Проект приказа мчс россии об утверждении типового положения об объектовых добровольных пожарных подразделениях подготовлен мчс россии 16 08 2023

Изменения в Федеральный закон О добровольной пожарной охране

Принят Федеральный Закон от 04.08.2023 № 445-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон О добровольной пожарной охране.


Организациям предоставлено право самостоятельно создавать добровольные пожарные подразделения.


Новые понятия в законе о добровольной пожарной охране

  • Общественное объединение добровольной пожарной охраны
  • Добровольное пожарное подразделение
  • Территориальное добровольное пожарное подразделение
  • Объектовое добровольное пожарное подразделение

Упрощенный порядок создания добровольных пожарных подразделений

Изменениями устанавливается порядок создания и деятельности объектовых добровольных пожарных подразделений и территориальных добровольных пожарных подразделений.


Права и обязанности добровольных пожарных

Внесены изменения, определяющие права, обязанности и требования к добровольным пожарным, участвующим в деятельности объектовых добровольных пожарных подразделений.


Организация объектовых добровольных пожарных

В состав объектового добровольного пожарного подразделения входят добровольные пожарные из числа работников организации. Организация устанавливает порядок управления объектовым подразделением, организует подготовку и материальное стимулирование участия добровольных пожарных.


Борьба с пожарами в России всегда была одной из первоочередных задач. О масштабах этого бедствия можно судить хотя бы по тому, что вплоть до XV века пожар считался большим, если сгорало несколько тысяч дворов, а о пожарах, уничтожавших 100-200 дворов, даже не упоминалось.


До создания профессиональной пожарной охраны в Москве бороться с огнем приходилось самим гражданам. Делали они это с помощью ведер, топоров, ломов, рогатин, багров, заступов, крючьев и лестниц.


И хотя с введением Наказа о Градском благочинии царя Алексея Михайловича Романова в 1649 году в Москве была образована профессиональная пожарная охрана, однако и сегодня без активной позиции обычных граждан в вопросах обеспечения безопасности эффективно бороться с огненной стихией невозможно.


Именно поэтому в 2011 году в нашей стране принимается Федеральный закон О добровольной пожарной охране, устанавливающий правовые основы создания и деятельности добровольной пожарной охраны.


Со временем назрела необходимость усовершенствовать существующий закон, следствием чего стал принятый 4 августа текущего года закон О внесении изменений в Федеральный закон О добровольной пожарной охране.


В новом документе вводятся понятия добровольное пожарное подразделение, территориальное добровольное пожарное подразделение, объектовое добровольное пожарное подразделение.

Упрощение процесса создания добровольных пожарных дружин

В соответствии с законодательством, организация добровольных пожарных дружин на территории населенных пунктов и предприятий станет более доступной. Теперь предприятия могут самостоятельно создавать добровольные пожарные подразделения без необходимости создания общественных объединений пожарной охраны.

Преимущества нового законодательства

Федеральный закон устанавливает упрощенный порядок создания объектовых добровольных пожарных подразделений, определяет права и обязанности добровольных пожарных, участвующих в деятельности подразделений, а также устанавливает требования к ним.

Важность добровольцев

Добровольцы активно работают в отдаленных районах, горных местностях, при тушении природных пожаров. Их роль важна для быстрой локализации пожаров до прибытия профессиональных пожарных. Ежегодно количество добровольцев в России растет, уже более 400 тысяч человек вступили в ряды добровольных пожарных формирований.

Меры безопасности и защиты

Специалисты считают, что упрощенная процедура создания добровольных пожарных подразделений, предусмотренная законодательством, способствует увеличению количества добровольческих формирований. Это позволит укрепить безопасность граждан, объектов экономики и обеспечить защиту имущества от пожаров.

История пожарной охраны в России

Совет народных комиссаров СССР в 1939 году принял постановление о пожарной охране сельских населенных пунктов, что стало важным шагом в повышении уровня пожарной безопасности на селе. Этот акт стал частью целого ряда законов, определяющих деятельность пожарных и повышающих их статус.

Хронология важных событий

  • 17 июля 1934 года – учреждено Главное управление пожарной охраны НКВД СССР
  • 7 апреля 1936 года – принято Положение о Государственном пожарном надзоре
  • 1937 год – проведены первые соревнования пожарной охраны в НКВД
  • 12 февраля 1938 года – установлен День советской пожарной охраны
  • 28 июля 1938 года – создана военизированная пожарная охрана
  • 1939 год – утверждены Общесоюзные противопожарные нормы строительного проектирования

Фото из открытых источников

Развитие пожарного добровольчества в сельской местности

Появление в этом ряду документа, требующего создать в селах и деревнях добровольные пожарные дружины для охраны от пожаров общественной социалистической собственности, имущества колхозников и других граждан. Ответственность за выполнение этого постановления ложилось на сельские советы, которым и вменялось организация добровольных пожарных дружин.

История пожарного добровольчества

Вообще, развитие пожарного добровольчества в сельской местности уходит своими корнями глубоко в историю. Еще в 1881 году семнадцатилетний князь Александр Дмитриевич Львов организовал на своей даче в Стрельне частную пожарную команду, которую оснастил по последнему слову техники того времени. И сделал он это не от хорошей жизни: незадолго до того в поселке произошли крупные пожары. А пока из города прибывали пожарные команды, тушить было уже нечего.

У юноши появилась идея – создать пожарную часть в Стрельне. Он выпросил у матери 20 соток земли в юго-западной части имения – на даче Александровка – и построил там пожарную часть с высокой каланчой. Прошло 10 лет, опыт удался – пожаров стало заметно меньше и благодарные жители Стрельны поднесли князю Львову много подарков. Среди них были серебряная модель пожарной бочки и уникальная – из чистого золота – пожарная каска с гербом Стрельны. В этой каске князь Львов любил фотографироваться.

Развитие пожарных команд на сельских территориях

Понятно, что частную пожарную команду в Стрельне или, скажем, в Ульянке (усадьба графа Шереметева) едва ли можно назвать добровольной. Но вот с точки зрения решаемых задач, они вполне созвучны.

В отчетах Императорского соединенного пожарного общества значатся свыше 1400 сельских пожарных команд. Много это или мало для Российской империи – вопрос спорный. Однако хроника, которую исправно приводил в те годы журнал Пожарное дело, свидетельствовала о том, что села и деревни горели по всей стране.

Борьба с пожарами после революции

После революции новая власть в число первоочередных задач поставила борьбу с пожарами. Ленинский декрет появился практически в первых полгода советской власти. Но гражданская война, разруха, отсутствие толкового руководства отрицательно сказались на развитии пожарного дела. Россия продолжала гореть.

Причем по разным оценкам пожары сельской местности происходили в 15 (!) раз чаще, чем в городах.

Дейтвия по постановлению

На какие же конкретные действия было направлено постановление Совета народных комиссаров СССР О пожарной охране сельских населенных пунктов?

Пожарная команда

Пожарная охрана

Документ

Обязанности органов власти и граждан в организации противопожарной защиты на селе

В документе предписывается всем органам власти на селе заняться организацией добровольных пожарных дружин. При этом подчеркивается, что членами таких дружин могут быть все трудоспособные граждане данного населенного пункта.

Организация добровольных пожарных дружин

Более того, трудоспособные граждане, не входящие в добровольные пожарные дружины, принимают участие в противопожарных мероприятиях в особом порядке, указанном в настоящем Положении.

Объединенная пожарная охрана

Там, где есть необходимость, сельсоветы, в соответствии с решениями общих собраний колхозников, могут организовать объединенную пожарную охрану для нескольких населенных пунктов, расположенных на территории одного сельского совета, с отнесением на них всех расходов на противопожарные мероприятия пропорционально наличию дворов в этих населенных пунктах.

Обязательное противопожарное оборудование

Сельские советы, в зависимости от размеров населенных пунктов и местных особенностей, совместно с органами государственного пожарного надзора НКВД СССР, устанавливают обязательное для каждого населенного пункта количество общественного противопожарного инвентаря (автонасосы, мотопомпы, ручные насосы на ходах, насособочечные хода, лестницы и т.д.).

Инструкции по хранению противопожарного инвентаря

Для хранения противопожарного инвентаря сельские советы, по указанию органов государственного пожарного надзора НКВД СССР, должны выстроить или оборудовать пожарные депо (сараи).

Ответственность граждан и поощрения

Важным моментом в документе было прямое требование:

Все трудоспособные граждане, достигшие 18-летнего возраста, обязаны принимать активное участие в предупреждении пожаров и борьбе с пожарами на селе. В каждом дворе должен находиться постоянно в исправном состоянии установленный сельсоветом один из видов пожарного инвентаря.

Дежурство и подготовка

При возникновении пожара каждый трудоспособный, достигший 18-летнего возраста, проживающий в данном населенном пункте, обязан немедленно явиться к месту пожара с соответствующим противопожарным инвентарем и под руководством начальника добровольной пожарной дружины (руководителя пожаротушения) принять активное участие в тушении пожара.

При каждом пожарном депо (сарае) на пожароопасный период устанавливается круглосуточное поочередное дежурство всех трудоспособных граждан, достигших 18-летнего возраста.

Организация и подготовка

Уже тогда правление колхоза, как главный хозяйствующий субъект, обязано было осуществить пожарно-техническую подготовку начальника дружины на специальных курсах, организуемых органами пожарной охраны НКВД за счет отчислений от страховых платежей по обязательному окладному страхованию.

Были прописаны в постановлении и меры поощрения пожарных добровольцев, и порядок оказания помощи в случае смерти члена добровольной пожарной дружины при работе по тушению пожара, а также на практических занятиях, следовании на пожар и обратно.

Практическая часть постановления совсем скоро – 22 марта 1940 года – была усилена и уточнена Типовым уставом добровольного пожарного общества. И процесс, как теперь говорят, пошел. Но реализовать намеченое до конца так и не удалось – началась война.

В послевоенный период основные принципы создания добровольной пожарной охраны кардинально не изменились. Так же, как и прежде, государство не могло обеспечить защиту села от пожара силами штатных подразделений, но способствовало развитию пожарного добровольчества на местах, где основная роль в организации деятельности и материально-техническом оснащении возлагалась на местные власти или сельхозпредприятия, под общим руководством органов государственной власти. И в советский период добровольные пожарные также доказали свою необходимость и эффективность.

В настоящее время предпосылки организации добровольной пожарной охраны несколько изменились – в селах практически отсутствуют крупные частные домохозяйства, промышленные и сельхозпредприятия пришли в упадок, подавляющая часть трудоспособного населения покидает села и деревни. В данных условиях на первую роль в развитии пожарного добровольчества выходит участие органов местного самоуправления, а именно – администраций муниципальных образований сельских поселений. Именно глава сельского поселения, знающий свою территорию, понимающий заботы и нужды местных жителей и искренне болеющий за улучшение их условий жизни, способен сагитировать и организовать местных граждан в добровольную пожарную команду и представлять интересы добровольцев перед другими сторонами, принимающими непосредственное участие в организации добровольной пожарной охраны.

Проект приказа мчс россии об утверждении типового положения об объектовых добровольных пожарных подразделениях подготовлен мчс россии 16 08 2023

Огромным толчком в развитии пожарного добровольчества в наше время стал ФЗ 100 «О добровольной пожарной охране». Не смотря на то, что реализация его, особенно на первом этапе, шла по хорошо знакомому принципу – нарисуем – будем жить – сделать удалось не мало.

Вот лишь несколько примеров.

