подобного рода запрещается в народных дружинах.

Какие споры могут возникать по деятельности дружинников?

Воспрепятствование осуществляемой на законном основании деятельности народных дружинников в связи с их участием в охране общественного порядка либо невыполнение их законных требований о прекращении противоправных действий влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 2500 рублей (ст. 19.35 КоАП РФ).

В судебной практике также известны случаи, когда граждане пытались взыскать компенсацию в связи с гибелью лица при исполнении обязанности дружинника (не удалось, так как не был подтвержден статус дружинника, см. Апелляционное определение Верховного суда Республики Дагестан от 22.06.2016 по делу N 33-2388/2016) и получить звание «Ветеран труда» на основании Почетной грамоты, врученной за активное участие в деятельности народной дружины (также безуспешно, поскольку по мнению суды активный труд не значит продолжительный и добросовестный, см. Апелляционное определение Московского городского суда от 04.07.2013 по делу N 11-20185).

Кроме того, оспаривалось бездействие администрации города в связи с непринятием мер к учреждению народной дружины. В качестве истца выступил прокурор и полагал, что отсутствие дружины негативно влияет на эффективность профилактических мероприятий и затрагивает права граждан на личную и общественную безопасность. В удовлетворении требований прокурора было отказано, поскольку нормы Положения о народных дружинах, касающиеся учреждения администрацией города народной дружины, носят не обязательный, а рекомендательный характер (Кассационное определение Нижегородского областного суда от 28.09.2010 по делу N 33-8454).

Ну и напоследок для любителей и любопытных, краткая историческая справка о движении “Народной дружины”:

Спасибо за внимание!

Как создать добровольную пожарную дружину на предприятии?

Главной особенностью второй категории подразделений добровольной пожарной охраны – объектовых добровольных пожарных дружин законодатель определил их возможное создание по месту работы или учебы физических лиц.

Следует обратить внимание на отличительный критерий учредителя объектовой добровольной пожарной дружины, которым может выступать только физическое лицо из числа работников организации с согласия собственника имущества организации. То есть согласно Федеральному закону «О добровольной пожарной охране» общественные организации (равно как и любые другие юридические лица) не вправе выступать учредителями объектовых подразделений добровольной пожарной охраны.

Также необходимо отметить, что в образовательных учреждениях в целях совершенствования обучения детей мерам пожарной безопасности, их профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний и реализации иных задач по профилактике пожаров могут создаваться добровольные дружины юных пожарных.

Учредителями добровольной дружины юных пожарных могут выступать физические лица (граждане) из числа работников образовательного учреждения в котором создается соответствующее подразделение юных пожарных с согласия собственника (руководителя) образовательного учреждения. Таким образом, учредителями этих подразделений могут быть только должностные лица соответствующих образовательных учреждений.

Участниками добровольных дружин юных пожарных могут быть граждане в возрасте от десяти до восемнадцати лет, изъявившие желание участвовать в деятельности дружин юных пожарных и способные по состоянию здоровья участвовать в деятельности по профилактике пожаров.

Деятельность добровольной пожарной дружины, ее структура, права и обязанности ее работников и добровольных пожарных определяются Федеральным законом «О добровольной пожарной охране», уставом добровольной пожарной дружины (в случае ее регистрации в качестве юридического лица) или положением о добровольной пожарной дружине (в случае, если регистрация ее в качестве юридического лица не осуществлялась).

Добровольная пожарная дружина, как и любое другое общественное объединение, считается созданным с момента принятия решения о ее создании, об утверждении ее устава (или положения о добровольной пожарной дружине) и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов, которое принимаются на съезде (конференции) или общем собрании.

Правоспособность добровольной пожарной дружины как юридического лица возникает с момента ее государственной регистрации.

Под добровольной пожарной дружиной понимается территориальное или объектовое подразделение добровольной пожарной охраны, принимающее непосредственное участие в тушении пожаров и не имеющее на вооружении мобильных средств пожаротушения. В свою очередь под добровольной пожарной охраной понимается социально ориентированное общественное объединение пожарной охраны, созданное по инициативе физических лиц и (или) юридических лиц – общественных объединений для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

Добровольные пожарные дружины являются основной опорой добровольной пожарной охраны.

Виды добровольной пожарной дружины:

В Российской Федерации добровольные пожарные дружины осуществляют свою деятельность в системе обеспечения пожарной безопасности соответствующего муниципального образования. Исходя из положений Федерального закона «О добровольной пожарной охране», муниципальные подразделения добровольной пожарной охраны могут быть созданы, реорганизованы и ликвидированы по решению учредителя общественного объединения пожарной охраны – руководителя органа местного самоуправления, а объектовые подразделения добровольной пожарной охраны – на основании приказа руководителя организации.

Добровольные пожарные дружины представляют собой самостоятельные структуры, созданные на добровольной основе, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения огня и зонах чрезвычайных ситуаций.

Основными задачами добровольной пожарной дружины являются:

Конкретный состав, структура, оснащение добровольной пожарной дружины определяются руководителями организаций.

Организации, создающие добровольные пожарные дружины:

Добровольные пожарные дружины создаются в форме общественного учреждения для профилактики тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территориях городских и сельских поселений, межселенных территориях или в организациях при возникновении чрезвычайных ситуаций.

В добровольные пожарные дружины принимаются совершеннолетние граждане, достигшие возраста восемнадцати лет, у которых состояние здоровья соответствует тому, чтобы исполнять обязанности, связанные с участием в профилактике и тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ. Состояние здоровья добровольных пожарных определяется врачебной комиссией в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, к которым относятся решения задач в области пожарной безопасности.

Общественное учреждение как организационно-правовая форма общественного объединения имеет возможность свободно распространять информацию о своей деятельности; сотрудничать со средствами массовой информации, создавать печатные редакции и осуществлять издательскую деятельность, представлять и защищать законные интересы участников общественного учреждения добровольной пожарной охраны.

Государственная регистрация добровольной пожарной дружины

Рассмотрим порядок создания и государственной регистрации объектовой добровольной пожарной дружины.

Итак, объектовая добровольная пожарная дружина является разновидностью общественных учреждений пожарной охраны, которые могут создаваться по месту работы или учебы физических лиц. Участники объектовой добровольной пожарной дружины – это физические лица из числа работников организации.

Учредители объектовой добровольной пожарной дружины – это добровольные пожарные из числа работников организации, выступающие таковыми с согласия собственника имущества организации или руководителя организации.

Управление объектовой добровольной пожарной дружиной и ее имуществом осуществляется руководителем объектовой добровольной пожарной дружины, который назначается на должность и освобождается от должности решением ее учредителя (учредителей).

В своей деятельности добровольная пожарная дружина руководствуется Федеральным законом «О добровольной пожарной охране», а также:

Указанными документами в том числе определяются структура добровольной пожарной дружины, права и обязанности работников и добровольных пожарных.

В случае государственной регистрации добровольной пожарной дружины данная добровольная пожарная дружина осуществляет свою деятельность в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.

Количество учредителей добровольной пожарной дружины не может быть менее четырех.

Устав добровольной пожарной дружины должен содержать сведения о ее наименовании и месте нахождения, предмете и целях ее деятельности, а также условия о порядке вступления (принятия) в добровольную пожарную дружину и выхода из нее, составе и компетенции ее органов и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, об имущественных правах и обязанностях участника добровольной пожарной дружины и о порядке распределения имущества, оставшегося после ликвидации добровольной пожарной дружины.

Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) добровольной пожарной дружины принимается Минюстом.

Перечень документов, представляемых для государственной регистрации подобного юридического лица, включает в себя:

Дополнительно следует отметить, что согласно пункту 4 Порядка формирования и ведения реестра общественных объединений пожарной охраны и сводного реестра добровольных пожарных (утв. приказом МЧС России от 04.08.2011 № 416) сведения о созданных общественных объединениях физических и (или) юридических лиц – общественных объединений, основной уставной целью которых является участие в осуществлении деятельности в области пожарной безопасности и проведении аварийно-спасательных работ, включаются в реестр общественных объединений пожарной охраны.

Таким образом, руководителю добровольной пожарной дружины после государственной регистрации такой дружины в качестве юридического лица необходимо направить в главное управление МЧС России по соответствующему субъекту Российской Федерации заявление о регистрации общественного объединения в реестре общественных объединений пожарной охраны, с приложением копий:

Главное управление в установленные сроки направляет руководителю добровольной пожарной дружины выписку из реестра, подтверждающую факт регистрации общественного учреждения.

Пишите или звоните!

8 (495) 003-45-71 (МСК),
8 (812) 629-00-03 (СПБ),
8 (800) 100-60-71 (по России).

Форум НКО – крупнейшее сообщество НКО в России.

Вам также может быть интересно:

Создать народную дружину

Народная дружина – это основанное на членстве общественное объединение, участвующее в охране общественного порядка во взаимодействии с органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Порядок создания, реорганизации и (или) ликвидации народных дружин определяется Федеральным законом «Об общественных объединениях» с учетом положений Федерального закона «Об участии граждан в охране общественного порядка».

Народные дружины создаются по инициативе граждан Российской Федерации, изъявивших желание участвовать в охране общественного порядка, в форме общественной организации с уведомлением органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования, территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Границы территории, на которой может быть создана народная дружина, устанавливаются представительным органом соответствующего муниципального образования. При этом на одной территории, как правило, может быть создана только одна народная дружина.


КАК МЫ МОЖЕМ ПРЕОБРАЗОВАТЬ СТРУКТУРУ ДОБРОВОЛЬНЫХ ПОЖАРНЫХ КОМАНД И СОЗДАТЬ ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНУЮ ИНИЦИАТИВУ ДОБРОВОЛЬНЫХ ПОЖАРНЫХ КОМАНД К 2023 ГОДУ

Руководство деятельностью народных дружин осуществляют командиры народных дружин, избранные членами народных дружин по согласованию с органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования, территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

В целях взаимодействия и координации деятельности народных дружин органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления могут создаваться координирующие органы (штабы), порядок создания и деятельности которых определяется законами субъектов Российской Федерации.

Народные дружины могут участвовать в охране общественного порядка только после внесения их в реестр народных дружин (региональный реестр) – это информационный ресурс, содержащий сведения о народных дружинах, созданных на территории субъекта Российской Федерации.

По общему правилу внесение народной дружины в региональный реестр, как правило, состоит из четырех этапов.

1-й этап – подача уведомления учредителем о создании народной дружины.

По инициативе гражданина (учредителя) в орган местного самоуправления соответствующего муниципального образования подается уведомление о создании народной дружины.

К уведомлению прилагаются:

Срок рассмотрения уведомления и ходатайства не должен превышать 7 календарных дней.

Оригиналы уведомления и ходатайства возвращаются в народные дружины, копии указанных документов с резолюциями передаются в районные штабы по координации деятельности народных дружин.

2-й этап – подача в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел заявления о создании народной дружины.

Учредитель подает в территориальный орган МВД России на районном уровне пакет

Заявление учредителя регистрируется в территориальном органе МВД России на районном уровне в Книге учета о внесении народной дружины в региональный реестр.

При необходимости в территориальном органе МВД России на районном уровне проводится проверка поступивших документов (срок исполнения 10 дней), в том числе проверка соответствия Устава народной дружины требованиям федерального законодательства.

3-й этап – регистрация народной дружины в региональном реестре.

При обращении уполномоченного представителя народной дружины в территориальный орган МВД России на районном уровне с целью внесения в региональный реестр должностное лицо территориального органа МВД России на районном уровне принимает документы, предусмотренные частью 3 статьи 7 Федерального закона «Об участии граждан в охране общественного порядка», а именно:

После проведения проверки всех сведений (данных на командира дружины, сведений о границах территории, на которой создана народная дружина, списка учредителей и членов народной дружины, информации о проверках учредителей и членов народной дружины на судимость, причастность к экстремистским организациям, учета ПНД, наркозависимость, алкоголизм) принимается решение о включении народной дружины в региональный реестр, а уполномоченному лицу выдается свидетельство о внесении в реестр.

4-й этап – заключение соглашения о сотрудничестве.

Между администрацией района, территориальным органом МВД России на районном уровне и командиром народной дружины оформляется трехстороннее соглашение об участии в охране общественного порядка.

Народные дружинники имеют права и обязанности, предусмотренные Федеральным законом «Об участии граждан в охране общественного порядка», в том числе, народные дружинники при участии в охране общественного порядка должны иметь при себе удостоверение народного дружинника, а также носить форменную одежду и (или) использовать отличительную символику народного дружинника. Образец и порядок выдачи удостоверения, образцы форменной одежды и (или) отличительной символики народного дружинника устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.

Народные дружинники при исполнении обязанностей по охране общественного порядка находятся под защитой государства.

Невыполнение законных требований народного дружинника о прекращении противоправных действий влечет административную ответственность по статье 19.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Народная дружина может создаваться как с образованием юридического лица, так и

без образования юридического лица (при создании народной дружины без образования юридического лица регистрация народной дружины в Минюсте не предусматривается). Разница заключается в том, что юридическое лицо имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права, нести гражданские обязанности, быть представителем в суде. Наличие лицевого счета юридического лица дает возможность также для материального поощрения дружинников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *