зачем мне добровольная школа

Какие гибкие навыки развивает волонтёрство

Если ваш ребёнок заинтересовался темой волонтёрства, есть смысл его поддержать. Это тот случай, когда, отдавая своё время и силы, он может получить взамен нечто большее. Участие в добровольческих акциях и проектах развивает:

Навык эффективного общения

Когда ребята становятся волонтёрами, им приходится учиться выстраивать диалог, слушать и слышать собеседника. С течением времени дети забудут о комплексах, станут более общительными и внутренне свободными. В дальнейшем им будет легче презентовать себя и отстаивать свою точку зрения. Это большой плюс: коммуникабельность сейчас необходима в любой профессии.

Школьники-волонтёры находятся в постоянном движении: учебу, секции, хобби они ухитряются совмещать с добровольческой деятельностью. Такая динамика жизни, да еще наполненная смыслом, делает их устойчивыми к стрессам.

Работу в режиме многозадачности и дисциплину

С помощью волонтёрства дети на практике учатся расставлять приоритеты и соблюдать сроки. Например, скоро у Маши контрольная по математике, но сегодня у неё по плану помощь бездомным животным. Чтобы все успеть, она перераспределила свой досуг. После уроков Маша проведёт несколько часов в приюте, а потом займется подготовкой к занятиям. Вывод: бесцельное блуждание в интернете девочка заменила полезными делами.

Умение справляться с трудностями

Когда ребята сталкиваются с реальными жизненными задачами, они переносят фокус внимания с пустых переживаний на разработку плана действий. Например, Саша активно помогает больницам. Бабушка, прикованная к инвалидному креслу, очень хочет попасть на концерт в центре города, но не может спуститься по лестнице даже на коляске, и у неё нет близких и родственников.

Саша без лишних слов и суеты решает проблему. Вместе с координатором он продумывает подходящий маршрут: насколько заранее выехать, на каком транспорте, не проехать ли через парк, чтобы порадовать бабушку? Потом Саше будет проще справляться с трудностями, ведь он научится их решать, а не обсуждать.

Чему могут научить в школах волонтерства

Многие благотворительные организации не просто набирают команду волонтеров и бросают их на поле добровольческой деятельности, они еще и обучают тех, кто хочет бескорыстно помогать другим, необходимым навыкам и умениям.

Многие благотворительные организации не просто набирают команду волонтеров и бросают их на поле добровольческой деятельности, они еще и обучают тех, кто хочет бескорыстно помогать другим, необходимым навыкам и умениям. О том, чему, как и зачем учат волонтеров, корреспонденту проекта “Год волонтера” рассказали в ресурсном центре “Мосволонтер” и благотворительном фонде “Арифметика добра”.

К чемпионату готовы

Масштабную подготовку городские волонтеры прошли в преддверии чемпионата мира по футболу FIFA 2018.

В рамках общего обучения волонтеры прошли тренинги и мастер-классы, научились быстро ориентироваться в большом городе, узнали, как вести себя в чрезвычайных ситуациях, общаться со СМИ и помогать людям с инвалидностью.

Помимо общей была реализована и функциональная подготовка — волонтеры изучали особенности тех или иных функций. Добровольцы прошли обучение на объекте и отработали полученные знания на практике.

“Так, представители департамента по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности города Москвы провели специальное обучение для тим-лидеров городских волонтеров и в условиях, максимально приближенных к реальности, научили оказывать первую помощь и действовать в экстренных ситуациях”, — рассказывает Швец.

По ее словам, все эти знания пригодятся волонтерам не только на конкретном мероприятии, но и в повседневной жизни.

“Наши программы помогают не только раскрыть личностный потенциал, но и, что самое немаловажное, дают возможность попробовать себя в разных сферах деятельности, определиться с выбором жизненного пути”, — заключает Швец.

