О проблемах в сфере добровольной сертификации говорят давно. Мертвые души в реестре систем добровольной сертификации, незарегистрированные участники рынка, неприкрытая продажа сертификатов, дополнительные барьеры для бизнеса. Этот, далеко не полный, перечень болевых точек стал спусковым крючком для изменения правил игры. Главным принципом реформы, инициированной Росстандартом, станет переход с уведомительного порядка регистрации на разрешительный. Что это значит и какие шаги предприняты для возрождения механизма добровольной сертификации?
Объективным подтверждением проблем стали результаты всероссийского социологического исследования систем добровольной сертификации, которые были озвучены в мае – июне 2017 года. В фокусе внимания оказались 1333 системы добровольной сертификации (СДС), зарегистрированные в Едином реестре Росстандарта. Из них лишь 47% подтвердили свою деятельность по сертификации.
При столь небольшом проценте активных участников число СДС ежегодно увеличивается. Например, в 2016 году речь шла о 140 новых игроках рынка. За 2017 год эта цифра выросла еще более чем на сотню. К маю 2018 года количество СДС в реестре Росстандарта приблизилось к 1700.
В новой концепции
технического регулирования, направленной
на ликвидацию излишних административных
барьеров для производителей и поставщиков
и одновременно на надлежащее обеспечение
права граждан России на безопасность
продукции, значительное место отведено
усилению роли одного из механизмов
подтверждения соответствия – добровольной
сертификации. Добровольная сертификация
рассматривается как основной инструмент
рыночного регулирования качества и
конкурентоспособности продукции, услуг,
работ и других объектов.
Таким образом,
увеличение числа систем добровольной
сертификации в последнее время можно
объяснить, во-первых, сокращением сферы
обязательной сертификации, исключением
из нее некоторых видов продукции, услуг
и работ. Кроме того, ограничение видов
лицензируемой деятельности в связи с
вступлением в силу Федерального закона
“О лицензировании отдельных видов
деятельности” стимулировало
использование механизма добровольной
сертификации в целях обеспечения
уверенности потребителей в надлежащем
качестве товаров, работ и услуг.
Добровольному
подтверждению соответствия посвящена
21-я статья ФЗ, которая содержит прямые
нормы, устанавливающие требования к
созданию систем добровольной сертификации
и участникам добровольного подтверждения
соответствия.
– недопустимо
принуждать к осуществлению добровольного
подтверждения соответствия, в том числе
в определенной системе добровольной
сертификации;
– недопустимо
подменять обязательное подтверждение
соответствия добровольной сертификацией.
Таким образом, не
только перечень объектов, но и перечень
подтверждаемых при добровольном
подтверждении соответствия требований
в новом законодательстве значительно
расширен. Это позволит более широко
использовать добровольную сертификацию
как действенный инструмент повышения
конкурентоспособности и достижения
преимущества на рынке.
1. Активная
роль заявителя, который определяет
подтверждаемые требования к объекту
сертификации, методы их проверки,
стандарты или другие нормативные
документы, устанавливающие, требования,
выбирает схему сертификации;
2.
Самоорганизация системы, т. е. инициирование
ее создания и регистрации любыми
субъектами хозяйственной деятельности;
3.
Открытость, возможность для заинтересованных
сторон ознакомиться с составом участников
системы, правилами и процедурами
сертификации.
В то же время в
стране по-прежнему преобладает
обязательный вариант сертификация,
тогда как за рубежом – добровольный.
Например, во Франции добровольная
сертификация проводится на соответствие
стандартам Франции «NF».
По ее результатам продукция маркируется
знаком NF. Продукция, не маркированная
этим знаком, не пользуется спросом.
Именно поэтому около 75% продукции
французских фирм проходит через
добровольную сертификацию.
Основной фактор
здесь – идеология. Зарубежный партнер
– человек рынка, давно сформи-рованного
и развитого. Разумеется, в своей стране
рисковать подобным образом – выставлять
на рынок некачественную продукцию –
никто не станет. В этом случае производитель
некачественных товаров просто должен
уйти с рынка сразу же, как обнаружится
факт плохого качества и недобросовестности.
В связи с этим в
России предусмотрено широкое внедрения
декларации соответствия. Но необходимо
предварительно подготовить предприятия,
продавцов, покупателей к подобному
явлению, научить их ценить и отличать
действительно качественное изделие от
низкопробного. И только в том случае,
когда потребитель действительно научится
выделять из общего числа товаров те,
что постоянно безупречно качественны,
и если именно эти товары производятся
одной и той же организацией, планку
можно будет поднять выше.
Поставленная во
введении цель достигнута. Поставленные
задачи выполнены.
Была определены
цели добровольной сертификации, главная
из которых, по сути, стимулирование
конкуренции на российском рынке.
Рассмотрение организации системы
показало, что принятая система в общих
чертах соответствует мировым аналогам
и имеет четко прописанную структуру. В
то же время тенденция развития добровольной
сертификации в РФ показала, что она
уступает обязательному варианту
сертификации, несмотря на отмечающийся
в последнее время некоторый рост. Этот
рост, к сожалению, связан в большей
степени с сокращением сферы обязательного
сертифицирования, чем с активностью
участников рынка (хотя по сравнению с
XX
веком прогресс все-таки колоссален). В
России добровольная сертификации
по-прежнему сильно подвержена влияния
федеральных органов исполнительной
власти (и это то, что не позволяет ей
полностью соответствовать мировым
стандартам), которые, пользуясь этим,
на деле внедряют обязательную
«добровольную» сертификацию, даже если
это противоречит закону «о техническом
регулировании», что не придает системе
популярности. Кроме принятая система
организации добровольного сертифицирования
не несет достаточного стимула для
частного предпринимательства и не дает
выгод, так как не имеет достаточной
репутации.
Популяризация
добровольной сертификации в массах и
внесение некоторых первоначальных
бонусов для организаций применяющих
добровольное сертифицирование продукции
могли бы здорово подстегнуть рост
последней.
3. Постановление
Госстандарта России от 17 марта 1998 года
«Об утверждении положения о системе
сертификации ГОСТ Р”, статус документа:
действует, изд. с изм. внесенными
постановлением Госстандарта России от
22 апреля 2002 года № 30 (Российская газета,
№108, 19.06.2002) и приказом Ростехрегулирования
от 12 мая 2009 года (Российская газета №123,
08.07.2009) –
М.: Госстандарт, 2009.
4.
Информационный бюллетень ОАО ЦНС
«Нормирование, стандартизация и
сертификация в строительстве» №4/2009.
– ОАО ЦНС, 2009. – 40 с.
5. Ким К. К. Метрология,
стандартизация, сертификация и
измерительная техника. Учебное пособие.–
СПб.: Питер, 2008. – 368 с.
6. Кошевая И. П.,
Канке А. А. Метрология, стандартизация,
сертификация. – М.: Форум, Инфра-М, 2009. –
416 с.
7. Крюков Р. В.
Стандартизация. Метрология. Сертификация.
Конспект лекций. – М.: А-Приор, 2009. – 192
с.
8. Немогай Н. В.
Стандартизация и сертификация продукции.
Учебное пособие. – М.: ТетраСистемс,
2010. – 240 с.
Соседние файлы в папке Рефераты
Послесловие
Первые шаги по возрождению добровольной сертификации сделаны. Главное, чтобы прорывные начинания не заблудились в кабинетах министерств и ведомств, вдохновители реформы не потеряли энтузиазм, бизнес оценил новый инструмент добросовестной конкуренции, а потребитель в него поверил.
Одна из главных вех реформы – внесение изменений в законодательство о замене уведомительного порядка регистрации СДС разрешительным
При этом функции по оценке и регистрации СДС, а также ведению соответствующего реестра СДС предполагается сохранить за Росстандартом. А вот полномочия по ведению реестра сертификатов, выданных зарегистрированными СДС, будут переданы Росаккредитации.
Тенденции развития добровольной сертификации в рф
Добровольная
сертификация рассматривается как
основной инструмент рыночного
регу-лирования качества и конкурентоспособности
продукции, услуг, работ и других объектов.
Согласно Закону
Российской Федерации «О сертификации
продукции и услуг» государственную
регистрацию систем добровольной
сертификации осуществлял Госстандарт
России. Предлагаемый анализ систем
добровольной сертификации основан на
информации Государственного реестра.
Увеличение числа
систем добровольной сертификации в
последнее время можно объяс-нить,
во-первых, сокращением сферы обязательной
сертификации, исключением из нее
некоторых видов продукции, услуг и
работ. Кроме того, ограничение видов
лицензируемой деятельности в связи с
вступлением в силу Федерального закона
“О лицензировании отдельных видов
деятельности” стимулировало
использование механизма добровольной
сертификации в целях обеспечения
уверенности потребителей в надлежащем
качестве товаров, работ и услуг.
Как следует из
данных Государственного реестра ,
наиболее заинтересованы в создании
систем добровольной сертификации
представители бизнес-сообщества (около
25% систем зарегистрировано от лица
коммерческих предприятий, 15% – от лица
ассоциаций и союзов предпринимателей).
Это можно объяснить стремлением
российских производителей и пос-тавщиков
обеспечить конкурентоспособность на
отечественном рынке товаров, работ,
услуг.
Более
10% систем добровольной сертификации
создано федеральными органами
исполнительной власти; в этом случае
велика вероятность возникновения
“ведомственной” сертификации,
носящей принудительный характер. Следует
отметить, что в рамках нового механизма
технического регулирования подобная
ситуация становится невозможной, так
как статьей 19 Федерального закона “О
техническом регулировании” установлена
“недопусти-мость принуждения к
осуществлению добровольного подтверждения
соответствия, в том числе в определенной
системе добровольной сертификации”.
Камо грядеши?
Приведенные факты подтверждают необходимость изменения подходов к регистрации участников рынка СДС, но главное – к базовым принципам функционирования таких систем. Основная цель реформы – возвращение доверия потребителя к данному рыночному механизму.
Добровольная сертификация должна стать конкурентным инструментом добросовестного бизнеса. Причем, по словам руководителя Росаккредитации Алексея Херсонцева, требования к таким системам и их участникам должны быть даже выше, чем в рамках обязательного подтверждения соответствия.
Порядок проведения сертификации
В Системе
сертификации ГОСТ Р предусмотрен
следующий порядок проведения сертификации:
Принятие решения
по декларации – заявке. Для проведения
сертификации по правилам Системы
отечественный или иностранный заявитель
направляет декларацию – заявку
установленного образца в ОС, который в
течение 3-х дней сообщает заявителю
основные условия сертификации, ИЛ (или
их перечень для выбора заявителем), где
будут проводиться испытания.
Отбор, идентификация
и испытание образцов. В соответствии с
Постановлением правительства РФ от
08.02.1996 г. отбор проб должен осуществляться
ОС, а после испытания ОС должен вернуть
пробы заявителю. Если образец в ходе
испытаний испорчен, его сдают заявителю
по акту. Количество образцов для
сертификации, порядок их отбора,
идентификации и хранения устанавливаются
НД. По правилам сертификации отбор
проб недолжен превышать 5 % от партии.
Идентификация – подтверждение соответствия
продукции наименованию, указанному на
маркировке.
Выдача сертификата
соответствия и внесение этой продукции
в Государственный Реестр Системы.
Система имеет
право признания иностранных сертификатов
на продукцию, подлежащую обязательной
сертификации. Решение об этом принимает
ОС.
Иностранный
сертификат признается на продукцию:
– соответствующую
требованиям, не уступающим аналогичным
требованиям стандартов, по которым
проводится сертификация такой продукции
в Системе;
– сертифицированную
по схеме, принятой в Системе для такой
продукции.
При наличии в
стандартах дополнительных или отличных
требований, обязательных для сертификации,
продукция должна быть подвергнута
испытаниям на соответствие этим
требованиям.
Для признания
сертификата заявитель направляет заявку
в соответствующий ОС. К заявке должны
быть приложены заверенная копия
сертификата и др. материалы, установленные
правилами международной системы или
соглашением по сертификации. На основе
анализа полученных документов и
материалов ОС принимает решение о
признании (непризнании) сертификата.
При этом ОС может провести повторные
испытания в полном объеме или по некоторым
характеристикам для подтверждения
соответствия (в этом случае заявитель
представляет образцы). В случае признания
выдается сертификат установленного в
Системе образца, а продукция вносится
в Государственный Реестр Системы.
Продукция и (или) тара, упаковка и
сопроводительная документация маркируются
знаком соответствия. Все эти работы
оплачивает заявитель.
Осуществление
инспекционного контроля за стабильностью
сертифицированных характеристик
продукции. Этот контроль осуществляют
ОС, выдавшие сертификат, с привлечением
территориальных органов Госстандарта
РФ, а также представителей обществ
потребителей и торговых инспекций.
Контроль проводится в течение всего
срока действия сертификата – обычно 1
раз в год в форме периодических проверок.
Внеплановые проверки осуществляются
при наличии информации о претензиях к
качеству продукции и услуг, а также при
осуществленных изменениях в конструкции
(составе) сертифицированного изделия.
Разновидностью
инспекционного контроля является
аттестация производства и сертификация
систем качества. Аттестация производства
– это проверка соответствия выпускаемой
продукции установленным нормам. По
результатам аттестации производства
выдается аттестат. Вместо аттестации
производства можно проводить сертификацию
систем качества – контроль стабильности
условий производства и функционирование
систем качества. Система качества – это
комплекс мероприятий, обеспечивающих
стабильность выпуска качественных
изделий.
В случае нарушения
требований НД, изменения НД на продукцию
или методы ее испытаний, а также изменения
технологии производства, конструкции
(состава) продукции ОС может приостановить
или аннулировать действие сертификата
соответствия. Информацию об этом ОС
доводит до сведения заявителей и
потребителей.
Добровольная
сертификация конкретной продукции
(работы, услуги) не заменяет проведение
обязательной сертификации этой продукции
(работы, услуги), предусмотренной
законодательными актами Российской
Федерации.
Работы по
сертификации включают следующие основные
этапы: подача заявки на сертификацию;
рассмотрение и принятие решения по
заявке; проведение необходимых проверок;
анализ полученных результатов и принятие
решения о возможности выдачи сертификата
и лицензии на применение знака соответствия
государственным стандартам; выдача
сертификата и лицензии на применение
знака соответствия государственным
стандартам; инспекционный контроль за
сертифицированной продукцией, состоянием
производства или системой качества или
производства (в зависимости от схемы
сертификации).
К заявке должна
быть приложена заверенная в установленном
порядке копия сертификата соответствия,
выданного по результатам обязательной
сертификации для продукции (работ,
услуг), подлежащей обязательной
сертификации.
В заявке
производитель указывает схему
сертификации. Орган посертификациирассматривает заявку и представленные
с ней документы и не позднее 15 дней после
ее получения направляет заявителю
решение по заявке и договор на проведение
работ по сертификации.
Проведение необходимых
проверок осуществляется экспертами
органа по сертификации и специалистами
испытательных лабораторий, взаимодействующих
с органом по сертифи-кации на основе
договоров.
По результатам
проведенных проверок орган по сертификации
принимает решение о возможности
(невозможности) выдачи сертификата и
лицензии на применение знака соответствия
государственным стандартам.
Основанием отказа
в выдаче лицензии на применение знака
соответствия государ-ственным стандартам
является несоответствие какой-либо
характеристики продукции требованиям
стандарта и (или) несоответствие условий,
обеспечивающих соответствие продукции
(работ, услуг) требованиям, установленным
в государственных стандартах.
При положительном
решении орган по сертификации оформляет
сертификат и лицензию на применение
знака соответствия государственным
стандартам.
Объем работ в ходе
инспекционного контроля определяется
в зависимости от целей проверки и схемы
сертификации, по которой была
сертифицирована продукция (работа,
услуга).
По результатам
инспекционного контроля могут быть
приняты следующие решения: считать
сертификат и лицензию на применение
знака соответствия требованиям
государственных стандартов подтвержденными;
приостановить действие лицензии на
применение знака соответствия
государственным стандартам; аннулировать
действие лицензии на применение знака
соответствия государственным стандартам.
Сертификация
проводится по установленным в системе
сертификации схемам.
Схема сертификации- это состав и последовательность
действий третьей стороны при оценке
соответствия продукции установленным
требованиям.
Как правило,
система сертификации предусматривает
несколько схем. При выборе схемы должны
учитываться особенности производства,
испытаний, поставки и использования
конкретной продукции, требуемый уровень
доказательности, возможные затраты
заявителя.
Схема сертификации
должна обеспечивать необходимую
доказательность этой процедуры. Для
этого рекомендуется использовать
общепризнанные схемы, в том числе и
принятые в международной практике. В
качестве способов доказательства
используются:
– проверка (оценка)
производства;
– рассмотрение
заявления-декларации о соответствии.
Разработка и
применение схем сертификации всегда
связаны с необходимостьюсочетать наибольшую достоверность
оценки с минимальнымизатратамина сертификацию. Потребителю необходимо
надежное подтверждение безопасности,
но оно требует значительных затрат,
которые включаются в себестоимость
продукции для самого потребителя. И
именно разнообразие схем сертификации
позволяет выбрать наиболее приемлемую
из них как с точки зрения затрат, так и
с учетом степени потенциальной опасности
продукции, объемов и характера ее
производства, обращения и применения.
Понятием
«испытание» охватываются не только
собственно испытания, когда объект
подвергается каким-либо воздействиям,
но и технические операции для определения
характеристик продукции – измерения,
анализ, оценку.
Любые испытания,
результат которых предполагается
использовать для сертификации, проводятся
только аккредитованными испытательными
лабораториями.
Испытания,
проводящиеся в системах обязательной
сертификации, должны полно и достоверно
подтвердить соответствие продукции
требованиям безопасности, установленным
во всех нормативных документах на эту
продукцию. Методы испытаний устанавливаются
на основе тех нормативных документов,
на соответствие которым проводится
сертификация.
Анализ состояния
производства проводится для оценки
возможности производителя сертифицируемой
продукции обеспечить стабильность тех
ее показателей, которые подтверждены
испытаниями.
Стабильность
характеристик сертифицированной
продукции и стабильность состояния ее
производства подтверждаются посредством
инспекционного контроля. Для этого
орган по сертификации может проводить
испытания образцов, взятых у изготовителя,
у продавца, анализ состояния производства,
контроль сертифицированной системы
качества.
Эксперты ИСО,
исследуя практику сертификации, выделили
восемь наиболее употребительных в
международной практике схем.
Единой, принятой
всеми схемы сертификации не существует. Каждая система сертификации устанавливает
в своих правилах используемые схемы.
Первая в России Система обязательной
сертификации ГОСТ Р, созданная в 1992 г.,
основывалась на использовании восьми
классических схем. Впоследствии
рекомендованные ИСО схемы сертификации
дважды обновлялись. Введение в 1994 году
в существующие схемы сертификации такой
дополнительной операции, как анализ
состояния производства, стало компромиссным
решением проблемы.
Второй раз схемы
сертификации обновлялись в 1996 году. В
Изменении даны рекомендации по применению
схем сертификации, а также приведен
перечень дополнительных документов,
которые могут учитываться для сокращения
объемов сертификационных проверок.