На территории Архангельской области осуществляют свою деятельность пять районных общественных учреждений пожарной охраны и одно региональное общественное учреждение «ДПК ВДПО Архангельской области» в состав которых входят 115 территориальных подразделений ДПО (ДПК ВДПО Архангельской области – 70 территориальных подразделения) общей численность 520 добровольных пожарных.

В той же Архангельской области деревни Березонаволок и Верхняя Уфтюга в качестве мест расположения пожарных команд были выбраны не случайно. В деревнях имеются такие социально значимые объекты как дом культуры, детский сад и средняя школа и проживает 166 и 341 человека соответственно. Вместе с другими населенными пунктами в округе, общая численность превышает 600 человек.

Местные добровольцы построили гараж, в котором занял свое законное место бывалый пожарный автомобиль АЦ-30(66), подвели освещение и отопление. Теперь пожарная автоцистерна постоянно находится в рабочем состоянии, заправлена водой и укомплектована пожарно-техническим вооружением, предоставленным «ДПК ВДПО Архангельской области».

Пожарная команда в деревне Верхняя Уфтюга создавалась в 2013 году, на примере дер. Березонаволок. Численность добровольных пожарных составляет пять человек. Для размещения пожарной техники был выделен гаражный бокс в муниципальном гараже, теперь автоцистерна не хранится на улице, а находится в исправном и заправленном состоянии, готовая в любое время выехать по тревоге.

Согласно договора о совместной деятельности, заключенном между МО «Верхнеуфтюгское» и «ДПК ВДПО Архангельской области» сельское поселение из своего бюджета несет расходы по ремонту пожарных депо, оплате коммунальных платежей, заправке пожарной техники топливом и оплате телефонов старших добровольных пожарных. Ежегодные расходы сельского поселения по поддержке добровольных пожарных команд составляют около 200 тысяч рублей. Но эти затраты оправдывают себя. Выезжать на пожары добровольным пожарным приходится нечасто. Например, с 2013 по 2017 г.г. бороться с огнем добровольцам приходилось только 10 раз. Но тем и отличаются пожары в сельской местности от городских, что каждый пожар грозит уничтожением целой деревни, если помощь не придет в самые первые минуты.

А вот еще один подход к развитию ДПО в сельской местности – использование различных грантов.

Актуальность темы определена в Посланиях Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации:

Более половины всех пожаров в Вологодской области происходят в сельской местности, гибнут люди, «сгораю» десятки миллионов рублей. Региональное общественное учреждение пожарной охраны "Добровольная пожарная команда Вологодской области" приняла участие в конкурсе Президентских грантов. Проектом предусматривалось повышение уровня пожарной безопасности в сельских населенных пунктах Вологодской области, в которые время прибытия первого пожарного подразделения превышает нормативные 20 минут. В связи с этим, в данных населенных пунктах было спланировано создание 5 добровольных пожарных дружин, привлечение в ряды пожарных добровольцев 45 граждан, в возрасте 18 лет и старше, различных социальных слоев и профессий, из числа работающего населения и пенсионеров, имеющих активную жизненную позицию, а также их оснащение средствами для участия в профилактике и тушении пожаров, оказании помощи населению.

В конкурсных материалах говорилось:

«Проведенная работа позволит обеспечить прикрытие в общей сложности 38 населенных пунктов, общей численностью 3218 человек и обеспечить повышение пожарной грамотности не менее 3000 человек».

Проект приказа мчс россии об утверждении типового положения об объектовых добровольных пожарных подразделениях подготовлен мчс россии 16 08 2023

Работа по развитию пожарного добровольчества продолжается, в том числе и с участием Всероссийского добровольного пожарного общества.

При подготовке использованы материалы открытого доступа.

Досье на проект

В соответствии с частью 6 статьи 6.2 Федерального закона от 6 мая 2011 г. N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране", приказываю:

1. Утвердить типовое положение об объектовой добровольной пожарной команде согласно приложению N 1 к настоящему приказу.