Путешествие в мир добровольчества

Игры — лучшие друзья в обучении и в создании мотивации. Проведите игровой тур для понимания целей волонтерского движения — так вы привлечете потенциальных новых участников и сможете помочь уже действующим волонтерам, которые станут лучше ориентироваться в деятельности и поймут, какие цели в действительности преследуют. Разместите посты в соцсетях и расклейте объявления на стендах в фойе, чтобы оповестить школьников о времени и месте проведения игры.

Какие добрые дела вы будете совершать в течение года? Будут ли они посильны вам? Ожидают ли вас в ходе занятия добровольчеством не только трудности, но и непонимание со стороны других людей? Вы запомнили определения различных направлений добровольчества?

На эти и многие другие вопросы вы сможете ответить после прохождения следующей настольной игры. Прежде чем переходить к игровому полю, изучите правила игры и условные обозначения, а также повторите предыдущие темы о принципах добровольческого труда и направлениях волонтерской деятельности.

Игра позволит понять, насколько хорошо вы усвоили материал части 1, поэтому активно используйте знания, полученные в ее параграфах. В ходе игры можно советоваться с одноклассниками, смотреть записи в тетради и использовать пособие, если это необходимо.

Важно найти оптимальное для ситуации решение, которое позволит сохранить хорошее настроение себе и другим. Постарайтесь получить удовольствие от хода игры, проверяя качество усвоения материала.

Правила

Для участия в игре необходимо разделиться на 3–4 команды (в зависимости от количества учеников в классе). Далее с помощью жеребьевки определяется последовательность передачи хода от команды к команде. О том, кто из игроков
каждой команды тянет карточку из той или иной колоды, а кто засекает время, отведенное на выполнение задания, участники команды должны договориться самостоятельно.
Во время настольной игры смелее советуйся с волонтерами своей команды! Преодолевайте трудности сообща!

Командам нужно последовательно перемещать свою фишку по игровому полю от клетки «СТАРТ» к клетке «ФИНИШ» и выполнять задания, встречающиеся на пути. Задания связаны с определенной тематикой и распределены по колодам карточек. Каждая карточка содержит подробное описание задания.

Перед игрой карточки раздаются учителем, перемешиваются в каждой отдельной колоде и кладутся рубашкой вверх. Карточку с заданием всегда нужно брать с верха колоды. Побеждает та команда, чья фишка быстрее остальных достигнет финиша. На выполнение каждого из заданий дается не более 1 минуты. После этого карточка убирается в нижнюю
часть соответствующей колоды. Если же задание не будет выполнено вовремя, то команда пропускает ход.

Обратите внимание на дополнительные карточки по темам: «Доверяй, но проверяй!», «Реши задачу», «Бонусное задание», которые также раздаются учителем и заполняются до начала игры. Поэтому перед началом игры необходимо заранее придумать свой вариант заданий, написать их на карточках и перед занятием вложить в соответствующую колоду. За успешное выполнение этих заданий предоставляется столько же ходов, сколько и за выполнение стандартных того же типа. За выполнение «Бонусного задания» не может быть предоставлено больше 3 шагов вперед по клеткам игрового поля!

Условные обозначения на игровом поле

Вытащите верхнюю карточку из колоды под названием «Доверяй, но проверяй!» и никому не показывайте. Зачитайте вслух объявление о наборе волонтеров для игроков своей команды. Они должны коллективно решить, стоит верить объявлению или нет, поскольку его могли разместить мошенники. Если ответ был правильным, то передвиньтесь на следующую клетку, если неправильным, то передвиньтесь на предыдущую. ( Читающий объявление в обсуждении не участвует, он видит в тексте на карточке наличие или отсутствие специального значка, который обозначает, что за публикацией информации стоят мошенники.)

«Реши задачу»

Вытащите верхнюю карточку из колоды под названием «Реши задачу». Зачитайте вслух текст, описывающий проблемную ситуацию, так, чтобы его слышали и другие команды. Вперед на одну клетку продвигается фишка той команды, которая первой предложила верное решение проблемы. Клетка с указанием вида волонтерства. Вытащите карточку из соответствующей колоды и выполните задание индивидуально. При успешном выполнении задания передвиньте фишку на столько клеток вперед, сколько написано на карточке. Если вы не справились с заданием, то команда пропускает ход. Если не помните, чему посвящен каждый вид волонтерства, воспользуйтесь определениями из § 3 «Направления волонтерской (добровольческой) деятельности».

«Социальное проектирование»

Если фишка команды находится на этой клетке, то каждому ее участнику необходимо назвать, в каком одном виде волонтерства ему хотелось бы придумать свое полезное дело и чему оно посвящено. Если в течение минуты все участники команды успевают это сделать, то фишка перемещается на 1 клетку вперед. Если нет, то фишка остается на этой клетке и в следующий кон им нужно будет выполнить это же задание.

Вопросы по итогам игры

В материале использован текст § 7 и § 15 из учебного пособия «Школа волонтера» для 5-7-х классов.

Зачем современные дети становятся добровольцами

Корреспондент “Года волонтера” спросила нынешних детей-добровольцев и их родителей, где граница между добрыми делами и эксплуатацией детского труда и как сейчас можно привлечь подрастающее поколение к волонтерству.

Считается, что в России детское волонтерское движение основывалось на опыте советских молодежных организаций, однако это утверждение требует доказательств. Корреспондент “Года волонтера” спросила нынешних детей-добровольцев и их родителей, где граница между добрыми делами и эксплуатацией детского труда и как сейчас можно привлечь подрастающее поколение к волонтерству.

Алена Медведева из Братска руководит волонтерскими школьными отрядами с третьего класса. Сейчас девочке 13 лет, и она уже активист, участник Российского движения школьников (РДШ), а также научилась играть на трех инструментах.

На вопрос, как она все успевает, Алена отвечает, что совмещать все дела очень легко.

В свои 13 лет Алену можно назвать гуру тайм-менеджмента: она умеет расставлять приоритеты, сортировать задачи по уровню сложности и вообще обладает навыками, которые некоторым 13-летним недоступны.

Конечно, бывает тяжело, но трудности закаляют! Может быть неделя, когда все расписано по минуте, в такие моменты не до сна. Но это значит, что следующая будет гораздо легче и будет много времени, чтобы придумать что-то новое!” — говорит она.

Волонтерство для Алены — это “целая жизнь, наполненная своими яркими красками и эмоциями”, а РДШ — возможность проявить себя.

Алена настроена на добрые дела очень серьезно. В этом январе она вместе с другими ребятами-волонтерами собиралась организовать проект по сбору отработанных батареек, и даже 30-градусный братский мороз их не остановил.

“Мы очень сильно тогда замерзли, но не зря! Теперь в школах и магазинах нашего города стоят ящики, а нам удалось спасти несколько сотен ежиков, — с восторгом рассказывает девочка. — Содержащиеся в батарейках вещества очень токсичны. Одна выброшенная пальчиковая батарейка загрязняет тяжелыми металлами почти 20 квадратных метров земли — в лесу такую площадь могут занимать два дерева, два крота, один ежик и несколько тысяч дождевых червей”.

Кажется, что в 13 лет у ребенка вообще нет свободного времени. Но, по словам Алены, ее родители положительно относятся к волонтерской прыти дочери.

Они знают: если я решила что-то делать, то меня не остановить”, — скромно заверяет волонтер со стажем.

В волонтеры я б пошла, но мама не велела

Елена Иванова, мать уже взрослой дочери-волонтера, в отличие от родителей Алены, придерживается осторожной позиции по поводу добровольчества и называет эту деятельность “использованием забесплатно”.

Вместо того чтобы еще один язык учить (пригодится) или деньги зарабатывать, она тратит время на ерунду. Кто-то пиарится за ее счет, а она бесплатно работает!” — сетует Елена.

