В Госдуму внесли законопроект, который дает новые права и льготы для волонтеров, а также закрепляет на уровне федерального закона сложившиеся в этой сфере лучшие практики. Проект поправок в закон “О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)” инициировали первый вице-спикер Совета Федерации Андрей Турчак и группа депутатов ГД.
“Волонтерское движение в нашей стране играет значительную роль, и с каждым годом расширяется. В эту сферу вовлечены миллионы неравнодушных людей самых разных возрастов и убеждений. Рассчитываем, что наш законопроект сделает само волонтерство и взаимоотношения волонтеров с государством еще проще и продуктивнее”, – приводит слова Турчака пресс-служба Совфеда.
Согласно документу, волонтеры смогут компенсировать расходы на медобследование и специальное обучение, что нередко требуется при работе в медицинских и социальных учреждениях, получат льготы при поступлении в вузы, зачислении в федеральные детские развивающие центры.
Право на господдержку законодательно закрепят за ресурсными центрами волонтерства и ассоциациями и союзами, которые объединяют волонтерские организации. Они будут признаны участниками волонтерской деятельности. К ним же отнесут людей, которые занимаются увековечиванием памяти погибших защитников Отечества.
Кроме того, упорядочивается система мер поддержки волонтерства органами государственной власти и местного самоуправления. Появится четкий перечень мер поддержки волонтеров, которые могут вводиться в дополнение к федеральным, и четкие требования к их оказанию с учетом отраслевой специфики. Исчерпывающий перечень таких мер предлагается размещать на центральной платформе для волонтеров добро.рф.
Документ разработан вместе с общественниками и волонтерскими организациями.
К участникам волонтерской деятельности предлагается отнести ресурсные центры волонтерства, ассоциации и союзы, объединяющие добровольческие организации и самих добровольцев. Также предложение закрепляет право коммерческих организаций становиться организаторами волонтерской деятельности. На сегодняшний день это могут делать только некоммерческие организации.
“В каждом регионе заработает ресурсный центр добровольчества, – пояснил председатель комитета по молодежной политике Артем Метелев. – Меры поддержки волонтеров мы пропишем в законе – финансовую, имущественную, методическую поддержку, предоставление помещений, образовательных программ. Они будут прозрачными. Их легко будет найти в единой информационной системе “Добро.ру”.
По его словам, депутаты также предлагают учредить нагрудный знак отличия, чтобы мотивировать волонтеров за их многолетние заслуги и помощь, которую они оказывают людям.
Закон также закрепит действующие нормы по учету опыта волонтерства при поступлении в вузы.
Артем Метелев отметил, что закон создаст устойчивую систему поддержки волонтерства на региональном и федеральном уровнях и поможет в эффективной работе тысячам таких организаций в нашей стране.
В свою очередь председатель комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Ольга Тимофеева добавила, что сегодня не только НКО, власти, но и бизнес, крупные корпорации занимаются волонтерскими проектами. Так что для них нужны четкие и понятные правила, меры поощрения.
Ольга Занко, зампред комитета Госдумы по развитию гражданского общества:
– Поправки в закон предполагают включение в состав целей волонтерской и благотворительной деятельности пункта о проведении мероприятий в сфере увековечения памяти погибших при защите Отечества. Благодаря этому меры поддержки, права и возможности распространятся на поисковиков и другие сообщества. Это право на оплату мобильной и интернет-связи, оснащение экипировкой, медицинская страховка, льготы по оплате НДФЛ и другие.
Сегодня поисковой деятельностью занимаются более 45 тыс. человек. Именно они возвращают в семьи имена безвестно павших в Великой Отечественной войне. И сейчас, когда Россия борется за сохранение исторической памяти, особенно важно помогать и поощрять поисковиков в их нелегкой работе.
Мы продолжаем серию материалов с ответами на самые важные вопросы, касающиеся волонтерства. Третья часть посвящена различным вопросам, связанным с поддержкой волонтеров и добровольческих проектов.
К кому можно обращаться в регионах по вопросам поддержки НКО и добровольцев?
На региональном уровне в большинстве субъектов назначены ответственные лица, курирующие вопросы волонтерства (это заместители губернаторов, заместители председателей региональных правительств) и созданы межведомственные советы по вопросам добровольчества. Их основная цель – выявлять местные барьеры и пути их преодоления, а также быть площадкой для выработки мер поддержки и новых проектов по развитию добровольчества.
Получить информацию о вариантах поддержки также можно в Ассоциации волонтерских центров и региональных ресурсных центрах добровольчества. Например, в московском ресурсном центре «Мосволонтер» можно получить информацию о волонтерских программах, крупных городских событиях и акциях, где нужна помощь добровольцев. К 2024 году такие центры появятся во всех регионах России.
Кроме того, Министерство экономического развития России создало единый информационный портал, где собраны адреса региональных сайтов поддержки НКО. Там можно получить подробную информацию по конкретному региону.
Какими мерами нематериального поощрения можно поддерживать волонтеров?
Большинство волонтеров в России отмечают, что и без каких-либо поощрений они бы все равно помогали. Однако разного рода нематериальные поощрения – это способ выразить благодарность добровольцам и показать, как важен их труд.
Меры нематериального поощрения бывают разными: образовательными, социально-бытовыми, психологическими. Например, добровольцы фестиваля «Усадьба Jazz» благодаря волонтерской деятельности смогли побывать на одном из лучших музыкальных мероприятий столицы и послушать известных исполнителей, а добровольцы Олимпиады в Сочи (всего там было задействовано 25 тыс. человек) стали частью спортивной истории страны.
Волонтеры могут рассчитывать на дополнительное обучение, получение новых знаний и навыков, а также опыта для дальнейшей профессиональной деятельности и карьерного роста. Социально-бытовые поощрения могут выражаться в виде каких-либо льгот и программ лояльности: бесплатного посещения музеев, театров и спортивных мероприятий. Психологические меры поддержки включают в себя общественное признание, награды, грамоты, благодарности и публикации в СМИ о волонтерах и их достижениях.
Согласно закону «О благотворительной деятельности и добровольчестве», доброволец может получать поддержку в виде питания, специальной одежды, необходимого оборудования и средств индивидуальной защиты. Кроме того, организаторы могут оплатить его проживание и проезд до места назначения и обратно, застраховать его жизнь и здоровье (это особенно актуально, если волонтер помогает в зоне стихийного бедствия) и по договоренности возместить какие-либо другие расходы. Обычно все условия указывают в договоре о добровольческом труде.
Какие грантовые конкурсы существуют для поддержки волонтеров и волонтерских проектов?
Один из самых известных и крупных грантовых конкурсов для поддержки волонтеров –ежегодный Всероссийский конкурс лучших волонтерских инициатив «Доброволец России». В конкурсе может принять участие любой человек старше восьми лет или юридическое лицо, у которого есть собственный волонтерский проект или инициатива. Победители могут получить гранты на реализацию своих проектов на федеральном уровне и обеспечить тиражирование своего проекта.
Ассоциация волонтерских центров и Благотворительный фонд «Память поколений» проводят Всероссийский конкурс поддержки социальных проектов «Молоды душой». Конкурс призван выявить и тиражировать лучшие волонтерские практики и методики, а также инновационные формы организации добровольческой деятельности среди граждан в возрасте старше 55 лет.
Существенную грантовую поддержку волонтерским проектам предоставляет Федеральное агентства по делам молодежи (Росмолодежь). Агентство проводит три конкурса: Всероссийский конкурс молодежных проектов, Конкурс молодежных проектов Северо-Кавказского федерального округа и Конкурс субсидий в рамках государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Подача заявок на участие в конкурсах происходит через АИС «Молодежь России». Грантовый конкурс молодежных инициатив входит в платформу «Россия – страна возможностей».
Фонд президентских грантов — крупнейшая государственная грантодающая организация России — тоже поддерживает волонтерские инициативы: например, в 2018 году организация поддержала больше трех тысяч проектов, среди них были, в том числе, и добровольческие. Заявки могут подавать некоммерческих организации. Оформить заявку на конкурс просто, все правила доступны на сайте фонда.
Во всероссийском конкурсе Общественной палаты РФ «Мой проект – моей стране!» могут участвовать социально активные люди, руководители социальных проектов и публичные активисты. Тематика проектов обширная: от развития науки и поддержки материнства до правозащиты и экологии.
Конкурс «Активное поколение» (проходит при поддержке фонда Елены и Геннадия Тимченко), как следует из названия, поддерживает проекты, которые улучшают качество жизни пожилых людей, причем преимущественно в малых городах и селах. Участвовать могут инициативные группы, НКО и физические лица.
Конкурс «Родные города», который проводит компания «Газпром-нефть», поддерживает проекты, направленные на улучшение экологии в городах, создание доступной среды, поддержку образования, спорта, а также на охрану культурного наследия. Конкурс имеет строгую географию: участвовать могут НКО, госучреждения, инициативные группы из Омской, Оренбургской и Томской областей, а также из Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов. Размер гранта зависит от региона: на северных территориях он обычно больше.
Конкурс социальных проектов Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, направлен на профилактику семейного неблагополучия и социального сиротства, поддержку семей с детьми-инвалидами и социальную реабилитацию детей, находящихся в конфликте с законом. Участвовать могут НКО, госучреждения, общественные объединения и ресурсные центры.
Полезную информацию о различных грантовых конкурсах также можно найти в телеграм-канале «Капитан Грантов».
Как можно повысить свой уровень компетенций и знаний по вопросам добровольчества?
Курсы для волонтеров и организаторов волонтерства доступны на сайте первого в России онлайн-университета социальных наук “Добро. Университет”. При разработке платформы анализировался и учитывался опыт более 40 проектов в сфере онлайн-обучения. Любой желающий, заинтересованный в получении качественной и структурированной информации о деятельности НКО, волонтерских организаций, социальном проектировании может пройти полноценный обучающий курс и получить новые знания и навыки.
В онлайн-университете также доступны материалы онлайн-платформы «Узнай. PRO», на которой собрана подробная информация о добровольчестве в России и курсы на разные темы – от «серебряного» волонтерства до профориентации в медицину. После успешного прохождения любого курса волонтер получает электронный сертификат-подтверждение.
Еще один вариант – единственная в России Школа социального волонтерства, которую с 2013 году проводит добровольческое движение «Даниловцы». В Школе обучают волонтеров, повышают профессионализм сотрудников НКО в области организации социальных волонтерских программ, создают рабочие площадки и волонтерские группы на базе социальных и медицинских учреждений столицы и других городов страны. Школа проводит тренинги в Сибири, на Урале, в Калининградской области, Центральной полосе России, Санкт-Петербурге и за Полярным кругом. Сейчас Школа развивается при поддержке Союза волонтерских организаций и движений, благотворительного собрания «Все вместе», ресурсного центра «Мосволонтер» и Комитета общественных связей Москвы.
Бизнес-структуры, которые хотят развивать волонтерство внутри компании, могут участвовать в проекте DaDobro. Проект предлагает разные виды добровольчества: можно выбрать подшефный объект, куда регулярно будут ездить сотрудники, или установить в своем офисе «Коробку храбрости» для сбора игрушек для детей, которые находятся в больницах. Сотрудники могут учиться в интерактивной Школе волонтера, направленной на внедрение волонтерства как корпоративной культуры.
У Центра социальных программ компании «Русал» есть онлайн-школа городских изменений. Образовательный онлайн-курс «Корпоративное волонтерство» подойдет социально ответственным компаниям, которые планируют вовлекать сотрудников в добровольчество. На курсе рассказывают о передовых технологиях и ключевых навыках, необходимых для успешного развития волонтерских программ внутри компании.
Участие в Школе городских изменений также подойдет лидерам местных сообществ, которые хотят развивать свои территорию и сделать жизнь в регионах лучше. Помимо волонтерства в школе учат социальному предпринимательству и социальному проектированию.
Государство планирует обучать волонтерству и госслужащих. Ожидается, что до 2024 года будет создан и реализован федеральный проект «Социальная активность» – в нем будут в том числе образовательные программы по организации волонтерства для представителей органов власти и подведомственных государственных учреждений.
Как можно получить помещение для проведения мероприятия?
Закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» предписывает органам власти «оказывать организаторам добровольческой деятельности, добровольческим организациям организационную и иную поддержку», к которой могут относиться в том числе материальные меры поддержки в виде предоставления помещений и оборудования.
Кроме того, постановление Правительства РФ от 28 ноября 2018 г. № 1425 предусматривает «возможность предоставления органом государственной власти, органом местного самоуправления, учреждением и (или) организацией помещений и необходимого оборудования». Для этого волонтеры должны заключить соглашение с органом власти, предварительно направив электронную или письменную заявку-предложение о сотрудничестве. В ней необходимо указать свое имя, контактные данные, идентификационный номер из единой информационной системы в сфере развития добровольчества при его наличии и «перечень предлагаемых к осуществлению видов работ». Власти обязаны ответить на запрос в течение десяти рабочих дней.
Обычно госорганы намерены сотрудничать с добровольцами и охотно предоставляют информацию о возможных помещениях. Это могут быть помещения в домах культуры, библиотеках, школах – зависит от того, что доступно в вашем населенном пункте.
Если вы уже знаете точное место, где хотите провести встречу, можно написать туда напрямую. Важно помнить, что добровольцы несут ответственность за сохранность помещения и имущества, которое в нем находится.
Ранее мы рассказали о том, кто такие волонтеры, чем они занимаются, что такое добровольческая организация и ресурсный центр, какие документы регламентируют работу добровольцев, а также о том, как взаимодействуютволонтеры, благополучатели и организации. В следующем материале мы подробно расскажем об организации доступа волонтеров в государственные учреждения и учете добровольческой деятельности.
Иллюстрация: Екатерина Колосовская
Принят Государственной Думой 26 января 2018 года
Одобрен Советом Федерации 31 января 2018 года
Внести в Федеральный закон от 11 августа 1995 года N 135-ФЗ “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 33, ст. 3340; 2002, N 12, ст. 1093; N 30, ст. 3029; 2003, N 27, ст. 2708; 2004, N 35, ст. 3607; 2007, N 1, ст. 39; 2009, N 1, ст. 17; 2010, N 52, ст. 6998; 2014, N 19, ст. 2308) следующие изменения:
1) наименование изложить в следующей редакции:
и добровольчестве (волонтерстве)”;
2) статью 1 дополнить частями второй и третьей следующего содержания:
“Под добровольческой (волонтерской) деятельностью понимается добровольная деятельность в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг в целях, указанных в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона.
На добровольческую (волонтерскую) деятельность распространяются положения, предусмотренные настоящим Федеральным законом для благотворительной деятельности.”;
3) в пункте 1 статьи 2:
а) абзац первый после слова “Благотворительная” дополнить словами “и добровольческая (волонтерская)”;
б) абзац десятый изложить в следующей редакции:
“содействия деятельности в области физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), участия в организации и (или) проведении физкультурных и спортивных мероприятий в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг физическими лицами;”;
в) абзац шестнадцатый после слова “добровольческой” дополнить словом “(волонтерской)”;
4) пункт 1 статьи 3 дополнить абзацем следующего содержания:
“Особенности привлечения добровольцев (волонтеров) для осуществления деятельности религиозных организаций определяются Федеральным законом от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ “О свободе совести и о религиозных объединениях”.”;
5) в статье 5:
а) часть первую после слова “добровольцы” дополнить словом “(волонтеры)”, дополнить предложением следующего содержания: “Участниками добровольческой (волонтерской) деятельности являются добровольцы (волонтеры), организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческие (волонтерские) организации.”;
б) часть четвертую изложить в следующей редакции:
“Добровольцы (волонтеры) – физические лица, осуществляющие добровольческую (волонтерскую) деятельность в целях, указанных в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, или в иных общественно полезных целях.”;
в) часть пятую дополнить словом “(волонтеров)”;
г) дополнить частями шестой – восьмой следующего содержания:
“Организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности – некоммерческие организации и физические лица, которые привлекают на постоянной или временной основе добровольцев (волонтеров) к осуществлению добровольческой (волонтерской) деятельности и осуществляют руководство их деятельностью.
Государственные органы и органы местного самоуправления вправе привлекать добровольцев (волонтеров) к осуществлению добровольческой (волонтерской) деятельности.
Добровольческая (волонтерская) организация – некоммерческая организация в форме общественной организации, общественного движения, общественного учреждения, религиозной организации, ассоциации (союза), фонда или автономной некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность в целях, указанных в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, привлекает на постоянной или временной основе добровольцев (волонтеров) к осуществлению добровольческой (волонтерской) деятельности и осуществляет руководство их деятельностью.”;
6) статью 71 признать утратившей силу;
7) в пункте 3 статьи 10 слова “в качестве добровольцев” заменить словами “на безвозмездной основе”;
8) в статье 15:
а) абзац шестой после слова “добровольцев” дополнить словом “(волонтеров)”;
б) абзац десятый дополнить словом “(волонтеров)”;
9) дополнить разделом III1 следующего содержания:
“Раздел III1. Условия и порядок осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности
Статья 171. Права и обязанности добровольца (волонтера)
1. Доброволец (волонтер) имеет право:
1) осуществлять свою деятельность индивидуально, под руководством организатора добровольческой (волонтерской) деятельности, в составе добровольческой (волонтерской) организации;
2) получать от организатора добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организации информацию о целях, задачах и содержании осуществляемой им добровольческой (волонтерской) деятельности, а также информацию об организаторе добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организации;
3) получать в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации или договором, заключенным с организатором добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организацией:
поддержку в форме предоставления ему питания, форменной и специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, помещения во временное пользование, оплаты проезда до места назначения и обратно, уплаты страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольца (волонтера) либо на страхование его жизни или здоровья или в форме возмещения понесенных добровольцем (волонтером) расходов на приобретение указанных товаров или услуг;
психологическую помощь, содействие в психологической реабилитации;
возмещение вреда жизни и здоровью, понесенного при осуществлении им добровольческой (волонтерской) деятельности;
4) получать от организатора добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организации информационную, консультационную и методическую поддержку в объемах и формах, которые установлены указанными организациями;
5) получать поощрение и награждение за добровольный труд, в том числе в рамках федеральных, региональных и муниципальных конкурсов и программ.
2. Помимо прав, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, доброволец (волонтер) имеет также иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
3. Доброволец (волонтер), организатор добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческая (волонтерская) организация обязаны не разглашать ставшие им известными в ходе осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности сведения, составляющие специально охраняемую законом тайну.
4. Условия осуществления добровольцем (волонтером) благотворительной деятельности от своего имени могут быть закреплены в гражданско-правовом договоре, который заключается между добровольцем (волонтером) и благополучателем и предметом которого являются безвозмездное выполнение добровольцем (волонтером) работ и (или) оказание им услуг в целях, указанных в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, или в иных общественно полезных целях.
5. Условия участия добровольца (волонтера) в деятельности организатора добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организации могут быть закреплены в гражданско-правовом договоре, который заключается между организатором добровольческой (волонтерской) деятельности или добровольческой (волонтерской) организацией и добровольцем (волонтером) и предметом которого являются безвозмездное выполнение добровольцем (волонтером) работ и (или) оказание им услуг в рамках деятельности указанных организатора, организации для достижения общественно полезных целей.
Условия договора между добровольческой (волонтерской) организацией и добровольцем (волонтером) могут предусматривать обязанность добровольца (волонтера) соблюдать при выполнении им работ и (или) оказании им услуг в рамках деятельности указанной организации иные обязательные требования, предусмотренные внутренними документами указанной организации, а также право добровольческой (волонтерской) организации в одностороннем порядке расторгнуть договор с добровольцем (волонтером) в случае нарушения им таких обязательных требований.
6. Договор, указанный в пункте 4 настоящей статьи, может предусматривать возмещение связанных с его исполнением расходов добровольца (волонтера) на питание, приобретение форменной и специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, предоставление помещения во временное пользование, оплату проезда до места назначения и обратно, уплату страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольца (волонтера) либо на страхование его жизни или здоровья при осуществлении им добровольческой (волонтерской) деятельности.
Договор, указанный в пункте 5 настоящей статьи, может предусматривать обязанности организатора добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организации по предоставлению добровольцу (волонтеру) питания, форменной и специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, помещения во временное пользование, оплате проезда до места назначения и обратно, уплате страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольца (волонтера) либо на страхование его жизни или здоровья при осуществлении им добровольческой (волонтерской) деятельности, а также по возмещению связанных с исполнением договора расходов.
Статья 172. Правовые условия осуществления организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями своей деятельности
Организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческие (волонтерские) организации имеют право:
1) получать поддержку органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) осуществлять взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
3) информировать, в том числе совместно с заинтересованными организациями, граждан о возможностях участия в добровольческой (волонтерской) деятельности;
4) участвовать в формировании и деятельности координационных и совещательных органов в сфере добровольчества (волонтерства), создаваемых при органах государственной власти и органах местного самоуправления;
5) получать иную поддержку в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
Статья 173. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере добровольчества (волонтерства)
1. Правительство Российской Федерации утверждает:
1) общие требования к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями;
2) перечень видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями.
2. Федеральные органы исполнительной власти осуществляют следующие полномочия в сфере добровольчества (волонтерства):
1) разработка и реализация государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, содержащих мероприятия, направленные на поддержку добровольчества (волонтерства);
2) участие в формировании единой информационной системы в сфере развития добровольчества (волонтерства) в целях реализации государственной политики в сфере добровольчества (волонтерства);
3) оказание поддержки организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческим (волонтерским) организациям, в том числе в их взаимодействии с государственными и муниципальными учреждениями, социально ориентированным некоммерческим организациям, государственным и муниципальным учреждениям, обеспечивающим оказание организационной, информационной, методической и иной поддержки добровольцам (волонтерам), организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческим (волонтерским) организациям;
4) утверждение порядка взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, в том числе их территориальных органов, подведомственных им государственных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями;
5) методическое обеспечение органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и содействие им в разработке и реализации мер по развитию добровольчества (волонтерства) в субъектах Российской Федерации и на территориях муниципальных образований.
3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют следующие полномочия в сфере добровольчества (волонтерства):
1) участие в реализации государственной политики в сфере добровольчества (волонтерства);
2) разработка и реализация государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, содержащих мероприятия, направленные на поддержку добровольчества (волонтерства), с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;
3) утверждение порядка взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственных им государственных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями;
4) оказание поддержки организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческим (волонтерским) организациям, в том числе в их взаимодействии с государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями, социально ориентированным некоммерческим организациям, государственным и муниципальным учреждениям, обеспечивающим оказание организационной, информационной, методической и иной поддержки добровольцам (волонтерам), организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческим (волонтерским) организациям;
5) популяризация добровольческой (волонтерской) деятельности;
6) поддержка муниципальных программ (подпрограмм), содержащих мероприятия, направленные на поддержку добровольчества (волонтерства);
7) методическое обеспечение органов местного самоуправления и содействие им в разработке и реализации мер по развитию добровольчества (волонтерства) на территориях муниципальных образований;
8) формирование координационных и совещательных органов в сфере добровольчества (волонтерства), создаваемых при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
4. Органы местного самоуправления осуществляют следующие полномочия в сфере добровольчества (волонтерства):
1) формирование и осуществление муниципальных программ (подпрограмм), содержащих мероприятия, направленные на поддержку добровольчества (волонтерства), с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;
2) утверждение порядка взаимодействия органов местного самоуправления, муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями;
3) оказание поддержки организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческим (волонтерским) организациям, в том числе в их взаимодействии с муниципальными учреждениями и иными организациями, социально ориентированным некоммерческим организациям, государственным и муниципальным учреждениям, обеспечивающим оказание организационной, информационной, методической и иной поддержки добровольцам (волонтерам), организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческим (волонтерским) организациям.
Статья 174. Поддержка добровольческой (волонтерской) деятельности органами государственной власти и органами местного самоуправления
Органы государственной власти и органы местного самоуправления осуществляют поддержку добровольческой (волонтерской) деятельности в формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 175. Единая информационная система в сфере развития добровольчества (волонтерства)
1. Формирование и ведение единой информационной системы в сфере развития добровольчества (волонтерства) в целях реализации государственной политики в сфере добровольчества (волонтерства) осуществляются федеральным органом исполнительной власти,осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере государственной молодежной политики.
2. Порядок функционирования единой информационной системы в сфере развития добровольчества (волонтерства), требования к технологическим и лингвистическим средствам данной информационной системы, в том числе требования к обеспечению автоматизации процессов сбора, обработки информации в данной информационной системе, порядок информационного взаимодействия единой информационной системы в сфере развития добровольчества (волонтерства) с иными информационными системами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
3. Единая информационная система в сфере развития добровольчества (волонтерства) включает сведения о добровольцах (волонтерах), организаторах добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческих (волонтерских) организациях.
Предоставление сведений для включения в единую информационную систему в сфере развития добровольчества (волонтерства) осуществляется добровольно.
Наличие в единой информационной системе в сфере развития добровольчества (волонтерства) сведений о добровольцах (волонтерах), организаторах добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческих (волонтерских) организациях не является обязательным условием оказания поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления добровольческой (волонтерской) деятельности указанных участников добровольческой (волонтерской) деятельности.”;
10) пункт 7 статьи 19 после слова “добровольцев” дополнить словом “(волонтеров)”.
Внести в статью 311 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 145; 2010, N 15, ст. 1736; 2011, N 29, ст. 4291; 2012, N 53, ст. 7650; 2013, N 27, ст. 3464, 3477; N 52, ст. 6961; 2014, N 42, ст. 5611; N 45, ст. 6139; N 52, ст. 7551; 2015, N 18, ст. 2618; N 48, ст. 6724; 2016, N 11, ст. 1494; N 27, ст. 4220; N 52, ст. 7498) следующие изменения:
1) в подпункте 8 пункта 1 слова “содействия благотворительности и добровольчества” заменить словами “организации и поддержки благотворительности и добровольчества (волонтерства)”;
2) подпункт 1 пункта 3 после слова “добровольцев” дополнить словом “(волонтеров)”;
3) пункт 121 после слова “добровольцев” дополнить словом “(волонтеров)”.
Статью 18 Федерального закона от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ “О свободе совести и о религиозных объединениях” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 39, ст. 4465; 2013, N 27, ст. 3477) дополнить пунктами 4 – 6 следующего содержания:
“4. Религиозные организации в соответствии со своими внутренними установлениями вправе привлекать добровольцев (волонтеров) для участия в организации богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, а также для выполнения работ, оказания услуг, направленных на поддержку и обеспечение видов деятельности религиозных организаций, предусмотренных их уставами.
5. Религиозные организации вправе заключать с добровольцами (волонтерами) гражданско-правовые договоры о добровольческой (волонтерской) деятельности, предметом которых являются безвозмездное выполнение добровольцами (волонтерами) работ и (или) оказание ими услуг.
Существенным условием договора о добровольческой (волонтерской) деятельности является соблюдение добровольцем (волонтером) внутренних установлений религиозной организации, являющейся стороной договора. Договор о добровольческой (волонтерской) деятельности может предусматривать возмещение связанных с его исполнением расходов добровольца (волонтера) на питание, приобретение форменной и специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, предоставление помещения во временное пользование, оплату проезда до места назначения и обратно, уплату страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольца (волонтера) либо на страхование его жизни или здоровья при осуществлении им добровольческой (волонтерской) деятельности.
6. Добровольческая (волонтерская) деятельность, предусмотренная пунктом 4 настоящей статьи, не может регулироваться порядком взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями.”.
В пункте 11 статьи 161 Федерального закона от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ “О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3833; 2012, N 53, ст. 7612; 2017, N 30, ст. 4457) слово “(волонтеры)” заменить словами “(добровольцы (волонтеры)”.
Подпункт 91 пункта 2 статьи 263 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 42, ст. 5005; 2003, N 27, ст. 2709; 2005, N 1, ст. 17, 25; 2006, N 1, ст. 10; N 23, ст. 2380; N 30, ст. 3287; N 31, ст. 3452; N 44, ст. 4537; N 50, ст. 5279; 2007, N 1, ст. 21; N 13, ст. 1464; N 21, ст. 2455; N 30, ст. 3747, 3805, 3808; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5553, 5556; 2008, N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3613, 3616; N 48, ст. 5516; N 52, ст. 6236; 2009, N 48, ст. 5711; N 51, ст. 6163; 2010, N 15, ст. 1736; N 31, ст. 4160; N 41, ст. 5190; N 46, ст. 5918; N 47, ст. 6030, 6031; N 49, ст. 6409; N 52, ст. 6984; 2011, N 17, ст. 2310; N 27, ст. 3881; N 29, ст. 4283; N 30, ст. 4572, 4590, 4594; N 48, ст. 6727,6732; N 49, ст. 7039, 7042; N 50, ст. 7359; 2012, N 10, ст. 1158, 1163; N 18, ст. 2126; N 31, ст. 4326; N 50, ст. 6957, 6967; N 53, ст. 7596; 2013, N 14, ст. 1663; N 19, ст. 2331; N 23, ст. 2875, 2876, 2878; N 27, ст. 3470, 3477; N 40, ст. 5034; N 43, ст. 5454; N 48, ст. 6165; N 51, ст. 6679, 6691; N 52, ст. 6981, 7010; 2014, N 11, ст. 1093; N 14, ст. 1562; N 22, ст. 2770; N 26, ст. 3371; N 30, ст. 4256, 4257; N 42, ст. 5615; N 43, ст. 5799; N 45, ст. 6138; 2015, N 1, ст. 11; N 13, ст. 1807, 1808; N 27, ст. 3947; N 29, ст. 4359; N 41, ст. 5628; 2016, N 23, ст. 3283; N 26, ст. 3866; N 27, ст. 4222; 2017, N 1, ст. 6; N 31, ст. 4828; N 45, ст. 6573; N 50, ст. 7563; 2018, N 1, ст. 26, 27, 87) изложить в следующей редакции:
“91) поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительной деятельности и добровольчества (волонтерства), организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительной деятельности и добровольчества (волонтерства);”.
Внести в Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 40, ст. 3822; 2005, N 1, ст. 17, 25; 2006, N 1, ст. 10; N 23, ст. 2380; N 30, ст. 3296; N 31, ст. 3452; N 43, ст. 4412; N 50, ст. 5279; 2007, N 1, ст. 21; N 21, ст. 2455; N 25, ст. 2977; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5553; 2008, N 48, ст. 5517; N 52, ст. 6236; 2009, N 48, ст. 5733; N 52, ст. 6441; 2010, N 15, ст. 1736; N 49, ст. 6409; 2011, N 17, ст. 2310; N 29, ст. 4283; N 30, ст. 4572, 4590, 4591, 4594, 4595; N 48, ст. 6730; N 49, ст. 7015,7039; 2012, N 26, ст. 3444, 3446; N 50, ст. 6967; 2013, N 14, ст. 1663; N 19, ст. 2325; N 27, ст. 3477; N 43, ст. 5454; N 48, ст. 6165;N 52, ст. 6981, 7008; 2014, N 14, ст. 1562; N 22, ст. 2770; N 26, ст. 3371; N 30, ст. 4235; N 42, ст. 5615; N 43, ст. 5799; N 52, ст. 7558; 2015, N 1, ст. 11, 52; N 27, ст. 3995; N 48, ст. 6723; 2017, N 1, ст. 6; N 31, ст. 4828; 2018, N 1, ст. 27, 47, 87) следующие изменения:
1) пункт 25 части 1 статьи 15 дополнить словом “(волонтерству)”;
2) пункт 33 части 1 статьи 16 дополнить словом “(волонтерству)”;
3) пункт 11 части 1 статьи 162 дополнить словом “(волонтерства)”.
Внести в Федеральный закон от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ “О физической культуре и спорте в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 50, ст. 6242; 2009, N 48, ст. 5726; 2010, N 19, ст. 2290; 2011, N 49, ст. 7062; N 50, ст. 7354; 2012, N 53, ст. 7582; 2013, N 23, ст. 2866; N 27, ст. 3477; N 30, ст. 4025; 2014, N 26, ст. 3376; 2015, N 1, ст. 43; N 27, ст. 3993, 3995; N 41, ст. 5628; 2016, N 23, ст. 3277; N 27, ст. 4217; N 48, ст. 6736; 2017, N 17, ст. 2460; N 50, ст. 7544) следующие изменения:
1) в пункте 31 статьи 2 слово “волонтеры” заменить словами “добровольцы (волонтеры)”;
2) в статье 20:
а) в части 11 слово “волонтерам” заменить словами “добровольцам (волонтерам)”;
б) в части 12 слово “волонтерам” заменить словами “добровольцам (волонтерам)”, слово “волонтеров” заменить словами “добровольцев (волонтеров)”;
3) в части 4 статьи 313 слово “волонтеров” заменить словами “добровольцев (волонтеров)”.
Пункт 20 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ “Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 7007; 2014, N 30, ст. 4257; 2017, N 47, ст. 6850) после слова “добровольцев” дополнить словом “(волонтеров)”.
Пункт 3 статьи 1 Федерального закона от 23 декабря 2010 года N 383-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях” и статью 7 Федерального закона “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 52, ст. 6998) признать утратившим силу.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 мая 2018 года.
Президент Российской Федерации В. Путин