2. Утвердить типовое положение об объектовой добровольной пожарной дружине согласно приложению N 2 к настоящему приказу.

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 февраля 2024 г.

Приложение N 1к приказу МЧС Россииот _____________ N ___

Типовое положение об объектовой добровольной пожарной команде

1.1. Добровольная пожарная команда _______________________________

(полное наименование объектовой добровольной пожарной команды)

именуемое в дальнейшем "ДПК", является объектовым добровольным пожарным подразделением, действующее на территории ____________________________________________________________________

(полное наименование, ОГРН, ИНН, КПП, адрес организации, создавшей объектовую

добровольную пожарную команду))

(далее – Организация) и осуществляет свою деятельность в соответствии с настоящим Положением.

Сокращенное наименование ДПК:_________________________________.

1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 6 мая 2011 г. N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране" (далее – Федеральный закон "О добровольной пожарной охране"), Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и определяет порядок организации и деятельности ДПК.

1.3. В своей деятельности ДПК руководствуется законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, организационно-распорядительными документами Организации, настоящим Положением.

1.4. Деятельность ДПК основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности.

1.5. Классификация подразделения добровольной пожарной охраны – __________________________, согласно ГОСТР 58853-2020 "Производственные услуги. Добровольная пожарная охрана. Общие требования", утвержденном и введен ом в действие приказом Росстандарта от 15 мая 2020 г. N 203-ст.

1.6. Решение о создании ДПК, об утверждении его Положения, формировании руководящего органа, а также ее структуры, численности и оснащения, принимается руководителем Организации.

1.7. Порядок привлечения сил и средств ДПК для участия в тушении пожаров и проведения аварийно-спасательных работ за пределами объектов Организации определяется, с согласия руководителя Организации, в которой создана ДПК, расписанием выезда подразделений местного пожарно-спасательного гарнизона _______________________________________________

(наименование местного пожарно-спасательного гарнизона)

и (или) соглашением о взаимодействии с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления и (или) ____________________________________________________________________.

(наименование территориального органа МЧС России)

II. Цели и задачи ДПК

2.1. Основными задачами ДПК являются:

осуществление профилактики пожаров в Организации;

спасение людей и имущества при пожарах, проведении аварийно-спасательных работ и оказание первой помощи пострадавшим;

участие в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

осуществление профессионального обучения личного состава ДПК.

2.2. При выполнении стоящих задач ДПК осуществляет взаимодействие с подразделениями других видов пожарной охраны, органами государственной власти и местного самоуправления, учреждениями и организациями.

III. Организационная структура и порядок комплектования ДПК

3.1. Руководителем Организации устанавливается:

порядок создания, деятельности, ликвидации и управления ДПК и его имуществом;

режим несения службы (дежурства) добровольными пожарными в ДПК, по согласованию с начальником местного пожарно-спасательного гарнизона;

порядок профессионального обучения добровольных пожарных.

3.2. Начальник ДПК, назначается руководителем Организации либо иным уполномоченным руководителем лицом. Личный состав ДПК включает в себя начальника и добровольных пожарных, в том числе водителей пожарных автомобилей и (или) приспособленных для тушения пожаров технических средств.

3.3. В добровольные пожарные принимаются на добровольной основе в индивидуальном порядке работники Организации, способные и готовые по своим деловым и моральным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять обязанности, связанные с участием в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, в возрасте не моложе восемнадцати лет, имеющие документ о квалификации, присвоенной по результатам специального профессионального образования в области пожарной безопасности или обучения по программам профессиональной подготовки и программам повышения квалификации добровольных пожарных.

Для участия в отборе работники Организации подают письменное заявление на имя руководителя Организации.

3.4. Условия участия добровольного пожарного в деятельности ДПК устанавливаются гражданско-правовым договором на выполнение работ по участию в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, который может предусматривать обязанности организации, создавшей ДПК, по предоставлению добровольному пожарному питания, форменной и специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, помещения во временное пользование, оплате проезда до места назначения и обратно, оплате услуг связи, уплате страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольного пожарного либо на страхование его жизни или здоровья, а также по возмещению расходов, связанных с исполнением указанного договора.