С такой же осторожностью Елена относится и к мероприятиям молодежных движений.

“Вы знали, что там мальчики и девочки в одной палатке живут? Вообще неизвестно, чем они на этих “молодежных форумах” занимаются”, — поделилась переживаниями мать волонтера.

Возмущение нашей героини можно принять за излишние волнение и заботу. Но Елена непоколебима, и ей приходится ставить дочери ультиматум: сначала получи диплом, выйди на работу и замуж, а потом волонтерствуй на здоровье.

Замруководителя дирекции “Года волонтера”, директор Росдетцентра, ответственный секретарь координационного совета РДШ Алиса Крюкова считает, что волонтерство среди детей — это совсем не эксплуатация труда, а воспитательный элемент.

РДШ, представители которого находятся во всех 85 регионах страны, по словам Крюковой, к каждому школьнику находит индивидуальный подход.

Мы придумываем проекты, интересные в первую очередь самим детям. Над ними работают не взрослые, а старшие школьники”, — говорит она.

На российских слетах РДШ собираются дети из разных регионов. Там проходят форсайт-сессии, на которых организаторы вместе с детьми ищут те форматы добровольческой деятельности, которые им интересны.


ЗАЧЕМ МНЕ ДОБРОВОЛЬНАЯ ШКОЛА

Творчество не знает ограничений: как школьники становятся арт-волонтерами

Как отмечает Алиса Крюкова, дети любят помогать животным в зоопарках, биологических центрах, также им нравится общаться с больными детьми и сиротами.

“Недавно мы проводили всероссийскую акцию “Школьный пленэр”, в ходе которой ребята отправляли свои рисунки больным детям, приносили им книги с пожеланиями”, — рассказала она.

По словам эксперта, детям ближе игровые форматы волонтерства, а вот субботники они не воспринимают как добровольческую деятельность. Но тут можно придумать и организовать экологический отряд, тематические проекты, например сегодня убираем побережье Байкала, завтра — лесопарковую зону.


ЗАЧЕМ МНЕ ДОБРОВОЛЬНАЯ ШКОЛА

Кто такие экологические волонтеры?

Большую роль в реализации волонтерских проектов РДШ возлагает на плечи родителей. Единственная сложность при этом, по словам ответственного секретаря координационного совета РДШ, — научить родителей слушать детей и делать так, как хочется именно детям.

Взрослые чаще всего хотят делать по-своему, говорить детям, чем заниматься. Это непонимание между поколениями. Если мы научимся слушать друг друга, то все будет хорошо. Добровольчество должно быть добровольным”, — уверена Крюкова.

Помимо РДШ в России активно развивается другое движение для детей — всероссийское детско-юношеское общественное движение “Школа безопасности”. Надежда Ершова, председатель этой организации, руководитель детского крыла Российского союза спасателей, считает, что родителям не стоит волноваться за своих детей, если те хотят приносить пользу обществу. По системе “Школы безопасности” занимается свыше 165 тысяч детей и подростков от 8 до 18 лет включительно.


ЗАЧЕМ МНЕ ДОБРОВОЛЬНАЯ ШКОЛА

Акцию “Безопасный Байкал” предложили сделать ежегодной

Ершова с гордостью рассказала о двух подопечных школы, которые год назад спасли жизнь женщине у станции метро “Планерная” в Москве: в течение нескольких минут они нормализовали состояние пострадавшей и вызвали скорую. Этот случай, по словам эксперта, показывает, что ребята правильно обучены оказанию первой помощи и действиям в чрезвычайных ситуациях.

“Школа безопасности” объединяет разные направления: “Юный пожарный”, “Юный спасатель”, “Юный водник”. Россоюзспас проводит обучающие мероприятия, конкурсы, соревнования. Формы работы движения очень разные — это и кружки, и секции, и пиар-акции.

Как отмечает Надежда Ершова, не всем в движении обязательно быть спасателями. Ребенок может научиться оказанию первой помощи, что полезно и для спасения собственной жизни при чрезвычайных ситуациях. Сейчас в организации работают с любой категорией детей.

Волонтерство — это серьезная и тяжелая работа

Ирина Барыбина, мама 6-летней Дианы и 8-летнего Марка, поддерживает добровольчество и убеждена, что дети должны заниматься тем, чем хотят. Но в масштабах одной семьи — перевести бабушку через дорогу, накормить бездомного котенка.


ЗАЧЕМ МНЕ ДОБРОВОЛЬНАЯ ШКОЛА

Мотивация добровольца: нематериальное поощрение волонтеров

“Любая твоя деятельность требует больших затрат энергии, и ты должен получить эту энергию обратно. Для меня все эти организации, массовые сборы, толпы людей с горящими глазами — помешательство. Принимать решения за своих детей я не могу, я могу только объяснить, что к чему”, — говорит она.

У волонтеров для добрых дел должна быть серьезная мотивация, считает Ирина. Для некоторых это энергетическая подпитка, особенно для пожилых людей, они получают общение, знакомства. Для подрастающего поколения волонтерство — это тяжело, так как на них сваливается огромная нагрузка еще и в виде учебы и взросления.

Алиса Крюкова считает вознаграждения, то есть то, что может получить ребенок за добровольческую деятельность, дискуссионной темой.

Это искажение понятия “добровольчество”, так как мотивом для волонтерства считается только желание помогать. Хотя сейчас во многих вузах при поступлении за добровольчество и общественную деятельность начисляются дополнительные баллы. Ребята получают вознаграждение и в виде различных навыков — коммуникационных, организаторских. Действует система грантов для молодых людей от 14 лет на реализацию своих инициатив”.

Также, как отмечает Алиса, ребята, вышедшие из добровольческих отрядов РДШ, теперь учатся в вузах и занимают позиции руководителей молодежных объединений. Среди таких ребят — Александр Глуховской из станицы Кавказской Краснодарского края.

Сейчас Саше 16 лет, и в этом году он уже пять лет как помогает волонтером.

“Я начинал в доме творчества, в районной организации содружества волонтеров Кавказского района Краснодарского края. Вместе с волонтерами нашей станицы мы организовывали мероприятия, помогали детям-инвалидам, сиротам, ветеранам. Приходили по праздникам, беседовали, помогали сделать что-то во дворе”, — рассказывает он.

Александр сейчас возглавляет самоуправление в школе. По его словам, полезный организаторский опыт он получил на смене РДШ “Шаг в будущее страны” в “Орленке” в прошлом году: там молодого человека избрали во Всероссийский совет по развитию добровольчества.

Родители Саши только приветствуют его увлечения и гордятся сыном.

“Ведь все, что мои родители в нас с братом вложили, приносит хорошие плоды”, — считает он.

Для Александра быть волонтером довольно сложно, так как сейчас ему приходится совмещать любимое увлечение и подготовку к экзаменам, из-за большого количества школьных мероприятий приходится поздно возвращаться домой. Но Саша считает, что без добрых дел человеку не жить.

Человек — это такое создание, которое должно приносить пользу. Каждый день я просыпаюсь и ставлю себе цель, составляю план, а в конце дня я сажусь и вспоминаю, что полезного я сделал”, — рассказывает Саша и добавляет, что если ничего не сделано, то день прошел впустую.

Беседовала Дарья Коченова

Какую практическую выгоду оно приносит

Кроме личностного развития, добровольческая работа даёт утилитарные профиты:

Дополнительные баллы при поступлении в вуз

12 марта 2020 года Минпросвещения РФ опубликовало рекомендации по учёту волонтёрства в качестве индивидуального достижения при поступлении в вуз. За него могут дать дополнительные баллы к ЕГЭ. Чтобы их получить, нужно:

Волонтёрские книжки бывают электронными и бумажными. Во избежание возможных проблем при поступлении лучше пользоваться бумажной версией.

Ведомство рекомендует начислять баллы в соответствии со сроками волонтёрства:

1 балл — менее 1 года;

2 балла — 2 года;

3 балла — 3 года;

4 балла — 4 года.

Однако в зависимости от конкретного вуза за волонтёрскую работу могут дать до 10 баллов или не учитывать это достижение.

Принимая активное участие в добровольческом движении, ребенок заводит новые знакомства, обрастает полезными связями. Кто-то станет для него другом на всю жизнь, а кто-то, возможно, заприметит проблески таланта и предложит подработку или стажировку.

Помощь в выборе профессии

Волонтёрство – реальная возможность соприкоснуться с интересующей ребёнка профессией, узнать её изнутри, проверить степень своей увлечённости.

Например, Ярослав ещё в школе присоединился к волонтерам-медикам и активно помогал инвалидам и тем, кто перенес сложные операции. Спустя время он понял: он хочет стать доктором и продолжать помогать пациентам. Это помогло ему осознанно выбрать предметы для сдачи ЕГЭ и вуз, и теперь он учится на медфаке.

А Аня всегда любила природу, бережно к ней относилась, поэтому в 12 лет она занялась природоохранной работой. Сегодня она популяризует идею о том, что надо сократить потребление пластика, организует сбор и утилизацию пластика и готовится к поступлению на биолога.

Как ребёнку стать волонтёром

В России стать волонтёром может любой желающий. Но для несовершеннолетних есть ограничения.

Детям до 14 лет во время волонтёрства требуется официальное сопровождение (например, родителей или опекунов). Ребятам 14-17 лет нужно документально подтверждённое разрешение от родителей. Оно подаётся вместе с заявлением и обычно содержит шапку с реквизитами волонтёрской организации, Ф. И. О. родителей, пару строк о том, что они согласны на волонтёрскую работу ребёнка, и подписи.

Иногда в городах могут быть отдельные центры, посвящённые местному волонтёрству и объединяющие добровольцев из разных проектов. Так, в Москве действует Ресурсный центр «Мосволонтёр», на сайте mosvolonter.ru размещена вся актуальная информация, связанная с добровольческим движением в столице. Он охватывает порядка 10 направлений от общественной безопасности до медиаволонтёрства.

Как родителям привлечь ребёнка к волонтёрству

Если ваш ребёнок ещё не заинтересован в волонтёрской работе, возможно, стоит с ним об этом поговорить. Помните, он копирует ваши установки и привычки, поэтому нужно начинать с создания определённого инфополя и новых традиций в семье.

Также вы можете вместе изучить информацию о волонтёрстве и о возможностях, которое оно даёт. Например, сейчас издательство «Просвещение» реализует проект «Школа вопросов 21 века. Волонтёрство», в рамках которого до 30 ноября 2022 года проводится серия вебинаров.

Школьникам расскажут о том, как грамотно совместить учебу, увлечения и волонтерство, а студентам – какие возможности для личностного и карьерного роста оно открывает. Родители узнают, как не отбить у ребенка желание помогать другим, а педагоги – как правильно организовать востребованную внеурочную деятельность. Узнать всю актуальную информацию можно на сайте проекта https://uchitel.club/lifeskills/volonteerskills
.

Волонтерская деятельность для школьников. Зачем и где участвовать?

Кто такие волонтеры? Что мотивирует школьников заниматься добровольчеством? Какие проекты существуют в России и как начать с ними работать? Отвечаем в нашей статье — первой из серии материалов, посвященных волонтерству.

10 июня 2020

Кто такие волонтеры?

Волонтеры, или добровольцы (эти слова в России официально считаются синонимами) — те люди, которые по собственной воле и безвозмездно посвящают свои силы и время помощи нуждающимся.

