воспитание толерантных качеств личности, милосердия, доброты, отзывчивости.
О ком говорится в стихотворении?
По доброй воле вы всегда
На помощь день и ночь спешите.
Сквозь дни, недели и года
Дела благие вы вершите.
Добрая воля –
добрые дела –
добрая жизнь!
МАОУ СОШ № 217
Новосибирск,
2022-2023
Международный день добровольцев
в большинстве стран мира празднуют Международный день добровольцев во имя экономического и социального развития. Второе название этого праздника – День волонтёров.
5 декабря
Доброволец, волонтер –
(фр. volontaire – лат. Voluntarius –«желающий») –
лицо, осуществляющее какую-либо
деятельность добровольно.
Открытая ладонь и сердце считаются символами волонтёрства. Ладошки разного цвета, потому что мир создал нас всех разными.
Из истории
Добровольчество возникло тогда, когда возникло человечество.
Необходимость выживать в трудных условиях приводила первобытных людей к сплочению и готовности помогать.
Во многих древних племенах существовали ценности, поощряющие альтруизм:
хочешь преодолеть препятствия – пожертвуй личными интересами ради коллективного благополучия;
род процветает тогда, когда каждому отдельному сородичу хорошо.
Альтруизм (с лат. Alter — другой) — это бескорыстное побуждение человека, влекущее за собой поступки во благо других людей.
Волонтеры должны придерживаться следующих принципов:
1. Всегда уважать права, достоинства, национальные и культурные особенности других людей.
2. Самому придерживаться и пропагандировать здоровый образ жизни.
3. Всегда проявлять доброжелательность. Нельзя употреблять слова и выражения, которые могут обидеть или навредить другому человеку.
4. Волонтерство – это законный путь участия в жизни общества.
5. Волонтер всегда имеет право выбора.
Отличить волонтеров очень легко. Обычно они носят одежду, головные уборы с символикой волонтерской организации. Стать волонтером может каждый, достигший 14 лет. До этого вы можете принимать участие в волонтерском движении со взрослыми.
Дискуссия
Ситуация 1.
Ситуация 2.
Ситуация 3.
Проанализируйте ситуацию и скажите, по каким мотивам совершалось доброе дело.
Ученик, возвращаясь из школы, увидел, как старушка, поставив на скамейку тяжёлый пакет, не могла отдышаться. Он подошёл к ней и предложил свои услуги. Помог донести груз, хотя это и было ему не по пути.
Ученик хорошо и активно работал на уроке, но учитель почему-то не поставил ему никакой отметки. Это вызвало у школьника возмущение: «Что же это я, даром трудился, что ли? Больше ничего делать не буду. Старался, старался, а что за это получил? Ничего!»
Как вы думаете, сможет ли этот мальчик делать добро просто так? Почему?
Костя сделал скворечник и позвал Вову: «Посмотри, какой птичий домик я сделал».
Вовка присел на корточки: «Ой какой! Совсем настоящий! С крылечком! Знаешь, что, Костя, – робко сказал он, – сделай и мне такой, а я тебе за это планер сделаю».
«Ладно, – согласился Костя. – Только давай ни за то и ни за это, а просто так: ты мне сделаешь планер, а я тебе скворечник». (В. Осеева)
Разберитесь, кто из мальчиков прав и почему?
– внутренняя психологическая потребность быть нужным;
– потребность в общении и уважении;
– развитие лидерских способностей;
– способ поделиться своим опытом;
– защита своих прав и интересов;
– возможность жить интересной и яркой жизнью;
– потребность в самореализации;
– потребность в профессиональном опыте и т.д.
Для каждого же отдельно взятого волонтёра добровольчество представляет возможность развития личности и реализацию таких потребностей, как:
Фалиал
МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» в с. Новокленское
Классный
час в 5я классе
Классный
час «Кто такие волонтеры?» (приуроченный ко дню волонтерства в России 5
декабря)
Рассказать
ученикам кто такие волонтеры;
Познакомить с
волонтёрским движением в России и в нашей школе;
Мотивировать
обучающихся к добровольческой деятельности.
Сформировать
сплоченный деятельный коллектив волонтеров.
Создать условия,
позволяющие ученикам своими силами вести волонтёрскую работу.
Сформировать у
учащихся мотивацию к волонтёрской деятельности
Приветствие. Цели
и задачи классного часа.
Кто людям помогает – не тратит время зря,
Прекрасными делами наполнится земля!
Свободные минуты вы отдаете всем,
Кто в помощи нуждается, не требуя взамен
Ни золота, ни стажа, ни славы, ни любви.
Ваш выбор несомненен – да, волонтеры вы!
Так пусть же все усилья окупятся с лихвой,
Пусть сделанное благо приносит в дом покой,
И радость рядом будет от вашей доброты,
Улыбки благодарности смеются, как цветы. Речь идет о волонтёрах. Волонтёры,
волонтёрское движение – тема нашего классного часа. Итак кто же они такие! Как
вы думаете?
5 декабря во всем мире справляют день
волонтеров. В этот день следует поблагодарить всех тех людей, которые
безвозмездно трудятся и помогают людям. Полное название этого праздника –
Международный день добровольцев во имя экономического и социального развития.
Предложила его ввести Генеральная Ассамблея ООН довольно давно – в 1985 году. С
тех пор праздник получил свое официальное название и международный статус. Ребята,
а в каких ситуациях нужна помощь волонтёров?
Дети перечисляют.
(Учитель может добавить: волонтеры нужны при экологических катастрофах, при
ликвидации последствий природных стихий, даже на поиск людей привлекаются
волонтёры)
– Волонтерское
движение делится на несколько направлений
– В нашем филиале с
2015 года образован отряд волонтеров «Бригантина», которые устраивают различные
акции. И мы с вами принимаем в них участие. Активную помощь волонтеры оказывают
тем слоям населения, которые в наибольшей степени нуждаются в участии и
социальной заботе – это пенсионеры, наши односельчане. Но главное в том, что
они отдают частичку своей души другому человеку. Сегодня я пригласила к нам в
гости волонтеров 9 класса: Честных Катя, Кинжалова Вика, Пузикова Лера и
Казакова Соня. И сейчас они о себе расскажут.
Мы живём под девизом:
Ни шагу назад,
ни шагу на месте,
а только вперед и только все вместе”
Вместе:
Это мы – волонтёры!
Цель отряда – помогать пожилым людям, нашим односельчанам. Любить природу и
беречь её.
В нашем отряде существуют Законы:
Умей
ставить цель. Старайся больше увидеть, услышать, понять;
Каждый день, хотя бы одно хорошее дело, хотя бы одна хорошая мысль, хотя бы
один добрый поступок;
Если взялся за дело, не бросай его на полпути, доведи до конца;
Научись видеть мир сердцем.
Наш выбор – любовь – любовь к семье, ближнему, пожилому, родному дому, краю,
Родине.
Будь активным и великодушным
Будь бескорыстным и целеустремленным
Будь честным и добрым
За
прошлый учебный год было проделано много совместных работ. А именно: Помощь
пожилым, уборка территории школы и памятника многое другое. А также мы
участвовали в районных и областных мероприятиях . И мы уверенны, что наше
благородное дело будет дальше развиваться с каждым днём.
В
народе говорят, что человек,
Когда он что-то доброе свершает,
То свой земной, свой человечий век
Не менее, чем нА год продлевает.
Катя: А потому, чтоб жизнь не подвела
И чтоб прожить вам более столетия,
Вика: Шагайте, люди, избегая зла,
И помните, что добрые
дела –
Вернейшая дорога в
долголетие!
Спасибо ребята за информацию о себе. Теперь
мы знаем, волонтерство – это деятельность, которая направлена на предоставление
безвозмездных услуг человеку или группе людей, не являющихся родственниками
волонтера, без расчета на денежное вознаграждение. Эта формулировка наиболее
точно определяет значение волонтерской деятельности. И сейчас волонтеры нашего
филиала, помогут нам украсить наш кабинет к новому году.
Волонтеры
вместе с учениками 5 класса вырезают вытанки для украшения кабинета.
Отлично! Открытая ладонь и сердце
считаются символами волонтерства. А как вы думаете, почему ладошки разного
цвета? (Потому что мир создал нас всех разными) Ребята, давайте символ волантерства
нарисуем!
Совместная
работа (рисование плаката)
На этом наш классный час подошел к концу,
спасибо вам девочки, что пришли к нам в гости!
На доске написано:
Ход классного часа:
Речь идет о волонтёрах, добровольцах. А почему тема нашего классного часа связана сегодня с волонтерством? (ответы детей). Помогите мне закончить предложение, чтобы узнать план классного часа.
Нажимать, будет появление вопросов
Указываю на ладонь
Открытая ладонь и сердце считаются символами добровольчества.
А как вы думаете, почему ладошка разного цвета? (ответы детей).
Потому, что мир создал нас всех разными!
Слово «волонтер» произошло от французского «vоlоntаiге». В переводе это слово
Доброволец или волонтёр – это человек, который добровольно, т.е. по своей доброй воле решил посвятить часть своей жизни другим людям, помогая им справиться с жизненными трудностями.
Всех волонтеров объединяет бескорыстие.
Как вы думаете, что такое бескорыстие? (ответы детей).
Это поступок, который вы делаете без корысти, т.е. без выгоды для себя, т.е. не ради выгоды, а просто так.
А когда в России отмечается День волонтёра? (ответ детей)
Давайте обратимся к нашему волшебному календарю с узнаем, какое задание нас сегодня ожидает? (Ученик срывает листик. Там написано: расскажи о своих добрых делах).
Назовите наши добрые дела, связанные с Экологией.
Подсказка на слайде птица. (Ответы детей про домики для птиц). На слайде фотографии. Расскажите о своем добром деле.
А какие ещё добрые дела мы делаем для природы?
Подсказка на слайде мусорный пакет, перчатки. (Ответы детей об уборке мусора). Нас слайде фото уборок. Варя, расскажи об этой уборке. Никита, расскажи об этом дне.
Какое доброе дело мы сделали для наших бабушек?
Подсказка на слайде ребёнок поздравляет. подарок. (Ответы детей, поздравляем с праздниками, дарим подарочки). Фото на слайдах пожилые.
Расскажи Серёжа, что мы делаем, когда приходим к пожилым людям?
Какие добрые дела мы делаем для поддержки военнослужащих сегодня?
Подсказка на слайде конверт. (Ответы детей о письмах солдатам). Фото на слайдах. Серёжа расскажи, о чём можно писать в этом письме.
А какое доброе дело мы сделали, чтобы военнослужащим было не грустно в Новогодние дни?
Подсказка на слайде открытка. ( Ответы детей, изготовили фронтовые открытки). Артём, что мы в этих открытках делали?
Какое доброе дело сделали ваши и другие родители для военнослужащих?
Подсказка на слайде коробка. Если не ответят, то след слайд, где вещи для военнослужащих.
Кирилл, что мы желали военнослужащим?
Какое доброе дело мы сделали для наших одноклассников и других учащихся школы?
Подсказка книга. ( Ответы детей, подарили книги). Серёжа, напомни в каком состоянии должна быть книга, которую даришь?
Посмотрите, сколько добрых дел мы с вами сделали и в 1 и во 2 классе. А ведь это ещё не всё. Мы свами принимали участие во многих акциях, относящихся к Дню Победы. Например: Окно Победы, Бессмертный полк, 900 свечей, Блокадный хлеб.
Добрые дела вы делаете, делаете безвозмездно, делаете часто.
Что это значит? Это значит ребята, что вы маленькие волонтёры. Значит и вас можно поздравлять с этим праздником. Я вами горжусь! Свершайте и дальше добрые дела.
Давайте же узнаем историю праздника день волонтёров, отвечая на вопросы викторины.
У меня в руках шкатулка добрых дел. Я предлагаю вам выбрать одно из них и обязательно выполнить в ближайшее время. И вот увидите, волонтёром быть не только не сложно.
Под музыку каждый вытаскивает по одной бумажке.
Обещаете свершить доброе дело?
В завершении я хотела бы зачитать стихотворение- поздравление собственного сочинения в адрес волонтёров всей страны
Есть добрые отзывчивые люди.
Их волонтёрами зовут.
Сегодня поздравлять мы всех их будем.
Спасибо скажем им за верный труд.
Спасибо вам за добрые поступки,
За ваши бескорыстные дела.
Ведь мир порой бывает хрупким
Команда ваша многим помогла.
И на Чукотке много волонтёров.
Они всегда готовы всем помочь.
Они всем нам поддержка и опора.
И их всегда с большой надеждой ждёшь!
С днём волонтёров мы вас поздравляем!
Удачи, радости и счастья вам желаем!
Спасибо большое за доброе сердце
Вы чистой души, любви, дружбы владельцы!
Давайте споём песню про волонтёров.
Песня «Становись волонтёром»
Твори добро и ни у кого не спрашивай разрешения – никто не властен над твоим добром.
Главное, чтобы ты сам выбрал себе ту жизнь, которая была бы полезной для тебя, и для других!
Спасибо за внимание!
создание условий
для формирования у школьников правильных представлений о волонтерском движении,
о его разных формах в разные времена, о его значении в жизни социума.
Формировать у учащихся уважение к
общечеловеческим нравственным ценностям;
Учить задумываться о своем месте в жизни;
Развивать умение сопереживать другим
людям, лучше понимать их чувства, мотивы поведения.
Способствовать созданию условий для
развития у учащихся мотивации к совершению добрых и гуманных поступков;
Здравствуйте. Мы собрались сегодня с вами, чтобы поговорить о доброте, о добром
отношении к своим близким, о стремлении совершать добро.
Человеческая доброта,
милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу
человеческого счастья. Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное
счастье. Человек, делающий другим добро, умеющий сопереживать, чувствует себя
счастливым.
Сегодня мы поговорим о тех
людях, для которых добровольчество стало смыслом жизни. Любой человек имеет
возможность добровольно посвящать свое время, талант, энергию другим без
ожидания финансового вознаграждения. Добровольчество — фундамент гражданского
общества.
Часто приходится слышать:
«Добровольчество-это где-то не у нас», «Ещё несколько лет назад
добровольчества в России не было», «Это вообще в нашей стране
невозможно». Это не совсем так. Люди, бескорыстно помогающие другим, были
всегда. Для того чтобы помочь в уходе за больным ребёнком, купить
продукты старикам, убрать мусор в своём дворе не нужно специфических
знаний и навыков, не нужно организаторов, призов и бонусов. Нужно лишь внимание
к тем, кто рядом, сопереживания и желание помочь. Согласитесь, ведь
это то, что мы все и так делаем, не требуя вознаграждения или
признания, не прося ничего взамен.
В
наше время действует Российский благотворительный фонд. Не надо больших
стараний лишь набрать слово ДОБРО на этот короткий номер 5541 и
СМС летят со всего мира. И каждое сообщение — шанс на жизнь сотням
тяжелобольных детей.
Людей, порядочных, добрых и воспитанных, честных, тех, кто живёт на
разных сторонах света и всегда готов прийти на помощь, много. Их называют
добровольцы или волонтёры.
Открытая ладонь и сердце
считаются символами волонтерства. Ладошки разного цвета, потому что мир создал
нас всех разными.
: Кто такие волонтёры
спросите вы?
Слово «волонтёр» произощло от французского
volontaire, которое в свою очередь было заимствовано из латинского voluntarius,
и в дословном переводе означает доброволец, желающий.
Волонтеры это люди, которые добровольно готовы потратить свои силы и время на
пользу обществу или конкретному человеку. Синонимом слова «волонтер»
является слово «доброволец». Иногда волонтеров называют общественными
помощниками, внештатными добровольными сотрудниками, ассистентами, лидерами,
посредниками. Общее, что их объединяет, — добровольность (деньги не
являются основным мотивом работы).
Любой, кто сознательно и
бескорыстно трудится на благо других, может называться волонтером.
Ученик читает стихотворение
– Труд добровольцев важен, нужен,
Они меняют мир порой
Тем, что в дожди, жару и стужу
Поддержат дружеской рукой.
Не ждут оплаты, поощрения,
Спокойно отдают свой труд.
У них такая точка зрения,
Они так чувствуют, живут.
Спасибо тем, кто помогает
Всем, кто слабей. Извечно так:
Кто чувствует и понимает,
В тех доброта – отличья знак.
ля того чтобы более
ясно представить добровольчество в России, необходимо обратиться к более
глубокой истории нашей страны.
Традиции милосердия складывались на Руси
столетиями, составляя основы благотворительности, поднимающейся из глубины
веков как стремление помочь «бедным, дряхлым, хворым, неимущим». Общественная
благотворительность зародилась еще в домонгольский период. Особое место в ее
развитии сыграла церковь.
Как
вы думаете, кто может стать волонтером? (ответы детей)
Чаще всего ответ на этот
вопрос таков: им может быть человек, умелый и ответственный, который может
посвятить свое время и умение добровольному труду.
Волонтером может быть каждый –
независимо от возраста образования, материального статуса и т.п. Главное
условие – это любовь к окружающим, доброе сердце и наличие свободного времени.
5 декабря в
большинстве стран мира празднуют Международный день добровольцев во имя
экономического и социального развития. Второе название этого праздника – День
волонтёров. Он был учреждён по инициативе Генеральной Ассамблеи ООН в 1985
году в благодарность всем людям, добровольно внесшим вклад в развитие экономики
и социальных программ на территории многих государств.
Не зря
существует День Волонтёра. Ведь при помощи волонтёров были потушены многие
летние пожары, была оказана помощь погорельцам, волонтёры участвовали в акции
донорства и многое другое.
Кто может
стать волонтёром?
Волонтёром
может стать любой молодой человек в возрасте от 14 до 30 лет, который
желает посвятить своё свободное время, силы и умения добровольному
неоплачиваемому труду.
Волонтёрами
становятся люди, у которых высока потребность в общении с другими людьми.
: Верно, они
надеются обрести новых знакомых и друзей. Некоторые находят здесь альтернативу
безделью или просто получают удовольствие от того, что стараются сделать мир
чище и лучше.
А я могу
как-то официально стать волонтёром? Я что-то слышал о волонтёрской книжке?
1. Кто людям помогает – не тратит
время зря,
Прекрасными делами
наполнится земля!
Свободные минуты вы
отдаёте всем,
Кто в помощи
нуждается, не требуя взамен
Ни золота, ни стажа,
ни славы, ни любви.
2. Так пусть же все усилья окупятся
с лихвой.
Пусть сделанное благо
приносит в дом покой,
И радость рядом будет
от вашей доброты.
Улыбки благодарности
смеются, как цветы.
Они
работают в тех сферах деятельности, которые не оплачиваются, но остаются
важными для достижения общественной цели. Во Всемирной Декларации добровольцев сказано, что они
имеют право посвящать свой талант, время, энергию индивидуальным и
коллективным акциям, не ожидая за это вознаграждения. Начав делать что-то для
людей, которым нужна помощь, начинаешь понимать, что разовой помощи
недостаточно.
Словесное рисование портрета
волонтера.
Каждая группа получает
карточки, на которых написаны качества личности. Вы, посоветовавшись, отбираете
те, которыми можно охарактеризовать волонтера.
1 группа – ЗАБОТЛИВЫЙ
ДОБРОСОВЕСТНЫЙ ПОНИМАЮЩИЙ САМОЛЮБИВЫЙ ЖАДНЫЙ.
2 группа – СПРАВЕДЛИВЫЙ
ВЕЖЛИВЫЙ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ ГРУБЫЙ ЗАВИСТЛИВЫЙ
3 группа – ОТЗЫВЧИВЫЙ
ЖИЗНЕРАДОСТНЫЙ ЧЕСТНЫЙ МСТИТЕЛЬНЫЙ ЗЛОПАМЯТНЫЙ
Один ученик развешивант
карточки в сердце плаката со словами:
-Правильно, молодцы! Именно
этими качествами должен обладать волонтер.
-А почему вы не все карточки
использовали?
/На них написаны плохие
качества/
-Может быть таким волонтер?
Песня гимн волонтеров
Мечтайте, люди добрые,
мечтайте,
О самом милом, светлом и
родном,
И в жизни никогда не забывайте
Прощать и за добро платить
добром!
Любите рано утром
просыпаться,
Цените все, что жизнью вам
дано,
И людям не ленитесь улыбаться,
Учитесь отдавать свое тепло!
Не будьте лживы, мелочны,
сварливы,
Не покидайте в суете друзей,
Поверьте, все вернется с
большей силой,
Все то, что вы отдали для
людей!
Есть истины, которых не
отвергнешь.
Они верны, бессмертны и
сильны.
О, человек, когда же ты
поверишь,
Что создаешь свой мир лишь
только ты!
Итак, ребята вы
почувствовали, что значит быть волонтером, что значит получать бескорыстную
помощь. Рядом с нами тысячи людей, нуждающихся в помощи.
Самое простое –
закрыть глаза и не замечать, сказать: “Каждый сам за себя”. Или
сослаться на то, что помогать им – прерогатива государства: оно, а не мы с
вами, должно работать над тем, чтобы старики не умирали от голода и
одиночества, чтобы многодетные семьи были в радость, детей не бросали, а тем,
кому всё же не повезло, немедленно находили приемных родителей.
Вот и подошла к завершению
наша работа. Сегодня мы узнали о развитии добровольчества в России и
познакомились с историей Международного дня добровольца.
Доброта,
милосердие, мудрость, справедливость, переживание за других – основа
человеческого счастья.
«Добрая воля – добрые дела – добрая жизнь!»
– оказание позитивного влияния на учащихся при выборе ими жизненных ценностей; – развитие волонтёрского движения в школе; – формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность.
– познакомить с волонтёрской деятельностью . Развивающие: – способствовать развитию внимания, памяти, мышления, умению анализировать и делать выводы. Воспитательные: – пробуждать интерес к волонтёрству; – воспитывать чувство взаимопомощи, критичность мышления и доверительные отношения; – учить выслушивать мнения одноклассников, правильно реагировать на их замечания
– сформулировать понятие волонтёр; – научиться извлекать нужную информацию; – проводить обобщение, делать выводы Личностные: – развивать навыки работы в сотрудничестве; – развивать учебно-познавательный интерес; – развивать положительную мотивацию к внеклассной деятельности. Метапредметные: – научить планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; – учитывать разные мнения, интересы и обосновывать свою позицию
развивать высокую творческую активность при выполнении коллективных заданий; оценивать свои трудности и достижения. Регулятивные: способствовать развитию волевых качеств учащихся при включении детей в деятельность
Речь идет о волонтёрах. Волонтёры, волонтёрское движение – тема нашего классного часа.
В разных уголках мира существует традиция посвящать год какому-то важному событию или явлению. Россия в этом вопросе не осталась в стороне, такая практика прижилась у нас и становится все более популярной и значимой. Прошедший год был объявлен Годом экологии, а 2018 год объявлен президентом России Владимиром Путиным Годом волонтёра и добровольца. ” Это будет ваш год, год всех граждан страны, чья воля, энергия, великодушие и есть главная сила России”, — сказал Путин, выступая на церемонии вручения премии “Доброволец России”. Президент РФ отметил, что “подобных примеров гражданского участия и солидарности с каждым годом становится все больше, больше и больше”.
В России около семи миллионов человек вовлечены в волонтёрское движение, и они пользуются уважением и поддержкой в обществе.
Согласно опросам, две трети населения нашей страны готовы оказать помощь незнакомому человеку, попавшему в беду.
Кого называют волонтёрами?
В переводе с французского «волонтёр» означает «доброволец». Представители волонтёрского движения искренне считают, что выполнять значимые общественные работы и оказывать помощь нуждающимся следует не ради материальной заинтересованности, а совершенно бескорыстно. Фактически волонтёр – это человек, который выполняет общественно значимую работу на безвозмездной основе. Вознаграждением за труд волонтёров становится признательность и благодарность людей.
Особенности волонтёрского движения в России
В основе волонтёрского движения лежит старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком — помоги другому.
В России волонтёрское движение стало зарождаться в конце 80-х годов, хотя, если заглянуть в историю, следует признать, что оно существовало всегда, например, в виде службы сестер милосердия, тимуровского и пионерского движений, всевозможных обществ охраны природы и памятников. Однако современное развитие волонтерское движение получило в связи с растущим числом социальных проблем, в решении которых при современной экономической ситуации волонтёры незаменимы.
Волонтёры — это люди, которые создают приюты для бездомных животных, помогают старикам в больницах и хосписах и готовы сутками искать пропавших людей. Волонтёры “Победы” заботятся о ветеранах, ухаживают за памятниками героям Великой Отечественной. Себя они называют одной большой волонтёрской семьей, потому что их объединяет общая цель — нести добро людям.
Волонтёры трудятся в больницах и социальных учреждениях, помогают найти пропавших людей, оказывают посильную помощь пострадавшим в стихийных бедствиях, сохраняют природу и наши памятники культуры, нашу культуру, восстанавливают имена погибших солдат, помогают в проведении крупнейших международных мероприятий. Таких примеров гражданского участия и солидарности с каждым годом становится все больше и больше!
Забота о ближнем, милосердие, готовность прийти на помощь всем миром, служить Отечеству — в душе, в характере, в культуре нашего народа.
В Российской Федерации волонтёры (в отличие от существовавших когда-то пионерской и комсомольской организаций) не объединены и не имеют единой государственной или негосударственной поддержки. Говорить о волонтёрском движении как о явлении можно, только учитывая, что все волонтёры руководствуются в своей деятельности одним общим принципом — помогать людям.
Волонтёрское движение как форма социальной помощи
Активную помощь волонтеры оказывают тем слоям населения, которые в наибольшей степени нуждаются в участии и социальной заботе. Добровольцев часто можно встретить в службах социальной защиты населения, в домах для престарелых. В сферу деятельности волонтеров попадают также учреждения для лиц с ограниченными возможностями и детские дома. Волонтёры участвуют в сборе вещей для тех, кто оказался в зоне стихийного бедствия или пострадал после пожара.
Нельзя сказать, что абсолютно во всех случаях работа волонтеров не оплачивается. Но чаще всего добровольцы работают в обмен на приобретение опыта, знаний и навыков, установления полезных личных контактов. Для молодых людей волонтёрская деятельность часто становится первой ступенькой на пути к профессиональному росту и способом сделать осознанный выбор будущей сферы своей основной деятельности.
Волонтёрское движение готовит кадры для общественных и неправительственных организаций. Добровольцы имеют неоценимый опыт социального взаимодействия и часто лучше любых чиновников владеют ситуацией в выбранной ими сфере деятельности. Работа в качестве добровольца способствует формированию лидеров, которые готовы принять участие в деятельности государственных и общественных структур, ответственных за работу в социальной сфере.
Волонтёрство в школе
Взрослые хотят видеть подростков добрыми, отзывчивыми, душевными людьми. Но эти качества не возникают сами по себе. Их необходимо формировать и развивать. В этом важном процессе неоценимую помощь в школьной стране оказывает волонтёрское движение. Старшему поколению ближе слово «добровольчество», а молодому приглянулось «волонтёрство». Чего спорить? Волонтеры или добровольцы – это люди, безвозмездно отдающие свое время и силы на благо других людей. И у подростков возникает потребность что-то делать сообща, и не просто делать, а совершать добрые поступки.
Что испытывает подросток, когда помогает кому-то? Радость, удовлетворение, чувство собственной значимости и пользы?
Возможно. Но главное в том, что они отдают частичку своей души другому человеку.
Сформулируем заповеди волонтёров:
· найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его;
· раскрой себя в любой полезной для окружающих и тебя самого деятельности;
· помни, что твоя сила и твоя ценность – в твоем здоровье;
· оценивай себя и своих товарищей не по словам, а по реальным отношениям и поступкам.
Во многих странах мира существуют волонтёрские движения, а добровольцы считаются важными и уважаемыми людьми. Развитие волонтёрства показывает осознанное стремление людей принимать активное участие в глобальном процессе – развитии гражданского общества.
Именно поэтому на сегодняшний день институт волонтёрства распространен практически во всех странах мира и становится с каждым днем все более значимым ресурсом развития общества.
Каждый ли может быть волонтёром? Для кого то это порыв , а для кого то.призвание. Сейчас мы с вами проверим . выслушав все мои вопросы вы должны выбрать только одну группу «ДА « «НЕТ» «МОЖЕТ БЫТЬ». Если вы встанете к группе «НЕТ» значит это ваша позиция , не каждый может быть волонтёром, кто то должен быть и госслужащим.
1. Игровая часть аудитории разделена на 3 части, на это указывают таблички с надписями «да», «нет», «может быть».
2. Условия тренинга: 1.ведущий задает вопросы; 2. после вопросы учащиеся переходят к тому плакату. Который соответствует их ответу; 3. Ведущий имеет право задавать дополнительные вопросы.
3 Вопросы: 1. Смогли бы вы прожить свою жизнь в одиночестве? 2. Смогли бы вы помочь другому в ущерб себе? 3. Милосердные дела могут совершать только успешные и богатые люди? 4. Смогли бы вы ухаживать за тяжелобольным человеком? 5. Смогли бы вы продолжать совершать добрые дела, не получив за них слов благодарности?
1. Были ли сейчас заданы вопросы, над которыми вы раньше не задумывались? 2. Менялось ли ваше мнение в процессе работы? 3. Открыли ли вы что-то новое для себя? 4. Узнали ли что-то новое о своих товарищах?
«Добро пожаловать в волонтёры»
асширить понятия сущности и значения волонтерства, определить виды волонтерской деятельности.
Формирование умения работать в команде, развитие познавательной активности и повышение кругозора.
Развитие волонтерского движения в техникуме, формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность.
проблемный, частично-поисковый, эвристический, беседа, наглядно-иллюстративный, аналитический.
: компьютер, проектор, презентация.
Территория России и длинна и широка,
Да и численность в стране, скажу, довольно велика.
И вот среди российских граждан молодежь такая есть,
Волонтерами зовут их, и талантов в них не счесть.
Внутри людей огонь бессмертный добра и сострадания,
И трудности им нипочем – исполнят все задания!
Сегодня мы поговорим о тех людях, для которых добровольчество стало смыслом жизни. Любой человек имеет возможность добровольно посвящать свое время, талант, энергию другим без ожидания финансового вознаграждения. Добровольчество — фундамент гражданского общества.
В круговороте серых будней
Найди минутку для добра.
Пожертвуй старику, больному,
Ведь жизнь их очень не проста.
Ты не жалей себя, не думай,
Что не богат, не бизнесмен.
Пойми, что помогают люди
Порою бедные совсем.
Ты от души, от сердца делай.
Насыпь в кормушку птицам хлеб.
И знаешь, кто-то в книге судеб
Перечеркнет один твой грех.
А может быть, письмо захочешь
В детдом ребенку написать,
И знаешь, это будет лучше,
Чем просто взять – не замечать.
Не нужно больше отговорок.
Признайся самому себе,
Что век на свете наш недолог.
Добрей быть нужно на Земле.
Проснешься утром и заметишь
Как жизнь прекрасна и мила,
Президент В. В. Путин подчеркнул особую значимость волонтерского движения.
5 декабря в России отметили День Добровольца. « Волонтеры трудятся в больницах и социальных учреждениях, помогают найти пропавших людей, оказывают посильную помощь пострадавшим в стихийных бедствиях, сохраняют природу и наши памятники культуры, нашу культуру, восстанавливают имена погибших солдат, помогают в проведении крупнейших международных мероприятий. Таких примеров гражданского участия и солидарности с каждым годом становится все больше, больше и больше».
Ребята, а вы знаете кто это – ВОЛОНТЕР?
Обучающиеся отвечают на вопрос.
В большей части вы правы! ВОЛОНТЕР – это человек, участвующий (абсолютно бесплатно) в различных социально-значимых кампаниях: распространении необходимой информации, подготовке и проведении общественных акций.
Волонтеров называют по-разному: добровольцы, посредники, внештатные помощники. Но есть то, что их объединяет – это бескорыстие. Они не требуют за свои услуги материального вознаграждения, да и те, кому они помогают, чаще всего являются людьми, прямо скажем, небогатыми.
А у меня еще один вопрос. Что вы понимаете под словом «ДОБРОТА»?
Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Почему люди совершают добрые дела?
Песня «Дорогою добра»
С психологической точки зрения, людям просто нравится ощущать свою значимость, проявлять заботу, поэтому волонтерская деятельность и вызывает симпатию и уважение у окружающих.
Делают они благе дело, а значит занимаются – благотворительностью (благо творят).
Сегодня государство рассматривает развитие добровольчества и благотворительности как одно из приоритетных направлений государственной политики.
Заглянув в историю нашего государства, мы увидим:
Зарождение благотворительности в Киевской Руси связывается с принятием христианства. Сам князь Владимир служил для народа образцом сострадания и был «истинным отцом бедных». Преемники князя следовали его примеру. Владимир Мономах так изложил обязанности князя по отношению к бедным: «Будьте отцами сирот; не оставляйте сильным губить слабых; не оставляйте больных без помощи».
Из мероприятий Екатерины II заслуживает внимания создание в 1775 г. Приказов общественного призрения, на которые возлагалась забота об устройстве и содержании больниц, богаделен, сиротских и работных домов и домов для душевнобольных.
Кратко о благотворителях XIX века Одной из самых известных благотворительниц в Москве в XIX веке была Варвара Алексеевна Морозова.
Она основала и финансировала целую сеть благотворительных учреждений: больницу и родильный приют, аптеку, “санаторию”, приют для сирот, колыбельную (так назывались тогда ясли), богадельню, убежище для хроников, дом призрения, училище, школу рукоделия, библиотеку.
Почетный попечитель граф Шереметев Николай Петрович, один из богатейших людей России, построил Странноприимный дом – богадельня, больница-приют для нищих и калек. Наиболее известный под этим названием Шереметьевская больница на Большой Сухаревской площади в Москве, на базе которой в 1923 году был организован Институт неотложной помощи имени Склифосовского.
Князь Александр Николаевич Голицын ежегодно жертвовал «Благодетельному обществу», учрежденному 16 мая 1802 года императором Александром I, по 6 тысяч рублей, еще 142 тысячи рублей он завещал передать обществу после своей смерти.
В начале XX века благотворительность в России переживала пик своего развития. На каждые 100 тысяч жителей Европейской части России приходилось 6 благотворительных учреждений.
В марте 1910 года Всероссийский съезд деятелей по призрению констатировал, что 75% средств на эту сферу формировались на основе частных добровольных пожертвований и лишь 25% поступали от государства. По самым приблизительным подсчетам, в стране ежегодно раздавалось в виде милостыни не менее 27 миллионов рублей.
Характерной чертой советского периода новейшей русской истории было провозглашение государством полной ответственности за решение всех социальных проблем, что как бы исключало необходимость общественных благотворительных организаций. Вместе с тем, существовало Общество Красного Креста и Красного Полумесяца, среди функций которого была подготовка медицинских сестер для оказания первой помощи пострадавшим.
Видеоролик: фрагмент из кинофильма «Тимур и его команда»
В послевоенные годы до 80-х годов было популярным тимуровское движение. Отрывок из кинофильма «Тимур и его команда» нам ясно показывает идеи того времени и реализации планов волонтёрского движения. Лозунг этих ребят: «Сделай что-нибудь хорошее». Параллельно тимуровскому движению, созданному среди детей, были организованы комсомольские стройотряды для студентов и молодёжи.
Школьник, студент или пенсионер, директор или менеджер, строитель, спортсмен или юрист. В жизни он может быть кем угодно!
Но однозначно можно сказать волонтер – человек особенный! Человек, у которого есть своя семья, работа, учеба, личная жизнь, но у которого всегда найдется время на добрые дела и поступки ради благополучия других, не потому что надо, а по доброй воле.
Идеал добровольцев лежит в традиционном образе русского человека, который приходит на помощь в нужный момент и в нужное время.
Этот образ является частью нашей культуры. Одними корнями он уходит в православные образы самопожертвования за идеалы добра, а другими – в идеалы взаимопомощи тем, кто попал в беду, потому что при нашей обширной географии без взаимной помощи выжить абсолютно нереально.
Сейчас мы видим конкретный пример работы волонтеров, которые помогли в чрезвычайной ситуации справиться с последствиями наводнения на Дальнем Востоке.
Видео о наводнении (3 мин.).
Сфера деятельности добровольцев очень широка.
Для сегодняшнего волонтера доступны многие направления деятельности, в которых можно себя попробовать. Экология, помощь животным, уход за больными, помощь в решении детских проблем, строительство новых и реконструкция уже имеющихся объектов, работа с людьми, отстаивание чьих – то интересов, бескорыстная помощь нуждающимся и проявление доброты к ним, самопожертвование во имя ближнего, на благо человечества, мира, а главное – самого себя. Ведь когда каждый будет жить хорошо, то и все будут счастливы.
Новый «высокотехнологичный» способ стать волонтером – это присоединиться к какому-либо добровольческому интернет-движению.
Вы и сами можете посмотреть, как много еще других сфер, где так необходимы волонтеры и добровольцы!
Чтобы стать волонтером, нужно знать и соблюдать следующие заповеди:
1. Желание помогать людям добровольно.
2. Наличие желания делиться своим опытом.
3. Желание учиться самому.
4. Солидарность с принципами и целями волонтерской организации.
6. Законность (деятельность волонтера не должна противоречить законодательству).
Кандидат в волонтеры после ознакомительной беседы пишет заявление, где указывает мотивы его обращения к добровольчеству, а также имена двух человек, которые могли бы дать рекомендации. После отборочных занятий с волонтером может быть заключен договор.
Важнейшими мотивациями являются: быть социально полезным, способствовать изменениям в обществе, самореализация, поиск единомышленников, из чувства долга за полученную в прошлом помощь, интересно провести досуг, решить собственные проблемы.
Люди, делая добро, в первую очередь стремятся изменить себя в лучшую сторону. Они воспитывают в себе такие качества, как бескорыстие, терпение, сострадание, самопожертвование, прощение, сопереживание. Это и становится основой человека. Делая добро, человек приносит другим огромную пользу, начинает видеть больше хорошего, его взгляды на жизнь становятся позитивнее, настроение улучшается, да и в целом жить становится легче.
Стремитесь делать добро! Будьте добрее к миру, и мир будет добр к вам.
• Независимо от того, ждут от тебя добро или не ждут его –
• Независимо от того, заметят твоё добро или не заметят его –
• Независимо от того, принимают твоё добро или отбрасывают его –
• Независимо от того, чем будут платить тебе за добро: добром или злом –
и ни у кого не спрашивай разрешения, ибо никто не властен над твоим добром.
Растопить сердца — вот, пожалуй, одна из главных целей добровольца в России. Чтобы как можно больше в стране стало неравнодушных, отзывчивых людей, готовых прийти на помощь.
Дискуссия по обсуждению жизненных ситуаций
(Дети делятся на группы. Каждая группа обсуждает ситуацию и обменивается карточками. Затем переходим к общему обсуждению. Ситуации появляются на экране).
Учитель: Всегда народ ценил в человеке доброту и милосердие, и об этом сложено немало пословиц.
На карточках задание: Составить пословицы о доброте и милосердии, соединив их части (работа в группах):
В заключении прошу вашего внимания: звучит гимн волонтеров.