3.5. Гражданин приобретает статус добровольного пожарного с момента обязательной его регистрации в сводном реестре добровольных пожарных, в порядке установленном МЧС России, в соответствии с частью 2 статьи 13 Федерального закона "О добровольной пожарной охране".

Оформление документов для регистрации добровольных пожарных возлагается на руководителя Организации, либо иное уполномоченное руководителем лицо.

3.6. Учет фактического времени несения службы (дежурства) добровольными пожарными, а также проведения мероприятий по профилактике пожаров осуществляется начальником ДПК.

3.7. Табель боевого расчета о действиях членов ДПК в случае возникновения пожара определяется ее начальником, исходя из обеспечения реализации в полном объеме поставленных задач.

3.8. Структура управления ДПК Организации может меняться в зависимости от особенностей производственной деятельности Организации (количества и удаленности объектов, взрывопожарной опасности технологических процессов производств, существующей структуры управления).

IV. Права и обязанности добровольных пожарных

4.1. Добровольные пожарные, осуществляющие деятельность в составе ДПК в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, или гражданско-правовым договором на выполнение работ по участию в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, имеют право на:

защиту жизни и здоровья при исполнении ими обязанностей, связанных с осуществлением ими деятельности в составе ДПК;

возмещение вреда жизни и здоровью, причиненного при исполнении ими обязанностей, связанных с осуществлением ими деятельности в составе ДПК, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

информирование о выявленных нарушениях требований пожарной безопасности организаций и (или) органов местного самоуправления, соответствующих территориальных подразделений Государственной противопожарной службы;

поддержку в форме предоставления питания, форменной и специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, помещения во временное пользование, оплаты проезда до места назначения и обратно, оплаты услуг связи, уплаты страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольных пожарных либо на страхование их жизни или здоровья, а также возмещения понесенных ими расходов на приобретение указанных товаров или услуг.

4.2. Добровольные пожарные, принимающие непосредственное участие в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты пожарных и снаряжением пожарных, необходимыми для осуществления такой деятельности.

4.3. Добровольные пожарные обязаны:

обладать необходимыми пожарно-техническими знаниями в объеме, предусмотренном соответствующей программой профессионального обучения добровольных пожарных;

во время несения службы (дежурства) в соответствии с графиком дежурства добровольных пожарных, принимающих участие в профилактике пожаров и (или) участие в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, прибывать к месту вызова при получении сообщения о пожаре или о чрезвычайной ситуации, принимать участие в профилактике пожаров и (или) участие в тушении пожара и проведении аварийно-спасательных работ и оказывать первую помощь пострадавшим;

нести службу (дежурство) в соответствии с графиком дежурства, утвержденным начальником ДПК;

соблюдать установленный порядок несения службы (дежурства) в расположении ДПК, дисциплину и правила охраны труда в пожарной охране;

содержать в исправном состоянии снаряжение пожарных, пожарный инструмент, средства индивидуальной защиты пожарных и пожарное оборудование;

выполнять законные распоряжения начальника ДПК и руководителя тушения пожара;

информировать начальника ДПК о выявленных нарушениях требований пожарной безопасности на объектах Организации.

V. Содержание ДПК

5.1. Все расходы по созданию, содержанию и обеспечению ДПК необходимым количеством пожарно-технического вооружения, оборудования и средств индивидуальной защиты производятся за счет Организации, в которых она создается.

5.2. Руководитель Организации вправе стимулировать добровольных пожарных ДПК за активную работу по предупреждению пожаров и борьбе с ними, с учетом личного вклада добровольных пожарных в результаты деятельности ДПК, по представлению начальника ДПК, за счет средств Организации в материальной и нематериальной форме.

5.3. Добровольным пожарным предоставлены следующие способы и формы стимулирования:

Приложение N 2к приказу МЧС Россииот _____________ N ___

Типовое положение об объектовой добровольной пожарной дружине

I. Общие положения

1.1. Добровольная пожарная дружина _______________________________

(полное наименование объектовой добровольной пожарной дружины)

именуемое в дальнейшем "ДПД", является объектовым добровольным пожарным подразделением, действующее на территории ___________________________________________________________________

добровольную пожарную дружину

Сокращенное наименование ДПД:_________________________________.

1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 6 мая 2011 г. N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране" (далее – Федеральный закон "О добровольной пожарной охране"), Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и определяет порядок организации и деятельности ДПД.

1.3. В своей деятельности ДПД руководствуется законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, организационно-распорядительными документами Организации, настоящим Положением.

1.4. Деятельность ДПД основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности.

1.6. Решение о создании ДПД, об утверждении его Положения, формировании руководящего органа, а также ее структуры, численности и оснащения, принимается руководителем Организации.

II. Цели и задачи ДПД

2.1. Основными задачами ДПД являются:

осуществление профессионального обучения личного состава ДПД.

2.2. При выполнении стоящих задач ДПД осуществляет взаимодействие с подразделениями других видов пожарной охраны, органами государственной власти и местного самоуправления, учреждениями и организациями.

III. Организационная структура и порядок комплектования ДПД

порядок создания, деятельности, ликвидации и управления ДПД и его имуществом;

режим несения службы (дежурства) добровольными пожарными в ДПД, по согласованию с начальником местного пожарно-спасательного гарнизона;

3.2. Начальник ДПД, назначается руководителем Организации либо иным уполномоченным руководителем лицом. Личный состав ДПД включает в себя начальника и добровольных пожарных, в том числе мотористов пожарных мотопомп.

3.3. В добровольные пожарные принимаются на добровольной основе в индивидуальном порядке работники Организации, способные и готовые по своим деловым и моральным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять обязанности, связанные с участием в профилактике и (или) тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ и оказании первой помощи пострадавшим, в возрасте не моложе восемнадцати лет, имеющие документ о квалификации, присвоенной по результатам специального профессионального образования в области пожарной безопасности или обучения по программам профессиональной подготовки и программам повышения квалификации добровольных пожарных.

Для участия в отборе граждане подают письменное заявление на имя руководителя Организации.

3.4. Условия участия добровольного пожарного в деятельности ДПД устанавливаются гражданско-правовым договором на выполнение работ по участию в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, который может предусматривать обязанности организации, создавшей ДПД, по предоставлению добровольному пожарному питания, форменной и специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, помещения во временное пользование, оплате проезда до места назначения и обратно, оплате услуг связи, уплате страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольного пожарного либо на страхование его жизни или здоровья, а также по возмещению расходов, связанных с исполнением указанного договора.

Оформление документов по регистрации добровольных пожарных возлагается на руководителя Организации, либо иное уполномоченное руководителем лицо.

3.6. Учет фактического времени несения службы (дежурства) добровольными пожарными, а также проведения мероприятий по профилактике пожаров осуществляется начальником ДПД.

3.7. Табель боевого расчета о действиях членов ДПД в случае возникновения пожара определяется ее начальником, исходя из обеспечения реализации в полном объеме поставленных задач.

3.8. Структура управления ДПД Организации может меняться в зависимости от особенностей производственной деятельности Организации (количества и удаленности объектов, взрывопожарной опасности технологических процессов производств, существующей структуры управления).

4.1. Добровольные пожарные, осуществляющие деятельность в составе ДПД в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, или гражданско-правовым договором на выполнение работ по участию в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, имеют право на:

защиту жизни и здоровья при исполнении ими обязанностей, связанных с осуществлением ими деятельности в составе ДПД;

возмещение вреда жизни и здоровью, причиненного при исполнении ими обязанностей, связанных с осуществлением ими деятельности в составе ДПД, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

нести службу (дежурство) в соответствии с графиком дежурства, утвержденным начальником ДПД;

соблюдать установленный порядок несения службы (дежурства) в расположении ДПД, дисциплину и правила охраны труда в пожарной охране;

выполнять законные распоряжения начальника ДПД и руководителя тушения пожара;

информировать начальника ДПД о выявленных нарушениях требований пожарной безопасности на объектах Организации.

V. Содержание ДПД

5.1. Все расходы по созданию, содержанию и обеспечению ДПД необходимым количеством пожарно-технического вооружения, оборудования и средств индивидуальной защиты производятся за счет Организации, в которых она создается.

5.2. Руководитель Организации вправе стимулировать добровольных пожарных ДПД за активную работу по предупреждению пожаров и борьбе с ними, с учетом личного вклада добровольных пожарных в результаты

деятельности ДПД, по представлению начальника ДПД, за счет средств Организации в материальной и нематериальной форме.

С 1 февраля 2024 г. будут действовать поправки к Закону о добровольной пожарной охране, предусматривающие в т. ч. упрощенный порядок создания и деятельности объектовых добровольных пожарных подразделений.

МЧС представило проекты типовых положений об объектовой добровольной пожарной команде и об объектовой добровольной пожарной дружине. Определяются порядок их создания и содержания, цели и задачи, порядок комплектования и др.

Упрощен порядок создания добровольных пожарных подразделений

Поправками организациям предоставлено право самостоятельно создавать добровольные пожарные подразделения. Федеральный закон "О добровольной пожарной охране" дополнен понятиями "общественное объединение добровольной пожарной охраны", "добровольное пожарное подразделение", "территориальное добровольное пожарное подразделение", "объектовое добровольное пожарное подразделение".

Так, объектовое добровольное пожарное подразделение (объектовая добровольная пожарная дружина и (или) объектовая добровольная пожарная команда) – это структурное подразделение организации, не являющейся общественным объединением пожарной охраны, созданное для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ в данной организации.

Изменениями устанавливается порядок создания и деятельности объектовых добровольных пожарных подразделений и территориальных добровольных пожарных подразделений.

Предусмотрено, что организации, которые создают добровольные пожарные подразделения, в случае привлечения добровольных пожарных таких подразделений к участию в тушении пожаров, проведению аварийно-спасательных работ, спасению людей и имущества при пожарах и оказанию первой помощи пострадавшим могут осуществлять за счет собственных средств поддержку добровольных пожарных в форме предоставления питания, форменной и специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, помещения во временное пользование, оплаты проезда до места назначения и обратно, оплаты услуг связи, уплаты страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольных пожарных либо на страхование их жизни или здоровья, а также возмещения понесенных ими расходов на приобретение указанных товаров или услуг.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.

Дата публикации на сайте: 04.08.2023

Больше документов и разъяснений по антикризисным мерам — в системе КонсультантПлюс.

Зарегистрируйся и получи пробный доступ

Создать добровольную пожарную охрану в организациях станет проще

С 1 февраля 2024 года вступают в силу поправки к Закону о добровольной пожарной охране, предусматривающие повышение эффективности системы пожарной безопасности в организациях и стимулирование развития добровольческой (волонтерской) деятельности в России.

В частности, указанный Закон дополняется понятиями "общественное объединение добровольной пожарной охраны", "добровольное пожарное подразделение", "территориальное добровольное пожарное подразделение" и "объектовое добровольное пожарное подразделение". Устанавливается упрощенный порядок создания и деятельности объектовых добровольных пожарных подразделений. Определяются права, обязанности и требования к добровольным пожарным, участвующим в деятельности таких подразделений.

Также теперь организациям различных форм собственности предоставляется возможность самостоятельно создавать добровольные пожарные подразделения без создания общественного объединения пожарной охраны (Федеральный закон от 4 августа 2023 г. № 445-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О добровольной пожарной охране").

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *