Президент РФ подписал два закона, включающих в состав мер поддержки добровольцев (волонтеров) оплату услуг связи (Федеральный закон от 21 ноября 2022 г. № 440-ФЗ, Федеральный закон от 21 ноября 2022 г. № 439-ФЗ). Поправки внесены в Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ “О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)” и в Налоговый кодекс и начнут применяться с 1 января 2023 года.
Согласно законам доброволец будет иметь право на возмещение расходов по оплате услуг связи и такие доходы не будут облагаться НДФЛ. В настоящее время также освобождаются от налогообложения доходы в виде выплат на возмещение расходов на приобретение спецодежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, на предоставление помещения во временное пользование, на проезд к месту осуществления добровольческой деятельности и обратно, на питание, на уплату страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольцев либо на страхование их жизни или здоровья (п. 3.1 ст. 217 НК РФ).
Право на оплату услуг связи может быть закреплено в гражданско-правовом договоре, который заключается между добровольцем и благополучателем (организатором добровольческой деятельности или добровольческой организацией) и добровольцем и предметом которого являются безвозмездное выполнение работ или оказание им услуг.
Депутат Госдумы Евгений Нифантьев («Единая Россия») предложил ввести льготы на проезд в транспорте и проживание в отелях для волонтеров. Об этом парламентарий сообщил Агентству городских новостей «Москва».
«Говоря о дополнительной поддержке добровольцев в нашей стране, можно подумать о льготах на различные виды транспорта и проживание в отелях, чтобы дать им возможность больше путешествовать по стране. Тем самым мы поддержим и отечественный туризм», – сказал Нифантьев.
Также депутат прокомментировал инициативу Союза добровольцев России о введении на федеральном уровне семейной волонтерской книжки в электронном формате, куда будут заноситься часы работы волонтером.
«Семейное волонтерство – активно развивающийся в стране тренд, который важно и нужно поддерживать. Многие загораются идеей добровольчества именно в семье, когда смотрят на своих мам и пап, братьев и сестер. Когда дети растут в такой атмосфере, помощь ближнему становится привычной частью их жизни. Идея ввести семейную волонтерскую книжку достойна рассмотрения. Наличие этого документа, где будут фиксироваться результаты всех членов семьи, наверняка поможет выстроить их деятельность на более регулярной основе», – отметил он.
Кроме того, по его словам, поддержка активных волонтерских семей льготными билетами на мероприятия, куда можно пойти всей семьей, поможет еще больше скрепить семьи, которым часто недостает интересного совместного досуга.
Депутат Мособлдумы Екатерина Лобышева рассказала об изменениях, вступивших в силу в новом году
С 1 января 2023 года оплата услуг связи включается в список мер поддержки добровольцев наряду с затратами на питание, спецодежду и проезд. Соответствующий Закон принят на федеральном уровне.
«Количество волонтёров в Московской области постоянно растёт, – подчеркнула член Комитета Мособлдумы по образованию, культуре, науке, туризму, спорту и молодежной политике, член фракции «Единая Россия» Екатерина Лобышева. – При этом важно учитывать, что наши волонтёры работают, разумеется, не ради награды, однако важно поощрять их любыми способами. Потому на сегодня выстроена система мер, направленная на поддержку добровольцев. Включение в неё оплаты услуг связи станет ещё одним важным шагом».
Екатерина Лобышева отметила, что на сегодняшний день в Московской области зарегистрировано более 26 тыс. волонтёров.
Какие меры поддержки могут получить волонтёры
В соответствии с Федеральным Законом «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтёрстве)» предусмотрены следующие меры поддержки:
Как стать волонтёром
На сайте можно выбрать мероприятия, в которых можно принять участие.
В Госдуму внесли законопроект, который дает новые права и льготы для волонтеров, а также закрепляет на уровне федерального закона сложившиеся в этой сфере лучшие практики. Проект поправок в закон “О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)” инициировали первый вице-спикер Совета Федерации Андрей Турчак и группа депутатов ГД.
“Волонтерское движение в нашей стране играет значительную роль, и с каждым годом расширяется. В эту сферу вовлечены миллионы неравнодушных людей самых разных возрастов и убеждений. Рассчитываем, что наш законопроект сделает само волонтерство и взаимоотношения волонтеров с государством еще проще и продуктивнее”, – приводит слова Турчака пресс-служба Совфеда.
Согласно документу, волонтеры смогут компенсировать расходы на медобследование и специальное обучение, что нередко требуется при работе в медицинских и социальных учреждениях, получат льготы при поступлении в вузы, зачислении в федеральные детские развивающие центры.
Право на господдержку законодательно закрепят за ресурсными центрами волонтерства и ассоциациями и союзами, которые объединяют волонтерские организации. Они будут признаны участниками волонтерской деятельности. К ним же отнесут людей, которые занимаются увековечиванием памяти погибших защитников Отечества.
Кроме того, упорядочивается система мер поддержки волонтерства органами государственной власти и местного самоуправления. Появится четкий перечень мер поддержки волонтеров, которые могут вводиться в дополнение к федеральным, и четкие требования к их оказанию с учетом отраслевой специфики. Исчерпывающий перечень таких мер предлагается размещать на центральной платформе для волонтеров добро.рф.
В целях социальной поддержки семей военнослужащих и граждан, пребывающих в добровольческих формированиях:
1. Семьям военнослужащих из числа граждан Российской Федерации, отобранных Военным комиссариатом города Москвы, Пунктом отбора на военную службу по контракту города Москвы, заключивших контракт о прохождении военной службы с Министерством обороны Российской Федерации и выполняющих задачи в ходе специальной военной операции или непосредственно выполняющих задачи, связанные с ее проведением на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и Украины (далее – военнослужащие), семьям граждан Российской Федерации, отобранных Военным комиссариатом города Москвы, пребывающих в добровольческих формированиях, содействующих выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации в ходе специальной военной операции, и заключивших с Министерством обороны Российской Федерации контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации (далее – добровольцы), предоставляются начиная с 1 марта 2023 г. следующие дополнительные меры социальной поддержки:
1.1. Направление во внеочередном порядке детей по достижении ими возраста полутора лет в государственные образовательные организации, предоставляющие дошкольное образование, подведомственные Департаменту образования и науки города Москвы, муниципальные образовательные организации, предоставляющие дошкольное образование в городе Москве.
1.2. Предоставление внеочередного права на перевод ребенка в другую наиболее приближенную к месту жительства семьи государственную образовательную организацию, предоставляющую общее образование и подведомственную Департаменту образования и науки города Москвы, муниципальную образовательную организацию, предоставляющую общее образование в городе Москве.
1.3. Освобождение от платы, взимаемой за присмотр и уход за ребенком в государственных образовательных организациях, предоставляющих дошкольное образование и подведомственных органам исполнительной власти города Москвы, муниципальных образовательных организациях, предоставляющих дошкольное образование в городе Москве.
1.4. Предоставление бесплатного двухразового горячего питания (завтрак, обед) детям 1 – 11 классов в государственных образовательных организациях, подведомственных органам исполнительной власти города Москвы, муниципальных образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность в городе Москве.
1.5. Предоставление бесплатного одноразового горячего питания (обед) студентам, обучающимся по очной форме обучения по образовательным программам среднего профессионального образования в государственных образовательных организациях, подведомственных органам исполнительной власти города Москвы.
1.6. Зачисление в первоочередном порядке детей 1 – 6 классов в группы продленного дня, обучающихся в государственных образовательных организациях, подведомственных органам исполнительной власти города Москвы, муниципальных образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность в городе Москве, и освобождение от платы, взимаемой за присмотр и уход за указанными детьми в группах продленного дня, при посещении таких групп.
1.7. Предоставление детям бесплатного посещения занятий (кружки, секции и иные подобные занятия) по дополнительным общеобразовательным программам в государственных организациях, подведомственных органам исполнительной власти города Москвы, муниципальных образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам в городе Москве.
1.8. Оказание организациями социального обслуживания, включенными в Реестр поставщиков социальных услуг города Москвы, семье, воспитывающей ребенка-инвалида, и членам семьи из числа граждан пожилого возраста и инвалидов I или II группы социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, признанных в установленном порядке нуждающимися в социальном обслуживании независимо от состава семьи и без учета уровня доходов семьи.
1.9. Направление в первоочередном порядке Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы в организации социального обслуживания, включенные в Реестр поставщиков социальных услуг города Москвы, членов семьи, признанных в установленном порядке нуждающимися в социальном обслуживании в стационарной форме независимо от состава семьи.
1.10. Организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования супруги и детей трудоспособного возраста.
1.11. Содействие в поиске работы членам семьи.
1.12. Оказание психологической помощи семье.
1.13. Содействие семье в оформлении социальных и иных выплат, мер социальной поддержки, на получение которых имеет право семья.
1.14. Консультирование семьи по юридическим вопросам.
2. Дополнительные меры социальной поддержки, предусмотренные пунктом 1 настоящего указа, предоставляются в заявительном порядке при личном обращении в Государственное бюджетное учреждение города Москвы “Единый центр поддержки”.
3. Перечень документов и формы для получения дополнительных мер социальной поддержки, предусмотренных пунктом 1 настоящего указа, определяются Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы по согласованию с Военным комиссариатом города Москвы.
4. Обращение за дополнительными мерами социальной поддержки, предусмотренными пунктом 1 настоящего указа, осуществляется не ранее чем со дня убытия военнослужащего в место сбора и (или) на пункт (место) приема военнослужащих или добровольца в место формирования добровольческих формирований.
5. Финансовое обеспечение предоставления дополнительных мер социальной поддержки в соответствии с настоящим указом осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных органам исполнительной власти города Москвы законом города Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год и плановый период на реализацию соответствующих мероприятий государственных программ города Москвы.
6. Контроль за выполнением настоящего указа оставляю за собой.
Мэр Москвы С. С. Собянин
Размещение нормативно-правовых актов регионов на сайте “Российской Газеты” не является их официальной публикацией
Компенсация расходов при волонтерстве
Узнал, что волонтерам полагается компенсация расходов на проезд и питание. Планируется также ввести компенсацию расходов на связь. Ко всем ли видам волонтерства это относится? Во всех ли случаях, или только если это предусмотрено волонтерским договором?
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» (в редакции, действующей с 1 января 2023 г.) доброволец (волонтер) имеет право получать в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации или договором, заключенным с организатором добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организацией:
В данном случае нет привязки к конкретным видам волонтерства. В связи с этим можно сделать вывод, что эта норма права применима к любому виду волонтерства.
Что касается случаев применения новых положений законодателя о компенсации, важно обратить внимание на следующие особенности.
Согласно п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
На основании п. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии с п. 2 ст. 422 ГК РФ, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
В обновленном законодательстве о волонтерстве нет оговорки о том, что действие новых норм распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
В связи с этим можно сделать вывод, что нововведения относительно компенсации будут применяться к договорам, заключенным после вступления в силу соответствующего закона (например, в части услуг связи – с 1 января 2023 г., в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2022 № 439-ФЗ «О внесении изменений в статью 17.1 Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»).
Если же договор будет противоречить закону, то согласно ст. 431.1 ГК РФ такой договор или ряд его положений можно признать недействительными.