Волонтерский труд — хороший способ разнообразить деятельность школьника. Это может помочь отвлечь его от рутинных дел и наполнить жизнь новыми эмоциями, навыками и достижениями.  Формирование здоровой самооценки, самоуважение, гражданская позиция — все это возможно с волонтерской деятельностью.

Волонтерский труд, помимо того что приносит общественную пользу, позволяет школьнику узнать много нового о мире и людях, живущих в нем, осознать многие ценности не на теоретическом, а на практическом уровне.  Многие волонтеры-старшеклассники отмечают, что после работы волонтером более осознанно подходят к тратам, своему экологическому поведению, культуре общения.

Почему люди становятся волонтерами?

Существует 5 основных (но вовсе не единственных) причин, почему люди посвящают себе волонтерской деятельности.

Интерес
Волонтерская деятельность помогать реализовать потребности в новых эмоциях, желании научиться чему-то новому и интересному.

Добрые мотивы 
Для многих людей стимулом к волонтерской деятельности является желание совершать добрые дела, приносить пользу и радость нуждающимся людям.

Общение и хорошая компания 
Занятия волонтерской деятельностью для многих становятся источником новых знакомств и друзей. Люди находят единомышленников в своем стремлении безвозмездно помогать. Такие сообщества очень помогают школьникам чувствовать значимость своих действий, своего голоса, стимулируют их проявлять больше активности и быть ответственными.

Внешние стимулы 
Эти мотивы описывают людей, начинающих заниматься волонтерской деятельностью ради получения всевозможных поощрений, грамот, льгот и прочих бонусов. Буквально 5 июня министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков сообщил, что поступающие в вузы абитуриенты смогут получить дополнительные баллы за волонтерство. Однако это вовсе не означает, что такие люди не движимы добрыми помыслами, и что они выполняют свою работу без души.

Развитие и профессиональный интерес
Волонтерство помогает начать ориентироваться в мире трудовой деятельности, научиться многим социальным и коммуникативным навыкам. Также для многих людей волонтерская деятельность — это способ применить и развить свои таланты.


ЗАЧЕМ МНЕ ДОБРОВОЛЬНАЯ ШКОЛА

Иллюстрация с заданием из пособия «Школа волонтёра. 5-7 классы»

Как мы можем помочь школьникам решить, какие волонтерские возможности лучше для них?

Как мы еще можем помочь?

Школа волонтёра. 5-7 классы. Учебное пособие

Пособие знакомит учеников с миром волонтёрства, основными направлениями и принципами, на которых оно основывается, поможет преодолеть трудности с вступлением в добровольческую организацию и совершить много добрых дел, став настоящими волонтёром. Тематические настольные игры и социальный квест, представленные в пособии, помогут учащимся освоить и применить на практике полученные новые знания о добровольческой деятельности. Пособие адресовано учащимся 5-7 классов и предназначено для организации работы во внеурочной деятельности.

Какие волонтерские проекты есть в России? Как начать с ними работать?

Волонтером может стать любой желающий в возрасте от 14 лет. Для несовершеннолетних необходимо разрешение от родителей, а для ребят в возрасте до 14 лет — сопровождение официальных представителей.

Со знанием дела

Безусловно, для того чтобы волонтерские практики были эффективны, к их организации нужно подходить со знанием дела, профессионально. Поэтому мы уделяем огромное внимание обучению как организаторов добровольчества, представителей некоммерческого сектора, так и волонтеров”, — говорит директор ресурсного центра “Мосволонтер” Ирина Швец.

“Мосоволонтер” реализует программы общего и функционального обучения волонтеров. На них можно научиться, например, коммуникации с людьми с ограниченными возможностями здоровья, узнать, как правильно управлять большими потоками людей, отработать другие важные и полезные навыки.

В ресурсном центре готовят менеджеров и тренеров волонтерской деятельности: программа “Волонтерский менеджмент” направлена на формирование управленческих компетенций и личных лидерских качеств волонтерских тим-лидеров, а программы “Школа презентаторов” и “Тренинг тренеров” учат не только разрабатывать и проводить тренинги волонтерской тематики, но и вдохновлять аудиторию, заряжать ее энергией добрых дел, добавляет Швец.


ЗАЧЕМ МНЕ ДОБРОВОЛЬНАЯ ШКОЛА

Молоды душой: как в России поддерживают “серебряное” волонтерство

Кроме общих программ существуют также специальные, для отдельных категорий волонтеров, например “ProДобро” для медиаволонтеров, “ДоброСеребро” для “серебряных” волонтеров и “Вселенная волонтера” для школьников.

“Все обучающие программы ресурсного центра “Мосволонтер” позволяют повысить самомотивацию и сформировать столь необходимые и востребованные сегодня soft skills: коммуникацию, работу в команде, управление временем”, — говорит Швец.

Она отмечает, что обучение волонтеров — неотъемлемая часть их участия в мероприятиях в столице. Они проходят как простой инструктаж, так и многоступенчатые программы обучения.

От каждого — по способностям

Не забывайте о том, что волонтерство — дело добровольное. Даже если школьнику нравится помогать, он разделяет ценности волонтерского движения, в котором состоят его сверстники, важно понимать, что, скорее всего, ребятам с разным характером, разными способностями и талантами будут интересны разные виды помощи. Кто-то проявит организаторский талант, а кому-то будет интересно заведовать отчетностью и документацией. Одни запросто находят контакт с чужими людьми, а другим сложно адаптироваться к новым обстоятельствам.

Присмотритесь к каждому участнику волонтерского движения. Не пытайтесь навязать работу с документацией тому, кто хочет проводить творческие мастер-классы.

Проведите опрос с помощью сервиса Google. Forms или очно, чтобы понять, какие у ребят предпочтения и склонности, чем они хотели бы заниматься, и что из этого вы можете им предложить. Не обязательно стопроцентное совпадение — просто так вы сможете лучше ориентироваться в запросах детей и наверняка сможете предложить им ту форму взаимодействия, которая подходит им больше всего.

Из волонтеров в наставники

Благотворительный фонд “Арифметика добра” помогает детям-сиротам найти семью, а также социализироваться и адаптироваться — для этого организация занимается развитием образования, культуры и спорта в детских домах.

Несколько лет назад в фонде начали готовить социальных волонтеров. Им рассказывали об особенностях детей-сирот, как с ними взаимодействовать, беречь себя в сложных ситуациях и другом.

“Сейчас программа подготовки социальных волонтеров переросла в более глубокое направление — наставничество. Это тоже волонтерская деятельность. Мы обучаем наставников, готовим к встрече с подростками. В отличие от волонтера, наставник вступает в отношения с подростком надолго, минимум на один год. Его задача — помочь молодому человеку освоиться в окружающем мире, подготовиться к самостоятельной жизни, быть проводником и другом в жизненных перипетиях”, — рассказывает руководитель программы “Наставники” Анастасия Сорокина.

Она добавляет, что подготовка в школе наставников позволяет волонтерам многое узнать о себе, своем взаимодействии с родными и детьми.

“Зная причины поведения детей, лишившихся заботы родителей и проживших в детском доме, мы становимся терпимее и внимательнее. Эти знания с успехом используются в обычной жизни. Мы считаем, наша программа в том числе решает просветительскую задачу”, — утверждает Сорокина.

Интернет — всему голова

Создайте аккаунт или группу школьного волонтерского движения в соцсетях и разместите ссылку на сайте школы.

Публикуйте посты о новых мероприятиях, делайте отчеты о прошедших. Знакомьте аудиторию со всеми участниками движения, рассказывайте о каждом из ребят. Рассказывайте в соцсетях о проблемах уровня школы, района или города, людях, которым требуется помощь. Естественно, эту работу тоже должен будет взять на себя кто-то из школьников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *