Обязательные исправительные и принудительные работы отличия
Принцип справедливости, согласно которому наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного, является одним из основополагающих принципов действующего уголовного законодательства.
В целях реализации данного принципа уголовным законом предусмотрен достаточно широкий спектр видов уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы. Среди них значительное место занимают наказания, связанные с принудительным привлечением осужденного к труду: обязательные, исправительные и принудительные работы.
Итак, в чем же заключается различие между данными, на первый взгляд, схожими видами наказаний?
Исправительные работы — вид наказания, назначаемый осужденному, имеющему основное место работы, а равно не имеющему его. Осужденный, имеющий основное место работы, отбывает исправительные работы по основному месту работы.
Осужденный, не имеющий основного места работы, отбывает исправительные работы в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями (УИИ), но в районе места жительства осужденного.
Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, н которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с УИИ.
Осужденные к принудительным работам отбывают наказание в специальных учреждениях — исправительных центрах, расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены, а при отсутствии на территории субъекта РФ по месту жительства осужденного или по месту его осуждения исправительного центра или невозможности размещения (привлечения к труду) осужденных в имеющихся исправительных центрах осужденные направляются по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы (УИС) в исправительные центры, расположенные на территории другого субъекта РФ, в котором имеются условия для привлечения их к труду.
Законом предусмотрены наказания в виде обязательных, исправительных и принудительных работ.
Они обладают определенными отличиями и сходствами.
Чтобы понять, что значат эти определения, следует с ними ознакомиться.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — звоните по телефонам бесплатной консультации :
Обязательные работы подразумевают выполнение осужденным в свободное время бесплатных, общественно полезных работ.
Их вид определяется ОМС.
Количество часов выполнения таких работ в каждом случае разный, все зависит от обстоятельств уголовного дела. Срок выполнения таких работ варьируется от 60 до 480 часов.
Следует учесть, что наказуемый не может выполнять общественные работы более четырех часов в день. Установлены общественные работы на законодательном уровне: они прописаны в статье 49 УК РФ.
Обязательные работы применяются в виде основной меры вместо штрафа или в качестве смягченного наказания.
Гражданин не получает зарплату за выполняемую работу. Денежные средства направляются в государственный бюджет.
Гражданин не может выбирать вид работ или место их проведения. Они всегда принудительные, без права отказа. Их цель сугубо воспитательная, оказывает моральное воздействие.
https://youtube.com/watch?v=UacCvZ6uGNQ%3Ffeature%3Doembed
Такие работы помогают нарушителю понять, что его проступкам нет оправдания и впредь они не должны совершаться.
Обычно это наказание действительно помогает перевоспитать нарушителей, предотвратить совершение преступлений в дальнейшем. Однако если человек не выполняет такие работы, его могут отправить в места лишения свободы.
Что такое обязательные работы по решению суда? Читайте об этом здесь.
Смотрите сюжет об обязательных работах:
Исправительные работы — это вид уголовного наказания, который заключается в принудительном привлечении нарушителя к труду.
Характеризуется вычетом из его заработка в доход государства определенной части.
Эти работы установлены на уровне закона, прописаны в статье 50 УК РФ. Из зарплаты гражданина могут вычесть от 5 до 20% дохода в зависимости от обстоятельств уголовного дела.
Длиться исправительные работы могут от 2 месяцев до 2 лет. Нарушитель отбывает наказание по основному месту работы. Он может остаться в субъекте проживания, в родном городе.
Если осужденный на момент вынесения приговора не имеет постоянной работы, ему определяют место, где он будет отбывать наказание. Обычно исправительные работы подразумевают выполнение малооплачиваемого труда. Нарушители, как правило, работают дворниками, грузчиками.
Уволиться по собственному желанию они не могут. Осужденные должны получить сначала разрешение уголовно-исполнительной инспекции на увольнение.
Если нет весомых причин, это разрешение не будет получено и гражданину придется продолжать работать на назначенном месте, даже если оно ему не нравится.
Принудительные работы применяют как альтернативу ограничения свободы.
Их назначают как за небольшие проступки, так и за тяжкие преступления. Цель таких работ — перевоспитание нарушителя.
Во время выполнения таких работ из зарплаты осужденного вычитают 5-20% суммы. Точный процент всегда определяется индивидуально. Все зависит от обстоятельств уголовного дела, степени тяжести совершенного преступления.
Если оно было тяжким, проступок серьезный, из зарплаты могут вычитать 20%. Длительность этого наказания варьируется от двух месяцев до пяти лет. Оно закреплено статьей 53.1 УК РФ.
Если преступник наказывается лишением свободы, то принудительные работы не назначаются. Нарушитель выполняет такие работы в исправительных центрах. Если есть возможность, наказуемый выполняет работу в исправительном центре в субъекте проживания.
Всю выполняемую преступником работу контролируют сотрудники уголовно-исправительной инспекции. Это необходимо для того, чтобы наказуемый не избегал своих обязанностей, действительно выполнял то, что требуется.
За что наказывают принудительными работами? Комментирует эксперт:
Сходства в данных видах наказания
Данные виды наказания обладают как сходствами, так различиями.
Сходства у этих работ следующие:
Чем более серьезным было нарушение закона, тем дольше длится наказание.
Чем отличаются исправительные работы от обязательных или принудительных? Несмотря на схожие моменты, эти виды работ не являются идентичными. В чем же разница? Они обладают целым рядом различий:
С принудительными работами так не получится: они выполняются в специальных центрах под строгим контролем. Это еще более тяжелая работа.
Обязательные, исправительные, принудительные работы значительно отличаются между собой, несмотря на множество сходств.
https://youtube.com/watch?v=lgHofTGhjK4%3Ffeature%3Doembed
Такие виды наказаний на практике показывают высокую эффективность, направлены на перевоспитание гражданина. Разобравшись в этих понятиях, человек их уже не сможет перепутать.
Это быстро и бесплатно !
Понятие и особенности
Обязательные работы предусмотрены ст. 49 УК РФ и ст. 25 УИК РФ. Они состоят в том, что на виновного накладываются обязательства в выполнении общественно полезных работ во время свободное от основной работы. Конкретный вид работ для каждого конкретного осужденного определяет местная администрация и согласовывает уголовно-исполнительная инспекция.
Обратите внимание Назначение наказания в виде принудительных работ до недавнего времени было отложено из-за отсутствия в России спец. учреждений. Сейчас имеется 4 центра, рассчитаных на 900 человек. Подробности о таком виде наказания читайте в отдельной статье
Такая мера наказание имеет следующие отличительные характеристики:
Наказание в виде обязательных работ приводит в исполнение уголовно-исполнительная инспекция (УИИ). Осужденный обязан приступить к исполнению приговора не позже, чем через 15 суток после поступления в УИИ решения суда.
В процессе исполнения приговора УИС выполняет следующие функции:
Осужденный после прибытия к месту отбывания наказания обязан:
Исполнение наказание не подлежит приостановление при получении ежегодного или дополнительного отпуска осужденным на основной работе.
Основные отличия обязательных и исправительных работ
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – звоните по телефонам бесплатной консультации:
https://youtube.com/watch?v=UacCvZ6uGNQ%3Ffeature%3Doembed
Чем обязательные работы отличаются от исправительных
Итак, разберемся с определениями данных разновидностей наказаний. Исправительные работы означают, что наказанный гражданин отбывает назначенный срок, посещая свое основное место трудоустройства.
При этом за период назначения исправительного наказания из зарплаты этого сотрудника удерживается некоторая часть в пользу государства. Сумма удержания может быть разной, но она должна быть не меньше пяти и не больше двадцати процентов от зарплаты.
Если у наказанного нет постоянного трудоустройства, то ему предоставляется временное трудоустройство. Учреждение, в котором будет трудиться гражданин, выбирают органы местного самоуправления. Оно должно находиться по месту жительства осужденного.
Обязательные работы сводятся к тому, что гражданин выполняет какую-либо общественно-полезную деятельность. Проводятся такие мероприятия во время, не занятое трудом или учебой. И деятельность эта абсолютно бесплатная, зарплату за нее не начисляют. Место отработки также определяют органы местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.
https://youtube.com/watch?v=BmNARwkOjx4%3Ffeature%3Doembed
Принудительные работы в определенных обстоятельствах могут заменять наказание в виде лишения свободы. Осужденные отправляются в специальные учреждения, где и отбывают свое наказание. Предпочтения отдают тем учреждениям, которые находятся в том же регионе, где проживает наказанный человек.
При этом человеку в таких учреждениях также начисляется зарплата, но из нее высчитывают от пяти до двадцати процентов в государственный бюджет.
Чем исправительные работы отличаются от обязательных
Исправительные. Отличие от обязательных. Последствия злостного уклонения от отбывания исправительных.
1) Исправительные по статье 50 УК РФ заключаются в привлечении осужденного к труду с вычетом из его заработка в доход государства определенной части – в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20 процентов, на срок от 2 месяцев до 2-х лет и отбываются по основному месту осужденного.
С принятием 7 декабря 2011 года Федерального закона № 420 в Уголовном Кодексе Российской Федерации наряду с уже существующими обязательными и исправительными появился новый вид наказания — принудительные. Исправительные — вид наказания, назначаемый осужденному, имеющему основное место, а равно не имеющему его. Осужденный, имеющий основное место, отбывает исправительные по основному месту.
1) Исправительные работы по статье 50 УК РФ заключаются в привлечении осужденного к труду с вычетом из его заработка в доход государства определенной части – в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20 процентов, на срок от 2 месяцев до 2-х лет и отбываются по основному месту осужденного. Это ограничивающее трудовые права наказание, основное (только), срочное наказание.
В воронежской области беременность спасла женщину от обязательных работ
Taкaя пoлитикa в пoлнoм oбъeмe coглacyeтcя c oбщeпpизнaнными пpинципaми и нopмaми мeждyнapoднoгo пpaвa, в чacтнocти, c тpeбoвaниями Mинимaльныx cтaндapтныx пpaвил OНН в oтнoшeнии мep, нe cвязaнныx c тюpeмным зaключeниeм («Toкийcкиe пpaвилa»).
Такая мера наказания не используется в отношении беременных и женщин, воспитывающих детей до трех лет, инвалидам с первой группой инвалидности, военнослужащим по призыву и по контракту на должностях рядовых и сержантов, если на момент вынесения судебного вердикта они еще не закончили период военной службы по призыву.
В ходе судебного заседания мужчина согласился с тем, что неоднократно прогуливал исправительные работы, однако попросил не лишать его свободы. 25 апреля Полтавский районный суд все же согласился с инспектором УФСИН и приговорил омича к 2 месяцам и 27 дням лишения свободы вместо 10 месяцев исправительных работ. Отмечается, что решение суда в силу пока не вступило.
Чем отличаются исправительные работы от обязательных и принудительных
В законодательстве можно встретить самые разнообразные виды наказаний за совершенные преступные деяния. Есть достаточно строгие, суровые меры, а есть и более мягкие. Выбранная мера пресечения зависит от того, насколько тяжелое преступление совершил человек.
Часто можно услышать об обязательных, исправительных и принудительных работах. Что означают эти понятия и различаются ли они между собой, разберем далее.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону+7 (499) 450-39-618 (800) 302-33-28
Это быстро и бесплатно!
Что такое исправительные, обязательные и принудительные работы
https://youtube.com/watch?v=BmNARwkOjx4%3Ffeature%3Doembed
Несмотря на кажущиеся сходства, рассмотренные способы наказать преступников существенно различаются между собой. Остановимся поподробнее на этих отличиях.
Отличия обязательных и исправительных работ заключаются во времени, а также месте осуществления наказания. В случае, когда человек изначально был трудоустроен, то его деятельность не сильно изменится при применении исправительных действий. А вот обязательные работы уже существенно сокращают количество свободного времени гражданина.
https://youtube.com/watch?v=7bGcgkhjW-I%3Ffeature%3Doembed
Различия касаются и материальной стороны вопроса. Обязательные работы полностью бесплатны. А при исправительных после вычета положенного процента осужденному остается часть заработанных денег.
Отличие принудительных работ от исправительных еще более значительно. При принудительных действиях кардинально меняется место жительства гражданина. Он отправляется в специальный центр. И вообще, это наказание самое строгое из рассматриваемых. А вот в материальном вопросе различий нет. Оплата труда производится, но с вычетом части дохода.
Читайте какая административная ответственность несется за порчу имущества.
А тут речь идет об ответственности за хищение государственного имущества по статье 89 УК РФ.
Полезная статья «Ответственность за эксплуатацию детского труда в России».
Также важным отличием между рассматриваемыми мерами будут разные сроки их выполнения. Возможные временные рамки определены законом. Диапазон достаточно широк. И конечное решение принимает суд.
Итак, минимальная длительность исправительных работ равна двум месяцам, максимальная равняется двум годам. Длительность обязательных работ рассчитывается часами. Их могут назначить на период от 60 часов и до 480 часов. Но в сутки можно трудиться не больше четырех часов.
Что касается принудительных работ, то они могут быть самыми длительными. Их минимальный размер также составляет два месяца, а вот максимум может равняться пяти годам.
Что будет, если осужденный всячески уклоняется от выполнения своих обязанностей? Судья вполне может замещать одно наказание другим, более строгим.
Например, исправительные меры можно поменять на принудительные либо на лишение свободы. При этом проводят следующий расчет длительности наказания.
Каждый день не отработанных исправительных работ будет равен одному дню принудительных. Либо каждые трое суток исправительного наказания заменяют одним днем лишения свободы.
Такая же замена будет и для обязательных работ. Меняется только соотношение сроков. На один день лишат свободы или приговорят к принудительным работам за каждые не отработанные восемь часов. А за невыполненные дни принудительных работ лишат свободы на такое же количество дней.
И еще важный момент. Каждый из рассмотренных видов работ не назначается инвалидам, пенсионерам, несовершеннолетним гражданам и женщинам, ждущим ребенка.
Итак, все-таки описанные виды наказания имеют больше отличий, чем сходства. Важно не путать все эти понятия. Ведь и преступления, за которые они назначаются, также различаются между собой.
Принудительные работы – бесплатные ответы юристов онлайн
Понятие «принудительные работы» было введено в уголовные наказания сравнительно недавно. В настоящее время ст. 53.1 УК РФ дает возможность назначить альтернативное лишению свободы наказание. Это принудительные работы. При их исполнении осужденное лицо привлекается к труду в местах, которые определяются уполномоченными органами, отнесенными к уголовно-исправительным по их компетенции.
Принудительные работы в качестве основного наказания исполняются от 2 месяцев до пяти лет. Какие существуют проблемы исполнения этого вида наказания?
Назначение наказания в виде принудительных работ
Принудительные работы означают, что человек привлекается к общественному труду в местах, на которые укажут учреждения, относящиеся к уголовно-исправительной системе. Из дохода осужденного при исполнении работ в пользу государства изымаются денежные средства, чей размер колеблется от 5-20% от совокупного дохода.
В ст. 53, ч. 5 УК РФ определяет, что денежные средства, удержанные из заработной платы, направляются на расчетный счет органа уголовно-исправительной системы. Лица, которые наказаны принудительными работами, исполняют их в специальных центрах исправительного назначения, находящихся в пределах РФ по месту жительства.
Если невозможно привлечь к труду осужденного по месту жительства, в этом случае по согласованию с вышестоящими учреждениями, относящимися к уголовно-исправительной системе, лицо в согласованном порядке направляется в другие исправительные центры, находящиеся в ином регионе, но с имеющимися условиями для труда на весь срок работ.
https://youtube.com/watch?v=VwStDSPF_3U%3Ffeature%3Doembed
Контроль над действиями осужденных на весь срок осуществляют высшие должностные лица исправительных центров. Используются все имеющиеся у них в арсенале средства и методы, включая видео, электронные средства. Лица, осужденные к рассматриваемым видам работ, обязаны не покидать территорию исправительного центра на весь срок работ.
Исключения – это случаи исполнения работы вне пределов исправительных центров на определенный срок. Проживают осужденные лица в общежитиях, с нормальными условиями быта. Осужденные не имеют права покидать в нерабочее время, праздничные дни, выходные в отсутствии разрешения от администрации на это действие.
Таков порядок распорядка специализированных центров.
Лица, не допускающие нарушений внутреннего порядка исправительных центра, отбывшие не менее половины срока, по заявлению с их стороны на основании разрешения, вынесенного начальником исправительного учреждения, могут проживать совместно с членами их семьи.
Обычно в качестве жилья выступает собственная или арендованная квартира, находящаяся в том муниципальном образовании, где исполняются принудительные работы.
Лица, которые проживают вне специализированных центров в оставшийся срок, обязаны приходить в центр в целях регистрации 4 раза в течение 31 дня, дни регистрации определяются начальником центра. Таков порядок регистрации, условия по этому виду наказания.
Срок и порядок исполнения принудительных работ
Со дня прибытия осужденного в исправительный центр начинает исчисляться срок.
В этот временной интервал засчитывается время содержания лица под стражей, следование в центр, а также время выездов краткосрочного характера, которые предоставляются осужденному из расчета один день содержания под стражей, 1 день приезда в исправительное учреждение, 1 день выезда краткосрочного характера за 1 день рассматриваемых работ. Таков порядок и условия по этому виду наказания. В этот временной интервал не могут быть зачислены дни отсутствия осужденного в самовольном порядке свыше суток.
Уже указывалось, что признаком рассматриваемого вида наказания является то, что оно выступает альтернативой лишению свободы. Это происходит в случаях, предусмотренных уголовным законодательством.
Случаи – это стати с признаками преступления, размещенными в Особенной части кодекса. Статьи применяются в отношении виновных деяний средней тяжести, с признаками тяжкого преступления.
УК РФ ввел этот вид наказания впервые, в том числе в качестве альтернативы лишению свободы.
ВАЖНО: Суд, назначив наказание гражданину на срок лишения свободы до 5 лет, может прийти к выводу, что осужденный может быть наказан без реального лишения человека свободы.
В этом случае своим постановлением он имеет право заменить лишение свободы на принудительные работы. Отметим, что среди специалистов эта норма оценивается неоднозначно.
В частности, исходя из толкования статьи, судья назначает наказание в виде лишения свободы.
Если это наказание сроком менее 5 лет, судья может назначить принудительные работы, но должен при этом обосновать свое решение. Это обязательное условие.
Интересно, что замена лишения свободы на принудительные работы не находится в прямой зависимости от категории совершенного виновного деяния.
Странно, что замена может произойти за совершение гражданином не только преступления, относящегося к категории средней тяжести, но и в ряде случаев за тяжкое виновное деяние.
Это условие нельзя признать обоснованным, и введение этой нормы не может содействовать совершенствованию и гуманизации уголовного законодательства, в чем состоит суть существования этого наказания.
ВАЖНО: Если лицу назначено наказание, срок которого превышает пятилетний рубеж, принудительные работы судом назначать запрещено!
Ответственность за уклонение от исправительных работ
Уклонение от выполнения работ заменяется лишением свободы. При уклонении в расчет принимается 1 день лишения свободы за 1 день принудительных работ.
https://youtube.com/watch?v=hnyCBypbJoI%3Ffeature%3Doembed
Условие о принудительных работах говорит о том, что от них освобождаются определенные лица. В их число входят:
Важно: Этим категориям не нужно освобождение от работ в качестве условия. Судья не может назначить их в отношении упомянутых граждан в приговоре.
Таким образом, в принудительных работах соединены элементы, присущие исправительным работам, кроме того, ограничения свободы. В юридической литературе было высказано мнение о том, что принудительные работы выступают разновидностью ограничения свободы.
Отличие принудительных работ от обязательных и исправительных
Исправительные работы назначаются лицу, которое постоянно работает, либо не имеющему место работы.
Осужденный, который имеет постоянное место трудовой деятельности, исполняет исправительные работы по основному месту трудовой деятельности.
Лицо, которое не имеет постоянной работы, должен исполнить наказание в местах, которые определяются уполномоченными органами по согласованию с уголовно-исправительными учреждениями, но в районе места регистрации осужденного лица.
Обязательные работы – они означают, что осужденное лицо привлекается к труду в свободное от основной работы время. Объекты, где исполняются обязательные работы, определяются местной администрацией.
Принудительные работы – это одно из нововведений, применяемые с 2014 года. В отличие от исправительных работ, исполнение принудительных работ может быть осуществлено в районах, которые находятся далеко от места жительства осужденного лица при отсутствии в регионе проживания гражданина исправительных центров или при невозможности размещения там.
В принудительных, исправительных работах труд осужденного оплачивается. В отличие от вида – обязательных работ. В принудительных, исправительных работах с пользу государства взимается %, исчисляемый от суммы заработной платы.
1. Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации.
2. В Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию – дополнительные образовательные программы.
3. К основным образовательным программам относятся:
1) основные общеобразовательные программы – образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования;
2) основные профессиональные образовательные программы:
а) образовательные программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;
б) образовательные программы высшего образования – программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;
(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 517-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) основные программы профессионального обучения – программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.
4. К дополнительным образовательным программам относятся:
1) дополнительные общеобразовательные программы – дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств, дополнительные образовательные программы спортивной подготовки;
(в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 127-ФЗ)
2) дополнительные профессиональные программы – программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.
5. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.
6. Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и соответствующей федеральной образовательной программой дошкольного образования. Содержание и планируемые результаты разработанных образовательными организациями образовательных программ должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральной программы дошкольного образования.
(в ред. Федерального закона от 24.09.2022 N 371-ФЗ)
6.1. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и соответствующими федеральными основными общеобразовательными программами. Содержание и планируемые результаты разработанных образовательными организациями образовательных программ должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральных основных общеобразовательных программ.
(часть 6.1 введена Федеральным законом от 24.09.2022 N 371-ФЗ)
6.2. Организация, осуществляющая образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего, среднего общего образования, при разработке соответствующей общеобразовательной программы вправе предусмотреть перераспределение предусмотренного в федеральном учебном плане времени на изучение учебных предметов, по которым не проводится государственная итоговая аттестация, в пользу изучения иных учебных предметов, в том числе на организацию углубленного изучения отдельных учебных предметов и профильное обучение.
(часть 6.2 введена Федеральным законом от 24.09.2022 N 371-ФЗ)
С 01.09.2024 в ч. 6.3 ст. 12 вносятся изменения (ФЗ от 04.08.2023 N 479-ФЗ).
6.3. При разработке основной общеобразовательной программы организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, предусматривают непосредственное применение при реализации обязательной части образовательной программы начального общего образования федеральных рабочих программ по учебным предметам “Русский язык”, “Литературное чтение” и “Окружающий мир”, а при реализации обязательной части образовательных программ основного общего и среднего общего образования федеральных рабочих программ по учебным предметам “Русский язык”, “Литература”, “История”, “Обществознание”, “География” и “Основы безопасности жизнедеятельности”.
(часть 6.3 введена Федеральным законом от 24.09.2022 N 371-ФЗ)
6.4. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, указанные в частях 6 и 6.1 настоящей статьи, вправе непосредственно применять при реализации соответствующих основных общеобразовательных программ федеральные основные общеобразовательные программы, а также предусмотреть применение федерального учебного плана, и (или) федерального календарного учебного графика, и (или) не указанных в части 6.3 настоящей статьи федеральных рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей). В этом случае соответствующая учебно-методическая документация не разрабатывается.
(часть 6.4 введена Федеральным законом от 24.09.2022 N 371-ФЗ)
6.5. Федеральные основные общеобразовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности, возможности организации углубленного изучения отдельных учебных предметов и профильного обучения на основе федеральных государственных образовательных стандартов и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, в порядке, установленном этим федеральным органом исполнительной власти.
(часть 6.5 введена Федеральным законом от 24.09.2022 N 371-ФЗ)
6.6. К разработке федеральных основных общеобразовательных программ (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей) привлекаются уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
(часть 6.6 введена Федеральным законом от 24.09.2022 N 371-ФЗ)
7. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных образовательных программ среднего профессионального образования. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно), разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
(в ред. Федеральных законов от 26.05.2021 N 144-ФЗ, от 24.09.2022 N 371-ФЗ)
7.1. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) (за исключением программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), реализуемых на основе самостоятельно устанавливаемых требований, утвержденных образовательными организациями высшего образования), разрабатывают указанные образовательные программы в соответствии с федеральными государственными требованиями.
(часть 7.1 введена Федеральным законом от 30.12.2020 N 517-ФЗ)
7.2. Утратил силу. – Федеральный закон от 24.09.2022 N 371-ФЗ.
8. Образовательные организации высшего образования, имеющие в соответствии с настоящим Федеральным законом право разрабатывать и утверждать образовательные стандарты и самостоятельно устанавливаемые требования, разрабатывают соответствующие образовательные программы высшего образования на основе таких образовательных стандартов и самостоятельно устанавливаемых требований.
(часть 8 в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 517-ФЗ)
8.1. Образовательные программы высшего образования в части профессиональных компетенций разрабатываются организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основе профессиональных стандартов (при наличии) и могут включать в себя компетенции, отнесенные к одной или нескольким специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования или к укрупненным группам специальностей и направлений подготовки, а также к области (областям) и виду (видам) профессиональной деятельности, в том числе с учетом возможности одновременного получения обучающимися нескольких квалификаций.
(часть 8.1 введена Федеральным законом от 26.05.2021 N 144-ФЗ)
9. Примерные образовательные программы среднего профессионального образования разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, а в части профессиональных компетенций на основе профессиональных стандартов (при наличии) и могут включать в себя компетенции, отнесенные к одной или нескольким профессиям и специальностям по соответствующим уровням профессионального образования или к укрупненным группам профессий, специальностей, а также к области (областям) и виду (видам) профессиональной деятельности, в том числе с учетом возможности одновременного получения обучающимися нескольких квалификаций.
9.1. Примерные образовательные программы среднего профессионального образования включают в себя примерную рабочую программу воспитания и примерный календарный план воспитательной работы.
(часть 9.1 введена Федеральным законом от 31.07.2020 N 304-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 26.05.2021 N 144-ФЗ, от 24.09.2022 N 371-ФЗ)
10. Примерные образовательные программы среднего профессионального образования включаются по результатам экспертизы в реестр примерных образовательных программ среднего профессионального образования, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных образовательных программ среднего профессионального образования, является общедоступной.
11. Порядок разработки примерных образовательных программ среднего профессионального образования, проведения их экспертизы и ведения реестра указанных примерных основных образовательных программ, особенности разработки, проведения экспертизы и включения в такой реестр примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования в области информационной безопасности, а также организации, которым предоставляется право ведения реестра примерных образовательных программ среднего профессионального образования, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
(в ред. Федеральных законов от 26.07.2019 N 232-ФЗ, от 26.05.2021 N 144-ФЗ, от 24.09.2022 N 371-ФЗ)
12. Утратил силу. – Федеральный закон от 24.09.2022 N 371-ФЗ.
13. Разработку примерных программ ассистентуры-стажировки обеспечивает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, примерных программ ординатуры – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
(часть 13 в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 517-ФЗ)
14. Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, разрабатываются и утверждаются примерные дополнительные профессиональные программы или типовые дополнительные профессиональные программы, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие дополнительные профессиональные программы.
15. Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, разрабатываются и утверждаются примерные программы профессионального обучения или типовые программы профессионального обучения, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие образовательные программы.