В настоящее
время для сертификации продукции в
Российской Федерации предусмотрено
десять схем и шесть модификаций к ним
(таблица 1).
Таблица 1. Схемы
сертификации продукции
Закон № 184-ФЗ
допускает возможность устанавливать
для одной и той же продукции несколько
схем, равнозначных по степени
доказательства, что позволяет заявителю
о сертификации выбрать наиболее
приемлемую для него схему.
Предложенные схемы
определяют порядок действия каждой из
стран, участвующих в процессе подтверждения
соответствия (заявитель, аккредитованная
испытательная лаборатория, орган по
сертификации). В схемах декларирования
завершающей операцией является принятие
заявителем декларации о соответствии,
а в схемах сертификации — выдача
заявительного сертификата соответствия.
Схема 1с предусматривает,
что после подачи заявителем в
аккредитованный орган по сертификации
заявки на проведение сертификации и ее
рассмотрения, в аккредитованной
лаборатории производится лишь испытание
типа, т. е. типового образца продукции.
В случае положительных результатов
испытаний орган по сертификации выдает
заявителю сертификат соответствия.
Схема 2с дополняет
схему 1с тем, что кроме испытаний типа,
в этой схеме орган по сертификации
проводит анализ состояния производства,
в результате которого должна быть
получена уверенность в возможности
обеспечения стабильного качества
продукции. Сертификат соответствия
выдается в случае положительных
результатов испытаний и анализа
производства.
Схемы 1с и 2с
рекомендуется использовать для продукции,
показатели безопасности которой
малочувствительны к изменению
производственных факторов.
Обе схемы применяют
для сертификации как относительно
простой продукции типа садового
инвентаря, водяных насосов и т. п., так
и достаточно сложной (например,
автомобили. В этом случае испытания типа
называют омологацией).
В соответствии со
схемой Зс заявитель подает в орган
сертификации заявку на проведение
сертификации. После ее рассмотрения и
положительного решения, аккредитованная
испы-тательнаялаборатория,
по поручению органа по сертификации,
проводит испытаниятипо-вогообразца и передает в орган по сертификации
протокол испытаний. При положительных
результатах испытаний орган по
сертификации оформляет сертификат
соответствия для заявителя, оставляя
за собой инспекционный контроль за
сертифицированной продукцией
периодическими испытаниями образцов
продукции. Место отбора образцов дляинспек-ционногоконтроля
(у изготовителя и (или) у продавца)
устанавливается в техническом регламенте.
Схема 4с дополняется
по сравнению со схемой Зс тем, что орган
по сертификации после испытания типового
образца продукции испытательной
лабораторией проводит анализ состояния
производства и выдает заявителю
сертификат соответствия при положительных
результатах испытаний продукции и
анализа состояния производства.
Орган по сертификации
осуществляет инспекционный контроль
не только путем периодических испытаний
самой продукции, но и проведением анализа
производства.
Схема 5с дополняет
схему 4с тем, что орган по сертификации
перед выдачей сертификата соответствия
и в процессе последующего инспекционного
контроля проводит сертификацию системы
качества и/или производства. Образцы
продукции для проведения инспекционного
контроля могут быть взяты у изготовителя
или продавца.
Схемы Зс; 4с; 5с
рекомендуется применять для более
сложной продукции (например,
электродвигатели), показатели которой
чувствительны к изменению производственных
факторов. Схемы 4с и 5с используются в
случае, когда результаты испытаний
типового образца в силу их одноразовости
не могут дать достаточной уверенности
в стабильности подтвержденных показателей
за время до очередного инспекционного
контроля. Выбор между этими схемами
определяется степенью чувствительности
значений показателей безопасности
продукции к изменению производственных
факторов, а также весомости этих
показателей для безопасности продукции
в целом. Схема 5с в наибольшей степени
решает такие задачи, но она применима
не ко всем изготовителям из-за трудности
создания в маломасштабном производстве
системы качества и высокой стоимости
ее сертификации.
Кроме того, схема
5с применяется для сертификации серийной
продукции, выпускаемой партиями.
Схемы 1с -5с применяются
в отношении серийно выпускаемой
заявителем продукции.
Схема 6с предполагает
испытания партий продукции, или выборки
из партии, аккредитованной испытательной
лабораторией, а схема 7с – испытания
каждой единицы продукции. Эти схемы
применяются для сертификации продукции,
выпускаемой разовыми партиями или
уникальных изделий, например, турбин
гидроэлектростанций.
Схемы 6с и 7с
предназначены для продукции, приобретенной
продавцами и не имеющей сертификата
соответствия, например, продукции,
закупленной за рубежом.
Второй формой
обязательного подтверждения соответствия
является ее деклариро-вание,
которое производится по одной из
следующих схем ,причем буква в скобках
после номера каждой схемы означает
обозначение европейского модуля,
близкого к соответствую-щей
схеме.
Схема 1д (А) включает
в себя:
— формирование
комплекта технической документации;
— принятие декларации
о соответствии;
— маркирование
продукции знаком обращения на рынке.
Примерный состав
комплекта технической документации
включает в себя:
— общее описание
продукции и принципа действия;
— проектные данные,
чертежи, схемы, технические условия;
— перечень полностью
или частично используемых стандартов
и описание решений для обеспечения
соответствия продукции требованиям
технического регламента;
— результаты проектных
расчетов и проведенных проверок;
— протоколы испытаний.
На основании
комплекта технических документов
заявитель сам принимает решение о
соответствии и регистрирует его в
порядке, установленном законом.
Такая схема
рекомендуется для продукции с малой
степенью опасности или если конструкция
(проект) признается простой, а показатели
продукции малочувствительны к изменению
эксплуатационных или производственных
факторов, например простейший садовый
инвентарь. На стадии использования за
такой продукцией предусмотрен
государственный контроль (надзор).
Схема 2д (С)
предусматривает испытания типового
образца аккредитованной испытательной
лабораторией, при положительных
результатах которых заявитель принимает
декларацию о соответствии.
Схема Зд (D)
предусматривает обращение заявителя
в лабораторию на испытания типового
образца продукции и подачу заявки в
орган по сертификации на проведение
испытаний системы качества, касающейся
производства продукции. При положительном
исходе испытаний и получении сертификата
на систему качества, заявитель принимает
декларацию о соответствии. За органом
по сертификации остается функция
инспекционного контроля, периодического
или внеочередного, за системой качества.
Схема 4д (Е) включает
операции по испытанию типового образца
продукции лаборатори-ейи сертификацию системы качества на
этапах контроля и испытаний продукции
органом по сертификации. При этом
заявитель указывает, на соответствие
какому документу должна быть сертифицирована
система качества (например, ГОСТ Р ИСО
9001. Положительные результаты испытаний
и получение сертификата на систему
качества позволяют заявителю принять
декларацию о соответствии. За органом
по сертификации, как и по схеме Зд
остаются функции инспекционного контроля
за сертифицированной системой качества,
которая дает возможность убедиться,
что заявитель продолжает выполнять
обязательства по сертифицированной
системе качества.
Схемы 2д, Зд, 4д
рекомендуется применять, когда конструкция
изделий достаточно проста (например,
электрооборудование типа вилок, розеток,
конструкции электрических чайников,
пылесосов и т.д.), а чувствительность к
изменению производственных и(или)
эксплуатационных факторов – высока. При
этом обеспечить проведение достоверных
испытаний типового представителя
продукции самим изготовителем
затруднительно, а характеристики
продукции имеют большое значение для
обеспечения безопасности.
Схема 5д (F) предполагает
испытания партии продукции лабораторией
и декларирование продукции заявителем
при их положительных результатах.
Схема 6д (G)
предусматривает испытания лабораторией
каждой единицы продукции (например,
лифтов), на основании которых заявитель
принимает декларацию о соответствии.
Схема 7д (Н)
включает следующие операции испытания
типового образца, проведенные заявителем
или другой организацией по его поручению:
— подача заявителем
заявки в орган по сертификации на
проведение сертификации системы
качества;
— сертификацию системы
качества органом по сертификации;
— инспекционный
контроль (периодический или внеочередной)
органа по сертификации за системой
качества.
Схемы 5д, 6д или 7д
рекомендуется использовать при высокой
степени потенциальной опасности. Схемы
5д и 6д рекомендуется использовать, когда
показатели безопасности малочувствительны
к изменению производственных и
эксплуатационных факторов, а схема 7д
– когда эти показатели чувствительны к
изменению производственных и (или)
эксплуатационных факторов (например,
турбины электростанций). Схемы 5д и 6д
рекомендуется применять, если декларацию
о соответствии принимает продавец, не
имеющий возможности собрать собственные
доказательства соответствия.
Завершающей операцией
в схемах сертификации является выдача
заявителю аккредито-ванныморганом по сертификации сертификата
соответствия, а при декларировании -приня-тиязаявителем
декларации о соответствии, с регистрацией
ее в установленном законом порядке.
После получения
соответствующих документов заявитель
получает право маркировать продукцию
знаком соответствия.
В настоящее время
каждый предприниматель знаком с процессом
сертификации, поскольку она помогает
не только получить дополнительные
прибыли, но и значительно улучшить
процесс производства или оказания
услуг.
Автосервис должен иметь
сертификат соответствия на оказание
всех видов выполняемых работ в соответствии
с «Перечень услуг по ТО и ремонту
автотранспортных средств, подлежащих
обязательной сертифи-кации. Система
сертификации ГОСТ Р. Система сертификации
услуг по ТО и ремонту автотранспортных
средств(Госстандарт РФ от 11.11.94 №21).
Оборудование должно соответствовать
определенным техническим требованиям,
квалификация персонала-минимум СПО;
оборудование должно пройти метрологическую
проверку в органах Ростест и Автопрогресс.
О
техническом регулировании-федеральный
закон от 27 декабря 2002г. №184-ФЗ. Правила
сертификации услуг (работ) по ТО и Р а/т
средств от 6.04.01г. №33-постановление
Госстандарта.
Схема
1-оценка мастерства
исполнителя (небольшие предприятия-1-5
чел.)
Схема
2-оценка процесса
оказания услуг (небольшие и средние
предпри-ятия-5-30 чел.)
Схема
3-анализ состояния
производства-крупные предприятия (свыше
30 чел.)
Схема сертификации услуг по ТО и Р а/т
средств.
Волгин
В. В. Автосервис. Создание и сертификация:
практическое пособие. 3-е изд.-М.:Дашков
и К.-2007.-620 с. Проектирование СТО и отдельных
цехов, офис и санитарных помещений.
Примерные планы технических центров.
Рекомендации по оборудованию технического
центра. Ведомственные строительные
нормы ВСН01-89 «Предприятия по обслуживанию
автомобилей».
Общепринятыми
явл-ся междун. Стандарты системы качества
ISO 9001 и ISO 9002. Система сертиф. Г ОСТ Р от
11 нояб. 1994г. №21. Сертиф-я подтверждает,
что СТО имеет квалифицированный персонал
и соответ-ствующее оборудование. Перечень
услуг по ТО и Р автомотр-х средств,
подлеж. Обяз. Сертиф.
Правила
сертиф. Услугпо ТО и Р автомотр-х
средств от 6 апр.2001 г. №33.
Ранее сертификацииподлежали строительные, транспортировочные,
жилищно-коммунальные,
туристические, социальные, парикмахерские
и прочие ус-луги. В данный момент услуги
не подлежат обязательной сертификации
– это полностью добровольная процедура. Сертификацияработ и
услуг проводится компанией за собственный
счет. Стоимость сертификации будет
зависеть от схемы сертификации и типа
услуг или работ, которые необходимосертифицировать. В этом
случае стоимость будет заметно
варьироваться, поскольку для каждой
услуги существует свой пакет нормативных
стандартов и документов.
Следует отметить,
что сертификация услуг и работ проводится
в случае, если зая-витель
предъявляет определенный перечень
документов. К этим документам относятся
свидетельство и лицензия о регистрации
компании, описание услуг и документы,
под-тверждающие
осуществление данных услуг. Также
заявитель должен предъявить до-кументацию
с перечнем оборудования, справку о
кадровом составе, перечень
норма-тивно-технических
стандартов, которые используются при
выполнении работ или услуг.
В мировой практике
сертификации применяется множество
схем сертификации, которые условно
можно разделить на три группы.
Для сертификации
транспортно-экспедиционногообслуживания населения больше всего
подходит группа схем, в которых
предусматривается выявление отклонений
от стандартов качества путём социологических
опросов потребителей, а также путём
инспекционных проверок производственного
процесса и его результатов. Предлагается
использовать шесть схем сертификации,
приведённых в таблице
Схема 1 предусматривает
оценку мастерства исполнителя, что
включает проверку условий работы, знаний
технологической, нормативной документации,
опыта работы, сведений о повышении
квалификации и выборочную проверку
результатов услуги (отремонтированных,
вычищенных и других изделий), а также
последующий инспекционный контроль.
Схема 2 предусматривает
оценку процесса оказания услуги, которая
может осуществляться двумя способами:
Проверкой технологического
процесса, мастерства исполнителя,
условий обслуживания;
Схема3предусматривает выборочную проверку
результата услуги. Инспекционный
контроль осуществляется путем контроля
стабильности оказания услуги.
При проверке
технологического процесса контролируется:
Соответствие оборудования
требованиям выполняемого технологического
процесса;
Соответствие оснастки,
контрольно-измерительных приборов и
инструментов требованиям выполняемого
технологического процесса;
При оценке системы
качества проверяется:
Политика в области
качества;
Руководства по качеству;
Соответствие элементов
системы качества с точки зрения достижения
целей, установленных в областях качества.
При наличии у заявителя
сертификата на систему качества оценка
процесса оказания услуги или системы
качества не проводится.
Третью схему сертификации
предлагается применить для оценки
качества услуг, выполняемых предприятиями
транспорта. Предполагается, что этот
вариант схемы сертификации будет
наиболее распространенным. Он подходит
в тех случаях, когда исполнителями услуг
являются крупные и средние предприятия.
Схема 4предусматривает
сплошную проверку результата услуги.
Схема может применяться для сертификации
материальных услуг (ремонта и изготовления
изделий по индивидуальным заказам).
Инспекционный контроль осуществляется
путём выборочной проверки результата
услуги.
Схему 5целесообразно применять при сертификации
услуг, имеющих несложную технологию
исполнения и не связанных с привлечением
транспорта.
Схема предусматривает
аттестацию предприятия, что включает
проверку:
Санитарно-гигиенических
условий обслуживания потребителей;
Ассортимента и качества
услуг, включая целевыми и дополнительные
услуги;
Четкости и своевременности
обслуживания;
Качества обслуживания
(этика общения, комфортность, эстетичность
и т.д.);
Профессионального
мастерства обслуживающего персонала.
Рекомендуется применять при сертификации
услуг гостиниц, ресторанов, парикмахерских,
кинотеатров
Схема 6предусматривает сертификацию системы
качества и последующий инспекционный
контроль за стабильностью её
функционирования. Сертификация системы
качества осуществляется органом по
сертификации услуг с привлечением
экспертов по системам качества в
соответствии с документами Системы
сертификации ГОСТ Р. Может применяться
при сертификации всех видов услуг.
Какие
схемы сертификации продукции применяются
в России?
Схемы
сертификации разработаны в соответствии
с вилами продукции, технологией её
изготовления, требованиями потребителей
и существующим законодательством. Для
определённой продукции следует выбирать
такую схему сертификации, которая в
каждом конкретном случае лучшим образом
отвечает практическим и экономическим
требованиям заинтересованных сторон.
Выбор схем сертификации следует
производить из числа применяемых в
Системе ГОСТ Р.
Схема
сертификации 1
предусматривает проведение испытании
выборки типовых представителей продукции
в аккредитованной испытательной
лаборатории. Если испытания продукции
проводятся впервые, то необходимо
оценить пригодность и применимость НД
на проведение испытаний и в особенности
методов испытаний. Отбор образцов для
испытаний осуществляет орган по
сертификации или по его поручению
испытательная лаборатория, если иное
не установлено документами.
Сертификация как национальный бренд
Дополнительным механизмом повышения доверия к добровольной сертификации должна стать Национальная система сертификации (НСС), созданная приказом Росстандарта от 29 декабря 2016 года. Система базируется на реанимированных подходах ГОСТ Р, а также наилучших международных практиках.
В рамках НСС продукция оценивается исключительно на соответствие требованиям национальных стандартов. Прошедшие сертификацию товары маркируются знаком cистемы, а данные о таком товаре вносятся в так называемый «белый» реестр Росстандарта. Этот информационный продукт планируется разместить на сайте агентства в ближайшее время.
Стоит отметить, что Росстандарт обещает создать и «черный» реестр, в который будут заноситься данные о продукции, не подтвердившей качество по результатам инспекционного контроля, в том числе контроля, проведенного с привлечением иных уполномоченных структур (в частности, Роскачества – прим. ред.).
В пилотном режиме система отлаживается в аккредитованных испытательных лабораториях и органах по сертификации подведомственных Росстандарту центров стандартизации и метрологии (ЦСМ). Уже в июне 2017 года пройти сертификацию на соответствие требованиям НСС можно было производителям продукции и услуг семи регионов:
К концу 2017 года в ЦСМ перечисленных регионов поступило 309 заявок на сертификацию. В 2018 году система развернулась по всем ЦСМ страны.
Еще одной интересной новацией Росстандарта может стать маркировка сертифицированной в рамках НСС продукции штрихкодом или QR-кодом. « В этом случае покупатель с помощью смартфона сможет сразу попасть в реестр и свериться с официальными данными», – заявляют в агентстве.
Да нескоро дело делается
С начала «реновации» добровольной сертификации прошло почти два года (активная деятельность в этом направлении началась в конце 2016 года – прим. ред.). Сказать, что ситуация кардинальным образом изменилась, сложно:
Мы сосредоточились на сборе и анализе необходимой информации для разработки регламента по формированию реестра, для включения в него держателей СДС, отвечающих всем необходимым регистрационным и профессиональным показателям. При этом особое внимание уделяется прозрачности, справедливости, внятности применяемых фильтров и ограничений при включении или отказе во включении в реестр профессиональных СДС. Одним из ключевых показателей таких оценок может, на наш взгляд, стать соответствие ГОСТ Р 66. 01-2015
председатель ТК 066
Напомним, что стандарт устанавливает требования, модель и критерии оценки деловой репутации организаций, где учитываются: история организации, материальные ресурсы организации, кадры, имидж, достоверность представленной общественности информации и т. д.
Если же говорить о магистральном направлении развития добровольной сертификации, то после принятия поправок в законы о техническом регулировании и аккредитации предполагается модернизировать сам подход к оценке схем добровольной сертификации.
Причем с учетом лучших международных практик. В частности, рассматривается возможность взять за основу принятый в 2016 году Европейским сотрудничеством по аккредитации (EA) документ , содержащий требования к процедуре и критериям оценивания схем оценки соответствия органами по аккредитации. В настоящее время документ пересматривается EA, что в целом не меняет ситуацию.