Исследовательская работа «история развития волонтерского движения в россии» | образовательная социальная сеть
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ И СПОРТА
БУТУРЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МБОУ КОЧУНОВСКАЯ ООШ
РАЙОННАЯ НАУЧНО – ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «СТАРТ В НАУКУ»
СЕКЦИЯ: История. Обществознание. Экономика
ТЕМА РАБОТЫ
«ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ
ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ»
Выполнил: ученик 9 класса,
Денисов Александр Александрович
Руководитель:
Смирнова Валентина Николаевна,
Учитель истории и обществознания
I квалификационной категории
Бутурлино, 2022
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………… 3-4
ГЛАВА I. ЧТО ТАКОЕ ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ?…………… 5-6
ГЛАВА II. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ….. ………………………………………………………….. 7-11
ГЛАВА III. ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В НАШЕЙ ШКОЛЕ… 12
ГЛАВА IV. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ……………………. 13-14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………. 15-16
ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………… 17
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………. 18-22
Введение
« ТОТ, КТО НИЧЕГО НЕ ДЕЛАЕТ ДЛЯ ДРУГИХ,
НИЧЕГО НЕ ДЕЛАЕТ ДЛЯ СЕБЯ».
Гёте.
Волонтёрское движение, волонтёрская работа, волонтёры… С этими словами и их понятиями я встретился совсем недавно. Указом Президента России 2022 год объявлен Годом добровольца (волонтера). По словам В.В. Путина, проведение Года добровольца станет признанием заслуг перед обществом и оценкой колоссального вклада волонтеров в развитие страны.
Кто они – волонтеры? Меня очень увлекла эта тема, я решил исследовать её шире, изучить историю возникновения волонтерства в нашей стране. Есть ли добровольцы в нашей школе?
Как известно, в наши дни всё больше и больше и взрослых, и подростков начинают вести здоровый образ жизни. Тысячи людей отказываются от употребления алкоголя, курения табака. Мужчины и женщины, юноши и девушки занимаются спортом, увлекаются живописью и музыкой. Кроме того, люди начинают задумываться о своём духовном здоровье, о своём нравственном статусе, о своей гражданской позиции и об умении творить добро не только для себя, а и для других людей.
Милосердие и доброта… в последнее время мы всё чаще стали обращаться к этим словам. Будто прозрев, начали осознавать, что самым острым дефицитом стали у нас сегодня человеческое тепло и забота о ближнем. Ведь человек рождается и живет на Земле для того, чтобы делать людям добро.
Тема нашей работы: История развития волонтерского движения в России.
Цель работы: изучить историю возникновения волонтерского движения в России.
Для достижения поставленной цели, нами были сформулированы следующие задачи:
- Изучить литературу и интернет – источники по теме исследования.
- Провести опрос учащихся нашей школы с целью выявления знаний о волонтерах, их деятельности и появлении в России.
- Выявить знания о работе добровольце в нашей школе.
- Составить буклет для учащихся нашей школы о волонтерском движении в России.
Гипотеза: предположим, что волонтер – это человек, добровольно и безвозмездно помогающий другим людям. Волонтеры были в России всегда, только называли их такими простыми словами, как помощник, доброволец.
Методы исследования: наблюдение, исследования публицистических и научных источников, анкетирование, проектирование.
Думаю, что тема нашего исследования является очень важной и актуальной на сегодняшний день. Ведь доброта, милосердие, взаимопомощь всегда являлись основой христианства и менталитета Россиянина. А в настоящее время они немного утрачены и забыты.
Я надеюсь, что наша работа будет интересной и полезной для взрослых и детей, для всех тех, кого реально заботит проблема духовного здоровья нации, судьба своей страны, кто не равнодушен к чаяниям и надеждам нуждающихся людей, живущих с нами рядом.
Работа может быть использована на классных часах, на занятиях по внеурочной деятельности по духовно – нравственному воспитанию, на кружках краеведческого направления.
Глава I. Что такое волонтёрское движение
Слово волонтер произошло от французского volontaire, которое в свою очередь произошло от латинского voluntarius, и в дословном переводе означает доброволец, желающий. В 18-19 веках волонтерами назывались люди, добровольно поступившие на военную службу. Волонтерство – это неоплачиваемая, сознательная, добровольная деятельность на благо других.
Любой, кто сознательно и бескорыстно трудится на благо других, может называться волонтером. Волонтерство как идея социального служения почти столь же древняя, как и понятие “социум” [1.1].
Семь главных принципов волонтёрского движения:
- ДОБРОВОЛЬНОСТЬ (voluntarily):
Мы работаем круглые сутки, но никогда не берем денег;
- НЕЗАВИСИМОСТЬ (INDEPENDENCE) :
Нами руководят нужды, а не короли;
- ЕДИНСТВО (UNITY):
У нас много идей, но один идеал;
- УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ (UNIVERSALISM):
Мы уважаем нации, но пересекаем границы, чтобы оказать помощь;
- ГУМАННОСТЬ (HUMANITY):
Мы служим людям, а не системам;
- БЕСПРИСТРАСТНОСТЬ (IMPARTIALITY):
Мы заботимся о жертвах – виновных и невиновных;
- НЕЙТРАЛЬНОСТЬ (NEUTRALITY):
Мы берем инициативы, но никогда не берем стороны.
В обществе всегда находились люди, для которых способом самореализации, самосовершенствования, связи и общения с другими людьми был труд на благо того сообщества, в котором этому человеку довелось родиться и/или жить. Однако только в ХХ веке, на пропахшем войной и индивидуализмом европейском континенте добровольчество стало приобретать черты всеобщего социального феномена. Молодые люди — французы и немцы, встретились и пришли к замечательной мысли, ставшей впоследствии лозунгом волонтерского движения: «Лучше работать вместе, чем воевать друг против друга». После Первой Мировой войны, в 1920 г. во Франции, под Страсбургом, был осуществлен первый волонтерский проект с участием немецкой и французской молодежи, в рамках которого волонтеры восстанавливали разрушенные после 1-й Мировой Войны фермы в районе мест наиболее ожесточенных боев между немецкими и французскими войсками. Денег за свою работу волонтеры не получали, но исправно обеспечивались заинтересованной стороной проживанием, питанием и медицинским страхованием — этот принцип организации волонтерского труда сохранился и по сей день. С тех пор волонтерство успело набрать размах и популярность всемирного масштаба.
5 декабря является Международным Днём волонтера. В 1985 году Генеральная Ассамблея ООН предложила правительствам ежегодно отмечать 5 декабря Международный день добровольцев во имя экономического и социального развития (International Volunteer Day for Economic and Social Development) или, коротко и понятно, — Международный день добровольцев (International Volunteer Day).
Юридическое определение добровольца или волонтера дано в статье 5 Федерального закона РФ “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях” от 7 июля 1995 года: “Добровольцы граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации”.
Глава II. История возникновения волонтерского движения в России
Если не я, то кто?
(Девиз российских добровольцев)
Во всех странах волонтерское движение имеет глубокие корни. Не является исключением и Россия.
Можно сказать, что волонтерство на Руси началось с принятием христианства, вскоре после 988 года. Добровольцы приходили и приходят потрудиться в монастыри во славу Божию. Еще при Ярославе Мудром существовали сиротские училища, которые содержались за счет милостыни, собиравшейся с соседних деревень [1, с. 267]. К слову сказать, ныне сбор пожертвований или фандрайзинг – один из наиболее распространенных видов волонтерства.
История волонтерства в допетровской России неразрывно связана с принципами христианской добродетели. Как в мирное, так и в военное время Церковь вдохновляла народ на бескорыстное служение, помощь и поддержку ближнего. Ярчайший пример — подвиг Минина и Пожарского, добровольческая деятельность которых остановила тяжелейшую польскую интервенцию в тот момент, когда на краю гибели была вся Россия.
Даже неграмотные крестьяне вплоть до Октябрьской революции бережно хранили древние традиции взаимопомощи. Когда у кого-то случалась беда, ему помогали всем миром.
Дальнейшее развитие волонтерства в России тесно связано, с так называемым, «хождением в народ». Известный в XIX веке портрет кающегося дворянина, который шел в народ – одно из наиболее ярких проявлений волонтерства в России. Такими были первые деревенские врачи, учителя.
Первые «человеколюбивые общества» под внимательным присмотром императора в России были созданы еще в XVIII веке. В XIX в. возникли первые «некоммерческие общественные организации» – земства [4, с. 234]. Деятельность земств – весьма знаменательная веха истории волонтерства в нашей стране. Бесплатное начальное образование в дореволюционной России формально находилось в ведении Синода. Система церковно-приходских школ из-за незаинтересованности сельского духовенства была малоэффективна. Большинство народных начальных школ во II половине XIX века принадлежало именно земствам, и в них охотно преподавали волонтеры. Земствам и врачам – история волонтерства в России обязана распространением бесплатного медицинского обслуживания в деревнях, где издревле применялись лишь народные средства.
Одна из самых ярких страниц истории волонтерства нашей страны, и, в частности, волонтерства в Москве, связана с русско-турецкой войной. В конце 1870-х годов монахини московской Свято-Никольской обители стали первыми в мире сестрами милосердия, которые добровольно отправились на фронт для оказания помощи раненым бойцам.
К началу Первой мировой войны это добровольческое движение распространилось среди женщин-волонтеров и за рубежом (Красный Крест).
Волонтерство в России было не только организованным. Всегда находились энтузиасты, готовые помочь угнетенным и обездоленным, ведь это – в самом характере русского человека. Особенно трепетное отношение у многих было к заключенным. Большинство христолюбивых русских людей считало своей обязанностью по праздникам, а порой и в будни, навещать «сидельцев», одаривать их деньгами и едой, ухаживать за ними. После октября 1917 года волонтерство в России приобрело «добровольно-принудительный» характер. Инициативу полностью взяло в свои руки государство. Последняя негосударственная волонтерская организация, российский филиал Международного Красного креста, была закрыта в 1930-е годы [1, с. 36].
В СССР слово «волонтёр» употреблялось довольно редко; ему предпочитали слова́ «доброволец» и «ополченец». Это вовсе не значит, что добровольчества в СССР не существовало. Образ комсомольца-добровольца, сражавшегося в рядах Красной Армии, восстанавливавшего разрушенное войнами народное хозяйство, ехавшего покорять целину, оставил глубокий след в сознании русских людей.
Добровольческие отряды наравне с Красной Армией били фашистов в годы Великой Отечественной войны. Особо следует сказать о женщинах, которые добровольно уходя на фронт не только возрождали традицию сестер милосердия, но и сражались наравне с мужчинами. Вспомним, например, пронзительную повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие».
Все люди, старшего поколения, воспитаны на книге А.П. Гайдара
« Тимур и его команда». С именем Тимур мы связываем деятельность тимуровских команд, которая приняла массовый характер в послевоенные годы. Многие школы и пионерские дружины гордо носили имя А.П. Гайдара. Пионеры стремились быть похожими на Тимура и его команду.
В начале 90-х годов XX века добровольчество в нашей стране постепенно начинает возрождаться, на каждом шагу сталкиваясь со множеством проблем. Одна из наиболее острых – разобщенность и безынициативность молодежи. После развала СССР были разрушены основы коллективизма и взаимовыручки, доверия и милосердия. Низкий уровень жизни, порой граничащий с нищетой. Это и всеобщее недоверие, особенно среди тех, кому волонтеры оказывали поддержку, ведь проявление бескорыстия многих настораживало.
К середине 2000-х годов положение меняется в лучшую сторону. Стали появляться первые волонтёрские ассоциации. Какие-то из них смогли заработать некий общественный капитал и выйти на новый уровень организации — региональный или даже федеральный. Количество участников различных волонтёрских проектов понемногу увеличивается.
С 2022 года о поддержке волонтёрских проектов официально объявило правительство.
В настоящее время в Москве существует группа “Доноры – детям”, представляющая собой полностью волонтерское объединение. У участников нет постоянного состава или “членства в обществе”. Волонтеры устраивают занятия кружков в гематологическом отделении, детские конкурсы и походы в театр для детей и родителей, организовывают сбор средств на поиск доноров костного мозга и лекарства. И просто приходят поиграть с детьми и пообщаться с их родителями. Все эти люди – доноры, и неважно, сдают они кровь или нет. В феврале 2002 года при поддержке и содействии НИИ детской онкологии и гематологии РОНЦ РАМН им. Н.Н.Блохина по инициативе граждан разных стран, объединенных стремлением помочь больным детям создан благотворительный Фонд “Настенька”. В Москве функционирует волонтерская группа детского отделения Московского областного онкологического диспансера “Седьмой лепесток”, пациентам которого нужны друзья. Это может быть как один человек, так и семья, группа друзей, участники различных форумов и клубов, которые смогут взять шефство над конкретным ребёнком и помочь пройти ему весь путь к выздоровлению. Можно перезваниваться, навещать, общаться, дарить подарки с поводом и без. Если есть возможность, то оказывать поддержку в покупке лекарств, одежды, продуктов. Волонтерская группа “Мир в ладошке” – это некоммерческое, неполитическое, неформальное, добровольное объединение людей, оказывающее помощь социальным учреждениям в основном по работе с детьми. Региональный общественный фонд помощи престарелым “Доброе Дело” Был учрежден в Москве в 2000 г. как некоммерческая организация для выполнения следующей миссии: содействие улучшению качества жизни пожилых и старых людей жертв тоталитарных режимов путем организации медицинской, социальной и исторической реабилитации.
В ноябре 2022 года, указом президента РФ, был учрежден день добровольца (волонтера) – 5 декабря.
Сегодня добровольцем быть престижно. Это подтверждает то, что огромное количество молодежи изъявило работать волонтерами на Олимпийских играх в «Сочи – 2022». В подготовке Игр и их проведении приняли участие 25 тыс. волонтеров Оргкомитета «Сочи 2022». Кроме того, более 3 тыс. городских волонтеров, подготовленных городом Сочи, работали на городских объектах и площадках.
10 декабря 2022 года в России официально открылись волонтёрские центры чемпионата мира по футболу. В них подготовили волонтёров к чемпионату мира — 2022. По всей России для Чемпионата мира нужны порядка 40 тысяч волонтеров, а в Нижнем Новгороде было подготовлено примерно 1,5 тысячи. Заявок на участие в центре ожидали около 8-10 тысяч. Почему так много желающих стать волонтером? Это возможность принять участие в событии мирового масштаба, которое войдёт в историю нашей страны. Также можно получить профессиональный опыт и поработать с лучшими специалистами мира. Ведь если вы будете помогать врачу, то не сомневайтесь, что это будет один из лучших докторов мира. Ну и наконец, вы сможете расширить круг своего общения. Это новые знакомства, новые возможности и новые друзья.
Глава III. Волонтерское движение в нашей школе
Изучая волонтерское движение в России, мы не могли ничего не сказать о нем в нашем районе и в нашей школе.
На базе Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования детско-юношеского центра «Бутурлинец» работает волонтерский отряд “Пульс”. Каждый может подключаться к его работе и поддерживать благотворительные акции. Вот ссылка на его группу в Контакте https://dobrovolcirossii.ru/volonter.puls.
С самого начала работы нашей школы в ней действовали добровольческие отряды при ВЛКСМ и Пионерской организации. Но мы решили, что материала о тех «былых временах» хватит на еще одну исследовательскую работу. Здесь же мы хотим кратко осветить работу волонтеров нашей школы сегодня. Отряд волонтёров из членов детского общественного объединения «Городок детства» был сформирован в сентябре 2022 года. Руководителем отряда является педагог – организатор нашей школы Денисова И.М. Отряд состоит из 8 человек. [2.3] Это костяк отряда, который организует ребят нашей школы на различные волонтерские акции. Направлениями работы отряда являются пропаганда здорового образа жизни, патриотическое, экологическое. Отряду удалось участвовать в проекте «Озеленение детской площадки». Стали традиционными такие проекты как выступления в школьной агитбригаде «Молодежь 21 века», акции «Чистая улица – чистая планета», «Милосердие», «Обелиск», «Чистый берег». (Приложение 1)
Как же рады приходу ребят пенсионеры, ветераны Великой Отечественной войны, ветераны школы! Как счастливы ребята, когда видят и понимают, что их дела приносят пользу и добро!
Глава IV. Результаты исследования
Нам интересно было узнать, что знают ребята нашей школы о волонтерском движении, о тимуровцах, о работе волонтеров в нашей школе. Как относятся к этому движению. Мы составили анкету и провели анкетирование среди обучающихся 5-9 классов (Приложение 2). Всего в исследовании участвовало 30 человек. В результате анкетирования и анализа анкет обучающихся школы мы пришли к выводу, что:
- 29 учащихся знают кто такой «волонтер», 1-не знает;
- 13 ребят читали книгу «Тимур и его команда» А.Гайдара, а 17 – не читали;
- 20 учеников знают о Тимуровском движении в СССР, а 10 – не слышали о нем;
- 16 ребят знают о волонтерском отряде в нашей школе, а 14 – нет, хотя и участвуют в акциях;
- 19 человек участвуют в различных благотворительных акциях, которые проводит наше детское объединение «Городок детства», а 11-нет;
- 26 ребятам нравится участвовать в благотворительных акциях, лишь 4 человека не хотят этим заниматься.
- 21 человеку из 30 нравится участвовать в благотворительных акциях.
- 26 детей считают, что волонтером может быть талантливый, добрый и сильный духом человек.
- На вопрос «Какую волонтерскую работу хочешь предложить ты?» поступили такие предложения:
Заключение
Таким образом, гипотеза о том, что волонтер – это человек, добровольно и безвозмездно помогающий другим людям. Волонтеры были в России всегда, только называли их такими простыми словами, как помощник, доброволец, в ходе исследования нашла своё подтверждение.
В результате изучения литературы и интернет – источников мы узнали, что история развития волонтерского движения в России имеет глубокие корни и богатую историю. Начиная с истории Древнерусского государства и посей день взаимопомощь и милосердие являются неотъемлемой частью Россиянина и его поведения в обществе.
В результате анкетирования обучающихся, было выявлено то, что в нашей школе есть волонтерский отряд. И если даже ребята не знают, что такое волонтёрство, с удовольствием участвуют в акциях, которые организует волонтерский отряд и актив детского объединения. Это значит, что ребята нашей школы не чёрствые и не равнодушные к чужой беде. Им знакомы взаимовыручка и сострадание.
Данную работу можно использовать на уроках обществознания, классных часах и занятиях по внеурочной деятельности с целью распространения информации о истории развития волонтерского движения в России, с целью воспитания таких бесценных качеств патриота и гражданина как милосердие и взаимовыручка.
Мы составили информационный буклет, который подарили всем классам нашей школы.
В заключение, хочется выразить надежду, что богатейшие традиции, которые имело когда-то волонтерство в нашей стране, не умерли и не умрут, а будут и дальше развиваться и процветать на благо всего человечества, во имя мира на земле и счастья каждого человека! А в нашей школе отряд волонтеров будет пополняться новыми членами и в его багаже будет все больше и больше добрых дел!
Литература
- Локтионова Т. А. История возникновения и становления волонтерства в России // Молодой ученый. — 2022. — №8.
- Материалы, предоставленные педагогом-организатором МБОУ Кочуновская ООШ Денисовой И.М.
- Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995г. № 82-ФЗ (ред. от 23.07.2008).
- Хулин А. А. Добровольчество как вид благотворительности. – 2003. – №3.
- Шекова Е. Добровольческие трудовые отношения: основные определения // Человек и труд – №4. – 2003.
Интернет – источники:
- https://ria.ru/spravka
- http://www.sbornet.ru
- http://volna.org
- https://nsportal.ru
- https://infourok.ru
- https://moluch.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Информация о состоянии волонтерского (добровольческого) движения в МБОУ Кочуновская ООШ на 01.09.2022
Наименование образовательной организации (в соответствии с уставом), контактные данные | МБОУ Кочуновская ООШ 607436 Нижегородская область Бутурлинский район с. Кочуново ул. Центральная д. 50 Телефон(83172) 58221 |
Название волонтерского (добровольческого) формирования | Отряд волонтёров из членов детского общественного объединения «Городок детства» |
Организационная форма (указать): | Отряд |
Дата создания формирования | Сентябрь 2022 год |
ФИО руководителя формирования, должность, место работы, стаж работы в данном объединении | Денисова Ирина Михайловна, Педагог – организатор, 2 года |
Контактные телефоны/факс руководителя | 89503489410 |
Адрес электронной почты руководителя | |
Формы работы с активом | Конференция, круглый стол |
Содержание деятельности (направления, проектные линии, проекты) | Пропаганда здорового образа жизни, патриотическое, экологическое |
Реализуемые в 2022-2022 году добровольческие проекты | – Проект «Озеленение детской площадки», 2022 год – выступления в школьной агитбригаде «Молодежь 21 века» – Акции «Чистая улица – чистая планета», «Милосердие», «Обелиск», «Чистый берег» |
Численность формирования | Отряд из 8 человек, 12-14 лет |
Взаимодействие с социумом, (схематично) | Социальная служба Пенсионный фонд Отряд Дом культуры Кочуновская сельская администрация |
Адрес сайта, группы в социальных сетях | – |
Наличие печатного издания | – |
Дата формирования информации (дд.мм.гг.) | 01.09.2022г. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Анкета «Что я знаю о волонтерском движении»
1.Я знаю кто такой «волонтер».
Да
Нет
2.Я читал книгу «Тимур и его команда» А.Гайдара.
Да
Нет
3.Я знаю о Тимуровском движении в СССР.
Да
Нет
4.Я знаю о волонтерском отряде в нашей школе.
Да
Нет
5.Я участвую в различных благотворительных акциях, которые проводит наше детское объединение «Городок детства».
Да
Нет
6. Мне нравится участвовать в благотворительных акциях.
Да
Нет
7.Когда я окончу школу, то я продолжу волонтерскую работу.
Да
Нет
8.Я считаю, что волонтером может быть талантливый, добрый и сильный духом человек.
Да
Нет
9.Какую волонтерскую работу хочешь предложить ты?
________________________________________________________________________________________________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Результаты анкетирования